Научная статья на тему 'Китайско-российское стратегическое партнерство в области энергетики: ограничения и потенциал развития'

Китайско-российское стратегическое партнерство в области энергетики: ограничения и потенциал развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / ENERGY / ТРУБОПРОВОДЫ / PIPELINES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свит Д. Л.

У России и Китая существует огромный потенциал взаимовыгодного партнерства, принят целый ряд мер для повышения его эффективности. У обеих сторон есть выгодные рынки и товары для взаимной торговли, но часто заключению взаимовыгодных соглашений и сделок, особенно в сфере энергетики, препятствует недоверие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

While there exists great potential for a mutually beneficial partnership between China and Russia, certain limitations are also present which might impede the overall effectiveness and efficiency of any such relationship. Both parties possess profitable markets and products for trade, but, bilateral agreements and transactions which would be beneficial to both parties, especially in the realm of energy, are often prevented due to a general sentiment of mistrust.

Текст научной работы на тему «Китайско-российское стратегическое партнерство в области энергетики: ограничения и потенциал развития»

У России и Китая существует огромный потенциал взаимовыгодного партнерства, принят целый ряд мер для повышения его эффективности. У обеих сторон есть выгодные рынки и товары для взаимной торговли, но часто заключению взаимовыгодных соглашений и сделок, особенно в сфере энергетики, препятствует недоверие.

Ключевые слова: Россия, Китай, Шанхайская организация сотрудничества, энергоносители, трубопроводы

Китайско-российское стратегическое партнерство в области энергетики: ограничения и потенциал развития

Д.Л. СВИТ, Университет Джорджa Мэзона, г. Фэрфакс ш. Вирджиния, США. E-mail: [email protected]

Рядом или друг против друга?

В течение длительного времени у России были значительные расхождения с КНР по военным и идеологическим вопросам, но теперь механизмы партнерства, в том числе в области обороны, постепенно отлаживаются. Страны оказывают друг другу взаимную поддержку в сфере ракетной обороны, по вопросу интервенции в Косово и защиты традиционных зон влияния Китая и России. При этом неясно, отказалась ли Россия от планов стать новой супердержавой.

Большой потенциал развития отношений имеется в области энергетики и торговли, но часто двусторонние сделки не заключаются или не реализуются. Хотя руководители России и заявляют о необходимости модернизации экономики и отказа от сырьевой зависимости, эти изменения не могут наступить немедленно. Поскольку российская экономика во многом зависит от доходов энергетического сектора, а Китаю необходимы энергоносители, в этой сфере есть поводы для разногласий. Китай не готов платить за энергоносители

© ЭКО 2010 г.

по ценам, принятым для «развитых» стран, а Россия, возможно, не хотела бы поставлять энергоносители в страну, которая может превзойти ее по мощи и влиянию в мировом масштабе.

Хотя споры ведутся в основном по поводу ценообразования, еще одним важным фактором может служить нежелание Китая полагаться на единственного производителя энергии. Китай стремится диверсифицировать импорт нефти и увеличить количество поставщиков, а также избежать узконаправленной внешней политики. Слишком большая зависимость от России, как и от любой другой страны, может быть угрозой национальной безопасности Китая.

Изучив двусторонние связи Китая и России, исследователи отметили, что эти страны действительно укрепляют свое стратегическое сотрудничество, принимают совместные меры по укреплению безопасности, но не намерены уступать друг другу в области экономического развития1. Очевидно, что Китай желает присутствия России в определенных (или всех) секторах своей экономики, хотя бы для создания противовеса влиянию и мощи США. Именно задачи экономического развития требуют помощи и поддержания стабильных отношений с США2. Стратегическая роль Европейского союза и Японии в сферах интересов обеих стран усилилась в результате недавнего финансового кризиса, и этот вопрос также требует дальнейшего изучения.

