У России и Китая существует огромный потенциал взаимовыгодного партнерства, принят целый ряд мер для повышения его эффективности. У обеих сторон есть выгодные рынки и товары для взаимной торговли, но часто заключению взаимовыгодных соглашений и сделок, особенно в сфере энергетики, препятствует недоверие.
Ключевые слова: Россия, Китай, Шанхайская организация сотрудничества, энергоносители, трубопроводы
Китайско-российское стратегическое партнерство в области энергетики: ограничения и потенциал развития
Д.Л. СВИТ, Университет Джорджa Мэзона, г. Фэрфакс ш. Вирджиния, США. E-mail: [email protected]
Рядом или друг против друга?
В течение длительного времени у России были значительные расхождения с КНР по военным и идеологическим вопросам, но теперь механизмы партнерства, в том числе в области обороны, постепенно отлаживаются. Страны оказывают друг другу взаимную поддержку в сфере ракетной обороны, по вопросу интервенции в Косово и защиты традиционных зон влияния Китая и России. При этом неясно, отказалась ли Россия от планов стать новой супердержавой.
Большой потенциал развития отношений имеется в области энергетики и торговли, но часто двусторонние сделки не заключаются или не реализуются. Хотя руководители России и заявляют о необходимости модернизации экономики и отказа от сырьевой зависимости, эти изменения не могут наступить немедленно. Поскольку российская экономика во многом зависит от доходов энергетического сектора, а Китаю необходимы энергоносители, в этой сфере есть поводы для разногласий. Китай не готов платить за энергоносители
© ЭКО 2010 г.
по ценам, принятым для «развитых» стран, а Россия, возможно, не хотела бы поставлять энергоносители в страну, которая может превзойти ее по мощи и влиянию в мировом масштабе.
Хотя споры ведутся в основном по поводу ценообразования, еще одним важным фактором может служить нежелание Китая полагаться на единственного производителя энергии. Китай стремится диверсифицировать импорт нефти и увеличить количество поставщиков, а также избежать узконаправленной внешней политики. Слишком большая зависимость от России, как и от любой другой страны, может быть угрозой национальной безопасности Китая.
Изучив двусторонние связи Китая и России, исследователи отметили, что эти страны действительно укрепляют свое стратегическое сотрудничество, принимают совместные меры по укреплению безопасности, но не намерены уступать друг другу в области экономического развития1. Очевидно, что Китай желает присутствия России в определенных (или всех) секторах своей экономики, хотя бы для создания противовеса влиянию и мощи США. Именно задачи экономического развития требуют помощи и поддержания стабильных отношений с США2. Стратегическая роль Европейского союза и Японии в сферах интересов обеих стран усилилась в результате недавнего финансового кризиса, и этот вопрос также требует дальнейшего изучения.
До недавнего времени основным препятствием к развитию сотрудничества экономического являлось то, что российская и китайская экономики не были схожи, а представляли собой зеркальное отображение друг друга. Обе страны контролируют доступ к природным богатствам, у них отсутствуют современные технологии и капитал3. Но за последние несколько лет Китай сделал гигантские шаги в области новых технологий и привлечения капитала для инвестиций в различные проекты. Китайские власти предпринимают все меры для того, чтобы обеспечить стратегическое партнерство Китая одновременно с несколькими странами.
1 Mikheev V.V. North East Asia Globalization (regarding Russia, China and Korea). Moscow: Pamyatniki Istoricheskoy Mysli, 2003. - P. 171.
2 Kuchins A. C. Russia's Relations with China and India: Strategic Partners, Yes; Strategic Alliances, No /Demokratizatsiya. - 2001. - V. 9.2. - P. 267.
