политология
Китайская Народная Республика и непризнанные государства
Д.К. Бабаян
Китайская Народная Республика ведет достаточно разветвленную и многовекторную внешнюю политику, которая затрагивает и так называемые непризнанные государства. Несмотря на такой статус, Поднебесная активно сотрудничает с этими образованиями, исходя из своих геополитических расчетов. В качестве главного механизма выступает экономика. В данной статье анализируется геополитическое соприкосновение Китая с непризнанными странами ближнего и дальнего зарубежья, некоторые его формы и направления.
Одним из интереснейших феноменов новейшего периода международных отношений являются так называемые непризнанные государства - де-факто независимые страны, с признанием которых существуют серьзные проблемы. До сих пор существуют проблемы и в дефиниции данного типа государств, в подборе четких критериев для этого. В качестве таких критериев, хотя они и содержат элемент условности, можно использовать признание независимости непризнанного государства большинством постоянных членов Совбеза ООН и реальное состояние государственного строительства в этих субъектах. Исходя из этих критериев, в данном исследовании Косово не будет рассматриваться в качестве непризнанного государства, так как его признали (по состоянию на начало 2011 г.) 75 стран, из них три постоянных члена Совбеза ООН (США, Франция, Великобритания)1. В данном анализе не будет рассматриваться и Западная Сахара. Несмотря на то что независимость данной страны признали 58 стран, это образование нельзя даже назвать государством, так как оно не сумело создать необходимые для этого условия.
Китайская Народная Республика (КНР) имеет, наверное, самый длительный в мире опыт соприкосновения с непризнанными странами. Вот
уже более шести десятилетий одним из самых ключевых направлений геополитики Китая предстает непризнанный Тайвань. Но ввиду того, что об этом много написано, китайско-тайваньские взаимоотношения можно пропустить.
Сомалиленд
Отношения между КНР и Сомалилендем особо активизировались за последние несколько лет. В марте 2010 г. достаточно представительная китайская делегация посетила Сомалиленд для изучения экономического и инвестиционного климата в этой стране2. Члены китайской делегации встретились с президентом и руководством страны. В результате было заявлено, что среди сфер, представляющих интерес, выступают инвестиции в угольную промышленность в регионе Сахил, а также развитие морской инфраструктуры порта Бербера. Именно последнее и стало основным направлением сотрудничества между КНР и Сомалилендом.
В августе 2011 г. Поднебесная и Сомалиленд подписали договор о модеризации и расширении данного порта. Данная программа весьма обширна и кроме модернизации и расширения порта Берберы предполагает также прокладку газо- и нефтепроводов в Эфиопию, а таже строительство дороги до города Важале на границе между Сомалилендом и Эфиопией3.
Бабаян Давид Климович - политолог, к.и.н., преподаватель геополитики в Арцахском государственном университете, Нагорный Карабах. E-mail: [email protected]
По заявлениям руководства Сомалиленда, между этой страной и КНР также подписаны договоры о строительстве нефтяных и газоперерабатывающих мощностей в Бербере, что окажет огромное воздействие на экономику страны и создаст рабочие места для безработной молодежи4. Модернизация данного порта имеет важное геополитическое значение во всей африканской геополитике Китая. И в данном контексте одним из основых партнеров Китая выступает Эфиопия. В июле 2011 г. китайская компания Ре^оТгага подписала с правительством Эфиопии договор о разработке нефтяных и газовых месторождений в регионе Огаден сроком на 25 лет и объемом инвестиций в 4 млрд долл.5.
В начале ноября 2011 г. между КНР, Эфиопией и Сомалилендем было подписано трехстороннее соглашение о разработке вышеуказанных месторождений и развитии инфраструктуры порта Бербера. По сообщению ряда сомалилендских источников, подписание этого соглашения огорчило ряд западных стран, которые увидели в этом усиление позиций Китая на Африканском Роге6. Как известно, после потери Эритреи Эфиопия лишилась выхода к морю. На сегодня 90% внешней торговли этой страны проходит через порт Джибути. Эфиопия активно ищет возможности диверсифицировать свои коммуникационные возможности, открыто заявляя о недостаточности использования для экономических обменов лишь порта Джибути и важности открытия для этого еще и возможностей Берберы7.
