Научная статья на тему 'КИТАЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СИСТЕМЕ ПРОВИНЦИЙ МОНГОЛЬСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ В КИТАЕ'

КИТАЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СИСТЕМЕ ПРОВИНЦИЙ МОНГОЛЬСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ ЮАНЬ / ИСТОРИЯ КИТАЯ / СИСТЕМА ПРОВИНЦИЙ В КИТАЕ / МОНГОЛО-КИТАЙСКИЙ ДУАЛИЗМ / ПРАВА ПРОВИНЦИЙ / ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ху Вэйян

В статье рассмотрены взгляды китайских исследователей на функционирование системы провинций в Китае. Система провинций была сформирована в Китае в XIII в., во время правления монгольской династии Юань. Эта система выступила моделью централизации империи и в дальнейшем стала основным административно-правовым режимом региона, получив развитие и пройдя определенные стадии трансформации. Система провинций оказала значительное влияние на развитие центральных и реги-ональных органов власти Китая XIII-XIV вв. она имела большое значение во времена династий Мин и Цин, пришедших на смену династии Юань, и в конечном итоге повлияла на административную систему современного Китая. осмысление особенностей функционирования системы провинций в Китае позволит углубить представления ученых о периоде правления династии Юань, а также понять эволюцию административно-территориального деления Китая. Задача настоящего исследования - представить мнения ряда китайских исследователей о значении системы провинций в истории Китая. В статье изложены концепции наиболее авторитетных исследователей эпохи Юань, пишущих на китайском языке, сформулированы основные характеристики системы провинций, представлен собственный взгляд автора настоящего исследования на роль системы провинций в формировании административных институтов Китая. Статья состоит из нескольких частей. В них излагаются взгляды ученых на историю возникновения системы провинций, характер и функции этой системы в период империи Юань, выводы о значении системы деления империи Юань на провинции и ее будущем. В целом история формирования и развития системы провинций до сихпор остается малоизученной областью истории Китая. исследователи истории Юань непосредственно не рассматривали указанную проблему. Взгляды специалистов на особенности функционирования системы провинций из ложены в трудах по истории Китая общего характера. настоящая работа позволит получить представление о степени изученности китайскими специалистами одного из важнейших административных институтов Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE HISTORIOGRAPHY ON THE MONGOLIAN SYSTEM OF PROVINCES AND ITS SIGNIFICANCE IN CHINA

The article examines Chinese scholars’ views on the functioning of the provincial system in China. This system was formed in China under the Mongol Yuan dynasty in the 13th century and served as a model for the centralization of the empire. After having been developed through certain stages of transformation, it later provided the main administrative and legal structure of the region and significantly influenced the system of central and regional authorities in China in the 13th and 14th centuries. It was of great importance during the Ming and Qing dynasties that followed the Yuan dynasty and ultimately had an impact on the administrative system of present-day China. The analysis of the peculiarities of the provincial system in China helps deepen the understanding of the Yuan period and the evolution of the administrative-territorial division of China. The research objective is to present diverse views of some Chinese scholars regarding the significance of the provincial system in the history of China. The article outlines the concepts of the most authoritative Chinese scholars, characterizes the main features of the provincial system and presents the author’s own view on the above stated issue. The article consists of several parts which set out the scholarly views on the emergence and history of the provincial system, its nature, functions and significance in the Yuan Empire, and its future. The formation and development of the provincial system is still a poorly studied area in Chinese historiography. The functioning of the provincial system is mainly dealt with in general works on the history of China. This research provides an idea of the extent to which Chinese scholars have studied one of the most important administrative institutions in China.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СИСТЕМЕ ПРОВИНЦИЙ МОНГОЛЬСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ В КИТАЕ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2020. № 6

Ху Вэйян

китайская историография о системе провинций монгольской власти и ее значении в китае

Hu Weiyang

CHINESE HISTORIOGRAPHY ON THE MONGOLIAN SYSTEM OF PROVINCES AND ITS SIGNIFICANCE IN CHINA

Аннотация. В статье рассмотрены взгляды китайских исследователей на функционирование системы провинций в Китае. Система провинций была сформирована в Китае в XIII в., во время правления монгольской династии Юань. Эта система выступила моделью централизации империи и в дальнейшем стала основным административно-правовым режимом региона, получив развитие и пройдя определенные стадии трансформации. Система провинций оказала значительное влияние на развитие центральных и региональных органов власти Китая XIII-XIV вв. Она имела большое значение во времена династий Мин и Цин, пришедших на смену династии Юань, и в конечном итоге повлияла на административную систему современного Китая. Осмысление особенностей функционирования системы провинций в Китае позволит углубить представления ученых о периоде правления династии Юань, а также понять эволюцию административно-территориального деления Китая. Задача настоящего исследования — представить мнения ряда китайских исследователей о значении системы провинций в истории Китая. В статье изложены концепции наиболее авторитетных исследователей эпохи Юань, пишущих на китайском языке, сформулированы основные характеристики системы провинций, представлен собственный взгляд автора настоящего исследования на роль системы провинций в формировании административных институтов Китая. Статья состоит из нескольких частей. В них излагаются взгляды ученых на историю возникновения системы провинций, характер и функции этой системы в период империи Юань, выводы о значении системы деления империи Юань на провинции и ее будущем. В целом история формирования и развития системы провинций до сихпор остается малоизученной областью истории Китая. Исследователи истории Юань непосредственно не рассматривали указанную проблему. Взгляды специалистов на особенности функционирования системы провинций из-

* Ху Вэйян, аспирант кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Hu Weiyang, Postgraduate Student, Department of the Russian History until the Early Nineteenth Century, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University +7-985-513-75-58; fantacticskill@qq.com

ложены в трудах по истории Китая общего характера. Настоящая работа позволит получить представление о степени изученности китайскими специалистами одного из важнейших административных институтов Китая.

