Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЙ ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ИЛИ СКОРИНГОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ'

КИТАЙСКИЙ ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ИЛИ СКОРИНГОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1279
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / УРБАНИЗАЦИИ / РЕЙТИНГОВАНИЕ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / СОЦСЕТИ / ЦИФРОВАЯ ДИКТАТУРА / INDUSTRIALIZATION / URBANIZATION / RATING / MOBILE INTERNET / SOCIAL NETWORKS / DIGITAL DICTATORSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петров Александр Арсеньевич

Формирование цифрового профиля гражданина, по мнению идеологов современного Китая, открывает дорогу к восстановлению былой мощи Китая, но в то же время ведет к установлению цифровой диктатуры. В Китае завершены пилотные проекты социального рейтинговая населения и система социальной оценки физических и юридических лиц масштабно вводится на всей территории страны. Для формирования надежного и преданного власти человека используется система кнута и пряника, система поощрений и наказаний, которая «правильным» гражданам открывает путь в привилегированное общество, другим «заблудившимся» личностям перекрывает все возможности для интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE DIGITAL PROFILE OR SOCIAL TRUST SCORING SYSTEM

The formation of a digital profile of a citizen, according to the ideologists of modern China, opens the way for the restoration of China's former power, but at the same time leads to the establishment of a digital dictatorship. In China, pilot projects of social rating of the population have been completed and the system of social assessment of individuals and legal entities is being introduced on a large scale throughout the country. To form a reliable and loyal person, a carrot and stick system is used, a system of rewards and punishments, which opens the way for “right” citizens to a privileged society, and blocks all opportunities for intellectual development for other “lost” individuals.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЙ ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ИЛИ СКОРИНГОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КИТАЙСКИЙ ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ИЛИ СКОРИНГОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ

Петров Александр Арсеньевич

доктор экономических наук, профессор Московский государственный юридический Университет имени О.Е.Кутафина. Москва

CHINESE DIGITAL PROFILE OR SOCIAL TRUST SCORING SYSTEM

Petrov Alexander Arsenievich

Doctor of Economics, Professor Moscow State Law University named after O.E. Kutafin. Moscow

Аннотация. Формирование цифрового профиля гражданина, по мнению идеологов современного Китая, открывает дорогу к восстановлению былой мощи Китая, но в то же время ведет к установлению цифровой диктатуры. В Китае завершены пилотные проекты социального рейтинговая населения и система социальной оценки физических и юридических лиц масштабно вводится на всей территории страны. Для формирования надежного и преданного власти человека используется система кнута и пряника, система поощрений и наказаний, которая «правильным» гражданам открывает путь в привилегированное общество, другим «заблудившимся» личностям перекрывает все возможности для интеллектуального развития.

Annotation. The formation of a digital profile of a citizen, according to the ideologists of modern China, opens the way for the restoration of China's former power, but at the same time leads to the establishment of a digital dictatorship. In China, pilot projects of social rating of the population have been completed and the system of social assessment of individuals and legal entities is being introduced on a large scale throughout the country. To form a reliable and loyal person, a carrot and stick system is used, a system of rewards and punishments, which opens the way for "right" citizens to a privileged society, and blocks all opportunities for intellectual development for other "lost" individuals.

Ключевые слова: Индустриализация, урбанизации, рейтингование, мобильный интернет, соцсети, цифровая диктатура.

Keywords: Industrialization, urbanization, rating, mobile internet, social networks, digital dictatorship.

Часть. 1

1.Причины, вызвавшие необходимость социально-балльного рейтинговая населения.

2.Основа создания всеобщей информационно-электронной базы.

3. Идеологическая основа скоринговой системы социального кредитования.

Во все времена и во всех странах власть постоянно стремилась, пытается и будет добиваться контролировать и управлять внутренним миром человека, используя все ресурсы для формирования «нужных» убеждений, взглядов и интересов человека с целью добиться возможности манипулировать поведением населения и подавления инакомыслящих.

В современном мире с его усиливающейся открытостью Китай стал первым государством, в котором власть открыто и прямо заявила, и приступила к практической реализации системы контроля, корректировки, моделирования и модернизации внутреннего мира своих граждан с применением современнейших цифровых инструментов и технологий.

Из множества работ по системе социального кредита (ССК) - системе социального доверия (англ. Social Credit Score (SCS)) - ССК-SCS, выстраиваемой в Китае, наиболее полноценными и завершенными являются работа Лариной Е. и Овчинского В. и работа Ковач Л.

1.Причины, вызвавшие необходимость социально-балльного рейтинговая населения.

Тысячелетиями население воспринимало императора как представителя Неба на земле, устанавливавшего морально-нравственные нормы, правила и принципы, которым население безропотно следовало.

Революционный дух ХХ века все изменил. Наследственный представитель Неба был свергнут, а власть перешла к небольшой группе людей. Началась борьба за власть и стремление удержать власть, остаться у власти любой ценой. Закон был отодвинут. Пришедшие к власти определяли «что хорошо и что плохо», определяли принципы морали и нравственности с учетом своих интересов, но при этом опирались

на тысячелетние национальные обычая и традиции, упуская из вида новую структуру населения, рост его образования, доступность информационных источников и возрастающую открытость мира

Традиционная открытость и прозрачность китайского общества, обусловленная господством сельскохозяйственного уклада, стала испаряться под воздействием индустриализации и урбанизации в ХХ в. Индустриализация и урбанизация порождают среди населения закрытость, автономность, независимость друг от друга, подрывая присущие сельскохозяйственному укладу ценности.

Исторически китайское общество тысячелетиями сохраняло сельский уклад, что соответствовало его открытости и прозрачности. Ускоренная индустриализация и урбанизация в 1940-1960-е годы сломали прозрачность и открытость, которые заменялись закрытостью, автономностью и независимостью людей друг от друга. Остановить технологическое развитие невозможно, но оно подрывало тысячелетние китайские традиции, менталитет, основу общинной, житейской и общественной безопасности.

Индустриализация и урбанизация изменили структуру населения. Начался рост численности промышленных рабочих, инженерно-технической и гуманитарной интеллигенции и сокращение численности сельского населения. Индустриализация и изменение структуры населения вызвали повышение образовательного уровня населения. Структурные демографические изменения, рост численности городского населения, повышение образовательного уровня и рост численности образованного населения изменили внутренний мир человека, вызвали трансформацию образа жизни и системы ценностей, а также трансформацию традиций и обычаев. Вечный кризис поколений сопровождался изменениями взаимоотношений населения и власти.

Проблему обострило рыночное реформирование китайского общества. В условиях рыночной экономики многие китайцы добились успехов в материально-финансовом улучшении своей жизни, сделали её комфортнее. Эти личные успехи были достигнуты не за счет роста государственной зарплаты и социальных выплат, а благодаря личной инициативе, способностям, знаниям, умениям. Добившись материально-финансовой самостоятельности и независимости, эти люди научились и стали свободно мыслить, проявляя самостоятельность и независимость в своих суждениях и поступках. С изменением образа жизни претерпела метаморфозу (преобразование) система ценностей, из которой все активнее вытеснялись элементы традиционной общинной системы ценностей. Власть уже не ассоциировалась с сыном Неба и стала терять морально-нравственный авторитет. Естественная реакция держателей власти удержать и остаться у власти, используя наряду с традиционными инструментами новейшие технологии и механизмы с опорой на тысячелетние обычаи и традиции. Нельзя удержать власть, не учитывая кардинальные изменения в социально-общественном сознании большей части общества. Новые поколения X, Y, Z и подрастающее поколение Альфа требуют перемен и участия в преобразованиях и управлении обществом и государством. Представителей этих поколений объединяет совершенно иная корзина фундаментальных ценностей и главное - историческая миссия. Поколения Z и Альфа являются продуктом цифрового общества и сложно воспринимают контроль извне, предпочитая самодисциплину. Эти поколения, большая часть которых уверены в себе, способны создавать и действовать самостоятельно, принимать самостоятельные решения, способны также поставить вопрос о характере власти.

