Научная статья на тему 'Китайский сектор Коммунистического университета трудящихся Востока (19201930-е гг.)'

Китайский сектор Коммунистического университета трудящихся Востока (19201930-е гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коминтерн / Советская Россия / Коммунистический университет трудящихся Востока / Китай / Comintern / the Soviet Russia / Communist University of the Toilers of the East / Chine.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харунов Шатмуратович Рамиль, Харунова Марианна Монге-Баировна

В 1921 году в Москве под эгидой Коминтерна был создан коммунистический университет трудящихся Востока, в котором прошли обучение тысячи зарубежных граждан из Азии и Африки. Значительное место в университете занимал китайский сектор, выпускники которого оказали огромное влияние на идеологию Китайской коммунистической партии и последующее создание Китайской Народной Республики в 1949 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese sector of the Communist University of the Toilers of the East (1920-1930s)

In 1921, the Communist University of the Toilers of the East was established in Moscow under the auspices of the Comintern, where thousands of foreign nationals from Asia and Africa were trained. A significant place in the university was occupied by the Chinese sector, whose graduates had a great influence on the ideology of the Chinese Communist Party and the subsequent establishment of the People's Republic of China in 1949.

Текст научной работы на тему «Китайский сектор Коммунистического университета трудящихся Востока (19201930-е гг.)»

Научный руководитель - Дамдынчап Вера Монгушевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и документоведения Тувинского государственного университета.

Scientific supervisor - Vera Mongushevna Damdynchap, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of General History, Archeology and Documentation of Tuvan State University. Информация об авторе:

Ч. С. Уйнук, студентка 1 курса магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the author:

Ch. S. Uinuk, 1st year master's student at Tuva State University.

Научная статья

УДК 947+947.084.53

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-213-216

Китайский сектор Коммунистического университета трудящихся Востока (19201930-е гг.)

Харунов Рамиль Шатмуратович1, Харунова Марианна Монге-Баировна2

Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Россия 2Институт востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия 1 ramar33@mail.ru 2ondar18@mail.ru

Аннотация. В 1921 году в Москве под эгидой Коминтерна был создан коммунистический университет трудящихся Востока, в котором прошли обучение тысячи зарубежных граждан из Азии и Африки. Значительное место в университете занимал китайский сектор, выпускники которого оказали огромное влияние на идеологию Китайской коммунистической партии и последующее создание Китайской Народной Республики в 1949 году.

Ключевые слова: Коминтерн, Советская Россия, Коммунистический университет трудящихся Востока, Китай

Original article

Chinese sector of the Communist University of the Toilers of the East (1920-1930s) Ramil Sh. Kharunov1, Marianna M.-B. Kharunova2

1National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia 2Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract. In 1921, the Communist University of the Toilers of the East was established in Moscow under the auspices of the Comintern, where thousands of foreign nationals from Asia and Africa were trained. A significant place in the university was occupied by the Chinese sector, whose graduates had a great influence on the ideology of the Chinese Communist Party and the subsequent establishment of the People's Republic of China in 1949.

Keywords: Comintern, the Soviet Russia, Communist University of the Toilers of the East, Chine.

Мировая революция, погасшая было в Западной Европе, в 1920-е годы переместилась на восток, в Азию. На II конгрессе Коминтерна в 1920 г. были озвучены «Тезисы по национальному и колониальному вопросам», в которых одним из самых важных вопросов

было определение отношения Коммунистического Интернационала к революционным движениям в колониях и полуколониях империализма, таких как Китай и Индия и др.

Уничтожение колониального владычества вместе с революцией в метрополиях должно было свергнуть капиталистическую систему в Европе. Коминтерн расширял свою сферу деятельности и устанавливал связь с антиколониальными силами для того, чтобы обеспечить окончательный успех мировой революции [Коммунистический интернационал ..., 1986, с. 11-12].

На фоне этих событий в апреле 1921 г. решением Президиума ВЦИК был создан коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), в 1923 г. получивший имя Сталина. Показательно, что изначально в отношении всех видов довольствия студентов, преподавателей и сотрудников университет приравнивался к высшим военно-учебным заведениям.

