Научная статья на тему 'Классическая аудиторная лекция в преподавании гистологии как фундаментальной медико-биологической дисциплины'

Классическая аудиторная лекция в преподавании гистологии как фундаментальной медико-биологической дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / LECTURE / ГИСТОЛОГИЯ / HISTOLOGY / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / FUNDAMENTAL MEDICAL-BIOLOGICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родзаевская Елена Борисовна

В статье дан обзор проблем в преподавании гистологии. Гистология является фундаментальной дисциплиной медицины и биологии. В настоящее время имеются определенные причины, снижающие значение классической аудиторной лекции по данному предмету. Кроме того, обсуждаются различные методические особенности лекционного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родзаевская Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLASSICAL CLASSROOM LECTURE IN TEACHING HISTOLOGY AS A FUNDAMENTAL MEDICAL-BIOLOGICAL DESCIPLINE

The article provides an overview of the problems in the teaching of histology. Histology is the fundamental discipline of medicine and biology. Currently, there are certain reasons that reduce the value of the classical classroom lectures on the subject. In addition, various methodological features of lecture process are discussed.

Текст научной работы на тему «Классическая аудиторная лекция в преподавании гистологии как фундаментальной медико-биологической дисциплины»

УДК 576:61:378.4.147

© 2016 Е.Б. Родзаевская

КЛАССИЧЕСКАЯ АУДИТОРНАЯ ЛЕКЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИСТОЛОГИИ

КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье дан обзор проблем в преподавании гистологии. Гистология является фундаментальной дисциплиной медицины и биологии. В настоящее время имеются определенные причины, снижающие значение классической аудиторной лекции по данному предмету. Кроме того, обсуждаются различные методические особенности лекционного процесса.

Ключевые слова: лекция, гистология, фундаментальные медико-биологические дисциплины.

Значение «живой» аудиторной лекции в преподавании теоретических дисциплин существенно снизилось. На это есть общие, объективные причины, и частные, «местные», связанные с особенностями вуза.

«Болонская система» оценки качества образования с бесконечными тестами и рейтингами, чудовищно, с русским размахом, фальсифицированными, закономерным образом похоронила лучшее когда-то во всем мире российское фундаментальное образование по специальности. Скоро придет пора, когда «хотелось бы латать, да не за что хватать». Мертвящий кругооборот в создании все новых образовательных стандартов сдерживает профессиональное совершенствование преподавателей, разрушает уникальные отечественные традиции подготовки «штучных» специалистов. Так что на вопросы о необходимости внедрения в нашу практику принципов болонской системы ответы по меньшей мере неоднозначны [1]. Фундаментальные медико-биологические дисциплины, какой является и гистология, на то и фундаментальные, что не нуждаются в постоянном обновлении планово-отчетных форм образовательных стандартов, отнимающих у преподавателей-специалистов массу времени и сил. Применение им, силам, можно найти и получше.

С чем же связано падение значения лекционного курса для студентов в исполнении лекторов - сотрудников кафедры - доцентов и профессоров, кандидатов и докторов наук?

Во-первых, это происходит вследствие появления множества дополнительных учебных пособий (помимо тех, что планово выдаются студентам через библиотеку), а также громадного количества других, большей частью электронных источников, и это создает весомую конкуренцию содержанию и возможностям аудиторной лекции. Однако все знают, что наряду с наличием весьма высокопрофессиональных аудио-, видео-, текстовых электронных материалов интернет содержит разнообразно «адаптированные» лекционные и семинарные курсы, причем уровень «адаптации» означает как информационную недостаточность, так и прямые неточности, ошибки. Указание на «адаптированность», как правило, отсутствует. И все-таки надо сказать спасибо за широкую возможность использовать такие источники в принципе, особенно иллюстративные (электронные атласы микрофотографий и электронограмм), - это существенная помощь для преподавателя гистологии, т.к. кафедра уже много лет имеет острый дефицит оборудования для семинаров - нет микроскопов и микропрепаратов.

Во-вторых, произошедшее в последнее время изменение лекционных программ, сокращение (вдвое!) количества лекционных часов создает ситуацию, при которой темы семинаров, куда студенты должны приходить уже подготовленными и за что они получают текущие

оценки, постоянно опережают темы лекций. В этих условиях студенты, по сути, предоставлены всем достоинствам и недостаткам самообразования.