В этих постепенно нарастающих требованиях перемен у власти возникла необходимость разработки механизма удержания власти и в подчинении полуторамиллиардного населения страны. Таким инструментом стала система социального кредита (ССК) или англ. вариант Social Credit Score (SCS) - ССК-SCS, преследующая цели: 1) воспитать у населения ответственность и искренность, честность, добропорядочность, высокий общий уровень культуры, 2) заставить соблюдать установленные моральные установки, принципы, правила, 3) на нынешнем этапе развития власть сохраняет укрепляемый свой законный и морально-этический авторитет, который насаждает всему обществу.

Встала задача в условиях цифровизации и информатизации реанимировать подорванные тысячелетние традиции и менталитет на базе доверия, открытости и прозрачности посредством системы социального кредита, основанного на системе поощрений и наказаний.

Рыночная экономика открывает человеку возможности устроить свою жизнь, обогатиться и не всегда праведными методами, получить доступ к благам на безвозмездной и коммерческой основе.

С начала рыночной пандемии китайские предприниматели стали производить и поставлять на рынок многомиллионную продукцию с нарушениями принятых стандартов, что нередко приводило к летальным исходам, подрывало здоровье покупателей, наносило значительный урон экономическому развитию и подрывало международную рыночную репутацию китайского бизнеса и государства. Эту реальность китайского бизнеса отметил в 2012 г. профессор Университета финансов и экономики (провинция Цзянси) Чжан Цзиньмин [6]. Рыночный беспредел стал благодатной почвой процветания (бюрократической) коррупции в чиновничьей среде всех уровней.

Вводимые драконовские меры, вплоть до публичного расстрела были малоэффективны: коррупция и наводнение рынка низкосортной продукцией продолжались, реальностью становилась угроза сращивания, слияния мафиозных и государственных структур.

Перед правящей партией встала серьезная проблема 1) не допустить криминально-мафиозного развития государства; 2) найти приемлемую модель социально-балльного рейтинговая населения; 3) сформировать у населения качества надежности и чувства доверия власти, опираясь на тысячелетние

традиции и обычаи народа; 4) сохранить стабильность развития существующего общественного устройства и незыблемость существующей власти. В некоторой степени был использован опыт японских оккупантов в годы Второй мировой войны по применению карточек «благонадежного гражданина» как инструмент управления китайским населением [6].

Концепция социального доверия связана со становлением и развитием рыночной экономики и особенно на ее ранних этапах, которой чужды советь, честь и нравственность, но внутренне присущи коррупция и рост социального неравенства. Негативные стороны рынка обострили, с одной стороны, проблему нравственности в действиях граждан, судей, властно-силовых структур, чиновников и бизнеса, с другой стороны, проблему взаимного доверия власти и населения. В этом противостоянии все преимущества остаются на стороне власти, обладающей всеми материально-финансовыми и научно-техническими возможностями и необходимыми инструментами. Уязвимым звеном власти остается коррупция. Население может противопоставить властному напору только свои знания и смекалку. Для избегания социального кризиса власть запустила балльно-рейтинговый эксперимент, в рамках которого действия всех стали оцениваться в баллах.

В ходе антикоррупционной борьбы внимание акцентировалось на нравственных качествах предпринимателей, чиновников, судей.

Из истории Китая следует, что страна возможно приближается к критической точке развития, когда поступательное 300-400-летнее спокойное развитие сменяется смутой и хаосом на два-три столетия. Партийно-государственное руководство Китая стремится избежать этого смутного времени и не повторить трагедию распада СССР. Успешно решить социально-экономические проблемы Китаю мешает также торгово-экономическая война с США. На это накладываются внутренние проблемы: усиливающиеся социально-экономические различия между южными и северными, центральными и прибрежными территориями страны, растущее отставание деревни от города.

Проведенное моделирование социально-экономического и политического развития Китая показывает, что под воздействием усиливающихся негативных внутренних и внешних факторов дестабилизация государства может достигнуть пика в 2023-2037 гг. Это во многом объясняет стремление руководства Китая ускорить полномасштабное развертывание системы социального доверия (рейтингования) и создание цифрового государства как способ локализации и нейтрализации (опережающего купирования) конфликтов, противоречий, осложнений и очагов недовольства в китайском обществе и при возникновении чрезвычайных ситуаций как инструмент подавления возможных протестов [11].

Другой сложнейшей проблемой, определяющей будущее Китая, является подрастающее и молодое поколение - это приближающееся будущее страны. Молодое поколение - это завтрашний день Китая. И это будущее зависит от сегодняшнего, от того какие ценности впитает молодое поколение. Обеспокоенность за это будущее заставляет нынешнее руководство Китая методом кнута и пряника формировать нужную систему ценностей у нынешнего молодого поколения. Это подрастающее будущее должно быть патриотическим, преданным традициям, обычаям и национальным ценностям, быть способным решать поставленные задачи на основе новейших научно-технологических достижений в интересах своей страны. Тем, кто принимает эти ценности, открывается дорога к привилегиям, к системе образования, работе, госслужбе, к достойной жизни. Кто нарушает эти ценности, пренебрегает и/или отвергает их лишаются возможности получить образование в лучших школах, обучаться в вузе, работать на хорошо оплачиваемой работе, открыть свое дело, получить льготный кредит. Они обречены на вырождение.

Сложность борьбы за подрастающее поколение, за умы молодежи связана с усиливающейся информационной войной, благодатной почвой для которой стала информационная открытость, свободный доступ к интернет-ресурсам и к соцсетям.

В марта 2019 г. была запущена специальная программа социального рейтингования молодежи. Каждому молодому человеку присваивается от 350 до 800 баллов. Набравший более 640 баллов вводится в особую группу, члены которой имеют доступ к привилегиям, и ему открывается большая дорога в большую жизнь. Программа молодежного социального рейтинга собирает, обрабатывает, анализирует огромные массивы самой разнообразной информации от уровня образования до покупок в онлайн-магазинах.

Социальный кредит помимо финансово-экономических показателей включает и поведенческо-общественные критерии: отношение к близким и соседям, волонтерство, антиобщественное поведение. Система молодежного социального кредита/рейтинга охватывает всех жителей Китая в возрасте от 18 до 45 лет, это примерно 460 млн.чел. [21] Позднее к этой группе были подключены подростки.

Рыночное реформирование китайского общества усилило и обострило социальную дифференциацию населения по материально-финансовым критериям. Неспособность власти остановить этот процесс подрывает доверие населения к существующему руководству страны. Последнее принимает специальные программы и меры по укреплению доверия. Одной из таких программ укрепления доверия является система социального доверия или система социального кредита - ССК (в англ.варианте Social Credit Score или SCS) (ССК- SCS), определяющая лояльность каждого китайца к существующей власти.

Не следует скидывать со счетов амбиции руководства восстановить былое величие Китая: реализация «китайской мечты - возрождении китайской нации», строительство социализма с китайской спецификой. Действительно, тысячелетия развития человечества свидетельствуют о инновационной роли Китая в государственном управлении, технологиях, ирригации. Китай дал человечеству технологию печатания книг, прялку, бумагу, порох, арбалет, рис, чай. Эти открытия продвинули западные страны. И то, что сегодня Китай заимствует у западных стран их новейшие технологии можно расценивать как плату за технологию печатания книг, бумагу, чай. Идеи восстановления былой мощи находят отклики в сердцах китайцев. Строительство великого Китая возможно с надежным населением. С этой целью требуется сформировать у населения культуру искренности через масштабное использование системы социального кредита (ССК- SCS), позволяющей методом кнута и пряника добиться желаемого поведения людей.

2. Основа создания всеобщей информационно-электронной базы

Созданию матрицы социального кредитования предшествовал длительный подготовительный период, в течение которого высокими темпами развивалась информационная компьютерная сеть, работающая на самых эффективных частотах широкополосного интернета 5G (пятое поколение мобильной связи), и параллельно население активно осваивало сети Wi-Fi (Wireless Fidelity - англ. -беспроводная преданность), имея финансовую возможность приобретать смартфоны, персональные компьютеры, ноутбуки и планшетники. Были созданы все условия для цифровизации общества. И уже к 2018 г. Китай вышел в лидеры по цифровизации и по абсолютной численности пользователей интернета, а также пользователей мобильного интернета. Интернет, соцсети, развитая мобильная связь - одно из важнейших направлений формирования инфраструктуры для системы социального кредита.