3 Mikheev V.V. Ibid. - P. 168.
Страна также стремится диверсифицировать импортные поставки нефти. Осознавая сложности в обеспечении задачи энергетической безопасности, Китай намерен сотрудничать в этой области со странами Ближнего Востока, Средней и Восточной Азии и Россией. Китай поддерживает идею создания многостороннего регионального энергетического фонда в Северо-Восточной Азии, чтобы иметь запасы энергоносителей для непредвиденных случаев, но основная цель - удовлетворение собственных потребностей в энергоносителях4.
Хотя китайцы умеют отделять бизнес от политики, некоторые исследователи подчеркивают, что в последнее время изменения происходят и на этом фронте. Стельцер полагает, что «возможно, наилучшим способом использования Россией своих нефтяных запасов явилась бы продажа нефти для укрепления отношений с Китаем. Китай стремится обеспечить себя нефтью и газом, а Россия желает получить доступ на новые рынки и обрести стратегическое преимущество, но как эта ситуация будет развиваться, пока еще непонятно. Существуют признаки потепления отношений между странами, которые на протяжении долгих периодов истории оставались весьма прохладными»5.
В рамках ШОС
Попытки улучшить отношения между странами начались в 2001 г., когда была создана ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Образование ШОС сблизило Китай, Россию и государства Центральной Азии - Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.
С момента создания ШОС статус стран-наблюдателей получили Иран, Индия, Пакистан и Монголия. На встрече на высшем уровне в 2009 г. статус участников дискуссий в рамках ШОС получили Белоруссия и Шри-Ланка. Пока неясно, станут ли они полноправными членами организации. Расширенный состав ШОС на настоящее время представляет собой
4 Mitchell J. V, Beck Р. and Grubb М. The New Geopolitics of Energy. -London: The Royal Institute of International Affairs, Energy, and Environmental Programme; Washington DC: Distributed by Brookings Institution, 1996. - P. 114.
5 StelzerI. M. China and Russia May Use Oil Interests to Threaten America's Global Power /Oil (Opposing Viewpoints Series), ed. Andrea C. Nakaya. -Detroit: Greenhaven Press, 2006. - P. 195.
шаткий альянс, который тем не менее привлекает все больше и больше внимания на международной арене. Важен и тот факт, что ШОС - это первая крупная международная организация, в которой не представлены страны Запада.
Прямо или косвенно энергетическая сфера является ведущим фактором во всех главных целях и задачах, которые ставит перед собой ШОС. Страны, входящие в «Шанхайскую пятерку» - организацию-предшественницу ШОС, основанную в 1996 г., помня о стремлении России сохранить влияние в Средней Азии, стремились обеспечить собственное стратегическое положение на рынке природных ресурсов региона. «Нефтяная дипломатия» сыграла важную роль в формировании этих альянсов и организаций.
Озабоченность вызывают два аспекта образования ШОС. Россия и Китай в течение длительного времени были стратегическими соперниками и до создания ШОС никогда не считались настоящими союзниками. Теперь эти две мировые державы стали членами «многосторонней организации, занимающейся вопросами региональной безопасности и экономической интеграции»6. Успешное функционирование ШОС будет напрямую зависеть от будущих китайско-российских отношений. Заметим, что в июле 2001 г., всего через месяц после образования ШОС, был подписан очередной «Российско-китайский договор о дружбе и добрососедстве», цель которого - дальнейшее укрепление отношений между странами и «устойчивое двустороннее сотрудничество»7.
Растущая роль бывших советских среднеазиатских республик в сфере энергетики свидетельствует о том, что в региональном развитии заинтересованы не только страны-члены ШОС, но и другие государства, в частности США и Япония. Геополитический и стратегический регион, который представляют страны ШОС, также явится отличной площадкой для разработок совместных проектов в области энергетики8.
6 Akin A. M. The Shanghai Cooperation Organization: A Structural Functional Analysis // Thesis: Troy University Graduate School. - Troy, Alabama, 2005. - P. 73.
7 HsiungJ. C. The Strategic Triangle: Dynamics Between China, Russia, and the United States /Harvard International Review. 14-17. EBSCO (26 September 2009). - P. 15.
