Научная статья на тему 'Кланистское движение в США в 1920-е - начале 1930-х гг'

Кланистское движение в США в 1920-е - начале 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1388
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RACIAL INTOLERANCE IN THE USA / EXTREMISM / KU KLUX KLAN / SECRET SOCIETIES / NATIVISM / ANTI-CATHOLICISM / РАСОВАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ В США / ЭКСТРЕМИЗМ / КУ-КЛУКС-КЛАН / ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА / НАТИВИЗМ / АНТИКАТОЛИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поподько Владимир Александрович

В статье рассматривается старейшая и наиболее известная праворадикальная, расистская и националистическая организация в США Ку-клукс-клан (KuKluxKlan). Она известна своими расистскими взглядами и террористическими актами. По праву Клан занимает первое место среди других экстремистских «групп ненависти». За свою историю тайное братство неоднократно возникало и исчезало, и снова возрождалось, подобно мифическому существу Фениксу. В 1920-е 1930-х гг. волна расовой и религиозной нетерпимости захватила часть рядовых американцев. Сложившиеся настроения в обществе послужили благоприятной средой для появления различных террористических «групп ненависти», выступавших за борьбу с «врагами нации». Если изначальный Клан был чисто расистской организацией, то второй добавил к своей программе еще и религиозную нетерпимость (антикатолицизм). Католики становятся главным объектом ненависти куклуксклановцев. Экстремисты искали виновных, преследуя ложные цели, вместо того, чтобы попытаться найти и решить настоящие проблемы в обществе. Они прибегали к террору и насилию. Изучение террористических и экстремистских организаций позволит понять причины их появления. Необходимо искать диалог с обеих сторон и тем самым минимизировать проявление экстремистских настроений, а также попытаться устранить насилие во всех его проявлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOVEMENT OF KLANSMEN IN THE UNITED STATES IN THE 1920S - EARLY 1930S

The article deals with the oldest and most famous right-wing, racist and nationalist organization in the United States-the Ku Klux Klan (KuKluxKlan). She is known for her racist views and terrorist acts. The Klan takes first place among the other extremist «hate groups». Throughout its history, the secret brotherhood has repeatedly arisen and disappeared, and again revived, like the mythical creature Phoenix. In the 1920s and early 1930s, a wave of racial and religious intolerance captured some ordinary Americans. The prevailing mood in the society served as a favorable environment for the emergence of various terrorist «hate groups». Who stood for the fight against the «enemies of the nation». If the original Klan was a purely racist organization, the second added religious intolerance (anti-Catholicism) to its program. Catholics become the main object of hatred of the Ku Klux Klan. Extremists have sought the perpetrators for personal ends rather than trying to find and solve the real problem. They resorted to terror and violence. The study of terrorist and extremist organizations will make it possible to understand the reasons for their emergence. It is necessary to seek dialogue on both sides and thereby minimize the manifestation of extremist sentiments, as well as to try to eliminate violence in all its manifestations.

Текст научной работы на тему «Кланистское движение в США в 1920-е - начале 1930-х гг»

УДК 94(73) «1920/1933»

Поподько В.А., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия).

КЛАНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В США В 1920-е - НАЧАЛЕ 1930-Х гг.*

В статье рассматривается старейшая и наиболее известная праворадикальная, расистская и националистическая организация в США - Ку-клукс-клан (КиК1ихК1ап). Она известна своими расистскими взглядами и террористическими актами. По праву Клан занимает первое место среди других экстремистских «групп ненависти». За свою историю тайное братство неоднократно возникало и исчезало, и снова возрождалось, подобно мифическому существу Фениксу. В 1920-е - 1930-х гг. волна расовой и религиозной нетерпимости захватила часть рядовых американцев. Сложившиеся настроения в обществе послужили благоприятной средой для появления различных террористических «групп ненависти», выступавших за борьбу с «врагами нации». Если изначальный Клан был чисто расистской организацией, то второй добавил к своей программе еще и религиозную нетерпимость (антикатолицизм). Католики становятся главным объектом ненависти куклуксклановцев. Экстремисты искали виновных, преследуя ложные цели, вместо того, чтобы попытаться найти и решить настоящие проблемы в обществе. Они прибегали к террору и насилию. Изучение террористических и экстремистских организаций позволит понять причины их появления. Необходимо искать диалог с обеих сторон и тем самым минимизировать проявление экстремистских настроений, а также попытаться устранить насилие во всех его проявлениях.

