ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2156: 487-495
Кивсяк Unciger transsilvanicus в питании птиц окрестностей Ростова-на-Дону
А.В.Забашта, А.П.Евсюков
Алексей Владимирович Забашта. Ростовский аэропорт, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]
Александр Павлович Евсюков. Кафедра «Биология и общая патология», Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, д. 1, Ростов-на-Дону, 344003, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 22 января 2022
Кивсяк Unciger transsilvanicus (Verhoeff, 1899) - широко распространённый в Центральной Европе вид кивсяков Julidae. Населяет в основном лиственные и смешанные леса, но также встречается на открытых лугах (Golovatch 1992, Черный, Головач 1993, Kime, Enghoff 2017). На юге России обитает в условиях ландшафтов зональных разнотравных степей (Evsyukov, Golovatch 2013, Zuev 2014, 2021). Являясь обычными, а местами многочисленными многоножками, кивсяки служат объектом питания многих птиц, собирающих корм на поверхности почвы.
А.С.Будниченко (1965), исследовавший содержимое желудков более 1300 птиц 67 видов, добытых преимущественно в тёплый период года в искусственных лесонасаждениях степной зоны, обнаружил 108 экз. кивсяков и других многоножек в пище 15 видов. По его расчётам, в общем балансе питания птиц многоножки занимали очень малую долю — 0.5%.
Общеизвестно, что поедание птицами тех или иных беспозвоночных зависит от их численности и доступности. Очевидно, что и двупарноно-гие многоножки кивсяки, встречающиеся в разных ландшафтах, населяют их с разной плотностью и имеют определённые сезонные ритмы, что находит отражение в степени использования птицами этих многоножек. В большом количестве кивсяки населяли участок целинной разнотравно-злаковой степи площадью около 300 га, сохранившейся на восточной окраине города Ростова-на-Дону на территории старого аэродрома гражданской авиации (рис. 1). Во второй половине осени и до наступления морозов регулярно наблюдались массовые перемещения кивсяков, которые выползали на различные искусственные покрытия (рулёжные дорожки, взлётно-посадочную полосу, асфальтированную объездную дорогу и подъездные пути к различным объектам на лётном поле). В некоторые дни можно было насчитывать по 10-30 этих многоножек на 1 м2 покрытия. В периоды их массового хода много кивсяков давили на объездной дороге проезжающие автомобили и другая техника. Интенсификации перемещений кивсяков способствовала тёплая погода с дождём, когда они, наряду с дождевыми червями семейства Lumbricidae, в
большом числе появлялись на покрытиях и были хорошо заметны птицам. Но и на грунтовых участках лётного поля, регулярно скашиваемых в течение вегетационного периода, кивсяки легко обнаруживались птицами на поверхности почвы и степном войлоке.
Рис. 1. Целинная разнотравно-злаковая степь лётного поля аэродрома в Ростове-на-Дону — место массового обитания кивсяков ипа§вг transsilvanicus. Май 2008 года. Фото А.В.Забашта.
Весной многоножки появлялись на поверхности вскоре после оттаивания почвы и также совершали перемещения, во время которых их можно было видеть на искусственных покрытиях. Но весной такие перемещения были меньше выражены, чем осенью. Летом кивсяки фактически не появлялись на искусственных покрытиях аэродрома и редко поедались птицами. Однако на грунтовых участках они оставались многочисленными, о чём свидетельствует попадание десятков и сотен этих многоножек в ловчие стаканчики при сборах на целине лётного поля других герпетобионтов, которые в 2007 году проводил А.К.Рудайков. Следует отметить, что количество кивсяков, обитающих на аэродроме,
после засушливого 2007 года заметно сократилась, и их массовые предзимние и ранневесенние перемещения в несколько последующих лет были практически не выражены. Но спустя 4-5 лет численность многоножек, скорее всего, восстановилась, и они снова стали в большом числе появляться на искусственных покрытиях аэродрома в указанные периоды, привлекать на лётное поле птиц и составлять значительную долю в их рационе. Определение отловленных в разные сезоны свободно перемещавшихся кивсяков, а также экземпляров, извлечённых из желудков и зобов птиц, показало, что все они принадлежат к одному виду — Unciger transsilvanicus (рис. 2).