Ключевые слова: династия Юань, история Китая, система провинций в Китае, монголо-китайский дуализм, права провинций, политика централизации.

Abstract. The article examines Chinese scholars' views on the functioning of the provincial system in China. This system was formed in China under the Mongol Yuan dynasty in the 13th century and served as a model for the centralization of the empire. After having been developed through certain stages of transformation, it later provided the main administrative and legal structure of the region and significantly influenced the system of central and regional authorities in China in the 13th and 14th centuries. It was of great importance during the Ming and Qing dynasties that followed the Yuan dynasty and ultimately had an impact on the administrative system of present-day China. The analysis of the peculiarities of the provincial system in China helps deepen the understanding of the Yuan period and the evolution of the administrative-territorial division of China. The research objective is to present diverse views of some Chinese scholars regarding the significance of the provincial system in the history of China. The article outlines the concepts of the most authoritative Chinese scholars, characterizes the main features of the provincial system and presents the author's own view on the above stated issue. The article consists of several parts which set out the scholarly views on the emergence and history of the provincial system, its nature, functions and significance in the Yuan Empire, and its future. The formation and development of the provincial system is still a poorly studied area in Chinese historiography. The functioning of the provincial system is mainly dealt with in general works on the history of China. This research provides an idea of the extent to which Chinese scholars have studied one of the most important administrative institutions in China.

Keywords: Yuan dynasty, Ming dynasty, history of China, system of provinces

in China, Mongol-Chinese dualism, provincial rights, policy of centralization.

* * *

Монгольская династия Юань (1271-1368) стала первой великой единой династией в истории Китая, основанной кочевниками. Во время ее столетнего правления новые факторы кочевого образа жизни оказали значительное влияние на традиционное китайское общество. Была создана система провинций, с син-чжуншушэн в качестве высшего административного органа для периферии и с местным административно-территориальным делением, которая выступила новой политической моделью централизации империи Юань и сохраняла свое значение для централизации власти на протяжении ста лет.

В современном Китае положительная роль провинциально-областной системы для поддержания национального единства сохра-

няется, хотя и отличается от прежней системы. Преемственность и изменение провинциально-областной системы стало важным аспектом процесса реформирования Китая в XXI в. Система провинций является политическим наследием династии Юань, оказавшим значительное влияние на развитие китайского общества на протяжении почти 700 лет. Таким образом, изучение системы провинций имеет как научное, так и прикладное значение.

История династии Юань находилась на периферии внимания исследователей истории Китая. Интерес к периоду правления династии Юань стал расти во второй половине XX в. Этому периоду посвящены работы таких исследователей, как Хан Жулин, Шао Сюньчжэн, Вен Дуцзянь, Яо Цунву, Чэнь Гаохуа, Чжоу Лянсяо, Яо Дали, Лю Иньшэнь. Однако проблема функционирования провинциальной системы в их трудах не освещена. Первое специальное исследование этой системы принадлежит профессору Ли Чжиан.

Происхождение системы провинций в империи Юань

Система провинций является основным административно-правовым режимом Китая с XIII в. Она появилась во время правления династии Юань, получила развитие при династиях Мин и Цин и в конечном итоге повлияла на административную систему современного Китая. Хубилай-хан изменил систему «трех палат» и шести министерств, которая существовала во времена династий Суй и Тан. Управление страной было возложено на три учреждения: чжуншушэн (государственный совет), юшитай (главный цензорат) и шумиюань (главный военный совет). Территория Китая была разделена на 10 провинций. Главные органы управления в провинциях назывались син-чжуншушэн, син-юшитай и син-шумиюань. Син-шумиюань учреждались лишь в тех областях, где существовала военная угроза. После ее ликвидации ведомство упразднялось. Слово «син» имеет значение «представительство». Син-чжуншушэн являлся уполномоченным представительством чжуншушэн Китая на периферии. Чжуншушэн руководил деятельностью син-чжуншушэн и непосредственно управлял областью Фу-ль1.

Оценивая политику династии Юань, академик Цянь Му2 утверждал, что представителям династии Юань «не хватало разумного

1 Так обозначалась область, находившаяся под непосредственным контролем чжуншушэн. Другие области империи находились под управлением син-чжуншушэн. Территория Фу-ль состояла из некоторых районов современных китайских провинций Хэбэй, Шаньси, Шаньдун и Хэнань к северу от Желтой реки и Внутренней Монголии.

2 Ш! Цянь Му (1895-1990) — историк, педагог, академик Центральной академии Китайской Республики, представитель конфуцианства. Автор трудов «Очерк истории Китая», «Китайский политический успех и провал».

политического идеала. Они не знали так называемой политической ответственности, поэтому и не было политической деятельности»3. Однако, давая оценку политике династии Юань, нельзя игнорировать основанную династией систему провинций. В рамках единой системы модель управления посредством провинций «из-за обширности территории, многочисленных органов управления, формирования чжуншушэн в качестве главного административного органа, син-чжуншушэн для регулирования местного самоуправления», учитывает фактор раскола между севером и югом Китая со времени окончания правления династии Тан и создает новую модель отношений местных органов власти с центральным аппаратом.

