Научная статья на тему 'Китайская народная музыка в контексте подготовки педагогов-музыкантов'

Китайская народная музыка в контексте подготовки педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1770
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская народная музыка в контексте подготовки педагогов-музыкантов»

Чжан Цзюнь

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

В процессе многотысячелетней истории китайская нация создала собственную богатейшую национальную музыкальную культуру Музыкальная культура Китая в контексте мировых музыкальных традиций отличается своей древностью и многообразием достижений. Танец под музыку титанического духа колокола и «цин» («цин» - древний ударный музыкальный инструмент в виде пластины, изогнутой углом и сделанной из нефрита, камня или меди) во времена династии Цинь, яркие песни и ослепительные танцы времён династии Суй и Тан, опера и драма династии Сун и Юань - все эти эпохи выявили своеобразное очарование и богатые культурные особенности китайской народной музыки. Её блестящие успехи и широкое влияние оставили, блестящую страницу в мировой музыкальной истории. Как говорил один музыкант, китайская музыка, особенно китайская национальная музыка, как китайский чай - её вкус, её замысел такой глубокий и тихий и так разнится с европейской музыкой... Китайская национальная музыка обладает искренностью в бесцветности, а европейская музыка наполнена бурным чувством. У них разные пространства чувственности и рациональности. Но с начала XX века, вместе с широким распространением европейской музыки, китайская национальная музыка перестала играть большую роль в китайской культуре. С одной стороны, сказалось давление идеологического принципа: «Европа -центр мира», вследствие которого у многих сложилось мнение о прогрессивности европейской музыки и отсталости китайской национальной музыки. С другой стороны, отсутствие глубоких познаний китайских музыкальных традиций приводило к отрыву народа от своих исторических корней и национальной музыкальной культуры, в результате чего стерлись истинные древние знания о национальной музыке. Признаки эстетики китайской национальной музыки существуют в трёх основных сферах:

Первая сфера - Душа гармонии. Гармонии китайская национальная музыка уделяет серьёзное внимание. Нейтральность, лапидарность, умеренность в художественных проявлениях - осно-

вы гармонии. Как и в древней китайской философии, три основные темы - «объединение неба и человека», «объединение сознания и поступков», «объединение чувства и реальности», находят своё место и отражаются в китайской гармонии.

Вторая сфера - Общий дух пустоты. Это требование китайской национальной музыки проявляется в особенностях национального эстетического чувства. Многозначное, изменчивое и неуловимое эстетическое чувство обязательно в создании и в исполнении китайской музыки, при прослушивании произведений и в восприятии китайской музыки. Это концентрируется в одно чувство, которое китайцы называют очарованием. Китайцы ценят очарование выше, чем саму музыку как таковую. Так же, как и в китайском художественном «свободном стиле» (стиль китайской живописи, в котором идейное содержание превалирует над формальным сходством), музыка не стремится к идеализации тонкостей передачи настроений, а стремится к душевному сходству.

Третья сфера - Форма «линии». Европейское искусство обращает большое внимание на трёхмерность или пространственность. И европейскую музыку это принцип тоже не обходит стороной. А китайское искусство - это искусство линии. Сун байхуа, теоретик эстетики, говорит: «и живопись, и каллиграфия, и музыка - все образовали и создали новое «искусство линии».

«Весенняя река. Цветы. Лунная ночь» - это известное китайское национальное музыкальное произведение, его тема - прекрасная, прямая и открытая - проходит через всё музыкальное произведение. Следует прибавить и использование «передачи унисона» - этого своеобразного приёма, в котором музыкальные предложения соединяются между собой, как звенья цепи, запирают друг друга общим ключом, так и это произведение по мере исполнение всё более и более выглядит безупречным и единым духом. Поэтому говорят что «Весенняя река. Цветы. Лунная ночь» не только похоже на один непрерывный рисунок тушью, но и похожа на рисунок геометрического тела, в котором присутствует и главное и второстепенное и полная систематичность. В отличие от европейской музыки, которая полностью зависит

298

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

© Чжан Цзюнь, 2007

от гармонического ряда, мелодии и ее оттенков, китайская музыка, в основном, зависит от того, как мелодия собственно развернулась. И музыка состоит из изменений регистра, тембра... Как и некоторые китайские произведения живописи, «трёхмерность» китайской музыки не зависит от переплетения линии. Отсюда видно, что в китайской национальной тысячелетней музыке, мелодия - это необходимый элемент, который управляет практически всем. Другие музыкальные факторы находятся только лишь в подчинённом положении к мелодии.

Все эти качества китайской музыки определяют её место в учебном процессе, направленном на подготовку педагогов-музыкантов.

Нами разработан спецкурс, предназначенный для изучения студентами 3 курса. Этот спецкурс изучается после изучения истории зарубежной музыки, не предусматривающей глубокое освоение восточных культур. Данный спецкурс включает в себя историко-теоретический и практический блоки. Темы спецкурса:

Историко-теоретический блок:

1. История китайской народной музыки.

