Научная статья на тему 'Китайский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем'

Китайский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1338
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доход / Китай / незаконные доходы / ФАТФ / Китайский народный банк / Бюро по борьбе с отмыванием денег / Китайская банковская регуляторная комиссия / Центр по противодействию отмыванию денег / мониторинга и анализа. / income / China / illegal incomes / FATF / China People’s Bank / Bureau of Anti- Money Laundering / Chinese Banking Regulatory Commission / Center for Countering Money Laundering / Monitoring and Analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Г. Морозов

В статье анализируется опыт Китайской Народной Республики по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием международного терроризма, реализуемый с недавнего времени, но достаточно интенсивно. В стране принято специализированное законодательство, интенсифицировалась деятельность Центрального банка и специализированных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE EXPERIENCE OF STRUGGLE AGAINST LEGALIZATION OF CRIMINAL INCOMES

The article analyzes the experience of the People’s Republic of China in combating the legalization of criminal money and the financing of international terrorism, which has been implemented recently but quite intensively. The country has adopted specialized legislation, intensified the activities of the central bank and specialized administrations.

Текст научной работы на тему «Китайский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем»

КИТАЙСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В.Г. Морозов, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10544

Аннотация. В статье анализируется опыт Китайской Народной Республики по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием международного терроризма, реализуемый с недавнего времени, но достаточно интенсивно. В стране принято специализированное законодательство, интенсифицировалась деятельность Центрального банка и специализированных органов.

Ключевые слова: доход, Китай, незаконные доходы, ФАТФ, Китайский народный банк, Бюро по борьбе с отмыванием денег, Китайская банковская регуляторная комиссия, Центр по противодействию отмыванию денег, мониторинга и анализа.

Китай, будучи развивающимся рынком, проходящим стадию трансформации от плановой экономики к рыночной, сталкивается с иными вызовами в сфере борьбы с отмыванием денег, нежели страны-члены Евросоюза или же Соединенные Штаты [2]. Высокие темпы экономического роста, в том числе в банковской сфере, приводят к появлению множества опасных процессов и серых схем, приводящих к выводу капитала из страны. Такое развитие требует усиленного контроля со стороны регулирующих органов для борьбы со все усложняющимися преступными сетями и организациями.

Китайские власти на постоянной основе продолжают идентифицировать новые методы отмывания денег и совершения преступлений в финансовой сфере, включающие в себя: нелегальные кампании по сбору средств, трансграничные телекоммуникационные мошеннические схемы, размещение преступных доходов в китайских банках иностранными гражданами и коррупцию в банковском секторе, ведь они наносят ущерб экономике страны, подрывая ее экономическую безопасность [4].

Следует также отметить, что китайские законы о противодействии отмыванию денег, в отличие от законодательства США и ЕС, изначально принимались с оглядкой на современную специфику, а не последовательно эволюционировали из антинаркотического законодательства. Также Ки-

тай последовательно имплементировал рекомендации ФАТФ, постепенно меняя свою регуляторную и юридическую систему для соответствия международным стандартам и увеличивая прозрачность финансовой системы. Однако в контексте интернациональной кооперации в борьбе с отмыванием денег существуют определенные проблемы, приводящие к отсутствию коммуникации по вопросам расследования в сферах подпольных китайских финансовых организаций, виртуальных валют, компаний-оболочек и основывающегося на торговле отмывания средств [10]. Китай не является крупным офшорным финансовым центром, однако наличие специальных экономических зон и других специально выделенных зон развития на национальном, провинциальном и локальном уровнях приводит к появлению определенных уязвимостей [9].

В области борьбы с отмыванием денег Китайский народный банк (КНБ) занимается разработкой политик, анализом преступной активности в данной сфере и определяет основные риски, угрожающие банковской системе. Для определения наиболее эффективных методов борьбы с отмыванием денег КНБ запустил пробные программы:

- по сообщению о крупных или подозрительных транзакциях со стороны банков;

- направлению финансовых институтов для создания собственных служб мониторинга и анализа индикаторов подозрительной активности;

- обновлению системы отчетности о потенциально криминальных операциях и улучшению внутренних контрольных ПОД/ФТ-режимов.

