ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 607: 1923-1928
Китайский период жизни Александра Николаевича Карамзина (1850-1927)
Е. Э. Шергалин1^ А. В. Давыгора2)
1)1 Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: [email protected]
2) Оренбургский государственный педагогический университет. E-mail:[email protected] Поступила в редакцию 22 сентября 2010
Имя Александра Николаевича Карамзина (1850-1927) в представлении орнитологам не нуждается. Автор знаменитой основополагающей работы «Птицы Бугурусланского и сопредельных с ним частей Бу-гульминского, Бузулукского уездов Самарской губернии и Белебей-ского уезда Уфимской губернии» и внучатый племянник знаменитого русского учёного и писателя Николая Михайловича Карамзина (17661826) в последнее время привлекает к себе всё большее внимание краеведов и историков науки. О его жизни и работе в Оренбургском крае уже было опубликовано несколько работ (Кабанова 2000; Русскин 2005). В то же время о жизни и работе А.Н.Карамзина в эмиграции не известно практически ничего. Мы попытались восполнить этот досадный пробел и выражаем искреннюю признательность Иву Франкьену, сотруднику Музея русской культуры города Сан-Франциско, и хабаровскому краеведу Евгению Владимировичу Новомодному за проведение архивных поисков и предоставленные материалы.
Ив Франкьен во время просмотра переписки 1960-х годов между Анатолием Степановичем Лукашкиным и Татьяной Николаевной Га-гиной (и её мужем Василием Николаевичем Скалоном) в архивах Музея русской культуры обнаружил весьма интересное письмо от 12 апреля 1965, в котором Анатолий Степанович поделился некоторыми сведениями о русских орнитологах в Маньчжурии.
Вот что пишет Анатолий Степанович Лукашкин в этом письме об Александре Николаевиче Карамзине: «А.Н.Карамзин. Я его никогда не встречал. Он попал в Харбин с беженской волной уже очень пожилым и больным человеком. Был в парализованном состоянии и самостоятельно передвигаться не мог. В летние дни его помещали на веранде (он имел каких то родственников) и здесь он наблюдал за жизнью даурских ласточек и свои наблюдения изложил в небольшой статье, помещённой в первом выпуске «Трудов ОИМК*» по зоологии в 1927 году. Александр Николаевич собирал птиц в России для профессоров Мензбира и Сушкина. Скончался он 24 сентября 1927 года в
* ОИМК — Общество изучения Маньчжурского края. Рус. орнитол. журн. 2010. Том 19. Экспресс-выпуск № 607
1923
Харбине. Краткий некролог о нём написал Н.А.Байков и он предшествует статье Карамзина в том же выпуске Трудов».
Ниже мы полностью публикуем этот некролог Николая Аполлоно-вича Байкова (1872-1958) и, видимо, последнюю орнитологическую статью Александра Николаевича Карамзина, посвящённую даурской ласточке. Примечательно, что орнитолог вёл эти наблюдения уже будучи глубоко больным человеком, разбитый параличом и по сути прикованный к постели.
Александр Николаевич Карамзин
У Александра Николаевича Карамзина и его супруги Екатерины Васильевны Карамзиной-Хотяйницовой было шестеро детей: Николай (25 июня 1879 - ?), Сергей (10 июня 1883 - 25 декабря 194?), Татьяна (12 января 1887 - ?), Василий (24 ноября 1885 - 30 июня 1941), Софья (2 февраля 1889 - 9 марта 1905), Александр (21 января 1893 - 8 февраля 1971). Ещё один сын Василий умер в детстве.
Сыновья Василий Александрович и Александр Александрович в своё время были штабс-ротмистрами 5-го гусарского Александрийского полка, потом воевали на стороне Белой Армии и, что вполне понятно, оба были вынуждены эмигрировать. Василий оказался в конечном счете в Эстонии, а Александр проделал долгий путь через Китай и Филиппины, добравшись в 1950 году до США.
У самого младшего сына Александра Александровича и его жены Параскевы Владимировны (урождённой Аристовой) (1 августа 1891 -
27 июня 1986) было двое детей: Алексей (23 августа 1917, Москва - 8 апреля 2006, Кастро Валей, около Сан-Франциско) и дочь Ирина (5 августа 1922 - 15 ноября 1943). У Алексея не было детей ни от первого брака - с Еликонидой Николаевной Васкевич (1904 - 1988), ни от второго - с Валентиной Исаевой, приехавшей в США из СССР в 1991 году с двумя детьми от первого брака.
Алексей Александрович Карамзин стал художником и хранителем Музея русской культуры в Сан-Франциско и завещал семейный архив этому Музею. Хотя он состоит из 15 архивных коробок, в нём, к сожалению, нет ни одной фотографии А.Н.Карамзина, ни одного его документа. Тем не менее, удалось найти немного сведений о нём в письме Александра Александровича Алексею Александровичу от 2 октября 1961: «[...] В нашем роду выдающихся, согласно сведений которые я имею, было три. [...] 3. Александр Николаевич (мой отец) по научным трудам как орнитолог, как метеоролог был избран действительным корреспондентом Академии наук (таким же был и Колчак, за открытие северных путей в Сибирь, это послужило тому, что Колчак предоставил в распоряжение папы вагон, на котором наши родители и приехали от Уфы до Вайшахе), как образцово-культурный хозяин имел много специальных медалей (именных), последнюю получил за разведение леса в степи с изданным трудом о том за 40 лет, от министерства земледелия: именная медаль, денежная премия и художественное произведение. Благодаря революции не вручено.