Профессор Ли Чжиан4 подробно описал происхождение системы провинций в империи Юань. Он полагает, что син-шаншушэн (кабинет министров) династии Цзинь, перенос столицы в Яньцзин (Пекин) и система трех яргучи (судей) оказали наибольшее влияние на систему управления провинций (син-чжуншушэн) династии Юань и стали ее непосредственным источником5.

Система провинций династии Юань является результатом развития китайского органа власти син-шаншушэн (кабинет министров) династии Цзинь. Изначально провинции представляли собой временное учреждение, призванное осуществлять власть от имени центрального правительства. Истоки системы провинций династии Юань можно проследить до династий Вэй, Цзинь, Суй и Тан. Она имеет много общего с системой шаншутай, которая была упразднена династией Тан. Система провинций появилась вновь в поздние времена Цзинь и стала активно использоваться. Провинциальные органы могли выполнять задачи специального подразделения суда шаншушэн либо временно исполнять обязанности некоторых министров и имели большое значение в период правления династии Юань. Существовали провинции, находившиеся за пределами центральной юрисдикции, а также провинции, временно занимавшиеся военными и политическими делами.

Другой непосредственный источник системы провинций династии Юань — Яньцзин (Пекин) и система трех яргучи. Укрепив власть

3 Цянь Му. ЩЙ^ЙЙ ОиоэЫ аадапд (Очерк истории Китая) // ШШ&4.ЙШ 01апши х1ашЬепд шеп^ (Сборник сочинений г-на

^^ ЗЬап^и утзЬидиап, 1998. С. 720.

4 Ли Чжиан — доктор исторических наук, профессор Колледжа истории Нанькайского университета, президент ассоциации изучения истории династии Юань. Автор работ «Исследование системы деления империи Юань», «Система провинций династии Юань».

5 Ли Чжиан. ^тХтдзЬепд гЫ^ уапДи (Исследование провинциальной системы). Пиньинь: Издательство Нанькайского университета, 2000. С. 3.

над районом Хань6, Угэдэй назначил в 1237 г. бывшего яргучи ханского двора яргучи Чжунъюань7, «чтобы править народом Хань». Эта система имеет много общего с шаншутай времен династии Цзинь, однако между ними есть существенные различия, свидетельствующие о том, что хотя система трех монгольских яргучи возникла позже шаншутай, в ее основе лежит дальнейшее развитие монгольской системы в покоренных областях8. Таким образом, Ли Чжиань назвал Яньцзин (Пекин) и систему трех яргучи вторым непосредственным источником системы провинций династии Юань, происходящим от официальной системы монгольских пастбищ.

Характер и функции

системы провинций империи Юань

Исследователь Сяо Цицин9 считает, что «с точки зрения всей истории Китая, Монгольская империя в XIII и XIV вв. — это эпоха, когда существовали особые условия ... Впервые приграничными народами была создана единая страна ... Она также нарушила прошлую практику — страна, созданная кочевым народом, должна была быть тесно интегрирована в бюрократическую политику Китая с ядром конфуцианского чиновничества»10.

Профессор Ли Чжиан полагает, что система деления на провинции империи Юань стала результатом непрерывного улучшения структуры центральных и местных органов власти в процессе роста и развития полиэтничного объединенного государства в древнем Китае, а не просто централизованной или децентрализованной структурой. Для системы деления на провинции империи Юань характерны две основные черты. Во-первых, управление провинцией имеет двойственный характер. Оно включает органы, направляемые императорским двором, и местных провинциальных чиновников. Во-вторых, права провинций являются значительными, но ограниченными.

6 Район или область Хань — внутренний Китай, территория, основное население которой составляли ханьские китайцы.

7 Историческая область; в широком значении — весь бассейн Хуанхэ, в узком — окрестности Хэнань.

8 Ли Чжиан. Указ. соч. С. 54-55.

9 ЯВ^ Сяо Цицин (1937-2012; — историк, член государственной академии и преподаватель национального Университета Цинхуа. Специалист в области истории диеастий Ляо, Цзинь, Юань, Монголии, современной социальной истории Китая и истории военной системы Китая. Автор исследований «Западный народ и политика в ранней династии Юань», «Новая теория истории династии Юань», «На севере и во внешнем Китае: исследование истории монгольской Юань».

10 Сяо Цицин. Xiyuren уи уиапсЬи гЬепдгЫ (Западный народ и политика в ранней династии Юань). Тайбэй: 8апНап сЬиЬашЬе, 1966. С. 1.

Ли Чжиан впервые отметил, что провинция в империи Юань имела двойственный характер, являясь как единицей центрального подчинения, так и местного самоуправления. Вскоре после того, как хан Хубилай основал династию Юань, политический центр тяжести сместился в область Хань. Чтобы приспособиться к новой политической ситуации и задачам управления, а также возглавить национальное правительство было создано центральное министерство (чжуншушэн). Вскоре после этого новая власть возродила старые порядки предыдущей династии, и высокопоставленные чиновники чжуншушэн были временно направлены в определенные районы для решения административных задач или завоевания.