Понятно, что, обретя альтернативный выход на мировые рынки, особенно посредством непризнанного государства Сомалиленд, Эфиопия усилит свои позиции в данном государстве и в новообразованном Южном Судане. Для последнего будет предпочтительнее осуществлять экспорт своих углеводородных ресурсов при помощи христианской Эфиопии и таким образом свести к минимуму зависимость от бывшей метрополии - мусульманского (Северного) Судана.
Эти факторы также важны и для Пекина. Получив доступ к углеводородному сырью Южного Судана и Эфиопии через Берберу, Поднебесная сделает менее уязвимым их поставку, обойдя неспокойные воды Красного моря и Аденского залива. К тому же в Джибути ощущается достаточно сильное присутствие США8. Более того, создав связку «Южный Судан-Эфиопия-Сома-лиленд-Китай» и укрепив свои позиции во всех этих трех странах, Китай получает возможность качественно укрепить свои позиции и в Арабской Африке.
А для Сомалиленда сотрудничество с КНР важно и в деле международного признания своей независимости9. Кстати, Сомалиленд имеет своего спецпредставителя в КНР10, что лишний раз показывает важность углубления двусторонних связей для обеих стран.
Палестина
Китайско-палестинские отношения можно разделить на политические и экономические. В
политическом плане основным направлением взаимодействия Китая и Палестины предстает урегулирование палестино-израильского конфликта, которое Пекин видит в создании Палестинского государства, о чем периодически выступает с официальными заявлениями. Достаточно динамично развиваются и экономические отношения между Китаем и Палестиной. Как заявил несколько лет назад китайский премьер Вэнь Цзяобао, оуществление в Палестине китайской стороной ряда программ в сфере инфраструктуры принесло Палестине хорошие экономические и социальные выгоды. Он добавил при этом, что обе страны должны расширить сотрудничество, особенно в таких направлениях, как развитие человеческого капитала и подготовка кадров11.
Углубление китайско-палестинского экономического сотрудничества отражается и на динамике товарооборота. По данным министерства экономики Палестинской автономии, КНР занимает второе место в структуре ее внешнеторгового оборота, при этом объем взаимной торговли постоянно растет. В 2005 г., например, импорт из Китая достиг 300 млн долл12. Министр экономики Палестинской автономии заявил в этой связи о необходимости открыть консульство Палестины на юге Китая. Он имел в виду тот факт, что ежегодно более 2 тыс. палестинских бизнесменов посещают этот регион КНР13. В 2008 г. объем палестинского импорта из Китая достиг уже отметки в 2 млрд долл., с Китаем уже вели торговые операции несколько тысяч палестинских бизнесменов, более двухсот из них проживали на постоянной основе в Поднебесной14. В одном из своих интервью мэр г. Хеврон заявил, что практически каждый палестинский бизнесмен делает бизнес в Китае и когда в Хеврон приезжает китайский консул, то в день он предоставляет визы от 600 до 700 хевронским предпринимателям15.
Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК)
Тенденции налаживания взаимного сотрудничества между ТРСК и КНР начали особо проявляться за последние полтора-два года. В начале 2011 г. делегация китайских бизнесменов посетила Северный Кипр, где провела встречи с руководством этой страны. Во время встречи с китайскими бизнесменами представители ТРСК заявили, что их страна готова создать все условия для инвестиций из Поднебесной, а представитель КНР отметил заинтересованность китайцев в развитии экономических связей с этой страной16.
