Научная статья на тему 'Китайско-американские отношения в контексте усиления позиций КНР на международной арене'

Китайско-американские отношения в контексте усиления позиций КНР на международной арене Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
766
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЪЕМ КИТАЯ / RISE OF CHINA / КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / CHINA-US RELATIONS / ТАЙВАНЬСКАЯ ПРОБЛЕМА / PROBLEM OF TAIWAN / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / SOUTH CHINA SEA / ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА ИРАНА / NUCLEAR PROGRAMME OF IRAN / ТОРГОВЫЙ ДИСБАЛАНС / TRADE IMBALANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лексина Елена Андреевна

В статье рассматривается усиление позиций КНР в мировой экономике и политике. Анализируется широкий круг проблем, осложняющих китайско-американский диалог. Характеризуются перспективы развития двусторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA-US RELATIONS IN THE CONTEXT OF CHINA’S RISE

In this article the rise of China's role in the world is reviewed. A wide range of problems, which complicate the relations between China and the USA, is analyzed. Prospects of the development of bilateral relations are characterized.

Текст научной работы на тему «Китайско-американские отношения в контексте усиления позиций КНР на международной арене»

Е.А. Лексина

КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ КНР НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

CHINA-US RELATIONS IN THE CONTEXT OF CHINA'S RISE

В статье рассматривается усиление позиций КНР в мировой экономике и политике. Анализируется широкий круг проблем, осложняющих китайско-американский диалог. Характеризуются перспективы развития двусторонних отношений.

Ключевые слова: подъем Китая, китайско-американские отношения, тайваньская проблема, Южно-Китайское море, ядерная программа Ирана, торговый дисбаланс.

In this article the rise of China's role in the world is reviewed. A wide range of problems, which complicate the relations between China and the USA, is analyzed. Prospects of the development of bilateral relations are characterized.

Key words: rise of China, China-US relations, problem of Taiwan, South China Sea, nuclear programme of Iran, trade imbalance.

Китайско-американские отношения многогранны и неоднозначны. В них удивительным образом сочетаются как элементы сотрудничества и партнерства, так и соперничества. В американских СМИ всё активнее циркулирует мнение о т.н. «китайской угрозе». Согласно данным Всемирного банка, экономика Китая составляет около 7,3 трлн долларов США, т.е. уже почти половину от американской (почти 15,1 трлн) [1]. Данный факт не гарантирует спокойствие Белого дома, напротив, подтачивает доверительные связи между Пекином и Вашингтоном. Более того, по показателям внешнеторгового оборота Китай в 2012 г. вырвался в лидеры мировой торговли, он обогнал США на 50 млрд долларов (импорт и экспорт Китая составил 3,87 трлн, США - 3,82 трлн). В этой связи встал вопрос о возможной смене политического и экономического лидера. США могут потерять статус глобального лидера, уступив позиции набирающему обороты Китаю.

Руководители обеих стран неоднократно подчеркивали в своих выступлениях, что намерены расширять двустороннее сотрудничество, выражали готовность к налаживанию конструктивного диалога по самым острым международным проблемам. Но существуют основания полагать, что все эти слова

- лишь фасад, скрывающий истинную сущность китайско-американского взаимодействия, которое носит отнюдь не позитивный характер.

Среди ключевых проблем двустороннего диалога стран можно выделить Тайвань, Южно-Китайское море, ядерную программу Ирана, а также широкий круг противоречий в торгово-экономической сфере.

На протяжении долгого времени тайваньская проблема осложняет американо-китайский диалог. Начиная с 1949 г. Вашингтон неоднократно оказывал поддержку Китайской Республике, поставляя вооружение оборонительного характера. Эта поддержка была закреплена в положениях Договора о взаимной обороне от 2 декабря 1954 г. Естественно, такое положение дел негативно воспринималось Пекином. Примечательно, что поставки вооружений Вашингтон не прекратил даже после разрыва дипломатических отношений с Тайбэем. Уже в 1979 г. в США был принят Закон об отношениях с Тайванем, который закрепил новый курс американской политики, проводимой в рамках отсутствия дипломатических отношений между странами. В документе также содержались положения, касающиеся обеспечения Соединенными Штатами безопасности острова и продажи американских вооружений на Тайвань. В частности, предусматривался открытый доступ Тайваня «к таким изделиям и услугам военного назначения и в таком количестве, в каком может быть необходимо для того, чтобы Тайвань мог поддерживать на достаточном уровне свою обороноспособность» [2].

