Научная статья на тему 'Китайские мигранты и российский правопорядок. Проблема ответственности'

Китайские мигранты и российский правопорядок. Проблема ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайские мигранты и российский правопорядок. Проблема ответственности»

А. Г. Ларин'

КИТАЙСКИЕ И РОССИЙСКИЙ

ПРАВОПОРЯДОК.ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Разнообразные и многочисленные нарушения правопорядка — больная тема, идет ли речь о мигрантах вообще, или о мигрантах из КНР, или, если на то пошло, о ситуации в РФ в целом. Противозаконные действия китайских мигрантов не только наносят ущерб российскому государству, но и худшим образом влияют на формирование образов Китая и китайца в российском массовом сознании. Другой вопрос — соразмерно ли влияют.

Криминальной деятельности китайцев посвящено немало гневных разоблачительных публикаций, в которых правда перемешана с вымыслом, подчас при заметном перевесе в пользу последнего, и которые читаются как беллетристика, написанная в форме документальной прозы. Отчасти это явление объясняется понятной скудостью фактического материала, которым соответствующие органы считают возможным поделиться

* Ларин Александр Георгиевич, к. филол. н., в. н. с. Центра политических исследований Китая ИДВ РАН.

Работа выполнена при содействии Фонда международных научных обменов им. Цзян Цзинго (Chiang Ching-kuo Foundation for International Scholarly Exchange, Taipei).

07101886

с общественностью, отчасти же — очевидными пристрастиями авторов.

Между тем наряду с повышением бдительности граждан — на что, очевидно, и нацелены такие публикации — возникает другая, более конструктивная задача, подчас остающаяся в тени: попытаться выяснить, какие обстоятельства порождают масштабные правонарушения, иными словами, кто и в чем виноват, с кого и за что нужно спрашивать.

Незаконную деятельность китайских мигрантов можно классифицировать следующим образом:

• нарушения правил въезда через границу, пребывания (проживания) и занятий трудовой деятельностью — все то, что превращает законопослушного мигранта в нелегального;

• экономический криминал, связанный с провозом товаров через границу: контрабанда, «серая растаможка»;

• преступная хозяйственная деятельность на российской территории: незаконное предпринимательство, уход от налогов, подкуп должностных лиц, вывод денежных средств за рубеж через подпольные банки, браконьерство и т. д.;

• уголовные преступления: грабежи, вымогательства, похищения, убийства. Обычно они совершаются китайскими мигрантами в их собственной среде.

Рассмотрим эти виды правонарушений по порядку.

Нелегальные мигранты. В связи с распространенным интересом к теме «китайской демографической экспансии» многих, не только специалистов, интересует вопрос: сколько в России нелегальных мигрантов из КНР?

Как полагаем, нелегальные мигранты, сколько бы их ни было, входят в общую совокупность китайских мигрантов, исчисляемую экспертами в 200—400—500 тыс. человек. Действительно, эксперты, учитывая официальные данные, вносят в них поправки, основанные на собственных представлениях о наличии такого-то количества китайцев на такой-то территории, а в конечном счете — на интуитивных визуальных оценках, не дающих, естественно, возможности отличать легальных мигрантов от нелегальных.

Своего рода ориентиром для определения количества китай-цев-нелегалов может служить число трудовых мигрантов из КНР, зарегистрированных Федеральной миграционной службой. Значительная часть мигрантов уклоняется от регистрации в ее структурах. Тем не менее количество регистрирующихся каждый год увеличивается, причем темпы роста миграции из КНР относятся к числу наиболее высоких. В 2005—2006 гг. эта группа превосходила по численности приезжих из всех других стран, и глава ФМС К. О. Ромодановский назвал китайцев «наиболее законопослушными» из иностранных граждан1. В 2006 г. в России использовался легальный труд 201 835 китайцев (по другим данным, 210,8 тыс. человек2) — более 20 % от общей численности зарегистрированных ФМС иностранных работников3. В 2007 г. этот процент снизился до 15,5, но общее количество получивших разрешение на работу составило 2136 тыс.4, и, таким образом, численность китайцев достигла 331 тыс. человек.

Это как минимум 40—50 % от указанного выше общего количества китайских трудовых мигрантов, признаваемого экспертами. Соответственно нелегалов не может быть больше, чем оставшаяся часть. На самом деле, разумеется, не все китайцы, въезжающие в Россию, обязаны регистрироваться в отделениях ФМС (туристы; приезжающие по частным приглашениям и т. д.). Но они могут стать нелегалами, например, въехав в качестве туристов, а затем вместо экскурсий отправившись на рынок торговать. С другой стороны, и зарегистрировавшийся в ФМС может стать нелегалом, скажем, просрочив визу. Поэтому мы и говорим о неточности данного критерия. Тем не менее он дает нам право не соглашаться с утверждениями типа: «на одного легально оформленного китайского рабочего приходится десять нелегально трудящихся, которые пытаются осесть в России»5. Коль скоро эти десять действительно где-то трудятся в количестве, составляющем более 90 % всех китайских рабочих, то как они могут остаться незамеченными и пройти мимо внимания властей и экспертов?

