Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН "ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ": ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

КИТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН "ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ": ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багирова А.П., Янь Д.

В статье приводятся результаты теоретического анализа уникального китайского феномена - семей «оставленных детей». Этот феномен характеризуется нами как масштабное социально-экономическое явление, являющееся результатом изменения структуры населения и разрыва между городскими и сельскими районами. Для его анализа авторы предлагают использовать теорию структурного функционализма, которая обеспечивает теоретическую поддержку горизонтальной и вертикальной системных структур китайской социальной системы; теорию социального конфликта, объясняющую конфликт между государственной системой и потребностями людей, конфликт межличностных отношений в семьях оставленных детей; теорию социальной стратификации, которая обеспечивает подход для анализа социального расслоения и изучения места в ней семей оставленных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHINESE PHENOMENON OF "LEFT BEHIND CHILDREN": THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article provides a theoretical analysis of a unique Chinese phenomenon - families of "left behind children". Based on statistical data on the population in China, the authors show the reasons why the phenomenon of abandoned children arose. These reasons are the change in the ratio of the urban and rural population, the dynamics of the number of marriages and divorces, the transformation of socio-economic life and the deep differentiation between urban and rural areas, contributing to the transfer of rural labor to cities. The authors define the phenomenon of abandoned children in China as a large-scale socio-economic phenomenon resulting from a change in the structure of the population and the gap between urban and rural areas, as well as labor migration from rural areas, in which rural children cannot migrate with their parents at the same time; this leads to the fact that children are separated from their parents and remain under the long-term supervision of grandparents, relatives or friends. To analyze the phenomenon of left behind children, we use the theory of structural functionalism, which provides theoretical support for the horizontal and vertical systemic structure of the Chinese social system; the theory of social conflict, which explains the conflict between the state system and the needs of people, as well as the conflict of interpersonal relations in the families of left behind children; the theory of social stratification, which provides an approach for analyzing social stratification and studying the place in it of families of left behind children. For the theory of social stratification, the authors considered the following dimensions of stratification: income, professional resources, cultural resources, social relations resources, prestige resources, civil rights resources.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН "ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ": ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

СОЦИОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 3. С. 3-13.

УДК 316.4.051.3

КИТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН «ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Багирова А. П.1, Янь Д.2

12Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Екатеринбург, Россия

E-mail: a.p.bagirova@urfu.ru1, yandoudoulinweiei@yandex.ru2

В статье приводятся результаты теоретического анализа уникального китайского феномена - семей «оставленных детей». Этот феномен характеризуется нами как масштабное социально-экономическое явление, являющееся результатом изменения структуры населения и разрыва между городскими и сельскими районами. Для его анализа авторы предлагают использовать теорию структурного функционализма, которая обеспечивает теоретическую поддержку горизонтальной и вертикальной системных структур китайской социальной системы; теорию социального конфликта, объясняющую конфликт между государственной системой и потребностями людей, конфликт межличностных отношений в семьях оставленных детей; теорию социальной стратификации, которая обеспечивает подход для анализа социального расслоения и изучения места в ней семей оставленных детей. Ключевые слова: феномен оставленных детей, Китайская Народная Республика, теория структурного функционализма, теория социального конфликта, теория социальной стратификации.

ВВЕДЕНИЕ

«Оставленные дети» - это совершенно уникальный феномен китайской социально-экономической действительности. Китайская Народная Республика пережила историческое перемещение населения между городскими и сельскими районами, в ходе которого большой объем сельской рабочей силы мигрировал в города. Особенность китайской миграции между городом и селом заключается в том, что из-за ограничений системы регистрации домашних хозяйств и неблагоприятного экономического положения на селе переезды всех членов семей в города часто оказывались невозможными. В подобных случаях семьями принимались решения о миграции только среднего поколения, в то время как дети оставлялись в сельской местности на попечении бабушек и дедушек. Этот феномен, в свою очередь, привел к появлению большого числа так называемых «оставленных детей». Несмотря на то, что исследователи изучали «феномен оставленных детей» с точки зрения различных наук, с помощью различных методов, нас заинтересовала социологическая интерпретация данного явления - его причин, динамики, результатов, специфики взаимодействия в семьях, имеющих «оставленных детей». Соответственно, целью статьи является теоретический анализ феномена «оставленных детей» с помощью различных социологических теорий.