Уже к январю 1922 г. в КУТВ обучалось 895 студентов, в числе которых было 24 человека из Китая. На праздновании двухлетия работы КУТВ (14.05.1923 г.) нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин отметил университет, как «боевой авангард народов Востока», который специально упомянут в «ноте Керзона» [Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.532. Оп. 8. Д. 49. Л. 2]. Действительно, в Меморандуме правительства Великобритании (ультиматум Керзона) (8.05.1923 г.) зафиксировано, что в сентябре 1922 г. Советское Правительство приняло на себя расходы по снаряжению и отправке в Индию и другие восточные страны 62 восточных студентов, получивших подготовку в пропагандистских школах III Интернационала [Документы внешней политики СССР, 1962, с. 299].

Руководитель Коминтерна Г.М. Димитров на торжественном заседании, посвященном 15-летию существования КУТВ (17.05.1935 г.) прямо сказал, что «дело КУТВ - дело бесшумное. О нем официально не говорят и не пишут, но оно сугубо важное и его результаты можно с радостью констатировать, например, в героической борьбе китайской коммунистической партии, в неслыханных подвигах славной Китайской Красной армии» [РГАСПИ. Ф. 532. Оп. 8. Д. 275 Л. 36].

Китайский сектор КУТВ

Первая группа китайской молодежи (26 человек) была зачислена в КУТВ 1 августа 1921 г. [Чжао Цзянь, 2007, с. 52]. К 1 декабря 1924 г. в составе Иностранной группы было уже 109 китайских студентов [РГАСПИ. Ф. 532. Оп. 1 Д.12 Л. 26].

Среди учащихся большинство составляла молодежь без какого-либо систематического образования, но были и выпускники китайских вузов, и бывшие слушатели западных университетов. В соответствии с разницей в уровне знаний студенты распределялись по учебным группам [Чжао Цзян, 2007, с. 53].

Образовательные программы не во всём соответствовали желаниям китайских студентов КУТВ, в связи с чем они много раз направляли письма представителям Коммунистической партии Китая (КПК) и Исполком Коминтерна (ИККИ) с жалобами, вносили предложения по улучшению программы, материалов на китайском языке, увеличению числа и повышению квалификации переводчиков, по составу групп и условиям жизни. [Чжан Ю., 2017, с. 53]

Согласно докладной записке о подготовке кадров для Китайской коммунистической партии (25.12.1935 г.) с 1921 г. по 1928 г. в КУТВ прошли обучение 1119 человек: в китайском секторе 462 чел. и в специальных военно-политических курсах 687 чел. [РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 30. Д. 1043. Л.1.].

Среди них и главком Китайской Красной Армии (Чжу-Дэ), комиссары армии, корпусов и значительное количество армейских политработников и работников комвуза и военной школы Северного Китая. Будущий маршал Чжу Дэ до приезда в СССР учился на философском факультете Геттингенского университета, с июля 1925 до мая 1926 года в Москве в КУТВ получил углубленную военную подготовку. В РГАСПИ сохранились его характеристика с яркой оценкой: «Характер упрямый, имеет способности к военно-

технической работе, хорошо знаком с военной теорией и с партийной работой» [Чжан Ю., 2017, с. 54].

В 1928 г. в связи с сосредоточением подготовки китайских кадров в коммунистическом университете трудящихся Китая (КУТК), весь студенческий (138 чел.) и преподавательский состав, учебные и материальные средства из КУТВ были переданы в КУТК.

После пятилетнего перерыва в обучении китайских студентов в 1933 г. в КУТВ была организована маньчжурская группа. В мае 1935 г. на зарубежном секторе университета было 16 школ-секций: китайская, корейская, японская, индийская, индо-китайская, малайская, филиппинская, южноафриканская, турецкая, иранская, синцзянская, монгольская и тувинская, в которых обучалось 264 чел. [РГАСПИ. Ф. 532. Оп. 1 Д. 173 Л. 3.].

Особое место занимала китайская школа, которая была военизирована и состояла, главным образом, из партизан. Большой удельный вес в учебных планах для основных групп китайской школы занимали военное дело (800 час.) и общеобразовательные предметы (естествознание, география, математика, китайский язык) [РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 30. Д. 1043. Л.4.]. Основными предметами военно-учебного раздела (26.12.1936) были установлены: общая тактика (изучение японской тактики); тактика партизанских действий; тактика уличных боев; тактика вооруженного восстания; стрелковая подготовка и технические средства борьбы [РГАСПИ. Ф. 532. Оп. 1 Д. 212 Л. 44].