8 KuhrtN. Russian Policy towards China and Japan: The El'tsin and Putin periods. - 2004. - V. 26. 1. - London and New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2007. - P. 134-135.
Вероятно, ШОС в будущем разработает формальную политику в области энергетики. Пока не существует какого бы то ни было плана по управлению коллективными энергоресурсами региона. Участие государств-членов в различных совместных проектах в области энергетики и разработка совместной энергетической политики смогут служить важной мерой развития эффективности и сотрудничества в рамках ШОС.
Самые серьезные требования к своим партнерам по ШОС выдвигает Китай. Как и Россия, Китай в конце ХХ века пережил значительную перестройку своей энергетической отрасли и системы энергообеспечения для внутреннего потребления. Принятая в новом веке стратегия нефтяной отрасли Китая требует «создания дополнительных каналов импорта нефти, увеличения объемов добычи нефти и принятия мер по укреплению трансграничного сотрудничества в области совместного пользования нефтью»9. С юридической точки зрения самый простой вариант - сотрудничество в рамках ШОС, так как организация стремится избегать конфликтов между сторонами.
Сотрудничество между Китаем и другими государствами-членами ШОС (за исключением России) имеет наибольший потенциал в области транспортировки энергоносителей и улучшения инфраструктуры. Для государств Средней Азии интересны оба этих направления, поэтому данные проекты приоритетны для региона, о чем четко сказано в описании целей, которые ставит перед собой ШОС. Исследователи указывают, что для максимальной эффективности необходимо координировать работу между всеми организациями, действующими в регионе. Сюда входят, кроме ШОС, страны СНГ и ЕврАзЭС. Общая консолидация и повышение эффективности, по крайней мере, стран ШОС и ЕврАзЭС сыграли бы положительную роль в укреплении сотрудничества между Китаем и Россией.
Россия - еще одно мощное государство в рамках ШОС. По ее территории пролегает большинство транспортных коридоров среднеазиатских государств, и эти страны во многом зависят от них. Россия может обратиться к среднеазиатским государствам как потенциальным новым поставщикам углеводородов, поскольку российская нефть добывается и про-
9 Akin А. Ibid. - P. 65.
дается гораздо более высокими темпами, чем ведется разведка и разработка новых нефтяных месторождений.
В этих обстоятельствах может получиться так, что Россия и Китай будут искать ресурсы в одном и том же направлении. Это, несомненно, приведет к конфликтам и конкуренции, нарастанию напряженности между странами-членами ШОС. При таком конфликте только одно из государств сможет выиграть, а другим среднеазиатским государствам, входящим в ШОС, придется довольствоваться тем, что останется. Но даже если этого не произойдет и России не потребуется использовать государства Средней Азии в качестве поставщиков нефти, в рамках ШОС необходима энергетическая политика для обеспечения своевременных и надежных способов экспорта природных ресурсов и импорта потребительских товаров в среднеазиатские государства-члены ШОС.
Общее положение дел в ШОС будет зависеть от ситуации отдельных ее государств-членов; но благополучие и мощь организации не должны зависеть от единственной, доминирующей страны альянса.
ВСТО и все остальные
Сегодня по странам ШОС пролегают трубопроводы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), алтайский и новый Туркмено-Китайский. Последний особенно важен для Китая, потому что связывает его с нейтральным государством региона, не входящим в состав ШОС. Это - новый трансконтинентальный наземный маршрут, который строится с участием других государств региона. Данный проект - один из крупнейших в Средней Азии и не контролируется Россией, в то время как ВСТО и алтайский трубопровод построены без участия среднеазиатских государств и управляются исключительно Россией и Китаем. Поэтому Туркмено-Китайский проект является новым этапом в разработке региональных энергетических инициатив.
