Научная статья на тему 'Китайская народная картина няньхуа в современной художественной культуре (1980-90-е гг.)'

Китайская народная картина няньхуа в современной художественной культуре (1980-90-е гг.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
545
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная культура / изобразительное искусство китая / китайская культура / китайская народная картина / современное искусство китая / няньхуа

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гультяева Г. С.

Данная работа дает представление о развитии искусства китайской народной картины в 1980-90-е гг., ее месте в современном изобразительном искусстве Китая. Автор выделяет основные жанрово-тематические группы, анализирует художественные особенности и идейное содержание китайской народной картины, ее роль в культурной жизни китайского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a notion about development of Chinese folk print art in the decade of 1980-1990s and shows its place in Chinese modern fine art. The author points out the main genre and theme groups, analyses its artistic characteristics, main ideas and indicates its role in the cultural life of the contemporary Chinese society.

Текст научной работы на тему «Китайская народная картина няньхуа в современной художественной культуре (1980-90-е гг.)»

Г. С. Гультяева

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ КАРТИНА НЯНЬХУА В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (1980-90-е гг.)

Работа представлена кафедрой искусствоведения СПбГУП.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер

Данная работа дает представление о развитии искусства китайской народной картины в 1980-90-е гг., ее месте в современном изобразительном искусстве Китая. Автор выделяет основные жанрово-тематические группы, анализирует художественные особенности и идейное содержание китайской народной картины, ее роль в культурной жизни китайского общества.

The article gives a notion about development of Chinese folk print art in the decade of 1980-1990s and shows its place in Chinese modern fine art. The author points out the main genre and theme groups, analyses its artistic characteristics, main ideas and indicates its role in the cultural life of the contemporary Chinese society.

В настоящее время на фоне грандиозных экономических успехов КНР существует устойчивый интерес к культурным реалиям современного китайского общества. Изучение современного искусства Китая приобретает актуальное значение. Одним из самых популярных и массовых видов изобразительного искусства Китая второй половины XX в. является китайская народная картина. В связи с этим изучение современной китайской народной картины представляется важным для подготовки специалистов в области культуры и искусства Китая.

Искусство китайской народной картины, или нянъхуа, непосредственно связано с празднованием Нового года, таким образом объясняется название «нянъхуа» - «новогодняя картина». До наших дней в пол-

ном объеме дошла традиция в канун празднования Нового года украшать интерьер жилых и служебных помещений картинками, содержащими новогодние поздравления с пожеланиями счастья, долголетия, благополучия.

Анализ состояния художественного рынка Китая 80-90-х гг. XX в. показывает, что искусство нянъхуа реализуется в двух формах. Это, во-первых, массовая художественная продукция, отвечающая прямому «прикладному» характеру нянъхуа - новогоднего украшения. Художественная продукция нянъхуа издается полиграфическим способом и огромными тиражами распространяется в преддверии Нового года. Основную часть произведений составляют картины с символико-благопожелательны-ми, религиозными сюжетами, они близки

4 6

по своему содержанию, стилистике, набору сюжетов и персонажей к традиционной форме старых няньхуа (конец XIX - начало XX в.). Они сохраняют декоративные функции старых няньхуа, связанные с обрядовой и культовой сторонами празднования Нового года.

Во-вторых, существует огромный массив художественных произведений, которые утратили подобный «прикладной» характер и по своей манере исполнения и идейному содержанию примыкают к официально признанному искусству. Это произведения няньхуа общественно-политической тематики, которые воспевают успехи экономических реформ, прославляют высших руководителей страны, отражают важные общественные события. Значительную часть составляют произведения бытового жанра, которые в идейном плане также непосредственно связаны с текущей политической ситуацией. Авторами официального направления няньхуа выступают известные графики и художники - представители направлений национальной живописи го-хуа и масляной живописи юхуа. Произведения экспонируются на крупномасштабных международных и национальных выставках.