3

1. «ОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТИ» КАК ФЕНОМЕН КИТАИСКОИ СЕМЬИ: МАСШТАБ, ДИНАМИКА, ПРИЧИНЫ

За последние 40 лет демографическое развитие Китая шло бурными темпами -менялись как численность, так и структура населения. На Рис. 1 показана динамика структуры населения материковой части Китая в период с 1996 по 2019 гг. [1]. В связи с быстрым развитием экономики Китая и постепенным расширением производительных сил было построено большое количество новых городов, куда переместился значительный объем сельской рабочей силы. При этом важно подчеркнуть, что все эти тенденции складывались на фоне политики контроля рождаемости в Китае (как известно, контроль рождаемости [2] как национальная политика была принята в сентябре 1982 г.; ее содержание и цели сводятся к поощрению поздних браков, позднему деторождению, сокращению числа рождений и плановому контролю рождаемости).

Рис. 1. Доля городского и сельского населения материковой части Китая

в 1996-2019 гг.

На Рис. 2 показана динамика числа браков и разводов среди жителей материковой части Китая в период с 1989 по 2019 гг. [3]. Очевидно, что число браков в целом имеет тенденцию к снижению, особенно в период 2005-2006 гг.; уровень разводимости, напротив, демонстрирует тенденцию к постепенному росту.

В связи с начавшимися в 1978 году в Китае реформами, которые продолжаются до сих пор и влекут за собой повышение уровня урбанизации, все больше и больше сельских жителей перемещаются в города, становясь полноценными участниками рынка труда мегаполисов, улучшают условия и качество жизни своих семей. Процесс перемещения сельских жителей в города часто сопряжен с пониманием того, что они не всегда могут жить со своими детьми, участвовать в их воспитании и развитии, выполнять полный объем родительских функций. Увеличивается масштаб такого специфического для Китая явления, как «оставленные дети». Его появление тесно связано с изменением структуры населения Китая и наложением друг на друга нескольких демографических и экономических тенденций.

4

Рис. 2. Динамика числа браков и разводов жителей материковой части Китая

в 1989-2019 гг.

Согласно китайскому "Заключению Государственного совета по усилению ухода и защиты оставленных детей в сельских районах" [4], определение оставленных детей в сельских районах таково: оставленные дети - это дети в возрасте до 16 лет, зарегистрированные в сельских домохозяйствах, у которых оба родителя выходят на работу или один из них выходит на работу, а другой не имеет опекунских прав, что приводит к тому, что они не могут жить со своими родителями. Полные статистические данные о китайских оставленных детях отсутствуют. По тем разрозненным данным, которые были найдены в различных источниках, нами установлено, что, оставленные дети в основном сосредоточены в центральных и западных сельских районах Китайской Республики - таких, как Сычуань, Хэнань, Аньхой, Гуандун, Хунань и других крупных провинциях, экспортирующих рабочую силу. Кроме того, такие дети сосредоточены в Цзянсу, Гуандуне и других восточных развитых провинциях. Как видно из Рис. 3, в период с 2016 по 2020 гг. общее число оставленных детей на материковой части Китая сократилось с 9,02 млн чел. до 6,43 млн чел., что, несмотря на большой масштаб этого явления, все же демонстрирует определенное снижение его распространенности - на 28,7% за последние три года [5, 6].

ю

9 8 7 б

4

3 2 1 О

9,02

6,97 Л

2016 2018 2020

Рис. 3. Динамика численности оставленных детей за 2018-2020 гг.

5

На Рис. 4 показано, что, согласно данным об оставленных на материковой части Китая детях, 96% их опекунов являются дедушками или бабушками (по отцовской и материнской линии) ребенка, а 4% опекунов - это какие-либо другие родственники или друзья семьи.

дедушка и бабушка (по отцовской и материнской пинии) другие родственннкнн друзья

Рис. 4. Структура опекунов оставленных детей в 2018 г.

Основные причины распространенности в Китае явления оставленных детей могут быть дифференцированы на три уровня: макрофакторы (географическая среда, феномен старения [7]), мезофакторы (системы регистрации по месту жительства, система образования [8, 9]) и микрофакторы (семейные ценности, профессиональные ориентации родителей [10]).

