Научная статья на тему 'Китайские автомобили на российском рынке в современных условиях'

Китайские автомобили на российском рынке в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БОЛЬШАЯ ЧЕТВЕРКА" / "КИТАЕМОБИЛИ" / СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АУТСАЙДЕРЫ ПРОДАЖ / АВТОБРЕНДЫ / "BIG FOUR" / "CYTAMOBILE" / ASSEMBLY PRODUCTION / OUTSIDERS SALES / CAR MANUFACTURERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султыгова А.А., Кунцман М.В., Черноусов Д.А.

В статье проанализированы причины и последствия выхода на российский рынок китайских автопроизводителей за период 2008-2015гг., обоснованы мотивы налаживания собственного производства «китаемобилей» в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайские автомобили на российском рынке в современных условиях»

Султыгова А.А.1, Кунцман М.В.2, Черноусов Д.А.3 ©

1Доцент, кандидат экономических наук, кафедра экономических теорий;

2кафедра экономических теорий; 3студент.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

КИТАЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье проанализированы причины и последствия выхода на российский рынок китайских автопроизводителей за период 2008-2015гг., обоснованы мотивы налаживания собственного производства «китаемобилей» в России.

Ключевые слова: «большая четверка», «китаемобили», сборочное производство, аутсайдеры продаж, автобренды.

Keywords: «big four», «cytamobile», Assembly production, outsiders sales, car manufacturers.

В современных условиях «когда... падает уровень промышленного производства и растёт безработица, у большего количества людей снижается уровень жизни, растёт неуверенность в себе. По исследованиям Международной организации труда, за последние пять лет практически во всех странах люди не чувствуют себя на 100% социально защищёнными, растёт неуверенность в завтрашнем дне, прогрессируют болезни, связанные с длительными стрессами на работе или в связи с потерей работы» [1,181].

Экономические проблемы автомобильной промышленности КНР обострились задолго до мирового финансового кризиса, но реально обнажились в 2009-2010 гг. Причины потери позиций китайских автомобилей на мировом авторынке, и в том числе российском взаимосвязаны и многообразны. Интегральной причиной в условиях продолжающегося падения спроса можно считать неконкурентоспособность китайских автомобилей. В частности если судить в ракурсе «качество-цена» они не выдерживают конкуренции с марками мировых автоконцернов.

За последние годы китайская автомобильная промышленность на российском рынке сократила свои позиции до тринадцати марок автомобилей против двадцати ранее представленных. В связи, с чем автомобильный рынок России представлен двумя группами «китаемобилей». Это прежде всего государственные автогиганты или «большая четверка»: Lifаn, Chery, Geely, Great Wall (табл. 1). Ко второй группе относят аутсайдеров продаж, которые в последнее время пытаются закрепиться на рынке России (табл. 2).

Таблица 1

Динамика продаж автомобилей «большой четверкой» КНР на российском рынке (тыс. шт.)

Марки Объем продаж автомобилей за период 2008 - 2014гг.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Lifan 4755 2673 7700 17910 20544 27467 23619

Chery 15728 4914 8909 7278 19127 19855 18139

Geely 3780 7681 1944 6060 17566 27263 18828

Great Wall 8324 2490 3637 6777 14373 19954 15005

Всего 32587 17758 22190 38025 71610 94539 75591

Рыночная доля (%) 1,09 1,23 1,15 1,45 2,41 3,42 3,03

* Составлено на основании интернет-ресурсов:http//www.zr.ru/content/articles

© Султыгова А.А., Кунцман М.В., Черноусов Д.А., 2015 г.

За период с 2008-2014гг. объем продаж «большой четверки» на российском рынке вырос в 4раза, а ее рыночная доля составила 3,03% в 2014г. против 1,09% 2008г. Максимальный объем продаж «китаемобилей» пришелся на 2013г. - 94539 тыс. шт. Однако нельзя утверждать, что данный период анализа отражает устойчивую тенденцию повышения объема продаж автомобилей на нашем рынке. В частности, рост продаж «китаемобилей» сокращался дважды - в период мирового экономического кризиса 2008г., и период введения экономических санкций против России 2014г. Так, мировой экономический кризис 2008г. сократил продажи автомобилей в последующем после него 2009г. на 46% (с 32587 тыс. шт. в 2008г. до 17758 тыс. шт. в 2009г.). Несмотря на кризисные явления «автомобили иностранных брендов... в частности и «китаемобили» оказались более устойчивыми на российском рынке, чем собственно отечественные» [2, 32]. Что же касается снижения рыночной доли автомобилей с 3,03% в 2014г. против 3,42% 2013г., то данное положение дел явилось следствием ослабления рубля и ряда других валют. Значительное ослабление рубля в 2014г., а затем сильно ускорившееся в первом полугодии 2015г., привело к таким последствиям, что «... продажи автомобилей китайских марок в нашей стране рухнули на 55% до 26,4 тыс. единиц. ... Такое пике превысило снижение авторынка в целом, а доля автомобилей made in China сократилась с прошлогодних 3,3% до 2,2%» [3].

