МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
КИТАЙСКО-
АМЕРИКАНСКИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
ПРОТИВОРЕЧИЯ
ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?
Шелига Мариан
аспирант кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Email: seligamgimo@gmail.com
В статье рассмотрены экономические отношения КНР и США, включая сотрудничество двух стран и главные противоречия, сдерживающие рост взаимного доверия. Особое внимание уделено рассмотрению влияния манипуляции с курсом юаня на изменение дефицита США в торговле с КНР и анализу торговли Китая по заниженным ценам. Анализируются новые противоречия, усложняющие развитие экономических отношений двух стран, как, например, кибера-таки со стороны китайских хакеров или нарушения прав интеллектуальной собственности. Выявлены новые тенденции и сдвиги в китайско-американских экономических отношениях путем применения описательной статистики и сравнительного анализа, а также предпринята попытка объяснить, почему некоторые общепринятые стереотипы в отношении китайско-американского взаимодействия не соответствуют действительности.
Ключевые слова: Китай, США, про-
THE SINO-US ECONOMIC RELATIONS AT THE PRESENT STAGE: TENSIONS OR COOPERATION?
Seliga, Marian
Post-graduate student of the Department for World Economy of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Email: seligamgimo@gmail.com
The article discusses the economic relations between China and the United States at the present stage, including cooperation between the two countries and the main tensions that restrain the growth of mutual trust. A special place in the article is paid to the analysis of yuan exchange rate's manipulation on the change of US deficit in trade with China and to the analysis of China's trade at artificially low prices. The article also analyzes the new contradictions that complicate the development of economic relations between the two countries, such as cyber attacks performed by Chinese hackers or violation of intellectual property rights. The purpose of this article is to identify new trends and developments in the Sino-US economic relations through the use of descriptive statistics and comparative analysis, as well as an attempt to explain why some common stereotypes about Sino-US cooperation is not true.
Keywords: China, USA, tensions,
тиворечия, торговля, киберпре-ступность, ВТО, юань, экономические отношения, торговый дефицит.
trade, cyber crime, WTO, yuan, economic relations, trade deficit.
В сегодняшней системе международных экономических отношений взаимодействие двух экономических гигантов, какими являются США и КНР, приобретает особое значение. От того, каким образом будут развиваться эти отношения, во многом зависит и будущее развитие других экономических процессов в мире. Несмотря на стремительный рост взаимного товарооборота и увеличение прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) между КНР и США, отношения двух стран остаются по-прежнему весьма несбалансированными, и они отягощены многими противоречиями. Это обстоятельство, однако, не мешает активному сотрудничеству двух стран и расширению диапазона совместной интеракции.
По данным американской статистики, товарооборот КНР и США в 2013 г. достиг 560 млрд долларов, что примерно на 20 млрд долларов больше, чем в 2012 г.1 Тем не менее в торговле двух стран сохраняется значительный дефицит США, который в прошлом году достиг около 320 млрд долларов. При этом следует отметить, что дефицит США в торговле с КНР остается на протяжении многих лет выше, чем дефицит США с какой-либо другой страной или группой стран.
Многие американские экономисты связывают рост отрицательного сальдо Америки с политикой китайского руководства, которое сознательно занижает курс юаня с целью создания более благоприятных условий для экспорта своих товаров за границу, в частности в США. Американцы одновременно обвиняют Пекин в том, что проводимая им политика способствует увеличению безработицы в США. Однако в ходе подробного рассмотрения официальных материалов американских государственных органов мы приходим к выводу, что такие заявления не совсем точны. Это всего лишь гипотеза, которая пока полностью не подтверждается и даже отвергается некоторыми американцами.
Так, в докладе Китайско-американского совета по делам торговли «Китайская и американская экономика: расширение положительной торговой повестки дня» отмечается, что изменение курса юаня в минимальной степени влияет на рост дефицита США в торговле с Китаем. В частности, отмечается, что принятое в 2005 г. решение китайского руководства ослабить юань по отношению к доллару никоим образом не сказалось на росте дефицита США в двусторонней торговле с Кита-
1 URL: http:/ / dataweb.usitc.gov/
ем1. По мнению авторов этого доклада, рост торгового дефицита США является результатом объективного перемещения производственных мощностей из восточноазиатских стран в Китай, свидетелями которого мы являемся в последние два десятилетия. В результате подорожания себестоимости производства традиционные поставщики трудоемкой продукции для США из Восточной Азии, такие как Япония, Тайвань или Гонконг, перенесли свое производство в КНР, где фактически происходит конечная сборка товаров и где производство стоит дешевле. В результате этого явления торговый дефицит США в отношении этих восточноазиатских стран снизился, а дефицит в торговле с Китаем увеличился.