Первая очередь системы трубопроводов ВСТО была введена в эксплуатацию в конце 2009 г. Введение в эксплуатацию осложнялось необходимостью разрешения экологических вопросов и растущей обеспокоенностью по поводу озера Байкал. Добыча нефти в Иркутской области особенно важна для данного
трубопровода. Директор «Иркутскнедр» Владимир Назарев недавно заявил, что в 2010 г. регион намерен поставлять в трубопровод 3,2 млн т нефти, в 2014 г. потенциальный объем поставок увеличится до 8-9 млн т, а к 2025 г. - до 23 млн т10.
Существует некоторая неопределенность по поводу того, как и когда данный трубопровод будет использоваться на полную мощность. Понятно, что проект не стал бы развиваться, если бы в этом не было экономического смысла, но многие месторождения Восточной Сибири расположены в отдаленных районах, и их еще сложнее и дороже эксплуатировать. По всей системе трубопроводов можно будет транспортировать до 50 млн т сырой нефти в год. Важно отметить, что эта нефть будет поступать на все рынки Северо-Восточной Азии, а не ориентироваться исключительно на Китай. В этом случае компания «Транснефть» и правительство России, которое помогло финансировать проект, будут менее зависимы от положения дел на одном рынке.
Первая очередь проекта - строительство участка от Тайшета до Сковородино, с отводом в сторону Китая, а также строительство экспортного терминала в Приморском крае11. Вторая очередь - от Сковородино до Козьмино - должна быть завершена в 2010 г. Несмотря на некоторые неразрешенные проблемы, трубопровод имеет очень важное символическое значение для обеспечения региональной энергетической безопасности, так как Китай и Россия смогли прийти по этому поводу к определенному соглашению.
Недавно в новостях прошло сообщение о встрече в Тянь-цзине (КНР) представителей Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) и компании «Роснефть». Заключено соглашение о создании совместного нефтеперерабатывающего предприятия; объем инвестиций - около 5 млрд дол. Агентство «Синьхуа» сообщает, что проект стартует в первом квартале 2011 г., мощность составит до 260 тыс. баррелей в день. Эта нефть будет использоваться в качестве платы за сделку «кредит в обмен на нефть», заключенную в 2009 г. между Китаем и Россией и еще одним важным шагом в отношениях
10 Irkutsk to Fill VSTO With 23 Million Tons of Oil by 2025, 2010.
11 ESPO Pipeline, Siberia, Russia. URL: http:/www.hydrocarbons-technology.com/projects/espopipeline/
между двумя компаниями и в их сотрудничестве в области энергетики в целом12.
Нередко говорят о том, что Россия боится стать энергетическим «придатком» Китая. Такие отношения, когда Россия будет лишь источником ресурсов для Китая, послужили бы во вред Российской Федерации, поэтому вышеназванное соглашение - это еще один шаг в верном направлении. Входя в проект, в котором «Роснефть» владеет 49% акций, другие компании могут также образовать совместные предприятия, что в свою очередь даст российским компаниям доступ на рынок переработки и сбыта нефтепродуктов.
В.В. Путин поддержал проект трубопровода «Алтай» еще во время своего президентства в 2006 г., во время визита в Пекин. На сайте «Газпрома» говорится, что проект трубопровода «Алтай» стал еще одним звеном, связывающим российские ресурсы и китайский рынок. В предоставленной информации сообщается о том, что КНР стремится увеличить использование природного газа, а Россия «способна» и желает предоставить этот газ. Использование природного газа сможет изменить баланс основных энергоносителей и снизить зависимость Китая от угля. Считается, что к 2020 г. природный газ может составить около 10% от общего объема потребления энергии Китаем, в то время как в 2000 г. его доля составляла 2%, а в 2008 г. - 4%13.