Его орнитологическая коллекция находится в музее Академии наук, и Академия же издала его труд «Птицы Заволжья». Эта работа потребовала более 40 лет. Метеорологический труд заключался в исследовании климата Самарской губернии. Для этого отцом было создано до 30 станций (наблюдательных) по всей губернии, и эта работа продолжалась 35 лет. Его сотрудники получали награды от Императорской Павловской обсерватории, она же снабжала инструментами. Книга «Климат Самарской губернии» была издана Самарским губернским земством. В Харбине папа получил от Советской Академии наук просьбу разрешить выпустить второе издание этого труда,- папа дал согласие. У папы с правой стороны мундира было много знаков различных учёных обществ (они носятся справа, а ордена слева). По окончании Горного института - инженером на Воткинском сталелитейном и оружейном заводе, получив в наследство имение, службу бросил. Был председателем земской управы, затем предводителем дворянства - 9 лет, затем был избран членом Государственного совета и от Г. С. имел несколько научных командировок. (Одной из них была командировка в имение Государя «Байрам Али» в Мургабе, по вопросу о хлопкоразведении. Там была в это время тётушка Мария Фёдоровна (Маруся), но она, кажется, не помнит о том).
Уйдя по болезни из Государственного совета, уже нигде не служил — отнялись ноги. В чинах он зашёл дальше Николая Михайловича, был в чине тайного советника и имел ленту и звезду Владимира Первой степени. Можно сказать, что в нашей губернии своей культур -ной деятельностью выделялся из всех, да и во Всероссийском масштабе был не из последних [...]».
Известно, что Александр Николаевич Карамзин оказался в Харбине в 1920 году. Похоже, он там ничем не занимался. В известном библиографическом труде Ольги Михайловны Бакич — Harbin Russian Imprints: Bibliography as History, 1898 - 1961 (New York and Paris: Norman Ross Publishing Inc., 2002) - не встречаются какие-либо книги или отдельные оттиски научных статей А.Н.Карамзина.
Трагически и тяжело сложилось судьба почти всех детей Александра Николаевича Карамзина. Судьба раскидала их по многим странам: России, Китаю, Эстонии и Америке.
Сам Александр Николаевич Карамзин с семьёй был вынужден спешно покинуть усадьбу. Часть имущества удалось спасти, и он с женой, сыном Сергеем и дочерью Татьяной уезжает из России в Китай, в Харбин. Через 10 лет, так и не сумев оправиться от пережитого в семнадцатом году потрясения, умирает. Вскоре умирает и Екатерина Васильевна. В Харбине остаются Сергей и Татьяна. После смерти Сергея в 1946 году Татьяна решает вернуться в Советский Союз. После возвращения на родину Татьяна жила в Москве. Умерла бездетной в 1974 году.
Старший сын Николай умер вскоре после революции от пневмонии, которую получил после купания зимой в полынье, спасая человека. Его потомки до сих пор живут в Петербурге.
Василий Александрович Карамзин жил в Эстонии, был женат на эстонской поэтессе Марии Гримм. После присоединения Эстонии к СССР был репрессирован и расстрелян в 1941 году (Коровина 2000; Карамзина 2008). Об Александре - младшем сыне А.Н.Карамзина, эмигрировавшем в Америку — мы уже кратко рассказали выше.
Орнитологические работы А.Н. Карамзина
Карамзин А.Н. 1901. Птицы Бугурусланского и сопредельных с ним частей Бу-гульминского, Бузулукского уездов Самарской губернии и Белебейского уезда Уфимской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 5: С. 203-394. Карамзин А.Н. 1909. Добавление к статье «Птицы Бугурусланского, сопредельных с ним частей Бугульминского, Бузулукского уездов Самарской губернии и Белебейского уезда Уфимской губернии» // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 9: 247-284. Карамзин А.Н. 1911. К орнитофауне Бугурусланского и Белебейского уездов // Орнитол. вестн. 1: 19-20.
Карамзин А.Н. 1911. Emberiza rustica Pall. в Бугурусланском уезде Самарской губернии // Орнитол. вестн. 3/4: 295-296.
Карамзин А.Н. 1912. К авифауне Бугурусланского уезда Самарской губернии // Орнитол. вестн. 2: 129-130.
Карамзин А.Н. 1912. Cygnus bewicki Yarr. и Grus leucogeranus Pallas на зимовье в восточном Закавказье // Орнитол вестн. 4: 304-305.
Карамзин А.Н. 1913. К авифауне Бугурусланского уезда Самарской губернии // Орнитол. вестн. 1: 54.
Карамзин А.Н. 1913. Орнитофенологические наблюдения в с. Полибино Бугурусланского уезда Самарской губернии. Весна 1913 года // Орнитол. вестн. 4: 346-349.