Подобную точку зрения высказывает и американский экономист Дэйвид Хэйл, по мнению которого континентальный Китай является всего лишь местом конечной обработки товаров, однако многие другие компоненты и сырье для производства импортируются из других стран, прежде всего из Азии. Такая «производственная цепочка» приводит к тому, что у Китая имеется отрицательное сальдо в торговле с остальной Азией и положительное сальдо с США [2. - С. 62]. Как отмечает главный экономист Азиатского банка развития Шан Цзиньвэй, при производстве одного мобильного телефона Apple iPhone добавленная стоимость, созданная в Китае, равна 6 долларам, однако в статистике импорта американской таможни отражена полная стоимость телефона (358 долларов)2. Таким образом, данные статистики сложно интерпретировать, поскольку они не показывают, кто получает реальную выгоду от производства рассматриваемого товара. В статистике не отражается, что составные компоненты, сырье и технология, необходимые для производства данного товара, имеют большую добавленную стоимость и они были поставлены в Китай из других стран.
Растущий дефицит США в двусторонней торговле с КНР на самом деле создает многие выгоды для американских корпораций и потребителей их продукции. Американские ТНК с целью снижения себестоимости своего производства перенесли производственные мощности в КНР, чтобы снизить конечную стоимость товаров и увеличить доходы акционеров [2. - С. 62]. Кроме того, нужно отметить, что на несбалансированность торговли двух стран влияет и фактор значительного отличия экономических моделей двух стран. Если китайская экономика основана на огромных сбережениях, то в США, наоборот, наблюдается эффект чрезмерного потребления, что и отражается на росте торгового профицита КНР в торговле с США.
США также обвиняют Китай в том, что он лишает американцев рабочих мест, торгуя по заниженным ценам. Дело в том, что многие
1 URL: http:/ / uschina.org/reports/trade-agenda-may-30-2013
2 URL: http://finance. sina.com.cn/money/bank/renwu/20140523/021919198712.shtml
американские компании не выдерживают конкуренцию со стороны более дешевых китайских производителей, что приводит к их разорению. Так, по данным исследования, которое выполнил Институт экономической политики (Economic Policy Institute - EPI) в 2011 г., в США с 2001 (с момента вступления Китая в ВТО) по 2011 г. потеряло работу около 2,7 млн человек преимущественно в производственном секторе в связи с невозможностью конкурировать дешевым китайским товарам. Тем не менее, обвиняя Китай в демпинге, нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, экспорт американских товаров на китайский рынок играет существенную роль в экономике США и в деле роста занятости населения [5]. В 2013 г. экспорт США в Китай оказал положительное воздействие на развитие многих сфер промышленности Америки, включая автомобилестроение, сельское хозяйство, производство компьютеров и электроники, химическую промышленность и др. Общий экспорт США в Китай поддерживал 11,3 млн рабочих мест в США [5]. Кроме того, важную роль в увеличении занятости в США играет привлечение ПЗИ из Китая [3] (рисунок). На протяжении последних пяти лет Китай значительно увеличил объем своих ПЗИ в США, что привело к созданию новых рабочих мест в Америке и поддержанию ее занятости. Так, например, по данным американской частной исследовательской компании Rhodium Group, на заводах или предприятиях, созданных с помощью ПЗИ Китая, в настоящее время работает около 70 000 американцев, что в 7 раз больше по сравнению с 2007 г.
Млрд долл.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
/
S-
У
's Э Q1 Э J
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Год
Рис. Объем китайских ПЗИ в США в 2005-2013 гг.1
□ Объем ПЗИ
Помимо этого, для поддержания занятости в США огромное влияние оказывает растущий спрос Китая на целый ряд американской продукции. В Китае растет спрос на легковые машины, гражданские самолеты, ядерные реакторы, современные технологии, а также сельскохозяйственные культуры. В связи с ростом потребления мяса в стра-
1 Составлено по данным US International Trade Commission DataWeb (USITC). - URL: http:// dataweb.usitc. gov/
не для вскармливания животных необходимо увеличить импорт соевых бобов из США. Американский производитель автомобилей компания General Motors на протяжении последних трех лет производит больше машин в Китае, чем в США. Другой американский гигант компания Boeing намерена в будущем значительно увеличить свои продажи по всему миру, причем Китай должен стать его крупнейшим иностранным партнером1. Увеличение внутреннего спроса в Китае в будущем будет иметь положительное воздействие на поддержание, а также рост занятости в США.