Ключевые слова: расовая нетерпимость в США, экстремизм, Ку-клукс-клан, тайные общества, нативизм, антикатолицизм.

DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-01-101-107

Первый Ку-клукс-клан (изначальный) появляется после поражения армии Конфедерации в Гражданской войне. В городе Пу-ласки штата Теннеси 24 декабря 1865 г. ветераны-конфедераты основывали общество для проведения досуга, положив начало «невидимой империи» Ку-клукс-клана [13, p. 139]. Ричард Рид, знавший греческий язык, предложил назвать тайное братство «Рыцари Кук-лос». «Куклос» (kûkXoç) в переводе с греческого означает «круг». Джон Кеннеди внес свою лепту и предложил добавить к названию слово «клан» (clan), т.к. имел шотландское происхождение [20]. Литера «с» (английского алфавита) в слове «clan» была изменена клансменами на «k», что в итоге преобразовалось в «klan» и превратилось в тавтограмму «KuKluxKlan». Таким образом, общими усилиями ветераны Конфедерации пришли к названию «Ку-клукс-клан».

Второй период Ку-клукс-клана связан с именем Уильяма Джозефа Симмонса и начался он недалеко от Атланты в штате Джорджия 25 ноября 1915 г. У. Симмонс был вдохновлен книгой Томаса Диксона «Кланс-мен» и фильмом Д.У Гриффита «Рождение нации». Дух Ку-клукс-клана блуждал как бесплотная субстанция в общественной мысли южанина начала ХХ в. и ждал, когда

* Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ № МД-978.2018.6. Соглашение (от 15.11.2018 г.) №075-02-2018-404.

сможет обрести «плоть», чтобы материализоваться. Ему нужен был посредник между двумя мирами. Клан буквально существовал в умах жителей Юга, и его нужно было зацепить и вытащить в реальный мир. Для этого необходим был катализатор, и он появился в виде фильма Гриффина «Рождение нации» в 1915 г. Оставалось найти пастыря для стада «белых барашков», и он нашелся в лице У. Симмонса.

В 1920-х гг. Ку-клукс-клан переживает очередное возрождение. Это возрождение можно связать с боязнью белых потерять власть и свои права в обществе. Свою лепту внесла и Великая миграция негров 1910 -1930-х гг. в северные регионы страны, что только усилило расистские настроения. Все это создавало конкуренцию и рост конфликтности в обществе [9]. Другой важной причиной возобновления активности белых расистов стала «оборонительная» функция Клана, который рассматривался как средство против большевистской революции, католицизма, массовой миграции и иммиграции на протяжении нескольких десятилетий. Выступая против иммиграции, вторая организация кла-нистов избрала в качестве основного объекта ненависти католиков и евреев, но при этом не забывала и про афроамериканцев. Если для

изначального Ку-клукс-клана главными были проблемы, которые касались только Юга, то теперь они касались всех белых. Возможно, именно поэтому второй Клан превращается из южной организации в общеамериканскую. Численность католиков стремительно росла. Они становилась большинством в городах. Католицизм начал конкурировать с протестантизмом и вызвал антикатолическое сопротивление. Лидерам Клана пошли на пользу антикоталические настроения, что позволило успешно манипулировать массами и быстро увеличить численность организации. Поэтому Ку-клукс-клан укрепился во многих районах в противовес растущему католическому политическому влиянию. Таким образом, было легче привлечь новых сторонников и превратить Клан из локальной южной организации в общеамериканскую, подняв проблемы до национального уровня. Клансмены нашли очередных виновников в своих бедах, характерных не только для южан, но и всех белых. Главными идеями «Невидимой Империи» являлись следующие: мемориализация изначального Ку-клукс-клана, превосходство белых, антисемитизм, ксенофобия (мигрантофобия), антикатолицизм, «чистый американизм», протестантизм и строгая мораль [17, р. 17 - 19].

