педагогика школы
* * *
1. Vasil'eva L.G. Formirovanie omamental'nogo obraza v risovanii i applikacii detej 4-7 let (na materiale chuvashskogo ornamenta): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ul'janovsk, 1998.
2. Vasil'eva L.G. Sintez iskusstv v formirovanii geometrizirovannogo ornamental'nogo obraza v risovanii i applikacii detej 4-7 let // Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 1. Koncept. 2013. URL: http://e-koncept.ru/2013/53407.htm.
3. Vasil'eva L.G. Formirovanie u detej 4-5 let vosprijatija obraznosti iskusstva narodnogo geometri-zirovannogo ornamenta // Izvestija VGPU. 2015. № 8.
4. Gerchuk Ju. Struktura i smysl ornamenta // Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1979. № 1. S. 30-33.
5. Leskova I.A. Ot mifa k metafore: semantiches-kie i konstruktivnye aspekty ornamental'nogo tvor-chestva. Volgograd: Peremena, 2011.
6. Nekrasova M.A. Problema ansamblja v dekorativnom iskusstve // Iskusstvo ansamblja. Hudozhestvennyj predmet. Inter'er. Arhitektura. Sreda / sost. M.A Nekrasova. M., 1988. S. 13-42.
7. Rybakov B.A. Makrokosm v mikrokosme narodnogo iskusstva // Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1975. № 1. S. 30-33; № 2. S. 38-43.
8. Saltykov A.B. Samoe blizkoe iskusstvo. M.: Prosveshhenie, 1969.
9. Teplov B.M. Psihologicheskie voprosy hu-dozhestvennogo vospitanija // Izvestija Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR. 1947. Vyp. 11. S. 7-28.
10. Trofimov A.A. Kosmogonicheskie predstav-lenija drevnih chuvashej i otrazhenie ih v ornamente vyshivki // Chuvashskoe iskusstvo. Cheboksary, 1976.
Formation of preschool children's perception of a geometrized ornamental image
There is shown the new view on the use of decorative art in the work with preschool children. There are revealed the conditions for development of 4-7 year old children's perception of a geometrized ornamental image: marking out its world outlook, value and sense, expressive levels; modeling of artistic environment; finding the parallels between ornament art and cosmogonic myths and legends.
Key words: levels of a geometrized ornamental image (world outlook, value and sense, expressive), artistic perception, people's cosmogonic notions, mythological plots, line and colour images, 4-7 year old children.
(Статья поступила в редакцию 18.09.2015)
О Затямина Т.А., 2015
т.А. ЗАтЯМИнА
(Волгоград)
классическая музыка в формировании мотивАционной направленности Подростков на продуктивную музыкально-творческую деятельность
Описаны характер продуктивной музыкально-творческой деятельности, особенности переживания как механизма взаимоотношений подростка с миром музыки. Выделены типы художественной позиции подростка в музыкально-творческой деятельности, содержание его мотивационной направленности во взаимоотношении с классической музыкой, которая понимается исходя из ее образной, духовно-творческой природы.
Ключевые слова: музыкально-творческая деятельность, мотивационная направленность подростков, классическая музыка.
Обязательным компонентом содержания образовательного процесса у детей подросткового возраста является музыка, об этом свидетельствуют современные ФГОС ООО. Одна из стратегических задач и прогнозируемый результат освоения учебного предмета «Музыка» - это формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение). В чем сложность этой задачи и насколько она нова для современного музыкального образования? Так, еще в XX в. Д.Б. Кабалевский главную задачу учителя музыки видел в том, чтобы он смог увлечь детей музыкой. Изучать искусство, в отличие от других учебных предметов в школе, можно только полюбив искусство. На протяжении всего школьного периода обучения любовь к искусству необходимо не только пробуждать, но и укреплять, напитывать ее новыми переживаниями.
