Научная статья на тему 'Китайская модель государственного регулирования экономики'

Китайская модель государственного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1316
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КИТАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ВВП / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Го Линь

Приводится анализ достижений китайской модели государственного регулирования экономики Китая. Рассматриваются принципы государственного регулирования экономики Китая. Делаются выводы об эффективности проводимых экономических реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская модель государственного регулирования экономики»

Менеджмент

29

КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

© Го Линь*

Белорусский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Минск

Приводится анализ достижений китайской модели государственного регулирования экономики Китая. Рассматриваются принципы государственного регулирования экономики Китая. Делаются выводы об эффективности проводимых экономических реформ.

Ключевые слова экономика Китая, экономическая политика, экономические реформы, ВВП, плановая экономика, органы государственного регулирования экономики Китая.

Китайская модель государственного регулирования экономики, отличалась до XVIII съезда КПК вторичностью политического реформирования относительно экономического, приоритетностью модернизации и внешнеэкономической экспансии, перераспределением средств от потребителя к производителю (невысокая зарплата, платность общественных благ, высокая норма сбережений), привлечения масштабных ПИИ и государственных капиталовложений. Все это осуществлялась на фоне поддержки населением и со стороны иностранных инвесторов проводимой экономической политики. В результате проводимых мер были достигнуты самые высокие среднегодовые темпы экономического роста в мире (среднегодовой рост был больше 9 % в течение 30 лет). Даже в посткризисный период (2009-2013 гг.) среднегодовые темпы экономического роста были высокими (от 9,2 % до 10,3 %). За счет проведения эффективных мер государственного регулирования экономики, выраженной в осуществлении государственной поддержки реального сектора, увеличения объемов инвестирования в инфраструктуру, устойчивости банковского сектора экономика Китая первой продемонстрировала признаки оздоровления после мирового финансово-экономического кризиса.

Текущее состояние и тенденции государственного управления развитием экономики Китая в своей совокупности определяются жесткой иерархией, которая посредством установленных форм и механизмов воздействия позволяет направлять социально-экономические процессы в стране (табл. 1).

Реформируя основные механизмы социально-экономической жизни, власти Китая начали свой путь с оптимизации работы промышленных отраслей экономики, затем создали благоприятные условия для развития социального положения граждан и на современном этапе стремятся реструктурировать ведущие отрасли экономики для создания высокотехнологиче-

Аспирант кафедры Аналитической экономики и эконометрики.

30 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ского экологически безопасного производства. Необходимость существенного реформирования экономики была обусловлена ограниченными финансовыми возможностями, сравнительно низким научным потенциалом, невысоким уровнем образования населения. Правительством Китая для устранения этих проблем были разработаны комплексные программы и концепции всестороннего развития, которые осуществлялись посредством проведения большого объема мер, усиливающих основные экономические преобразования в хозяйственной деятельности страны. В процессе их реализации они дорабатывались и пересматривались с учетом внешних и внутренних факторов влияния и условиях реализации.

Дэн Сяо Цзен ХуЦзинтао Си

Пин Цзэмин Цзиньпин

Рис. 1. Динамика среднегодовых темпов роста ВВП в постоянных ценах Китая в периоды правления различных поколений руководителей

Источник: составлено автором на основе [2].

Таблица 1

Характеристика китайской модели государственного регулирования экономикой

Принципы Характеристика

Относительная открытость экономики Китай относится к странам, успешно адаптирующимся к процессам глобализации. Государственное управление экономикой сочетается с относительной открытостью рынков и активным использованием реализуемых государственных программ. Реализуя этот принцип государственного управления КНР, во-первых, остается верна своим стратегическим целям, а во-вторых, способна влиять на международные рынки.

Сочетание свободного рынка и плановой экономики Принятие решений на государственном уровне в КНР в большинстве случаев осуществляется путем разработки и реализации долгосрочных программ. При разработке государственных программ приоритет отдается интересам всего государства, а экономическая деятельность на внутренних рынках стимулируется индивидуальной выгодой. В Для устранения противоречий в обществе разработан эффективный механизм рыночного регулирования, дополняемый единым плановым регулированием.

Менеджмент

31

Окончание табл. 1

Принципы Характеристика

Реформирование действующего институционального строя При реформировании государственной системы управления власти не устранили фундаментальных основ политического устройства, а попытались сохранить прежнюю систему, постепенно дополняя её новыми институтами.

Глобальное лидерство и благосостояние каждого Успех экономических реформ в Китае обусловливается их последовательным исполнением и социальной направленностью. Для реализации социальной направленности реформ органами государственного управления была реализована 15-летняя программа 1996-2010 гг., которая позволила достичь существенных результатов в социальном развитии. Развитие экономики Китая обусловлено исследованием программами научнотехнического прогресса, а итоги научно-технической революции оказали влияние на развитие всего народного хозяйства КНР. Так, в период 2000-2010 гг национальный доход Китая удвоился. Это определило рост благосостояния населения. После 2010 г. китайская экономика продолжила свой рост путем реализации программ модернизации и внедрения инноваций.

Целевые установки и ориентиры развития страны В 2003 г. властями разработана программа социально-экономического развития страны до 2020 г., направленная на создание инфраструктуры, обеспечивающей к 2050 г. полную модернизацию экономики Китая, которая позволит достичь высокого демократического и цивилизованного уровня. Новый период индустриализации экономики Китая должен стать ключевым поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства, что позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в стране. По прогнозам к 2020 г удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны составит 50-60 %. Рядом специалистов выдвигаются теории, что к 2050 г. программа модернизации Китая должна быть завершена, и Китай станет ключевой страной на международном уровне. Проводя политику модернизации производительного потенциала страны, власти Китая стремятся развивать собственные инновации хозяйство, увеличивать квалификацию трудовых ресурсов.