До недавнего времени основным препятствием к развитию сотрудничества экономического являлось то, что российская и китайская экономики не были схожи, а представляли собой зеркальное отображение друг друга. Обе страны контролируют доступ к природным богатствам, у них отсутствуют современные технологии и капитал3. Но за последние несколько лет Китай сделал гигантские шаги в области новых технологий и привлечения капитала для инвестиций в различные проекты. Китайские власти предпринимают все меры для того, чтобы обеспечить стратегическое партнерство Китая одновременно с несколькими странами.

1 Mikheev V.V. North East Asia Globalization (regarding Russia, China and Korea). Moscow: Pamyatniki Istoricheskoy Mysli, 2003. - P. 171.

2 Kuchins A. C. Russia's Relations with China and India: Strategic Partners, Yes; Strategic Alliances, No /Demokratizatsiya. - 2001. - V. 9.2. - P. 267.

3 Mikheev V.V. Ibid. - P. 168.

Страна также стремится диверсифицировать импортные поставки нефти. Осознавая сложности в обеспечении задачи энергетической безопасности, Китай намерен сотрудничать в этой области со странами Ближнего Востока, Средней и Восточной Азии и Россией. Китай поддерживает идею создания многостороннего регионального энергетического фонда в Северо-Восточной Азии, чтобы иметь запасы энергоносителей для непредвиденных случаев, но основная цель - удовлетворение собственных потребностей в энергоносителях4.

Хотя китайцы умеют отделять бизнес от политики, некоторые исследователи подчеркивают, что в последнее время изменения происходят и на этом фронте. Стельцер полагает, что «возможно, наилучшим способом использования Россией своих нефтяных запасов явилась бы продажа нефти для укрепления отношений с Китаем. Китай стремится обеспечить себя нефтью и газом, а Россия желает получить доступ на новые рынки и обрести стратегическое преимущество, но как эта ситуация будет развиваться, пока еще непонятно. Существуют признаки потепления отношений между странами, которые на протяжении долгих периодов истории оставались весьма прохладными»5.

В рамках ШОС

Попытки улучшить отношения между странами начались в 2001 г., когда была создана ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Образование ШОС сблизило Китай, Россию и государства Центральной Азии - Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.

С момента создания ШОС статус стран-наблюдателей получили Иран, Индия, Пакистан и Монголия. На встрече на высшем уровне в 2009 г. статус участников дискуссий в рамках ШОС получили Белоруссия и Шри-Ланка. Пока неясно, станут ли они полноправными членами организации. Расширенный состав ШОС на настоящее время представляет собой

4 Mitchell J. V, Beck Р. and Grubb М. The New Geopolitics of Energy. -London: The Royal Institute of International Affairs, Energy, and Environmental Programme; Washington DC: Distributed by Brookings Institution, 1996. - P. 114.

5 StelzerI. M. China and Russia May Use Oil Interests to Threaten America's Global Power /Oil (Opposing Viewpoints Series), ed. Andrea C. Nakaya. -Detroit: Greenhaven Press, 2006. - P. 195.

шаткий альянс, который тем не менее привлекает все больше и больше внимания на международной арене. Важен и тот факт, что ШОС - это первая крупная международная организация, в которой не представлены страны Запада.

Прямо или косвенно энергетическая сфера является ведущим фактором во всех главных целях и задачах, которые ставит перед собой ШОС. Страны, входящие в «Шанхайскую пятерку» - организацию-предшественницу ШОС, основанную в 1996 г., помня о стремлении России сохранить влияние в Средней Азии, стремились обеспечить собственное стратегическое положение на рынке природных ресурсов региона. «Нефтяная дипломатия» сыграла важную роль в формировании этих альянсов и организаций.

Озабоченность вызывают два аспекта образования ШОС. Россия и Китай в течение длительного времени были стратегическими соперниками и до создания ШОС никогда не считались настоящими союзниками. Теперь эти две мировые державы стали членами «многосторонней организации, занимающейся вопросами региональной безопасности и экономической интеграции»6. Успешное функционирование ШОС будет напрямую зависеть от будущих китайско-российских отношений. Заметим, что в июле 2001 г., всего через месяц после образования ШОС, был подписан очередной «Российско-китайский договор о дружбе и добрососедстве», цель которого - дальнейшее укрепление отношений между странами и «устойчивое двустороннее сотрудничество»7.