Рис. 2. Кивсяк Unciger 1гат$11уатсш — массовый сезонный корм птиц в окрестностях Ростова-на-Дону. Размер белой риски — 1 мм. Фото А.П.Евсюкова.
Материалом для настоящего сообщения послужил анализ содержимого желудков птиц, добытых или погибших по другим причинам в окрестностях города Рос -това-на-Дону, преимущественно на аэродроме гражданской авиации, который в настоящее время закрыт. Значение кивсяков в питании птиц определялось по частоте встреч и количеству экземпляров многоножек в желудках. Все виды птиц, в питании которых обнаружены кивсяки, и распределение их встречаемости по месяцам года представлены в таблице. Динамика значимости этих многоножек была прослежена на примере обыкновенного скворца Sturnus vulgaris — одного из массовых видов птиц, регулярно встречающихся на аэродроме на протяжении года. У этого вида для каждой декады проанализировано 15-35 желудков. Количественное соотношение кивсяков и других объектов питания определялось глазомерно в процентах от объёма содержимого каждого желудка, принимавшегося за 100%. Полученные данные усреднялись, а достаточно большая выборка по каждой декаде позволила нивелировать неизбежные погрешности, связанные с субъективностью оценки соотношения кормов, что в конечном итоге позволило продемонстрировать колебания количества многоножек в питании скворцов на протяжении годового цикла (рис. 3).
Встречаемость Unciger ^апззИюатснз в питании птиц в окрестностях Ростова-на-Дону (анализ содержимого желудков за период 2000 -2017 годов)
Виды птиц
Anas platyrhynchos Perdix perdix Phasianus colchicus Coturnix coturnix Rallus aquaticus Eudromias morinellus Vanellus vanellus
I II
Месяцы
III IV V VI VII VIII IX X XI XII
+ +
+ +
Lullula arborea Alauda arvensis Anthus campestris Anthus trivialis Anthus pratensis
+ +
+ +
Lymnocryptes minimus +
Scolopax rusticola + + + +
Larus ridibundus + +
Larus cachinnans + + +
Larus canus + + + +
Columba livia + + + + + + +
Upupa epops + +
Galerida cristata + +
Anthus cervinus +
Motacilla flava +
Motacilla feldegg +
Motacilla alba + +
Lanius collurio +
Lanius minor +
Sturnus vulgaris + + + + + + + +
Garrulus glandarius +
Pica pica + + + + + +
Corvus monedula + + + + + +
Corvus frugilegus + + + + +
Corvus cornix + + + +
Saxicola rubetra +
Saxicola torquata + + +
Oenanthe oenanthe + +
Oenanthe pleschanka + +
Oenanthe isabellina +
Phoenicurus phoenicurus + +
Phoenicurus ochruros + + + +
Erithacus rubecula + + +
Luscinia luscinia + +
Turdus pilaris + + + + + +
Turdus merula + + + +
Turdus iliacus + + +
Turdus philomelos + +
Turdus viscivorus + + + + +
Parus major + + +
Miliaria calandra + +
Emberiza hortulana
+
+
+
+
+
+
+
Серый цвет — месяцы, по которым проанализировано содержимое желудков каждого вида птиц; + — наличие в содержимом желудков кивсяков ипщег trаnssilvаnicus.
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
%
Tit
11111
I II III ■ I II III ■ ■ ■ I II III ■ ■ ■ I II III ■ ■ _ I II III I II III I II III I II III i II III ■ ■ ■ I II III ...... ■ I II III
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Декады
Рис. 3. Динамика значимости Unciger transsilvanicus в питании обыкновенных скворцов Sturnus vulgaris на протяжении годового цикла в окрестностях Ростова-на-Дону (% от объёма содержимого желудков).