Проект «Алтай» все еще находится на стадии обсуждения, но стремление Китая получить доступ к большим объемам энергоносителей и диверсифицировать портфель заказов, скорее всего, станет залогом того, что разработка данного проекта продолжится. Основными препятствиями стали социальные и другие спорные вопросы, возникшие между федеральным центром (т.е. «Газпромом») и Алтайским регионом. Как говорится на интернет-сайте «Газпрома», были сделаны достаточные уступки, чтобы развитие данного регионального проекта продолжилось. Если «Газпром» все-таки будет качать
12 Китайско-российское сотрудничество в области энергетики имеет большие перспективы. 21 сентября 2010 г. URL: http:,/ news.xinhuanet. com/english2010/china/2010-09/21/c_13523879.htm
13 Economides M. and Xina Xie. China's Gassy Future //Energy Tribune. -2010. - 6 May. URL: http:/www.viewsflow.com/w/4HIE (accessed May 14, 2010).
газ по трубопроводу «Алтай», компания окажется в географической близости к последней трубопроводной системе.
Наконец, по трубопроводу «Китай - Туркмения» поступление газа началось 14 декабря 2009 г. Данный проект показывает в новом свете сотрудничество внутри региона. Помимо высокого спроса на углеводороды, Китай имеет еще два важных преимущества в формате ШОС. Первое - это способность страны инвестировать средства в развитие природных ресурсов. Развивая нефтегазовые месторождения на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии, Китай в то же время переживает быстрый и стабильный рост потребительского рынка и имеет значительный потенциал как страна-источник инвестиционного капитала.
Вторым преимуществом является возможность прокладки по территории Китая трансконтинентальных наземных маршрутов. Это позволит странам-членам ШОС и государствам Дальнего Востока получить альтернативу поставкам нефти из стран Ближнего Востока, а также создать прямой более дешевый маршрут на рынки Азии14. Данный проект связывает Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Китай, и он может стать для Китая возможностью продемонстрировать способности координировать проекты со странами Средней Азии. До сих пор непонятно, почему отсутствует сотрудничество в этой сфере в рамках ШОС. Как отметил высокопоставленный эксперт, «значение нового маршрута состоит в том, что это первый экспортный маршрут, по которому большие объемы ресурсов из Туркменистана могут поставляться в обход России»15.
По данному газопроводу планируется транспортировать в Китай около 50 млрд м3 газа в год, и эта цифра сравнима с годовым объемом поставок газа в Россию. Также сообщалось, что доля «Газпрома» в туркменском газе в результате
14 Li Mingjiang. China-EU Relations: Strategic Partnership at a Crossroads /China: An International Journal. - 2009. - № 227-254. Project Muse (14 December 2009). - P. 221.
15 Pannier B. New Turkmen-China Pipeline Breaks Russia's Hold Over Central Asian Gas /Radio Free Europe Radio Liberty. 2009. 14 December URL: http:,/www.rferl.org/content/TurkmenistanChina_Gas_Pipeline_ To_0pen/1903108.html (accessed February 4, 2010).
введения нового маршрута через Китай упадет до более 50%. Скоро ожидается введение в эксплуатацию и других газопроводов. Правда, Туркменистан, где сосредоточены крупнейшие запасы газа в мире, придерживается строгого нейтралитета и не является членом ШОС.
Создание континентального трубопровода, связывающего Туркменистан с восточным побережьем Китая - важное достижение, хотя, к сожалению, данный трубопровод приносит мало выгоды Киргизии и Таджикистану.
Национализация энергетических компаний в Российской Федерации привела к быстрому повышению доходов государства. Сложность на нынешнем этапе состоит в том, что нужно отойти от сырьевой модели развития, которая, к тому же главным образом держится на добыче. В России этот факт в основном признается, но чтобы стал реальным такой переход, необходимо решить множество разнообразных проблем. Соглашение о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода предоставляет российским компаниям шанс найти покупателей углеводородов на быстро растущем рынке; именно такие действия Россия и должна предпринимать. Увеличение поставок китайских технологий в Россию может стать еще одним важным фактором, который поможет минимизировать риски переходного периода.
