Научная статья на тему 'Китайские культурные традиции как объект интересов современного россиянина'

Китайские культурные традиции как объект интересов современного россиянина Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1668
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайские культурные традиции как объект интересов современного россиянина»

Китайские культурные традиции как объект интересов современного россиянина

Социологические науки

Лобова А. А.

Китайский этнос является доминирующим в мире по численности населения, и процессы, происходящие в этнокультурной сфере Китая, не могут не влиять на другие условия глобализации. Одним из аспектов, обусловивших интерес к китайской культуре, является, все более набирающее обороты проникновение китайских товаров и духовных ценностей в жизнь россиян. Это вызывает неоднозначное отношение у жителей нашей страны. С одной стороны, россияне потребляют китайскую продукцию и увлекаются китайскими культурными достижениями, а с другой стороны, существует мнение о цивилизационной угрозе, исходящей от Китая. Возникает закономерный вопрос: с чем связано увлечение китайскими культурными традициями у российского человека, выросшего в совершенно иной культурной среде, ментально связанного с православными ценностями? Каково место китайских культурных традиций в жизни современного россиянина: модный тренд или удовлетворение духовного голода? Актуальность исследования увлечения наших современников (особенно молодежи) культурными традициями китайцев связана с процессами интернационализации культуры и их последствиями для национального самосознания.

Целью данной работы является изучение китайских культурных традиций как объекта интересов современного россиянина.

В первой части исследования, посредством теоретического анализа исследований, посвященных отношениям Китая и России, было выявлено, что китайско-российские отношения в последнее время вышли на новый уровень. Китай и Россия имеют широкие общие интересы на международной арене, обе страны поддерживают взаимодействие в целом ряду важных вопросов. Одновременно мы можем наблюдать стремительное проникновение китайской культуры в различные бытовые аспекты современного российского общества, независимо от количества китайских мигрантов и степени географической близости к Китаю. Связь сотрудничества на государственном уровне и нарастающего интереса россиян к китайским культурным традициям, на наш взгляд, не имеет характера линейной зависимости. Это подтверждает и 2007 год, который стал годом Китая в России. Ему предшествовал Национальный Год России в Китае, когда о нашей стране, особенностях экономики, культуры, уклада жизни могли познакомиться в самых разных уголках КНР с помощью выставок, ярмарок, гастролей театральных трупп и других мероприятий. 23 сентября 2007 г. в Театре им. Горького г. Ростова прошел концерт «Все краски Поднебесной» в рамках передвижного фестиваля китайской культуры «Москва — Волга — Дон». Концерту предшествовала ярмарка китайских ремесел в вестибюле театра.

На втором этапе исследования путем анкетирования и интервью мы исследовали, насколько комплексным является увлечение китайской культурой, мотивации интереса к китайской культуре в современном

российском обществе. Рассмотрение объектов предпочтений жителей России в китайской культуре показал, что доминирует интерес к китайским культурным традициям, проверенным веками.

Вместе с тем, существует круг людей, увлечение которых китайской культурой носит системный характер. Как правило, это люди 25-40 лет с высшим образованием. Для них традиционная китайская культура является возможностью удовлетворить духовные потребности, они не нашли ответа на волнующие их вопросы в российской или западной культуре.

Остановимся на наиболее любопытных примерах, в которых отражено проявление интереса современного россиянина к китайской культуре.

Одна из интервьюируемых А. (32 года) очень точно описала явление интереса россиян к китайской культуре: «Несколько лет держится мода на китайское. И они начинают пить чай. Они начинают на китайский манер одеваться, вплетая какие-либо элементы в одежду. Они попробовали позаниматься цигун. А через несколько лет появится какая-то другая мода и они перескочат».

В отношении увлечения чайной традицией, прозвучала мысль об экономической обоснованности внедрения китайской культуры чаепития: «Чайный бизнес — довольно прибыльная штука».

Для получения более полной информации мы проинтервьюировали одного из хозяев популярного в Ростове клуба «Чайной лодке» Емельяненко Владимира.

Важно отметить, что, по словам Владимира Еме-льяненко, основы традиций русских и китайцев в некотором отношении подобны «славянская и китайская культуры имеют похожие практики»; «когда китайцы напьются, они поют русские песни. Когда русские бросают пить, они занимаются цигун». Он заметил «дружба с китайцами возможна. Однако русские ведут себя агрессивно по отношению к китайцам, идут на контакт не активно»; «есть недопонимания, но не конфликты».

Чай действительно является неотъемлемой частью жизни россиян. Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. Россия одна из главных стран потребителей этого напитка. В последние годы XXI века культура чаепития возрождается. Поскольку изготовлением и выращиванием чая в Китае занимаются уже более пяти тысяч лет, китайцам удалось досконально изучить культуру производства чая, вывести новые, необыкновенные сорта элитного чая. Они выбрали наилучшие формы разведения и обработки сортов китайского чая. Поэтому именно из Китая к нам поступает такое большое его количество. Вместе со всевозможными видами чая к нам из Поднебесной завезли и традиции употребления напитка в этой стране. Появляются чайные клубы, которые популяризируют китайские чайные церемонии, выпускаются книги о целебных свойствах чая и методах лечения им.