Наибольшее значение, как сезонный корм кивсяки имеют для обыкновенных скворцов Sturnus vulgaris (рис. 3). Они могут встречаться на аэродроме круглый год, но в зимний период, сопровождаемый морозами и снеговым покровом, скворцы откочёвывают и появляются только с потеплением. Протаивание почвы с наступлением весенних явлений в марте, а в некоторые годы и во второй половине февраля приводит к активизации кивсяков и появлению их на поверхности почвы. В годы с поздними вёснами выход многоножек может задерживаться до второй половины марта. Численность кивсяков в это время высокая, так как прилетевшие с началом весны скворцы кормятся в основном именно этими многоножками. В целом высокая доля кивсяков в питании скворцов сохраняется до середины апреля, а позже резко падает и к началу июня птицы ловят многоножек только изредка. Летом и в начале осени кивсяки отсутствуют в пище взрослых скворцов и многочисленного молодняка; в это время птицы в большом количестве потребляют сочные плоды. С начала октября и до поздней осени многоножки снова становятся для скворцов значимым компонентом в питании, а в конце ноября и начале декабря при сохраняющихся устойчивых положительных температурах — доминируют, то есть в это время скворцы специально прилетают на аэродром кормиться кивсяками.
Ранний приход зимы и установление морозной погоды, естественно, сразу приводит к исчезновению кивсяков. Но и при положительных температурах воздуха, сохраняющихся на протяжении всего декабря, многоножки исчезают уже в начале этого месяца. Например, в 2015 году тёплая погода стояла весь декабрь, почва оставалась мягкой, что обусловливало активность некоторых групп беспозвоночных в её верхних
слоях, например дождевых червей. Их много вылезло на искусственные покрытия во время дождя 27 декабря, проходившего при положительных температурах. Однако кивсяков не наблюдалось. Отсутствовали эти многоножки в это время и в желудках птиц.
Наблюдения за распределением птиц на кормёжке и анализом содержимого их желудков демонстрируют избирательность некоторых видов в отношении кивсяков как пищевых объектов. Например, скворцы, которые прилетают стаями от нескольких десятков до нескольких сотен особей кормиться на лётное поле, часто держатся в общих стаях с грачами ^пш frugilegus, которые также выбирают для кормёжки целинные участки. Но если в желудках скворцов кивсяки встречаются в большом числе и зачастую содержимое желудков полностью состоит из этих многоножек, то у грачей, а также у галок ^пш monedula, собирающих корм вместе со скворцами, кивсяки в желудках отмечаются единично, а в большинстве случаев их вообще там нет. То есть высокая численность кивсяков, обитающих на целине, привлекает сюда большие стаи скворцов, которые фактически ежедневно специально прилетают на аэродром ими кормиться. А грачи, постоянно обитающие на лётном поле и собирающие корм на его грунтовых участках, явно видят кивсяков, перемещающихся в степном войлоке, но в подавляющем большинстве случаев их игнорируют и в качестве животного корма предпочитают отлавливать различных насекомых, зачастую значительно меньшего размера.
Отсутствуют кивсяки в питании разных зерноядных птиц (вьюрковых, воробьёв, овсянок), собирающих корм на поверхности почвы — в осенне-зимне-весенний период их желудки наполнены в основном семенами, а из животных кормов в незначительном числе встречаются только насекомые.
Для всех куриных птиц кивсяки — случайный корм. Несмотря на большое число просмотренных зобов и желудков, во все месяцы многоножки в них обнаружены единично и значения в питании не имеют. Также достаточно редко кивсяки отлавливаются всеми врановыми.
Кивсяков в той или иной степени потребляют многие насекомоядные воробьиные птицы, собирающие корм на земле и обитающие или придерживающиеся биотопов, где кивсяки обычны или многочисленны. Так, они обнаружены у жаворонков, трясогузок, коньков, чеканов, каменок, горихвосток, зарянок и некоторых других. Для рано появляющихся весной и поздно отлетающих осенью птиц или задержавшихся особей кивсяки могут иметь существенное значение как обильный и доступный животный корм. Например, у добытого 23 октября 2012 восточного соловья Luscinia luscinia желудок полностью был наполнен одними кивсяками. Эти многоножки составляли также большую часть содержимого желудков черноголовых чеканов Saxicola torquata, добытых 23 ноября 2009 и 1 ноября 2017.