2. Особенности китайской народной музыки.

Практический блок:

3. Восприятие китайской народной музыки.

4. Выбор факультативного предмета (народный инструмент или вокал).

Для проведения данного спецкурса педагогу необходимо знать:

- историю китайской народной музыки;

- учебные программы музыкально-педагогических вуза;

- музыкальную литературу различных исторических эпох;

- творчество композиторов, включая необходимые для занятий;

- принципы вокальной и интсрументальной работы, теорию голосоведения;

- современные технические и компьютерные средства;

- основные закономерности развития художественно-творческих, музыкальных способностей, интересов, приемы активизации музыкального восприятия.

1. История китайской народной музыки.

Требования к преподаванию: систематичный и понятный рассказ об истоках и развитии китайской народной музыки.

Методы обучения:

- использование музыкально-методического материала (таблицы, картины, учебники и учебные пособия, музыкальные инструменты, аудиовизуальные средства);

- систематическая проверка и оценивание музыкальные знания учащихся,

- организация и проведение лекций и бесед об истории китайской музыки.

Краткое содержание блока:

Китай - обширная территория, его климат, география, образ, труд, быт, местные условия, нравы во всех местах разыные. Поэтому китайская народная музыка - важная составная часть китайской традиционной культуры, её ценное достояние. Музыкальная культура имеет длинную историю в Китае, существует мнение, что она насчитывает 9000 лет. Во время игры она воспроизводит полную гамму пентатоники, степень звуковой точности этой флейты вызывает удивление. При раскопках обнаружено около двадцати костяных флейт, на которых до сих пор можно играть удивительные мелодии. Можно сказать, что с начала каменного века люди, жившие на землях Востока, уже имели музыкальные способности и потребность реализовать их. Наряду с материальной культурой в их жизни существовала и музыкальная культура.

Китайская народная музыка прошла длинный путь развития вместе с нацией. Китайская народная музыка - символ духовного начала Китая. Со времен династии Цинь и Хань, это около 2000 лет назад, национальная китайская культура развивается не изолировано, а при постоянном обмене с другими народами. Традиционная культура -это очень важное и объединяющее многие народности, живущие на территории Китая, явление. Например, в настоящее время используются китайские музыкальные инструменты Ху Цинь, Пипа, Сона и другие, которые были изобретены в Западном Китае. Народная китайская музыка соединила национальные меньшинства Китая, став неотъемлемой частью культуры народа.

Новый Китай образовался более 50 лет назад, за это время был создан национальный оркестр народных инструментов высокого уровня, появились выдающиеся исполнители на народных инструментах, известные композиторы, такие как: Пэн Соцнзнь (дирижер, композитор), Лю Миню-энь (Баньху), Лю Тэнхэ (Пипа) и др. Одновременно они воспитали отличных молодых специалис-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

299

тов, внесли большой вклад в дело народной музыки, в развитие богатой народной музыкальной культуры.

2. Особенности китайской народной музыки.

Требования к преподаванию: ознакомить с особенностями и видами китайской народной музыки.

Методы обучения:

- ознакомление с особенностями построения и развития музыкальных образов в китайской народной музыке, объяснение жанра, структуры музыкального произведения (различные виды и формы произведений китайской народной музыки перечислены ниже), средств музыкальной выразительности;

- формирование аналитических навыков учащихся (способность выделять главное, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения);

- обучение самостоятельному анализу музыкального произведения с точки зрения отдельных элементов музыкальной структуры.

Краткое содержание курса:

Народная музыка - важная составная часть музыкальной культуры Китайской традиции, основа и исток культуры китайской классической музыки, она насчитывает несколько тысяч лет своего развития.

Китайская народная музыка имеет пять традиционных форм: народная песня, музыка песни и танцев, музыка драмы, музыка с пением и рассказом, инструментальная музыка. Они не только обладают эстетической ценностью, но и богатым внутренним содержанием. В действительности в народной музыке можно выделить три вида: музыка с пением и рассказом, музыка драмы, народная музыка.

В разработке спецкурса по проблемам китайской народной музыки необходимо уделить особое внимание изучению ладовой структуры китайской народной музыки. Преобладающей ладовой структурой народной песни является пентатоника, однако встречаются и другие интонационные модели, которые также следует рассматривать в данном спецкурсе.

Китайская народная музыка построена на пентатонике, то есть на звуковой системе, содержащей пять звуков разной высоты в пределах октавы. Пентатоника представляет собой важнейший звукоряд китайской народной музыки. Согласно этой теории, каждая из пяти ступеней пен-

татоники - гун, шан, тюэ, чжи, юн - может взять на себя функцию ладового устоя (тиао - в переводе лад, тональность). В результате мы получим 5 ладо-тональностей, а именно: гун-тиао ,шан-тиао, тоэ-тиао, чжи-тиао, юн-тиао. В китайской теории музыки нет разделения на мажор и минор.