Уильям Джозеф Симмонс (6 мая 1880 г. - 18 мая 1945 г.) родился на ферме, недалеко от Харперсвилл, штат Алабама, где он провел все детство. После участвовал в испано-американской войне как рядовой в полку Алабамы. По завершению службы он становится наставником в методистской епископальной церкви. В 1912 г. занял должность преподавателя по истории южных штатов в университете Ланье в Алабаме. Он превосходно владел риторикой и говорил, как старый проповедник. Основатель второго Ку-клукс-клана был известен среди членов братства как «полковник» Симмонс [17, р. 1].

Второй Клан имел следующую организационную структуру. «Невидимой Империей» считалась географическая область всего ордена. «Невидимая Империя» делилась на «королевства», в которые входили штат или территория США. Королевство разбивалось на «провинции» (графства), которые именовались по номерам или по округам. Внутри каждой провинции находились

«клантоны» (К1аП»^) - основные территориальные единицы, находившиеся под юрисдикцией «белого братства» штата [18, р. 52]. «Невидимая Империя» находилось под властью «Имперского Волшебника». «Королевство» контролировал «Великий Дракон», провинцией командовал «Великий Титан», а местными «кланами» управляли «Возвышенные Циклопы» [17, р. 2 - 4].

Уильям Симмонс был первым Имперским Волшебником Ку-клукс-клана. Его власть распространялась на все ячейки организации. Главы местных кланов назначались с согласия Имперского Волшебника, но находились под контролем локальных организаций, действовавших на основании местных уставов. Симмонс являлся разработчиком всех ритуалов и догм «рыцарей». Роль имперского законодательного органа власти играло собрание (конвенция), которое называлось «клонвокация» (Юопуокайоп), собиралось раз в два года или по приказу Имперского Волшебника. В перерыве между созывами клонвокаций функционировал консультативный совет, который называли «клонци-лиум» (ЮопсШит). Собирался совет ежегодно в июле [17, р. 3].

В первые годы существования второго Ку-клукс-клан обошлось без громких происшествий. Организация была аморфной и недостаточно известной. В основном это было связано с отсутствием финансирования, слабостью организации, которая только налаживала сотрудничество между «братскими» ячейками, а также единоличным управлением У. Симмонса. Во многом застой «Невидимой Империи» связывают с отсутствием подготовленных управленцев среди руководителей Клана. Отсутствие предпринимательской жилки у Симмонса сдерживало развитие организации «рыцарей». Именно с появлением представителей бизнеса связывают рост тайного общества, которое становиться коммерческим сообществом [17, р. 6].

Экспансия Ку-клукс-клана началась в 1920 г. вместе с его реорганизацией. 7 июня этого года «полковник» Симмонс, осознав ограниченность своих возможностей, подписывает контракт с профессиональным промо-утером Эдвардом Я. Кларком (1877 -?) из Атланты. К ним присоединилась миссис Элизабет Тайлер (10 июля 1881 г. - 10 сентября

1924 г.). Таким образом, появился «имперский триумвират». Она вместе с Кларком управляла агентством по сбору средств -«Южной Рекламной Ассоциацией» (Southern Publicity Association) и работала в аппарате пропаганды. Тайлер не являлась членом организации «рыцарей» и не была включена в договор с Симмонсом и Кларком, а также не занимала официального поста в «Невидимой Империи» [17, p. 6 - 11].

