Научная статья на тему 'Китайская культура в диалоге цивилизаций'

Китайская культура в диалоге цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
262
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чжао Фэнцай

Китайская культура является одним из важных стимулов в поддер­жании конструктивного межцивилизационного диалога и в развитии всей человеческой цивилизации. В статье рассматриваются типичные характеристики китайской культуры: адаптивность, ассимиляция, ми­ролюбие и склонность к гармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская культура в диалоге цивилизаций»

культуры, системы образования, быта, сферы обслуживания, развития прикладных отраслей культуры, туризма и т.д.

Выводы. Процесс глобализации неоднозначно воспринимается в мире, поскольку его последствия противоречивы и отражаются на исторически сложившихся моральных нормах и стереотипах поведения, в том числе в Азербайджане. Меняется отношение к миру, к себе, к семейным ценностям, к стране, политической элите, к другим странам и народам. Необходимо тщательно отслеживать основные направления деформации и трансформации нравственных ценностей народа для того, чтобы приостановить массовизацию в восприятии западных ценностей, подходить здесь к любым нововведениям дифференцированно с тем, чтобы не потерять свою уникальность и возможность именно на этой основе занять достойное место в семье народов мира.

Список литературы:

1. Hantington S. The Crash of civilization. - 1993.

2. Robertson R. Globalization. - London, 1992.

3. Мехтиев P. Гражданское общество и правовое государство: проблемы взаимосвязи. - Б., 2004.

4. Халилов С.С. Восток и запад: по пути к общечеловеческому идеалу. - Б., 2004 (на азерб. языке).

5. Мамедзаде И.Р. Введение в этику. - Б., 2004.

КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

© Чжао Фэнцай*

Пекинский университет иностранных языков, Китайская Народная Республика, г. Пекин

Китайская куньтура является одним из важных стимунов в поддержании конструктивного межцивилизационного диалога и в развитии всей человеческой цивилизации. В статье рассматриваются типичные характеристики китайской куньтуры: адаптивность, ассимиляция, миролюбие и склонность к гармонии.

Китайская культура, глубоко традиционна, на всем протяжении своей пятитысячелетней истории внесла существенный вклад в арсенал мировых цивилизаций, а потому может служить репрезантативной моделью генезиса цивилизаций восточного типа и представлять себя в диалоге цивилизаций Востока и Запада. Китайская культура также является одной из

* Преподаватель кафедры Культурологии, кандидат филологических наук, доцент.

252

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

составляющих будущего нового порядка планетарных межцивилизацион-ных отношений, обеспечивающих экологию культур и цивилизаций, сохранение этнического и цивилизационного многообразия. Утверждая это, китайская культура становится фактором мирового развития, делает акцент в понимании исторического прогресса на равноправии и взаимном обогащении различных культур и способствует согласованному соразви-тию и сопроцветанию азиатской и европейской культур.

Во всю свою историю, китайская культура характеризуется жизнестойкостью, адаптивностью, ориентированностью на самосовершенствование на базе изучения опыта других культур и готовностью к диалогу.

Китайцы издавна понимали, как важно приобщаться к достижениям других во имя собственного блага. Именно благодаря взаимообмену и взаимообучению со всеми странами мира, китайская культура развивается. В свою историю, эпохи Хань и Тан (2 в. до н.э. - 10 в. н.э.) были эпохами расцвета экономики, а также культурного обмена между Китаем и другими странами. Путешествие Чжан Цяня (? - 114 г.) в «царства Западного края» открыло всемирно известный Великий шелковый путь. Благодаря паломничеству буддийского монаха Сюань Цзана (600-664 гг.), Китай узнал древнюю культуру стран Южной Азии. В ходе семи путешествий по западным морям минского мореплавателя Чжэн Хэ (1371-1435 гг.) китайская культура достигла далеких стран [1]. После династии Цин (с 1616 г. -1912 г.), во время которой проводили политику изоляции, поколения образованных китайцев усердно постигали передовые научные идеи и достижения западной цивилизации ради обновления, а также соотносили эти знания с китайской действительностью, способствуя реформам и развитию китайского общества. В настоящее время китайский народ, осуществляя модернизацию страны, сделал политику открытости основой стратегического курса страны, осуществляет широкий обмен и сотрудничество со всеми странами мира, и это начало совершенно нового этапа открытости в истории Китая.