Достигнутые успехи подтверждаются статистическими данными. Из «Статистического доклада о ситуации развития Интернета в Китае» Китайского информационного интернет-центра вытекает, что активность использования интернета нарастает. На конец первого квартала 2020 г. численность интернет-пользователей в стране превысила 904 млн., что на 75,8 млн. больше по сравнению с 2018 г.[18] Интернетом в 2020 г. было охвачено свыше 67% населения страны против 57,7% (или 802 млн. интернет -пользователей) два года назад [4]. Интернет активно вживается в повседневную жизнь китайского населения. 99,2 % всего интернет-сообщества Китая общается через мессенджеры, 94,1 % - просматривает видео в сети, примерно 85 % осуществляет онлайновые платежи. Покупки через Интернет оформляет 78,6 % от общей интернет-аудитории [17].

В 2018 г. объем рынка e-commerce составил 10% ВВП страны, что превысило 9 трлн. юаней. Мобильные платежи на 90% обеспечиваются национальной платежной системой Alipay (входит в Alipay Group) и мобильным приложением WeChatPay (мобильное коммуникационное приложение, разработанное китайской компанией Tencent, для передачи голосовых и текстовых сообщений) [24].

В 2020 г. 99,3% [18] интернет-сообщества пользовалось мобильными телефонами для входа в сеть против 98,3% в 2018 г. [4]

Число обучающихся китайцев в режиме онлайн-обучения за неполные два года (2018-2020 гг.) увеличилось на 110,2%, достигнув 423 млн.человек. Число онлайн обучающихся во время пандемии ежедневно превышало 10 млн.чел. [18]

Интернет, соцсети, сотовый стали необходимой частью китайского образа жизни. Можно спрогнозировать, что через 7-9лет интернет охватит поголовно все полуторамиллиардное население Китая.

На развитие мобильного интернета и мобильной связи существенно влияет развитие различных онлайн сервисов таких как бронирование билетов, вызов такси. Только за первое полугодие 2018 г. число онлайн-вызовов такси увеличилось на 20%, составив 346 млн.вызовов, число пользователей велошеринга выросло на 11% (245 млн.чел.), рекорд поставило онлайн-бронирование железнодорожных билетов 26,5% [4]. Высокими темпами в Китае растет пользование правительственными интернет-услугами. В 2018 г. их численность достигла 470 млн.чел., что составляет 58,6% общего числа интернет-пользователей [4]. Доминирование в среде интернет-пользователей обеспечивает Китаю мировое лидерство в области мобильных платежей. В Китае на них приходится 71,9% всех платежей против 15% в США. Эти мобильные платежи отслеживаются как операторами мобильной связи, так и системой социального кредита.

Интенсивно развивается мобильная связь, являющаяся составным элементом электронно-цифровой инфраструктуры системы социального кредита. Мобильная связь становится всеохватывающей. Сегодня 20% китайских интернет-пользователей используют исключительно мобильную связь против 5% в США [4]. Смартфоны стали неотъемлемой частью китайского образа жизни, фактически имплантированным искусственным умным органом в повседневную жизнь каждого китайца. Смартфоны стали важной платформой для эффективного функционирования системы социального кредита.

В Китае при покупке смартфона в принудительном порядке устанавливаются обязательные приложения, отслеживающие передвижение человека, его покупки, заказы, платежи, состояние здоровья, контакты с друзьями, коллегами, представителями государственных структур, а также примерный уровень дохода. Отдельные приложения, установленные нередко без согласия пользователя, могут даже при заблокированном или выключенном экране смартфона делать фото и видео и отсылать их на удаленный

сервер. По этим фото можно определить местонахождение пользователя смартфона. Особенно активно действуют предустановленные (установленные производителем приложения до продажи) на смартфоне приложения, имеющие привилегированный контроль над другими системами смартфона без дополнительного уведомления пользователя. Эти предустановленные приложения, имея доступ к микрофону, камере и геолокации смартфона, постоянно тайно следят за пользователем, его активностью в соцсетях и интернете, контактами, окружением и передают данные на удаленный сервер.

По словам Генерального директора Tazeros Global Systems Артура Хачуяна цифровой профиль конкретного человека формируется на 40% из данных о самом человеке и 60% представляют данные его окружения [26].

Отключить или заблокировать предустановленные приложения невозможно. Поставить точку смартфоновскому беспределу можно только вынув батарею из него. Но сегодня смартфоны со съемными батареями постепенно уходят в прошлое.

Все подключения смартфона к беспроводным сетям передаются на сервер, а по времени подключения к Wi-Fi с учетом установленной в мобильнике геолокации несложно определить местонахождение пользователя и его передвижения. Столь необходимое приложение геолокации сохраняет в памяти смартфона все вызовы и передвижения пользователя, копии которых передаются на центральный сервер. Геолокация активно используется рядом приложений для сбора данных о пользователе устройства, а также является полезной функцией для навигации. Последняя позволяет определить степень внешнего управления человеком - выполняет человек или нет во время движения указания навигатора. Так и в жизни. Человек бездумно, на автомате выполняет поручения-задания или определяет их нужность, ставит вопрос о важности и целесообразности задания, определяет возможности, способы и необходимые ресурсы для решения поставленной задачи, он принимает решения самостоятельно или ждет указаний с верху.

Смартфон с неконтролируемыми и неуправляемыми приложениями создает конфликтную ситуацию для собственника и пользователя.

Смартфон - подарок de facto является собственностью пользователя. Но в момент покупки он зарегистрирован на покупателя, который de jure выступает собственником устройства. Вся информация со смартфона-подарка отражает картину поведения и активности пользователя, который не является собственником de jure. Это искажает всю информационную карту как собственника de facto, так и собственника de jure в соцсетях, вносит искажения в их аватары и цифровые профили. В Китае с учетом действия системы социального балльнорейтингового оценивания возможно незаконное и необоснованное лишение одного человека доступа к общественным благам, а другому незаслуженно предоставить такой доступ к ним.

Во время коронавирусной пандемии (COVID-19) под предлогом борьбы с ней власть Китая при поддержке правоохранительных органов обязала граждан установить на свои мобильники программное обеспечение Alipay Health Code - Код здоровья, предназначенное для предотвращения распространения коронавируса. Мобильная программа Код здоровья на основе получаемых данных генерирует автоматически персональный QR-код и определяет состояние здоровья человека, устанавливая ему цветовой код с учетом его состояния здоровья: 1) зеленый - свободное передвижение по стране, 2) желтый - возможна домашняя самоизоляция на неделю, 3) красный - двухнедельный карантин. Соответствующая цветовая метка горит на экране смартфона. Желтая или красная метка символизирует необходимость срочно связаться с соответствующими госорганами [16]. Мобильное приложение приобрело актуальность в условиях пандемии COVID-2019, передавая информацию о человеке (идентификационный номер, город проживания, место работы, геолокация, соответствующий цветовой код) на государственные серверы. Перемещаться по стране в период борьбы с коронавирусом разрешено только с зелёным кодом здоровья. Возможно это требование с другим основанием останется и после прохождения пандемии.

Важное значение в создании всеобщей информационно-электронной инфраструктурной базы имела, имеет и будет иметь техническая и ценовая доступность населению цифровых инструментов, гаджетов, приложений и их недорогое использование, что стимулирует коммерческое внедрение и широкое распространение использования инноваций китайскими потребителями и делает их стартап-модели конкурентоспособными. Китайские производители электронной продукции имеют в стране емкий внутренний платежеспособный потребительский рынок, способный поглощать производимую электронную продукцию.

Китай имеет одну из самых активных цифровых инвестиционных и стартап-экосистем (экономические системы, стимулирующие инновации и придающие стартовую энергию начальному этапу бизнеса) в мире. В Китае находится каждый третий (из 262 в мире) стартап-единорог (стартап-единорогом считается стартап-компания с рыночной стоимостью более 1 млрд.долл. США).