как отмечают учителя музыки, преподаватели ДМШ и как показали результаты проведенных под нашим руководством наблюдений в ряде общеобразовательных школ, у детей 11-14 лет снижается интерес к продуктивным формам музыкальной деятельности. сами
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
педагоги связывают это с резкими физиологическими изменениями у подростков (голосовые мутации, строение тела и т.д.), поиском мировоззренческих основ для своего жизненного самоопределения, стремлением к утверждению своего социального положения в среде сверстников и взрослых. Видение и объяснение причин снижения мотивационной направленности подростков на продуктивную музыкально-творческую деятельность - это одна из сторон решения существующей проблемы. Реальные результаты могут быть достигнуты, если поставленные во ФГОС ООО цели-проектируемые результаты мы, педагоги, будем осмысливать инструментально, в контексте предметного содержания. Остановимся на двух вопросах обозначенной проблемы -характере продуктивной музыкально-творческой деятельности подростков и классической музыке как объекте этой деятельности.
Музыкальная деятельность профессионала и деятельность детей дошкольного, школьного возраста имеет сходные основы, но их нельзя рассматривать как тождественные. в методологическом плане музыкальная деятельность вычленяется, потому что является: 1) одной из специфических деятельностей человека;
2) содержанием музыкального произведения;
3) средством развития определенных способностей, свойств человека. Поэтому важным является вопрос педагогического понимания музыкальной деятельности, особенностей ее реализации на определенном возрастном этапе развития детей.
Результатом проведенного нами ранее исследования [1] стали выводы о том, что музыкальная деятельность детей, осваиваемая и реализуемая в системе общего и дополнительного образования, - это система устанавливаемых взаимоотношений ребенка с миром музыки; результатами этих отношений становятся преобразования в самих детях, что находит отражение в их личности, музыкальной культуре, опыте духовно-творческого бытия. содержательно взаимоотношения включают в себя присвоенные личностью ценности общественного сознания, ценности окружения, самой жизни.
Согласно Н.Е. Щурковой, отношение есть реальная связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем сознании. С данной позиции музыкальная деятельность в образовательном процессе не есть некая внешняя абстракция, она - реальная данность, в которой осуществляются отношения детей с музыкой. Результатом взаимоотношений детей с музыкой является конкретный художественный или исследовательский
продукт, т.е. дети поют, играют на музыкальных инструментах, инсценируют содержание музыкальных произведений. Сложившаяся на сегодняшний день массовая практика общего музыкального образования утеряла направленность на продуктивный результат.
необходимость установления взаимоотношений человека с музыкой порождается его базальной потребностью в осмыслении мира. Человек в музыкальной деятельности, соприкасаясь с «пространством духовного содержания», по И.А. Ильину, моделирует его в материальной жизни, наполняя ее всеобщими духовными ценностями. Пространство духовного содержания - это реальность, в которой возникают, существуют, развиваются и функционируют неосязаемые ценности, воплощенные в звуках, красках, слове. Данная реальность существует как определенное смысловое поле, с которым соприкасается подросток в музыкальной деятельности. Исследования в области возрастной, гуманитарной психологии позволяют нам определить содержание этого смыслового поля применительно к детям подросткового возраста. Его доминантой являются вопросы мировоззренческого характера: образ жизни семьи, нравственные устои человеческой жизни, модели жизненного поведения, друзья и недруги, человеческие пороки и т.д. В старшем подростковом возрасте важными становятся вопросы поиска своей индивидуальности.
музыкальная деятельность в образовательном процессе позволяет детям соприкоснуться с пространством духовного содержания и смоделировать его в своей жизни. Профессиональная музыкальная деятельность, помимо этих функций, еще и наполняет мир культуры духовными ценностями. Отсюда одной из основных задач профессиональной деятельности композиторов, исполнителей, художников, актеров является найти и обозначить «пространство духовного содержания».
музыка как структурный элемент музыкальной деятельности предстает не как молчаливый набор фактов, образов, а «как живое образное искусство», по словам Д.Б. Кабалевского, говорящее на особом языке, хранящее в своих художественных формах глубинные законы мироздания. Поэтому именно взаимоотношения являются связующим звеном человека и музыки.