Некоторые провинции уже обрели черты развитого местного самоуправления, и возникла проблема «двоевластия» представителей центрального правительства и местных органов. Однако это проявилось лишь в нескольких провинциях, в большинстве же сохранялось верховенство «выездных» органов центрального правительства11. Даже если в провинциях постепенно укреплялся регулярно действующий органа местного самоуправления, преимущество сохранялось за чиновниками, представлявшими центральное правительство. В частности, «чжуншушэн управлял делами правительства, а десять провинций осуществляли местное управление»12. Провинция отвечала за исполнение государственных указов, управляла областями и уездами (на которые была поделена), охраняла границы и взамодей-ствовала с чжуншушэн. Таким образом, задача провинций управлять территорией и охранять ее от имени центральной власти осталась прежней. Кроме того, управление провинциями в основном было сосредоточено на задачах политического господства и военного контроля. Будь то органы, представляющие центральное правительство, или регулярно действующие органы местного управления, влияние центральной власти в решении задач политического контроля и военных вопросов всегда было очень сильным. Это также стало проявлением двойственного характера провинций.

По мнению профессора Ли Чжиан, права провинций, «значительные, но ограниченные», являлись еще одной важной чертой системы административно-территориального деления. Правители династии Юань проводили более жесткую политику регулирования прав провинций, что способствовало централизации. Конкретные меры заключались в следующем:

11 Ли Чжиан. ^тХтдзЬепд гЫ^ уапДи (Исследование провинциальной системы). Пиньинь: Издательство Нанькайского университета, 2000. С. 508.

12 Сюй Юрен. ШШШ ХЫгЬепдД. Т. 32. Предисловие: прощание с Цай Зихуа. Тайбэй: Издательство Эссенции, 1978.

(1) В управлении провинциями были приняты два правила. Во-первых, чиновники обсуждали вопросы коллективно и несли совместную ответственность за государственные дела. Во-вторых, чиновниками являлись представители разных народностей. В целом власть провинциальных органов управления при династии Юань была довольно велика, однако система коллективного обсуждения военных вопросов и распределения ресурсов обеспечивала существование принципов разделения труда, сотрудничества и субординации. Для любого провинциального чиновника было невозможно осуществлять власть самостоятельно, но только при помощи и ограничении со стороны других должностных лиц.

(2) За выбор местных чиновников в провинции отвечали чжуншу-шэн и министерство чинов. У самой провинции практически не было прав назначать и смещать чиновников. По этой причине провинциям было трудно создавать и развивать собственную систему управления.

(3) Императорский двор также создал специальный механизм контроля над действиями провинций и предотвращения чрезмерного использования ими своих полномочий.

(4) Провинции империи Юань контролировали в основном монгольские чиновники и должностные лица немонгольских западных племен. Например, военная власть, как правило, находилась в руках монгольских аристократов и знати немонгольских западных племен. Эти лояльно настроенные люди защищали централизованное правление династии Юань и представляли волю императорского двора. Это не давало возможности кому-либо выступить в качестве представителя местных сепаратистских сил и противостоять центральному аппарату.

(5) Со времени правления династии Юань разделение территории на провинции преследовало цель централизованного военного контроля. Регионы со значительными различиями в природной среде могли быть случайным образом объединены в один провинциальный административный район, что ослабляло местную экономическую и культурную самобытность13. Неразумное с географической точки зрения деление на провинции, а также более высокий по сравнению с Югом политический статус Севера привели к утрате провинциями региональных особенностей. В результате императорскому двору (центральному правительству) удалось усилить контроль над провинциями. Благодаря указанным мерам и политике в целом правителям династии Юань удалось добиться строгого и эффективного надзора за провинциями. Полномочия провинций в основном оста-

13 Ли Чжиан. ^тЩШШШ^. Xingsheng гЫс1и уащш (Исследование провинциальной системы). Пиньинь: Издательство Нанькайского университета, 2000. С. 519-520.

вались в рамках концепции «значительные, но ограниченные». Таким образом, контроль центрального правительства над провинциями всегда оставался сильным, провинции подчинялись центральному аппарату, были лояльны императорскому двору, эффективно укрепляли страну и усиливали централизацию.

Профессор Чжан Фань14 в статье «Две основные характеристики провинций династии Юань — "Изучение системы провинций" Ли Чжиан» поддержал тезис профессора Ли Чжиан о двойственности в положении провинций. Он пришел к выводу, что провинции, по сути, подчинялись чжуншушэн. Провинции были вынуждены принять этот контроль, однако и в сфере управления на местах, и по обращениям и рангам чиновники провинции и чжуншушэн имели определенные равные позиции. Чжуншушэн, высший административный орган страны, делегировал значительную часть управления своим низшим структурам — провинциальным, но все же частично эти последние подчинялись центральному органу. В административном аспекте трехуровневая система: чжуншушэн — провинции-фу15 — чжоу16 и уезд — по всей стране применялась не полностью. Чаще использовалась двухуровневая система: чжуншушэн совместно с какой-либо провинцией управляли фу, чжоу и уездами17. Чжуншушэн и чиновники в провинции имели «одинаковые официальные названия и ранги». Использование в переписке паритетных «обращений» также отражает «равноправие» обеих сторон. Подобная ситуация в отношениях между центральным правительством и местными политическим округами при других династиях была невозможна. Такова важная особенность административной системы династии Юань.

Относительно двойственного характера империи Юань указанный выше фактор является незначительным. Большее значение имеет монголо-китайский дуализм, отраженный в самой природе системы деления территории на провинции. Считается, что характером и основой системы провинций при династии Юань является концепция использования уже существующего традиционного устройства области Хань (т.е. внутреннего Китая). Однако фактически система

14 ЖШЧжан Фань — профессор, руководитель исторического факультета Пекинского университета. Автор труда «Исследование системы премьер-министров в империи Юань».

