Китайские культурные традиции как объект интересов современного россиянина
Социологические науки
Лобова А. А.
Китайский этнос является доминирующим в мире по численности населения, и процессы, происходящие в этнокультурной сфере Китая, не могут не влиять на другие условия глобализации. Одним из аспектов, обусловивших интерес к китайской культуре, является, все более набирающее обороты проникновение китайских товаров и духовных ценностей в жизнь россиян. Это вызывает неоднозначное отношение у жителей нашей страны. С одной стороны, россияне потребляют китайскую продукцию и увлекаются китайскими культурными достижениями, а с другой стороны, существует мнение о цивилизационной угрозе, исходящей от Китая. Возникает закономерный вопрос: с чем связано увлечение китайскими культурными традициями у российского человека, выросшего в совершенно иной культурной среде, ментально связанного с православными ценностями? Каково место китайских культурных традиций в жизни современного россиянина: модный тренд или удовлетворение духовного голода? Актуальность исследования увлечения наших современников (особенно молодежи) культурными традициями китайцев связана с процессами интернационализации культуры и их последствиями для национального самосознания.
Целью данной работы является изучение китайских культурных традиций как объекта интересов современного россиянина.
В первой части исследования, посредством теоретического анализа исследований, посвященных отношениям Китая и России, было выявлено, что китайско-российские отношения в последнее время вышли на новый уровень. Китай и Россия имеют широкие общие интересы на международной арене, обе страны поддерживают взаимодействие в целом ряду важных вопросов. Одновременно мы можем наблюдать стремительное проникновение китайской культуры в различные бытовые аспекты современного российского общества, независимо от количества китайских мигрантов и степени географической близости к Китаю. Связь сотрудничества на государственном уровне и нарастающего интереса россиян к китайским культурным традициям, на наш взгляд, не имеет характера линейной зависимости. Это подтверждает и 2007 год, который стал годом Китая в России. Ему предшествовал Национальный Год России в Китае, когда о нашей стране, особенностях экономики, культуры, уклада жизни могли познакомиться в самых разных уголках КНР с помощью выставок, ярмарок, гастролей театральных трупп и других мероприятий. 23 сентября 2007 г. в Театре им. Горького г. Ростова прошел концерт «Все краски Поднебесной» в рамках передвижного фестиваля китайской культуры «Москва — Волга — Дон». Концерту предшествовала ярмарка китайских ремесел в вестибюле театра.
На втором этапе исследования путем анкетирования и интервью мы исследовали, насколько комплексным является увлечение китайской культурой, мотивации интереса к китайской культуре в современном
российском обществе. Рассмотрение объектов предпочтений жителей России в китайской культуре показал, что доминирует интерес к китайским культурным традициям, проверенным веками.
Вместе с тем, существует круг людей, увлечение которых китайской культурой носит системный характер. Как правило, это люди 25-40 лет с высшим образованием. Для них традиционная китайская культура является возможностью удовлетворить духовные потребности, они не нашли ответа на волнующие их вопросы в российской или западной культуре.
Остановимся на наиболее любопытных примерах, в которых отражено проявление интереса современного россиянина к китайской культуре.
Одна из интервьюируемых А. (32 года) очень точно описала явление интереса россиян к китайской культуре: «Несколько лет держится мода на китайское. И они начинают пить чай. Они начинают на китайский манер одеваться, вплетая какие-либо элементы в одежду. Они попробовали позаниматься цигун. А через несколько лет появится какая-то другая мода и они перескочат».
В отношении увлечения чайной традицией, прозвучала мысль об экономической обоснованности внедрения китайской культуры чаепития: «Чайный бизнес — довольно прибыльная штука».
Для получения более полной информации мы проинтервьюировали одного из хозяев популярного в Ростове клуба «Чайной лодке» Емельяненко Владимира.
Важно отметить, что, по словам Владимира Еме-льяненко, основы традиций русских и китайцев в некотором отношении подобны «славянская и китайская культуры имеют похожие практики»; «когда китайцы напьются, они поют русские песни. Когда русские бросают пить, они занимаются цигун». Он заметил «дружба с китайцами возможна. Однако русские ведут себя агрессивно по отношению к китайцам, идут на контакт не активно»; «есть недопонимания, но не конфликты».
Чай действительно является неотъемлемой частью жизни россиян. Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. Россия одна из главных стран потребителей этого напитка. В последние годы XXI века культура чаепития возрождается. Поскольку изготовлением и выращиванием чая в Китае занимаются уже более пяти тысяч лет, китайцам удалось досконально изучить культуру производства чая, вывести новые, необыкновенные сорта элитного чая. Они выбрали наилучшие формы разведения и обработки сортов китайского чая. Поэтому именно из Китая к нам поступает такое большое его количество. Вместе со всевозможными видами чая к нам из Поднебесной завезли и традиции употребления напитка в этой стране. Появляются чайные клубы, которые популяризируют китайские чайные церемонии, выпускаются книги о целебных свойствах чая и методах лечения им.