Вот если взять всех трудовых мигрантов в России, откуда бы они ни приехали, то среди них, если верить экспертам, соотношение легальных и нелегальных выглядит более удручаю-

щим. В 2006 г. в ФМС был зарегистрирован приблизительно 1 млн работников, а нелегалов у нас, по разным оценкам, имеется от 6 до 10 млн. В 2007 г., по словам руководителя ФМС К. О. Ромодановского, на 2,136 млн зарегистрированных пришлось 5—7 млн нелегалов6.

Китайцев, незаконно въезжающих в Россию, судя по всему, совсем немного. Однако время от времени эпизоды незаконного пересечения границы имеют место и даже могут носить характер организованной преступности. Так, в 2007 г. в Хабаровске состоялся суд над гражданином КНР Юань Лунхэ, которому было предъявлено обвинение по статье Уголовного кодекса «Организация незаконной миграции». Обвиняемый, зарегистрировав в Хабаровске несколько фирм на российских граждан, вместе со своим подельником в Суйфэньхэ организовал оформление фиктивных документов для въезда в Россию, пользуясь содействием одного из сотрудников миграционной службы. Подельники были арестованы одновременно: один — в Китае, другой — в России7. Газета «Пограничник Северо-Востока» сообщает о случаях, когда депортированные из России нелегалы, которым запрещен въезд в РФ в течение пяти лет, спустя несколько месяцев после высылки возвращаются в страну, получая визы на основании поддельных документов или пересекая границу тайно. Имеет место и «использование прозрачных рубежей, которые сохраняются у России с некоторыми странами СНГ»8.

Однако в массе своей нелегальные китайские мигранты являются таковыми из-за нарушений паспортно-визового режима и незарегистрированной трудовой деятельности. В известной мере эти нарушения связаны с жесткими рамками визовых правил (для продления визы мигрант в определенных случаях бывает вынужден вернуться в Китай), а также со сложностью и длительностью оформления разрешительных документов на ввоз рабочей силы. Случается, граждане КНР используют Россию в качестве промежуточного пункта для дальнейшей миграции на Запад.

Правительство России ведет постоянную борьбу с нелегальной миграцией с помощью целого ряда мер, в число которых входят, в частности, взимание штрафов, размер которых со вре-

менем повышается, а также проведение на постоянной основе спецопераций типа «Иностранец» и «Нелегал» с целью выявления фактов незаконной миграции. О масштабах и результатах операций такого рода можно судить по следующим примерам. Так, в ноябре 2008 г. в рамках операции «Нелегал-2008» в Приморье пограничники совместно с сотрудниками миграционной службы задержали 297 иностранцев, 20 % из них — в пограничной зоне, в основном — граждан КНР. Сумма штрафов — около 100 тыс. рублей9. Операции такого рода дают скромные результаты по сравнению с численностью нелегальных мигрантов, однако их профилактическая роль представляется достаточно значимой.

Одним из важнейших поставщиков нелегальной миграции являются туристические группы, члены которых зачастую не возвращаются на родину вместе со своей группой, а остаются в России до конца визового срока, а то и после его окончания, занимаясь в это время торговлей на рынках. Чтобы затруднить превращение туристов в нелегальных коммерсантов, происходившее несмотря на взыскание штрафов с турфирм, срок действия туристической визы в 2006 г. был сокращен с 30 дней, установленных двусторонним Соглашением 2000 г., до 15 дней.

В определенной мере сокращению числа нелегальных мигрантов способствуют меры по упрощению процедуры регистрации мигрантов.

Тем не менее пока с нелегальной миграцией, исчисляемой миллионами, приходится мириться. И если полпред в Дальневосточном федеральном округе К. Исхаков не погрешил против истины, заявив: «Мы обладаем точными цифрами, сколько человек, граждан какой страны трудится на том или ином производстве, в той или иной отрасли народного хозяйства, знаем, где они проживают»10, то Дальний Восток должен считаться счастливым исключением на фоне общей ситуации в России, когда ни один орган власти не в состоянии огласить более или менее точное число мигрантов — ни в совокупности, ни хотя бы только китайских; ни легальных, ни нелегальных.