В апреле 2011 г. на Северный Кипр прибыли 77 высокопоставленных финансистов из 22 стран для изучения возможностей разития бизнеса в этой части острова. Среди делегатов были и представители КНР17. Одним из наиболее привлекательных направлений сотрудничества с ТРСК для китайской стороны представляется туризм. В данном контексте ТРСК и КНР даже рассмотрели возможность налаживания чартерных авиарейсов18. Обе стороны рассматривают также возможности сотрудничества в таких сферах, как
сельское хозяйство, энергетика и образование. О перспективах налаживании сотрудничества в этих сферах представители китайского бизнес-сообщества говорили с властями Северного Кипра во время их визита в ТРСК в июле 2011 г.19.
Знаковым событием в развитии двухсторонних экономических отношений можно считать визит делегации Государственного совета по развитию международной торговли Китая в Турецкую Республику Северного Кипра в ноябре 2011 г.20. Во время встречи премьер-министр Северного Кипра Ирсен Кючюк выразил заинтересованность его страны в сотрудничестве с китайской стороной в сфере легкой промышленности. На данное предложение китайская сторона откликнулась положительно.
Абхазия
Подчеркнутой активностью китайско-абхазские отношения не отличаются. В апреле 2007 г. в Абхазию для ознакомления с экономическим потенциалом страны прибыла группа бизнесменов из Китая. Их приняли на высшем официальном уровне и проинформировали о серьезных преимуществах, которые получают иностранные инвесторы в Абхазии, о существующем режиме налоговых льгот, либеральном законодательстве и т.д.21 Были определены и наиболее приоритетные отрасли экономики, в которых могли развиваться двусторонние экономические связи и сотрудничество - строительство, индустрия стройматериалов, аграрный сектор. Тогда же было заявлено, что по результатам мониторинга китайские предприниматели сделают соответствующие выводы о возможности работы в Абхазии. Кстати, в составе китайской делегации были представители промышленного, сельскохозяйственного, строительного и портового бизнеса22.
Пока двусторонние отношения между Китаем и Абхазией конечно же имеют весьма ограниченный характер. Однако не исключено, что в будущем они могут получить новый импульс для развития. Абхазская сторона, в частности, заинтересована в этом и предпринимает интересные шаги в данном направлении. К примеру, Сухум ввел должность почетного консула Республики Абхазия в Китайской Народной Республике с местопребыванием в Пекине23.
Ряд важных событий в развитии абхазо-китайских отношений произошли в 2011 г. Так, 18 мая 2011 г. в Гонконге был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Торговопромышленными палатами Республики Абхазия и Гонконга, который должен содействовать развитию торгово-экономических отношений между деловыми кругами Гонконга и Абхазии. Палаты Гонконга и Абхазии будут поддерживать тесные и регулярные контакты для расширения взаимного сотрудничества, продвижения деятельности обеих сторон, обращая внимание на взаимный интерес24. Важным событием стало и участие в октябре 2011 г. делегации Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия в открытии 110-й осенней международной Кантонской ярмарки в городе Гуанчжоу25.
Нагорный Карабах
Китайско-карабахские отношения развиваются весьма специфично. Здесь нет каких-либо политических контактов, но экономическое связи развиваются, что наглядно проявляется во внешнеторговом балансе26. Следует отметить, что до 2005 г. между двумя странами вообще не было торговых отношений:
- в 2005 г. товарооборот между ними ограничился лишь тем, что Карабах импортировал из Китая товары на общую сумму в 41,1 тыс. долл.;
- в 2006 г. товарооборот также ограничился лишь импортом из Китая, но уже увеличился до 124,2 тыс. долл.;
- в 2007 г. тенденция сохранилась, но объем импорта из Китая достиг 137,2 тыс. долл.;
- в 2008 г. в двусторонней торговле с Китаем у Карабаха впервые появился экспорт, составивший 161,4 тыс. долл. Правда, импорт продолжал расти и составил 352,7 тыс. долл.;
- в 2009 г. объем двусторонней торговли возрос почти на 22%, составив 659,6 тыс. долл., из которых 658,8 тыс. опять пришлось на импорт из Китая;
- в 2010 г. двусторонняя торговля между двумя странами составила 1088,3 тыс. долл.27, увеличившись за 5 лет более чем в 25 раз;
- за январь-сентябрь 2011 г. товарооборот между двумя странами составил 1036,9 тыс.
