2.2. КИТАЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В 1990-е ГОДЫ
Лян Чжэньпэн, аспирантка, профиль «политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития» Школа ШРМИ
Место учебы: Дальневосточный Федеральный Университет
Аннотация: В статье рассматривается китайская дипломатия в Центральной Азии в 1990-е годы. Автор анализирует направления китайской внешней политики на основе решений 14-го и 15-го съезда КПК. Освещается процесс формирования Шанхайской пятерки с первой встречи глав Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в Шанхае в 1996 г. Описываются процессы установления дипломатических отношений с Узбекистаном, Казахста-ном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, и выделяется два этапа в этом процессе. Анализируется структура «Щанхайской пятерки», в рамках которой развернулось сотрудничество в экономической области.
Ключевые слова: КНР, страны Центральной Азии, дипломатические отношения, Шанхайская пятерка, двусторонние отношения.
CHINESE DIPLOMACY IN CENTRAL ASIA IN THE 1990s
Liang Zhenpeng, PhD student
Study place: Far Eastern Federal University
Abstract: The article discusses the Chinese diplomacy in Central Asia in the 1990s. The author analyzes the characteristics of China's foreign policy decisions on the basis of 14-th and the 15-th Congress of the CPC and the Shanghai Five mechanism. After the collapse of the Soviet Union, China immediately established diplomatic relations with five countries in January 1992, when the Chinese government delegation successively visited Uzbekistan, Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, and Turkmenistan. To strengthen the security of its borders a priority of China's foreign policy is the settlement of territorial disputes with Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tajikistan. It formed the structure of the «Shanghai Five», in which unfolded preliminary cooperation in energy and economic fields.
Keywords: China, Central Asian countries, diplomatic relations, the Shanghai Five mechanism, bilateral relations.
Основной целью данной статьи является анализ китайской внешней политики в 1990-е годы в отношении стран Центральной Азии. Внешняя политика КНР определяется целым рядом доктринальных положений и практикой взаимодействия с зарубежными странами.
В 1990-е годы отношения Китая со странами Центральной Азии основались на различных внешнеполитических источниках, в том числе докладах председателя Цзян Цзэминя на 14-оми 15-ом съездах КПК, выступлениях премьера-министра Госсовета Ли Пэнаи заместителя премьера-министра Китая Ли Ланьцина в Центральной Азии, совместных коммюнике и декларациях о двустороннем и многостороннем сотрудничестве и т.д. Особенности внешней политики КНР в 1990-е годы: Анализ докладов Председателя Цзян Цзэминя на 14-м и 15-м съездах кПк позволяет привести к выводу, что в 1990-е годы четко определены основные пути китайской внешней политики, разработан ряд внешнеполитических доктрин Китая. Основная цель дипломатического курса Китая заключалась в обеспечении благоприятных внешних международных условий для реализации модернизации Китая. Главное место во внешней политике Китая заняли мирные манифесты, высказывание в пользу формирования справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка, порицание гегемонизма и силовой политики, менталитета холодной войны. [22].
На 15-ом съезде Председатель Китая Цзян Цзэминь подчеркнул, что Китай неуклонно проводит самостоятельную и независимую внешнюю политику, не участвует в военно-политических блоках[23].Отмечалось, что
Китай должен совершенствовать и далее развивать свои отношения с развитыми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования и поиска общего при наличии разногласий. Китай стремится искать точку, где сходятся их общие интересы, расширять взаимовыгодное сотрудничество и работать вместе, чтобы преодолеть трудности, стоящие перед человечеством для выживания и развития, и урегулировать споры с соседними странами по консультационному каналу. [23]
В начале 1990-х годов сближение России с западными странами, вызвало определенную сдержанность внешней политики Китая. Председатель КПК Дэн Сяопин выдвинул новое направление внешней политики КНР -«следует одеваться во все серое, держаться в тени и не проявлять инициативы», чтобы создать благоприятный мирный международный климат для своего построения модернизированного государства [5,с.321].