По договору между Симмонсом и Кларком власть оставалась в руках Имперского Волшебника, а вербовка переходила в руки Имперского Клягла (Kleagle). Имперскому Кляглу помогали Короли Кляглы, которые руководили Кляглами в королевствах. К середине 1921 г. число Кляглов превышало 200 чел. [4, p. 2], [12]. Эдвард Кларк занимался расширением состава и организацией кадров Клана. Имперский Клягл был лично заинтересован в привлечении новых лиц в тайное братство, т.к. получал комиссионное вознаграждение, тем самым выступая в качестве агента-посредника. Ему полагалось забирать часть денег от вступительного взноса (10 долл.) каждого нового члена [7, p. 3], [6, p. 31 - 32]. Клягл брал себе 4 долл. и 6 долл. передавал Королю Кляглу, который брал 1 долл. Далее 5 долл. шли Великому Гоблину, который оставлял себе 50 центов, отправив 4,50 долл. Имперскому Кляглу. Последний брал себе 2,5 долл. Остаток в 2 долл. отдавался в казну Имперского Волшебника. Система была тщательно проработана. Каждый сотрудник, получивший комиссионные, должен был еженедельно отчитываться. Такая финансовая пирамида за полгода увеличила численность Клана до 100 тыс. чел. [17, p. 7]. Оппортунистическая деятельность Кларка и Тайлер в Ку-клукс-клане объяснялась жаждой наживы. Они апеллировали к народу, выдвигая крайние расистские и религиозными лозунги, которые находили отклик среди радикалов. Реклама положительно сказалась на развитии «Невидимой Империи». Она представляла Клан в качестве единственного борца против «врагов» американской нации. Игра на патриотических чувствах американцев и шовинизме привела к плачевным последствиям. Численность расисткой организации увеличилась до рекордной отметки за весь период ее существования. Террористическая организация наполнила сердца белых протестантов

ненавистью, шовинизмом и расизмом.

В «Невидимую Империю» вошли представители разных социальных классов. Сначала для вербовки выбирались «выдающиеся» личности (адвокаты, политики, проповедники, преподаватели, бизнесмены), а потом агитаторы переходили на средний класс. После набора в свои ряды наиболее приемлемых кадров организация переходила к набору менее желаемых (маргиналов).

10 ноября 1922 г. Эдвард Кларк решил уйти со своей должности и остаться простым членом организации. С его слов уход был связан с жестким преследованием и по личным обстоятельствам [3, р. 10]. На самом деле в СМИ сообщалось, что Эдвард Кларк и Элизабет Тайлер были арестованы за нарушение «сухого закона». В октябре 1919 г. они были задержаны и оштрафованы в состоянии алкогольного опьянения. При этом Кларка застали в полураздетом виде. В сентябре 1923 г. Кларк снова нарушил «сухой закон». В ноябре 1924 г. федеральный суд США в Хьюстоне, штат Техас, признал его виновным в нарушении «Закона Манна» («закон о белом рабстве») в феврале 1921 г. и оштрафовал на 5 тыс. долл. [17, р. 6 - 10]. Скандал существенно повлиял на историю Ку-клукс-клана. Часть клансме-нов считала, что Э. Кларк необходим на своем посту в качестве одного из руководителей аппарата пропаганды. Другая же часть придерживалась противоположного мнения.

В начале 1920 г. в южном регионе Клан представлял собой разрозненные ячейки, особенно в Алабаме и Джорджии. По оценкам историка Ку-клукс-клана Арнольда Райса, общее число его членов, вероятно, в то время было меньше 2 тыс. чел. Организация мероприятий имела спорадический характер до конца 1910-х гг. [17, р. 6]. Исследователи «Невидимой Империи» дают разные оценки количества членов тайного союза. Численность Клана варьируется от 4 до 10 млн. чел. В 1920-е гг. во многих штатах кланистское движение было мощной политической силой и контролировало политику в Индиане, Орегоне, Техасе, Оклахоме, Колорадо и оказывало огромное влияние на другие штаты. В штатах Делавэр, Миссури, Западная Вирджиния влияние куклуксклановцев не было сильным [11]. Если сравнивать кланистские ячейки между регионами, то Ку-клукс-клан

был более многочисленным на Среднем Западе и в промышленных городах. Безусловно, центр «Невидимой Империи» находился в Джорджии, откуда кланистское движение распространилось по южным территориям. Первые ячейки Клана появились на Юге. Позднее они начали возникать на Севере и даже на Аляске.