Такая инфраструктурная база должна быть единой (монолитной) контролируемой и управляемой властью, что в условиях рыночной экономики создать сложно, поскольку интересы государства и частного собственника не всегда совпадают. Опорой по созданию такой цифровой инфраструктурной базы стали крупнейшие технологические корпорации Китая, такие как Baidu, Alibaba и Tencent (BAT - абрревиатура упомянутой тройки крупнейших технологических компаний Китая), что позволило устранить

неэффективные и фрагментированные офлайн-рынки. Компании BAT развивают многогранную и многоотраслевую цифровую экосистему, которая затрагивает практически все аспекты жизни потребителей. С 2011 года функциональность, предлагаемая их «супер-приложениями, охватывает 42% всех венчурных инвестиций в Китае. Другие цифровые новаторы и традиционные игроки быстрыми темпами строят свои собственные экосистемы, используя тесные связи с отечественными производителями оборудования, такими как производители подключенных устройств в технопарке, находящемся в дельте Жемчужной реки.

Китай лидирует на рынке электронной торговли (интернет торговля). Его доля превышает 40% стоимости мировых транзакций в сфере электронной торговли.

Параллельно созданию всеобщей информационно-электронной инфраструктурной базы государство предоставило ведущим цифровым ИТ-компаниям пространство для экспериментов по социальному рейтингованию населения. Анализ рейтинговых экспериментов позволяет оформить тотальную цифровизацию населения законодательно.

В процессе создания цифровой инфраструктуры мирового уровня китайское государство играет активную роль, оказывая поддержку цифровизации в качестве инвестора, разработчика и потребителя. Признавая катализирующую силу передовых технологий, Китай стал лидером в области государственных и частных посевных инвестиций в виртуальную реальность, автономные транспортные средства, трехмерную печать, робототехнику, дроны (беспилотники) и искусственный интеллект, умело сочетая частные и государственные интересы. При этом партийно-государственное руководство стремилось подчинить частные интересы государственным целям и задачам. По мере укрепления инновационного потенциала Китай становится одним из ведущих мировых центров развития искусственного интеллекта. Признавая, что огромное население страны и разнообразное сочетание отраслевых возможностей могут производить очень большие объемы данных и стимулировать спрос на инновации, крупнейшие технологические компании Китая вкладывают значительные инвестиции в НИОКР в области искусственного интеллекта.

Важную роль в системе ССК-SCS, в функционировании социально-экономических и политических систем и цифровизации Китая занимает искусственный интеллект, обеспечивающий оперативную и с высоким качеством обработку огромных массивов постоянно меняющихся в режиме онлайн и постоянно пополняющихся разнообразных и разносторонних данных, способный рассчитывать в динамике рейтинг социального доверия миллионов физических и юридических лиц и проводить прогнозные когнитивные вычисления.

Китайская доктрина искусственного интеллекта нового поколения, представленная в 2017 г. Государственным Советом в «Проекте разработки ИИ нового поколения» и рассчитанная на период 20202030 гг., решает ключевые задачи: 1) усиление вычислительных мощностей, работоспособности, аналитического потенциала и прогнозной мощности всех социально-экономических и военно-политических структур, включая систему ССК-SCS; 2) превращение Китая в научно-технологическую сверхдержаву; 3) развитие уникальных преимуществ в военно-технологической сфере; 4) превращение Китая в главный мировой центр новейших технологий в области ИИ, определяющий мировые тенденции развития ИИ; 5) решение внутриполитической задачи по организации масштабного контроля за поведением населения с целью обеспечения стабильности и сохранения действующей власти. Реализация указанных задач обеспечивается массированным государственным финансированием и финансовыми ресурсами частных высокотехнологических компаний. До 2030 г. только на развитие ИИ-нового поколения выделяется не менее 150 млрд.долл. и еще 1,5 трлн.долл. направляется на компьютеризацию государственных институтов и программ [11]. Реализация указанных задач трансформирует Китай к 2025 г. в первое в мире цифровое государство, управляемое на основе больших данных.

ИИ - это инструмент социального контроля и регулирования социального поведения населения и компаний, также мощный инструмент пропаганды и важнейший инструмент научно-технического и промышленно-технологического развития. В совокупности такая роль ИИ выдвигает это научное направление на передний план. Однако в решении поставленных задач имеется достаточно много ограничений и препятствий, которые ставят под сомнение возможность достижения поставленных целей, хотя Китай и отличается упорством в достижении поставленных задач.

По данным Artificial Intelligence Index Report в 2019 г., на Китай приходится 29% общего объема мировых публикаций по тематике ИИ против 27% в ЕС. Однако по научной ценности таких работ лидируют США. Китай испытывает острую нехватку ИИ-специалистов, что видимо связано с недостаточным уровнем развития человеческого капитала и общей системой образования. Сегодня в Китае насчитывается 50 тыс. ИИ-специалистов, что в сто раз меньше существующих потребностей. Для реализации поставленных задач в сфере развития новых технологий ИИ стране потребуется не менее 5 млн. ИИ-специалистов, но таких профессионалов в мире насчитывается не свыше 1,9 млн. и половина 850 млн. проживают и работают в США. Из 50 тыс. ИИ-специалистов, работающих в Китае, 43% граждане США [15].

Для решения проблем кадрового голода государство стимулирует национальные компании к слиянию и поглощению иностранных партнеров и поощряет китайские технологические компании открывать R&D-

центры (англ. Research &Developmet - научно-исследовательские работы и развитие) в ведущих технологически развитых странах и участвовать в работе зарубежных R&D-центрах. Китай активно привлекает иностранных специалистов для работы в Китае, предоставляя им льготные условия.

Одним из направлений использования новых поколений искусственного интеллекта и систем 5G (системы скоростной передачи данных) является повышение эффективности организации контроля за поведением и активностью населения и компаний.

Следует подчеркнуть, что Китай пока единственная страна в мире предоставившая для коммерческого использования частоты наиболее эффективного применения 5G. По прогнозам аудиторско-консалтинговой компании Deloitte, Китай станет лидером на коммерческом рынке 5G-технологий [5]. В России коммерческое применение эффективных частот 5G ограничено.

Внедрение стандарта 5 G позволяет обеспечить надежное хранение и обработку больших массивов информации, включая личную.

С 2017 г. в Китае действует Закон о кибербезопасности, регулирующий все стороны информационной безопасности государства и хранения персональных данных.

В Китае введено удостоверение личности размером с банковскую карту, сочетающее функции обычного паспорта и электронный чип. Это электронное удостоверение личности помимо стандартных паспортных данных (ФИО, место рождения, проживания и временной регистрации) содержит данные об образовании, государственных поощрениях и взысканиях. Эта база данных хранится в государственных закрытых сетях, которые существуют независимо от общедоступных коммерческих и военных каналов.

По этому удостоверению личности выехать за границу нельзя. Для выезда необходимо получить паспорт с RAID-микросхемой, на котором биометрическую информацию может прочитать созданный по американским стандартам терминал в аэропорту.

Введение удостоверения личности/цифрового паспорта позволяет государству следить за социальной мобильностью населения [33].

Созданию инфраструктурной базы для системы социального кредитования и объединенной платформы больших данных о населении способствовала тотальная мобильная телефонизация населения. Как уже рассматривалось выше смартфоны подобно двуликому Янусу стали жизненно необходимой частью человека и его жизни и одновременно при определенных условиях становятся его врагом, отслеживая каждый шаг и каждое движение владельца. В ноябре 2019 г. число пользователей мобильной связи в Китае достигло 1,6 млрд.абонентов, включая физических и юридических лиц. Несмотря на удар, нанесенный коронавирусной пандемией, под катком которой численность мобильных абонентов за трехмесячный период декабрь 2019-февраль 2020 г. упала на 21 млн.единиц [32], Китай остается мировым лидером по числу абонентов мобильной связи.

Смартфон стал не просто жизненной необходимостью, он стал продолжением, дополнительным органом каждого китайца. Как сообщает международная газета Epoch Times1, мобильные телефоны по распоряжению центральной власти стали продолжением каждого китайца, неотъемлемой частью его жизни. Смартфон фактически заменил документ, удостоверяющий личность человека. Без него китаец не может открыть банковский счет, свободно передвигаться по городу/стране и даже въехать в столицу страны.

Смартфон стал особым, специальным инструментом, агентом государства, приставленным к каждому гражданину Китая, отслеживающим каждый шаг, движение и действие этого гражданина и передающим всю эту информацию в специальный центр обработки данных и принятия решения.