Новые противоречия в экономических отношениях КНР и США
Помимо традиционных противоречий в экономических отношениях двух стран, таких как манипулирование с курсом юаня и торговля по заниженным ценам, США также обвиняют Китай в нарушении прав интеллектуальной собственности (ПИС), невыполнении своих обязанностей в рамках ВТО и в кибернетической преступности. Китай, наоборот, упрекает Вашингтон в проведении политики «двойных стандартов», в принятии мер торгового протекционизма, а также мер по сдерживанию экономического роста Китая.
Несмотря на значительное улучшение режима защиты прав интеллектуальной собственности в Китае на протяжении последних лет, многие американские компании признают, что доля нарушений ПИС в Китае все еще значительно высока, в связи с чем они несут большие экономические потери. Как отмечается в докладе Комиссии американского комитета по кражам интеллектуальной собственности, США несут убытки примерно 300 млрд долларов в год, причем на долю Китая приходится от 50 до 80% от всех убытков [1]. Это внушительная сумма, которая свидетельствует о серьезности данного вопроса.
Сегодня инновации и интеллектуальная собственность являются значительным фактором в деле экономического роста США [4. - С. 33], поэтому они воспринимают защиту прав интеллектуальной собственности как одну из самых чувствительных тем в экономических отношениях с КНР. С проблемой нарушения прав интеллектуальной собственности связан и другой вид преступности - кибернетическая преступность. По данным американских спецслужб, несмотря на существование китайско-американской рабочей группы по кибернетической безопасности, которая была создана во время проведения пятой встречи Китайско-американского стратегического и экономического диалога (SED) в 2013 г., США постоянно подвергаются нападениям со стороны китайских хакеров. При этом нередки случаи поддерж-
1 URL: http://www.cme-mec.ca/ download.php?file=4yoc7eob8.pdf
ки последних со стороны китайских государственных органов или Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
В мае 2014 г. Министерство юстиции США выдвинуло обвинения в кибершпионаже и в других правонарушениях против пяти членов НОАК, которые, по имеющимся данным, подвергли кибератаке пять американских компаний с целью получения коммерческой выгоды [4. -С. 39]. Как отмечается в докладе «Кибершпионаж и кража интеллектуальной собственности и технологий США», сегодня существуют доказательства того, что правительство КНР не только поддерживает кибер-атаки против США, но и активно руководит ими [7]. В докладе конгрессу США отмечается, что Министерство обороны США ежегодно подвергается 50 000 кибератак, причем большинство из них осуществляются китайцами [6]. Таким образом, кибернетическая преступность остается одним из главных противоречий в отношениях КНР и США. Кибератаки не только нарушают доверительную основу в двусторонних отношениях и приводят к экономическим потерям США. Более того, в результате их проведения китайские компании получают доступ к ценной секретной информации.
Не менее серьезным источником для противоречий в экономических отношениях КНР является обвинение США в невыполнении Пекином своих обязанностей в рамках ВТО. Неординарное поведение КНР и особая практика ведения торговой политики стали поводом для подачи американцами уже 15 жалоб против действий КНР в рамках ВТО [4. - С. 41]. Эти жалобы были связаны с разнообразными практиками ведения китайской торговой политики, такими как специальный налоговый режим для отечественного производства интегральных схем, доступ на китайский рынок иностранной аудиовизуальной продукции или развлечений, ограничения на экспорт сырья и т. п.
Китай в свою очередь выдвинул в стенах ВТО против действий США 9 жалоб. По мнению китайцев, США проводят в торговле с Китаем двойственную политику: с одной стороны, при экспорте своих товаров на китайский рынок они придерживаются принципа либерализации торговли, а с другой - при импорте товаров из других стран применяют меры торгового протекционизма. К последним можно отнести введение американской администрацией пошлин на ввоз китайских шин, а также труб для бурильных установок. Поскольку США не признают статус рыночной экономики Китая, то, несмотря на вступление последнего в ВТО, Вашингтон продолжает осуществлять по отношению к Китаю дискриминационную торговую политику.
Противоречия или сотрудничество?