Таким образом, феномен оставленных детей возник в Китае в процессе трансформации социально-экономической жизни и вследствие глубокой дифференциации между городскими и сельскими районами, способствующей переводу сельской рабочей силы в города. Феномен оставленных детей в Китае характеризуется нами как масштабное социально-экономическое явление, являющееся результатом изменения структуры населения и разрыва между городскими и сельскими районами, а также миграции рабочей силы из сельских районов, при которой сельские дети не могут одновременно мигрировать со своими родителями, что приводит к тому, что дети разлучаются с родителями и остаются под длительным присмотром бабушек и дедушек, родственников или друзей.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ

ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА

На протяжении последних более 40 лет явление оставленных детей глубоко беспокоит и китайское общество, и исследователей всего мира. Первое исследование этого феномена в Китае появилось в 1993 г [11]. Проведенный нами анализ научной литературы показал, что за последние 10 лет развитие тематики оставленных детей в китайской науке прошло несколько стадий, представленных на Рис. 5: от изучения проблем села (именно в сельских китайских территориях в основном и фиксируется явление оставленных детей) к проблемам развития самих детей, факторам, влияющим на развитие их потенциала.

6

С 2010 по 2012 гг.-изучение феномена оставленных детей как одной из множества проблем китайских сельских территорий

С 2011 по 2016 тт. -проблемы, связанные с развитием самих оставленных детей

С 2016 по настоящее время - факторы, влияющие на реализацию потенциала оставленных детей

Рис. 5. Стадии научных исследований феномена оставленных детей в Китае

с 2010 г.

Мы считаем, что комплексное социологического изучение феномена оставленных детей может основываться на трех социологических теориях: теория структурного функционализма, теория социального конфликта, теория социальной стратификации. Рассмотрим явление оставленных детей с точки зрения этих теоретических концепций.

А) Теория структурного функционализма

Эта теория пытается объяснить эффекты или функции, вызванные социальными действиями [12]. Она в основном фокусируется на функциональном анализе институциональной структуры социальной системы, объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в этой структуре. Устойчивое развитие социальной структуры обусловлено постоянным удовлетворением человеческих потребностей и стремлением к сбалансированному развитию социальных ресурсов. Согласно теории структурного функционализма, феномен «оставленных детей» является неизбежным продуктом быстрого социального развития Китая в последние 30 лет. С точки зрения этой теории, реализуемая государством политика «интеграции между городом и деревней» будет способствовать дальнейшему смягчению проблемы оставленных детей. Важно подчеркнуть, что в процессе реализации этой политики необходимо согласовывать вертикальные и горизонтальные взаимосвязи общественного развития. Так, например, вертикальная координация означает адаптацию друг к другу всех уровней - от национальной системы до развития местных отраслей промышленности и разделения труда в семье; по горизонтали общественное благосостояние (например, образование, медицинское обслуживание, жилье и занятость) должно быть синхронизировано с вертикальным развитием, интеграцией ресурсов. Только такое движение, с точки зрения теории структурного функционализма, будем приводить к сбалансированному развитию общества, в котором проблема оставленных детей будет нивелирована.

Б) Теория социального конфликта

Исходя из теории социального конфликта, социальный конфликт в феномене оставленных детей в Китае в основном отражается в двух аспектах:

1) институциональное строительство вступает в противоречие с меняющимися потребностями людей. Системное построение любого общества несовершенно: с течением времени разностороннее развитие экономики и технологий влияет на образ жизни людей, условия их работы и интересы. В погоне за высококачественными ресурсами сельские жители ограничены двойной

7

регистрацией домашних хозяйств, жилищной, образовательной и другими системами, что затрудняет баланс между работой и детьми.

2) конфликт образовательных концепций. В основном существуют конфликты трех типов, а именно:

- оставленные дети и их родители;

- оставленные дети и суррогатные опекуны (большинство суррогатных опекунов оставленных детей - их бабушки и дедушки или родственники, работающие

в сельском хозяйстве);

- родители и суррогатные опекуны оставленных детей.

Поскольку три поколения живут в разных эпохах, находятся в разном возрасте и имеют разные образовательные ресурсы, у них существуют различные идеи, способы мышления, которые многократно усиливают конфликт между поколениями.