15 Областной центр, город областного значения (до 1912 г.). До династии Мин так называли столицу, после — главный город области.

16 Округ, административно-территориальная единица (до династии Цин).

17 Чжан Фань. --гШ^ЙШШШЯЙ»

УиапсЬаохтдзЬепд с1е Напдде ДЬеп1егЬепд-с1и ИгЫап «хтдзЬепд гЫ^ уапДи» (Две основные характеристики провинций династии Юань — Изучение «Исследование провинциальной системы» Ли Чжиана) // ФЩЙ^Й 2Ьопддио8Ы уапДи. 2002. № 1. С. 32.

провинций представляет собой монголо-китайскую бинарную систему. Она сочетает в себе традиционные китайские элементы и новые черты монгольского управления. Названия провинций династии Юань и их официальное положение аналогичны тем, что применялись ранее. Внешне была сохранена прежняя система, но фактически провинции империи Юань были организованы в основном в соответствии с монгольской системой трех яргучи. Процесс становления системы провинций во время правления династии Юань показал, что новая система имеет некоторую связь с «провинциями» предыдущей династии, однако влияние предшествующей династии оказалось не слишком велико. Решающим фактором в установлении нового строя стала «особая политическая и военная ситуация и потребности династии Юань», а также «политические и военные вопросы, касающиеся контроля над завоеванием региона». Особенности происхождения национального правительства сделали систему провинций не соответствующей традиционной централизованной системе области Хань, поэтому следует говорить о «монголо-китайской бинарной природе».

В статье «Система деления на провинции династии Юань: поворотный пункт взаимоотношений между центральным и местным правительством Китая» Шу Цзянь18 отметил, что система управления провинциями в империи Юань характеризуется как «власть значительная, но ограниченная». Считается, что централизация провинциального управления в империи Юань является развитием централизованной системы более высокого уровня времен династий Цинь и Хань, а также продолжает процесс преодоления системы децентрализации управления окраинными областями в более поздней империи Тан. В то же время решается проблема большого, но малоэффективного войска династии Сун, значительного числа чиновников и низкой эффективности их работы по причине высокой степени централизации. Всё это отражает разумное сочетание централизации и децентрализации. Также отмечено, что система провинций династии Юань имеет несколько основных характеристик. Во-первых, это адаптация к новой системе в процессе объединения страны. В качестве административно-территориальной единицы первого уровня провинции приспособились к делению на новые политические округа и регулированию местных органов власти после объединения. Усилился контроль центрального правительства на местах. Были устранены некоторые недостатки децентрализации управления при династиях Сун и Цзинь. В рамках объединения был обеспечен новый режим местного управления.

18 Шу Цзянь — доцент исторического факультета Шанхайского университета, директор Китайской ассоциации исследований истории Юань.

Во-вторых, сложилась новая организация местных и центральных правовых органов. Провинции, подчинявшаяся направляемым из «центра» органам, находились под непосредственным управлением императорского двора. Центральные должностные лица назначали руководителей провинций. Предпринятые меры эффективно усилили контроль местных судов и способствовали достижению целей централизации. Выступая внешне ханьской системой, система провинций по своей сути является совокупностью различных систем, существовавших на протяжении веков, а также результатом полиэтнической характера страны. В-третьих, укрепление и развитие системы управления границами19. Династия Юань положила конец деятельности сепаратистских групп в различных областях страны времен поздней династии Тан. В новом для Китая процессе объединения династия Юань использовала форму провинций с целью укрепления власти чжунъюань в приграничных областях. При системе деления территории на провинции пограничными районами управлял непосредственно чжунъюань. Пограничные районы были напрямую связаны с провинциями. Они эффективно развивали экономические и культурные связи между приграничными и внутренними территориями страны.

Чжао Цзюньин20 в статье «О статусе и роли системы деления на провинции при системе централизации» отметил, что при создании провинций в империи Юань основное внимание было уделено политическому управлению и военному контролю. Провинции в основном представляли интересы центрального правительства в сфере политического контроля и военного подчинения, что стало результатом развития авторитарной централизации.

Чжао Цзюньин сформулировал еще одну особенность системы деления империи Юань на провинции. Роль этой системы заключалась в концентрации власти центрального правительства и сохранении ряда властных полномочий на местах. Она послужила дальнейшему укреплению авторитарной централизации, ее развитию со времен династий Вэй, Цзинь, Тан и Сун. Это нашло отражение в следующем: (1) Местные финансовые ресурсы были сосредоточены в провинции. Провинции экономили большую часть средств императорского двора, их небольшое количество оставалось в провинциях. Надзор за финансовым сектором, а также применение

19 Шу Цзянь. Уиапаа1 х^ЬепдгЫ: гЬопддио уапд^§;иапх1 ае гЬиапгЬе&ап (Система деления на провинции династии Юань: поворотный пункт взаимоотношений между центральным и местным правительством Китая) // ШепЬиа гопдЬепд. 2019. № 1. С. 92-99.

20 Чжао Цзюньин — школьный учитель, занимается исследованиями в области истории Китая.

