Научная статья на тему 'Кизляр как культурный центр Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века'

Кизляр как культурный центр Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
535
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КИЗЛЯР / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ШКОЛА / ЛИТЕРАТОРЫ / CULTURE / KIZLYAR / INTELLECTUALS / EDUCATION / SCHOOL / WRITERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Газиева А.А.

Статья посвящена роли и месту Кизляра как культурно-просветительскому центру Северного Кавказа в целом и Дагестана в частности. Анализируется вклад русской интеллигенции в культуру города и края в целом. Рассматривается взаимовлияние и синтез русской и горской культур. Формулируются основные принципы гармоничного и компактного добрососедства представителей различных этносов и конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KIZLYAR AS A CULTURAL CENTRE OF NORTH-EASTERN CAUCASUS

Article is devoted to a role and a place of Kizlyar as cultural educationally to the center of the North Caucasus in general and Dagestan in particular. The contribution of Russian intelligentsia to culture of the city and edge in general is analyzed. Interference and synthesis of the Russian and mountain cultures is considered. The basic principles of harmonious and compact neighborliness of representatives of various ethnoses and faiths are formulated.

Текст научной работы на тему «Кизляр как культурный центр Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века»

I/ под ред.К.П. Горшенина.М., 1954.С. 740.

21.ГАКО.Ф. Р- 3605. Оп. 1. Д.3. Л. 2.

22.ГАКО.Ф. Р- 3605. Оп. 1. Д. 3. Л. 7.

23. Суровая правда войны. 1942 год на Курской земле. Ч. 2.Сборник документов. Курск, 2004. С. 125.

Об авторе

Бутенко Е.Н. - аспирант Курского государственного университета, Aristogone@mail.ru УДК 94(47)081

КИЗЛЯР КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

А.А. Газиева

Статья посвящена роли и месту Кизляра - как культурно-просветительскому центру Северного Кавказа в целом и Дагестана в частности. Анализируется вклад русской интеллигенции в культуру города и края в целом. Рассматривается взаимовлияние и синтез русской и горской культур. Формулируются основные принципы гармоничного и компактного добрососедства представителей различных этносов и конфессий.

Ключевые слова: культура, Кизляр, интеллигенция, просвещение, школа, литераторы.

Первая половина XIX века - это трагичный период в истории всего Северного Кавказа, так как он был связан с Кавказской войной.

Российская администрация понимала, что недостаточно развивать в регионе лишь экономические связи. Духовная, ментальная и культурная связь между Россией и Дагестаном в тот период играла более важную роль, хотя город Кизляр фактически в административном отношении не входил в состав Дагестана.

Распространяя российскую культуру в крае, представители царской администрации исходили из соображений, что «...недовольно было покорить эти необузданные племена силой оружия, надобно было ещё совершить более трудное дело, подчинить их русской власти, ввести у них начала гражданственности, приучить к жизни спокойной, мирной, к порядку и благоустройству».[1,с.52] Задача, стоявшая перед русским правительством, заключалась в том, чтобы приобщить горцев к российской культуре.

Благодаря просветительской деятельности русской интеллигенции в городе появились школы, училища и пансионаты.

Исследователь Д.С. Васильев отмечает, что«...в 1811 г. (14 января) в Кизляре впервые было открыто приходское училище, переименованное впоследствии в Кизлярское уездное училище». [2, с.103]В нем обучались дети разных национальностей, поэтому преподавание велось на нескольких языках. При училище функционировала библиотека, в которой были книги на русском, татарском, грузинском и арабском языках.

Армянская диаспора Кизляра в1817-1818годах способствовала открытию в городе учебного заведения, которое было призвано давать как светское, так и духовное образование. Эта школа связана с именем известного армянского просветителя Г. Хубова, который составил несколько учебных пособий для школы. Обучение в школе было платным. Плату за обучение использовали в качестве оплаты труда учителей, которых было в школе пятеро. Образовательная программа состояла из следующих дисциплин: основы религии, армянская и русская грамматика, риторика, арифметика, торговая бухгалтерия.

Школа просуществовала до 1828 года. За сравнительно недолгую работу все же это учебное заведение оставило след в развитии системы образования на Кизлярщине.

В 1820 г., по прошению попечителя Казанского учебного округа Магницкого М., в Кизляре было открыто училище для армянских детей, которое в течение длительного времени занимало лидирующие позиции среди образовательных учреждений Северного Кавказа.