После распада СССР китайское правительство осознало, что без восстановления дружественных отношений с Россией невозможно создание перспективных дипломатических отношений со странами Центральной Азии. В декабре 1991 г. между Китаем и Российской Федерацией был подписан протокол и установлены дипломатические отношения. Весной 1992 г. после визита в Китай министра иностранных дел России А.В. Козырева отношения стали налаживаться. Стороны обменялись ратификационными грамотами «Соглашения между Китаем и Россией о восточном участке границы», а также подписали соглашение о торговле и о взаимном предоставлении статуса наибольшего благоприятствования, о расширении сотрудничества в
военно-технической области [2, c. 117-125].Обе страны согласились выполнять прежние договоренности, что стало основой для развития новых межгосударственных отношений в последующие годы.
Центрально-азиатский вектор внешней политики КНР:
Особое место во внешней политике Китая занимает Центральная Азия. В состав Центральной Азии входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, и Узбекистан и Туркменистан. В конце декабря 1991 г. Китайская Народная Республика официально признала новые государства, возникшие посла распада Советского Союза.
С возникновением новых стран у северо-западных границ Китая в 1990-е годы основные задачи были определены, в частности урегулирование территориальных вопросов; создание пояса безопасности вокруг себя; формирование начального этапа торгово-экономического сотрудничества со странами Центральной Азии на двусторонней основе [21, с. 183-224].
Центральная Азия играет геополитически ключевую роль в гарантии национальной безопасности Китая. Для укрепления безопасности своих границ приоритетом дипломатических отношений Китая в Центральной Азии стали Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, так как общая пограничная линия между Китаем и этими странами составляет около 3700 километров. Эти страны граничат с одной из самых нестабильных провинций Китая - Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР), где проживают этнические группы из Центральной Азии, что вызывает опасения у Китая в обеспечении внутреннеполитической стабильности и национальной безопасности.
Китай активно развивал дружественные отношения со всеми государствами этого региона и проводил внешнюю политику, направленную на добрососедство, мир и благосостояние. Однако учётом геополитического фактора и сотруднического потенциала среди стран Центральной Азии КНР сделал упор на развитие отношений с Казахстаном и Узбекистаном, которые влияют на процесс образования региональной системы [24, с. 170].
В начале января 1992 г. правительственная делегация КНР последовательно посетила пять центрально-азиатских стран. Были подписаны совместные коммюнике об установлении дипломатических отношений с Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. В документах было отмечено, что двухсторонние дружественные отношения будут развиваться на основе уважения суверенитета и целостности друг к другу, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и выгоды, мирного сосуществования и других общепризнанных принципов международного права [13, с. 242].
Все страны признавали Тайвань неотъемлемой частью Китая и обязались не устанавливать с ним официальные отношения.
В апреле 1994 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн посетил Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, и Туркменистан. В Ташкенте он обозначил центральноазиатский вектор внешнеполитического курса Китая на добрососедство, дружбу, и мирное сосуществование; невмешательство во внутренние дела других стран; уважение независимости и суверенитета; развитие обоюдного торгово-экономического сотрудничества и содействие совместному процветанию. [19].
В начале 1990-х годов перед Китаем и Центральной Азией стояли спорные вопросы и общие проблемы для дальнейшего развития отношений, такие как урегулиро-
вание территориальных вопросов, снятие препятствий создания сотруднических отношений, обсуждение подходов к проблеме борьбы против терроризма, сепаратизма, и экстремизма. Таким образом, в этот период Китай стремился к составлению плана по созданию «зоны пояса добрососедства» для обеспечения стабильной благоприятной атмосферы.
