УДК 321.01, 297.17
DOI 10.34823/SGZ.2021.5.51698
Л.Д. ЧАНГЛЯН магистр факультета политологии, бакалавр философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
Классическая теория халифата в исламской философско-политической мысли
Статья посвящена теории халифата, которая нашла свое отражение в работах основных представителей исламской философско-политической мысли средневековья. Автором осуществляется попытка проследить идейные истоки и исторический генезис данной теории.
Ключевые слова: арабо-мусульманская философия, исламское государство, политический ислам, форма правления, халифат.
L.D. CHANGLYAN Master of Political Science, Bachelor of Philosophy Lomonosov Moscow State University
The dassical caliphate theory in Islamic philosophical and political thought
The article is devoted to the theory of the caliphate, which was reflected in the works of representatives of Islamic philosophical and political thought of the Middle Ages. The author attempts to trace the ideological origins and historical genesis of this theory.
Keywords: Arab-Muslim philosophy, Islamic state, political Islam, form of government, caliphate.
Исламская философско-политическая мысль имеет древнюю традицию, уходящую корнями во времена возникновения
* Чанглян Лилия Давидовна, [email protected]
ислама и существования могущественного Арабского халифата. На протяжении веков наблюдается большой интерес исламских мыслителей к теории построения исламского государства - халифата.
Целью данной статьи является выявление идейных истоков теории халифата в работах основных представителей исламской философско-политической мысли средневековья.
Актуальность темы обусловлена возникновением в XX -начале XXI века исламистских политических организаций, которые искажают классическую теорию халифата и используют ее для достижения своих политических целей.
Классическая теория государства в исламской философс-ко-политической мысли развивалась в рамках средневекового исламского права. Идеал исламского государства отражался в концепциях имамата и халифата. Разработка теории халифата в суннитском направлении ислама была произведена только через несколько веков после смерти пророка Мухаммеда. Исламские богословы-правоведы опирались на расширенное толкование небольшого количества положений Корана и Сунны, в которых нет прямого указания на то, каким должно быть политическое устройство халифата, и кто должен его возглавлять. Также они использовали опыт осуществления власти Мухаммедом и первыми праведными халифами.
Одним из первых мусульманских мыслителей, наиболее полно изложившим концепцию халифата, был выдающийся теолог и законовед Абу-ль-Хасан аль-Маварди (974-1058 гг.). Его известный труд - «Законы власти и религиозное правление»1. В этом трактате аль-Маварди хотел показать, что халифат - единственно законное исламское государство, а халиф в нём - высший авторитет.
Имамат аль-Маварди - это централизованное и сильное государство во главе с правителем (имамом), объединяющим в своих руках духовную и светскую власть. Основная цель имамата (халифата) - защитить веру и управлять исламским миром2. Данная форма государства строится на мусульманском праве.
1 Туманян Т.Г. Средневековый мусульманский законовед Абу-л-Хасан ал-Маварди и его теоретическое наследие // Этносоциум и межнациональная культура, № 5, 2008, с. 60.
2 Кирабаев Н.С. Классическая теория халифата: ал-Маварди // Политическая мысль мусульманского средневековья. М.: РУДН, 2005, с. 80.
В своей работе аль-Маварди основное внимание уделил фигуре имама (халифа), его обязанностям и порядку избрания. Имамат, согласно учению мыслителя, возникает посредством заключения соглашения между имамом и мусульманской общиной. Имам должен обеспечить установление божественного порядка в государстве, заключающееся в строгом исполнении священных законов шариата. Кроме того, он должен быть защитником веры, сохраняющим «чистоту» ислама от различных новшеств и ересей. Также в число обязанностей имама входит обеспечение безопасности своих подданных (мусульман и немусульман) и защита государства от внешних врагов. Выбирают правителя специальные люди из числа улемов (учёные, знающие исламскую теорию и практику), они представляют мнение общины. Избрание осуществляется посредством иджма, то есть путём вынесения единогласного решения1. Однако реальные исторические условия вынуждали мыслителя признавать законность не только выборного халифа, но и назначенного. Прибегая к различным юридическим ухищрениям, он обосновывал право аббасидс-кой династии передавать власть по наследству.
К кандидатуре правителя аль-Маварди тоже устанавливал ряд требований. Одно из главных требований - принадлежность к племени курейшитов, то есть к племени пророка Мухаммеда. Имам должен обладать необходимыми знаниями в области исламского права, чтобы быть способным выносить самостоятельные суждения (иджтихад) при решении государственных вопросов. Также выносятся требования к личностным характеристикам (справедливость, храбрость) и физическому состоянию2. Подданным вменяется в обязанность слушаться имама и поддерживать его во всём. Однако эта обязанность снимается с них, если правитель нарушает принципы исламского вероучения и не соответствует своему морально-религиозному статусу. В таком случае он больше не может занимать свою должность, и община избирает другого имама. Аль-Маварди признавал законным существование только одного халифа и, следовательно, одного халифата. Главной целью политической теории аль-Маварди было единство мусульманской уммы.
1 Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007, с. 264.
2 Кирабаев Н.С. Классическая теория халифата: ал-Маварди // Политическая мысль мусульманского средневековья. М.: РУДН, 2005, с. 87.