Без смартфона невозможно открыть банковский счет, забронировать билет на любой вид транспорта или место в гостинице и вообще сделать любой заказ. Любые действия с помощью смартфона отражаются в государственной базе данных, где проверяется сим-карта для подтверждения подлинности клиента. В 2010 г. власть заставила всех пользователей мобильников, включая подарочные, зарегистрировать с реальной идентификацией номера своих мобильников, т.е. под своим настоящим именем с целью защиты персональной информации и блокировки распространения вредной информации. Китаец может зарегистрировать на свое имя не более пяти номеров сотовой связи. Регистрация номера мобильника с реальной идентификацией позволяет государству через широкомасштабную сеть умных датчиков контролировать звонки, контакты и любую активность граждан, их геолокацию (передвижение), соблюдение и нарушение установленных правил, состояние здоровья, заказы, покупки, платежи каждого конкретного лица.

По мнению Джеффри Дина - специалиста по китайским информационным технологиям и искусственному интеллекту (Оксфордский университет), одной из причин стремления государства идентифицировать всех пользователей смартфонов и интернета является возможность бороться с киберпреступностью. Другим мотивом может быть возможность усилить контроль за любой активностью населения [1].

1 Epoch Times — международная газета со штаб-квартирой в Нью-Йорке, издаваемая Epoch Media Group на многих языках, включая русский, в печатной версии и в интернете. Была основана в 2000 году Джоном Таном (John Tang) и группой американцев китайского происхождения

Обязательная регистрация номера смартфона и сим-карты под реальным именем пользователя с целью контроля за его активностью в условиях массовой смартфонизации населения и юридических лиц (любая организация, компания, предприятие - это прежде всего люди) подготовила почву для следующего важного шага - обязательного сканирования лица, который завершил подготовительный период полномасштабного ввода системы социального кредита (CCK-SCS).

В декабре 2019 г. в Китае в силу вступил закон об обязательном сканировании лица покупателя перед покупкой им SIM-карты, как официально утверждается, с целью упростить идентификацию людей и защитить их права и интересы в киберпространстве. Принятый закон обязывает каждого китайца при заключении договора с мобильным оператором проходить обязательную процедуру распознавания лица. Власть начала активную борьбу с деанонимизацией юзеров интернета. До принятия закона для приобретения SIM-карты было достаточно предъявить копию идентификационной карты. Сканирование лица, в одной стороны, должно предотвратить кражу персональных данных и перепродажу SIM-карты, с другой - усиливает государственный контроль за пользователями смартфонов, в том числе за их активностью в соцсетях, мобильном интернете, за их он-лайн покупками, за их передвижениями. Власти Китая создали систему фиксирования всех персональных данных любого человека с помощью десятков приложений на смартфоне самого человека [2].

Вполне естественно у такого закона имеются противники. Это главным образом интеллигенция, увидевшая в обязательном сканировании лиц возможность государственного вмешательства в частную (личную) жизнь человека и семьи.

Фактором, снижающим эффективность системы социального кредита, является отсутствие должной инфраструктуры в сельской местности, в которой на конец 2000 г. проживало примерно 64% населения страны. И хотя индустриализация и урбанизация постоянно меняют демографическую карту страны, доля сельского населения остается достаточно высокой. В 2017 г. доля сельских жителей, несмотря на сокращение на 22% по отношении к 2000 г., оставалась высокой - примерно 42% (576,6 млн.чел.) [27].

По демографическому прогнозу доля сельского населения к 2035 г. не превысит 30% [20]. Поэтому ключевые компоненты системы социального кредита формируются прежде всего в городской среде, тогда как в сельской местности из-за отсутствия должных инфраструктурных условий социальное рейтингование и оценка проводятся вручную и носят субъективный характер, что открывает возможность для взяточничества и сведения счетов.

Стартовой площадкой развития современной высококонкурентной цифровой экономики Китая стали две государственные программы: «План 863» (название по дате - 3 марта 1986 г.) и Запущенный в 1988 г. проект «Факел», ассимилирующий зарубежные технологии. Задача «Плана 863» - обеспечить траекторию догоняющего развития высоких технологий в семи базовых областях, включая ИИ, информационные технологии, щирокополосный интернет, образование. Реформе образования по подготовке квалифицированных кадров уделялось и уделяется повышенное внимание. Обучение проходило и проходит также в иностранных вузах. Поощрялось и поощряется приглашение иностранных специалистов.

Проект «Факел» стал кластером нормативно-законодательных документов и инициатив по развитию новой высокотехнологичной отрасли. Оба проекта были нацелены на ассимиляцию клонированных лучших мировых инфокоммуникационных hi-tech- достижений. Нынешние китайские ИКТ-гиганты пользовались и пользуются привилегиями на китайской земле и государство стимулировало и стимулирует их участие в крупнейших мировых научных центрах.

Заимствование и ассимиляция характерны для Японии, Китая, других стран ЮВА и в целом для всех стран. Заимствование и ассимиляция способствуют развитию и совершенствованию инноваций. Все страны в разной степени причастны к этому процессу. Как гласит китайская мудрость: если знания можно получить даром, то надо прихватить большую котомку. Китай взял на вооружение эту мудрость, запустив схему: импорт - клонирование - ассимиляция - инновация. Эта схема дала и дает результаты. Китай импортирует штучно или небольшую партию нужной инновационной продукции, разбирает и изучает её и затем производит без соответствующего соглашения с правообладателем. По аналогично схеме используются и зарубежные технологии. Эта модель стала основой научно-технического сотрудничества и решающим фактором к мировому экономическому и цифровому лидерству.

Китайская практика заимствования и ассимиляции технологий, известная также как «инновационный меркантилизм», широко применялась в годы первого этапа (1980-2006 гг.) в формате цепочки «обратного инжиниринга»: 1) шлифовка - японская, 2) коммерциализация - тайваньская, 3) производство - китайское. На втором этапе (2006-2020 гг.) была создана независимая китайская hi-tech-индустрия, которая позволяет качественным рывком преодолеть одним махом несколько технологических ступеней и выйти на один уровень с мировыми лидерами [30].

Другим источником получения зарубежных инновацией стала государственная политика учреждения специальных экономических зон (СЭЗ) и зон технико-экономического развития как центров научно-технического, индустриального и социального развития. В Китае действует 238 СЭЗ, которые способствуют инновационному подъему Китая по принципу: «Инновация - стимул развития».

По словам уже упоминавшего выше генерального директора многопрофильной компании, разрабатывающей системы искусственного интеллекта, Tazeros Global Systems Артура Хачуяна, Китаю потребовалось 15 лет на проведение тотальной цифровизации, чтобы сконцентрировать весь массив данных пограничной службы, образования, здравоохранения и других ведомств в идеально выстроенных электронных системах, которые стали базовой платформой для создания цифрового профиля или системы социального кредита. Идеальные электронные системы, сконцентрировавшие огромные массивы больших данных это цифровая платформа для предоставления госуслуг. И как считает вышеупомянутый Артур Хачуян, «наши госуслуги и китайские - это же небо и земля» [26].

С растущей цифровой экономикой Китая считаются ведущие западные страны.

Китай вошел в тройку стран-лидеров по инвестициям венчурного капитала в искусственный интеллект, трехмерную печать, робототехнику, дроны, автономные транспортные средства.

Китай является мировым лидером в области цифровых технологий и крупнейшим в мире потребительским рынком электронной продукции.

Крупнейшая международная компания New McKinsey Global Institute отмечает успехи Китая в освоении трех цифровых сил: 1) дезинтермедиация - устранение посредников, 2) дезагрегация - разделение процессов на составные части и 3) дематериализация - переход от физической к электронной форме. Как утверждают эксперты McKinsey вклад этих трех цифровых сил может достигнуть к 2030 г. примерно 45% доходов электронной отрасли [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возрастающее значение и роль Китая в цифровой экономике мира открывают ему путь к участию не только в глобальном управлении, но и занять руководящее место в мировом развитии и решать вопросы международной конкуренции, определять принципы наибольшего благоприятствования и взаимной выгоды и установления цифрового суверенитета.