В октябре 1921 г. после ряда разоблачений в СМИ и расследований Конгресса, рост организации приостановился. Но поднятый шум в газетах об антикатолических настроениях среди «рыцарских» орденов сделали кланистское движение скандально-популярным [10]. Клан достигает своего первого успеха. Тайные братства начинают укрепляться на Западе, в нижнем течении реки Миссисипи, в Техасе, Оклахоме и Арканзасе. Постепенно тайное братство укореняется на побережье Тихого океана: сначала в Калифорнии, а затем и в Орегоне. К 1924 г. организация достигает масштабного успеха на Среднем Западе (штаты Индиана и Огайо). На пике своей активности по численности членов Клана лидировал Средний Запад, а потом - Юг. Пик своего могущества «Невидимая Империя» показала в 1925 г. Ее сторонники организовали масштабный марш (более 40 тыс. чел.) в Вашингтоне (округ Колумбия) [17, p. 12 - 14].

Вынужденное расследование Конгресса по поводу скандалов в прессе обеспечило «Невидимой Империи» бесплатную рекламу. По возвращении из Вашингтона (где он давал показания в Конгрессе) в национальную штаб-квартиру в Атланте Имперский Волшебник оказался завален письмами со всех частей страны с просьбами о разрешении создания местных кланов. За год в ряды клансменов вступили более 1,1 млн. новичков. Успех тайной организации обрадовал Симмонса. Он как-то сказал: «Конгресс сделал нас» (Congress made us). Спустя время «полковник» решил подыскать себе энергичного и преданного помощника. Им стал Хирам Уэсли Эванс. Эванс (26 сентября 1881 г. - 14 сентября 1966 г.) родился в Ашленде, штат Алабама. Он получил стоматологическое образование в университете Вандер-бильта в Нэшвилле, штат Теннеси. Ему с легкостью удавалось продвигаться по карьерной лестнице, начиная с рядового клансмена и заканчивая Имперским Волшебником. Эванс

выполнял поручения и путешествовал по стране. Регулярно встречался с руководителями местных кланов, что в итоге помогло отстранить Симмонса от власти и взять все в свои руки [1, р. 213], [5, р. 14]. Период Х. Эванса связан с темной деятельностью «рыцарской» организации, в частности, с «громкими» убийствами. Однако, в первые годы существования террористической организации (1915 - 1922) линчеванию подвергались около пределах 50 - 100 чел. в год. За этот период погибли около 500 чел. В период правление Эванса это число сокращается. За последующие годы существования Клана число жертв линчевания уменьшается примерно до 350 чел. [14]. Новый Имперский Волшебник публично выступал против насилия, т.к. это мешало его политической кампании, хотя сам являлся участником кровавых расправ.

Уильям Симмонс решил созвать клонво-кацию, чтобы его могли переизбрать Имперским Волшебником и предоставить ему помощника. Новую административную должность он предложил назвать «Император». Деятельность Императора заключалась в помощи планированию и реализации политического курса расистской организации. Тем самым, Симмонс совершил ошибку, развязал руки заговорщикам. 27 ноября 1922 г. в Атланте на клонвокации произошел переворот. Конвенция поддержала Хирама Эванса, избрав его Имперским Волшебником, а Уильяма Симмонса -Императором. С переворотом в руководстве клансменов начинается новый этап в истории «рыцарских» тайных братств. На этот период приходится пик могущества Ку-клукс-клана, связанный, тем не менее, с предыдущей деятельностью «имперского триумвирата». Клан обзавелся всем необходимым, кроме «полководца», способного вести за собой «рыцарей», «как на победу, так и на смерть».

После избрания Эванса Имперским Волшебником триумвират разрушился. В начале 1923 г. Элизабет Тайлер выходит замуж и оставляет активную работу в организации. В следующем году она умирает. С Эдвардом Кларком Клан решает расторгнуть договор и прекратить ему платить комиссионные. Весной 1923 г. новый Имперский Волшебник осуществляет передачу себе всех значимых обязанностей Императора. Тем самым, полностью отстраняет «полковника» от

власти. 1-2 мая 1923 г. на клонцилиуме (специальном собрании) Ку-клукс-клан покупает у Симмонса авторские права на организацию, по которым обязывается платить 1 тыс. долл. в месяц до конца его жизни. В сентябре следующего года Симмонс уходит из «Невидимой Империи». Несколько раз он пытался создать похожие на Клан братства, но все было безуспешно. Отчаявшись, «полковник» уехал в Люверн, штат Алабама. Основатель второго Ку-клукс-клана умер 18 мая 1945 г. забытым и одиноким.