Согласно отчетам КНБ, пробные программы позволили уменьшить количество отчетов со стороны банков, в то же время, повысив их качество. Кроме того, при проведении дальнейших расследований было получено большее количество улик из отдельных отчетов. На данный момент КНБ продолжает вносить изменения в административные правила по сообщению информации банками, основываясь на результатах пробных программ, для увеличения эффективности отдельных отчетов. К 2016 году Китай опубликовал пять основных руководств, разъясняющих им-плементацию законодательства по борьбе с отмыванием денег и выстроил систему предупреждения подобных преступлений, включающую в себя идентификацию клиента, сообщение о подозрительных транзакциях и обязательную запись и хранение информации о клиенте и операциях, им проводимых. Первого июля 2016 года вступило в силу руководство НБК, требующее идентификации клиента по настоящему имени для онлайн-систем, управляющими которыми являются небанковские организации. ТепсеП и АНрау (крупнейшие операторы онлайн-платежей в Китае) имплементировали эти требования. В феврале 2016 года НКР также выпустил Руководство, которое предписывает Шанхайской зоне свободной торговли создать систему по противодействию отмыванию преступных доходов для мониторинга и анализа финансовой активности. Руководство призывает приоритизировать надлежащую проверку клиентов и сфокусироваться на реальных владельцах счетов и бенефициаров операций.

Для защиты от отмывания денег, злоупотребления доверием и мошенничества, помимо остальной криминальной деятельности, Китайская банковская регуляторная комиссия (КБРК) выпустила руководство

по Внутреннему контролю в коммерческих банках и Руководство по риск-менеджменту в коммерческих банках [7]. Эти руководства требуют от банков четко определять обязанности по внутреннему контролю и ответственным лицам, усилить программы по внутреннему контролю и оценке рисков, связанных с отмыванием денег. Статьи 59 и 60 закона Китайской Народной Республики «О противодействии отмыванию денег» требуют от банков усилить «три линии обороны» [1] - бизнес-менеджмент, риск и комплаенс, а также аудит и надзор. Это необходимо для того, чтобы проводить мониторинг потенциально опасных операций и установить более явную ответственность конкретных сотрудников внутри банка за подчинение руководствам.

Наблюдательный орган определяет, что банки правильно устанавливают политики по должной проверке клиентов и процессы, которые хорошо документированы, и надлежащим образом информируют ответственные лица внутри банка. Также он определяет, чтобы эти политики и процессы были должным образом интегрированы в общий риск-менеджмент банка, и разработал шаги для идентификации, оценки, мониторинга, менеджмента и смягчения рисков, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма в отношении клиентов, стран и регионов, а также банковских продуктов, услуг, транзакций и каналов доставки, на постоянной основе.

На групповой основе программа должной проверки клиентов включает в себя:

а) политику принятия клиентов, которая определяет деловые отношения, на которые банк не пойдет, основываясь на идентифицированном риске;

б) программу идентификации, верификации и должной проверки клиентов на постоянной основе; эта программа должна включать в себя определение бенефициарных владельцев, понимание со стороны банка причин и природы деловых отношений с клиентом и основывающиеся на рисковом подходе проверки достоверности сведений - что в значительной степени коррелирует с современной международной практикой [5];

13S

в) политики и процессы для слежения и распознавания потенциально подозрительных транзакций;

г) усиленный надзор по высокорисковым счетам (вплоть до необходимости одобрения со стороны высшего менеджмента банка о возможности продолжения дальнейших деловых отношений с подобным клиентом);

д) усиленная должная проверка клиентов политически значимых лиц (вплоть до необходимости получения одобрения со стороны высшего менеджмента банка для открытия счета такому лицу);

е) четкие правила относительно того, какая информация и какое время должна храниться относительно клиентов и отдельных транзакций; минимальным сроком хранения такой информации являются 5 лет.

При выдаче лицензии новому банку НКБ также удостоверяется в том, что его стратегические и операционные планы, структура корпоративного управления, риск-менеджмента и внутреннего контроля, включая, в том числе и те, что направлены на борьбу с криминальной активностью, формализованы и удовлетворяют всем установленным требованиям. Операционная структура и интенсивность предполагаемых учреждаемым банком мер по противодействию криминальной активности, должны отражать масштаб и особенности предполагаемой деятельности банка. Такая перспективная направленность важна и для российской практики, ведь отечественным банкам приходится работать в неблагоприятных внешних условиях глобальных рисков [3].

Система раннего предупреждения рисков, анализа и поддержки, имплементиро-ванная КБРК, также позволяет заниматься мониторингом всех крупных операций банков к ним подключенных. Особенно пристальное внимание уделяется иностранным банкам. Для зарубежных банков также предусмотрены дополнительные требования к ПОД/ФТ-политике на уровне материнской компании. Например, при учреждении дочерней компании в КНР, от банка требуется предоставление документов о его ПОД/ФТ-политике. Если эта по-

литика после проверки признается неэффективной, иностранному банку отказывают в праве учреждения дочерней организации на территории КНР. Также НКБ требует письменного подтверждения «доброй воли» от центрального банка той страны, в которой зарегистрирована материнская компания. Таким образом, банки, проводящие подозрительные операции на родине, не смогут свободно открыть свои представительства в Китае.

Основываясь на анализе этой информации, НКБ выдает первоначальное разрешение на открытие бизнеса, после чего проводится выездная проверка для определения достаточности качества риск-менеджмента, безопасности 1Т-систем и систем, направленных на борьбу с отмыванием денег.