провинций в качестве административных единиц наилучшим образом демонстрируют функцию провинций в качестве помощника центрального правительства в деле аккумуляции местных ресурсов и позволяют делиться с ними некоторой финансовой властью. Так развивалась авторитарная централизация. (2) В административном плане роль провинциального правительства, руководящего от имени центрального аппарата, в управлении всей страной весьма заметна. Провинции служили связующим звеном в управлении центрального правительства на местах. С другой стороны, местная администрация и чиновники были ограничены в своих действиях. В империи Юань за выбор местных должностных лиц отвечали чжуншушэн и министерство чинов. Провинциям назначение большинства местных чиновников было недоступно. (3) В военном аспекте провинции являлись единственным органом местного самоуправления в империи Юань, который обладал значительной военной мощью, однако контролировал войска провинций император21. Провинции могли действовать только в соответствии с распоряжениями императорского двора. Военный потенциал провинций представлял собой выделенную местным органам часть вооруженных сил, что в значительной степени обеспечивало контроль двора над местными военными. В империи Юань наблюдается двойственный эффект централизованного управления и тенденции к децентрализации.

Фань Хунцзюнь22 рассматривал систему провинций династии Юань с точки зрения централизации. По его мнению, провинциальная система во времена династии Юань стала нововведением в местной административной системе Китая. Исследователь отметил популярность в историографии тезиса об использовании правительством Юань принципа контроля власти, которой позволил усилить централизацию провинциального управления. Фань Хунцзюнь считает, что полномочия провинций при династии Юань находились полностью под контролем центрального правительства. Это было общее правило отношений между центральными и местными органами власти в древнем Китае. Специфика взаимоотношений центра и периферии в разные периоды китайской истории определяется конкретными инструментами и методами, применяемыми каждой династией для поддержания централизации. Со времени династии Цзинь центральное правительство непрерывно контролировало

21 Чжао Цзюньин. Ьип yuanchaoxingsheng zai zhuanzhizhuyi zhongyangjiiquanzhi zhongde diwei Ье zuoyong (О статусе и роли системы деления на провинции при системе централизации) // ЗШШ^^-Ш Shaoyangshizhuan xuebao. 2002. № 4. Т. 24. С. 36-37.

22 Фань Хунцзюнь — преподаватель Школы истории и культуры Педагогического университета провинции Хэбэй.

местную власть. Династия Юань первой создала развитую систему провинций. Она вписалась в существующую систему контроля власти на местах.

Неразумное с географической точки зрения деление территории государства на провинции — уникальная особенность процесса усиления централизации во времена династии Юань. До династии Юань административно-территориальное деление соответствовало естественной географической среде. Границами провинциальных административных единиц служили реки и горы. Этот принцип прост и удобен, он способствует развитию экономики регионов. Недостатком системы можно назвать благоприятные условия для развития сепаратизма. Новый принцип административного деления империи Юань игнорирует естественные преграды. Нововведение объясняется необходимостью усиления политических и военных потребностей централизации. Его задача — устранить природные и географические риски, а также региональные экономические выгоды. Новый принцип административно-территориального деления стал поворотным моментом в истории местного управления в Китае. Последующие династии вносили изменения в административное деление с учетом этого принципа. Провинциальная система династий Мин и Цин и даже современная система провинций во многом была заимствована у империи Юань, хотя границы провинций менялись23.

Ван Цзешен на основе выводов своих предшественников оценил провинциальную систему с точки зрения государственного управления. По его мнению, система провинций стала оптимальным решением задачи регионального управления для Китая. Ученый провел анализ циклических повторений в процессе рационализации политических институтов ранних династий. Он изучал формирование двухступенчатой системы местных органов управления, последующее возвращение к трехступенчатой системе в период средних и поздних династий. результат исследований позволил сделать вывод о неэффективности двухступенчатой системы. Это обстоятельство объясняется спецификой структуры централизованных правительств прошлых династий, которая представляет собой линейную функциональную иерархическую структуру24.

Система управления провинциями также имела эту особенность. В региональном управлении высшую должность занимал император,

23 ФаньХунцзюнь. Yuandai she xingsheng ruhe jiaqiangle zhongyangjiquan ( Как провинциальная система во времена династии Юань усиливала централизацию) // Lishi jiaoyu. 2010. № 13. C. 60-62.

24 Цзешен. iT^i'JÄI^ÜXingsheng zhidu luetan ( Краткое обсуждение провинциальной системы) // Журнал педагогического колледжа Хуайхуа. 1991. № 6. C. 58-59.

затем — различные центральные ведомства и должностные лица этих ведомств. Они контролировали деятельность глав провинций и должностных лиц провинциального аппарата. Провинциальные руководители следили за работой различных региональных служб и их чиновников. Низшим звеном являлись уездные чиновники. Подобная организация, структура которой в центре была довольно проста, а на местах — сложна, напоминает пирамиду. Юрисдикция региональных органов управления распространялась на обширные территории.

Линейная иерархическая структура сформировала огромный механизм управления, способный обеспечить полный контроль над местными органами власти. В истории Китая процесс развития организации местного управления от двухступенчатой к трехступенчатой, от простого устройства власти к разветвленному административному аппарату, окончательное установление системы провинций в качестве организации регионального управления первого уровня убедительно доказывает, что полнценная трехступенчатая структура является оптимальным принципом устройства системы провинций25.

Значение системы деления

империи Юань на провинции

Исследователь Хун Фу считает, что провинции династии Юань были «пережитком колониальной системы средневековья». «Все провинции являлись военными территориями, каждая из которых обладала значительными военными ресурсами; чтобы содержать армию и удерживать территорию необходимо было поддерживать самодержавное правление и использовать силу»26. Цянь Му отметил, что провинции династии Юань — это «очень неразумная система». «Чжуншушэн — центральное правительство, которое "присутствует" в каждой области для управления делами. Если это так, у этой области нет прав, а права принадлежат только центральному правительству». «Этот вид региональных объектов [провинции] на самом деле существовал не для административного удобства, а для военного контроля»27. Таким образом, некоторые ученые подвергли осторожной критике систему провинций династии Юань.