В-третьих, утрачивается авторитет лектора. Если раньше студенты могли с гордостью сказать: сдавал экзамен профессору N - это ведь наш лектор! - то теперь можно административным решением запросто превратить лектора в «говорящую голову», как в телевизоре, никакого влияния на конечный результат работы (оценка на экзамене) не оказывающего, и вообще его можно «отстранить» от участия в экзаменах, заменив ассистентом или человеком, не читавшим лекционного курса много лет.

Все же, пока есть университетское образование, будет существовать и лекционная форма преподавания - даже в тисках негативных реалий - как уникальная, единожды совершаемая творческая работа лектора-профессионала, которая призвана обязательно иметь как образовательное, так и эмоциональное назначение для студентов. Студенты приходят на лекцию по той же причине, по которой мы предпочитаем ходить на живой концерт или спектакль, а не слушать-смотреть аудио-видео записи, даже в исполнении высоких мастеров своего дела. Неповторимая ценность профессиональной работы лектора совершается у всех на глазах -вместе со всеми деталями, в том числе особенностями речи, манерой поведения, не исключая и характерных «пунктиков», иногда комичных. Именно это привлекает в аудиторию доброжелательно заинтересованных, добросовестных слушателей. Зря некоторые лекторы устраивают тщательные, иногда пофамильные проверки присутствующих (а студентов на «потоке» насчитывается более сотни человек); не нужны и громкие «разносы» в сторону нарушителей дисциплины. Такая практика не эффективна: отнимает слишком времени от лекции, страдают добросовестные студенты, а авторитет лектора от этого, кажется, не растет.

В сложившихся условиях лектор должен отдавать себе отчет в том, что студенты, имея возможность воспользоваться другими вполне квалифицированными источниками, все же явились именно на данную лекцию... и быть человечески благодарным за это. Не следует оценивать себя слишком высоко. процесс восприятия трудной, не развлекательной (даже иногда отвлеченной - микроструктуры простым глазом не увидишь), изобилующей специальными терминами такой учебной дисциплины, как гистология - вещь тонкая. Не все студенты способны работать во время лекции на «одной волне» с лектором, да и лекционных дисциплин много, на всех на нас не настроишься. Что-то нравится, что-то нет. Возможно, темп речи, манеры лектора кого-то не устраивают; возможно, логика изложения для кого-то не прозрачна, да мало ли что. Поэтому следует решать так: пришел студент на лекцию - ну, и прекрасно, если нет - ну, значит, при добросовестном отношении к предмету он сможет найти для себя более предпочтительный способ получения тех же знаний. При добросовестном отношении, повторюсь. Но все ли наши студенты добросовестны? Нет ли среди них ленивцев, пройдох, любителей «договориться» насчет экзамена? Все ли студенты 1-2 курсов имеют необходимую базовую подготовку, для того чтобы речь лектора была для них содержательна, а не казалась «бульканьем пузырей на воде»? Вопросы. Вопросы? Неужели у кого-то есть еще вопросы?

С другой стороны, можно не сомневаться, что у квалифицированного лектора-профессионала всегда будет аудитория - даже если он не будет жестко контролировать посещение лекций. Эта аудитория сохранится даже при ухудшении условий проведения лекций -(перевод лекции на более позднее, неудобное время, отсутствие доски и возможности продемонстрировать мультимедийную презентацию - в моей практике бывало всякое). Более

того, такая аудитория постепенно станет «своей», своеобразным собранием-содружеством: внимательным, критичным, заинтересованным!

На опыте последних лет, когда темы практических занятий хронически опережают темы лекций - аудиторная лекция превращается в дополнительное разъяснение уже освоенной самостоятельно к семинару темы. В связи с этим обостряется давний вопрос - как строить преподавателю свою лекцию: излагать в прежней нерушимой последовательности рутинный материал (соответственно, пропорционально сокращая время на отдельные вопросы), или дать основной акцент на «критические точки» уже пройденной темы, на самые сложные, проблемные пункты. Разумный подход должен быть пока лишь только один: научиться совмещать и комбинировать материал в целях наилучшего его восприятия. Сложен годовой лекционный цикл по нашей специальности, и от лектора требуются качества психоэмоциональной лабильности и устойчивости одновременно, умение дать лекции нужный темп и направление.