Впрочем, есть и другие оценки, не менее авторитетные, относительно Дальнего Востока. Глава МВД России Р. Нургалиев

назвал рост незаконной миграции, наряду с усилением напряженности в ДВФО и масштабами криминализации его экономики, серьезной угрозой национальной безопасности страны11.

Подчас в сфере нелегальной миграции открываются поразительные случаи. Так, в сентябре 2006 г. в Волгоградской области сотрудники милиции, проводя операции «Урожай» и «Мигрант», задержали 44 сезонных сельскохозяйственных рабочих, незаконно трудившихся на полях одного из районов. У задержанных отсутствовали и документы, удостоверяющие личность, и разрешения на трудовую деятельность. В ходе проверки было установлено, что на арендованных полях они «не только грубо нарушали все санитарные и агротехнические нормы, но и использовали сильнейшие химические вещества — ускорители роста, вследствие чего земля оказалась «перенасыще-

12

на вреднейшими химическими составами» .

Правительство КНР решительно выступает против нелегальной миграции в Россию. Министерство общественной безопасности КНР совместно с другими ведомствами ведет последовательную борьбу с нелегальным пересечением российско-китайской границы, против посредников, организующих преступные акции такого рода. Как отметил посол КНР в России Лю Гучан, благодаря усилиям китайской стороны количество граждан Китая, незаконно остающихся в России, сокращается с каждым годом13. Противодействие нелегальной миграции является одним из важных направлений российско-китайского взаимодействия, зафиксированным в двусторонних документах самого высокого уровня. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 2001 г. записано: «Договаривающиеся стороны сотрудничают в борьбе с нелегальной миграцией, в том числе с незаконным перемещением физических лиц через свои территории»14. Проблема нелегальной миграции стала затрагиваться на ежегодных консульских консультациях министров иностранных дел двух стран. В 2006 г. двумя МИДами была создана рабочая группа по вопросам миграции. В Совместной декларации КНР и РФ от 26 марта 2007 г. отмечалось: «Уверенно развивается российско-китайское сотрудничество в сфере миграции. Успешно работает Совместная рабочая группа

по вопросам миграции. Стороны намерены продолжать взаимодействие в области борьбы с незаконной миграцией»15. По словам китайских специалистов, «не было случая, чтобы китайская сторона отказалась принять китайского гражданина, незаконно перешедшего границу, и не подвергла бы его уголовному и административному преследованию».

Вообще, на международной арене китайское правительство ведет активное наступление на нелегальную эмиграцию из страны, сотрудничая в этой области со многими государствами.

Среди нарушений закона, связанных с переправкой товаров через границу, прямая контрабанда, т. е. тайный провоз с сокрытием от таможенного контроля, занимает сравнительно скромное место. Таким способом везут небольшие по объему партии товаров, которые можно спрятать в укромных местах. Например, это разнообразный ширпотреб (одежда, обувь, проводные и сотовые телефоны), сувениры, даже кожаные кресла, а как особый вид контрабанды — наркотики и сильнодействующие вещества. Все это везут в Россию не только через российско-китайскую границу, но и через Казахстан, и не только граждане КНР, но и наши соотечественники, и граждане центральноазиатских республик. Подобным же образом из России в Китай контрабандным путем пытаются переправлять товары животного происхождения: шкурки пушных зверей, морские продукты, древесных лягушек, дикоросы и т. д. Контрабандный товар таможенники находят под одеждой, под сиденьями автомобилей, в межпотолочном пространстве железнодорожных вагонов, даже в шинах грузовиков.

Стоит отметить, что борьбу с контрабандой из КНР, наркотрафиком, трансграничной преступностью российские таможенники и правоохранительные органы ведут в сотрудничестве с китайскими коллегами. Показательный факт: в 2007 г. группа китайских полицейских была награждена медалями РФ за содействие российским органам наркоконтроля в операциях по пресечению поставок в Россию больших партий наркотиков. Годом ранее наркополицейские перекрыли один из крупнейших каналов, по которому наркотики регулярно переправлялись в Благовещенск16.

Другой незаконный способ провоза через границу грузов, в том числе значительных по объему партий, состоит в их недостоверном декларировании и занижении стоимости. Так, в 2006 г. в Приморском крае был задержан целый железнодорожный состав, груженный, судя по документам, жиром подкожным и шпиком хребтовым, а на самом деле — сортовым мясом. По просьбе Приморской краевой прокуратуры Народная прокуратура провинции Хэйлунцзян выяснила, сколько таких поставок было за предшествующие три месяца. Оказалось, двадцать восемь — более 10 тыс. тонн!17

Временами российскому потребителю предлагают продовольственные товары, законно провезенные через границу, но не имеющие российских ветеринарных сертификатов; детские товары, изготовленные с нарушением санитарных норм, и т. д.

