Научная статья на тему 'Классические теории электорального поведения: возможности и ограничения'

Классические теории электорального поведения: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3654
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАПАДНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ELECTORAL BEHAVIOUR / WESTERN CLASSIC THEORIES OF ELECTORAL BEHAVIOUR / FACTORS OF ELECTORAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мавликасов Айбулат Хайдарович

В статье рассматриваются западные классические теории электорального поведения (социологическая, социально-психологическая, рационально-инструментальная), а также направление, связанное с коммуникационными и информационными теориями. Сделаны основные выводы о том, в какой степени данные подходы применимы в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classical theories of electoral behaviour: resources and limitations

The article deals with the Western classical theories of electoral behaviour (sociological, socio-psychological, rational choice theory) and the approach associated with communication and information theories. The author presents the main findings about the extent to which these approaches can be applied in the Russian conditions.

Текст научной работы на тему «Классические теории электорального поведения: возможности и ограничения»

УДК 316.4

Мавликасов Айбулат Хайдарович

Mavlikasov Aibulat Khaidarovich

соискатель факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

PhD student, Sociology Department, Saint Petersburg State University

CLASSICAL THEORIES OF ELECTORAL BEHAVIOUR: RESOURCES AND LIMITATIONS

Аннотация:

В статье рассматриваются западные классические теории электорального поведения (социологическая, социально-психологическая, рационально-инструментальная), а также направление, связанное с коммуникационными и информационными теориями. Сделаны основные выводы о том, в какой степени данные подходы применимы в российских условиях.

Ключевые слова:

электоральное поведение, западные классические теории электорального поведения, факторы поведения избирателей.

Summary:

The article deals with the Western classical theories of electoral behaviour (sociological, socio-psychological, rational choice theory) and the approach associated with communication and information theories. The author presents the main findings about the extent to which these approaches can be applied in the Russian conditions.

Keywords:

electoral behaviour, Western classic theories of electoral behaviour, factors of electoral behaviour.

С 90-х гг. прошлого столетия одним из важнейших элементов демократического развития России становится институт альтернативных выборов в законодательные и исполнительные органы власти, обеспечивающий добровольное участие граждан в политической жизни. Речь идет о действии, которое определяет судьбу государства, учитывая же огромные территории и военно-стратегическую мощь России - часто и судьбы всей планеты [1, с. 175]. Это делает важным исследование электорального поведения граждан России, а также факторов, его формирующих.

На сегодняшний день в научной литературе факторы электорального поведения представлены в трех западных классических теориях изучения поведения избирателей: социологической, социально-психологической и рационально-инструментальной. Существует также направление, которое связано с коммуникационными и информационными теориями.

Суть социологического подхода заключается в том, что выбор электората определяется его принадлежностью к большим социальным группам. Каждая группа обеспечивает политической партии стабильную базу избирательной поддержки. Представители социально-психологической концепции утверждали, что «психологическая идентификация человека с политической партией связана с голосованием за эту партию на выборах» [2, с. 8]. Избиратель голосует на основании эмоциональной поддержки личности кандидата или партии. Третья классическая теория в анализе электорального поведения - рационально-инструментальная. Фундаментальное для этой концепции положение состоит в том, что «индивид выбирает ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем другая партия» [3, р. 36]. Согласно коммуникационному подходу, основными источниками информации для индивида являются СМИ.

Рассмотрим, в какой степени перечисленные методики, разработанные американскими и европейскими учеными для объяснения закономерностей развития своих обществ, применимы в российских условиях.

При адаптации социологической теории к российской действительности можно действительно обнаружить определенные расколы в социуме. Например, «город - село», суть которого состоит в том, что село демонстрирует лояльность власти, тогда как город настроен оппозиционно. Но в социологической концепции отсутствует фактор, который учитывал бы изменения трансформационных процессов политической системы. В условиях процессов трансформации в России пока не сложилась четко выраженная структура общества. Среди партий лишь КПРФ имеет четкую социальную базу. Поэтому говорить о стабильной электоральной поддержке политических партий социальными группами пока не приходится.

Кроме того, в целом к концу ХХ столетия проявилась ярчайшая тенденция постепенной утраты взаимосвязи между принадлежностью к определенной группе и выбором избирателей. Особенности постиндустриализации и глобализация размывают традиционные социальные расколы в социуме [4, с. 10].

Следующая концепция изучения поведения избирателей - социально-психологическая. О большой степени ее применимости говорит геополитический фактор, который влияет на эмоциональную приверженность со стороны избирателей к той или иной позиции - от прозападниче-ства до антизападничества. Однако данная теория не учитывает региональную специфику, а именно состав и структуру населения, ее культуру и самобытность. Как известно, Россия - многонациональное государство и у каждой нации свой уровень партийной идентификации. Например, традиции северокавказских народов способствуют партийной лояльности в семье, избиратель крупных городов мыслит более рационально.

К тому же социально-психологический подход обнаруживает свою ограниченность применительно к системам многопартийности и системам, которые находятся в процессе формирования, например в России, где расчлененность избирательной поддержки намного выше, чем в системах двухпартийности (США), в которых складывается простое отношение между электоральными вкусами и выбором партий [5, с. 264-270].