В периоды массового хода кивсяков на аэродроме их в большом количестве ловят сизые чайки Larus canus и хохотуньи Larus cachinnans, зимующие в низовьях Дона и регулярно залетающие, особенно в начале холодного периода, на лётное поле. Чайки встречаются как небольшими группами по 2-5 особей, так стаями, насчитывающими десятки особей. Поздней осенью тёплая погода, к тому же сопровождающаяся осадками в виде дождя, приводит к интенсификации перемещений кивсяков, а также к выползанию на искусственные покрытия многочисленных дождевых червей. В такие дни чайки прилетают на аэродром и ловят кився-ков и червей преимущественно с покрытий. Кормное место привлекает сюда других птиц и очень быстро на лётном поле может собираться до 250 чаек. Насытившиеся птицы начинают усаживаться на взлётно-посадочную полосу отдыхать, но поскольку их присутствие на аэродроме недопустимо из-за угрозы столкновений с воздушными судами, то их постоянно отпугивает персонал служб аэропорта. Тем не менее, обилие кивсяков даёт возможность чайкам быстро наполнить желудок, и они, несмотря ни на что, продолжают сюда летать ловить многоножек и червей вплоть до их исчезновения с приходом морозов. Обычно в пищеварительном тракте (пищевод и желудок) чаек находилось 20-60 штук кивсяков, но у некоторых — более сотни экземпляров этих многоножек. Следует отметить также, что имея выбор собирать кивсяков или дождевых червей, которые одинаково доступны на искусственных покрытиях, чайки чаще ловили червей, по-видимому, предпочитая более крупные объекты. Но у некоторых сизых чаек желудки были наполнены одними кивсяками. Кроме того, эти птицы ловили кивсяков не только на искусственных покрытиях, но и на целине. Весной чайки также прилетают на аэродром кормиться, но в это время они собирают в основном дождевых червей, а многоножки у них встречаются реже.
В различном соотношении кивсяки присутствуют в рационе всех видов дроздов. Несмотря на то, что представители этой группы птиц на пролёте и зимовке в большом количестве потребляют разнообразные сочные плоды и часто их желудки полностью наполнены только одними плодами, дрозды регулярно собирают животный корм в лесной подстилке и по степным участкам. Особенно это характерно для рябинников Turdus pilaris и деряб Turdus viscivorus, к тому же держащихся стаями, насчитывающими десятки, а иногда и сотни птиц.
Неожиданным оказалось нахождение кивсяков в зобах сизых голубей Columba livia — исключительно растительноядных птиц. Сизые голуби прилетают на аэродром из прилегающих районов с многоэтажной застройкой. Кормятся семенами различных растений, собирая их преимущественно на обочинах искусственных покрытий, где ползает также много кивсяков, часто птицы садятся и на грунтовые участки. Возможно, голуби потребляют кивсяков в качестве гастролитов, так как неко-
торых многоножек птицы подбирали уже мёртвых, что легко определялось по цвету и структуре тела кивсяков, а также тем, что некоторые уже высохшие экземпляры разламывались в зобе на несколько фрагментов. Но большинство кивсяков голуби ловили явно живыми, о чём можно судить по их хорошей сохранности. В зобах тех птиц, у которых были обнаружены многоножки, обычно находилось 1-3 экз., максимально до 10. Находки кивсяков у сизых голубей расширяют представления о спектре питания этого вида, но для самих птиц особого значения, очевидно, не имеют. Многоножки были обнаружены у 26 сизых голубей в периоды март-май и сентябрь-декабрь, что крайне незначительно по сравнению с общим числом (более 600) птиц, у которых было проанализировано питание. Кроме того, даже у тех голубей, у которых обнаружены кивсяки, зобы были наполнены различным растительным кормом, а многоножки занимали очень небольшую долю в общем объёме содержимого.
Кивсяки ползают по поверхности и в тёмное время суток, так как они обнаружены в желудках некоторых птиц, которые вылетают на кормёжку ночью. Вдоль сетчатой ограды, пересекающей лётное поле, для подавления и уничтожения растительности применялся гербицид, в связи с чем, здесь оголились большие участки степного войлока и почвы. После захода солнца на лишённые травостоя места прилетали кормиться вальдшнепы Scolopax rusticola и кряквы Anas platyrhynchos. Кивсяки обнаружены в желудках у всех вальдшнепов и крякв, добытых ночью. Кроме того, по ночам вальдшнепы собирают кивсяков и по краям искусственных покрытий во время массового хода этих многоножек.