К 1925 г. членство в секретном ордене стало уменьшаться. Исследователи связывают это явление с невыполненными обещаниями Клана, неудачным «сухим законом», ограничением иммиграции правительством и скандалами, связанными с главными лидерами Ку-клукс-клана. В 1925 г. многие вступали в орден из-за страха перед католиками, левыми движениями, «красной угрозой». Но местные подразделения никуда не исчезли, они реорганизовывались в новые кланы с менее активной деятельностью, чем в прежние времена [15]. Второй пик своего могущества Ку-клукс-клан пережил в 1928 г. Вызвано это было выдвижением католика Альфреда Э. Смита в качестве кандидата на пост президента от Демократической партии. Ку-клукс-клан был важной политической силой на выборах 1928 г., которая внесла свой вклад в антикатолический «крестовый поход» [19, р. 298 - 301]. Из-за влияния Клана и пропаганды против католицизма на Юге США Смит уступил с большим отрывом (40,8% против 58,2%) Герберту К. Гуверу [2, р. 1073]. Ку-клукс-клан не был особенно успешным в политической деятельности. Были периоды, когда организация имела востребованность в обществе и среди политиков, но на небольшие промежутки времени. Клан спекулировал на определенных социальных проблемах (иммиграция и миграция, «красная угроза» и т.д.) или же предлагал решение личных вопросов (реализация политических интересов отдельных деятелей, продвижение по карьерной лестнице). Но популизм редко выигрывал и часто приводил к провалу. Тайное братство, если где и было успешно, то в местной политике, особенно на Юге, а также в штатах Индиана, Огайо и Нью-Джерси. В этих регионах целые подраз-

деления правоохранительных органов и муниципальные комитеты состояли из клансме-нов. Это был некий социальный тренд, вызванный веяньем моды, ненавистью и ощущением своей слабости и ущербности.

Во время Великой депрессии 1930-х гг. численность клансменов резко сократилось до 50 тыс. чел. Основным центром движения оставался Юг, а за его пределами существовало незначительное число расистских групп [16, p. 625-633]. Последние ячейки второго Клана формально прекратили свое существование в 1944 г. Исследования, американских историков второго Клана доктора Джона Книбона и Шарика Торреса показывают, что в период 1915 - 1940 гг. было известно 2029 ячеек тайного братства расистов [8]. После Второй мировой войны появляются мелкие независимые друг от друга ячейки кланистов. На протяжении 20 лет Клан оставался в тени. В 1960-е гг. организация возродилась в связи с подъемом борьбы за гражданские права расовых меньшинств. Начался третий период истории Ку-клукс-клана.

Второй Ку-клукс-клан являлся общенациональной террористической организацией, но, тем не менее, был преимущественно южным явлением. Мозг и сердце «Невидимой Империи» находились в южных штатах. Юг также являлся душой Клана. С одной стороны, он был пропитан запахами южного солнца, яблочного пирога и прекрасных цветов магнолии, а с другой - его запах был отвратителен и отдавал кровью и слезами. К гибели Клан привела коррумпированность и внутренняя борьба местных лидеров за власть и деньги. Организацию У. Симмонса погубили не ее противники, а ее структура. Если изначальный Клан был распущен из-за своей ненужности, то второй - из-за некомпетентности. К 1922 г. Клан достиг пика своего могущества. Для второй организации расистов характерным были антикатолические настроения. Слухи о людях в масках, которые угрожали и наказывали, вызывали интерес. В период руководства организацией У. Сим-монса наблюдается наивысшей подъемом террора. В период управления Кланом Х. Эвансоном насилие снизилось. Политическая деятельность куклускановцев в рассматриваемую историческую эпоху не являлась удачной. Кланистское движение имело успех на локальном уровне, когда его усилия были

востребованы со стороны части общества и некоторых политиков. Ку-клукс-клан был успешным лишь тогда, когда он пропаганди-

ровал принципы «американизма», а не поддерживал конкретных политических личностей на местном и национальном уровнях. Второй Клан потерпел неудачу.

