УДК 32
Ван Пэйюй
магистр,
Высшая школа государственного администрирования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова [email protected] Wang Peiyu
Lomonosov Moscow State University Graduate School of Public Administration
Китайская модель государственного управления The Chinese model of public administration
Аннотация. Китайская модель государственного управления представляется собой уникальное сочетание политических и культурных основ, состоящих из коммунистических и конфуцианских ценностей. Актуальность данного исследования обусловлена уникальным опытом Китая и его феноменальными успехами в большинстве секторов общественной и хозяйственной жизни общества, которые требуют научного осмысления для возможности прикладного использования. Объект исследования -государственное администрирование, как прикладное выражение деятельности государственных органов. Предмет исследования - модель государственного управления, исходя из отличительных признаков национального суверенитета. Цель исследования - раскрыть содержание модели государственного управления Китая. Результаты исследования: 1. Представлена укрупнённая модель государственного управления с базовым элементом ВСНП. 2. Раскрыто содержание модели и механизм взаимодействия между элементами иерархии.
Ключевые слова: собрание народных представителей, автономия, государственный институт, государственный совет, постоянный комитет.
Annotation. The Chinese model of public administration is a unique combination of political and cultural foundations consisting of communist and Confucian values. The relevance of this study is due to the unique experience of China and China's phenomenal success in most sectors of social and economic life of society, which require scientific understanding for the possibility of application. The object of the study is public administration as an applied expression of the activities of state bodies. The subject of the study is a model of public administration based on the distinctive features of national sovereignty. The purpose of the study is to reveal the content of China's public administration model. Research results: 1. An enlarged model ofpublic administration with a basic element of the NPC is presented; 2. The content of the model and the mechanism of interaction between the elements of the hierarchy are disclosed.
Key words: assembly of People's Representatives, autonomy, state institution, state Council, standing committee.
Отсчёт государственности Китайской Народной Республики, в той форме, в которой мы её можем идентифицировать в настоящий момент, начинается с 1949 года, когда правительство Пекина сделало официальное заявление о законности и единоначалие правительства во всём Китае, включая материковый Китай и Тайвань. Структура государственного управления строится иерархически от локальных признаков к глобальным: каждое местное отделение находится в равном подчинении местного лидера и руководителя соответствующего отделения, бюро или министерства следующего более высокого уровня. В Китае существует такой государственный институт, как Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП) и местное собрание народных представителей (СНП), членов Собрания народных представителей на местном уровне избирает народ. На рисунке 1 представлена укрупнённая модель государственного управления в Китае.
Рисунок 1 Укрупнённая модель государственного управления Китая.
Народные собрания местного уровня несут ответственность за надзор за местными органами власти и избирают членов в провинциальные (или муниципальные в случае независимых муниципалитетов) народные собрания. Собрание народных представителей провинции, в свою очередь, избирает членов Всекитайского собрания народных представителей, которое ежегодно собирается в марте в Пекине. Собрание народных представителей на каждом уровне играет большую роль в выборе подходящих кандидатов для избрания в местный конгресс и на более высокие уровни.
Президент Китая является главой государства, выступая в качестве формального главы Всекитайского собрания народных представителей. Премьер -министр Китая является главой правительства, председательствует в Государственном совете, состоящем из четырех вице-премьеров и глав министерств и комиссий. В однопартийном государстве генеральный секретарь
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
Коммунистической партии Китая обладает высшей властью и властью над государством и правительством. Должности президента, генерального секретаря и председателя Центральной военной комиссии одновременно принадлежат одному лицу с 1993 года, что дает этому лицу, де-юре и де-факто, власть над страной.
Постоянный комитете ВСНП состоит из 7 членов:
1. Си Цзиньпин)- Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая, Председатель Китайской Народной Республики, Председатель Центрального военного совета.
2. ^ЩЛи Цян).
3. ¿ЩЩЧжаоЛеджи).
4. ЗЗ^Ван Хунин)
5. |Щ(Кай Ци)- Первый секретарь Центрального секретариата.
6. ТМ^Дин Сюэсян)
7. ^fij (Ли Си)- Секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины.
Также важнейшим элементом государственного управления в Китае является институт национальной районной автономии, который предполагает наличие органа самоуправления в конкретном районе, наделённым этим правом руководством страны. Подобный институт позволяет национальным меньшинствам осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность на конкретной территории согласно Закону о национальной районной автономии (принят в 1984 году на второй сессии ВСНП 6-го созыва).
В Китае долгое время сохраняются порядка пяти крупных автономных районов:
1. Внутренняя Монголия.
2. Синьцзян - Уйгурский район.
3. Гуанси - Чжуанский район
4. Нинся - Хуэйский район
5. Тибетский район.