Соприкосновение подростка с музыкой происходит на основе со-переживания, т.е. погружения в эмоциональную природу музыки. В отношении сознания к бытию сопереживание становится способом обретения
осмысленности бытия. Переживание не просто координирует внутренние процессы, происходящие в сознании, а, по мнению А.Н. Леонтьева, представляет «завязь» особого отношения личности к своему миру, сигнализирует о личностном смысле внешних событий. Человек должен сердцем откликнуться на голос музыки, в этом и состоят взаимоотношения. Продуктивные формы музыкальной деятельности создают наиболее благоприятные условия для со-переживания подростком содержания музыки.
В музыкально-продуктивной деятельности проявляется эстетическое отношение подростка. Согласно исследованиям А.А. Мелик-Пашаева, эстетическое отношение мы определяем как психологическое качество человека, как условие и результат музыкальной деятельности. Эстетическое отношение позволяет воспринимать чувственный облик предметов и явлений, осознанно переживать свою сопричастность миру, другим людям, природе, произведениям человеческой культуры.
Наличие эстетического отношения в музыкальной деятельности позволяет говорить о ее направленности на абсолютные ценности, смыслы человеческого существования, поиск истины. Эстетическое отношение антиутили-тарно: оно, по М.М. Бахтину, изымает предмет из плоскости привычного практического функционирования и открывает его «непотребляемое нутро». В эстетическом отношении наиболее ярко проявляется творческий характер музыкальной деятельности.
Обращаясь к произведениям искусства, в частности к музыке, человек соприкасается непосредственно с процессом творческой деятельности. осмысление этой деятельности или ее перевоссоздание позволяет осознать свою самость. «Человеческая природа, сознающая свою самость, свое самостоятельное и свободное бытие, должна вечно существовать лишь как природа творческая, творящая <... > в творчестве, свободном и дерзновенном, призван человек творить мир новый и небывалый» [4, с. 240].
В произведениях искусства мы обнаруживаем не только ценностные результаты человеческой деятельности, но и условия творческого бытия человека. музыкальная деятельность, представленная в содержании музыкального произведения, позволяет увидеть, как пересекаются потребности, мотивы человека, его сложившиеся взгляды, убеждения и опыт человечества, создавая естественные условия выхода человека за пределы себя самого, в область незнакомого себя. Благодаря
а школы -
этому для человека открываются новые границы творческого самоосуществления.
С этих позиций музыкальная деятельность подростка становится условием поиска и утверждения своей индивидуальности, способом творческого самоосуществления. Реализация музыкальной деятельности дает определенную свободу в нахождении путей и средств решения возникающих жизненных проблем.
А.А. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская приходят к выводу, что отношения ребенка с искусством начинаются тогда, когда он начинает осваивать различные позиции, имеющие отношение к искусству. На основе характеристик бытийной определенности отношений человека с музыкой можно выделить и особенности позиции субъекта музыкальной деятельности, которую мы обозначили как художественную, исходя из специфики содержательной структуры музыкальной деятельности. она представляет собой единораздельную целостность, состоящую из четырех первоэлементов: познавательного, оценочного, коммуникативного, преобразовательного. Художественная позиция субъекта музыкальной деятельности проявляется, прежде всего, во внутренней устремленности на взаимодействие с музыкой в требованиях, устанавливаемых для себя, нацеленности на определенный продуктивный результат [1]. По устойчивости мотивов подростка во взаимоотношениях с миром музыки мы выделили различные типы художественной позиции:
- чужой - равнодушие подростка к музыке. Истоки такой позиции находятся либо в невидении ценностно-смыслового содержания мира музыки, либо в отсутствии самого элементарного опыта продуктивного взаимодействия с музыкой;
- любопытный - характеризуется кратковременными ситуациями взаимодействия с музыкой; инициатива в организации взаимодействия принадлежит другому человеку, им может быть учитель или другой подросток. Интерес к устанавливаемым взаимоотношениям объясняется не содержанием духовного пространства, он по своему характеру скорее утилитарный («может пригодиться»);
- любознательный - характеризуется устойчивостью взаимоотношений подростка с миром музыки. Широта общения - отличительная черта данного типа художественной позиции;
- знаток - подросток целенаправленно организует свою музыкальную деятельность. У него уже сложились свои предпочтения. В
известия вгпу. педагогические науки
рамках этих предпочтений он расширяет опыт своей музыкальной деятельности;
- гурман - подросток проявляет себя как ценитель и знаток определенных течений, направлений музыкального искусства, отдает предпочтение определенным исполнителям, проявляет свою творческую активность в определенном исполнительском направлении.