Совершенно иная картина складывается на российском рынке по продажам автопроизводителями-аутсайдерами (см. табл. 2). Безусловно, здесь нет и речи о серьезных продажах, однако если посмотреть на динамику продаж автомобилей компаниями-аутсайдерами, то ситуация довольно плачевная. В частности, за период с 2008г. по 2014г объем продаж в принципе остался на том же уровне (6407 тыс. шт. и 6846 тыс. шт.) и практически неизменной рыночной доле (0,22% и 0,28% соответственно по годам), то при анализе продаж по годам по каждому из автобрендов, мы увидим иную картину. Так, к примеру, такие марки автомобилей, как FAW, BAW, Haima, Foton на российском рынке продаж заявили о себе лишь с 2012г. Объемы продаж по ним в 2012г. составили 3137 тыс. шт., в 2013г. 6739 тыс. шт., а в 2014г. 4318 тыс. шт. Рыночная доля данных автобрендов по соответствествующим годам составила 0,11%, 0,26%, 0,18% [4]. Снижение рыночной доли продаж по данным маркам автомобилей приходится на 2014г., что однозначно связано с экономическими проблемами России.

Таблица 2

Динамика продаж «китаемобилей» компаниями-аутсайдерами на российском рынке (тыс. шт.)

Марки период 2008 - 2014 гг.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

FAW - - - - 560 4838 2164

Changan - - - - - - 1144

BAW - - - - 1845 1494 1082

Haima - - - 3114 591 401 1009

Brilliance - - - - - - 955

JAC - - - - - - 424

Foton - - - - 141 6 63

BYD 5341 1001 574 2007 2630 106 5

Vortex 1066 5922 10100 12103 5953 1005 -

Всего 6407 6923 10674 14110 11720 785 6846

Рыночная доля (%) 0,22 0,48 0,56 0,54 0,40 0,03 0,28

* Составлено на основании интернет-ресурсов: ittp://www.zr.ru/content/artides/81 9761 -kitaj cy-uzhe -na-

kamaze-zamenit-li-

Гораздо больший интерес по группе автомобилей компаний-аутсайдеров на российском рынке представляет марка автомобиля Vortex. Интерес обусловлен тем, что, несмотря на мировой экономический кризис 2008г. объемы продаж данной марки автомобиля росли по годам: 1066 тыс. шт. в 2008г., 5922 тыс. шт. в 2009г., 10100 тыс. шт. в

2010г., 12103 тыс. шт. в 2011г. [3]. Однако стремление Vortex завоевать лидирующие позиции на российском рынке не увенчались успехом. Дальнейший рост продаж Vortex был сорван и прекращен в 2014 г., а т.к. спрос на марку автомобиля резко сократился, это привело к свертыванию масштабов производства.