3. Восприятие китайской народной музыки.

Требование к преподаванию:

- обучение восприятию эстетической ценности и музыкальной выразительности китайской народной музыки. Через обучение эстетической стороне китайской народной музыки и восприятию творчества, студенты одновременно учатся понимать эстетику искусства, расширяют знания. Целью данного блока является пробудить интерес к дальнейшему изучению китайской народной музыки и музыкального наследия Китая.

Методы обучения:

- с помощью инструментального и вокального показа раскрыть художественный замысел сочинения;

- проведение концертов, экскурсий, способствующих духовному развитию студентов;

- способствование средствами музыкального искусства всестороннего развития личности;

- анализ музыкального произведения в плане целостного рассмотрения.

Краткое содержание курса:

Музыкальное наследие предоставляет прекрасные возможности для развития музыкального вкуса и способностей студентов, предоставляя им богатейшую базу для изучения.

В результате тщательного изучения народной музыки китайские композиторы стали глубже понимать музыкальный язык народа, в котором выражены его чувства и мысли. На этой основе композиторы успешно создали немало произведений, таких, как «Китата о реке Хуанхэ» Си Синхая, массовые песии «Большой путь» и «Авангард» Не Эра, скрипичная «Суйюаньская сюита» Ма Сы-цуна, «Танец национальности Яо» Мао Юаня, прелюдия «Весенний праздник» (для симфонического оркестра) Ли Хуань-чжи, «Танец с барабаном» Цюй Вэя, фортепьянная пьеса «Танец Синьцзяна» Дин Шан-дэ, песни «Сердца народов мира едины» Цюй Си-сянь, «Солице никогда не садится в степи» Милчига, оперы «Седая девушка» Ма Кэ и Чжан Лу, «Ван Гуй и Ли Сян-сян» Лян Хань-гуана, «Песня степей» Ло Цзун-синь и т.д.

300

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

Композиторы аранжировали много народных песен для хора и различных ансамблей и гармонизировали немало песен для сольного пения. Таким образом, это песенное творчество масс предстало перед слушателями в новом облике, будучи обработано композиторами. Например, великий композитор Си Син-хай - сам глубокий знаток китайского народнопесенного искусства -указывает на единственно правильный путь развития китайского композиторского творчества: писать на основе народной песни, глубоко постигая её особенности и дух. Писать для народа, на языке понятном и доступном народу. «Если говорить о рождении нового стиля в творчестве китайских композиторов, - пишет Си Син-хай, -то речь может идти только о претворении всего необозримого богатства нашей народной музыки в новых формах, рождаемых в борьбе за новое прогрессивное содержание, в борьбе за новую культуру».

4. Выбор факультативного предмета (народный инструмент или вокал).

Методы обучения:

- использование репетиционные методы работы, диагностирование правильности вокального и инструментального звучания.

Методы обучения:

1. Вокальная подготовка:

- пение под собственный аккомпанемент одноголосные и многоголосные произведения;

- знание истории развития вокально-исполнительских традиций китайской народной музыки, ее разнообразный вокальный репертуар;

- обращать внимание на голосообразования и способы его защиты;

- пение с листа произведения китайской народной музыки, транспонирование в другие тональности вокальных произведений.

2. Инструментальная подготовка:

- развитие навыков музицирования произведений китайской народной музыки (аранжировка);

- обучение умению на профессиональном уровне исполнять музыкальное произведение перед аудиторией.

Краткое содержание курса:

В результате данного спецкурса студент приобретает умение доходчиво и увлекательно рассказать об художественных особенностях китайской народной музыки различных исторических эпох и направлений, стилей, о творчестве композиторов. В систему умений и навыков входит анализ содержания и строения конкретного музыкального произведения, его профессиональное исполнение перед аудиторией.

На основе народной музыки будущий преподаватель музыки сможет развивать потенциал учащихся. Это открывает личности безграничные перспективы для утверждения ее духовных, нравственных, общечеловеческих ценностных ориентации.

Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

Секованов В.С. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФРАКТАЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ: [Монография] / рец. Е.И. Смирнова, Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ, 2006. - 279 с. - ISBN 5-7591-0748-8.

В монографии исследуются проблемы, касающиеся формирования креативности студентов университета при обучении фрактальной геометрии в свете философского, педагогического, психологических подходов. Рассматриваются методы современного направления математики - фрактальной геометрии, связанные с вычислением размерностей Минковского и Хаусдорфа, созданием перехода сценариев к хаосу, построением фрактальных множеств, созданием художественных композиций и др. Предлагается программа обучения фрактальной Х^еометрии в вузе (в рамках кружков и дисциплин по выбору). ^

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.