Во взаимодействии с другими культурами, китайской духовной культуре ещё присущ ассимиляционный характер. В 1 в. н.э. в Китай из Индии пришёл буддизм. Однако на китайской почве буддизм претерпел значительную трансформацию, впитав в себя многие компоненты китайских народных верований, даосизма и конфуцианства. Именно китайский вариант буддизма был воспринят в Корее, Японии и Вьетнаме. Буддизм под влиянием китайской духовной традиции «совершенствования себя» разработал глубокую философско-психологическую систему духовного и физического саморегулирования и самосовершенствования. Эта система получила широкое распространение и развитие в средневековой Японии. Из Японии она под именем дзэн-буддизма распространилась в Европе и Северной Америке, завоевав особую популярность в интеллектуальной среде [2]. Аналогичная трансформация произошла и с идеями Маркса и Ленина. В своё время эти идеи в интерпретации Мао Цзэ-дуна стали мобилизацион-

ной идеологией борьбы за национальное освобождение и возрождение нового Китая и развитие китайской культуры. В современном Китае процесс «китаизации» марксизма по Мао Цзэ-дун перерос в формирование новой концепции социализма с китайской спецификой под лозунгом построения гармоничного общества.

Из китайской культуры ещё вытекают фундаментальные мировоззренческие ценности, которые погашают рефлекс закрытости и предрасполагает к открытости, гарантируя при этом бесконфликтность, сохранность и процветание каждой этнической культуры. Этому прежде всего принадлежит концепция «гуманизм» или «человеколюбие», основанная на ней гармония отношений между людьми, гармония человека и окружающего его естественного мира, гармония человека и общества. Как звучат слова из древнекитайского трактата «Чжун юн» («Следование Середине»): «Человеколюбие - суть человечности» [3, с. 122]. Концепция «Да тун» в конфуцианстве, т.е. «великое единение» или «всеобщее благоденствие» также полагает: «Поднебесная принадлежала всем и находилась в состоянии гармонии». В идеологии моизма и непосредственно в десяти принципах Мо-Цзы, выражены такие фразы, как «всеобщая любовь и взаимная выгода», «сильный помогает слабым», «справедливость и польза» [3, с. 471] и т.д. «Человеколюбие и добрососедство являются драгоценностью для государства» - в этом высказывании отразилась идущая с древности надежда китайцев на спокойствие в мире, дружное сосуществование с народами всех стран, что и составляет традицию миролюбия китайского народа.

Как солнечный свет состоит из семи цветов, так и наш мир полон различных красок и великолепия. Каждая страна, каждая нация имеют свою историческую и культурную традицию, свои достоинства и преимущества. Народы всех стран должны уважать друг друга, учиться друг у друга, заимствовать положительный опыт, вместе продвигаться вперед, и впоследствии достигнут симфоничного сближения цивилизаций на основе равенства и единства при сохранении самобытности, как конфуцианство гласит: «Единство достигается множеством различных мнений» (ДМ^Й хэ эр бу тун) [3, с. 130]. В связи с этим можно полагать, что фактор китайской культуры станет в целом важным стимулом в поддержании конструктивного межцивилизационного диалога и в развитии всей человеческой цивилизации.

Список литературы:

1. Михайлова Н.В. Познание истории - ключи к прошлому, настоящему и будущему. - М.: «Шит-М», 2003. - 166 с.

2. Духовная культура Китая. Т. 1 - Философия / Под редакцией М.Л. Ти-таренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. - 17 с.

3. Китайская история культуры: в 2 т. - Пекин: «Коммерческое издательство», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.