Растущая роль бывших советских среднеазиатских республик в сфере энергетики свидетельствует о том, что в региональном развитии заинтересованы не только страны-члены ШОС, но и другие государства, в частности США и Япония. Геополитический и стратегический регион, который представляют страны ШОС, также явится отличной площадкой для разработок совместных проектов в области энергетики8.

6 Akin A. M. The Shanghai Cooperation Organization: A Structural Functional Analysis // Thesis: Troy University Graduate School. - Troy, Alabama, 2005. - P. 73.

7 HsiungJ. C. The Strategic Triangle: Dynamics Between China, Russia, and the United States /Harvard International Review. 14-17. EBSCO (26 September 2009). - P. 15.

8 KuhrtN. Russian Policy towards China and Japan: The El'tsin and Putin periods. - 2004. - V. 26. 1. - London and New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2007. - P. 134-135.

Вероятно, ШОС в будущем разработает формальную политику в области энергетики. Пока не существует какого бы то ни было плана по управлению коллективными энергоресурсами региона. Участие государств-членов в различных совместных проектах в области энергетики и разработка совместной энергетической политики смогут служить важной мерой развития эффективности и сотрудничества в рамках ШОС.

Самые серьезные требования к своим партнерам по ШОС выдвигает Китай. Как и Россия, Китай в конце ХХ века пережил значительную перестройку своей энергетической отрасли и системы энергообеспечения для внутреннего потребления. Принятая в новом веке стратегия нефтяной отрасли Китая требует «создания дополнительных каналов импорта нефти, увеличения объемов добычи нефти и принятия мер по укреплению трансграничного сотрудничества в области совместного пользования нефтью»9. С юридической точки зрения самый простой вариант - сотрудничество в рамках ШОС, так как организация стремится избегать конфликтов между сторонами.

Сотрудничество между Китаем и другими государствами-членами ШОС (за исключением России) имеет наибольший потенциал в области транспортировки энергоносителей и улучшения инфраструктуры. Для государств Средней Азии интересны оба этих направления, поэтому данные проекты приоритетны для региона, о чем четко сказано в описании целей, которые ставит перед собой ШОС. Исследователи указывают, что для максимальной эффективности необходимо координировать работу между всеми организациями, действующими в регионе. Сюда входят, кроме ШОС, страны СНГ и ЕврАзЭС. Общая консолидация и повышение эффективности, по крайней мере, стран ШОС и ЕврАзЭС сыграли бы положительную роль в укреплении сотрудничества между Китаем и Россией.

Россия - еще одно мощное государство в рамках ШОС. По ее территории пролегает большинство транспортных коридоров среднеазиатских государств, и эти страны во многом зависят от них. Россия может обратиться к среднеазиатским государствам как потенциальным новым поставщикам углеводородов, поскольку российская нефть добывается и про-

9 Akin А. Ibid. - P. 65.

дается гораздо более высокими темпами, чем ведется разведка и разработка новых нефтяных месторождений.

В этих обстоятельствах может получиться так, что Россия и Китай будут искать ресурсы в одном и том же направлении. Это, несомненно, приведет к конфликтам и конкуренции, нарастанию напряженности между странами-членами ШОС. При таком конфликте только одно из государств сможет выиграть, а другим среднеазиатским государствам, входящим в ШОС, придется довольствоваться тем, что останется. Но даже если этого не произойдет и России не потребуется использовать государства Средней Азии в качестве поставщиков нефти, в рамках ШОС необходима энергетическая политика для обеспечения своевременных и надежных способов экспорта природных ресурсов и импорта потребительских товаров в среднеазиатские государства-члены ШОС.

Общее положение дел в ШОС будет зависеть от ситуации отдельных ее государств-членов; но благополучие и мощь организации не должны зависеть от единственной, доминирующей страны альянса.