Основными законами, действующими в КНР отношении отмывания денег, являются:

- Закон о банковском надзоре. Дает КБКР право наблюдения за зарубежной и домашней банковской деятельностью и устанавливает стандарты о сообщении банками о криминальной активности;

- Интерпретация Верховного Народного Суда по некоторым вопросам, касающимся применения закона в судебных делах по отмыванию денег и других преступлениях;

- Административные Правила по сообщению о крупных транзакциях финансовыми институтами - постановляют, что финансовые организации обязаны немедленно письменно сообщать в Китайский центр по противодействию отмыванию денег, мониторинга и анализа или же в КНБ или его региональные управления о подозрительных транзакциях, которые они с достаточной уверенностью считают связанными с отмыванием денег;

- Административные Правила по хранению документов, идентифицирующих клиентов, и записи транзакций финансовыми институтами;

- Постановление НБК об эффективном проведении проверок правоприменения мер по противодействию отмыванию денег. Постановляет региональным управлениям НБК усилить надзор за системно-

значимыми финансовыми учреждениями с отмываемых денег на своей территории, более высокими рисками финансирования двигающиеся из других стран. террористов и требует от банков усилить Примером подобных регулятивных

CTF и AML-контроли. С 2011-го по 2016- «двойных стандартов» является существо-й гг. КНБ провел более 4000 выездных вание Китайской подпольной банковской проверок банковских и финансовых орга- системы (CUBS), представляющей из себя низаций и выявил более 500 администра- сложную сеть полулегальных валютных и тивных правонарушений. криптовалютных брокеров, которые пере-

определенной проблемой также являет- мещают деньги из страны и в страну, в об-ся то, что качественная борьба с отмыва- ход обыкновенной банковской систе-нием денег китайскими гражданами и ор- мы [8]. Впрочем, сегодня это глобальная ганизациями, и большое количество пре- проблема, дополнительно указывающая на пятствий на этом пути, не всегда означает, насущную необходимость реформирова-что тоже количество усилий и средств на- ния мировой финансовой архитектуры [6]. правлено на борьбу с отмыванием денег Международное сообщество уделяет все иностранными гражданами и организа- больше внимания проблеме отмывания циями. КНР, несмотря на жесткое регули- денег на наднациональном уровне, к ре-рование в этой сфере, считается FATF го- шению которой присоединяется все боль-сударством, принимающим исключитель- ше стран, поэтому можно ожидать пози-но выгодные для себя меры и, в то же вре- тивных подвижек. мя, смотрящим «сквозь пальцы» на потоки

Библиографический список

1. Anti-Money Laundering Law of the People's Republic of China, 2007.

2. Варсеев В.В., Ларионова Л.И. Зарубежный опыт противодействия финансовым преступлениям // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 3. - С. 134-138.

3. Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных рисков / под ред. А.А. Ткаченко. - М.: КУРС, 2019. - 320 с.

4. Кондрат Е.Н. Влияние легализации преступных доходов на экономическую безопасность государства // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2010. - № 9. - С. 78-84.

5. Хмыз О.В. Наднациональная борьба с теневой экономикой // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - Т. 11. - № 5. - С. 16-27.

6. Хмыз О.В. Проблемы реформирования мировой валютно-финансовой архитектуры // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 2. - C. 30-35.

7. Guidelines on Operational Risk Management of Commercial Banks. [Electronic resource] Mode of access: http://www.cbrc.gov.cn/EngdocView.do?docro=20070712948FFEFB64DA55F0FF1F3A7325D EBB00

8. Kinetz E., Goldenberg T., Estrin D., Satter R. AP Investigation: China launders cash of foreign criminals // AP. 2016. March, 28. [Electronic resource] Mode of access: https://apnews.com/c32fbf840d364b37b683caf942e2b037

9. Kouloganes A., Quan X. Money laundering through China: Systemic weaknesses are facilitating global financial crime. - Refinitiv. 2018. 12 p.

10. Summary of the anti-money laundering/combating the financing of terrorism measures in place in the People's Republic of China, 2018. [Electronic resource] Mode of access: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/content/images/MER-China.2019-Executive-Summary.pdf

CHINESE EXPERIENCE OF STRUGGLE AGAINST LEGALIZATION OF CRIMINAL

INCOMES

V.G. Morozov, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article analyzes the experience of the People's Republic of China in combating the legalization of criminal money and the financing of international terrorism, which has been implemented recently but quite intensively. The country has adopted specialized legislation, intensified the activities of the central bank and specialized administrations.

Keywords: income, China, illegal incomes, FATF, China People's Bank, Bureau of Anti-Money Laundering, Chinese Banking Regulatory Commission, Center for Countering Money Laundering, Monitoring and Analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.