Также среди исламской мысли необходимо выделить политическую доктрину Ибн Таймии (1263-1328 гг.), изложенную в труде «Религиозное управление». Отличительной особенностью его взглядов было то, что он отрицал обязательность политического института халифата, а также допускал существование нескольких халифов одновременно. Ибн Таймия считал, что только первый праведный халифат (VII в.), созданный после смерти Пророка, был действительно законным и справедливым. «Государство весьма недолго существовало как идеальный халифат»1, и со временем он разделился на множество независимых эмиратов. Однако религиозное единство не было утрачено, поскольку все правители обосновывают свою власть, апеллируя к нормам шариата. Таким образом, исламская умма (религиозная община) может состоять из многих государств, но перед каждым стоит цель - развивать религию и служить Аллаху. Мыслитель разделял традиционный исламский догмат о единстве религии и власти. Он считал, что сильная власть защищает религию от врагов, а религия легитимирует власть и не даёт ей превратиться в тиранию.
Важное место в исламском государстве занимает фигура халифа. К нему Ибн Таймия предъявлял всего два требования: способность к управлению государством и соблюдение принципов ислама. При этом допускается возможность назначения нескольких правителей, которые могли бы совместно управлять государством. Кроме того, Ибн Таймия отказался от традиционного догмата, утверждавшего, что халиф должен быть курейшитом.
Выборы халифа, согласно идеям мыслителя, осуществляются равноправно всеми авторитетными членами общины, между ними и правителем заключается договор. В своём правлении халифу следует опираться на советы улемов, которые являются «хранителями чистоты ислама», поскольку обладают знаниями2. Улемы как наиболее знающие и уважаемые лидеры исламской общины могут реформировать исламское право путём интерпретации шариата в соответствии с новыми условиями времени. Подданные обязаны слушаться носителей власти. Однако непослушание халифу возможно, если своими действиями он нарушает положения Корана,
1 Кирабаев Н.С. На путях политико-религиозного догматизма: Ибн-Таймия // Политическая мысль мусульманского средневековья. М.: РУДН, 2005, с. 131.
2 Там же, с. 133.
Сунны или традиции праведных предков. Любое другое непослушание воспринимается как фитна, то есть попытка расколоть мусульманскую общину, посеять хаос и раздор, что является грехом.
Большой вклад в классическую арабо-исламскую политическую мысль внёс выдающийся философ Ибн Халдун (13321406 гг.). В своём знаменитом трактате «Мукаддима» («Введение»)1 он, опираясь на исторический опыт и современные ему политические реалии, даёт классификацию форм правления и выделяет основные этапы развития исламского государства.
Формы государственного правления у Ибн Халдуна подразделяются на три вида: естественная монархия, политическая монархия и халифат. Естественная монархия характеризуется как деспотическая власть правителя. Монарх управляет только в соответствии с личными предпочтениями, преследуя свои субъективные интересы. Политическая монархия предполагает правление на основе критериев разумности. Такое рациональное правление нацелено на защиту мирских интересов подданных, однако в нём отсутствует религиозная составляющая, что является объектом критики философа. Наилучшей же формой правления, по Ибн Халдуну, является халифат. В нём власть опирается не на личные желания правителя или рациональные принципы, а на священное мусульманское право, которое устанавливает справедливость и учитывает все интересы подданных. В халифате духовные ценности сочетаются с земными.
Ибн Халдун подчёркивал тот факт, что в результате кризиса мусульманской общины, главной причиной которого была замена объединяющих начал - «веру заменил меч», халифат превратился в монархию2. Философ выделил четыре исторических этапа в эволюции исламского государства. На первом этапе это был «чистый» халифат времён первых праведных халифов, рассматривающийся как идеальный. Затем халифат стал постепенно переходить в монархию. Основная цель халифата и внешние атрибуты ещё сохранялись, но «веру» стала заменять «сила». На смену исламскому праву пришли деспотические методы правления. На третьем этапе осталось лишь номинально название «халифат», само же го-
1 Ибн Халдун. Аль-Мукаддима // Историко-философский ежегодник / Пер. Смирнова А.В. М.: Наука, 2008, с. 159-186.
2 Там же, с. 170-171.
сударство по существу стало монархией. В конечном итоге произошёл распад единого исламского государства, а ранее могущественные арабы были завоёваны чужеземцами.
Итак, с XI века исламские правоведы и богословы объявили о закрытии «врат иджтихада», то есть о запрете дальнейшего толкования и комментирования богословско-правовых источников1. Это привело к тому, что начался «век традиции»: мусульманская политико-правовая теория была ограничена выводами основателей суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) и их первых последователей. Как следствие, теория халифата аль-Маварди была объявлена классической, и в неё запрещалось вносить любые значительные изменения. А политическая доктрина Ибн Халдуна стала последней оригинальной теорией в философско-политической мысли исламского средневековья.
В период существования Османской империи к классической теории халифата уже не было добавлено чего-то принципиально нового. Однако последующие исламские философы заимствовали многие положения при разработке политических теорий и пытались с их помощью найти ответы на проблемы своего времени.
1 Боголюбов А.С. Иджтихад // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. М.: Наука, ГРВЛ, 1991, с. 91-92.