Особое место в таможенной практике занимает так называемая «серая таможенная очистка», именуемая по-китайски «бао цзи бао шуй» («оплата авиатранспорта и пошлин» с вариантами: «оплата автотранспорта и пошлин», «оплата водного транспорта...», «оплата хранения...»). Суть ее состоит в том, что груз ввозится в Россию через некие российские брокерские компании, которым владелец груза оплачивает разом и транспортировку, и таможенные пошлины, после чего товар доставляется в указанное место, но без должным образом оформленных документов о прохождении таможни. Такой способ провоза товаров через границу позволяет их хозяевам экономить время и средства. Основная клиентура «серой растаможки» — мелкие и средние фирмы, т. е. субъекты «народной торговли». Они утверждают, что вынуждены пользоваться серыми схемами, так как таможенные тарифы в России чрезмерно высоки, особенно на обувь, пуховые изделия и т. п., и проводить эти товары через таможню обычным путем им просто не под силу. Они жалуются также на сложность и длительность процедур таможенной очистки, способной попросту перекрыть товару дорогу к рынку. В наугад выбранных сообщениях китайской прессы можно встретить, например, жалобу на трехмесячную волокиту, в результате которой товары, предназначенные для новогодних подарков, до праздника не успели дойти до рынка.

Введенная еще в 1990-е годы «серая растаможка», как отмечают китайские эксперты, «открыла новые области китайско-российской народной торговли и быстро привела к многократному увеличению ее объема — как если бы тигру приделали крылья»18. По мнению российского Центра стратегических разработок, «основная часть китайского экспорта в Россию фактически не подвергается формальной процедуре растаможивания и является объектом так называемой «серой растаможки»19. Свидетельством в пользу этого утверждения может служить исчисляемая миллиардами разница между китайскими данными об экспорте в Россию и российскими данными об импорте из КНР. (Среди других причина расхождения — ввоз товаров в Россию в качестве личных вещей челноками.)

«Серый импорт» наносит серьезный ущерб российскому государству: он сокращает объем поступлений в бюджет и служит одной из причин дешевизны китайских товаров на нашем рынке, что создает давление на отечественного производителя, хотя, с другой стороны, отвечает интересам российского потребителя. Между тем, по словам главы Минэкономразвития (2007 г.) Г. Грефа, «российская легкая промышленность очень чувствительно реагирует на ситуацию в данной сфере и при улучшении ситуации с таможенным администрированием способна быстро развернуть производство»20. Для китайских экспортеров обратной стороной «серой» оплаты таможенных пошлин является то обстоятельство, что груз, пересекший границу без соответствующих документов, считается контрабандой неизвестного происхождения и подлежит конфискации. Действительно, китайские товары неоднократно подвергались проверкам и изъятиям. Так, в марте 2005 г. на рынке «Садовод» под Москвой был произведен арест большой партии обуви из г. Вэньчжоу на сумму порядка 80 млн ю. (более 10 млн долл.). Причина ареста — отсутствие документов, подтверждающих прохождение таможенной очистки и право собственности на товар21. Еще более значительный размах имела проверка, произведенная в сентябре 2008 г. в рамках борьбы с «серой растаможкой» на московском рынке «АСТ». В ходе проверки были арестованы партии китайской обуви, одежды,

чулочных изделий приблизительно на 2 млрд долл., от чего пострадали более 2 тыс. фирм Чжэцзяна, Фуцзяни, Цзянсу, Шаньдуна, Сычуани22.

Нужно подчеркнуть, что во всех таких случаях китайские власти самым энергичным образом встают на защиту своих соотечественников, требуя возврата конфискованных товаров. У китайской стороны есть серьезный аргумент: посреднические компании открыто предлагают свои услуги и реализуют их, не подвергаясь никаким санкциям, следовательно, их деятельность является законной; но тогда столь же законным нужно считать и использование китайскими коммерсантами их услуг. К урегулированию конфликтов подключаются высокие дипломатические инстанции, и, таким образом, инциденты приобретают политическую окраску, внося диссонанс в общую атмосферу российско-китайских отношений.

Вообще, правительство КНР выступает категорически против использования «серых» схем таможенной очистки, которая создает серьезные риски для китайского бизнеса, бьет по экономическому сотрудничеству двух сторон, вносит элемент недоверия в их отношения. Кроме того, китайские предприниматели, проходящие таможню нормальным способом, оказываются в невыгодном положении рядом с их недобросовестными конкурентами. В силу всех этих причин китайские власти обращают серьезное внимание на контроль над экспортными товарами, требуют от предпринимателей строго соблюдать российские законы. Китайские ведомства, представительства в России, СМИ ведут большую разъяснительную работу с коммерсантами: информируют их об изменениях в российском таможенном законодательстве, убеждают в невыгодности в конечном счете «серой растаможки» — стоит ли идти на риск потерять весь товар ради разницы между ней и законной таможенной очисткой: 28 тыс. долл. в первом случае и 30—40 тыс. — во втором?