долл.28.
Сотрудничество между Карабахом и Китаем затрагивает различные сферы, но все же имеются ряд направлений, которые, можно сказать, уже стали традиционными. Сотрудничество с КНР в основном охватывает такие сферы, как строительная спецтехника, обработка камней и ги-дроэлектроэнергетика29. Карабах, в частности, приобрел в Китае турбины для средних и малых ГЭС, строительство которых в республике сейчас переживает бум. Тем не менее доля Поднебесной во внешнеторговом балансе Нагорного Карабаха все еще остается низкой. В 2010 г. на нее пришлось лишь 0,4% в структуре экспорта и 3,6% в структуре импорта Карабаха30.
В то же время по динамике роста товарооборота Китай занимает лидирующие позиции среди других внешнеторговых партнеров Карабаха. При сохранении этой динамики в будущем КНР может существенно усилить свои позиции в качестве торгового партнера Карабаха.
Южная Осетия
Южная Осетия стала, пожалуй, первой из так называемых непризнанных или полупризнанных государств Южного Кавказа, с которым Пекин имел контакты на государственном уровне. Правда, эти контакты носили сугубо гуманитарный характер. В августе 2008 г., когда Южная Осетия оказалась в состоянии войны, правительством Китайской Народной Республики было принято решение о направлении в регион гуманитарного груза31. В октябре 2009 г. для оценки инвестиционных возможностей и организации производства в Южной Осетии в эту республику прибыли представители
китайской компании «Группа Бейфа»32.
В определенной степени проникновению китайского бизнеса в Южную Осетию содействует Северная Осетия, которая также расширяет свои связи с Китаем. Например, соглашение между Северной Осетией и китайской провинцией Сычуань, предусматривающее создание в Северной Осетии российско-китайского парка легкой промышленности, позволит создать около тысячи рабочих мест и в Южной Осетии33. Можно предположить, что китайский капитал в скором будущем будет более активно проникать в Южную Осетию.
Приднестровье
Китайская Народная Республика развивает отношения и с Приднестровской Молдавской Республикой. Правда, пока Китай не играет сколь-нибудь значительной роли в экономике данного региона. Нет и каких-либо серьезных совместных проектов. Однако, рассматривая структуру внешнеторговых связей Приднестровья, можно увидеть, что динамика внешней торговли с Китаем имеет весьма интересную динамику. В 2009 г. Китай был девятым внешнеторговым партнером Приднестровья, объем торговли с которым составлял 21,7 млн долл. В 2010 г. Китай опять-таки удерживал девятое место, но объем торговли возрос до 39,8 млн долл., увеличившись в более чем 1,8 раза34. Такой динамики не наблюдалось ни у одного другого внешнеторгового партнера Приднестровья. За январь-сентябрь 2011 г. товарооборот между двумя сторонами составил 31,58 млн долл., превысив аналогичный показатель 2010 г. в 1,2 раза35, и Китай переместился с 9-го на 8-е место среди торговых партнеров ПМР.
Динамика весьма обнадеживающая, и вполне возможно, что Поднебесная и далее
будет развивать внешнеторговые связи с Приднестровьем, особенно учитывая солидный экономический потенциал этого непризнанного государства.
Заключение
Из вышеприведенного анализа можно видеть, что Китайская Народная Республика налаживает отношения с де-факто независимыми, но непризнанными странами. Основным механизмом китайской геополитики выступает экономика, хотя в приоритетах могут доминировать и чисто геостратегические расчеты. Успеху данного курса во многом способствует фактор сравнительно ограниченного исторического опыта геополитического соприкосновения Китая со многими странами и отсутствие его исторической ответственности за сложившуюся политическую ситуацию. Это дает возможность относительно безболезненно обходить имеющиеся в разных регионах политические, исторические, психологические и иные виды антагонизмов. Учитывая целый ряд геополитических факторов, можно предположить, что Поднебесная будет и далее укреплять и углублять связи с де-факто независимыми непризнанными странами.