специфика продуктивной музыкально-творческой деятельности дает понимание содержательного наполнения мотивационной направленности подростков, что, прежде всего, связано с ценностно-смысловыми основами человеческой жизни. с этих позиций необходимо посмотреть и на мир музыки, выделив те его объекты, которые в наибольшей полноте содержат ценностно-смысловые основы.
Ценностно-смысловые основы музыки -это то, что непосредственно связано с духовной жизнью человека, т.е., по мнению А. Лихачева, его чувствами, которые «выстраиваются в отношении Блага и красоты», волей, которая «соотносится с Истиной и добром». наиболее полно такие основы представлены в классической музыке.
Определение «классическая музыка» используется в нескольких значениях: 1) как определенное направление в развитии искусства - классицизм; 2) как музыка серьезная, отличающаяся от таких разновидностей, как фольклор, джаз, рок, поп; 3) как музыка и по содержанию, и по форме образцовая. Не исключая ни одного из определений, мы принимаем третью позицию, т.е. классическая музыка как образцовая, лучшая. Она есть в различных направлениях: фольклор, джаз, культовая и т.д. в каждом из направлений есть образцы, которые могут быть названы классической музыкой. в ряде наших работ мы рассматривали классическую музыку духовной направленности [2]. Постараемся выделить те характеристики классической музыки, благодаря которым она относится именно к данному разряду, вне зависимости от направления.
к рассмотрению музыки невозможно подходить с естественнонаучными мерками. Поэтому понимание классической музыки может быть раскрыто только исходя из ее образной, духовно-творческой природы. корнем понятия «образцовый» является слово «образ». Образное представление, в отличие от понятийного, терминологического, позволяет подойти к рассматриваемому объекту многостороннее, объемнее, в единстве его содержательного наполнения и формы его выражения.
Так, классическая музыка, по В.В. Ме-душевскому, - это искусство высокой тради-
ции. Рассмотрим, что содержательно включает в себя понятие «высокая традиция». Отражение действительности признается одной из основных особенностей музыкального искусства. согласно выводам с.л. рубинштейна, действительность есть соотношение конкретного и абстрактного. конкретное в музыке предстает как действительно бывшее или существующее явление, событие, то, что обусловило саму практическую жизнь человека. Примерами этого являются образы Ивана Грозного, Бориса Годунова в творчестве М.П. Мусоргского, хана Кончака и князя Игоря у А.П. Бородина, события жизни русского человека, воссозданные во «временах года» П.И. Чайковским, библейские сюжеты у И. С.Баха, рождественские колядки и т.д. Конкретное, воссозданное в произведениях искусства, выступает как причинная основа для чего-то более важного. Искусство, в частности классическая музыка, по мнению П.А. Флоренского, призвано не дублировать действительность, а дать наиболее глубокое постижение ее архитектоники, ее материала, ее смысла; и постижение этого смысла, этого материала действительности, - переорганизовать пространство, т.е. организовать его по-новому, устроить по-своему. По словам л.с. выготского, искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала еще не содержится. Поэтому во взаимоотношениях с музыкой мы не просто констатируем наличие действительности, мы в нее погружаемся, проживаем ее, преображая эту действительность своим субъективным взглядом. Отражаемая в музыкальном произведении действительность обозначается таким понятием, как «музыкальный образ». Он в своем содержании не соответствует реальным фактам, но использует их, заостряя внимание на объективно значимом.