Стремясь обезопасить своих соотечественников от рискованных коллизий, китайская сторона охотно идет на сотрудничество с российской. В 2003 г. проблема таможенной очистки обсуждалась во время встречи в Пекине премьеров М. Касьянова и Вэнь Цзябао. На следующий год была создана рабочая

группа по упорядочению двусторонней торговли, был принят ряд документов. В том же году во Владивостоке было подписано соглашение о сотрудничестве Дальневосточного таможенного управления и Харбинской таможни. Этим было положено начало системе обмена информацией, в рамках которой российским таможенникам могли бы передаваться из Харбина сведения о содержании экспортных деклараций на ввозимые в Россию ки-

23

тайские товары .

С формально-юридической точки зрения претензии за «серую растаможку» можно предъявить обеим сторонам: и российским брокерским компаниям, в порядке платной услуги волшебным образом проносящим товары невидимыми сквозь таможенные барьеры; и китайским коммерсантам, соблазняющимся услугами со скидкой, но зато не получающим необходимых таможенных документов. Но если мы хотим этот феномен устранить, необходимо и достаточно «расколдовать» российскую таможню.

В середине XIX — начале XX в. китайская таможня находилась под контролем подданных Британской империи, что справедливо расценивалось в Китае как частичная утрата государственного суверенитета. Но российская таможня, а равно другие ведомства, имеющие отношение к ее работе, управляются исключительно гражданами суверенной Российской Федерации, имеющими полную возможность установить там такие порядки, какие они считают нужными. Следовательно, в российской почве и таится корень зла, китайцы же не имеют к нему ни малейшего отношения. Какого рода этот корень, ни для кого не секрет — ни для россиян, ни для китайцев. «Для кадрового таможенника «серая растаможка», заниженная таможенная стоимость и другие уловки — это бизнес... Оперативники называют все «серые», «серенькие» и «сероватые» схемы одним словом: «контрабанда»24.

Разумеется, в обеих странах ясно понимают социально-экономический субстрат этого явления. «Вокруг «серой растаможки» и пакетной оплаты «транспорт плюс пошлины» за годы их существования в России сложились группы интересов, чьи корни тесно переплетены между собой, — пишет китайская прес-

са. — Эти группы обладают огромным могуществом, ликвидировать «серую растаможку» — значит закрыть им дорогу к обогащению, поэтому они всеми силами оттягивают момент

25

ликвидации нерегулярной торговли» .

Масштабы «серой растаможки» поразительны. В апреле 2005 г. Следственный комитет при МВД РФ возбудил уголовное дело о контрабанде обуви из Китая. Речь шла о 400 вагонах ширпотреба стоимостью в десятки миллионов долларов26. В апреле 2007 г. Прокуратура Приморского края завершила предварительное следствие по делу одного из высших чиновников Дальневосточного таможенного управления. По данным следствия, в Приморье контрабандным путем были доставлены 515 контейнеров с различным товаром из КНР на сумму 1,3 млрд руб., в результате чего казна недосчиталась свыше 400 млн руб. таможенных платежей27. В марте 2007 г. на заседании правительства глава Минэкономразвития Г. Греф заявил, что считает «первоочередной задачей трехлетки 2008—2010 гг. полное решение проблемы «серой» и «черной» растаможки импортных 28

товаров»28.

«Хотя «серую растаможку» невозможно уничтожить в одно мгновение, ее время истекает», — предсказывали китайские наблюдатели еще за два года до заявления Грефа29. Оправдается ли их оптимизм?

Незаконная экономическая деятельность китайских мигрантов на российской территории составляет такую же часть законной и так же неразрывно связана с ней, прикрывается ею, как и вся теневая российская экономика относительно ее открытой части. Происходящая экономическая интеграция российского Дальнего Востока с приграничными провинциями КНР, принося множество выгод обеим сторонам, вместе с тем превратила южную часть этого региона в очаг криминала, как российского, так и китайского, наносящего огромный и притом зачастую невосполнимый ущерб нашей стране. В числе основных видов преступлений:

• незаконная вырубка леса;

• хищническая добыча таежных, морских, речных даров природы вплоть до того, что для добычи древесных лягу-

шек в водоемы выливают отравляющие вещества, в том числе посредством набегов через границу30;

• скупка леса, металлолома, биоресурсов у криминальных структур за «черный» нал, скупка с использованием «откатов» и т. д.;

• контрабандный вывоз этой продукции в Китай;

• нарушение экологического законодательства, в том числе правил недропользования при золотодобыче на арендованных участках.