Таким образом, компании КНР по производству автомобилей, желая закрепить свои позиции на российском рынке, пытаются идти не только по пути расширения своей дилерской сети, как это было до последнего времени, но рассматривают возможности запуска собственного автопроизводства в России. Политика экспансии, проводимая автопроизводителями Китая в России, носит региональный характер. Сегодня в России... «наметился т.н. кластерный путь экономического строительства, воплощением которого стали» регионы. ... «Здесь добились впечатляющих успехов... в автомобилестроении, которое, однако, мало связано с отечественной промышленностью, т.к. изначально создавалась как сборочное производство иномарок из готовых импортных изделий. Такая кластерная экономика в равной мере зависит от состояния дел, как за рубежом, так и в России» [6, 108]. Так в 2017г. под Липецком начнет работу китайская компания Lifan Industry Group, которая будет работать в режиме т.н. «промышленной сборки». На начальной стадии производства компания намеревается собирать около 60 тыс. автомобилей под маркой Lifan. Собственное производство китайских внедорожников Great Wall в Тульской области рассматривает сборку почти 50 тыс. автомобилей в год [5]. В качестве одного из вариантов закрепления на российском автомобильном рынке китайская компания Dongfeng рассматривает площадку АВТОВАЗа. Безусловно, оценивая возможные высокие издержки производства на новое строительство, компания Dongfeng осознает, что ей экономически выгоднее «присоединиться» к имеющемуся производителю в смысле т.н. «промышленной сборки». О создании совместного производства с крупнейшим российским производителем грузовиков КАМАЗ договорилась компания КНР Hawtai Motor. Деловое сотрудничество между предприятиями предусматривает выпуск и реализацию легковых автомобилей Hawtai на автомобильном рынке России и грузовиков КАМАЗ в КНР. При этом российская компания рассчитывает с помощью СП продавать в КНР около 50 тыс. грузовых автомобилей. Постепенно российский рынок автомобилестроения становится

привлекательным для китайского автопрома.

Китайские производители автомобилей стремятся воспользоваться экономической ситуацией на российском рынке и улучшить свои позиции. В этой связи они постепенно меняют мнение о себе у покупателя, работая не только над улучшением качества и дизайна автомобилей, но и снижая издержки на их производство. Если раньше россияне считали, что китайские автомобили - непрестижные автомобили низкого качества, то теперь их рассматривают как альтернативу отечественным брендам и недорогим западным иномаркам. Ситуация на российском рынке продаж подтверждает, что особенно высок спрос на китайские автомобили в некрупных городах и областях. К примеру, западные бренды среднего ценового сегмента, не выдерживают конкуренции со стороны таких марок автомобилей Китая как Great Wall, Lifan и Chery. Основной мотив потребителя России -возможность приобрести автомобиль иностранного производства более высокого качества по доступной цене.

Китайские автомобильные компании доказывают, что «нет постоянных и недосягаемых лидеров, как нет и безнадежных аутсайдеров» [7, 52]. Поэтому компании КНР планируют новую политику развития «китаемобилей», предполагающую налаженную дилерскую сеть и «промышленную сборку» автомобилей по регионам России. Стремление производителей улучшить качество автомобилей, идти в ногу с прогрессом, воплощенное в кардинальном обновлении дизайна и технического оснащения моделей, является свидетельством того, что автопром Китая пошел по пути создания конкурентоспособного автомобиля, не уступающего мировым брендам Естественно, это адекватно оценивается российским потребителем. Тем самым у китайских компаний появляется не столь отдаленная перспектива подвинуться на российском и мировом рынке, изучить опыт

Японии, которой в свое время позволил завоевать мировые рынки. «Важно отметить, что тема «японского чуда» интересна с точки зрения возможности применения некоторых ее составляющих в условиях экономических преобразований в России», КНР и других новых индустриальных стран. «Но здесь нужно учесть и национальный менталитет японского народа, которых сыграл немало-важную роль в переходе на новую модель развития экономики в Японии» [8, 113].

Литература

1. Кунцман, М. Социальная безопасность государства в условиях кризиса. // М.В. Кунцман, А. А. Султыгова. / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №2-1. С. 181183.

2. Султыгова, А. Причины и особенности проявления современного экономического кризиса (на примере российского автопрома) // А.А. Султыгова / Экономические науки. - 2014. №1(110). -С. 32.

3. Китайцы уже на КАМАЗе: заменит ли китайский автопром GM в России? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zr.ru/content/articles/

4. Рассчитано на основании данных интернет-ресурсов: - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zr.ru; http://www.autostat.ru/

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zapchasti-great-wall.ru /

6. Арутюнова, Г. Неравномерность экономического и политического развития капитализма -правило или исключение из него? (региональный аспект) / Г.И. Арутюнова, А.А. Султыгова // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2014. №1(12). - С. 106 - 110.

7. Султыгова, А. А. Неравномерность экономического развития российских регионов: проблемы и пути их решения (на примере регионов ЦФО и национальных регионов РФ): монография. А.А. Султыгова; (под ред. Федякина А.В.). - М.: МАДИ, 2015. - 160с.

8. Султыгова, А.А. Экономическое обоснование теории моделирования (на примере Японии) / Г.И Арутюнова, А.А. Султыгова // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2014. - №1(12). - С. 110 - 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.