С целью исследования тенденций и особенностей развития современной художественной культуры Китая наибольший ин -терес для изучения представляет официальное направление искусства народной картины. После образования КНР в 1949 г. облик няньхуа претерпел огромные изменения. Обращение к новой тематике и новым художественным методам было обусловлено социально-политической обстановкой в китайском обществе второй половины XX в. Правительство КНР акцентировало внимание на пропагандистской функции искусства, главным художественным критерием считалась политическая и общественная значимость произведения. В силу своего массового распространения, упрощенного художественного языка твор -чество няньхуа получило широкое призна-

ние со стороны правительства. Многие художники, стремясь расширить выразительные возможности няньхуа, осваивали новые материалы, технику, новый подход к изображаемому объекту. Во второй половине XX в. получил развитие смешанный стиль, объединяющий элементы европейской и китайской живописи.

Современная картина няньхуа 198090-х гг. - это вид изобразительного искусства, синтезировавший несколько художественных систем: декоративную форму няньхуа, национальную станковую живопись, приемы европейской живописи. Современная народная картина в большинстве случаев создается в технике акварели или печатается типографским способом. Главной чертой няньхуа 1980-90-х гг., как и предшествующего периода, остается ее политизированный характер.

Следует отметить, что в целом в 198090-х гг. художественное творчество в области новогодней картины отличается высокой активностью, появлением большого количества произведений разного жанра и тематики. Данный факт объясняется десятилетним застоем в период «культурной революции» 1966-1976 гг., когда искусство няньхуа прекратило свое существование. Известно, что выпуск няньхуа в 1980-90-е гг. значительно превысил 1950-60-е гг. и достиг небывалого размаха. Так, 1984 г. было издано 3500 видов продукции тиражом более 700 млн экземпляров, в создании которых принимало свыше 2000 профессиональных и непрофессиональных художников, в производстве няньхуа было задействовано более чем 60 издательств1.

Учитывая тесную связь няньхуа с политикой, правительство КНР придавало важное значение развитию искусства народной картины. Проводились разнообразные выставки няньхуа - всекитайские, региональные, местные, так, например, в 1995 г. была проведена уже 5-я Всекитайская выставка новогодней картины, где отмечались и награждались премиями лучшие произведения.

Если рассматривать художественную продукцию этого периода с точки зрения жанровой систематизации, то самым массовым является общественно-политический жанр, непосредственно обслуживающий текущий политический курс. Это произведения, воспевающие успехи «четырех модернизаций» и экономических реформ, преобразования в деревне (введение системы подряда), победы китайских спортсменов на международных соревнованиях, воинские заслуги китайских солдат во Вьетнаме и т. д.

С общественно-политическим жанром тесно связан портретный жанр. Парадные портреты высших партийных и военных руководителей страны создавали в многочисленных вариантах и целыми сериями («Основатели государства» художник Лю Сици; «Народный премьер» художники Ван Синбин и Цао Шуцин и т. д.).

Например, коллективом художников Хоу Жун, Хэ Доцзюнь и другими создано монументальное полотно «Прославленные руководители Китая». Групповой портрет нарисован на фоне знаменитой «стены девяти драконов» в Пекине. Как известно, в Китае образ дракона издавна связывался с верховной властью. Композицию дополняют традиционные графические символы. Так, цветущее дерево сливы-ж?й ассоциируется с китайским Новым годом, весной и появлением всего нового. В данном случае образ сливы-.мэй означает рождение нового государства и начало новой жизни. Изображение сосны в китайской художественной традиции олицетворяет благородную личность, обладающую внутренней стойкостью, неподвластной внешним невзгодам. Использование символики аллегорически характеризует образы вождей, выражает их стойкую жизненную позицию, несгибаемую волю и решимость. Язык символов и иносказаний, свойственный традиционной народной картине, позволяет передать больше идей, дать более глубокую характеристику художественного образа.

Известны целые серии картин под названием «Любимые маршалы». Одноименное произведение объединяет девять фрагментарных композиций. Каждый отдельный эпизод представляет конный портрет на фоне живописного пейзажа (художник Хэ Доцзюнь и др.). Детально, тщательно нарисованные образы полководцев похожи на цветные фотографии. В романтической манере создан другой групповой портрет китайских маршалов «Слуги народа» (художник Ван Байшунь и др.), где полководцы верхом на богатырских конях взбираются по горному склону.