Из доклада международной консалтинговой компании McKinsey «Каким образом цифровая экономика Китая определяет новую мировую тенденцию» вытекает, что благодаря сформировавшемуся в стране крупнейшему в мире рынку электронной торговли Китай формирует структуру глобальной цифровизации, а созданием «живой» системы инновационных предприятий и цифровых инвестиций определяет направления новых мировых тенденций во многих сферах и, главным образом, в области глобального управления. Китай становится реальным лидером мирового цифрового развития.

Достижения Китая в цифровом мире сравнимы с достижениями СССР в космосе.

О достижениях Китая свидетельствует статистика. За 10 лет Китай увеличил рынок электронной коммерции в 40 раз с 1% до 40% от общей суммы электронных сделок в мире, что значительно превышает суммарный объем подобных сделок Великобритании, Германии, Франции, Японии и США.

Объем китайских мобильных транзакций с участием третьей стороны в 11 раз превышает объем аналогичных транзакций США. На Китай приходится треть «компаний-единорогов» всего мира (компания единорог - не зарегистрированная на бирже бизнес-стартап со стоимостью свыше 1 млрд. долл.)

Китай вышел на третье место в мире по величине венчурного капитала в различных областях. В 2016 г. он прочно 1) закрепился на первом месте в мире по размеру венчурных инвестиций в научно -технической и финансовой сферах, что равно совокупной сумме инвестиций США (второе место) и Великобритании (третье место); 2) вышел на второе место по беспилотным автомобилям и беспилотным летательным аппаратам, образовательным технологиям и устройствам, виртуальным реальностям и 3D принтерам; 3) утвердился на третьем месте в областях, связанных с искусственным интеллектом, базами данных и машинным обучением [31].

Развитию цифровой экономики Китая способствуют следующие ключевые факторы: 1) значительное количество юных и молодых интернет-пользователей; 2) существенный размер рынка электронной продукции; 3) китайские цифровые стартапы; 4) три китайских высокотехнологичных интернет-гиганта; 5) благожелательная политика китайского руководства к интернет-компаниям. Достигнутое рыночное преимущество страны с ростом технологического и научного потенциала ведущих китайских корпораций трансформируется в преимущество данных, что стало важной базой для развития ИИ нового поколения. Для активного использования ССК- SCS в Китае уже сформированы все условия. Первые два фактора способствуют быстрой коммерциализации цифровых бизнес-моделей. Третий фактор связан с первыми двумя: масштабы электронного рынка и многочисленность молодых интернет-приверженцев создают благодатную почву для развития цифровых стартапов. Четвертый фактор связан с тремя китайскими интернет-гигантами мирового масштаба (Alibaba, Baidu, Tencent), которые постоянно расширяют «экосферу», благоприятную для цифровизации. На эту тройку интернет-гигантов приходится 42% венчурных инвестиций (2016 г.) всего венчурного капитала Китая, тогда как объем венчурных инвестиций четырех крупнейших американских интернет-компаний (Google, Facebook, Amazon и Netflix) не превышает 5% американского рынка венчурных инвестиций [31].

Вклад китайских интернет-гигантов в развитие национальной цифровой промышленности значительно превышает вклад американской четверки. Пятый фактор связан с политикой государства, понимающего роль и значение четвертой промышленной революции в цифровизации Китая.

Благодаря действию этих факторов цифровая экономика Китая постоянно получает новые стимулы для развития. Высокие темпы роста являются характерной чертой развивающегося общества.

О признании высоких достижений Китая в области цифровизации свидетельствует рост экспорта китайских цифровых разработок и развитие китайского цифрового бизнеса за рубежом. Китай становится лидером глобальной цифровизации.

Продуманная и взвешенная стратегия управления обеспечила Китаю выход на первые места в формирующемся цифровом мире и прочно утвердиться на цифровом олимпе.

Исходя из вышеизложенного вытекает, что к 2020 г. в Китае создана цифровая инфраструктура и апробированы пилотные проекты системы социально кредита, запущенные в ряде городов Китая

3. Идеологическая основа скоринговой системы социального кредитования

Идеологической основой системы социального кредита - системы социального доверия (ССК-SCS) стали идеи великого китайского ученого Конфуция (около 551-479 до н.э.) и крупнейшего реформатора системы управления Шан Яна (390 - 338 до н. э.) - выходца из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, сторонника абсолютизации верховной власти и централизации государственного управления. Идеи философа Конфуция и реформатора системы управления Шан Яна противоположны, но в постимперском Китае они уживаются и власть активно использует их для построения Великого Китая.

Идеальная модель личности, по мнению Конфуция, позволяет прийти к гармоничному обществу как важного элемента государства. Общество и государство связывают общие ценности при сохранении за государством контрольных функций.

В отличии от конфуцианских нравственных идей государственного управления Шан ян ставил иную задачу: укрепление центральной власти (власти императора), которая определяет жизнь всей страны и населения. Шан Ян сумел провести административно-управленческую революцию, изменившую всю систему управления и укрепившую власть императора.

В ходе административно-управленческой реформы, основой которой стала новая система управления обществом посредством жесткого механизма поощрений и наказаний, были 1) ликвидированы привилегии родовой аристократии и установлена власть государственного чиновника; 2) разработана и внедрена в практику система оценки и ранжирования чиновников и военных для благополучия царства - государства; 3) страна была разделена на уезды, управляемые назначаемыми центральной властью чиновниками; 4) были введены определенные правила, за нарушение которых следовало суровое наказание невзирая на сан; 5) введение системы круговой поруки позволило установить полный контроль за населением; 6) поощрялось доносительство и наушничество, которые также стали механизмом контроля за чиновниками; 7) от населения требовалось слепое повиновение власти; с этой целью оно было разделено на группы, состоявшие из 5-10 семей с круговой порукой и коллективной ответственностью за преступления и нарушения установленных правил внутри группы. О любых нарушениях и изменениях в группе староста должен был докладывать чиновнику. Система круговой поруки и коллективной ответственности получила название «баоцзя». 8) Центральная власть наделялась неограниченными возможностями единолично принимать все решения, обязательные для всех и не подлежащие критики. Преданность центральной власти, усердное исполнение всех ее распоряжений стали основой получения льгот и карьерного продвижения. 9) Образованность населения - это лишнее. Необразованным населением легко управлять посредством знаний. 10) Применение системы поощрений и наказаний - это мощный механизм управления населением и формирования верного подданного.

Базовые принципы системы управления Шан Яна используются сегодня во всех странах.

В современном Китае идеи Конфуция и Шан Яна нашли практическое применение. В отличие от планово-социалистического периода развития социальное расслоение общества в рыночной экономике усиливается и сопровождается всеми негативами рыночных отношений. Для сглаживания, демпфирования, смягчения этих негативов власть опирается на традиции и обычаи китайского общества, сильные позиции в котором занимает конфуцианство, ставшее идеологической основой китайской модели социального кредитования.

В соответствии с идеями конфуцианства, в духе которого китайское общество развивалось почти 2,5 тыс.лет, в стране под эгидой КПК среди населения ведется настойчивая культурно-воспитательная пропаганда соблюдения строгих конфуцианских правил нравственности, этикета и поведения. Идет формирование нового человека, отвечающего требованиям современного Китая. Видимо, строители современного китайского общества считают, что основой становления сильного государства является человек с твердо устоявшимися конфуцианскими идеями и нормами. Этого человека власть намерена создать в современном Китае. Благодатной почвой для достижения поставленной задачи служит сохраняющаяся законопослушность населения с присущим нации терпением, переходящим в выносливость.

Человек в конфуцианском мире считается не отдельной независимой единицей мироздания, а неотъемлемой частью китайского общества и, следовательно, жизнь каждого члена общества должна гармонировать с жизнью всего общества. Это предполагает отведение каждому члену общества своего места в нем. Другими словами, каждый должен заниматься своим делом, занимая определенную иерархическую позицию в своей социальной группе. Такое иерархическое построение общества определяет отношения между людьми разных социальных слоев, между людьми и властью/государством, между всеми гражданами страны в целом. Задача власти/государства заставить людей жить и действовать

в соответствии с конфуцианскими установками КПК в рыночных условиях. А рынок, как известно, отрицает равенство. Неравенство значительно осложняет формирование желаемой личности.