Наиболее масштабные преступления связаны с лесом, экспортируемым в Китай, Японию и Корею. По словам начальника департамента экономической безопасности МВД России на Дальнем Востоке, «высокая оборачиваемость средств сделала лесную отрасль чрезвычайно привлекательной для криминальных структур». Он отмечает, что вдоль границы с Китаем «развернута широкая сеть пунктов скупки, где контрабандисты по бросовым ценам сбывают незаконно заготовленную древе-

31

сину» .

Ситуация с незаконной хозяйственной деятельностью на Дальнем Востоке делает вполне логичным сращивание криминального подполья с российской и китайской сторон. Как утверждают с долей осторожности ответственные работники МВД (в данном случае — начальник Приморского отдела ВНИИ МВД России), «мы можем говорить о создании транснациональных преступных групп» в Приморском крае32. Но, независимо от действительной степени взаимодействия преступных организаций, нельзя не признать: современная российская действительность с ее бессудностью, застарелыми прорехами в законе, коррупцией и слабостью власти, раздерганной по звеньям и ветвям, открывает неоглядные просторы для расцвета «взаимодополняющей» преступности, фактически прямо провоцирует ее.

Приведем пример из случайно выбранных сообщений. В 2003 г. 18 лесозаготовительных предприятий Иркутской области заплатили всего 558 тыс. руб. налогов, хотя только через иркутскую таможню было вывезено около 3 млн кубометров леса. При этом, по данным областной администрации, в облас-

ти действовало около сотни пунктов продажи леса без всяких документов, за наличные деньги.

«В чужие дела лезть не хочу. Но о десяти долларах отката таможне за тонну металла в Забайкальске говорят очень многие. Хотя лично мы никогда никому откаты не платили и платить не будем», — категорически заявляет Юрий Потолицын, представитель крупной читинской компании «Втормет»33. Многочисленные сообщения такого рода, не будучи прямым свидетельством противозаконных действий, тем не менее, соединяясь с личным опытом россиян, складываются в достаточно убедительную картину преступности, которую правильнее называть не китайской, а российско-китайской.

В эту картину вполне гармонично вписывается деятельность китайских нелегальных туристических фирм, гиды которых вольны как угодно интерпретировать факты из истории России и российско-китайских отношений. По законам РФ осуществлять туристическую деятельность в России имеют право только чисто российские компании, а также совместные компании с доминирующим российским участием, однако это не мешает китайским фирмам работать вполне открыто, в том числе на территории Московского Кремля.

Нужно особо подчеркнуть, что российская теневая экономика не только предоставляет соблазнительные возможности для криминального партнерства с нею; сплошь и рядом она вынуждает китайского коммерсанта действовать в обход закона. А китайский коммерсант, в свою очередь, ведет себя точно так же, как и наш, российский: он охотно принимает правила игры, если они ему выгодны, и выполняет их против своей воли в остальных случаях. «Китайские торговцы, стремящиеся встать на ноги, могут лишь следовать сложившимся правилам, то есть, “войдя в деревню, чтить ее обычаи”»34. Вот несколько разного рода примеров из этой области.

Налоги, пошлины, сборы. Типичный китайский коммерсант, торгующий на рынке, не платит налоги, зато выплачивает администрации рынка большую арендную плату, что обеспечивает ему сносное полулегальное положение, не избавляющее его, однако, от милицейских поборов.

Скупка сырья. Знакомый китайский коммерсант рассказывал мне, как однажды он долго и трудно вел переговоры с директором некоего российского предприятия, предлагая ему сделку на самых выгодных условиях. Директор же в конце концов заключил контракт с другим коммерсантом, приятелем первого, причем на условиях гораздо менее выгодных для своей фирмы. Победитель объяснил затем своему проигравшему товарищу-конкуренту, что совершил двойную сделку: и с фирмой в лице директора, и лично с директором. Он назвал это «и э вэй э», что означало: «вести дела с россиянами на российский манер».

Регистрация фирм. Согласно инструкции каждая фирма должна иметь свой офис. Однако мелкому торговцу такая роскошь, за которую придется платить минимум 3 тыс. долл. в год, просто не нужна. Точно так же не нужен офис и коммерсанту покрупнее, который арендует на рынке контейнер, забивает его товаром, а в конце выгораживает себе крохотное помещение под контору, со столом и телефоном. Беда, однако, в том, что контейнер — это не адрес, и офис в контейнере не подлежит регистрации. Поэтому и первому, и второму коммерсантам ничего не остается, как обратиться к специальному маклеру, который устраивает им фиктивный договор об аренде офиса за 400—450 долл. в год. Все это, разумеется, сопровождается дачей взяток соответствующим чиновникам.