Среди феноменов китайской культуры, нашедших свои «экологические ниши» на Западе и в России, за-

Всероссийский журнал научных публикаций, октябрь 2011

73

метное место принадлежит боевым искусствам ушу. В России учреждены национальные отделения международных организаций китайского ушу. Дыхательномедитативные прикладные упражнения, присутствующие во всех видах восточных единоборств, пополнились методиками китайской психопрактики цигун. Звание лучшей команды Европы Российская сборная удерживает уже в течение 9 лет.

Еще одним объектом внимания россиян является азартная игра маджонг. Маджонг- на редкость увлекательная головоломка, сочетающая в себе уникальную традиционность, развитие памяти, логики и интуитивного мышления. В 2007 году бала основана Федерация спортивного маджонга.

В результате проведенного исследования было выявлено, что наблюдающийся интерес к китайским культурным традициям носит неоднородный характер: с одной стороны существует мода на «китайское», с другой стороны есть круг людей, у которых увлечение китайской культуры имеет системный характер.

При этом необходимо отметить существование моды только на отдельные явления китайской традиционной культуры. В первую очередь это касается увлечением восточными единоборствами, при этом наблюдается тенденция омоложения контингента занимающихся ушу, родители приводят в секцию детей 3-4 лет. Что касается увлечением чайными церемонией, то она преимущественно рассматривается как элемент престижного образа жизни.

На основе информации поученной в ходе исследования, мы можем предположить, что интерес к культурным китайским традициям современных россиян будет возрастать, а межкультурные русско-китайские отношения развиваться.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Выраженность интереса к различным проявлениям китайской культуры, у занимающихся восточными единоборствами»

Укажите, из какого Вы города:______________________

Укажите Ваш возраст________________________________

На протяжении, какого времени Вы занимаетесь восточными единоборствами:

а) 1-2 года

б) 3-5 лет

в) больше 5 лет

г) другое__________________________________________

Почему Вы выбрали именно этот вид спорта:

а) полезно для здоровья

б) посоветовали знакомые

в) за компанию, с друзьями

г) это круто! (престижно)

д)друго е__________________________________________

Употребляете ли Вы китайские блюда:

а) да, в кафе/ресторанах

б) да, готовлю дома

в) нет, но собираюсь попробовать

г) нет, не интересуюсь

6) Смотрите ли китайские фильмы, как часто:

а) раз в месяц и чаще

б) раз в полгода

в) раз в год и реже

г) не смотрел

д)друго е__________________________________________________

7) Читаете ли вы книги связанные с китайской культурой/философией

а) раз в месяц и чаще

б) раз в полгода

в) раз в год и реже

г) не читал

д)друго е__________________________________________________

8) Пользуетесь ли Вы системой фен-шу:

а) да, самостоятельно

б) да, обращаюсь к специалисту

в) нет, но собираюсь попробовать

г) нет, мне это не интересно

д)друго е__________________________________________________

9) Используете ли Вы различные методы китайской медицины:

а) да, иглоукалывание

б) да, травы и настои

в) нет, но собираюсь попробовать

г) нет

д)друго е__________________________________________________

10) Считаете ли Вы, что увлечение китайской культурой соответствует менталитету россиян:

а) да

б) скорей соответствует, чем нет

в) частично

г) не соответствует

д)друго е__________________________________________________

Список использованных источников

1. Девятов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России.// Вече.-2002-с. 398

2. Кириллов А. В Поднебесной снова читают Пушкина.//Эхо планеты. - 2006-№ 7- с. 45-47

3. Ларин А.Г. Китай и зарубежные китайцы. //Экспресс-информация, М.: Институт Дальнего Востока РАН- 2008- №2 (147)- с. 52-59

4. Мировицкая Р.. Не публиковавшиеся ранее документы из архива МИД РФ по истории российско-китайских культурных связей.1933г. // Проблемы Дальнего Востока.-2006-№6-с. 115-120

5. Чжао Ц. «Катюшу» поют в Китае. Открывая новую страницу китайско- российской дружбы.// Родина.-2004-№10-с. 81-89

6. http://rl-online.ru/info/authors/108.html

7. http://www.gorodn.ru/archive/746/5_7.htm

8. http://www.info@real-business.ru

9. http://www.migrocenter.ru/publ/konfer/ekaterinburg/m_ ekaterinburg03.php

10. http://www.polit.ru/research/2005/01/12/madison.html

11. http://www.rian.ru/society

12. http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200006301190503

13. http://www.wushu-russ.ru/federation/history/index.htm

Информация об авторе

• Лобова А. А., студентка 3 курса исторического факультета Южного Федерального Университета г Ростова-на-Дону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.