Babayan D.K. People’s Republic of China and Non-Recognized States.
Summary: The geopolitics of the People’s Republic of China is very multi vectoral and ramified in its nature that touches upon the so-called unrecognized states. Despite their status China is cooperating with them taking into consideration its geopolitical imperatives. The main element of developing bilateral ties with these states is economy. In this article the author analyzes Chinese geopolitical engagement with non-recognized states, some of its aspects and forms.
------------ Ключевые слова ------------------------------------------ Keywords ---------
Китай, де-факто независимые непризнанные China, de-facto independent non-recognized states,
государства, геополитика. geopolitics.
Примечания
1. См., например, «Republic of Kosovo», Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kosovo, http://www.mfa-ks.net/?page=2,121, accessed November 15, 2011.
2. Подр. см.: «Somaliland draws Chinese investors», Defense Web, http://www.defenceweb.co.za/index.php?option=com_content&v iew=article&id=7046:somaliland-draws-chinese-investors&catid=7:Industry&Itemid=116, March 9, 2010.
3. «Somaliland says PetroTrans to extend Berbera port», Reuters, http://af.reuters.com/article/investingNews/idAFJ0E77J02520110820, August 20, 2011.
4. «Somaliland: President returns from China after signing trilateral agreement», Somaliland Press, http://somalilandpress.com/ somaliland-president-returns-from-china-after-signing-trilateral-agreement-23398, November 10, 2011.
5. Hussein Qalinle, «Somaliland, Ethiopia and China to Sign Trilateral Deals», Somaliland Press, http://somalilandpress.com/somaliland-ethiopia-and-china-to-sign-trilateral-deals-23306, August 13, 2011.
6. «Somaliland: President returns from China after signing trilateral agreement», Somaliland Press, указ. соч.
7. См., например, «Ethiopia eying Berbera port (ERTA)», Addis Voice, http://addisvoice.com/2010/12/ethiopia-eying-berbera-port-erta/, December 24, 2010.
8. Подробнее о военном присутствии США в Джибути см.: «Djibouti, Africa: Base Operations Contracting», Defense Industry Daily, http://www.defenseindustrydaily.com/up-to-1407m-in-djibouti-for-pae-03301/, March 31, 2011;
9. «Foreign Minister says Chinese Investment in Somaliland will facilitate the development of the country», Somaliland Mission, http:// www.somaliland.us/index.php?option=com_content&view=article&id=208:foreign-minister-says-chinese-investment-in-somaliland-will-facilitate-the-development-of-the-country&catid=1:latest-news&Itemid=18, 24 August 2011.
10. «Somaliland draws Chinese investors».
11. «China to enhance economic cooperation with Palestine: Premier», People's Daily, http://english.peopledaily.com.cn/200505/19/ eng20050519_185704.html, May 19, 2005.
12. «During President's anticipated visit to China, Signing an economic cooperation protocol», Palestinian National Authority, Ministry of National Economy, http://www.met.gov.ps/DesktopDefault.aspx?tabindex=3&tabid=12&lng=1, accessed November 16, 2011.
13. «During President's anticipated visit to China, Signing an economic cooperation protocol», Palestinian National Authority, Ministry of National Economy.
14. «Amid Israeli siege, Palestinian businesses look east to China. Palestinian trade official says local imports of Chinese good worth moer than $2 billion in direct trade», Haaretz.com, http://www.haaretz.com/news/amid-israeli-siege-palestinian-businesses-look-east-to-china-1.243164, February 4, 2008.
15. Amr Wafa, «Palestinian enterprises look to China for business» http://www.nytimes.com/2008/04/02/business/worldbusiness/02iht-trade.4.11625509.html, April 2, 2008.
16. «Chinese businessmen to invest in occupied Cyprus», Hellenic Resources Network, Turkish Cypriot and Turkish media review, N10/11, http://www.hri.org/news/cyprus/tcpr/2011/11-01-17.tcpr.html, January 15, 2011.