В) Теория социальной стратификации

Как известно, теория классов Карла Маркса и теория стратификации Макса Вебера являются двумя основными теоретическими источниками в исследовании социальной стратификации. Вебер выделил следующие критерии социального слоя - экономический, репутационный и политический. Можно сказать, что социальные слои отличаются друг от друга с точки зрения владения, доступа к возможностям и удовлетворенности ресурсами - богатствами, престижем и возможностями для получения образования. Американский социолог Д. Груски считает, что индивидуальное профессиональное распределение является одной из причин, по которым люди занимают разные позиции в системе социальной стратификации. Под влиянием мысли Д. Груски китайский ученый Ли Цян в «Десяти стандартах социальной стратификации» отметил, что социальная стратификация, по сути, формируется неравномерным распределением различных социальных ресурсов. Он также перечислил десять наиболее важных ресурсов, а именно: средства производства, имущество или ресурсы дохода, рыночные ресурсы, ресурсы занятости, ресурсы политической власти, культурные ресурсы, ресурсы социальных отношений, ресурсы субъективного престижа, ресурсы гражданских прав и людские ресурсы [13].

В настоящее время структура социальных слоев в Китае относится к типу пирамиды, и в нижней части общества находится большое количество групп. Под влиянием системы двойной структуры между городскими и сельскими районами разрыв в экономике, образовании, социальной жизни и т. д. между городскими и сельскими районами Китая явно увеличился. Большинство семей оставленных детей в сельских районах находятся в нижней части пирамиды с низким доходом, плохими условиями обучения и низким качеством жизни. Мы предположили, что семьи оставленных детей в Китае тесно связаны с распределением социальных ресурсов, и использовали теорию социальной стратификации для характеристики таких семей. На основе теоретического анализа мы предприняли попытку описать семьи оставленных детей в Китае через ряд измерений социальной стратификации, показывая, какое место такие семьи занимают в социальной стратификации китайского общества:

8

1) Стратификация по доходам. Согласно статистическим данным в Китае, средний доход городских трудящихся -мигрантов в 2020 г. составил 4549 юаней, в то время как среднемесячный доход сельских трудящихся -мигрантов - 3606 юаней [14]. Следовательно, доходы родителей оставленных детей растут при их миграции в города, что может сопровождаться и повышением того социального слоя, к которому принадлежит семья в целом.

2) Стратификация по профессиональным ресурсам. Эмиль Дюркгейм первым объяснил социальное расслоение с точки зрения занятий, т. е. с точки зрения социального разделения труда, и проанализировал причины дифференциации уровня профессионального статуса. Даниэл Белл считал, что на развитом этапе промышленного общества представители таких профессий, как ученые, инженеры и технический персонал, станут новым правящим классом. С популяризацией образования в Китае сфера занятости сельской рабочей силы постоянно меняется, уровень образования не только определяет уровень профессионального статуса, но и влияет на выбор карьеры родителями оставленных детей.

3) Стратификация по культурным ресурсам. Французский социолог П. Бурдьё исследовали образ жизни и культуру различных слоев и показал взаимосвязь между классовой культурой и «привычками». В Китае существуют различия между городскими и сельскими районами, в том числе и по культурным ресурсам. Внутренняя семейная культура оставленных детей находится под влиянием внешней - исторических и культурных ресурсов, ресурсов тех организаций, с которыми их родители вступают в контакт при выходе на работу. При этом место родителей с оставленными детьми в культурной стратификации отличается и от местной сельской культуры, и от городской культуры.

4) Стратификация по ресурсам социальных отношений. Коулман считает, что «социальный капитал в основном невидим, он показывает отношения между людьми». В эссе о социальном капитале Бурдьё утверждает, что социальный капитал является «коллекцией фактических или потенциальных ресурсов, связанных с прочной сетью взаимомолчаливых или признанных отношений, и эти отношения более или менее институционализированы» [15]. Фэй Сяотун использовал «модель дифференцированного порядка», чтобы обобщить основные характеристики и базовую структуру китайского реляционного общества [16]. «Модель дифференциального порядка» — это возможность объяснить «почти сильную и далеко слабую» структуру социальных отношений, сформированную китайцами в качестве центра. Китайские сельские семьи, как правило, имеют свои собственные кровные отношения (брачные, семейные, родственные), географические отношения (отношения по соседству, отношения между горожанами и т. д.), а также профессиональные отношения (отношения между врачом и пациентом, отношения между работодателем и работником и т. д.). На социальный статус людей влияют родственные ресурсы в семье, внешние ресурсы геовзаимосвязи и ресурсы профессиональных отношений. Родители из семей оставленных детей затрачивают много времени на работу и проводят меньше времени дома, что может привести к постепенному отчуждению в отношениях со своими семьями. Они работают в других городах, они имеют более широкие

9

контакты, поэтому их профессиональные отношения постепенно расширяются. В Китае существует так называемое явление агломерации занятости сельского мигрировавшего населения из одного и того же места происхождения, которое обычно называют «сообществом родины» [17], что и предопределяет геовзаимосвязь людей. Этот аспект ярко выражен среди рабочей силы, мигрировавшей в города в семьях оставленных детей. Следовательно, хотя ресурсы родственных отношений родителей оставленных детей относительно слабы, их ресурсы геовзаимосвязи и ресурсы профессиональных отношений становятся относительно богатыми.