Нарушения паспортно-визового режима. Их совершают: а) лица, прибывшие без виз как туристы, но не выехавшие в срок; б) лица, приехавшие по приглашению какой-либо фирмы на 1—6 месяцев, а затем оставшиеся в России нелегально, поскольку фирма не оформляет для них подтверждения на право трудовой деятельности — документа, позволяющего находиться в стране в течение одного года. Существуют фирмы, которые за немалые деньги (порядка 1500 долл.) делают десятки приглашений, каковыми и ограничивают свои отношения с прибывшими соотечественниками.

Еще один вид нарушений заключается в том, что мигрант живет в общежитии или китайской гостинице, будучи зарегистрирован по фиктивному адресу на некоей квартире, разумеется,

за определенную плату хозяину квартиры. Он и рад бы зарегистрироваться там, где живет, но хозяин общежития не дает согласия на это, чтобы не платить налог, а снять квартиру — дорого. Общежитие может принадлежать китайцу, а может и российской организации — в данном случае разницы между ними никакой. Известны студенческие общежития, где живут китайцы, ни один из которых не зарегистрирован в ОВИРе.

Безусловно, негативные стороны деятельности китайских мигрантов, вносящих свою долю в криминализацию российской жизни, заслуживают бескомпромиссного осуждения. Однако не более сурового, чем аналогичные действия наших собственных недобросовестных дельцов. Некоторые россияне, демонстрируя свой патриотизм, относятся более снисходительно к отечественным жуликам только потому, что те — «свои» и нажитые ими капиталы остаются в российских руках (хотя и не всегда). Некоторые другие изображают Россию жертвой «китайского ограбления». Но надо ясно отдавать себе отчет: основные истоки китайской преступности в России — в криминальном характере нашей российской действительности; питательная среда для китайских правонарушений — наша общественная система с ее пороками и дефектами. Вымогает ли чиновник взятку у китайца или тот сам предлагает ее, подвергая испытанию его нравственные устои, — в любом случае все упирается в чиновника, потому что он — власть. За нечестную сделку российского «фирмача» с китайским коммерсантом, покупающим металл или лес, спрашивать надо прежде всего с «фирмача»: он — хозяин положения, законы и интересы своей страны нарушает он, а не китаец. Заставить одних только китайцев ступить на стезю законопослушания невозможно: те, кто кормится от китайцев, собирая с них невидимую дань, прикрывают своих данников от ока и десницы закона непробиваемым щитом. Тем самым они воспроизводят и консервируют совместную российско-китайскую теневую систему, возникшую путем сращивания взаимодополняющих друг друга различных видов криминала.

И далее: если мы не в состоянии справиться с нашими преступниками, наносящими гигантский урон нашей стране, то

имеет ли смысл требовать от Китая приструнить китайских граждан, нарушающих чужие законы на чужой территории, тем более что они, в отличие от наших, приносят пользу своей стране?

Впрочем, в другой области — уголовных преступлений — дело обстоит иначе. Уголовные преступления — вымогательства, убийства, грабежи — китайские мигранты совершают, за редкими исключениями, в собственной среде. В российские правоохранительные органы по таким делам китайцы предпочитают не обращаться. Но если преступники задержаны и изобличены российским правосудием и переданы на китайскую сторону — там их ждет суровое наказание, вплоть до смертной казни35. О сотрудничестве правоохранительных органов двух стран в деле борьбы с наркотрафиком, контрабандой, трансграничной преступностью мы уже говорили выше.

В заключение статьи приведем выдержки из интересного документа — наставления Министерства торговли тем, кто намеревается делать бизнес в России.

«Действуйте только установленными путями, выполняйте все положенные процедуры, не давайте никаким должностным лицам повода для вымогания взяток. Например, в приглашении и в заявлении о выдаче визы должна быть указана одна и та же цель поездки. Зарегистрируйтесь в течение трех дней после въезда на территорию России.

Соблюдайте законы страны пребывания. Недавно посол в России Лю Гучан на совещании с зарубежными китайцами подчеркнул: от соблюдения соотечественниками законов решающим образом зависит, смогут ли они утвердиться в стране. Только строго соблюдая все положения законов, действуя по закону, можно быть принятым в обществе страны пребывания, обеспечить себе условия длительного проживания и развития. Это касается всех китайских граждан в России. Как показывает практика, при возникновении инцидентов, вызванных нарушением закона, консульская защита оказывается малоэффективной.