Кроме государственных школ, были открыты и частные школы. По данным Н.П. Гриценко, в 1829 г. кандидатом Московского университета Арзановым был открыт частный мужской "благородный" пансион [3, с. 103]. В этом пансионе, открытом по ходатайству армянской диаспоры города, обучались дети представителей высшего сословия. Для города это было важным событием. Сам же Арзанов, как отмечает исследователь Н.Н. Га-рунова, «.организовал широко разрекламированное открытие пансионата». [4, с. 238] Но пансион просуществовал сравнительно недолго, так как возникли проблемы с оплатой труда учителей. Все же стоить отметить, что благодаря деятельности состоятельных армян Кизляра в городе открывались разнообразные учебные заведения. Были также предприняты попытки организовать набор учащихся "турецких, персидских, татарских, армянских. детей для обучения в Астрахани" [5, Л. 5].

Благодаря тому, что светская российская культура с каждым годом становилась все более близкой и понятной для горцев, росла и потребность в различных образовательных заведениях.

Грамотность распространялась и среди казачьих детей. На протяжении первой половины XIX в. в каждом казачьем полку создавались полковые школы, в которых преподавали арифметику, грамматику, чистописание. В городе были школы и для детей военных, в них готовили работников канцелярий [6, Л. 36-37] и кадры для российской армии. Царская администрация на протяжении всего XIX века принимала законопроекты, которые регламентировали прием и работу подобных учебных заведений. Вгарнизоннойшколепреподавалиследующиепредметы:арифметику,геомет-рию,тригонометрию,грамоту(азбука,букварь,псалтырь,часослов,Новый завет) и музыку [7, л. 76]

Специальным указом императора был регламентирован порядок приема учеников в гарнизонные школы. Указ гласит, что «Всии школы отдавать и принимать солдатских и унтер-офицерских детей от того гарнизона, при котором школа учреждена и от Губернских штатных воинских команд и от живущих по городам и уездам отставных военнослужителей, имеющих детей, в бытность свою в службе рожденных, начиная с семилетнего возраста, а не имеющих никакого содержания с пяти лет» [8, с. 744]. При поступлении в такую школу, школьник находился на государственном обеспечении и получал: на кафтан сукна сермяжного - в 3 года 56 копеек, а на 2 года 37 копеек 1\ 8, 1\ 32; ко оному на кафтан, на обшлаг и воротник, на пуговицы - 3 года 11 копеек, на 2 года 7 копеек 1\ 8, 1\ 32; на шубу овчинную крытым серым полотном - в 3 года 76 копеек 3\ 4, на 2 года 51 копейка 1\16; за шитье кафтан и шубу, на шапку красную 17 копеек, на 2 года 11 копеек. Всего школьник получал в 3 года 1 рубль 62 1\ 2 коп. и на 2 года 1 рубль 8 3\ 4 коп [9, Л. 46-47].

Так как Кизляр был центром виноградарства и шелководства, в городе в 1807 году были открыты два профессиональных училища виноградарства и виноделия, шелководства. Во главе училища виноградарства в разное время стояли такие видные знатоки виноградарства, как барон Биберштейн (он же являлся организатором первого в России Кизлярского училища шелководства), ученый-ботаник Х.Х. Стивен, немец Барт и другие [2. с. 141] При училище имелся казенный сад и множество разных хозяйственных построек. Училище просуществовало недолго, до1866 года, но оставило след в развитии образовательной системы города, а также в развитии этой отрасли экономики края [10, Л.25].

Кроме светских образовательных учреждений, в городе были и духовные учебные заведения. При Кизляр-ском монастыре существовала особая школа, в которой обучались дети из числа аманатов (заложников), которые были выходцами из разных горских аулов. В Северо-Кавказском регионе это была первая школа для аманатов.

Дети состоятельных мусульман, жителей Кизляра, обучались в небольших школах-медресе при мечетях, которых к середине века в городе насчитывалось около пяти.

Во всех учебных заведениях, которые функционировали в Кизляре в исследуемый период, преподавание велось на нескольких языках. Подобная мера была необходима в связи с тем, что этнический состав населения города был очень разнообразным и пестрым. Многие школы, которые были открыты в городе в XIX веке, просуществовали сравнительно недолго, но сыграли огромную роль в деле складывания системы образования на Кизлярщине. Благодаря тому, что город был экономикообразующим в крае, в процесс образования вовлекались и приезжавшие в город горцы.