25 Ван Цзешен. ft^MSl^i&Xingsheng zhidu luetan (Краткое обсуждение провинциальной системы) // Хуайхуа: fffbff^^ffi Huaihua shizhuan xuebao. 1991. № 6. С. 61-62.

26 ШШХун Фу. Chonghua shenggqu fangan chuyi (Перепланирование провинциальных программ) //Shanghai dongfang zazhi. 1947. № 6. Т. 43. С. 108.

27 Цянь Му. ФИШШ^ Zhongg uo lidai deshi ( Китайский политический успех и провал). Тайбэй: Shenghuo-dushu xinzhi- sanlianshudian, 2001. С. 108-109.

Ли Чжиан не разделяет взгляды Хун Фу. Правители династий Юань, Мин и Цин унаследовали систему династии Сун и максимально сосредоточили свою власть в центральном правительстве. Система провинций является специальным инструментом и узлом централизации, значительным нововведением и дальнейшим развитием централизованной системы управления в Китае. В аспекте исторической среды и специфики условий Китая централизация является более разумной и прогрессивной мерой, чем локальная децентрализация. Идеальной представляется система, в которой центральная и местная властные структуры основаны на принципе централизма и дополнены чертами местной децентрализации. Эта новая модель в значительной степени отражена в системе провинций династии Юань, в этом ее историческое значение28. Система деления на провинции империи Юань вывела модель централизации Китая на новый эволюционный уровень со времен династий Цинь и Хань, вызвала значительные перемены в центральных и местных органах власти ХШ-Х1У вв. и оказала большое влияние на общество империи Юань, а затем династий Мин и Цин и современность. Понимание провинций как необходимых местных административных единиц первого уровня существует до сих пор.

По мнению Шу Цзянь система провинций династии Юань является результатом непрерывного изменения и улучшения структур центральной и местной власти в условиях роста и развития средневекового полиэтнического объединенного государства. Несомненно, она происходит от политической системы кочевых завоевателей, но также включает в себя порядки династии Хань. Внешне система провинций предстает ханьским институтом, но по сути является результатом интеграции различных систем разных эпох, а также результатом создания полиэтнической системы. В созданной новой системе на основе централизма, дополненного частичной децентрализацией, провинция выступает в качестве узлового центра. Создание системы провинций — серьезное изменение местной административной системы Китая. Оно привело к значительным переменам в традиционной административной системе. Система провинций не только регулировала отношения между центральными и региональными органами власти. Она укрепила власть в приграничных районах, способствовала развитию национальных районов и в целом стала гарантом единства страны. Провинциальные власти и в наши дни являются высшими органом местной администрации, постоянно изменяются и улучшаются.

28 Ли Чжиан. ^тХт^Ьепй хЫйи уапДи (Исследование провинциальной системы). Пиньинь: Я^^^ЖщЙ Ыапкшаахие сЬиЬашЬе, 2000. С. 506.

Чжао Цзюньин считает, что система провинций унаследовала основное содержание авторитарной централизации династий Хань и Тан и особенно много черт системы династии Сун. Она продолжила политику максимальной концентрации всех полномочий в руках центрального правительства, но только с использованием провинциального деления в процессе централизации. Этот инструмент укрепил отношения между центральными и приграничными районами и обеспечил эффективное управление всей страной, усиливая единство страны, обеспечив национальную интеграцию и дальнейшее развитие объединенного полиэтничного феодального государства. Поэтому, в соответствии с национальными условиями Китая того времени, модель династии Юань стала более разумной не только для обеспечения достаточной власти центрального правительства для управления страной, но также и для того, чтобы периферия обладала умеренной властью для собственного развития.

По мнению Фань Хунцзюнь, принцип разграничения провинций при династии Юань способствовал усилению централизации. Династии Мин и Цин унаследовали и развили этот принцип и сохранили политическое единство. На основе позиции Фань Хунцзюнь можно сделать вывод об эпохальном значении изменения принципа определения границ провинций при династии Юань. Несомненно, нельзя игнорировать недостатки этого принципа. Он не способствовал естественному развитию экономики региона. Достижение политического единства и экономического развития было важной задачей, которую не могли решить правители прошлых династий.

Относительно роли и вклада провинциальной системы в историю политической системы Китая при династии Юань высказался Ван Цзешэн. Он отметил усиление централизации в результате внедрения системы провинций в период династии Юань. Развитие взаимоотношений между центральными и местными органами власти повысило надежность коммуникации и информационного обмена между чиновниками различных рангов. Стала более эффективной система взаимного надзора за действиями представителей власти. В результате улучшилось качество исполнения правительственных приказов и контроля высшими должностными лицами деятельности низших чиновников. Кроме того, внедрение системы провинций способствовало консолидации полиэтничного Китая. Основная задача провинциальной системы — осуществление централизованного управления, а централизованная власть гарантирует единство страны. Внедрение системы провинций позволило центральному правительству развивать приграничные районы, способствовать укреплению экономических, политических и культурных связей между внутренними и приграничными районами. Династия Юань

установила политическую систему, послужившую развитию централизации и национального единства страны. Таким образом, период правления династии Юань стал важным этапом эволюции административного устройства и политической системы Китая.