Таким образом, высокая традиция связана с объективно значимым для человечества. Классическая музыка наполнена образами объективно значимого для жизни человека. для подростка объективно значимые вопросы находятся в области мировоззренческих, нравственных проблем. Эффект высокой традиции классической музыки может стать для подростка, согласно В.В. Медушевскому, великим откровением о непостижимой красоте духовного бытия.
Классическая музыка - «божественное искусство» (Л. Бетховен), в ней «что-то чудотворное горит» (А. Ахматова). Божественное в музыке - это идеальный мир, который существует как возможность для человека при-
педагогика школы
близиться к нему в своем существовании. Деятельное отношение к музыке позволяет подростку не только созерцать этот мир, но и воссоздавать его в себе.
По авторитетному мнению Н. Бердяева, божественное в музыке можно рассматривать и как прикосновение к акту художественного творчества, что заключается в создании иного бытия, иной жизни, через прорыв «мира сего» к миру иному. Для подростков в поиске и утверждении своей индивидуальности общение с классической музыкой становится реальной практикой прикосновения к актам художественного творчества. Это может быть осуществимо при освоении особенностей художественной драматургии, средств создания музыкального образа, музыкальных традиций, авторского стиля. Классическая музыка является образцовой не только по своему содержанию, но и по способам и формам его представления. Она дает возможность учиться у мастеров, признанных в мире. Чтобы открыть в себе творческие способности, нет лучше учителей.
Почему же именно классической музыке мы отдаем предпочтение, говоря о формировании мотивационной направленности подростков на продуктивную музыкально-творческую деятельность? Ответ в словах Н.В. Гоголя: «Знаете ли вы, как важны впечатления детских лет? То, что в детстве только хорошая привычка и наклонность, превратится в зрелых летах в добродетель» [3, с. 18].
список литературы
1. Затямина Т.А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография. Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2008.
2. Затямина Т.А. Культурно-мировоззренческая палитра православного содержания мира музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2014. № 6 (91). С. 104-109.
3. Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе». М.: Старклайт, 2009. С. 160.
* * *
1. Zatjamina T.A. Muzykal'naja dejatel'nost' re-benka v prostranstve pedagogicheskoj real'nosti: monografija. Volgograd: Izd-vo VGAPK RO, 2008.
2. Zatjamina T.A. Kul'turno-mirovozzrencheskaja palitra pravoslavnogo soderzhanija mira muzyki v duhovno-nravstvennomrazvitiii vospitaniishkol'nikov // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. Ser.: Ped. nauki. 2014. № 6 (91). S. 104-109.
3. Gogol' N.V. Iz pisem. «Chto mozhet dostavit' pol'zu dushe». M.: Starklajt, 2009. S. 160.
Classical music in formation of teenagers' motivational orientation at productive musical and creative activities
There is described the character of the productive musical and creative activities, peculiarities of emotional experience as the mechanism of teenager's relations with the music world. There are marked out the types of teenager's artistic position in musical and creative work, the motivational orientation in relations with classical music which is comprehended based on its figurative, spiritual and creative nature.
Key words: musical and creative activities, motivational orientation of teenagers, classical
(Статья поступила в редакцию 18.09.2015)
о.А. карпушова
(Волгоград)
технология организации социального сравнения в развитии самопознания у младших школьников
Анализируется проблема развития самопознания младших школьников, в частности один из основных его механизмов - социальное сравнение. Обосновывается технология организации социального сравнения в рамках эмпирического исследования по развитию самопознания младших школьников. Показаны возможности ее реализации во внеурочном курсе по развитию самопознания в начальной школе.
Ключевые слова: самопознание, социальное сравнение, образ сверстника, идеальный сверстник, технология.
В современной системе образования наблюдается активный поиск стратегий, технологий, методов, способов развития самопознания на разных возрастных этапах. на протяжении всего доподросткового возраста, согласно
О Карпушова О.А., 2015