По результатам анализа содержимого желудков птиц в окрестностях Ростова-на-Дону кивсяки Unciger transsilvanicus обнаружены у 49 видов, в основном в ранневесенний (конец февраля — апрель) и позднеосе-нний (октябрь - начало декабря) периоды годового цикла. Для некоторых видов (куликов, дроздов и др.), а особенно для обыкновенных скворцов — это один из массовых сезонных кормов. В мае-сентябре кивсяки тоже используются птицами, но, скорее всего, как случайный корм.
Сходное значение многоножек в питании птиц по сезонам прослеживается и в искусственных лесонасаждениях (Будниченко 1965). Высокая локальная численность кивсяков на сохранившихся фрагментах целинной разнотравно-злаковой степи в окрестностях Ростова-на-Дону (лётное поле аэродрома и прилегающие к нему балки) является в определённые периоды одним из факторов задержки и концентрации птиц на кормёжке, а также может обусловливать направленность кормовых перемещений некоторых видов. Привлечённые обилием кивсяков на аэродром, крупные стаи обыкновенных скворцов, хохотуний и сизых чаек могут создавать угрозу для движения воздушных судов, так как в периоды массового хода многоножки в большом числе появляются на искусственных покрытиях, в том числе и на взлётно-посадочной полосе.
Литератур а
Будниченко А.С. 1965. Птицы искусственных лесонасаждений степного ландшафта и их питание // Птицы искусственных лесонасаждений: Учён. зап. Тамбов. пед. ин-та 22: 5-285.
Чёрный Н.Г., Головач С.И. 1993. Двупарноногие многоножки равнинных территорий Украины. Киев: 1-57.
Golovatch S.I. 1992. Some patterns in the distribution and origin of the millipede fauna of the Russian Plain (Diplopoda) // Berichte Naturwissenschaftlich-Medizinischen Verein Innsbruck 10: 373-383.
Evsyukov A.P., Golovatch S.I. 2013. Millipedes (Diplopoda) from the Rostov-on-Don Region, southern Russia // Arthropoda Selecta 22, 3: 207-215.
Kime R.D., Enghoff H. 2017. Atlas of European millipedes 2: Order Julida (Class Diplopoda) // European J. Taxonomy 346: 1-299.
Zuev R.V. 2014. Preliminary data on the millipedes (Diplopoda) from the Stavropol Territory, northern Caucasus, Russia // Arthropoda Selecta 23, 4: 347-354.
Zuev R.V. 2021. An annotated checklist of the Millipedes (Myriapoda: Diplopoda) from the Stavropol Territory, Northern Caucasus, Russia // Entomology and Applied Science Letters 8, 2: 62-70.
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2156: 495-498
Князёк Cyanistes cyanus tianschanicus добывает личинок фруктового усачика из рода Tetrops из-под коры яблонь в садах Алматы
В.Л.Казенас, Н.Н.Березовиков
Владимир Лонгинович Казенас, Николай Николаевич Березовиков. Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]; [email protected]
Поступила в редакцию 24 января 2022
Обладая замечательной способностью к долблению крепких растительных стеблей, князьки Cyanistes cyanus специализируются на добывании личинок насекомых из полостей тростника Phragmites australis (Конторщиков и др. 2018; Березовиков 2019), а также конского щавеля Rumex confertus, зопника Phlomis spp., зонтичных и других растений (Шульпин 1939; Зверев 1948). Наряду с этим в зимнее время нередко можно видеть, как князьки, обследуя стволы старых ив и тополей, выискивают насекомых за отставшей корой. При этом иногда занимаются долблением, пытаясь проникнуть в недоступные места. Однажды зимой наблюдали случай, когда князёк извлёк из-под коры дерева мохнатую гусеницу совки-стрельчатки (Кузьмина 1972).