ВСТО и все остальные

Сегодня по странам ШОС пролегают трубопроводы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), алтайский и новый Туркмено-Китайский. Последний особенно важен для Китая, потому что связывает его с нейтральным государством региона, не входящим в состав ШОС. Это - новый трансконтинентальный наземный маршрут, который строится с участием других государств региона. Данный проект - один из крупнейших в Средней Азии и не контролируется Россией, в то время как ВСТО и алтайский трубопровод построены без участия среднеазиатских государств и управляются исключительно Россией и Китаем. Поэтому Туркмено-Китайский проект является новым этапом в разработке региональных энергетических инициатив.

Первая очередь системы трубопроводов ВСТО была введена в эксплуатацию в конце 2009 г. Введение в эксплуатацию осложнялось необходимостью разрешения экологических вопросов и растущей обеспокоенностью по поводу озера Байкал. Добыча нефти в Иркутской области особенно важна для данного

трубопровода. Директор «Иркутскнедр» Владимир Назарев недавно заявил, что в 2010 г. регион намерен поставлять в трубопровод 3,2 млн т нефти, в 2014 г. потенциальный объем поставок увеличится до 8-9 млн т, а к 2025 г. - до 23 млн т10.

Существует некоторая неопределенность по поводу того, как и когда данный трубопровод будет использоваться на полную мощность. Понятно, что проект не стал бы развиваться, если бы в этом не было экономического смысла, но многие месторождения Восточной Сибири расположены в отдаленных районах, и их еще сложнее и дороже эксплуатировать. По всей системе трубопроводов можно будет транспортировать до 50 млн т сырой нефти в год. Важно отметить, что эта нефть будет поступать на все рынки Северо-Восточной Азии, а не ориентироваться исключительно на Китай. В этом случае компания «Транснефть» и правительство России, которое помогло финансировать проект, будут менее зависимы от положения дел на одном рынке.

Первая очередь проекта - строительство участка от Тайшета до Сковородино, с отводом в сторону Китая, а также строительство экспортного терминала в Приморском крае11. Вторая очередь - от Сковородино до Козьмино - должна быть завершена в 2010 г. Несмотря на некоторые неразрешенные проблемы, трубопровод имеет очень важное символическое значение для обеспечения региональной энергетической безопасности, так как Китай и Россия смогли прийти по этому поводу к определенному соглашению.

Недавно в новостях прошло сообщение о встрече в Тянь-цзине (КНР) представителей Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) и компании «Роснефть». Заключено соглашение о создании совместного нефтеперерабатывающего предприятия; объем инвестиций - около 5 млрд дол. Агентство «Синьхуа» сообщает, что проект стартует в первом квартале 2011 г., мощность составит до 260 тыс. баррелей в день. Эта нефть будет использоваться в качестве платы за сделку «кредит в обмен на нефть», заключенную в 2009 г. между Китаем и Россией и еще одним важным шагом в отношениях

10 Irkutsk to Fill VSTO With 23 Million Tons of Oil by 2025, 2010.

11 ESPO Pipeline, Siberia, Russia. URL: http:/www.hydrocarbons-technology.com/projects/espopipeline/

между двумя компаниями и в их сотрудничестве в области энергетики в целом12.

Нередко говорят о том, что Россия боится стать энергетическим «придатком» Китая. Такие отношения, когда Россия будет лишь источником ресурсов для Китая, послужили бы во вред Российской Федерации, поэтому вышеназванное соглашение - это еще один шаг в верном направлении. Входя в проект, в котором «Роснефть» владеет 49% акций, другие компании могут также образовать совместные предприятия, что в свою очередь даст российским компаниям доступ на рынок переработки и сбыта нефтепродуктов.

В.В. Путин поддержал проект трубопровода «Алтай» еще во время своего президентства в 2006 г., во время визита в Пекин. На сайте «Газпрома» говорится, что проект трубопровода «Алтай» стал еще одним звеном, связывающим российские ресурсы и китайский рынок. В предоставленной информации сообщается о том, что КНР стремится увеличить использование природного газа, а Россия «способна» и желает предоставить этот газ. Использование природного газа сможет изменить баланс основных энергоносителей и снизить зависимость Китая от угля. Считается, что к 2020 г. природный газ может составить около 10% от общего объема потребления энергии Китаем, в то время как в 2000 г. его доля составляла 2%, а в 2008 г. - 4%13.