В Кизляре к середине XIX века уже существовала сеть светских и духовных школ. Царская администрация, понимая всю значимость и необходимость образования, всячески способствовала его распространению.

Кизляр со дня своего основания был призван стать и религиозным центром России на Кавказе. В городе в XIX веке функционировал Крестовоздвиженский женский монастырь. Он был основан «.. .в 1736 году архимадритом Даниилом как мужской монастырь»[11].Целью создания монастыря было распространение православия на Северо-Восточном Кавказе, а Кизляр был «передним краем распространения православия на Кавказе [11].До 1908 года монастырь функционировал как мужской, а с «... 1908 года последовал указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женский» [11]. Период упадка монастыря связан с походом Гази-Магомеда на Кизляр в июне 1831 года, а также с тем, что земли монастыря были розданы казакам. Монастырь вновь возродился лишь в 80-е годы XIX века.

Так как город Кизляр находился на одном из оживленных торговых путей, множество торговцев и путешественников побывали в нем, так как попасть в Российскую империю из стран востока и Европы, минуя Кизляр, было невозможно.

Во второй половине 1847 года в городе побывал русский хирург Н.И. Пирогов, который привез с собою 30 аппаратов, подающих наркоз. Так как в городе существовал один из крупнейших госпиталей южного региона, кизлярскому «.военному госпиталю он подарил наркозный аппарат» [12].

Кизляр сыграл важную роль во взаимовлиянии и взаимопроникновении двух, совершенно различных культур: горской и российской. Огромный вклад внёс Кавказ в творческое становление многих российских литераторов.

В исследуемый период на Кавказе отбывали ссылку декабристы. Особого внимания из декабристов, сосланных на Кавказ, заслуживает Павел Александрович Катенин, который не просто побывал в Кизляре, а состоял комендантом кизлярской крепости в 1837 - 1838 гг.[13, Л. 1.]. Он был поэтом и драматургом, которому удалось не только увидеть, но и показать «другой» Кавказ. Катенин, находясь в Кизляре, создал своё самое зрелое произведение - кантату «Сафо».[14, с.129]

Невозможно, говоря о Кизляре, не вспомнить имени великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт, по его собственному выражению: «... изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани».[15] Из этого

следует, что в городе он побывал неоднократно. М.Ю. Лермонтов жил у своей бабушки Е.А. Хастатовой в Шел-козаводском поместье, близ Кизляра, воспоминания о котором легли в основу его произведения «Герой нашего времени». Окрестностям Кизлярщины посвящена целая глава этого романа - «Фаталист». Сам Кизляр, как торгово-экономический центр, упоминается Лермонтовым в повести «Белла» лишь однажды, когда он описывал кизлярский базар. Через всё произведение красной нитью проходит любовь к Кавказу. Для Лермонтова эта земля стала родной. Никто, кроме М.Ю. Лермонтова, так красиво не описал и не воспел Терек. Он говорит о Тереке и станицах гребенских и терских казаков с большой любовью. Гений М.Ю. Лермонтова оформился на Кавказе, эти места стали для него родными и оставили в его творчестве заметный след.

Побывали в Кизляре в тот знаменательный период нашей истории не только русские, но и европейские литераторы. Александр Дюма (отец) «.с июня 1858 г. по февраль 1859 г. путешествовал по России и последние три месяца провёл на Кавказе».[16]

Для А. Дюма путешествие по Кавказу также не осталось бесследным. Есть что-то особенное, завораживающее в природе Кавказа, что пробуждает или усиливает творческие порывы. Произошло это и с Дюма. В апреле 1859 года в Париже вышли в свет три тома впечатлений романиста под названием «Кавказ». Первая глава романа «Кавказ» посвящена Кизляру. До Кизляра А. Дюма с переводчиком А. Калино и художником Ж.-П. Му-ане добирались из Астрахани пять дней. Писатель оставил очень теплые воспоминания о Кизляре: "Мы вступили на улицы города. Ничего нет живописнее этих улиц с деревьями, высаженными без симметрии, с их болотами, где крякают гуси и утки, и где верблюды запасаются водой на дорогу. Художник обнаружит в Кизляре много очаровательного и живописного".[17, с. 36]