Наше недавнее прошлое наглядно подтверждает, что принуждением, страхом, методом кнута и пряника изменить человеческую природу невозможно. Несколько десятилетий в СССР формировали новую личность строителя коммунизма и единую общность советский народ. И в одночасье все превратилось в прах.

Силовые методы формирования личности приведут к созданию двуличного человека, у которого на уме одно, на языке другое, а поступки совершенно иные (думает одно, говорит другое, а делает третье).

В Китае введенная скоринговая система социального кредитования направлена на перевоспитание и воспитание нового человека и закрепление конфуцианских идей, как их трактует КПК. Китайское руководство наступает на старые грабли.

Следует отметить, что это не первая попытка в постимперском Китае воспитать нового человека. В 1966-1976 гг. Мао Цзэдун провел Великую пролетарскую культурную революцию, в ходе которой широкомасштабным репрессиям подверглись партийно-государственный аппарат, общественные организации, интеллигенция, население. Рассматривать народ как чистый лист рисовой бумаги, на котором можно начертать любой иероглиф, не просто глубоко/фатально ошибочно, а порождает мощное сопротивление.

Нынешняя китайская модель ССК-SCS есть не что иное, как рыночная форма культурной революции с задачей посредством кнута и пряника воспитать нового гражданина Китая. Реанимируется идея Мао Цзэдуна об удобном для власти человеке, но уже для рыночных условий - для рыночной цифровой экономики с её резкой социальной дифференциацией китайского общества. По данным ежегодного доклада крупнейшего швейцарского банка, входящего в число глобальных системно значимых банков мира, Credit Suisse, следует, что в рейтинге ТОП-10% Китай лидирует по числу долларовых наиболее состоятельных людей - 100 млн.чел.[19], что составляет 7,1% от всего населения страны. При этом долларовых миллионеров насчитывается 4,4 млн. [9], т.е. не более 0,31% от всего населения. По классификации Credit Suisse, человек с состоянием свыше 109,5 тыс.долл. входит в высший эшелон 10% богатейших людей мира.

Новые условия, сформированные возможностями цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека, вернули идею чистого листа рисовой бумаги и определили идеологию, инструменты и технологии скоринговой системы социального кредитования. Эти два периода развития Китая различаются. Культурная революция Мао Цзэдуна проводилась в условиях тотальной бедности (нищеты) населения, нынешнее форматирование нации проводится на социально-экономическом подъеме Китая.

Используя исторические особенности развития Китая, власть/государство в лице КПК (в соответствии с идеями Шан Яна) наделила себя правом устанавливать и поддерживать не только законность, но и морально-нравственные нормы. Опираясь на эту традицию, государственная система посредством механизма социального кредитования взяла на себя обязанность 1) воспитывать у населения ответственность и искренность, честность, добропорядочность, высокий общий уровень культуры посредством системы поощрений и наказаний, 2) заставить каждого гражданина, отдельные этнические группы и все население соблюдать, действовать и жить согласно установленным государством общепринятым этическим и морально-нравственным установкам. Власть в Китае олицетворяет компартия, то и жизненные установки для всего населения разрабатывает КПК.

Руководство Китая учитывает многонациональный состав государства, в котором власть признает официально 56 национальностей из 183 национальных меньшинств (по переписи 1964 г.). Самой многочисленной и титульной является народность хань, составляющая 91% всего населения страны [26]. Руководство учитывает сложности развития, связанные с многонациональностью в условиях возрастающей информационности и открытости обществ, и особенно распад многонационального СССР на отдельные независимые самостоятельные государства. Одна из задач ССК-SCS не допустить подобного сценария посредством мониторинга и управления настроением и благонадежностью населения.

Базовые принципы ССК-SCS, которые глубоко укоренены в менталитете каждого китайца, и традиции государственного управления, уходят корнями в IV век до н.э., когда крупнейший китайский реформатор Шан Ян провел административно-управленческую революцию.

В период маоцзедуновского правления внутренние социально-экономические и политические потрясения и международные конфликты привели к забвению тысячелетних традиций балльно-рейтинговой оценку госслужащих. Постепенная реанимация началась с 1990-х годов в контексте проводимых рыночных реформ с использованием опыта рейтинговых кредитных бюро развитых стран.

В начале XXI в. КПК Китая инициировала разработку специального механизма программно -аппаратной оценки и эффективности и надежности работы партиийных и государственных служащих и специальной системы кредитных рейтингов для создаваемой общекитайской системы социального кредита и государственной кредитной системы. Тогда речь о шла о балльно-скоринговой системе, способной определить надежность платежеспособности и кредитоспособности действующих и потенциальных заёмщиков.

В 2006 г. Народный Банк Китая завершил создание национального бюро кредитного рейтинга физических и юридических лиц и спустя 6 лет в его досье уже насчитывалось 280 млн. граждан (93% китайцев, имеющих банковский счет) и почти 1,5 млн. из 3 млн. юридических лиц [11].

По мнению сторонников ССК-SCS, система регулирует и улучшает социальное поведение граждан, повышает их надежность, воспитывает финансовую аккуратность (своевременная уплата налогов, штрафов, счетов), реанимирует и укрепляет традиционные национальные моральные ценности, дает шансы на перевоспитание оступившихся [25].

Заместитель Председателя Центральной комиссии КПК по проведению административной реформы, Председатель Центральной комиссии КПК по руководству деятельностью в области духовной культуры, член Политбюро Лю Юньшань сказал: «Система Социального Доверия - это базирующаяся на китайских традициях, больших данных и искусственном интеллекте, система формирования гармонии, искренности и доверия, а также воспитания и обеспечения развития. SCS - это инструмент осуществления китайской мечты в условиях информатизации и технологического развития Китая» [11].

Таким образом правящая партия получает инструмент социального контроля и регулирования социального поведения населения. Посредством механизма поощрений и наказаний власть направляет поведение граждан в желаемое русло, поддерживая политическую стабильность. Эффективность этой системы, которая активно тестировалась в 2014-2019 гг. в различных регионах страны, возможно достигнуть только на основе высокого уровня развития технологий ИИ и создания единой технологической и нормативной базы, позволяющей устранить сохраняющуюся фрагментарность системы и организовать взаимодействие всех центральных и региональных структур в режиме реального времени.

ССК-SCS решает триединую задачу: реанимировать с повышением и укреплением доверия, прозрачности и гармонии во взаимоотношениях граждан друг с другом, с административными органами и партийно-государственным руководством.

Традиционная открытость и прозрачность китайского общества, обусловленная господством сельскохозяйственного уклада, стала испаряться под воздействием урбанизации и индустриализации в ХХ в. Урбанизация порождает закрытость, автономность, независимость друг от друга, подрывая присущие сельскохозяйственному укладу ценности.

ССК-SCS призвана, во-первых, реанимировать эти традиционные ценности путем коллективного воспитания и перевоспитания каждого гражданина, преступившего юридические, морально-этические, культурные и бытовые нормы и параллельно создать всекитайскую систему поощрения и награждения достойных, обеспечив их определенными существенными льготами; во-вторых, смягчить неравенство в китайском обществе (продукт рыночного развития), угрожающее социальной стабильности и гармоничному восприятию будущего; в-третьих, создать систему социальных лифтов для наиболее достойных граждан, соблюдающих принципы доверия, прозрачности, открытости и гармоничности.

Одновременно механизм ССК-SCS наряду с урбанизацией разрушает веками создававшиеся крепкие социально-семейные связи. В ослаблении традиционных социально-семейных связей скрыта сила государственной аппаратной власти.