Список литературы

1. Bennett D. H. The Party of Fear: From Nativist Movements to the New Right in American History. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1988. 509 p.

2. Bicentennial Edition: Historical Statistics of the United States, Colonial Times to 1970. Part 2. Washington: U. S. Government Printing Office, 1975. 1200 p.

3. Clarke quits post as head of Ku Klux // The New York Times. 1922. October 5.

4. Clarkers' Own Roster Shows 'Kleagles In Nearly All States // New York Word. 1921. September 9.

5. Emperor Hiram // The New York Times. 1927. December 24.

6. Fry H. P. The Modern Ku Klux Klan. Charleston: BiblioBazaar, 2009. 274 p.

7. Harcourt F. Ku Klux culture: America and the Klan in the 1920s. Chicago: The University of Chicago Press, 2017. 272 p.

8. Klaverns all sans sources-2018201 // VCU Scholars Compass. Virginia Commonwealth University. [Электронный ресурс]. URL: https://scholarscompass.vcu.edu/hist_data/!/ (дата обращения: 15. 11. 2018).

9. Kneebone J. T. Coming of Age in the Progressive South Virginia Commonwealth University // VCU Scholars Compass. [Электронный ресурс]. URL: https://scholarscompass.vcu.edu/ (дата обращения: 01. 12. 2018).

10. Kneebone J. T. Publicity and Prejudice: The New York World's Expose of 1921 and the History of the Second Ku Klux Klan // VCU Scholars Compass. Virginia Commonwealth University. [Электронный ресурс]. URL: https://scholarscompass.vcu.edu/ (дата обращение: 01. 12. 2018).

11. Ku Klux Klan. Southern Poverty Law Center. [Электронный ресурс]. URL: https://www.splcenter.org/fighting-hate/extremist-files/ideology/ku-klux-klan (дата обращения: 19. 11. 2018).

12. Ku Klux Klan Wars on Catholics, Jews; Reap Rich Returns // New York Word. 1921. September 6.

13. Lewis M., Serbu J. Kommemorating the Ku Klux Klan // The Sociological Quarterly. 1999. Vol. 40. № 1. 176 p.

14. Lyching, Whites and negroes, 1882 - 1968 // Tuskegee University. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.tuskegee.edu/ (дата обращения: 31. 01. 2019).

15. Mapping the Second Ku Klux Klan, 1915 - 1940. // VCU Libraries. [Электронный ресурс]. URL: https://labs.library.vcu.edu/klan/ (дата обращения: 14. 11. 2018).

16. Neymeyer R. The Ku Klux Klan of the 1920s in the Midwest and West: a Review Essay // The Annals of Iowa. 1992. Vol. 51. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://ir.uiowa.edu/cgi/ (дата обращения: 09. 01. 2019).

17. Rice A. S. The Ku Klux Klan in American Politics. Washington: Public Affairs Press, 1962. 150 p.

18. Simmons W. J. Kloran. Atlanta: The Ku Klux Press, 1916. 54 p.

19. Slayton R. A. Empire Statesman. The Rise and Redemption of Al Smith. New York: Free Press, 2001. 483 p.

20. The History of the Ku Klux Klan // Loyal White Knight of the Ku Klux Klan. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lwkkkk.com/klan-history/ (дата обращения: 30. 10. 2018).

THE MOVEMENT OF KLANSMEN IN THE UNITED STATES IN THE 1920S - EARLY 1930S.