5) Стратификация по ресурсам престижности. Статус престижности отличается от экономического статуса; люди с высоким престижем могут не иметь высоких экономических доходов. Парсонс является одним из сторонников субъективной стратификации - он считает, что статус человека в обществе определяется оценкой других, и эта оценка определяется тем, в какой степени этот человек способен сделать это в соответствии с доминирующими ценностями в обществе. С помощью данных Трейман доказал, что оценка профессионального престижа в странах мира очень похожа, то есть рейтинг профессиональной репутации не меняется в зависимости от различных культур. Это связано со схожестью социальной структуры [18]. На феномен оставленных детей влияет не только двойственная структура городских и сельских районов, но и существующая в их семьях и лично у них мотивация. Родители оставленных детей получают больше экономических, технологических и культурных ресурсов, поэтому их престиж в сельских районах значительно повышается. Они могут с большей вероятностью выбрать более престижную карьеру.

6) Стратификация по ресурсам в области гражданских прав. Согласно Конституции, существует равенство людей перед законом, но под влиянием географической среды и экономических условий ресурсы гражданских прав Китая сталкиваются с явлением неравного распределения. Хорошим примером являются ограничения на систему регистрации домашних хозяйств. Система регистрации домашних хозяйств делит китайских граждан на региональные группы, которые пользуются различными государственными ресурсами в зависимости от места их регистрации. Другими словами, в различных районах Китая существуют различия в тех государственных ресурсах, которые имеются в распоряжении оставленных детей в сельских районах. Например, это относится к дифференциации в распределении образовательных ресурсов. Во -первых, в районах с неблагоприятными географическими условиями образовательные ресурсы ограниченны, в некоторых районах невозможно гарантировать обязательное образование; во -вторых, из -за несправедливого распределения образовательных ресурсов в городских и сельских районах учебные ресурсы в сельских и отдаленных районах относительно скудны, а хорошие образовательные ресурсы, как правило, сосредоточены в городских районах; наконец, в системе рыночной экономики разрыв в доходах между городскими и сельскими жителями более очевиден. Сельские жители могут отказаться от возможности отвезти своих детей в город для получения образования, потому что они не могут позволить себе более высокую

10

стоимость образования, и их дети вынуждены оставаться дома и посещать близлежащую школу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты представленного в работе теоретического анализа феномена «оставленных детей» позволяют сформулировать следующие выводы:

- во-первых, феномен оставленных детей в Китае может быть охарактеризован как масштабное социально-экономическое явление, ставшее результатом изменения структуры населения и разрыва между городскими и сельскими районами, а также миграции рабочей силы из сельских районов, при которой сельские дети не могут одновременно мигрировать со своими родителями, что приводит к тому, что дети разлучаются с родителями и остаются под длительным присмотром бабушек и дедушек, родственников или друзей;

- во-вторых, в основе социологического изучения феномена оставленных детей в Китае могут лежать теории структурного функционализма, социального конфликта и теории социальной стратификации. Первая из них обеспечивает теоретическую поддержку горизонтальной и вертикальной системных структур китайской социальной системы, вторая - объясняет конфликт между государственной системой и потребностями людей, а также конфликт межличностных отношений в семьях оставленных детей, третья - обеспечивает подход для анализа социального расслоения и изучения места в ней семей оставленных детей.

Список литературы

1. Статистическое бюро Китайской Народной Республики [электронное издание] / Ежегодный статистический бюллетень. - Режим доступа: http:/wwwstats.gov.cn/tjsj/tjgb/ndtjgb/ (Дата обращения: 17.02.2021).

2. Энциклопедия Baidu [электронное издание] / Контроль рождаемости. - Режим доступа: И11р8:/Ьа1ке.Ьа1аи.сош/11ет/%Е8%ЛЕ%Л1%Е5%88%92%Е7%94%9Е%Е8%82%Б2/б083б9?£г=а1ааа1п. (Дата обращения: 27.02.2021).