Качественная лекция призвана посредством хорошо организованной, выразительно-образной речи лектора (всегда имеющей и эмоциональную окраску) создать у слушателей ясное понимание того или иного научного вопроса. Лекция вообще незаменима, если разрабатывается новый раздел курса; если в учебнике методически сложно представлен материал; если существуют разноречивые точки зрения на данный предмет. Профессиональный анализ научной проблемы будет полным, если лектору удастся раскрыть связи обсуждаемого раздела с другими учебными дисциплинами, с практическим опытом человека [2, 3]. Еще - очень эффективно для стимуляции интереса - это чтобы была в лекции некоторая недосказанность, т.е. не надо «до донышка» разбирать какой-либо вопрос: когда оратор хочет исчерпать тему до конца - он рискует исчерпать внимание слушателей.

Проблемы, поднимаемые на лекции, должны быть неотделимы от самостоятельного научного поиска студентов, должны стимулировать их интерес, создавать познавательный мотив. И не только в области теории, например, реферативного поиска, но и в практических навыках. Жаль, что все это в далеком прошлом. Лабораторной базы на кафедре давно нет, и после 17.00 кафедральные окна гаснут. Никто не сидит за освоением гистологических методик, не красит, не просматривает свежие препараты. Количество студентов в группе за последние годы выросло более чем вдвое, и преподавателей, спешащих с работы после семинаров, на которых вместо прежних 12 сидит 40-45 человек, тоже можно понять: скорее бы вырваться из этого шума, суеты, духоты...

Как правило, лекция состоит из вступления, основной части, заключения. Важно для лектора всегда помнить об основной тематической направленности. Каждое слово на лекции должно быть «на тему лекции». Как говорить, «диктовать» или «рассказывать»? Наверное, эмоциональное, логичное изложение в стройной последовательности ценнее, чем диктовка. Важно - «чтобы поняли». При этом главное - не терять внимание слушателей, уметь оперативно реагировать на вопросы (краткие!) с мест и реплики.

Чрезвычайно важна иллюстративная часть лекции, тем более - в нашей столь наглядной (ненаглядной) гистологии. Мультимедийные презентации должны быть выполнены качественно, подтверждать обсуждаемые научные положения. В иллюстрациях допустима некоторая доля анимации, возможен элемент забавного рисунка, юмора (придает дополнительную эмоциональную окраску), однако зрительный, иллюстративный ряд не должен быть перегружен. Не следует также помещать излишне громоздкие тексты. Помещаем классификации, главные понятия и определения - и текст должен быть кратким. Термины, определения - это вопрос строгий, без обязательного справочного источника под рукой лектор обойтись не

может [5]. Лектор должен владеть навыками выразительности, может быть, даже театральности, знать и использовать свою пластику, голосовой ресурс, темперамент. Это - примерно то, о чем говорил К.С. Станиславский [4]: использовать свое тело как инструмент для наилучшего результата работы.

Очень хорошо, когда после лекции к лектору подходят заинтересованные студенты, задают вопросы, пытаются, используя вновь полученную информацию, сами отвечать на них. Без сомнения, лектор должен поощрять подобную инициативу: часто для него это сигнал к возможному изменению методического подхода при изложении того или иного лекционного фрагмента в следующий раз.

Бывают лекции нетрадиционные: проблемная лекция (это лекция-исследование, посвящена поиску еще неизвестной истины); лекция-беседа (наиболее простая, направленная на привлечение активного интереса слушателей к предмету); лекция-консультация (используется чаще всего в преддверии экзаменов или контрольных зачетов); даже лекция-провокация (подача материала с запланированными ошибками). Возможно, не существует лекции «вообще». Лектор каждый раз использует элементы от каждого типа, в зависимости от аудитории, темы, технической обеспеченности, других условий.

Опытный лектор прекрасно знает, что на время лекции у него с аудиторией возникают «личные отношения». (Очень глубоко состояние лектора перед аудиторией описал А.П. Чехов в своей повести «Скучная история». Кажется, там даже главный персонаж был профессором гистологии.) Лектор ощущает, что в сознании каждого присутствующего идет своя индивидуальная работа; можно даже сказать, что лектор способен «сканировать» каждого человека в аудитории. У него все чувства обострены. С другой стороны, можно не сомневаться: лектор весьма «прозрачен» для студентов, хотя и для каждого слушателя - по-своему, со своей оценкой его профессиональных и личных качеств. (Не потому ли сегодня администраторы часто прекращают вести семинары, читать лекции? Знают: они «прозрачны»).