Умейте и не бойтесь защищать себя. На данном этапе обстановка в России еще не такова, как хотелось бы, общественная безопасность не вполне обеспечена, исполнители законов

подчас сами их нарушают. Тем не менее судебные структуры регулярно функционируют, равно как и органы внутреннего контроля в милиции. Нужно знать, как вызвать милицию, как подать жалобу. Нужно быть готовым к различным инцидентам и действовать спокойно, если они возникнут»36.

Эти рекомендации (а они — далеко не единственный документ подобного рода) имеют принципиальное значение, так как четко и обобщенно показывают, каким китайское правительство хочет видеть поведение своих сограждан в России. Его позиция определяется стратегической задачей долговременного присутствия на обширном российском рынке. Цели двух стран здесь в значительной мере совпадают, и с точки зрения интересов России невозможно было бы требовать от Пекина большего. Дальнейшее ведение деятельности китайских мигрантов в рамки закона — наша забота.

Примечания

1 Интервью радиостанции «Эхо Москвы». ИЯЬ: http://echo.msk.

ги/р1^гатт8/гагуо10/48642

2 Труд и занятость в России. М., 2007. С. 292.

3 Антонова Л., Яковлев В. Российско-китайское сотрудничество в области миграционной политики // Россия — Китай. XXI век. 2007. Апрель. С. 46.

4 Константин Ромодановский: «Погромов, как в Париже, в России не будет!» ИЯЬ: http://www/fms/gov/ru/press/publications/news_detail. php?ID=11276

5 Нырова Н. Китайские компании приграничной торговли и их место в международной преступной деятельности // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 1. С. 102.

6 Константин Ромодановский: «Погромов, как в Париже, в России не будет!»...

7 Тихоокеанская звезда. 25.10.2007. Цит. по: ИЯЬ: http://www. habarovsk.ru/news/news27980.php

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Цит. по: ИЯЬ: http://www.svrpu.ru/psv/3860/0090/shtml

9 http://www.deita.ru/news/?news,,,,111664

10 Независимая газета. Приложение «НГ регионы». 04.09.2006.

11 Независимая газета. 15.12.2006.

12 http://ug.rian.ru/incidents/20060911/81510556/html

13 Независимая газета. 21.06.2004.

14 Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 5. С. 10.

15 Там же. 2007. № 3. С. 9.

16 http://www.amur.info/news/2007/02/10/21/html

17 Независимая газета. 16.10.2007.

18 Чжан Цзянъжун. Анализ явлений «серого бизнеса» в народной торговле между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 1. С. 74, 75.

19 Михаил Дмитриев: Россия и Китай впервые разрабатывают план взаимного экономического сотрудничества (16.06.2005). ИЯЬ: http://www/interfax.ry/r/B/exdusive/260.html?menu=8&id_issue=11311497

20 Ведомости. 02.03.2007.

21 Деловой Китай / Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества. М., 2006. Т. X — XI. С. 356.

22 http://www.fzxm.com/html/2008/10/1000174958/shtml

23 http://www/ryssia/org/cn/rus/ID=543

24 Коммерсантъ-Деньги. 01.03.2000. ИЯЬ: http://www.kommersant. ru/doc-rss.aspx?DocsID=24074

25 Шанъу бу: циньчжэнь мяньдуй элосы пигэ шичан (Министерство торговли: всерьез повернуться лицом к российскому рынку кожи). Портал «Китайская экономика». 19.03.2008. ИЯЬ: htpp://fasion.ce.cn/ main/yjxw/200803/19/t20080319_14890280/shtml

26 Новая газета. 02.10—04.10. 2006.

27 Там же. 09.04—11.04. 2007.

28 Ведомости. 02.03.2007.

29 Жэньминь жибао. 30.06.2005. ИЯЬ: http://russian.people.com.cn/ 31518?3509124.html

30 Агентство национальных новостей. ИЯЬ: http://www.annews.ru/ mews/detail/php?ID=70595

31 Независимая газета. 15.12.2005.

32 Семенюк М. Ю. Проблемы борьбы с транснациональной преступностью в Приморском крае // Проблемы укрепления государственности и обеспечения верховенства закона. Владивосток, 2003. Цит. по: ИЯЬ: http://law.edu.ru/article.asp?articleID=1186757

33 Огонек. 2006. № 34. С. 42.

34 Чжан Цзянъжун. Указ. соч.

35 См., напр.: Независимая газета. 15.01.2002; Семенюк М. Ю. Указ.

соч.

36 Шанъу бу: циньчжэнь мяньдуй элосы...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.