В 1851-1853 годах в станице Старогладовская проживал Л.Н. Толстой. Писатель побывал в сёлах Большая Арешевка, Серебряковка, в которых встречался с крестьянами. В окрестностях Кизляра Л.Н. Толстой впервые увидел море и однажды даже «.ездил на татарском судне» [18, с. 68]. Каспийское море произвело на него огромное впечатление. Л.Н. Толстой, проведя в городе и его окрестностях длительный период времени, оставил ценнейшие сведения о казаках. Очень ярко и образно Толстой описал гребенских казаков, дав им характеристику, как смелому племени, породнившемуся с местным населением, но которое «.удержало и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру» [19, с. 160]. Лев Николаевич отмечал, что «.женщина в казацком быту имеет огромное влияние» [20, с. 155]. Женщина-казачка очень трудолюбива, и ведение всего домашнего хозяйства лежит на ней, так как казак постоянно в походах. Большое внимание при описании быта казаков писатель уделяет именно женщине. Период пребывания Льва Николаевича на Кизлярщине стал для него одним из наиболее насыщенных событиями и впечатлениями периодов его жизни. Природа края, море, общение с простыми рыбаками и крестьянами - всё это вызывало в нём бурю эмоций и отразилось в его творчестве. Толстой Л.Н. говорил о своем пребывании на Кавказе следующее: «Никогда я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в те два года. Все, что я открыл тогда, навсегда останется моим убеждением». [21]Все, что его окружало, шло ему во благо, все вызывало в нем творческие порывы. Толстой всю жизнь помнил Дагестан «и даже приютил дагестанского мальчика - лезгина, выучил, воспитал и вырастил его».[11]

Писатели, поэты, полюбившие Кавказ, сделали намного больше для пропаганды русской культуры и сближения народов, чем многие военные или политические деятели. Кизляр оказывал влияние на развитие светской российской культуры во всем Дагестане. Кавказ сделал для русской интеллигенции достаточно много. По мнению исследователя Попова А.В., «Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний» [22, с. 6].

Значение Кизляра в культурном развитии края в первой половине XIX века очень велико. Несмотря на боевые действия в ходе Кавказской войны в городе мирно сосуществовали представители разных этносов, конфессий. Кизляр стал площадкой переговоров воюющих сторон, городом, где стирались различия и противоречия. Как верно отмечает профессор А.И.Омаров: «.в истории меньше крови, а больше дружбы, потому что, если было бы наоборот, история давно бы уже окончилась» [23, с. 207]. В истории нашей страны подобным примером может служить Дагестан в целом и Кизляр в частности.

Диалог культу, синтез и их взаимовлияние - это всегда основа дружеских и добрососедских отношений. История Кизляра - это пример подобных взаимоотношений. Обществу необходимо усвоить для себя то, что «войны памяти» себя исчерпали. Это несомненно. Сегодня перед обществом стоит задача «.искать в первую очередь то, что в ходе контактов обогащало народы, сближало их, поднимало, а не то, что разъединяло и ссорило» [24, с. 200-201]. Эта аксиома останется актуальной на ближайшие десятилетия.

Article is devoted to a role and a place of Kizlyar - as cultural educationally to the center of the North Caucasus in general and Dagestan in particular. The contribution of Russian intelligentsia to culture of the city and edge in general is analyzed. Interference and synthesis of the Russian and mountain cultures is considered. The basic principles of harmonious and compact neighborliness of representatives of various ethnoses and faiths are formulated.

Keywords: culture, Kizlyar, intellectuals, éducation , school, writers.

Список литературы

1. Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века). Махачкала: 1999. 357 с.

2. Д.С. Васильев. Очерки низовьев Терека. Досоветский период. Махачкала: 1986.248 с.

3. Гриценко Н.П. Города Северо-Восточного Кавказа и производительные силы края V- серединыХХ века. Ростов-на-Дону: 1984. 158 с.

4. Гарунова Н.Н. Административная и культурная роль городов-крепостей в политике России на СевероВосточном Кавказе в XVIII-первой половине XIX века. Махачкала: 2008. 303 с.

5. Центральный государственный архив республики Дагестан. Ф. 379. Оп. 1 Д. 287.

6. Центральный государственный архив республики Дагестан. Ф. 379. Оп. 1. Д. 539.