Я, автор этой публикации, не один раз высказала сомнение в необходимости столь частого обновления (уже поколениями считаем!) разнообразных УМК, ФОСов и т.д. в отношении фундаментальных дисциплин. Подтвержу свою мысль еще одним доводом. Я обладаю «отягощенной» наследственностью, в том смысле, что 4 поколения близких родственников в моей семье - были заметными университетскими деятелями. Это - мой прадед, М.М. Обухов, который является одним из трех основателей Аграрного Университета в Саратове, 100-летие СГАУ отмечалось в 2013 г.; далее - его родной сын, а мой двоюродный дед, А.М. Обухов, физик, академик АН СССР, основатель и директор Института Физики Атмосферы (ИФА) в Москве, сейчас этот институт носит его имя; наконец, мой отец, Б.Н. Климов, Почетный Профессор СГУ, Заслуженный деятель науки РФ, основатель и в течение 30 лет - руководитель кафедры физики полупроводников, сегодня одной из ведущих кафедр факультета нано-технологий в СГУ. Каждый в своей области достиг исключительно высоких результатов, т. к. это были талантливые люди, трудолюбивые, преданные своей специальности и сформировавшиеся под мудрым профессиональным руководством. Они были видными учеными, преподавателями с огромным стажем и опытом, основателями научных школ, руководителями фундаментальных направлений. Воспитали много учеников. А вот про ФОСы даже не слыхали. Светлая им память, таким людям. Старая школа. Впрочем, никакой старой-новой школы вовсе нет, а есть высокая или низкая квалификация, добросовестное или не очень отношение к своему профессиональному делу.

Опыт чтения лекций для меня составляет более 20 лет. Это - лекции по всем специальностям нашего вуза, в которых предусмотрено преподавание гистологии; в том числе разработан и читался полный годовой курс на английском языке для иностранных студентов. Чтобы эта работа не стала для лектора рутинной, однообразной, неприятной - ему надо постоянно прибавлять к своим лекциям крупицы чего-то нового, - и я искренне признательна таким мастерам своего дела в преподавании фундаментальных дисциплин, как профессора СГМУ, доктора медицинских наук И.К. Капиносов, Т. А. Назарова, С. А. Степанов, В.И. Рубин, опыт которых я использовала в первые годы. В последнее десятилетие, в связи с работой в Объединенном диссертационном Совете при государственном университете г. Астрахани, у меня появилась возможность слушать талантливые лекции по физиологии, анатомии, гистологии профессоров АГУ и АГМУ: доктора биол. наук, зав. кафедрой физиологии человека и животных АГУ, Заслуженного деятеля науки РФ Д.Л. Теплого; доктора мед. наук, зав. кафедрой физиологии АГМУ И.Н. Полунина; доктора мед. наук, зав. кафедрой анатомии АГМУ Л.А. Удочкиной (на французском языке); доктора мед. наук, зав. кафедрой гистологии, цитологии, эмбриологии АГМУ Л.И. Наумовой. Я использую возможность посетить такие лекции при каждом удобном случае и считаю, что это очень важно для профессионального совершенствования лектора.

Заветное желание каждого лектора - это сделать свою лекцию событием профессиональным и духовным одновременно; чтобы душевная и умственная отдача профессионала-специалиста на некоторое время оставила у студентов яркое впечатление, другими словами, очарование фактом глубоких знаний, эрудиции, хороших манер, возможно - находчивости, чувства юмора, «шарма».

«Dum spiro, spero». Я также надеюсь. Лекционная практика, очевидно, в университетах будет продолжаться, несмотря на сложные времена. И сколько еще будет затрачено труда для того, чтобы студенты шли на лекцию с желанием (а ведь мы помним, что были такие лекции таких профессоров, на которые собирались студенты не только разных факультетов и курсов, но и преподаватели!), а выходили бы наши слушатели из аудитории - воодушевленными, с ощущением совершенной ими интеллектуальной работы и сделанного с помощью лектора и собственного труда - нового профессионального шага.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Колычев Н.М. Болонский процесс - как он воздействует на наши вузы? // Высшее образование сегодня. -2006. - № 9. - С. 40-43.

2 Колычев Н.М., Сосновская Е.В., Семченко В.В. Лекция о лекции : учебное пособие. - Омск, 2012. - 63 с.

3 Сорокин Г.М. Лекция в учебном процессе вуза // Вестник высшей школы. - 2010. - № 1. - С. 36-39.

4 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - СПб: Азбука, 2013. - 604 с.

5 Terminología Histológica. Международные термины по цитологии и гистологии человека с официальным списком русских эквивалентов : справочное пособие. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 272 с.

Статья принята в печать 4 марта 2016 г.

Рецензент Дробышева Р.А., доктор медицинских наук, профессор кафедры морфологии и патологии Медицинского университета «Реавиз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.