Научная статья на тему 'Китайская историография конца XX - начала XXI вв. По темам, связанным с КВЖД'

Китайская историография конца XX - начала XXI вв. По темам, связанным с КВЖД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINA / RUSSIA / КИТАЙ / РОССИЯ / КВДЖ / ИСТОРИОГРАФИЯ / THE CER / HISTORIOGRAPHY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская историография конца XX - начала XXI вв. По темам, связанным с КВЖД»

Г.Б. Дудченко

Невский институт языка и культуры, г. Санкт-Петербург

В.П. Казанцев

Смольный ин-т РАО, г. Санкт-Петербург

Китайская историография конца XX - начала XXI вв. по темам, связанным с КВЖД

Интерес к исследованиям, связанным с Россией и международными отношениями, заметно возрос в Китайской Народной Республике в 80-е годы ХХ века. Особая острота в китайской историографии сохранилась за периодом второй половины XIX - начала XX вв., включая вопросы, относящиеся к истории Китайско-Восточной железной дороги.

В советско-китайских отношениях в это время происходил переход от «ледникового периода» к нормализации, что не могло не вызвать дополнительный интерес к истории взаимоотношений двух стран. Другим фактором, не менее значимым, послужило становление системы Академий общественных наук, приступившей к историческим исследованиям на всех уровнях своей территориальной организации - центральном, провинциальном, муниципальном. Большее внимание к изучению русского языка, истории, культуры, а также отношений России и Китая стало уделяться в учебных заведениях, при некоторых из них создавались и развивались научно-исследовательские центры и институты.

Тема КВЖД - КЧЖД - ЮМЖД стала одной из основных в исследованиях истории русско-китайских отношений, проводимых с этого времени в КНР. Особую актуальность данные вопросы приобрели в научно-исследовательских учреждениях северо-восточных провинций.

© Дудченко Г.Б., Казанцев В.П., 2014

453

Следует отметить, что вопросы данного периода китайской историографии по КВЖД в той или иной степени уже рассматривались в работах российских учёных, опубликованных на русском языке. Среди них работы Ю.М. Галеновича, В.Л. Ларина, К.В. Внукова, А.Д. Воскресенского и других. Привлекает к себе внимание в этой связи и изданная в 2008 г. книга воспоминаний выдающегося переводчика и дипломата Р.Ш. Кудашева «Моя жизнь в Китае», который в 1951-1953 гг. работал в Харбинском отделении Китайско-Чанчуньской железной дороги.

В 1987 г. в Харбине под эгидой Хэйлунцзянского провинциального комитета Народного политического консультативного совета Китая вышла в свет «Летопись истории КВЖД (1895-1952)», автором-составителем которой является Чжэн Чаньчунь. Основные события, связанные с КВЖД, представлены в виде описаний по каждому году. До 1929 г. включительно из года в год приводятся всё более подробные сведения. На 1929 г. в книге отведено 19 страниц. Далее по каждому последующему году информация становится более краткой. В конце книги помещён каталог справочных пособий и таблицы со статистическими данными.

Также в Харбине было начато издание специальной серии книг по истории КВЖД. Активное участие в этом приняло Хэйлунцзян-ское народное издательство. Так в 1989 г. в рамках данного проекта была опубликована коллективная монография под редакцией Ли Цзитана «Китайско-русский тайный договор и строительство Китайско-Восточной железной дороги». В издании затронута не только обозначенная тема, но и вопросы дальневосточной политики России, интересы различных зарубежных стран в Китае, договоры о займах и т.д. Рассмотрены основные международные документы по КВЖД, деятельность Китайско-Русского дорожного банка, ход строительства железной дороги и её ответвлений.

В 1990 г. в издательстве «Жэньминь чубаньшэ» был издан четвёртый том фундаментального труда «История агрессии царской России в Китае», который выходил с конца 70-х годов. Четвёртый том, опубликованный в виде двух книг, был подготовлен в 1987 г. в Институте новой истории АОН КНР. Главный редактор тома - Юй Шэнъу, коллектив авторов включает многих известных учёных -Люй Ижань, Лю Цункуань, Ян Шихао, Ли Цзягу, Чжан Чжи, Сюй Юэбяо, Сюэ Сяньтянь, Кан Юмин [1, с. 59]. В этом томе говорится, что в течение периода 1895-1900 гг. Россия пыталась «постепенно поставить под контроль» цинское правительство, используя экономические способы и средства. Данный этап авторами охарактеризован как «мирное» завоевание, а основными его вехами являются

454

подписание русско-китайского договора 1896 г., предоставление денежного займа французскими банками при посредничестве России, строительство КвЖД, которое «означало превращение Северо-Востока Китая в сферу влияния России».

В данном томе авторы отмечают, что Россия действовала «по принципу военно-феодального империализма», соперничала с Германией и Японией в борьбе за «сферы влияния». Причём, по их мнению, именно Россия являлась «инициатором» создания кризисной ситуации, приведшей к «разделу китайской территории» [1, с. 59-60].

Все указанные публикации были подготовлены в КНР разными авторами и в разных учреждениях, но в одну и ту же эпоху, которая выделяется колоссальным значением в развитии как общественных наук в Китае, так и советско-китайских отношений - в 80-е годы ХХ века. За последующие годы и в той, и в другой сфере происходили различные изменения. Возникает вопрос, какие публикации по истории КВЖД появились в Китае в начале XXI века, какие вопросы стали выделяться своей актуальностью, к каким выводам приходили исследователи?