На многих картинах художники воссоздавали образы вождей в неформальной обстановке, на встречах с сельскими тружениками, с детьми, на природе. В подобных композициях прослеживается тенденция приблизить к народу образы государственных и партийных руководителей. Так, мы видим премьера Чжоу Эньлая с девочкой (картина «Дедушка Чжоу очень устал», художник Линь Чжэнь), маршала Хэ Луна на рыбалке (картина «На берегу озера», художник Мо Бохуа) и т. д.

Несомненно, одним из выдающихся национальных лидеров XX в. можно считать Дэн Сяопина - инициатора и «архитектора» китайских реформ. Дэн Сяопин сыграл ключевую роль в превращении Китая в экономическую сверхдержаву. За относительно короткий период с конца 1970-х гг. Китай сумел вырваться из состояния политического хаоса, нищеты, отсталости и достичь небывалых экономических успехов. Авторитет Дэн Сяопина в глазах всех слоев населения страны затмил и превзошел авторитет не только Мао, но и пользовавшегося глубокой симпатией в Китае Чжоу Эньлая2.

В 1980-90-х гг. тема экономических реформ является самой значительной в художественном творчестве нянъхуа. Образ Дэн Сяопина становится символом экономического успеха и будущего процветания страны. На многочисленных произведениях Дэн Сяопин предстает не только как

вдохновитель и стратег, но и как непосредственный участник грандиозных экономических преобразований. Это картины масштабных строек, виды ультрасовременных городов, воссоздание исторических событий, связанных с проведением реформ и политики открытости. Главная идея - показать решающую роль Дэн Сяопина в разработке и осуществлении политики реформ и впечатляющие успехи на пути ее осуществления. Известны произведения, где Дэн Сяопин показан в беседе с учеными (картина «Я стану надежной опорой для вас», художник Хэ Цичао), осматривает новый район Шанхая с верхней площадки небоскреба (картина «Ветер с востока приносит весну», художник Хуан Мяофа), во время инспекционной поездки по югу страны (картина «Весна в Китае», художник Чэн Цзиу) и т. д.

Многие художники создавали политические портреты, используя прием сочетания в одной композиции элементов национальной и европейской живописи. Главное внимание уделялось детальной, тщательной проработке образа. Фон картины, как правило, создавался в стиле традиционного китайского пейзажа - «горы-воды» с дымкой, облаками, завышенным горизонтом ит. д. В подобном смешанном стиле созданы портреты Чжоу Эньлая на фоне пейзажа горного ущелья Санься (художник Цзин Гуанюань), Дэн Сяопина на фоне горы Хуаншань (художник Чэн Цзиу), Сун Ятсе-на и Сун Цинлин (художник Сюй Фугэнь). Так, мы видим революционно-романтический образ Сунь Ятсена на фоне горных пиков и бушующего моря. В китайской живописной традиции с изображением горных утесов, сосны связано представление о совершенстве человека, его величии, стойком характере. Таким образом, символико-мета-форические средства позволяли раскрыть внутренний мир человека, дать углубленную характеристику образа.

Впервые в художественной традиции няньхуа зазвучала тема мира, тема дружеской солидарности в борьбе за мир. Так, этой идее посвящена картина «Пусть весь

мир наполнится любовью» (художник Сюй Фугэнь), где изображена Сун Цинлин - почетный председатель КНР, она в окружении детей разных стран кормит голубей. Этот же мотив повторяется в произведении «Мир и счастье» (художник Лю Синьци).

Большое количество картин 1980-90-х гг. имеет военно-патриотическую направленность. Идея патриотизма и ответственности за страну раскрывалась через жанровые сюжеты, например: «Радостная весть домой» (художник Ван Синбин), «Папина медаль за боевые заслуги» (художник Ван Мэйфан), групповой портрет «Доблестная армия» (художник Цзин Гуанюань) и др. Произведения военно-патриотического содержания играли идейно-воспитательную роль среди населения.

После десятилетнего периода «культурной революции» вновь возродился огромный интерес к картинам литературного, театрального, пейзажного жанра. Наибольшую популярность завоевали сюжеты из знаменитых романов-эпопей «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня XVIII в., «Трое-царствие» Ло Гуаньчжуна XIV-XV вв., «Путешествие на Запад» Ши Найаня XIII-XIV вв. и др. Произведения выполнялись в технике акварели. Они характеризуются повествовательной манерой изложения и фрагментарностью композиционного решения, свойственные старым няньхуа.