17. «77 high level financier from 22 countries arrived at TRNC», TRNC Ministry of Foreign Affairs, Public Information Office, http://www. trncpio.org/trncpio/en/index.asp?sayfa=haberdetay&newsid=1268, April 20, 2011.
18. «Tourism minister Ustel received delegation from China», TRNC Ministry of Foreign Affairs, Public Information Office, http://www. trncpio.org/trncpio/en/index.asp?sayfa=haberdetay&newsid=1562, June 7, 2011.
19. «Chinese businessmen in TRNC», Cyprus Forum, http://www.topix.com/forum/world/cyprus/T1HB4R4ITL1UGS8AL, July 13, 2011.
20. Подробнее см.: «Chinese delegation in TRNC», TRNC Ministry of Foreign Affairs, Public Information Office, http://www.trncpio.org/ trncpio/en/index.asp?sayfa=haberdetay&newsid=1690, November 8, 2011.
21. «Китайский бизнес знакомится с Абхазией», Abkhazia.com, http://www.abhazia.com/news1-5246.html, 18 апреля 2007.
22. «Chinese Businessmen Interested in Abkhazia», The Georgian Times, http://www.geotimes.ge/index.php?m=home&newsid=3983, April 18, 2007.
23. «Внешняя политика Абхазии. Почетные Консулы Республики Абхазия». Официальный вебсайт министерства иностранных дел Республика Абхазия, http://www.mfaabkhazia.net/ru/policy.
24. «Подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между ТПП Абхазии и Гонконга». Торгово-промышленная палата Республики Абхазия, http://www.tppra.ru/news/90/719/?sphrase_id=464, 26 мая 2011.
25. Подробнее см.: «Делегация ТПП РА на открытии 110-й Кантонской ярмарки». Торгово-промышленная палата Республики Абхазия, http://www.tppra.ru/news/90/933/, 15 октября 2011.
26. Подробнее см.: Статистический ежегодник Нагорно-Карабахской Республики 2003-2009 (на армянском, русском и английском языках). Национальная Статистическая служба НКР. Степанакерт, 2010. С. 303-304.
27. Социально-экономическое положение Нагорно-Карабахской Республики в январе-декабре 2010 года (на арм.языке). Национальная Статистическая служба НКР. Степанакерт, 2011. С. 82.
28. Социально-экономическое положение Нагорно-Карабахской Республики в январе-сентябре 2011 года (на арм.языке). Национальная Статистическая служба НКР. Степанакерт, 2011. С.68.
29. Данные получены во время интервью автора с министром экономического развития Нагорного Карабаха Кареном Есаяном. Степанакерт, 23 декабря 2010.
30. Социально-экономическое положение Нагорно-Карабахской Республики в январе-декабре 2010 года.
31. Подробнее см.:«Китай поможет Южной Осетии», интернет-журнал «Новая политика», http://www.novopol.ru/-kitay-pomojet-yujnoy-osetii-text50463.html, 22 августа 2008.
32. «В Южную Осетию прибыли представители китайской компании «Группа Бейфа»», Осетинское радио и телевидение, http:// osradio.ru/ekonomika/19377-v-juzhnuju-osetiju-pribyli-predstaviteli.html, 14 октября 2009.
33. «Сергей Санакоев: «Китайские инвестиции в Северную Осетию помогут создать около тысячи рабочих мест в РЮО» http:// osinform.ru/17787-sergej-sanakoev-kitajskie-investicii-v-severnuyu.html, 12 ноября 2009.
34. См.: «Внешняя торговля ПМР по основным странам за январь-декабрь 2010 года». Государственный таможенный комитет ПМР/http://customs.tiraspol.net/content/view/1223/1/, 16 февраля 2011.
35. «Внешняя торговля ПМР по основным странам за январь-сентябрь 2011 года». Государственный таможенный комитет ПМР. http://customs.tiraspol.net/content/view/1196/148/, 17 октября 2011.