Среди феноменов китайской культуры, нашедших свои «экологические ниши» на Западе и в России, за-
Всероссийский журнал научных публикаций, октябрь 2011
73
метное место принадлежит боевым искусствам ушу. В России учреждены национальные отделения международных организаций китайского ушу. Дыхательномедитативные прикладные упражнения, присутствующие во всех видах восточных единоборств, пополнились методиками китайской психопрактики цигун. Звание лучшей команды Европы Российская сборная удерживает уже в течение 9 лет.
Еще одним объектом внимания россиян является азартная игра маджонг. Маджонг- на редкость увлекательная головоломка, сочетающая в себе уникальную традиционность, развитие памяти, логики и интуитивного мышления. В 2007 году бала основана Федерация спортивного маджонга.
В результате проведенного исследования было выявлено, что наблюдающийся интерес к китайским культурным традициям носит неоднородный характер: с одной стороны существует мода на «китайское», с другой стороны есть круг людей, у которых увлечение китайской культуры имеет системный характер.
При этом необходимо отметить существование моды только на отдельные явления китайской традиционной культуры. В первую очередь это касается увлечением восточными единоборствами, при этом наблюдается тенденция омоложения контингента занимающихся ушу, родители приводят в секцию детей 3-4 лет. Что касается увлечением чайными церемонией, то она преимущественно рассматривается как элемент престижного образа жизни.
На основе информации поученной в ходе исследования, мы можем предположить, что интерес к культурным китайским традициям современных россиян будет возрастать, а межкультурные русско-китайские отношения развиваться.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Выраженность интереса к различным проявлениям китайской культуры, у занимающихся восточными единоборствами»
Укажите, из какого Вы города:______________________
Укажите Ваш возраст________________________________
На протяжении, какого времени Вы занимаетесь восточными единоборствами:
а) 1-2 года
б) 3-5 лет
в) больше 5 лет
г) другое__________________________________________
Почему Вы выбрали именно этот вид спорта:
а) полезно для здоровья
б) посоветовали знакомые
в) за компанию, с друзьями
г) это круто! (престижно)
д)друго е__________________________________________
Употребляете ли Вы китайские блюда:
а) да, в кафе/ресторанах
б) да, готовлю дома
в) нет, но собираюсь попробовать
г) нет, не интересуюсь
6) Смотрите ли китайские фильмы, как часто:
а) раз в месяц и чаще
б) раз в полгода
в) раз в год и реже
г) не смотрел
д)друго е__________________________________________________
7) Читаете ли вы книги связанные с китайской культурой/философией
а) раз в месяц и чаще
б) раз в полгода
в) раз в год и реже
г) не читал
д)друго е__________________________________________________
8) Пользуетесь ли Вы системой фен-шу:
а) да, самостоятельно
б) да, обращаюсь к специалисту
в) нет, но собираюсь попробовать
г) нет, мне это не интересно
д)друго е__________________________________________________
9) Используете ли Вы различные методы китайской медицины:
а) да, иглоукалывание
б) да, травы и настои
в) нет, но собираюсь попробовать
г) нет
д)друго е__________________________________________________
10) Считаете ли Вы, что увлечение китайской культурой соответствует менталитету россиян:
а) да
б) скорей соответствует, чем нет
в) частично
г) не соответствует
д)друго е__________________________________________________
Список использованных источников
1. Девятов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России.// Вече.-2002-с. 398
2. Кириллов А. В Поднебесной снова читают Пушкина.//Эхо планеты. - 2006-№ 7- с. 45-47
3. Ларин А.Г. Китай и зарубежные китайцы. //Экспресс-информация, М.: Институт Дальнего Востока РАН- 2008- №2 (147)- с. 52-59
4. Мировицкая Р.. Не публиковавшиеся ранее документы из архива МИД РФ по истории российско-китайских культурных связей.1933г. // Проблемы Дальнего Востока.-2006-№6-с. 115-120
5. Чжао Ц. «Катюшу» поют в Китае. Открывая новую страницу китайско- российской дружбы.// Родина.-2004-№10-с. 81-89
6. http://rl-online.ru/info/authors/108.html
7. http://www.gorodn.ru/archive/746/5_7.htm
8. http://www.info@real-business.ru
9. http://www.migrocenter.ru/publ/konfer/ekaterinburg/m_ ekaterinburg03.php
10. http://www.polit.ru/research/2005/01/12/madison.html
11. http://www.rian.ru/society
12. http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200006301190503
13. http://www.wushu-russ.ru/federation/history/index.htm
Информация об авторе
• Лобова А. А., студентка 3 курса исторического факультета Южного Федерального Университета г Ростова-на-Дону.