Карамзин А.Н. 1914. К орнитофауне Самарской губернии // Орнитол. вестн. 1: 86 [2-е изд.: Карамзин А.Н. 2002. О чёрном жаворонке Melanocorypha tatarica в Самарской губернии // Рус. орнитол. журн. 11 (201): 978].
Карамзин А.Н. 1914. Охрана зимовья птиц в юго-западной части Каспийского моря //Дневн. 13-го съезда рус. естествоиспыт. и врачей. Тифлис, 10: 452.
Карамзин А.Н. 1914. К последнему налёту щура (Pinicola enucleator) // Орнитол. вестн. 1: 85 [2-е изд.: Карамзин А.Н. 2002. К последнему налёту щура Pinicola enucleator // Рус. орнитол. журн. 11 (188): 586].
Карамзин А.Н. 1916. Козодой (Caprimulgus europaeus L.) - «путешественник» // Орнитол. вестн. 3: 189-190.
Карамзин А.Н. 1916. Охрана зимовья птиц на юго-западном и южном побережье Каспийского моря // Тр 13-го съезда рус. естествоиспыт. и врачей в г. Тифлисе 16-24 июня 1913 г. Тифлис. Т. 6. Труды по различным секциям, специально касающиеся Кавказа: 121-125.
Карамзин А.Н. 1916. Охрана зимовья птиц на юго-западном и южном побережье Каспийского моря // Изв. Кавк. отд. РГО 24, 1: 114-118.
Карамзин А.Н. 1916. Ещё к вопросу о самостоятельности белокрылой сороки (Pica leucoptera Gould.) // Орнитол. вестн. 1: 45-49.
Карамзин А.Н. 1916. Залёт красной утки в Бугурусланский уезд Самарской губернии // Орнитол. вестн. 1: 60-61.
Карамзин А.Н. 1917. Птицы, наблюдавшиеся в окрестностях хутора Кумсая, Ак-тюбинского уезда Тургайской области // Орнитол. вестн. 2: 117-124 [2-е изд.: Карамзин А.Н. 2003. Птицы, наблюдавшиеся в окрестностях хутора Кум-Сая, Актюбинского уезда Тургайской области // Рус. орнитол. журн. 12 (215): 277282].
Карамзин А.Н. 1927. Ласточка даурская в Маньчжурии Hirundo daurica L. (H. rufula) // Тр. Общ-ва изучения Маньчжурского края. Зоол. 1: 36-40.
Литература
Байков Н.А. 1927. А.Н.Карамзин (некролог) // Тр. Общ-ва изучения Маньчжурского края. Зоол. 1: 35-36.
Кабанова Е.В. 2000. Полибино и Карамзины // Краеведческие записки Самар. обл. ист.-краевед. музея им. П.В.Алабина 9: 111-118.
Карамзина М.В. 2008. Ковчег: Стихотворения. Судьба. Памятные встречи. Письма И.А.Бунина к М.В Карамзиной. Таллинн: 1-223.
Русскин Г.А. 2005. Действительный член Русского географического общества Карамзин Александр Николаевич // Изв. Оренбург. отд. Рус. геогр общ-ва 1.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 607: 1928-1929
Александр Николаевич Карамзин f
Н. А. Байков
Второе издание. Первая публикация в 1927*
Помещённый в настоящем выпуске «Трудов Общества изучения Маньчжурского края» очерк «Даурская ласточка в Маньчжурии» принадлежит перу известного общественного и научного деятеля Александра Николаевича Карамзина, скончавшегося в Харбине 24 сентября 1927 года. Горный инженер по образованию, он всю свою долгую жизнь посвятил служению Родине изучением её богатой и разнообразной природы. В своём имении «Палибино» он организовал довольно крупную метеорологическую станцию, где им производились метеорологические наблюдения в течении 48 лет. Результатом этих наблюдений было издание книги «Климат Бугурусланского уезда». Труд этот, в своё время отмеченный Академией наук, имеет большое значение для сельского хозяйства всего Нижнего Поволжья, не говоря уже о чисто научном его значении.
Деятельность А.Н.Карамзина не ограничивалась одной Самарской губернией, где им были образцово поставлены различные отрасли сельского хозяйства и засажены лесами большие степные площади уезда. В Тургайских степях он разводил улучшенные породы тонкорунных овец, в Закавказье, в низовьях Куры, им положено начало усовершенствованному хлопководству. Как страстный любитель природы и естествоиспытатель, он всё своё свободное время посвящал изучению животного мира, главным образом птиц, и производил многолетние систематические наблюдения над жизнью последних и их гнездованием. Его труды по орнитофауне своевременно были по достоинству оценены Академией наук, а обширные сборы его обрабатывались нашими известными учёными: профессорами Мензбиром, Сушкиным и другими. Общественная деятельность Александра Николаевича выразилось в его службе по выборам в уезде, губернии и в
* Байков Н. А. 1927. А.Н.Карамзин (некролог) // Тр. Общ-ва изучения Маньчжурского края. Зоол. 1: 35-36 (Харбин. Изд-во ОИМК. Отд. тип. Кит. Вост. ж. д.).