Американский истэблишмент придерживался курса т.н. «стратегической неопределенности». В данном случае «стратегическая неопределенность» выражалась в том, что вышеупомянутый закон не обязывает Соединенные Штаты защищать Тайвань в случае военной агрессии со стороны КНР, однако рассматривает ее как угрозу не только для региона, но и всего мира. Выходит, что Пекин и Тайбэй не обладали точными сведениями о том, какова будет степень и форма военной помощи с американской стороны в случае вооруженного конфликта. Подобная неясность позиции позволяла Соединенным Штатам, с одной стороны, удерживать Китай от применения силовых мер в отношении Тайваня, с другой - не давала Тайбэю гарантий защиты. Тактика лавирования американского истэблишмента вызвала негативную реакцию у китайских руководящих кругов, что резко обострило отношения между странами.

По сей день тайваньская проблема то и дело напоминает о себе, создавая массу трудностей в диалоге США и КНР. Тайбэй оказался вовлеченным в витиевато переплетенный узел противоречий. Для США Тайвань необходим как фактор расширения геополитического влияния в регионе и увели-

чения механизмов сдерживания КНР. Китайские власти это, естественно, не устраивает. При этом Пекин рассматривает Тайвань как «источник прибыли, инвестиций и технологий» [3].

Помимо тайваньской проблемы, негативное влияние на китайско-американские отношения оказывает такой существенный фактор, как активизация американских и китайских ВМС и ВВС в Южно-Китайском море.

Необходимо отметить, что обострение американо-китайских противоречий именно в Южно-Китайском море неслучайно, поскольку оно имеет важное геополитическое значение. По данным Министерства природных ресурсов КНР, запасы нефти в море составляют 17,7 млрд т. Запасы природного газа здесь оцениваются примерно в 7500 куб. км [4]. Власти Китая рассматривают море в качестве «второго Персидского залива» и планируют в течение 20 лет инвестировать в него около 30 млрд долларов для добычи там нефти и газа. Кроме того, по данным Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Филиппин, воды Южно-Китайского моря чрезвычайно богаты рыбой [5]. Для КНР - главного игрока в регионе - Южно-Китайское море представляет интерес как с политической, так и с экономической точки зрения.

Что касается США, то для них акватория Южно-Китайского моря представляет, прежде всего, геополитический интерес. Американский истэблишмент убежден, что Азиатско-Тихоокеанского регион имеет важное стратегическое значение для обеспечения безопасности США [6]. Вашингтон осведомлен о строительстве крупной китайской военно-морской базы на южном побережье острова Хайнань. Настороженность вызывает и то, что совокупная мощь Китая продолжает расти высокими темпами. При этом китайское руководство делает ставку на увеличение вооруженных сил и проведение более жесткой политики в целях укрепления своих позиций в региональном и глобальном масштабах.

Вашингтон стремится расширить свое влияние в регионе путем вмешательства в процесс урегулирования территориальных притязаний Китая и некоторых стран АСЕАН на акваторию Южно-Китайского моря. Однако завуалированная поддержка Вашингтоном стран АСЕАН лишь накаляет обстановку в регионе, обостряя отношения между непосредственными участниками спора. После некоторого смягчения тайваньской проблемы благодаря наладившемуся диалогу между Тайванем и КНР, в ближайшей перспективе проблематика Южно-Китайского моря может переместиться на первое место в ряду факторов, осложняющих американо-китайский диалог.

В ряду крупных противоречий между США и КНР стоит также ядерная программа Ирана, за которой скрыто стремление двух стран увеличить свое присутствие в Ближневосточном регионе. Китай и Иран налаживают тесное взаимодействие по ряду вопросов, главным из которых является нефтяное сотрудничество. Китай выступает основным импортером иранской нефти, потребляя ежегодно около 20 % «черного золота» [7]. И, естественно, применение санкций в отношении Ирана со стороны США может негативным образом отразиться на поставках нефти в Китай.

Соединенные Штаты в рамках иранского ядерного вопроса преследуют свои геополитические интересы. Исследователи все чаще говорят об уменьшении присутствия США на Ближнем Востоке, особенно ввиду скорого вывода американских войск из Афганистана. Американский истэблишмент сознает, что, если США уйдут из Ближневосточного региона, то рано или поздно их место займет Китай. В этих условиях Вашингтон, избрав объектом своей политики Иран, применил к нему многочисленные санкции, которые, хотя и были частично отменены в конце 2013 г., нанесли непоправимый вред иранской экономике.