The article deals with the oldest and most famous right-wing, racist and nationalist organization in the United States-the Ku Klux Klan (KuKluxKlan). She is known for her racist views and terrorist acts. The Klan takes first place among the other extremist «hate groups». Throughout its history, the secret brotherhood has repeatedly arisen and disappeared, and again revived, like the mythical creature Phoenix. In the 1920s and early 1930s, a wave of racial and religious intolerance captured

some ordinary Americans. The prevailing mood in the society served as a favorable environment for the emergence of various terrorist «hate groups». Who stood for the fight against the «enemies of the nation». If the original Klan was a purely racist organization, the second added religious intolerance (anti-Catholicism) to its program. Catholics become the main object of hatred of the Ku Klux Klan. Extremists have sought the perpetrators for personal ends rather than trying to find and solve the real problem. They resorted to terror and violence. The study of terrorist and extremist organizations will make it possible to understand the reasons for their emergence. It is necessary to seek dialogue on both sides and thereby minimize the manifestation of extremist sentiments, as well as to try to eliminate violence in all its manifestations. Keywords: racial intolerance in the USA, extremism, Ku Klux Klan, secret societies, nativism, anti-Catholicism.

References

1. Bennett D. H. The Party of Fear: From Nativist Movements to the New Right in American History. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1988. 509 p.

2. Bicentennial Edition: Historical Statistics of the United States, Colonial Times to 1970. Part 2. Washington: U. S. Government Printing Office, 1975. 1200 p.

3. Clarke quits post as head of Ku Klux // The New York Times. 1922. October 5.

4. Clarkers' Own Roster Shows 'Kleagles In Nearly All States // New York Word. 1921. September 9.

5. Emperor Hiram // The New York Times. 1927. December 24.

6. Fry H. P. The Modern Ku Klux Klan. Charleston: BiblioBazaar, 2009. 274 p.

7. Harcourt F. Ku Klux culture: America and the Klan in the 1920s. Chicago: The University of Chicago Press, 2017. 272 p.

8. Klaverns all sans sources-2018201 // VCU Scholars Compass. Virginia Commonwealth University. Retrieved 15 November, 2018 from URL: https://scholarscompass.vcu.edu/hist_data/!/.

9. Kneebone J. T. Coming of Age in the Progressive South Virginia Commonwealth University // VCU Scholars Compass. Retrieved 1 December, 2018 from URL: https://scholarscom-pass.vcu.edu/.

10. Kneebone J. T. Publicity and Prejudice: The New York World's Expose of 1921 and the History of the Second Ku Klux Klan // VCU Scholars Compass. Virginia Commonwealth University. Retrieved 1 December, 2018 from URL: https://scholarscompass.vcu.edu/.

11. Ku Klux Klan. Southern Poverty Law Center. Retrieved 19 November, 2018 from URL: https://www.splcenter.org/fighting-hate/extremist-files/ideology/ku-klux-klan.

12. Ku Klux Klan Wars on Catholics, Jews; Reap Rich Returns // New York Word. 1921. September 6.

13. Lewis M., Serbu J. Kommemorating the Ku Klux Klan // The Sociological Quarterly. 1999. Vol. 40. № 1. 176 p.

14. Lyching, Whites and negroes, 1882 - 1968 // Tuskegee University. Retrieved 31 January, 2019 from URL: http://archive.tuskegee.edu/.

15. Mapping the Second Ku Klux Klan, 1915 - 1940. // VCU Libraries. Retrieved 14 November, 2018 from URL: https://labs.library.vcu.edu/klan/.

16. Neymeyer R. The Ku Klux Klan of the 1920s in the Midwest and West: a Review Essay // The Annals of Iowa. 1992. Vol. 51. № 6. Retrieved 9 January, 2019 from URL: https://ir.uiowa.edu/cgi/.

17. Rice A. S. The Ku Klux Klan in American Politics. Washington: Public Affairs Press, 1962. 150 p.

18. Simmons W. J. Kloran. Atlanta: The Ku Klux Press, 1916. 54 p.

19. Slayton R. A. Empire Statesman. The Rise and Redemption of Al Smith. New York: Free Press, 2001. 483 p.

20. The History of the Ku Klux Klan // Loyal White Knight of the Ku Klux Klan. Retrieved 30 October, 2018 from URL: http://www.lwkkkk.com/klan-history/.

Об авторе

Поподько Владимир Александрович - аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]

Popod'ko Vladimir Alexandrovich - post-graduate student, Bryansk State University named after Academican I. G. Petrovsky (Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.