Необходимость дальнейшего развития российско-китайских отношений очевидна, хотя бы в связи с географическим положением двух стран. Однако реальное сотрудничество сопровождается сомнениями, в некоторых случаях и непониманием. Как это часто бывает в международных отношениях, различные приоритеты и повестки дня приводят к прекращению переговоров и замораживанию проектов сотрудничества, что проявилось в недавних переговорах по поводу создания трубопроводов и поставки энергоносителей, когда стороны демонстрировали осторожность и придерживались двусмысленных формулировок. Во многом такое положенин дел стало следствием отличий между крупными нефтяными компаниями национального масштаба в России и китайскими государственными нефтяными компаниями (ГНК).
Реструктуризация китайской нефтяной промышленности
Поскольку Китай является чистым импортером нефти, и в ближайшее время намеревается вступить в ВТО, в стране осознали необходимость срочной реструктуризации отрасли. Большинство нефтяных компаний страны подчиняются министерству энергетики, имеющему юрисдикцию только на территории страны. Первым шагом в начале 1993 г. стал инициированный Госсоветом КНР вывод Китайской национальной нефтяной корпорации, Китайской национальной офшорной нефтяной корпорации и Китайской национальной нефтехимической корпорации («Синопек») из-под юрисдикции министерства энергетики и передачу Государственной комиссии по экономике и торговле. Эта Комиссия занимается в основном международными проектами, что соответствует текущим задачам нефтяной отрасли, все еще неконкурентоспособной на международном рынке. В рамках плановой экономики было произведено разделение труда: «Синохим» занималась импортом и экспортом, КННК - разведкой и разработкой, а «Синопек» - переработкой16.
В декабре 1994 г. компания «Синохим» получила разрешение Госсовета на превращение ее в многонациональную группу компаний. В группу объединились, при поддержке финансовых учреждений, малые и крупные государственные предприятия, действовавшие на основе договоров об объединении акций предприятий-членов. Получив разрешение Госсовета, компания «Синохим» объединилась с Китайской трастово-ин-вестиционной корпорацией по внешним связям. Новое объединение получило наименование «ООО Финансовая компания Синохим». Компания была призвана стать современной, интегрированной, многонациональной организацией, в задачи которой входила разведка месторождений, переработка и торговля нефтью.
Несмотря на предпринятые серьезные меры, открытие китайской нефтяной индустрии навстречу остальному миру, преобразования проводились с трудом. В 1996 г., наконец, была проведена ценовая реформа. К сожалению, доходы КННК оказались равными потерям «Синопек». Выведя 18 админист-
16 Christoffersen G. China's intentions for Russian and Central Asian oil and gas. - Seattle, WA: The National Bureau of Asian Research, 1998. - P. 11.
ративных бюро по нефтепродуктам из-под контроля КННК, нефтяной гигант начал создавать дочерние предприятия за границей. Проблемы начались тогда, когда дочерние предприятия стали по отдельности подавать заявки на ведение проектов за границей, иногда конкурируя друг с другом, что приводило к потере финансовых ресурсов. Впоследствии КННК образовала централизованный административный орган для оценки проектов за границей, ведения переговоров и заключения контрактов.
Масштабное реформирование частных предприятий началось в 1978 г., но к 1998 г. все еще существовало около 87000 госпредприятий. На них было занято две трети городской рабочей силы, приходилось около двух третей всего инвестиционного капитала государства. К несчастью для правительства, государственные предприятия приносили лишь 30% национального богатства, на 40% меньше, чем до начала реформ два десятилетия тому назад. К 1998 г. почти половина из них были убыточны, и эта доля удвоилась по сравнению с 1992 г. Вскоре отношение задолженности к собственному капиталу китайских госпредприятий составило 5:117.