Китайский ученый Лю Фэнхуа считает, что в 1990-е годы китайская внешняя политика в Центральной Азии делилась на два этапа. В первом этапе (с декабря 1991 г. до сентября 1997 г.)при планировании развития отношений с соседними странами намечалось создание внешней политики, направленной на добрососедство, дружбу, разрешение спорных вопросов для укрепления взаимного доверия [7, а 64]. Второй этап пришелся на 1997-2001 гг. С одной стороны, сохранение безопасности в общих пограничных районах по-прежнему находилось в фокусе внимания Китая. Особое внимание уделялось созданию условия для сотрудничества по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом. С другой стороны, для удовлетворения нужд дальнейшей реформы и открытости Китая требовался импорт большого объема энергетических ресурсов. В связи с этим, энергетическое сотрудничество с Центральной Азией имеет ключевое стратегическое значение для Китая.
По мнению Лю Фэнхуа, в данный этап Китай проявил активность сотрудничества в экономической сфере. Сотруднические отношения в экономической сфере исходили из традиционных дружественных связей времён Великого шёлкового пути. Китай всегда готов был стать хорошим другом, добрым соседом и надежным партнером для всех центрально-азиатских государств [7, с. 64].
Шанхайская пятерка:
Нестабильная ситуация в Центральной Азии непосредственно оказывала влияние на обстановку у западных границ Китая. Ввиду этого, одной из первостепенных целей составления плана формирования «Шанхайской пятерки» являлось разрешение территориальных споров и укрепление доверия в общих пограничных районах.
В апреле 1996 г. в Шанхае была проведена первая встреча лидеров Китая, России, Казахстана, Киргизии, и Таджикистана, на которой подписано «соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы». Это заложило прочную основу формированию «Шанхайской пятерки» [20, а 37]. В апреле 1997 г. было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы[4].На этих двух соглашениях основался консультационный механизм «Шанхайской пятерки».
Главной деятельностью взаимодействующей региональной организации «Шанхайской пятерки» стало решение локальных задач в приграничных районах по вопросам безопасности. Установлена продолжительность периодических встреч глав пяти стран по обсуждению приграничных вопросов, состояния региональной безопасности и торгово-экономических связей. Китай уступил Казахстану 80% спорных территорий, 70% -Кыргызстану, почти 100% - Таджикистану [3].Снятие препятствий территориальных споров способствовало дальнейшему региональному сотрудничеству в разных сферах в рамках «шанхайской пятерки».
Вглядываясь в вопросы, обсужденные на каждой встречи членов «Шанхайской пятерки»(1996-2000 гг.), можно обнаружить, что с 1998 г. работа «Шанхайской
пятерки» сместилась с пограничных вопросов по направлению борьбы с терроризмом и развитие торгово-экономического сотрудничества в целях решения насущных задач. На третьей встрече глав государств-членов «шанхайской пятерки» в Алматы в 1998 г. было отмечалось, что необходимо совместно предпринимать эффективные меры против международного терроризма, организованной преступности, незаконного провоза оружия, и незаконного оборота наркотиков. И подчеркивалось, что страны-члены будут развивать экономическое сотрудничество в принципе равенства и обоюдной выгоды. Четвертая встреча лидеров государств «Шанхайской пятерки» состоялась 25 августа 1999 г. в Бишкеке. На ней констатировалось, что страны будут укреплять безопасность и расширять экономическое сотрудничество. Пятая встреча «Шанхайской пятерки» прошла 5 июля 2000 г. в Душанбе. Узбекистан в качестве гостя присоединился к шанхайскому форуму. На этой встрече была обнародована «Душанбинская декларация», в ней подчеркивалось, что пять стран будут стремиться к улучшению климата для построения механизмов «Шанхайской пятерки» в разных сферах [25, с. 2-3].
Таким образом, «Шанхайская пятерка» оказала содействие разрешению целого ряда проблем между Китаем и тремя странами Центральной Азии. В 2001 г. Шанхайская пятерка преобразовалась в Шанхайскую организацию сотрудничества по желаниям всех стран-членов.