Проект «Алтай» все еще находится на стадии обсуждения, но стремление Китая получить доступ к большим объемам энергоносителей и диверсифицировать портфель заказов, скорее всего, станет залогом того, что разработка данного проекта продолжится. Основными препятствиями стали социальные и другие спорные вопросы, возникшие между федеральным центром (т.е. «Газпромом») и Алтайским регионом. Как говорится на интернет-сайте «Газпрома», были сделаны достаточные уступки, чтобы развитие данного регионального проекта продолжилось. Если «Газпром» все-таки будет качать

12 Китайско-российское сотрудничество в области энергетики имеет большие перспективы. 21 сентября 2010 г. URL: http:,/ news.xinhuanet. com/english2010/china/2010-09/21/c_13523879.htm

13 Economides M. and Xina Xie. China's Gassy Future //Energy Tribune. -2010. - 6 May. URL: http:/www.viewsflow.com/w/4HIE (accessed May 14, 2010).

газ по трубопроводу «Алтай», компания окажется в географической близости к последней трубопроводной системе.

Наконец, по трубопроводу «Китай - Туркмения» поступление газа началось 14 декабря 2009 г. Данный проект показывает в новом свете сотрудничество внутри региона. Помимо высокого спроса на углеводороды, Китай имеет еще два важных преимущества в формате ШОС. Первое - это способность страны инвестировать средства в развитие природных ресурсов. Развивая нефтегазовые месторождения на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии, Китай в то же время переживает быстрый и стабильный рост потребительского рынка и имеет значительный потенциал как страна-источник инвестиционного капитала.

Вторым преимуществом является возможность прокладки по территории Китая трансконтинентальных наземных маршрутов. Это позволит странам-членам ШОС и государствам Дальнего Востока получить альтернативу поставкам нефти из стран Ближнего Востока, а также создать прямой более дешевый маршрут на рынки Азии14. Данный проект связывает Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Китай, и он может стать для Китая возможностью продемонстрировать способности координировать проекты со странами Средней Азии. До сих пор непонятно, почему отсутствует сотрудничество в этой сфере в рамках ШОС. Как отметил высокопоставленный эксперт, «значение нового маршрута состоит в том, что это первый экспортный маршрут, по которому большие объемы ресурсов из Туркменистана могут поставляться в обход России»15.

По данному газопроводу планируется транспортировать в Китай около 50 млрд м3 газа в год, и эта цифра сравнима с годовым объемом поставок газа в Россию. Также сообщалось, что доля «Газпрома» в туркменском газе в результате

14 Li Mingjiang. China-EU Relations: Strategic Partnership at a Crossroads /China: An International Journal. - 2009. - № 227-254. Project Muse (14 December 2009). - P. 221.

15 Pannier B. New Turkmen-China Pipeline Breaks Russia's Hold Over Central Asian Gas /Radio Free Europe Radio Liberty. 2009. 14 December URL: http:,/www.rferl.org/content/TurkmenistanChina_Gas_Pipeline_ To_0pen/1903108.html (accessed February 4, 2010).

введения нового маршрута через Китай упадет до более 50%. Скоро ожидается введение в эксплуатацию и других газопроводов. Правда, Туркменистан, где сосредоточены крупнейшие запасы газа в мире, придерживается строгого нейтралитета и не является членом ШОС.

Создание континентального трубопровода, связывающего Туркменистан с восточным побережьем Китая - важное достижение, хотя, к сожалению, данный трубопровод приносит мало выгоды Киргизии и Таджикистану.