В 1998 г. началась вторая серия реформ, включавших приватизацию и консолидацию предприятий, слияние и рекапитализацию, а также реорганизацию банковской системы. Все это ускорило рыночные трансформации крупных и средних госпредприятий. В частности, масштабная их реорганизация и ценовая реформа затронули энергетический сектор. Приближалось вступление Китая в ВТО, и в связи с этим все большую важность приобретала необходимость реструктуризации нефтяной отрасли. Членство в ВТО означало новые тарифы, квоты на определенные товары и открытие энергетического рынка, что включало приобретение и распределение активов и ведение розничной торговли. При рассмотрении заявки России на вступление в ВТО ей пришлось пройти через те же процедуры (это еще один случай зеркального отображения положения дел в этих двух странах).
Те проверки, которые проходил Китай, подавая заявку на вступление в ВТО, стали также еще одним важным фактором
17 Manning R. A. The Asian Energy Factor: Myths and Dilemmas of Energy, Security, and the Pacific Future. - N.Y.: Palgrave, 2000. - P. 88.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
2 ЭКО №11, 2010
и катализатором перемен. В течение последнего десятилетия Китай разрешил некоторым дочерним компаниям котироваться на международных биржах. Теперь руководителям, отвечающим за эти компании, следовало подчиниться рыночным механизмам, а не пожеланиям государства. Рост автономности от центрального правительства стал революционным фактором. Изменение возможности этих компаний в некоторых случаях послужило мотивом для заключения с Россией долгосрочных и крупномасштабных договоров. Для растущей китайской экономики жизненно важно импортировать огромные объемы энергоносителей, и поэтому логично, что ему требуется как можно скорее и как можно более решительно создавать диверсифицированный портфель импортных энергоносителей. Эти факторы, вкупе с относительной автономией и рыночными факторами на энергетическом рынке, привели к логичному решению: действия Китая основаны на программах с наиболее эффективной схемой расходов, наименьшим количеством обязательств и гарантированными поставками.
Возможные сценарии
Сейчас очень сложно предположить, какие действия Россия намерена предпринять в будущем. Китайский рынок растет опережающими темпами. Среднему классу и растущей экономике необходимы новые энергоресурсы, а у России есть эти энергоресурсы, и страна отчаянно нуждается в капитале и инвестициях в свою экономику как в целом, так и для модернизации систем добычи природных ресурсов. Сотрудничество вне рамок ШОС и соглашений о добрососедстве не помешало бы обеим странам. Заметим, что проект «ЮКОСа» мог бы стать еще одним примером признания Китая как страны с растущим потенциалом в Азиатско-Тихоокеанском регионе или вообще помочь обеим странам объединить свои усилия в этом направлении.
Одна из наиболее серьезных проблем Китая - необходимость понять свое положение в мировой иерархии держав и определить тип экономики страны. Китай рассматривает себя как развивающуюся страну, которая не может платить по западным ценам, и считает неприменимыми для себя квоты и стандарты, установленные для развитых государств.
В то же время Китай - вторая страна мира с точки зрения экономики и отчаянно стремится получить в ВТО статус страны с рыночной экономикой.
По мнению исследователей, существует три тенденции развития событий. Первая заключается в том, что маятник потребления углеводородов качнется в сторону от Запада к Азии. Вторая - в том, что зависимость от углеводородов будет постоянно увеличиваться, потому что собственные резервы основных стран-потребителей будут быстро истощаться. Третья - в том, что мир окажется в растущей зависимости (в основном это касается нефти) от стран Ближнего Востока и других государств ОПЕК18.
Китай и Россия играют важную роль в развитии этих сценариев, поэтому необходимо попытаться лучше понять отношения между двумя странами. Некоторые ученые придерживаются оптимистической точки зрения на различные области сотрудничества между ними, но высказываются и опасения, что Россия не сможет обеспечить надежные поставки энергоносителей в Восточную Азию, в частности, многие западные аналитики указывают, что споры между Украиной и Россией вызваны тем, что Россия требует «слишком высокую цену»19.