Отношения с Узбекистаном:
Республика Узбекистан (РУз) была первой из центрально-азиатских стран, с которой КНР установила дипломатические отношения 2 января 1992 г. Посольство КНР в 1992 г. возглавил Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР господин Сунь Хэнгуан [14].
В 1990-е годы Узбекистан претендовал на роль лидера в Центральной Азии. Хотя Узбекистан по размерам территории меньше, чем Казахстан, и не так богат природными ресурсами, но население его почти в два раза больше, чем в Казахстане. В это время политика Узбекистана была проамериканской, но не по причине политических или идеологических симпатий, а по стратегическим соображениям. И поэтому отношения с КНР носили сдержанный характер.
Китай и Узбекистан исторически связаны Шёлковым путем, который сложился более двух тысяч лет тому назад и традиции продолжаются в настоящее время, несмотря на то, что между ними нет общих границ.
В целях развития экономического сотрудничества и укрепления политического доверия прошли взаимные визиты между главами Узбекистана и Китая. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов посещал с визитами КНР в 1992, 1994, 1999 гг., что способствовало созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по двустороннему сотрудничеству в разных сферах между Узбекистаном и Китаем.
В марте 1992 г. президент Республики Узбекистан посетил с официальным визитом в КНР по приглашению председателя Ян Шанкуня. Были подписаны соглашение о сотрудничестве в сфере железнодорожного, автодорожного и морского транспорта, соглашение о сотрудничестве между министерствами сельского хозяйства, договор о предоставлении Республике Узбекистан товарного кредита [24, с. 170].
В рамках межправительственного сотруднического комитета работали шесть подкомитетов, которые вели деятельность в торгово-экономической и инвестици-
онной, культурно-гуманитарной, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в сферах безопасности и сельского хозяйства. Торгово-экономические отношения между КНР и Республикой Узбекистан отличал особый уровень развития в рамках режима наибольшего благоприятствования, действующего еще с 1994 г. на паритетной основе.
В апреле 1994 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн совершил официальный визит в Узбекистан по приглашению президента Узбекистана Каримова. В результате была подписана целая серия документов, которые затронули торгово-экономическую, финансовую, транспортную сферу и т.д. В октябре того же года Каримов прибыл с официальным визитом в Китай по приглашению КНР Цзян Цзэминя. По итогам переговоров была подписана декларация об основных принципах развития и углубления двустороннего взаимовыгодного сотрудничества [8].
В 1996 г. председатель КНР посетил Узбекистан по приглашению президента Узбекистана Каримова. В течения визита была подписана совместная декларация между КНР и Узбекистаном. И в 1999 г. когда президент Узбекистана Каримов прибыл с официальным визитом по приглашению председателя КНР Цзян Цзэминя, был подписан договор о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества и другие соответственные договоры в разных сферах. [8].
С 1992 г. по 1996 г. товарооборот между Узбекистаном и Китаем отличался стабильным ростом. Стороны приложили усилия к решению возникших проблем в процессе торговли и стимулированию развития экономических сотруднических отношений, несмотря на то, что с 1996 г. до 1999 г. товарооборот между Узбекистаном и КНР сократился из-за изменения инвестиционного климата Узбекистана и экономического кризиса России.
В двусторонних отношениях между Китаем и Узбекистаном ведущее место отводится экономической дипломатии, а также развивались сферы культуры, науки и образования. С 1998 г. активную роль в развитии культурной дипломатии стало играть общество дружбы «Узбекистан-Китай».
Отношения с Казахстаном:
27декабря 1991 г. Китай признал независимость Казахстана, а 3 января 1992 г. заместитель министра иностранных дел КНР Тянь Цзэнпэй с правительственной делегацией нанес визит в Казахстан. Стороны подписали коммюнике о создании дипломатических отноше-ний[9].В 1992 г. пост Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РК занимал господин Чжан Дэгуан [15].