Заключение

Таким образом, для системы провинций династии Юань характерны следующие черты:

1). Управление провинциями имеет двойственный характер. Оно включает эмиссаров императорского двора и местных провинциальных чиновников.

2). Права провинций можно назвать значительными, но ограниченными.

3). В основе устройства провинциальной системы лежит монголо-китайский дуализм. Сохранялись черты традиционного устройства области Хань (внутреннего Китая), но фактически применялись новые, монгольские, принципы организации управления.

4). Результатом введения провинциальной системы империи Юань стала консолидация власти центрального правительства при сохранении ряда властных полномоий на местах.

5). Демаркация границ провинций в период правления династии Юань отрицает традиционный принцип использования географических рубежей, таких как горы и реки. Прежние границы провинций были искусственно передвинуты, зато новые границы снизили возможность развития местного сепаратизма.

6). Система провинций династии Юань стала результатом непрерывного изменения и улучшения центральной и местной структур власти в условиях роста и развития древнего полиэтничного объединенного государства Китая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китайские ученые в начале XX в. выступили с критикой системы провинций и считали ее неразумным монгольским нововведением. Современные историки во главе с профессором Ли Чжиан положительно оценивают систему провинций. По их мнению, эта система является важным нововведением монгольской власти, но в то же время это органичный и взвешенный шаг в развитии местных административных районов в процессе развития полиэтничного Китая. На наш взгляд система провинций династии Юань в качестве местного периферийного административного института создала новую модель централизованного государственного управления в Китае. Это относительно зрелая и совершенная система, которая в целом соответствовала потребностям китайского общества того времени и стала исторически неизбежным выбором. Система провинций показала свою жизнеспособность. Она существует и в наше время и имеет

большое значение в истории Китая. Необходимость реформирования провинциально-областной системы современного Китая, произошедшей от прежней системы провинций, демонстрирует практическую значимость изучения системы провинций династии Юань.

References

[Fan Hongjun], ^ШтШ^ПЯЛРЗМТ Ф^ОШ [YuanPai sCo xingshengruhe jiaqianglezhongyangjiquan] [How the Establishment oaProvinces under the Yuan Dynasty Strengthened Centralization of Power] // ^ТГШ [Lishi jiaoyu]. 2010 . № 13. P. 60-62.

/Hit [Hong Fu]. ИЙУШЕЙ'[Chonghua shengqufangan chuyi] [Replanning o f the Provinciol Pro2rams] // [Shanghai dongfang

zazhi}. 1947. Vol. 43. № 6._P. 1-80.

UU/пй; [Li/^hian]. „ттй'й^уйр^ан^не [Xingshengzhiduyanjiu][A atudy ofthe Provincial System]. [Тшnjing]: ggijp^[Rankaidaxue chubanshe], 2000. 028 p.

ЩШ [Qian Mu]. [Guoshi dagang] [An X)utliцe of Chinese His-

tory] // ^За^О [hianmuxianshengwenji] [rlele CompleteWorksbyQian Mu]. Vol. 28. ИУЬ [ Taipei]: j§f^EPgit [Shangwuyinshuguan], 1998. 720 p.

Ш! [Qian Mu]. ZlJ^fffife [Zhongguo Maa deshi] [Chinas P oliticail Gains and Losses]. пУЬ [инг/иг]: ^ны>iX-Т|р^ITi■ ^ам^C]f^^fi/ji^ [Shenghuo dushu dinzM sanHanshudian] , 200 1. 1 17 p.

[Shu Jian]. ТТЖШ: Фl5e[i[¿[}ggЙiJjjK:JИl [Yuandai xingsh-ungzhi:zhongguo yangXiguanxi de zhuanzhedшY] [Hie Provinciae Sxstem under the Yuan Dynasty: A TurningPoint in the Relntionship between t1e Central and Local Authorities in China] // ffc^^ [Wenhua zongheng]. 2019т. И» 1. P. 92-99.

ВЕ^Ф [Wang gunshen]. ЖШИЙ]][Xingshengzhidu luetan] [An Brief Discussinn оf the Provincial System ] // 'Ilft!^^^ [Huaihua shizhuan xue-bao]. 1991 . № 6. P. 07-62.

iUihl5e [Xiao Qiqing], ht[i[ieA■^t7e[;FЛigC-п [Xiyurenyu yuanchu zhengzhi] [The Western People and !he Politics in the Earfy Yuan Dynasty] . и У1 [Taipei]: НЩРЙЙС [Canliun chubanshe], 1960- 142 p.

ш [Zhang 7an]. теня^-имр^^ж^^^е — ЖшШРЯ

[Yuanchaoxingsheng de liangge jibentezheng-du Uzhian xingsheng zhidu yanjiu] [Two Basic Characteristics of Ла Yuan Provinceei // Zl^Pi [Zhongguoshi ПPYjiu]. 2002. № 1. P. ИО-ИЗ.

£Vl¥ [Zhao Junygg]. Wi^X [Lun yuanchaoxingsheng zai zhuanzhizhuy[ zhongyangjiiquanzhi zhongde diwei hn zuoyong] [On the Status and Functian of the Provincial System m the Yрan Autocrati! Ceentr alization System] // □|Зeg!Еe^B^^1íU [Shaoyang shizhuду цusbao]. 2002.Vlo l.24. He 4.P р6-!7.

Пaeтупилa в редакцию 10 октября 201 и г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.