Научная статья на тему 'Китайский взгляд на принцип права народов и наций на самоопределение'

Китайский взгляд на принцип права народов и наций на самоопределение Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
335
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
права человека / право на самоопределение / принцип территориального единства / сецессия / Тибетский вопрос. / human rights / the right to self-determination / the principle of territorial unity / secession / the Ti- betan issue.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коробова Полина Игоревна

Цель данной статьи – анализ китайских позиций в отношении принципа права народов и наций на самоопределение. Актуальность темы обоснована необходимостью определения перспектив и последствий взаимодействия стран Запада и Китая в международно-правовом поле по вопросу о праве наций и народов на самоопределение, развития международного права и диалога между странами. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты принципа самоопределения наций и народов в Китае; обосновать возможности самоопределения народов в рамках уже существующих границ государства; раскрыть суть проблем, возникающих сегодня при реализации этого принципа в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF THE RIGHT OF PEOPLES AND NATIONS FOR SELF-DETERMINATION IN CHINA

The purpose of this article is to analyze the Chinese position regarding the principle of the right of peoples and nations to self-determination. The relevance of the topic is justified by the need to determine the prospects and consequences of the interaction of the countries of the West and China in the international legal field on the right of nations and peoples to self-determination, the development of international law and dialogue between countries. To achieve this goal, the following tasks were identified: to consider the theoretical aspects of the principle of self-determination of nations and peoples in China; substantiate the possibility of self-determination of peoples within the framework of existing borders of the state; to reveal the essence of the problems that arise today in the implementation of this principle in China.

Текст научной работы на тему «Китайский взгляд на принцип права народов и наций на самоопределение»

_JURISPRUDENCE / <<Ш1ШЗДЦМ"^©иГМа1>>#Щ69)),2(Ш§

УДК 341.1/8

Коробова Полина Игоревна Санкт-Петербургский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11991 КИТАЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИНЦИП ПРАВА НАРОДОВ И НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Korobova Polina Igorevna

Saint Petersburg State University

PRINCIPLE OF THE RIGHT OF PEOPLES AND NATIONS FOR SELF-DETERMINATION IN

CHINA

Аннотация.

Цель данной статьи - анализ китайских позиций в отношении принципа права народов и наций на самоопределение. Актуальность темы обоснована необходимостью определения перспектив и последствий взаимодействия стран Запада и Китая в международно-правовом поле по вопросу о праве наций и народов на самоопределение, развития международного права и диалога между странами. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты принципа самоопределения наций и народов в Китае; обосновать возможности самоопределения народов в рамках уже существующих границ государства; раскрыть суть проблем, возникающих сегодня при реализации этого принципа в Китае.

Abstract.

The purpose of this article is to analyze the Chinese position regarding the principle of the right ofpeoples and nations to self-determination. The relevance of the topic is justified by the need to determine the prospects and consequences of the interaction of the countries of the West and China in the international legal field on the right of nations and peoples to self-determination, the development of international law and dialogue between countries. To achieve this goal, the following tasks were identified: to consider the theoretical aspects of the principle of self-determination of nations and peoples in China; substantiate the possibility of self-determination of peoples within the framework of existing borders of the state; to reveal the essence of the problems that arise today in the implementation of this principle in China.

Ключевые слова: права человека, право на самоопределение, принцип территориального единства, сецессия, Тибетский вопрос.

Keywords: human rights, the right to self-determination, the principle of territorial unity, secession, the Tibetan issue.

Многонациональный Китай на протяжении многих веков включал в свой состав множество новых народов с последующей их китаизацией. Именно поэтому национальный вопрос для Китая является одним из самых актуальных. В основе современной концепции национальной политики Коммунистической партии Китая лежит принцип сохранения территориального единства государства и одновременного признание народов и национальностей равноправными; обеспечение права на районно-национальную автономию в пределах страны; социальное, экономическое и культурное развитие регионов [1, с. 176]. Этот вектор осуществления национальной политики хоть и помог Китаю добиться некоторых успехов в данном вопросе, однако, не решил главную проблему - большое различие в экономическом и социальном развитии нацменьшинств и ханьцев. На фоне последствий национальной дискриминации и межнациональных предрассудков рост недовольства этносов приобретает различные формы и выражения, начиная от национальных волнений и заканчивая сепаратистскими движениями, которые сопровождаются террористическими актами, а также нередко выливаются в открытые вооруженные конфликты.

Таким образом, важно отметить, что в Китае проблемы самоопределения стоят весьма остро. Центральные власти Китая считают, что принцип территориальной целостности имеет приоритет над принципом национального самоопределения. Это приводит к национальным конфликтам, в частности на Тибете, Тайване, Синьцзяне. Исторически принцип народов и наций на самоопределение в Китае отвергался как явление, порождающее сецес-сию - право на выход из состава государства какой-либо его части, что, безусловно, не приветствовалось властями. В 50—90-х годах ХХ века известные исследователи национального вопроса в Китае Цзи Дачунь, Чжан Чжии, Лю Чунь, Цзян Пин, Хуан Чжу придерживались точки зрения, что принцип самоопределения национальностей непригоден для китайского народа, так как фактически его можно приравняеть к сецессии. По этой же причине в 1980—90-х годах в науке вопрос понятия самоопределения вообще не обсуждался, почти не выходило специальных исследований, посвященных изучению принципа самоопределения народов и наций [2, с. 150].