Список источников

В Китае вводят обязательное сканирование лиц пользователей смартфонов. 2 декабря 2019. https://www.bbc.com/russian/news-50623956

В Китае сканирование лица стало обязательным при покупке SIM-карты. 04.12.2019. http://dialog-e.ru/market-news/979/

В Китае устанавливают камеры наблюдения перед входными дверьми и внутри квартир граждан.07.05.2020. https://habr.com/ru/company/globalsign/blog/500860/

В Китае число интернет-пользователей превысило 800 миллионов человек. 05:36 22.08.2018. https://ria.ru/20180822/1526980024.html 14

Как будут развиваться 5G-технологии, искусственный интеллект и рынок «умных» устройств в 2019 году.01.02.2019. Николаева Юлия

https://vc.ru/future/57187-kak-budut-razvivatsya-5g-tehnologii-iskusstvennyy-intellekt-i-rynok-umnyh-ustroystv-v-2019-godu

Как работает система социального рейтинга в Китае https ://magazeta. com/social-rating-china/

Китай запустит систему социального рейтинга для подростков.27.03.2019 https://hightech.fm/2019/03/27/young-adult

Китай - лидер по внедрению камер наблюдения, но так ли сильно отстают США? 13.12.2019. Юлия Трепалина

https://nag.ru/news/newsline/105903/kitay-lider-po-vnedreniyu-kamer-nablyudeniya-no-tak-li-silno-otstayut-ssha-.html

Китай обогнал США по числу самых богатых людей. 21.10.2019

https://www.mk.ru/social/2019/10/21/kitay-obognal-ssha-po-chislu-samykh-bogatykh-lyudey.html

Китай — цифровой гигант. За Великой китайской стеной. Кай-фу Ли (Kai-fu Lee), Джонатан Вутзель (Jonathan Woetzel)

https://inosmi.ru/economic/20171210/240930288.html

Китайская система социального кредита: традиции и технологии. В Китае всерьёз опасаются приближения нового смутного времени 04.09.2019. Елена Ларина, Владимир Овчинский http://zavtra.ru/blogs/kitajskaya_sistema_sotcial_nogo_kredita_traditcii_i_tehnologii Китайская система социального кредита — так ли страшен чёрт? 28.05.2019. https://habr.com/ru/post/453850/

Китайские компании работают над распознаванием лиц в масках. 27.02.2020 https://www.kommersant.ru/doc/4269470

14.http://zavtra.ru/blogs/kitajskaya_sistema_sotcial_nogo_kredita_traditcii_i_tehnologii Китайский опыт развития отрасли искусственного интеллекта: стратегический подход. Л.Ковач https ://carnegieendowment.org/2020/07/07/ru-pub -82172

«Код красный»: в Китае следят за коронавирусом с помощью смартфона. NYT: китайцев заставляют пользоваться приложением, определяющим их состояние здоровья. Герасюкова М. 02.03.2020. https://www.gazeta.ru/tech/2020/03/02/12985645/code_red.shtml

Количество интернет-пользователей в Китае превысило 900 млн. 29.05.2020. Сергей Карасёв. https://3dnews.ru/1012192

Количество интернет-пользователей в Китае достигло 904 млн http://russian.people.com.cn/n3/2020/0428/c31516-9684953.html

Количество миллионеров в КНР оказалось самым большим в мире: Рейтинг Т0П-10%. 21.10.2019 http://elvisti.com/news/2019/10/21/kolichestvo-millionerov-v-knr-okazalos-samym-bolshim-v-mire-reyting-top-10

Массовая слежка в Китайской Народной Республике

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8 F_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0 %B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0 %BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B 1%D0%BB%D0%B8%D 0%BA%D0%B5#:~:text=%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1% 82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D1%80%D 0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8%20%D0%9A%D0%9D %D0%A0%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5,%D0%B8%D0%B7% 20676%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D0 %BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0 %BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F.

Оруэлловская антиутопия близко. Китай первым реализует эффективный контроль через соцкредит? 12.07.2019. https://news.rambler.ru/other/42489630-oruellovskaya-antiutopiya-blizko-kitay-pervym-realizuet-effektivnyy-kontrol-cherez-sotskredit/

Почему Китай лидирует в технологии распознавания лиц. 16.06.2019 Местные компании уже применяют ее в сфере финансов и платежей Михаил Оверченко, Алексей Невельский

https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/06/16/804290-kitai-lidiruet

Распознавание лиц: почему в Китае не скрыться даже в 60-тысячной толпе. 13.04.2018. https://www.bbc.com/russian/news-43751391

Система социального кредита в Китае: утопия или Большой Брат? 08.08.2019. Супрунюк Н.

https://itc.ua/articles/sistema-soczialnogo-kredita-v-kitae-utopiya-ili-bolshoj-brat/

Social Credit System

https ://en.wikipedia. org/wiki/Social_Credit_System Тотальная слежка или Big Data? http://zavtra.ru/blogs/total_naya_slezhka_ili_big_data Население Китая.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0% B8%D0%B5_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F https ://m. chinatrips.ru/guide/culture/ethnic-groups.html

Цифровая диктатура: как в Китае вводят систему социального рейтинга. 11.12.2016. https://www.rbc.ru/business/11/12/2016/584953bb9a79477c8a7c08a7

Цифровая экономика Китая: «Ассимиляция! Сопротивление бесполезно!». Шульцева В. http ://www.lastmile.su/j ournal/article/4702

Цифровая экономика Китая определяет новую мировую тенденцию. http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-09/30/content_41672368.htm

Число мобильных пользователей в Китае снизилось на 21 млн человек. 23.03.2020, 12:27. https://www.kommersant.ru/doc/4299599

«Большой брат» с ограниченными возможностями. Китай оцифровал население для развития экономики. 02.04.2019

Максим Казанин, кандидат политических наук

https://vpk-news.ru/articles/49367

Перегнать Поднебесную: кто и зачем распознает лица в Китае и России 01.02.2019. Елена Глазкова Маркетолог сервиса облачного видеонаблюдения Ivideon. https://rb.ru/opinion/peregnat-podnebesnuyu/

НОВЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Петров Александр Арсеньевич

доктор экономических наук, профессор Московский государственный юридический Университет имени О.Е.Кутафина. Москва

THE LATEST TOOLS OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION AND DIGITAL

MECHANISMS OF CONTROL AND MANAGEMENT OF SOCIETY

Petrov Alexander Arsenievich

Doctor of Economics, Professor Moscow State Law University named after O.E. Kutafin. Moscow

Аннотация. Формирование цифрового профиля гражданина, по мнению идеологов современного Китая, открывает дорогу к восстановлению былой мощи Китая, но в то же время ведет к установлению цифровой диктатуры. В Китае завершены пилотные проекты социального рейтинговая населения и система социальной оценки физических и юридических лиц масштабно вводится на всей территории страны. Для формирования надежного и преданного власти человека используется система кнута и пряника, система поощрений и наказаний, которая «правильным» гражданам открывает путь в привилегированное общество, другим «заблудившимся» личностям перекрывает все возможности для интеллектуального развития.

Annotation. The formation of a digital profile of a citizen, according to the ideologists of modern China, opens the way for the restoration of China's former power, but at the same time leads to the establishment of a digital dictatorship. In China, pilot projects of social rating of the population have been completed and the system of social assessment of individuals and legal entities is being introduced on a large scale throughout the country. To form a reliable and loyal person, a carrot and stick system is used, a system of rewards and punishments, which opens the way for "right" citizens to a privileged society, and blocks all opportunities for intellectual development for other "lost" individuals.

Ключевые слова: Индустриализация, урбанизации, рейтингование, мобильный интернет, соцсети, цифровая диктатура.

Keywords: Industrialization, urbanization, rating, mobile internet, social networks, digital dictatorship.

Часть 2.

1. Китайская система кнута и пряника

2. Unictown - новейший инструмент ЧПР на службе цифровой диктатуры.

3. Всевидящее око или старший брат следит за всем. Действующая система видеонаблюдения.

4. Мобильная связь и сотовые операторы.

1. Китайская система кнута и пряника

Главная цель применения китайской системы кнута и пряника заключается в построении гармоничного социалистического общества на основе оценки социального поведения человека и общественного действия государственных и частных структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные о каждом гражданине представляют постоянно обновляемую аккумулированную информацию, поступающую из обширной сети видеокамер, мобильных приложений, персонального компьютера, планшетника, ноутбука, смартфона, банковской кредитной истории, отчетов государственных структур, медицинских, финансовых, страховых документов, интернета и соцсетей. Данные о государственных структурах и компаниях поступает от потребителей, размещаемой ими информации в соцсетях, реакции торговых сетей, маркетинговых ассоциаций, информации от государственных структур - налоговой системы, Национальной милиции, Министерства общественной безопасности, министерства коммерции и финансовых структур.

Значительный объем информации поступает из частных источников. В частности, разработанная китайским лидером интернет торговли и ИТ-гигантом Alibaba, созданная и принадлежащая бывшему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.