Также существует 30 округов автономий, 120 уездных автономий и свыше 1100 автономных национальных волостей. Центральное правительство осуществлять общий контроль, регулирование и финансирование в виде различных инициатив, в частности расширения программ по обеспечению населения автономий государственным жильём: «...Китайское правительство за последние несколько лет приступило к крупномасштабному расширению предоставления государственного жилья» [1, с. 534].
С момента создания Китайской Народной Республики в 1949 году, страна активно участвует наравне с международным сообществом в оказании иностранной помощи другим странам. В модели государственного управления значительное внимание уделяется международной активности; за последние несколько десятилетий международное сообщество стало свидетелем увеличения китайской иностранной помощи. В частности, недавним примером является инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП). Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) представляет собой инфраструктурный проект, запущенный в
2013 году китайским лидером Си Цзиньпином. Целью программы является расширение морских маршрутов и сетей наземной инфраструктуры, соединяющих Китай с Азией, Африкой и Европой, что способствует развитию торговли и экономического роста: «В январе 2018 г. Китай опубликовал Белую книгу «Арктическая политика Китая», в ней, в частности, отмечено, что Китай готов сотрудничать по вопросам развития и использования арктического водного пути для совместного строительства «Ледового Шелкового пути» со всеми заинтересованными сторонами» [2, с. 35].В программе выделено пять основных целей, среди которых: «Координация политики, содействие связности, беспрепятственная торговля, финансовая интеграция и установление новых связей между людьми» [3]. В частности, это предполагает масштабное развитие торговых путей, что приведет к значительному расширению наземной транспортной инфраструктуры и новых портов в Тихом и Индийском океанах для облегчения региональных и межконтинентальных торговых потоков и увеличения поставок нефти и газа.
Модель государственного управления Китая предполагает многопартийность, так в Китае, помимо Коммунистической партии Китая, существуют восемь партий:
- Революционный комитет китайской партии Гоминьдан;
- Демократическая лига Китая;
- Ассоциация демократического национального строительства Китая;
- Ассоциация содействия развитию демократии Китая;
- Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая;
- Китайская партия Чжигундан (Партия стремления к справедливости);
- Общество Цзюсань (Общество 3сентября);
-Лига демократической автономии Тайваня.
В Китайской Народной Республике централизованное управление осуществляет ведущая партия - Коммунистическая партия Китая (КПК), возглавляемая генеральным секретарем КПК, который, как правило, является национальным лидером Китая.
Китай является одним из немногих современных примеров устойчивого политического строя, который систематически показывает крайне высокую эффективность функционирования бюрократического аппарата и политических элит[4; 5]. Подобная система политического устройства может быть использована как теоретическая модель государственного управления для аналогичного выстраивания системы политического менеджмента в других странах.
Литература
1. Chen J., Yang Z., Wang Y. P. The new Chinese model of public housing: A step forward or backward? //Housing Studies. - 2014. - Т. 29. - №. 4. - С. 534-550.- DOI 10.1080/0267303 7.2013.873392.
2. Фу, С. Проект "Ледовый Шелковый путь", его преимущества и возможности / С. Фу, Б. М. Малашенков // Дискуссия. - 2022. - № 4(113). - С. 3240. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-4-113-32-40. - EDN YYHVUV.
3. Hong Z. China's one belt one road: An overview of the debate. - 2016.
4. Базина, О. О. Защита персональных данных в Европейском Союзе и Китае. Система социального кредита Китайской Народной Республики / О. О. Базина // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 12(163). - С. 67-73. - DOI 10.46320/2073-4506-2021-12-163-67-73. - EDNPFRRFD.
5. Ян, Т. Механизм наблюдательного совета в Китае: исследование эффективности по законодательству и практике / Т. Ян // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 9(160). - С. 45-48. - EDNAYJJSD.
References
1. Cheng., Yang Z., Wang Yu. P. The new Chinese model of public housing construction: step forward or step back? //Housing research. - 2014. - Vol. 29. - No. 4.
- pp. 534-550.-DOI 10.1080/02673037.2013.873392.
2. Fu, S. The project "Ice Silk Road", its advantages and opportunities / S. Fu, B. M. Malashenkov // Discussion. - 2022. - № 4(113). - Pp. 32-40. - DOI 10.46320/20777639-2022-4-113-32-40. - EDN YYHVUV.
3. Hong Z. The Chinese project "one belt, one road": an overview of the debates.
- 2016.
4. Bazina, O. O. Personal data protection in the European Union and China. Social Credit System of the People's Republic of China / O. O. Bazina // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 12 (163). - Pp. 67-73. - DOI 10.46320/2073-4506-2021-12-16367-73. - EDNPFRFD.
5. Yang, T. The mechanism of the Supervisory Board in China: a study of effectiveness in legislation and practice / T. Yang // Eurasian Legal Journal. - 2021. -№ 9 (160). - Pp. 45-48. - EDN AYJJSD.