Национализация энергетических компаний в Российской Федерации привела к быстрому повышению доходов государства. Сложность на нынешнем этапе состоит в том, что нужно отойти от сырьевой модели развития, которая, к тому же главным образом держится на добыче. В России этот факт в основном признается, но чтобы стал реальным такой переход, необходимо решить множество разнообразных проблем. Соглашение о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода предоставляет российским компаниям шанс найти покупателей углеводородов на быстро растущем рынке; именно такие действия Россия и должна предпринимать. Увеличение поставок китайских технологий в Россию может стать еще одним важным фактором, который поможет минимизировать риски переходного периода.

Необходимость дальнейшего развития российско-китайских отношений очевидна, хотя бы в связи с географическим положением двух стран. Однако реальное сотрудничество сопровождается сомнениями, в некоторых случаях и непониманием. Как это часто бывает в международных отношениях, различные приоритеты и повестки дня приводят к прекращению переговоров и замораживанию проектов сотрудничества, что проявилось в недавних переговорах по поводу создания трубопроводов и поставки энергоносителей, когда стороны демонстрировали осторожность и придерживались двусмысленных формулировок. Во многом такое положенин дел стало следствием отличий между крупными нефтяными компаниями национального масштаба в России и китайскими государственными нефтяными компаниями (ГНК).

Реструктуризация китайской нефтяной промышленности

Поскольку Китай является чистым импортером нефти, и в ближайшее время намеревается вступить в ВТО, в стране осознали необходимость срочной реструктуризации отрасли. Большинство нефтяных компаний страны подчиняются министерству энергетики, имеющему юрисдикцию только на территории страны. Первым шагом в начале 1993 г. стал инициированный Госсоветом КНР вывод Китайской национальной нефтяной корпорации, Китайской национальной офшорной нефтяной корпорации и Китайской национальной нефтехимической корпорации («Синопек») из-под юрисдикции министерства энергетики и передачу Государственной комиссии по экономике и торговле. Эта Комиссия занимается в основном международными проектами, что соответствует текущим задачам нефтяной отрасли, все еще неконкурентоспособной на международном рынке. В рамках плановой экономики было произведено разделение труда: «Синохим» занималась импортом и экспортом, КННК - разведкой и разработкой, а «Синопек» - переработкой16.

В декабре 1994 г. компания «Синохим» получила разрешение Госсовета на превращение ее в многонациональную группу компаний. В группу объединились, при поддержке финансовых учреждений, малые и крупные государственные предприятия, действовавшие на основе договоров об объединении акций предприятий-членов. Получив разрешение Госсовета, компания «Синохим» объединилась с Китайской трастово-ин-вестиционной корпорацией по внешним связям. Новое объединение получило наименование «ООО Финансовая компания Синохим». Компания была призвана стать современной, интегрированной, многонациональной организацией, в задачи которой входила разведка месторождений, переработка и торговля нефтью.

Несмотря на предпринятые серьезные меры, открытие китайской нефтяной индустрии навстречу остальному миру, преобразования проводились с трудом. В 1996 г., наконец, была проведена ценовая реформа. К сожалению, доходы КННК оказались равными потерям «Синопек». Выведя 18 админист-

16 Christoffersen G. China's intentions for Russian and Central Asian oil and gas. - Seattle, WA: The National Bureau of Asian Research, 1998. - P. 11.

ративных бюро по нефтепродуктам из-под контроля КННК, нефтяной гигант начал создавать дочерние предприятия за границей. Проблемы начались тогда, когда дочерние предприятия стали по отдельности подавать заявки на ведение проектов за границей, иногда конкурируя друг с другом, что приводило к потере финансовых ресурсов. Впоследствии КННК образовала централизованный административный орган для оценки проектов за границей, ведения переговоров и заключения контрактов.

Масштабное реформирование частных предприятий началось в 1978 г., но к 1998 г. все еще существовало около 87000 госпредприятий. На них было занято две трети городской рабочей силы, приходилось около двух третей всего инвестиционного капитала государства. К несчастью для правительства, государственные предприятия приносили лишь 30% национального богатства, на 40% меньше, чем до начала реформ два десятилетия тому назад. К 1998 г. почти половина из них были убыточны, и эта доля удвоилась по сравнению с 1992 г. Вскоре отношение задолженности к собственному капиталу китайских госпредприятий составило 5:117.