3. Министерство гражданских дел Китайской Народной Республики [электронное издание] / Статистический бюллетень. - Режим доступа: М1р:/%'%'%г.тса^оу.сп/аг11с1е/8У^Ь/. (Дата обращения: 17.02.2021).

4. Центральное Народное Правительство Китайской Народной Республики [электронное издание] / Заключение Государственного совета по усилению ухода и защиты оставленных детей в сельской местности. - Режим доступа: http:7www.gov.cn/zhengce/content/2016 -027147content_5041066.htm (дата обращения: 21.01.2020).

5. Энциклопедия Baidu [электронное издание] / «Оставленные дети». - Режим доступа: https:/Ьaike.Ьaidu.coш/iteш/%E7%95%99%E5%ЛE%88%E5%84%БF%E7%ЛБ%Л5/19б8574?fr=a1add т. (Дата обращения: 18.01.2020).

6. Национальная комиссия по здравоохранению Китайской Народной Республики [электронное издание] / Доклад о развитии мигрирующего населения Китая, 2016 г. - Режим доступа: http:/www.nhc.gov.cn/xcs/s3574/201610/58881fa502e5481082eb9b34331e3eb2.shtml. (Дата обращения: 22.02.2020).

7. Цзинь С., Цао Д., Лин С. От дуализма между городом и деревней до интеграции между городом и деревней - эволюция и просвещение отношений между городом и деревней за последние 70 лет с

11

момента основания Нового Китая / С. Цзинь, Д. Цао, С. Лин // Экономика вертикальная и горизонтальная. - 2019. - № 8. - С. 13-19.

8. ЮЛ. Исследовании системы регистрации домашних хозяйств и равного трудоустройства трудящихся в Китае / Л. Ю // Дис. ... канд. экономи. наук. - СПБ., 2013. - 141 с.

9. Сюй Х. Изучение различий между поколениями и изменяющихся тенденций семейной идентичности / Х. Сюй // Изучение молодежи. - 2016. - № 2. - С. 49-57.

10. Министерство гражданских дел Китайской Народной Республики [электронное издание] / Диаграмма: данные по оставшимся детям в сельской местности за 2018 г. - Режим доступа: http:/ww.mca.gov.cn/article/gktjtb/201809/20180900010882.shtml. (Дата обращения: 22.01.2020).

11. Шангуань Цзиму. Воспитание между поколениями и оставленными детьми / Цзиму Шангуань // Родители должны читать. - 1993. - № 11. - С. 16-17.

12. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society / T. Parsons // New York: Free Press. - First Printing, 1967. - 564 p.

13. Ли Ц. Анализ десяти стандартов социальной стратификации / Ц. Ли // Сюэхай. - 2006. - № 4. - С. 40-46.

14. Статистический бюллетень, Министерство гражданских дел Китайской Народной Республики [электронное издание]. - Режим доступа: http:/www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/ndtjgb/ (Дата обращения:15.05.2021).

15. Ли Х., Ян С. Социальный капитал и социальное развитие / Х. Ли, С. Ян // Литературная пресса социальных наук. - СПб., 2000. - С. 417.

16. Янь Ю. Модель дифференцированного порядка и иерархический взгляд на китайскую культуру / Ю. Янь // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - C. 201-213.

17. Чжан Ч., Се Ю. Власть односельчан: влияние собравшихся односельчан на доходы трудящихся-мигрантов / Ч. Чжан., Ю. Се // Общество. - 2013. - № 1. - C. 113 -135.

18. Сведберг Р. Принцип экономической социологии / Р. Сведберг, Ч. Чанчэн: [Пер. с англ. Под ред. Р. Сведберг], Китайская университетская пресса Реньминя. - 2005. - 290 с.