К 1935 г. количество учащихся из Китая выросло до 70 чел. и китайская школа по количеству заняла в КУТВ первое место В мае 1936 г. зарубежный сектор со всеми студентами был выделен из КУТВ в состав Научно-исследовательского института национальных и колониальных проблем (НИИНКП). Согласно справке о студентах (14.11.1938 г.) из 139 чел. учащихся было 71 чел. из Китая [Ф. 532. Оп. 1 Д. 267. Л. 21]. В 1938 г. КУТВ был ликвидирован и китайские студенты были отправлены на родину, либо оставлены на работу в СССР. Заключение

Большинство высших руководителей первого поколения КНР учились в СССР в 19201930-е гг. По данным китайских ученых, учились в СССР 27 из 44 членов ЦК Коммунистической партии Китая (КПК), избранных на 7-м съезде КПК 1945 г. В их числе был и такой известный впоследствии руководитель, как Дэн Сяопин (настоящее имя Дэн Сисянь). После того, как образовалась Китайская Народная Республика, на 8-м съезде КПК 1956 года среди 96 членов Центрального комитета Коммунистической партии Китая 41 получили образование в СССР [Юйсинь Ч., 2016, с. 97].

КУТК был ликвидирован в 1930 г., КУТВ реорганизовали в 1936 г. и впоследствии закрыли в 1938 г. Упадок и ликвидация университетов стали результатом окончательного отказа ВКП(б) от курса на мировую революцию и переход к построению социализма в одной отдельно взятой стране с последующей концепцией военных побед СССР.

Список источников

1. Документы внешней политики СССР, [т. 6], М. 1962, 672 с.

2. Коммунистический интернационал и китайская революция: Документы и материалы. Москва, 1986. 319 с.

3. Чжан Ю. Подготовка китайских военных кадров в СССР в 1920-е годы // Военно-исторический журнал. 2017. № 3. С. 51-56

4. Чжао Цзянь Бо. Подготовка кадров китайской революции в Советском Союзе как фактор влияния москвы на компартию Китая и ее идеологию // Исторические науки. 2007. № 4. С. 51-57

5. Юйсинь Ч. Историческая роль университетов СССР в подготовке специалистов в области управления для КНР // Государственная служба. 2016. № 3 (101). С. 97-100.

Информация об авторах:

Р. Ш. Харунов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

М. М.-Б. Харунова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения Российской академии наук. R. Sh. Kharunov, Candidate of History, researcher at the National Museum Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva.

M.M.-B. Kharunova, Candidate of History, senior researcher at the Department of Oriental History at the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Вклад авторов:

Харунов Р.Ш. - сбор архивных материалов, концепция исследования; развитие методологии; итоговые выводы.

Харунова М.М.-Б. -обработка текста, итоговые выводы. Contribution of the authors:

Kharunov R. Sh. - collection of archival materials; research concept; development of methodology; final conclusions.

Kharunova M.M.-B. - text processing, final conclusions.

Научная статья УДК 378

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-216-218

Новые педагогические технологии и научно-методическое обеспечение в историческом

образовании

Идегел Мергеновна Чалбаа

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия chalbaa08032000@icloud.com

Аннотация. В статье рассматриваются новые педагогические технологии в связи с цифровизацией образования, а также методическое обеспечение в историческом образовании. Приводятся примеры новых педагогических технологий, раскрываются их характеристики, а также учебно-методическое сопровождение.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология дистанционного образования, технология «смешанного обучения», технология «перевёрнутое обучение»

Original article

New pedagogical technologies and scientific and methodological support in history education

Chalbaa Idegel Mergenovna

Kyzyl, Republic of Tyva, Russia chalbaa08032000@icloud.com

Abstract. The article discusses new pedagogical technologies in connection with the digitalization of education, as well as methodological support in historical education. Examples of new pedagogical technologies are given, their characteristics are revealed, as well as educational and methodological support.

Keywords: pedagogical technology, distance education technology, "mixed learning" technology, «inverted learning» technology

Проблема технологии в образовательном процессе до сих пор является дискуссионной, несмотря на постоянное изучение, а также научное внимание со стороны педагогического сообщества [Щукин, 2023, c. 7]. Уже не одно десятилетие ведущей концепцией является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.