Хотя имеется довольно обширный список противоречий в китайско-американских экономических отношениях, в последние годы мы
выступаем свидетелями массовой интеграции экономик двух стран и усиления их сотрудничества по широкому спектру вопросов. Доказательством укрепления экономического сотрудничества являются беспрецедентный рост взаимного торгового оборота на протяжении последних лет, подписание ряда долгосрочных контрактов между компаниями двух стран, а также усиление интеракции на самом высоком уровне. Летом 2014 г. прошла шестая встреча в рамках Китайско-американского стратегического и экономического диалога, в ходе которой был достигнут важный прорыв в подготовке двустороннего договора об инвестициях (BIT - Bilateral Treat Investment). Китай стал в 2013 г. крупнейшим обладателем американских казначейских облигаций и самым большим кредитором американской экономики. В то же время США намерены увеличить экспорт своих товаров и ПЗИ в Китай. Тем не менее дальнейшее развитие положительной динамики роста в китайско-американских торгово-экономических отношениях не сопровождается прогрессом в решении взаимных противоречий, количество которых постепенно увеличивается. Отсутствие такого прогресса и неопределенность Вашингтона в том, как будет вести себя Китай в будущем, усложняют процесс оценки действительного состоянии двусторонних отношений. Развитие китайско-американских экономических отношений будет во многом зависеть и от политических отношений между Пекином и Вашингтоном, которые находятся не в лучшем состоянии.
В китайско-американских экономических отношениях помимо традиционных раздражителей или тем для взаимной критики появляются и новые противоречия. Особенно следует отметить новую угрозу, которую представляют для экономики США и ее интересов киберата-ки со стороны китайских хакеров. Проблема кибернетической преступности еще достаточно не изучена, однако она заслуживает пристального внимания. Противоречия в отношениях двух стран являются естественным фактором, однако в случае с Китаем и США они приобрели особый характер, негативно влияющий на укрепление взаимного доверия. В то же время следует отметить, что многие торговые и экономические противоречия между КНР и США имеют ярко выраженный политический оттенок, поэтому для их разрешения необходима готовность политических элит находить общий язык.
Список литературы
1. Commission on the Theft of American Intellectual Property. The Report of the Commission on the Theft of Intellectual Property. - URL: http://www.ipcommission.org/report/IP_Commission_Report_052213.pdf
2. Hale D. D. Reconsidering Revaluation: The Wrong Approach to the US-Chinese Trade Imbalance // Foreign Affairs. - 2008. - Vol. 87. - N 1. -P. 57-66.
3. Hanemann T., Gao C. Chinese FDI in the United States: Q2 2014 Update. Rhodium group. - URL: http://rhg.com/notes/chinese-fdi-in-the-united-states-q2-2014-update
4. Morrison M. Wayne China-US Trade Issues // Congressional Research Service. - 2014. - July 10. - P. 1-52.
5. The US-China Business Council. US Exports to China by State 2004-2013. - URL: http://uschina.org/sites/default/files/2013%20US7o 20Exports% 20to% 20China% 20by% 20State.pdf
6. United States-China Economic and Security Review Commission, 2012 Annual Report to Congress. - Washington, D. C. : U. S. Government Printing Office, November 2012.
7. Wortzel L. M. Cyber Espionage and the Theft of U. S. Intellectual Property and Technology. - URL: http://docs.house.gov/meetings/ IF/IF02/20130709/101104/HHRG-113-IF02-Wstate-WortzelL-20130709-U1.pdf
References
1. Commission on the Theft of American Intellectual Property. The Report of the Commission on the Theft of Intellectual Property. Available at: http://www.ipcommission.org/report/IP_Commission_Report_052213.pdf
2. Hale D. D. Reconsidering Revaluation. The Wrong Approach to the US-Chinese Trade Imbalance. Foreign Affairs, 2008, Vol. 87, No. 1, pp. 57-66.
3. Hanemann T., Gao C. Chinese FDI in the United States: Q2 2014 Update. Rhodium group. Available at: http://rhg.com/notes/chinese-fdi-in-the-united-states-q2-2014-update
4. Morrison M. Wayne China-US Trade Issues. Congressional Research Service, 2014, July 10, pp. 1-52.
5. The US-China Business Council. US Exports to China by State 2004-2013. Available at: http://uschina.org/sites/default/files/2013% 20US% 20Exports% 20to%20China% 20by% 20State.pdf
6. United States-China Economic and Security Review Commission, 2012 Annual Report to Congress. Washington, D. C., U. S. Government Printing Office, November 2012.
7. Wortzel L. M. Cyber Espionage and the Theft of U. S. Intellectual Property and Technology. Available at: http://docs.house.gov/meetings/ IF/IF02/20130709/101104/HHRG-113-IF02-Wstate-WortzelL-20130709-U1.pdf