THE CHINESE PHENOMENON OF "LEFT BEHIND CHILDREN": THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Bagirova A. P.1, Yan D.2

12Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yekaterinburg, Russian Federation

E-mail: a.p.bagirova@urfu.ru1, yandoudoulinweiei@yandex.ru2

The article provides a theoretical analysis of a unique Chinese phenomenon -families of "left behind children". Based on statistical data on the population in China, the authors show the reasons why the phenomenon of abandoned children arose. These reasons are the change in the ratio of the urban and rural population, the dynamics of the number of marriages and divorces, the transformation of socio-economic life and the deep differentiation between urban and rural areas, contributing to the transfer of rural labor to cities. The authors define the phenomenon of abandoned children in China as a large-scale socio-economic phenomenon resulting from a change in the structure of the population and the gap between urban and rural areas, as well as labor migration from rural areas, in which rural children cannot migrate with their parents at the same time; this leads to the fact that children are separated from their parents and remain under the long-term supervision of grandparents, relatives or friends. To analyze the phenomenon of left behind children, we use the theory of structural functionalism, which provides theoretical support for the horizontal and vertical systemic structure of the Chinese social system; the

12

Eагирова A. n., flHb fl.

theory of social conflict, which explains the conflict between the state system and the needs of people, as well as the conflict of interpersonal relations in the families of left behind children; the theory of social stratification, which provides an approach for analyzing social stratification and studying the place in it of families of left behind children. For the theory of social stratification, the authors considered the following dimensions of stratification: income, professional resources, cultural resources, social relations resources, prestige resources, civil rights resources.

Keywords: phenomenon of left behind children, People's Republic of China, theory of structural functionalism, theory of social conflict, theory of social stratification.

References

1. Statistical Bureau of the People's Republic of China [electronic edition], Annual statistical bulletin. -access mode: http:/www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/ndtjgb/ (Date of access: 17.02.2021).

2. Encyclopedia Baidu [electronic edition], Birth control. - access mode: https: / baike.baidu.com/item/%E8%AE%A1%E5%88%92%E7%94%9F%E8%82%B2/608369?fr=aladdin. (Date of access: 27.02.2021).

3. Ministry of Civil Affairs of the People's Republic of China [electronic edition], Statistical Bulletin. -access mode: http:/www.mca.gov.cn/article/sj/tjgb/. (Date of access: 17.02.2021).

4. Central People's Government of the People's Republic of China [electronic edition], Conclusion of the State Council on strengthening the care and protection of Left behind children in rural areas. - access mode: http:Zwww.gov.cn/zhengce/content/2016 -02/14/content_ 5041066.htm (date accessed: 21.01.2020).

5. Encyclopedia Baidu [electronic edition], "Left behind children". - access mode: https:/baike.baidu. com / item /% E7% 95% 99% E5% AE% 88% E5% 84% BF% E7% AB% A5 / 1968574? fr = aladdin. (Date of access: 18.01.2020).

6. National Health Commission of the People's Republic of China [electronic edition], China Floating Population Development Report 2016. - access mode: http:/www.nhc.gov.cn/xcs/s3574/201610/58881fa502e5481082eb9b34331e3eb2.shtml. (Date of access: 22.02.2020).

7. Jin S., Cao D., Ling S., From dualism between city and country to integration between city and country -evolution and enlightenment of relations between city and country over the past 70 years since the founding of New China, Vertical and horizontal economics, 8, 13 (2019).

8. Yu L., Investigation of the system of registration of households and equal employment of workers in China, 141 p. (2013).

9. Xu H., Study of differences between generations and changing trends in family identity, Study of youth, 2, 49 (2016).

10. Ministry of Civil Affairs of the People's Republic of China [electronic edition], Data on the remaining children in rural areas for 2018. - access mode: http:/www.mca.gov.cn/article/gk/tjtb/201809/ 20180900010882.shtml. (Date of treatment: 01/22/2020).

11. Shangguan Jimu, Raising between generations and left behind children, Parents should read, 11, 16 (1993).

12. Parsons T., Sociological Theory and Modern Society, 564 p. (New York: Free Press. First Printing 1967).

13. Li C., Analysis of ten standards of social stratification,Xuehai, 4, 40 (2006).

14. Statistical Bulletin, Ministry of Civil Affairs of the People's Republic of China [electronic edition]. -access mode: http:/www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/ndtjgb/ (Date of access: 05/15/2021).

15. Li H., Yang S., Social capital, and social development, Literary press of social sciences,417 p. (2000).

16. Yan Y., Model of a differentiated order and a hierarchical view of Chinese culture, Sociological research, 4, 201 (2006).

17. Zhang Ch, Xie Y., The power of fellow villagers: the influence of the gathered fellow villagers on the incomes of migrant workers, Society, 1, 113 (2013).

18. Svedberg R., The principle of economic sociology, 290 p. (Renmin Chinese University Press, 2005).

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.