Но утверждать, что эти факты свидетельствуют о ненадежности России как поставщика энергоресурсов, было бы неправомерно. Часто забывают о том, что Россия просто хотела бы постепенно поднять цены до западных стандартов. Те случаи, когда Россия прекращала поставки энергоносителей в Европу, без сомнения, оказали влияние на решение Китая вступать или не вступать в соглашения с северным соседом. Но представление о том, что Россия использует поставки энергоресурсов в качестве политического инструмента, во многом предвзято и вредно. В то же время достижение целей Китая в энергетической области, с одной стороны, невозможно без сотрудничества, но с другой - содержит почву для конфликта, связанного с борьбой за энергоресурсы.
18 Naughten B. The impact of the new Asia-Pacific energy competition on Russian and the Central Asian states /Energy Security in Asia, ed. Michael Wesley. - London and New York: Routledge Publishing Lmt, 2007. - P. 128.
19 См., например: Blank S. Russo-Chinese Energy Relations: Politics in Command. - London, United Kingdom: GMB Publishing Ltd., 2006. - P. 47.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
2*
Вот характеристика российско-китайских отношений: «Как и в отношениях между ЕС и Россией, экономическая взаимозависимость необязательно означает политическое единодушие или близость. ЕС зависит от поставок энергоносителей из России, но эта зависимость, вопреки ожиданиям, не привела к политическому диалогу, в результате которого позиции ЕС изменились бы. Политика и экономика существуют отдельно. ЕС уверен, что экономические отношения будут развиваться, несмотря на политические расхождения. Российско-китайские отношения, наоборот, основаны на политическом согласии, но в экономическом плане сотрудничество не получает должного развития. Как и в отношениях между ЕС и Россией, общность границ превращает сотрудничество из возможности в необходимость»20.
Россия и Китай нуждаются в общих проектах и политической поддержке друг друга. Некоторые исследователи полагают, что отношения между Китаем и ЕС могут превратиться из отношений стратегического партнерства (на что делалась ставка раньше) в отношения обычного рода, и то же самое можно предсказать относительно ближайшего будущего китайско-российских отношений21. Мы считаем, что если Китай найдет надежные и недорогие источники энергоносителей в Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке, крупные энергетические сделки с Россией могут оказаться не столь приоритетными, особенно в случае продолжения переговоров по ценам и при отсутствии полного доверия между странами. Власти Китая умеют отделять бизнес от политики, и это позволяет стране занять уникальное положение в мире и сотрудничать со многими странами, с которыми Запад расходится по моральным или политическим причинам. В будущем, если Китай сможет более продуктивно использовать в качестве энергоносителя природный газ, это послужит развитию двусторонних отношений с Россией в области торговли энергоносителями.
Со строительством трубопровода из Туркмении в Китай монополия советских трубопроводов в регионе нарушена, а в игру вступил новый игрок - нейтральное государство. После встречи в верхах в Копенгагене можно предположить, что на Китай будет оказываться серьезное давление, которое заставит страну использовать более чистые виды топлива, один из которых - природный газ. Вполне возможно, что на развитие
20 Kuhrt N. Ibid. - P. 123.
21 Li Gang. Shanghai hezuo zuzhi: jiaqiang tuijin de quyu jingji hezuo. -Beijing, Zhongguo: Zhongguo Haiguan Chubanshe, 2004. - P. 254.
офшорных проектов в Китае окажет влияние авария на скважине в Мексиканском заливе.
Наконец, важным инструментом регионального сотрудничества может стать ШОС, при условии взаимодействия в рамках этой структуры всех входящих в нее государств. Хотя ШОС все еще не стала ведущей международной организацией, геополитическую важность данного региона нельзя недооценивать, и отсутствие в этом альянсе стран Европы, Японии и США представляет собой потенциальную опасность. Прежде всего, в рамках ШОС необходимо создать здоровые рабочие отношения между Китаем и Россией, основанные на взаимном доверии.