Помимо политических проблем, особого внимания заслуживает широкий комплекс экономических вопросов, вносящих деструктивные элементы в американо-китайские отношения. В условиях стремительного роста китайской экономики большую значимость приобрела торговля между двумя экономическими гигантами. Так, в 2012 г. двусторонний товарооборот составил почти 500 млрд долларов. Однако интенсификация торговых отношений приносит странам не только ряд экономических преференций, но и сопровождается массой противоречий. В первую очередь, источником этих противоречий является дисбаланс торговли, под которым подразумевается превышение темпов прироста импорта США из Китая над их экспортом в Китай [8]. Также объектом критики Вашингтона в отношении Пекина является проводимая им валютная политика, а именно искусственное занижение курса юаня.

Помимо торгового дисбаланса, озабоченность вызывает и структура двусторонней торговли. Если еще в 1990-е гг. основными статьями импорта США из Китая была продукция промышленного производства (игрушки, одежда, обувь), то сегодня из Китая ввозится около 30 % высокотехнологичной продукции. На этом фоне мрачно выглядит ассортимент экспорта США в Китай: масличное семя, соевые бобы, электронные изделия, сырье, синтетическая резина и волокно. В СМИ нередки высказывания относительно превращения США в «сырьевой придаток» Китая [9].

Попытки стран преодолеть торгово-экономические разногласия носят ограниченный характер и в перспективе будут присутствовать в американо-китайских отношениях, существенно осложняя их.

Подводя итог, необходимо отметить, что перечисленные проблемы лишь малая часть всех перипетий американо-китайских отношений. Существует еще масса других осложняющих факторов: в рамках борьбы за глобальное лидерство США и КНР поэтапно наращивают свое присутствие на Африканском и Южноамериканском континентах. Данный факт подтверждает тезис о скрытом геополитическом соперничестве Пекина и Вашингтона, которое в скором времени может вылиться в открытое противостояние посредством невоенных рычагов давления, но от этого не менее разрушающее.

В китайских политических кругах возобладала тенденция на ужесточение внешней политики с акцентом на «возрождение Китая». Всё больше внимания уделяется укреплению армии и разработке новых вооружений. Это, в свою очередь, ведет к еще большей концентрации напряженности в регионе. США, со своей стороны, не готовы идти на уступки и стремятся укрепить свои позиции в статусе сверхдержавы путем проведения экспансионистской политики. Однако возрастающая роль Китая вызывает всё большую озабоченность в Белом доме. Поэтому, по словам советника Государственного совета КНР Ши Инхуна, «существует возможность паралича в отношениях США и Китая» [10].

Литература

1. Всемирный банк опубликовал данные о ВВП стран мира 2013 г. // Центр гуманитарных технологий. - 11.07.2013. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/07/11 /6104

2. Лексютина Я.В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. - СПб.: СПбГУ, 2011. - С. 13.

3. Лурье С. Мир в Тайваньском проливе // Око планеты. -07.08.2013. - Режим доступа: http://oko-planet.su/politik/politikmir/203954-mir-v-tayvanskom-prolive.html

4. Кыонг Во Ким. Стратегическое соперничество между США и Китаем в Южно-Китайском море и позиция Вьетнама // Vietnam Bussines Consulting. - 04.06.2012. - Режим доступа: http://vnsea.net/tabid/136/ArticleID/1114/language/en-US/Default.aspx

5. Там же.

6. Лурье С. Китаю угрожает «тихоокеанская ось» Обамы // Война и мир. - 07.02.2013. - Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/76959/

7. Неронова А.В. Ирано-китайские отношения как фактор сохранения суверенитета Ирана: современность и перспектива // Вестник Киргизско-Российского Славянского Университета. - 2013. - № 6. - С. 105.

8. Лексютина Я.В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. - С. 74 - 79.

9. Бурмистров П. США - Китай: карта будущей войны // Русский репортер. - 2011. - № 9 (137). - Режим доступа: http://www.rusrep.ru/2010/09/karta_buduschey_voyny

10. Ши Инхун. Новая роль Китая, перспективы внешней политики и китайско-американские отношения // Факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. - 15.10.2013. - Режим доступа: http://polit.msu.ru/department/news/415/

Коротко об авторе

Лексина Елена Андреевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: lexelen_28@mail.ru

Briefly about author

Leksina Elena Andreevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: lexelen_28@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.