7. Центральный Государственный Архив Республики Дагестан Ф. 379. Оп. 1. Д.1207.

8. Полное собрание законов Российской империи. - СПб. Т. 24.1830 . 869 с.

9. Центральный Государственный Архив Республики Дагестан Ф. 379. Оп. 1. Д. 645.

10. Центральный государственный архив республики Дагестан. Ф. 359. Оп. 1. Д.1.

11. [Электронный ресурс]: URL: http://comolcossack.Opr.ru/viewtopic.php?iq=1490 (дата обращения: 01.12.2015 г.)

12. Прокопенко Л.И. Знаменитые имена Дагестана. // Народы Дагестана.Республиканский общественно-политический журнал. [Электронный ресурс]: URL: http://www.narodidagestana.rU/vipusk/3/stat/znamenitie_imena_dagestana/ (дата обращения: 01.01.2016 г.)

13. Центральный государственный архив республики Дагестан.Ф. 379. Оп. 1. Д. 1.

14. Попов А. Декабристы-литераторы на Кавказе. Ставрополь:1963.168 с.

15. Серебряков. Л. «Михаил Лермонтов в Кизляре бывал и не раз» [Электронный ресурс]: URL:http://mo-kizlyar.ru/kizlyarskaya-pravda/ 1067-lev-serebryakov-mikhail-lermontov-v-kizlyare-byval-ne-raz. (дата обращения: 07.01.2016 г.)

16. Дейнега А. Кизляр - второй после Тифлиса. [Электронный ресурс]: URL: http://dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/329/ (дата обращения: 10.01.2016 г.)

17. Дюма А. Кавказ.Тбилиси.: 1988. 647 с.

18. Русские писатели в нашем крае. Грозный: 1958. 131 с.

19. Толстой Л.Н. Казаки. Соб. соч. T. III. М.: 1951. 365 с.

20. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. T. 90. Произведения, дневники, письма. 1835-1910. М.: 1958. 472 с.

21. Толстой Л. Н. Избранные письма 1842-1881 годы. КРОКУС

библиотека классической и современной прозы. [Электронный ресурс]: URL: http://croquis.ru/532.html (дата обращения: 13.01.2016 г.)

22. Омаров А.И. «Горский мир» и «Империя»: размышления историка. // Материалы Вторых Всероссийских (с международным участием) историко-этнографических чтений, посвященных памяти профессора Магомедова Р.М. Махачкала: 2014. С. 207-210.

23. Попов А.В. А.С. Пушкин - первооткрыватель Кавказа в литературе.//Русские писатели в нашем крае.-Грозный, 1958. С. 6-22.

24. Великая Е.В. Интеграция Северо-Восточного Кавказа в состав Российской империи в первой половине XIX в. Дисс. ... канд. ист. Наук.- Армавир, 2014. 237 с.

Об авторе

Газиева А.А. - аспирант кафедры истории России с древнейших времён до конца XIX века Дагестанского государственного университета, gazieva.abidat@mail.ru

УДК 329.01

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В РЕГИОНЕ: БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ВТОРОГО СОЗЫВА

В.Г. Горбачев

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и деятельностью Брянской областной Думы второго созыва в контексте современной многопартийности в регионе.

Ключевые слова: Брянская область, Брянская областная Дума, выборы, многопартийность, парламентаризм.

Выборы в Брянскую областную Думу второго созыва были назначены на 8 декабря 1996 года. На 50 депутатских мандатов претендовали на этот раз 182 кандидата. Почти половина из них была выдвинута инициативными группами граждан и путем самовыдвижения, около 20 процентов - объединением «Патриотическая Брянщина», около 8 процентов - от ЛДПР. Примерно 11 процентов составили так называемые «самовыдвиженцы», и около 5 процентов - от профсоюзов и независимые кандидаты [1, с.1-2]. На этот же день - 8 декабря - были назначены и выборы в Городское собрание г. Брянска. Здесь на 32 мандата претендовали 85 кандидатов в депутаты [2, с.3-4].

Во время избирательной кампании кандидаты в депутаты затрагивали различные проблемы, касающиеся развития Брянской области. Речь шла, в частности, о путях социально-экономической стабилизации, о разграничении полномочий между областью и федеральным Центром, о поддержке малого предпринимательства, о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.