В Китае специфика рассмотрения термина «самоопределение» заключается в том, что это самоопределение всей китайской нации. Директор Ин-

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ69)),2©2© / ГОМБРЯГОБЖЕ

ститута Центральной Азии Академии общественных наук Синьцзяна, редактор, автор многих статей и монографии по вопросам самоопределения национальностей Пань Чжипин четко определил позицию ученых КНР по национальному вопросу, заявив, что «проводить самоопределение в КНР равносильно проводить национальный раскол страны, способствовать развитию сепаратизма и наносить вред единству государства» [3, с. 101]. Специфику современной позиции китайских исследователей по вопросу самоопределения в КНР можно отразить в следующем: самоопределение в Китае — это самоопределение всей китайской нации, коллективное волеизъявление всех народов КНР, руководимых КПК, осуществляющих самоуправление национальных территорий, объединенных в единое государство.

Учитывая внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку в КНР, территориальная целостность является вопросом стратегической важности для Китая. Следует отметить, что на современном этапе национальная политика КНР имеет несколько отличительных черт. Во- первых, национальный вопрос на сегодняшний день проявляется в области экономических прав и интересов, а не политики [4, с. 78]. Известно, что между различными регионами Китая зачастую наблюдается разрыв в условиях и темпах развития, именно поэтому, сегодня остро стоит вопрос преодоления фактического неравенства национальностей и устранения бедности, что выдвигает экономическое развитие на одно из первых мест в системе национального строительства. Во- вторых присутствие антогонистических и неантоногистических противоречий в вопросе самоопределения. На международной арене выделяется две группы стран и организаций: первые - стратегические партнеры КНР, они не поднимают проблематику национального вопроса в Китае и не критикуют китайские власти; вторые - те государства и организации, которые могут позволить себе не поддерживать китайское правительство в данном вопросе, так они действуют в своих стратегических интересах и влияют на международное положение Китая. В третьих, сочетание скрытого в силу строгой цензуры и жесткого метода подавления неугодных правительству выступлений и в то же время выраженного характера национального вопроса. Китайские реформы влияют на интересы всех регионов и национальностей, порождают новые противоречия и, соответственно, конфликты между ханьскими народами и неханьцами. Средства массовой информации мгновенно реагируют на подобного рода противостояния, а это в свою очередь влечет за собой негативные последствия для всей страны [5, с. 208]. Проявление таких последствий в виде сепаратизма можно наблюдать прежде всего в двух регионах страны: в Тибетском автономном районе и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Можно сделать вывод, что проблема реализации права на самоопределение является одной из самых сложных для Китая, так как не существует

единого мнения о ситуациях, имеющих место в Тибете, Синьцзяне и других проблемных регионах. Китайское правительство, безусловно, дает автономию отдельным регионам, но выступает против их отделения от КНР, так как считает подобные действия угрозой территориальной целости государства. В свою очередь, нерешенные социальные задачи, и как следствие борьба меньшинств за свои законные права создают неблагоприятную атмосферу в стране, в том числе и в смысле безопасности населения страны.

Длительное время вопросы самоопределения китайского народа были запрещены в КНР и не предавались огласке. Принцип права народов на самоопределение фактически не реализовался: борьба народов за право на самоопределение пресекалась, а попытки международных организаций повлиять на эту ситуацию не завершались успехом по причине того, что Китай считает события в проблемных зонах своим внутренним делом [6]. В настоящее время подход к решению национального вопроса как части большого вопроса о реализации права на самоопределение в Китае корректируется и получает дальнейшее развитие. В частности, прогрессивным и обнадеживающим моментом является развивающееся законодательное регулирование со стороны государства национальных проблем. В основе проведения национальной политики лежит принятый в 1984 г. и доработанный в 2001 г. Закон о районной национальной автономии КНР [7]. Данный документ является основным законом, регламентирующим отношения между Центральным Китаем и районами национальной автономии, и имеет юридическую силу не только в районах национальной автономии - народы всех национальностей государства и его государственные орган обязаны соблюдать его. При этом суть китайской национальной политики заключается в содействии национальному единству, равенству и гармонии всех национальностей.

В современных условиях, когда в КНР социальным проблемам неханьцев придается большое значение, шансы национальных сепаратистов на какой-либо успех будут сходить на нет. Хоть в Китае борьба с сепаратизмом будет не только длительной, но и сложной, в то же время выражается уверенность в преодолении этого опасного явления [4, с. 103].

Список литературы

1) Ху Яньсинь Государственная этнонацио-нальная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик: в конце 20-начале 21 вв.: Дис. ... к.с.н. М., 2006. - 186с.

2) Манько В.А. Китайские традиции в подходе к принципу самоопределения народов многонационального Китая Современное право №7 2010. С. 150-153

3) Дзи Дачун. Миньцзу цзыцзюэхэ чжунхуа миньцзу дэ цзыцзюэ (Самоопределение национальностей и самоопределение китайской нации // Миньцзу яньцзю. 2000. № 2. С. 101.

JURISPRUDENCE / <<Ш1ШетУМ~^®УГМа1>#Щ69)),2©2©

4) Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 65-летию КНР . - М. : ИД «ФОРУМ» , 2014. - 480 с.

5) Современный Китай в системе международных отношений / Отв. ред. Буяров Д. В. Изд. 4-е, стереотип. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - 280 с.

6) Морозов Юрий Васильевич Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма на российском Дальнем Востоке и в Китае // Китай в

мировой и региональной политике. История и современность. 2014. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-borby-s-proyavleniyami-separatizma-na-rossiyskom-dalnem-vostoke-i-v-kitae

7) Закон о районной национальной автономии КНР [Электронный ресурс]. URL : http ://russian. china. org. cn/russian/166260. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.