Третья теория анализа электорального поведения - рационально-инструментальная. Пределы применимости данной концепции подчеркивает исследователь А.А. Ионова: «Не все индивиды хотят удовлетворить свои эгоистические интересы и действуют в пространстве политики, опираясь на рациональные мотивы. Напротив, граждан, взвешивающих свое политическое решение и действующих, опираясь на рациональные побуждения, гораздо меньше, нежели тех, кто подвержен эмоциональному состоянию и имеет склонность доверять не столько программам политических партий и/или кандидатов, сколько целенаправленно и специально созданным имиджам партийных лидеров, и кто выбирает под воздействием своего ближайшего окружения в обществе» [6, с. 11].

Глубокий анализ возможностей применения рационально-инструментального подхода исследования поведения электората к российской действительности произвела Г.В. Пушкарева [7, с. 120-130]. Исходя из ее рассуждений, можно выделить следующие ограничения в применении данной теории:

1. Все человеческие представления складываются в процессе взаимного обмена информацией. Человеческая зависимость, которая возникает от перемещающегося в обществе информационного потока, не может осознаваться им в качестве давления или внешнего ограничителя.

2. В разнообразном и разнородном социуме гражданин сам делает выбор источников информации в политике, которые заслуживают доверия. Это базируется на неосознанном желании избегать когнитивного диссонанса, который возникает при столкновении с противоречивыми материалами. Именно поэтому индивид предпочитает информацию, не противоречащую ценностным ориентациям и представлениям, которые у него сложились.

3. При усваивании политических ценностей и норм культуры избиратель становится их «заложником», поскольку они оказывают воздействие на его поведение и мышление. Рациональные действия в электоральной поддержке той или иной партии или кандидата ограничены границами той среды социокультурности, в которой имела место политическая социализация человека.

При адаптации коммуникационной концепции изучения электорального поведения к условиям России можно обнаружить пределы применимости, связанные с местом проживания и возрастом. Известно, что в глубинке имеется доступ только к определенным каналам СМИ, люди преклонного возраста в меньшей степени вовлечены в информационные технологии, нежели молодежь.

Исследователь В.В. Федоров пишет, что средства массовой коммуникации - значимая детерминанта в ситуации нестабильности, когда привычные установки людей сильно поколеблены. В ситуации стабильности граждане отдают предпочтение рациональному выбору, который практически не зависит от воздействия СМК и построен на традиционных установках, которые господствуют в стране и в социуме [8, с. 12].

Таким образом, ни один западный классический подход к исследованию поведения избирателей не отрицает влияния других факторов на электоральный выбор, но каждая модель делает акцент на каком-либо одном из них, считая его основным. Данные теории применимы к российской действительности, но в определенных пределах, в зависимости от региона и ситуации.

На Западе существует огромный опыт в области исследования избирательных кампаний, поэтому необходимо обращение российских ученых к данному багажу знаний. Однако зарубежные концепции не должны слепо копироваться отечественными исследователями. Во-первых, каждая из моделей поведения электората в одних моментах может быть плодотворной, в других случаях нет. Во-вторых, западный теоретический и практический опыт изучения электорального поведения должен быть применен на практике только с учетом своеобразия действительности России. Условия, в которых складывалось и складывается поведение российских избирателей, сильно отличаются от условий в государствах так называемой развитой демократии, что актуа-

лизирует необходимость разработки отечественных подходов, которые бы исследовали проблему, опираясь на специфику России, особенности культурного и исторического развития российского общества.

Ссылки:

1. Поляков Л.В. Электоральное поведение россиян // Политические исследования. 2011. № 6. С. 175-180.

2. Охременко И.В. Электоральное поведение: теория вопроса : в 2 ч. Ч. 1. Волгоград, 2002.

3. Downs A. An Economic Theory of Democracy. N. Y., 1957.

4. Ионова А.А. Политико-психологические аспекты электорального поведения в политических системах: теоретико-методологический анализ : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011.

5. Паппи Ф.У. Политическое поведение: мыслящие избиратели и партийные системы. М., 1999.

6. Ионова А.А. Указ. соч. С. 11.

7. Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Политические исследования. 2003. № 3. С. 120-130.

8. Федоров В.В. Теоретические аспекты изучения электорального поведения россиян в период формирования современной российской государственности : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009.

References:

Downs, A 1957, An Economic Theory of Democracy, New York.

Fedorov, VV 2009, The theoretical aspects of the study of electoral behavior of the Russians during the formation of the modern Russian state: PhD thesis abstract, Moscow, (in Russian).

lonova, AA 2011, The political and psychological aspects of electoral behavior in political systems: theoretical and methodological analysis: PhD thesis abstract, Moscow, (in Russian).

Ohremenko, IV 2002, Electoral behavior: theory questions: in 2 parts., part 1, Volgograd, (in Russian). Pappy, FW 1999, Political behavior: thinking voters and party systems, Moscow, (in Russian). Polyakov, LV 2011, 'Electoral behavior of Russians', Politicheskiye issledovaniya, no. 6, pp. 175-180, (in Russian). Pushkareva, GV 2003, 'The study of electoral behavior: the contours of the cognitive model', Politicheskiye issledovaniya, no. 3, pp. 120-130, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.