В 1998 г. началась вторая серия реформ, включавших приватизацию и консолидацию предприятий, слияние и рекапитализацию, а также реорганизацию банковской системы. Все это ускорило рыночные трансформации крупных и средних госпредприятий. В частности, масштабная их реорганизация и ценовая реформа затронули энергетический сектор. Приближалось вступление Китая в ВТО, и в связи с этим все большую важность приобретала необходимость реструктуризации нефтяной отрасли. Членство в ВТО означало новые тарифы, квоты на определенные товары и открытие энергетического рынка, что включало приобретение и распределение активов и ведение розничной торговли. При рассмотрении заявки России на вступление в ВТО ей пришлось пройти через те же процедуры (это еще один случай зеркального отображения положения дел в этих двух странах).

Те проверки, которые проходил Китай, подавая заявку на вступление в ВТО, стали также еще одним важным фактором

17 Manning R. A. The Asian Energy Factor: Myths and Dilemmas of Energy, Security, and the Pacific Future. - N.Y.: Palgrave, 2000. - P. 88.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

2 ЭКО №11, 2010

и катализатором перемен. В течение последнего десятилетия Китай разрешил некоторым дочерним компаниям котироваться на международных биржах. Теперь руководителям, отвечающим за эти компании, следовало подчиниться рыночным механизмам, а не пожеланиям государства. Рост автономности от центрального правительства стал революционным фактором. Изменение возможности этих компаний в некоторых случаях послужило мотивом для заключения с Россией долгосрочных и крупномасштабных договоров. Для растущей китайской экономики жизненно важно импортировать огромные объемы энергоносителей, и поэтому логично, что ему требуется как можно скорее и как можно более решительно создавать диверсифицированный портфель импортных энергоносителей. Эти факторы, вкупе с относительной автономией и рыночными факторами на энергетическом рынке, привели к логичному решению: действия Китая основаны на программах с наиболее эффективной схемой расходов, наименьшим количеством обязательств и гарантированными поставками.

Возможные сценарии

Сейчас очень сложно предположить, какие действия Россия намерена предпринять в будущем. Китайский рынок растет опережающими темпами. Среднему классу и растущей экономике необходимы новые энергоресурсы, а у России есть эти энергоресурсы, и страна отчаянно нуждается в капитале и инвестициях в свою экономику как в целом, так и для модернизации систем добычи природных ресурсов. Сотрудничество вне рамок ШОС и соглашений о добрососедстве не помешало бы обеим странам. Заметим, что проект «ЮКОСа» мог бы стать еще одним примером признания Китая как страны с растущим потенциалом в Азиатско-Тихоокеанском регионе или вообще помочь обеим странам объединить свои усилия в этом направлении.

Одна из наиболее серьезных проблем Китая - необходимость понять свое положение в мировой иерархии держав и определить тип экономики страны. Китай рассматривает себя как развивающуюся страну, которая не может платить по западным ценам, и считает неприменимыми для себя квоты и стандарты, установленные для развитых государств.

В то же время Китай - вторая страна мира с точки зрения экономики и отчаянно стремится получить в ВТО статус страны с рыночной экономикой.

По мнению исследователей, существует три тенденции развития событий. Первая заключается в том, что маятник потребления углеводородов качнется в сторону от Запада к Азии. Вторая - в том, что зависимость от углеводородов будет постоянно увеличиваться, потому что собственные резервы основных стран-потребителей будут быстро истощаться. Третья - в том, что мир окажется в растущей зависимости (в основном это касается нефти) от стран Ближнего Востока и других государств ОПЕК18.

Китай и Россия играют важную роль в развитии этих сценариев, поэтому необходимо попытаться лучше понять отношения между двумя странами. Некоторые ученые придерживаются оптимистической точки зрения на различные области сотрудничества между ними, но высказываются и опасения, что Россия не сможет обеспечить надежные поставки энергоносителей в Восточную Азию, в частности, многие западные аналитики указывают, что споры между Украиной и Россией вызваны тем, что Россия требует «слишком высокую цену»19.