Сбалансированное социально-экономическо-го развития Рост китайской экономики был преимущественно экстенсивным, ресурсоемким, наносящим ущерб окружающей среде. После XVIII съезда КПК властями ставилась задача изменения данной модели развития на интенсивное направление. В рамках концепции «пяти балансов»: развития города и села, регионов; экономики и социальной сферы; общества и окружающей среды; внутреннего развития рынков и внешней открытости.

Глобализация и национальная специфика Особенностью государственного управления экономикой Китая является его крепкий культурный фундамент, который сформировался на основе традиционной древней культуры и ее национальных особенностей. Национальная специфика, особенности менталитета нации и конкретные социально-экономических условия позволяют поддерживать стабильность экономического развития.

Источник: составлено автором.

Органы государственного управления Китая в ходе реформирования экономики под воздействием диктуемых международными объединениями

32 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

правил осуществления хозяйственной деятельности отменили и реформировали более тысячи законов и инструкций. За 2001-2010 гг. китайские власти проводили политику снижения таможенных пошлин и различных нетаможенных платежей. В течение пяти лет после вступления КНР в ВТО произошли существенные изменения в экономике страны. Были созданы специализированные территории для развития торговли, большое развитие получила финансовая система, увеличилось число компаний с иностранным капиталом, были созданы административные центры управления во всех провинциях. В Китае реализованы, рекомендованные ВТО, единые принципы осуществления правительственных закупок, унифицированы общие положения о внешнеэкономической деятельности. Согласно разрабатываемым государственным программам в период 2015-2030 гг. Китай отменит все нетаможенные сборы, не соответствующие соглашениям ВТО.

Проводимая внешняя экономическая политика Китая направлена на реализацию стратегических государственных целей, которые больше всего проявляются в обеспечении экономической безопасности и государственной обороны. Активное участие Китая в глобализации и усилении интеграционных процессов является ключевым фактором обеспечения экономической безопасности. Правительство КНР для достижения экономической безопасности стремится с одной стороны участвовать в различных значимых валютных и экономических объединениях с сохранением общих принципов управления, которые являются специфичными для китайской экономики. С другой стороны Китай стремится создавать новые торговые корпорации, региональные и межрегиональные хозяйственные субъекты, центром которых являлся бы Китай. Посредством реформирования законодательства о внешней торговле Китай с одной стороны выстроил оптимальные механизмы обеспечения свободы торговли и инвестиций, а с другой - сформировал эффективную систему многосторонней экономической безопасности. Государственная стратегия Китая в вопросах экономического регулирования на данный момент направлена не столько на использование пассивной оборонительной тактики и торговой защиты, сколько на активную наступательную тактику получения преимуществ за счет участия в интеграционных союзах [1, с. 172].

В Китае успешно реализуется инвестиционная стратегия «Один пояс, один путь» имеет две основных цели: 1)она должна стать новой вехой в открытости Китая. За последние тридцать лет процесса открытости, большинство действий в прибрежных районах были более успешными для экономического развития, чем во внутренних районах; 2) она должна стать главной площадкой для китайской экономической дипломатии. Мирный подъем Китая послужил примером того, что дипломатия способствует развитию экономики.

На сегодняшний день в Китае действует благоприятный климат и созданы все предпосылки для реализации всестороннего участия страны в глобализации экономики. Так, в 2014 г. Китай стал крупнейшим экспортером мира, а объем экспортируемой продукции достиг десятой доли мировой

Менеджмент

33

торговли. В сравнении с другими странами государственное регулирование внешней экономики Китая имеет свою специфику, заключающуюся в эффективности использования общих инструментов и методов управления, новейших форм реформирования законодательной и институциональной базы с учетом главных стратегических целей государства. Успех Китая обусловлен его экспансией на внешних рынках. Правительство Китая сумело использовать неравномерность экономического развития различных стран с учетом своих интересов, что позволяет осуществлять широкое всестороннее многоуровневое участие страны в глобализации экономики.

Китайская модель государственного регулирования экономики отличается спецификой разработки конкретных мер экономической политики, предполагает ее поэтапность, вторичность политического реформирования относительно экономического, приоритетность модернизации и внешнеэкономической экспансии. Все это осуществляется на фоне поддержки населением и со стороны иностранных инвесторов проводимой экономической политики. Правительство Китая активно проводила поэтапную модернизацию экономических функций правительства, международного взаимодействия, бизнес-процессов в госсекторе. Китай реализует новые реформы в сельском хозяйстве и торговле.

Список литературы:

1. Экономика Китая: анализ состояния и перспективы развития: [сб. ст.: пер. с кит.] / гл. ред. Чэнь Цзягуй. - М.: Наука, 2009. - 372 с.

2. China statistical yearbook 2013 [Electronic resource] / National Bureau of Statistics of China. - Beijing: China Statistics Press. - Mode of access: www.stats. gov.cn/tjsj/ndsj/2013/indexeh.htm (Date of access: 27.01.2015).

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© Ковтанюк М.А.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития современного стратегического менеджмента. В работе продемонстрированы главные проблемы, как в целом стратегического менеджмента, так и отдельных его инструментов с которыми может столкнуться организация при проведении стратегического анализа.

Ключевые слова: стратегия, планирование, стратегические решения, стратегический менеджмент.

Студент кафедры Теории и технологии в менеджменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.