Широкое развитие в 1980-90-е гг. получил жанр пейзажа, картины репродукции гохуа, натюрморт. Чрезвычайно кра-сочны и живописны композиции «Знаменитые виды Пекина» (художник Лю Чжун-чэнь), «Прекрасные виды Китая» (художник Сюй Чжэньши) и др. Особенностью пейзажных композиций этого периода стало условное соединение в одной картине нескольких фрагментов знаменитых архитектурных сооружений или видов. Следуя национальным традициям, авторы использовали прием рассеянной перспективы, свойственный живописи гохуа. Подобные произведения были призваны воспевать любовь к родине и вызывать в зрителях патриотические чувства.

Огромное количество картин создано в благопожелательном жанре. Это композиции с изображением детей, в сочетании с традиционными благопожелательными символами: «Картина счастливого предзнаменования с изображением трех мальчуганов» (художник Цзу Цуйлинь), «Дети, играющие среди жэньшеня» (художник Ван Вэньцянь), «Почтенный Шоу-син и близнецы Хэ-Хэ, дарующие счастье и долголетие» (художник Чэн Личжи) и др.

В некоторых произведениях традиционные благопожелания приобретают общенациональный и общегосударственный смысл. Так, в композиции «Картина единства» (художник На Циминь) забавные и жизнерадостные малыши, одетые в национальную одежду, тянут сказочную рыбу; пухлый мальчуган показан на фоне сияющей волшебным светом площади Тяньаньмэнь в окружении целого набора благопожела-тельной символики - «Родиться в счастье» (художник Чэнь Хуаминь); в центре композиции «Да здравствует Родина» (художник Чжан Сюши) - государственный герб КНР, элементы национальной символики, фрагменты знаменитых пейзажных мест. Симметрично с двух сторон располагаются многочисленные детские образы, растительные и мифологические символы благопоже-ланий. Как правило, произведения благопо-желательного жанра отличаются насыщенным колористическим решением, эффектными цветовыми сочетаниями. Основная идея произведений - отразить надежды на процветание и могущество государства.

Особенностью этого периода было ши-рокое развитие бытового жанра. Художни-ки создавали разные по содержанию бытовые композиции: «Каждый должен стать Лэй Фэном» (художник Жэнь Люйин), «Старание» (художник Цзоу Цикуй), «Счастливые свекровь и невестка» (художник

Чжу Цзюньци), «Платье невесты» (художник Ван Мэйфан), «Знак внимания» (художник Ли Юньлун), «Ученики» (художник Ван Чжэньси). Бытовые сюжеты на народной картине просты и незатейливы, не отражают острой социальной проблематики, иногда сводятся к простому бытоописа-тельству. Такой подход объясняется самой сущностью нянъхуа, ориентированной на внешний эффект (яркий колорит, гармоничную композицию), художник не стремится передать психологического состояния героев. Во многих работах прослеживается непосредственная связь с общественно-политической ситуацией в стране. Так, в сюжете «Прекрасный пейзаж» (художник Сюй Чаолун) изображен эпизод из жизни современной крестьянской семьи. Невестка учит пожилую свекровь фотографировать, рядом внук радостно хлопает в ладоши, подбодряя бабушку, которая несмело держит в руках необычную технику. Замысел художника - показать зрителю всесторонние преобразования, коснувшиеся и материальной, и духовной стороны жизни сельского населения.

Искусство народной картины в Китае в настоящее время пользуется широкой популярностью. При всем принципиальном отличии современной картины от старой, в ней сохраняются традиции старого народного искусства.

При изучении учащимися китайской народной картины рекомендуется использовать следующий порядок подачи искусствоведческого материала: выделить основные жанрово-тематические группы; рассмотреть виды композиций, основных героев; выделить художественные особенности. Изучение данного материала вызывает большой интерес у учащихся и способствует постижению ими основных тенденций зарубежного искусства второй половины XX в.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. работы: Wang Shucun // Zhongguo xiandai meishu quanji. Nianhua. (Полное собрание современного изобразительного искусства Китая. Няньхуа.) Шэньчжэнь. Т. 1. С. 29.

2 Титаренко М. Л. Дело и эра Дэн Сяопина // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 2. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.