Но утверждать, что эти факты свидетельствуют о ненадежности России как поставщика энергоресурсов, было бы неправомерно. Часто забывают о том, что Россия просто хотела бы постепенно поднять цены до западных стандартов. Те случаи, когда Россия прекращала поставки энергоносителей в Европу, без сомнения, оказали влияние на решение Китая вступать или не вступать в соглашения с северным соседом. Но представление о том, что Россия использует поставки энергоресурсов в качестве политического инструмента, во многом предвзято и вредно. В то же время достижение целей Китая в энергетической области, с одной стороны, невозможно без сотрудничества, но с другой - содержит почву для конфликта, связанного с борьбой за энергоресурсы.

18 Naughten B. The impact of the new Asia-Pacific energy competition on Russian and the Central Asian states /Energy Security in Asia, ed. Michael Wesley. - London and New York: Routledge Publishing Lmt, 2007. - P. 128.

19 См., например: Blank S. Russo-Chinese Energy Relations: Politics in Command. - London, United Kingdom: GMB Publishing Ltd., 2006. - P. 47.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

2*

Вот характеристика российско-китайских отношений: «Как и в отношениях между ЕС и Россией, экономическая взаимозависимость необязательно означает политическое единодушие или близость. ЕС зависит от поставок энергоносителей из России, но эта зависимость, вопреки ожиданиям, не привела к политическому диалогу, в результате которого позиции ЕС изменились бы. Политика и экономика существуют отдельно. ЕС уверен, что экономические отношения будут развиваться, несмотря на политические расхождения. Российско-китайские отношения, наоборот, основаны на политическом согласии, но в экономическом плане сотрудничество не получает должного развития. Как и в отношениях между ЕС и Россией, общность границ превращает сотрудничество из возможности в необходимость»20.

Россия и Китай нуждаются в общих проектах и политической поддержке друг друга. Некоторые исследователи полагают, что отношения между Китаем и ЕС могут превратиться из отношений стратегического партнерства (на что делалась ставка раньше) в отношения обычного рода, и то же самое можно предсказать относительно ближайшего будущего китайско-российских отношений21. Мы считаем, что если Китай найдет надежные и недорогие источники энергоносителей в Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке, крупные энергетические сделки с Россией могут оказаться не столь приоритетными, особенно в случае продолжения переговоров по ценам и при отсутствии полного доверия между странами. Власти Китая умеют отделять бизнес от политики, и это позволяет стране занять уникальное положение в мире и сотрудничать со многими странами, с которыми Запад расходится по моральным или политическим причинам. В будущем, если Китай сможет более продуктивно использовать в качестве энергоносителя природный газ, это послужит развитию двусторонних отношений с Россией в области торговли энергоносителями.

Со строительством трубопровода из Туркмении в Китай монополия советских трубопроводов в регионе нарушена, а в игру вступил новый игрок - нейтральное государство. После встречи в верхах в Копенгагене можно предположить, что на Китай будет оказываться серьезное давление, которое заставит страну использовать более чистые виды топлива, один из которых - природный газ. Вполне возможно, что на развитие

20 Kuhrt N. Ibid. - P. 123.

21 Li Gang. Shanghai hezuo zuzhi: jiaqiang tuijin de quyu jingji hezuo. -Beijing, Zhongguo: Zhongguo Haiguan Chubanshe, 2004. - P. 254.

офшорных проектов в Китае окажет влияние авария на скважине в Мексиканском заливе.

Наконец, важным инструментом регионального сотрудничества может стать ШОС, при условии взаимодействия в рамках этой структуры всех входящих в нее государств. Хотя ШОС все еще не стала ведущей международной организацией, геополитическую важность данного региона нельзя недооценивать, и отсутствие в этом альянсе стран Европы, Японии и США представляет собой потенциальную опасность. Прежде всего, в рамках ШОС необходимо создать здоровые рабочие отношения между Китаем и Россией, основанные на взаимном доверии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.