В 2004 г. в Российском университете дружбы народов была представлена к защите диссертация исследователя из КНР Сунь Чжэньцина на тему «Русская публицистика о проблемах внешней политики России в отношении Китая (конец XIX - начало XX вв.)» [2, с. 216]. Работа выдвигалась на соискание учёной степени кандидата исторических наук по специальности «Отечественная история». Рассматривая политику России в Северо-Восточном Китае, автор применяет слово «экспансия».

Что касается КВЖД, то Сунь Чжэньцин отрицательно оценивает её строительство, представляя это как «часть раздела Китая» [2, с. 228]. Начало истории КВЖД автор связывает с подписанием в 1896 г. Россией в лице С.Ю. Витте секретного Московского союзного договора как проявление «мирной экспансии». Внимание акцентируется на том, что в качестве условия подписания союзного договора и путём подкупа Россия добилась права построить железную дорогу через Маньчжурию до Владивостока, права её охраны царской армией и права добычи природных ресурсов вдоль дороги [2, с. 244].

Монографии по истории КВЖД стали издаваться также в серии книг «О культурных связях провинции Хэйлунцзян и России». В 2010 г. в Харбине, в издательстве Хэйлунцзянского университета, вышла в свет книга Ма Вэйлуня «Вопросы китайско-русских (советских) отношений по КВЖД». В ней выделено пять периодов -строительства КВЖД, международного совместного управления,

455

два периода совместного китайско-советского управления, передачи Советским Союзом КВЖД Китаю.

Первый период рассматривается в свете дальневосточной политики Российской Империи. Деятельность России в регионе характеризуется понятием колонизаторская или колонизационная. В данном контексте видится и строительство Транссибирской магистрали, и участие России в межгосударственных отношениях. В книге подчёркивается политическая важность строительства КВЖД, а «Китайско-русский секретный договор» охарактеризован как пример из ряда неравноправных договоров. Отдельный параграф посвящён влиянию строительства КВЖД на город Харбин.

Период международного совместного управления (кондоминиума) КВЖД в целом обозначен как принципиально новый. Более того, речь ведётся о «борьбе за изжитие пережитков могущества царской России». На этом фоне рассматриваются действия Китая за перевод КВЖД под его юрисдикцию. К этому же периоду отнесена «Первая декларация Карахана» и предварительные переговоры по китайско-советским отношениям.

Следующий период начинается, по версии автора, с приезда Л.М. Карахана в Китай и подписания советско-китайского договора о КВЖД, который известен также как «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Период был непростой, на него приходится ряд конфликтов. К этому же периоду отнесены советско-японские переговоры о КВЖД, так озаглавлен параграф главы, посвящённой данному времени. Как известно, в 1935 г. КВЖД была передана Маньчжоу-го.

Примерно с этого времени начинается период, выделяемый автором как «второй период совместного китайско-советского управления КВЖД». Китай продолжал поддерживать отношения с Советским Союзом, в 1937 г. был заключён договор о ненападении. После августа 1945 г. КВЖД вновь оказалась под контролем СССР. Советская и китайская стороны ведут в это время активный диалог, в том числе по вопросам КВЖД.

Со времени образования КНР в 1949 г. и переговоров по Китай-ско-Чанчуньской железной дороге, автор рассматривает события, относящиеся к пятому периоду истории КВЖД, итогом которых стала передача дороги Советским Союзом Китаю. Анализируются причины такого решения, а также его влияние на советско-китайские отношения.

Из приведённых примеров можно сделать вывод, что, несмотря на время, истекшее с 80-х годов XX в. и до начала второго десятилетия XXI в., и даже несмотря на смену поколений учёных, многое в

456

китайской историографии по КВЖД осталось прежним. В частности, сохранились негативные оценки самой идеи строительства Россией железной дороги и её реализации. Мало изменилась риторика в подаче материала, когда используются такие слова и выражения, которые в эквивалентах русского языка звучат как «экспансия», «колонизаторская политика», «захват природных богатств», «гегемония» и т.п. В дальневосточной политике России дореволюционного периода не выделяется практически никаких позитивных сторон и никаких выгод для Китая. Всё это сохраняет простор для дискуссий китайских учёных и их российских коллег.

С другой стороны, интерес к истории КВЖД в разных странах, включая Китай, не снижается. Можно вести речь о том, что в общественных науках КНР сложился свой комплекс традиций и новаций в этой исследовательской теме. История железной дороги до передачи её КНР рассматривается, как правило, в контексте международных отношений, политике разных государств в данном регионе -Китая периодов Цинской империи и власти Гоминьдана, Российской империи, Советской России, СССР, Японии. При этом больше внимания стало уделяться не только времени конца XIX - начала XX вв., но и более поздним периодам.

Литература

1. Воскресенский А.Д. Современные концепции русско-китайских отношений и погранично-территориальных проблем в России и Китае (80-90 гг. XX в.). Российский научный фонд. Московское отделение. Научные доклады. М., 1994.

2. Галенович Ю.М. Китайская мозаика: Сборник статей о современном Китае и наших взаимоотношениях с ним. М.: ИДВ РАН, 2009.

457

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.