Важнейшим вопросом урегулирования китайско-казахстанских отношений в 1990-х г. стало урегулирование проблемы государственной границы. 26 апреля 1994 г. между КНР и Казахстаном был заключен «договор о казахстано-китайской государственной границе», в котором была определена линия прохождения границы на всем её протяжении, за исключением двух участков. Переговоры проходили в течение ряда лет и в 1999 г. договоренности о границе были окончательно утверждены. [6].
Проблемы безопасности обсуждались во время визита Президента РК Н. Назарбаева в КНР в октябре 1993 г. В результате была подписана декларация об основных дружественных отношениях между Казахстаном и Китаем. В ней говорилось о приверженности двух стран принципам добрососедства, уважения суверенитета, ненападения и невмешательства во внут-
ренние дела друг друга. Для Казахстана, который к тому времени уже объявил о согласии стать безъядерной державой, было важно получить согласие Китая на предоставление гарантий неприменения против него ядерного оружия. [9].
Во второй половине 1990-х годов наблюдалась тенденция тесного сотрудничества в сфере энергетических ресурсов. В сентябре 1997 г. вице-премьер Китая Ли Ланьцин посетил с официальным визитом в Казахстан и было подписано «межправительственное соглашение о сотрудничестве в области нефти и природного газа» двумя сторонами. [9].
Отношения с Киргизией:
27 декабря1991 г. Китай признал независимость Киргизии, а 5 января 1992 г. были установлены дипломатические отношения. В мае 1992 г. было открыто посольство в Бишкеке и Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Кыргызстане был господин Пань Чжаолинь. [16].
Важнейшим вопросом урегулирования китайско-киргизских отношений в 1990-х годах стало урегулирование государственной границы. Двусторонние консультации между странами по пограничным вопросам начались в 1992 г.
В 1996 г. председатель КНР Цзян Цзэминь совершил государственный визит в Кыргызстан, где подписал с президентом А. Акаевым совместное заявление и соглашение о государственных границах, что заложило основу для развития двусторонних дружественных отношений в новое время[10]. В апреле 1998 г. состоялся визит президента А. Акаева в Китай. Дополнительное соглашение «О кыргызско-китайской государственной границе» было подписано руководством двух стран 26 августа 1999 г. [10].
Особенностью экономических отношений стало то, что в 1998 г. Кыргызстан стал членом ВТО и снизил ставку таможенных пошлин для Китая. Кроме того, Кыргызстан сохранил либеральный торговый режим со странами СНГ и в результате основой торговых отношений с КНР стал реэкспортом. КНР занимает второе место после России в списке основных внешнеполитических партнеров.
Центр китайской культуры открыт в апреле 1998 г. на грант Посольства Китайской Народной Республики в Республике Кыргызстана. Центр китаистики является структурным подразделением факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета.
Отношения с Таджикистаном:
4 января1992 г. были установлены дипломатические отношения между Таджикистаном и Китаем. В 1992 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Таджикистане был господин Си Чжаомин. [17].
Таджикистан трудно назвать успешным и состоявшимся государством из-за гражданской войны 19921997-х годов. Но Китай поддерживает дружественные отношения с Таджикистаном. Китай и Таджикистан смогли успешно решить сложную проблему демаркации границы, что в целом сняло основные пограничные противоречия между обеими странами.
В марте 1993 г. глава Таджикистана Э. Рахмонов посетил Китай и состоялся первый в истории диалог руководителей Таджикистана и Китая. В ходе первой встречи была подписана Декларация об основных принципах взаимоотношений между КНР и РТ [11]. В документе были выработаны основные принципы и ключевые приоритеты двусторонних отношений и сотрудничества, заложена прочная правовая основа для
их перспективного развития в интересах дела мира и процветания наших стран и региона в целом.
В 1993 г. по приглашению председателя КНР Ян Шан-куня президент Таджикистана Э. Рахмонов прибыл в Китай с официальным визитом. В результате переговоров определилось экономическое сотрудничество как одно из приоритетных направлений развития двусторонних отношений в будущем. По итогам переговоров были подписаны документы, касающиеся сотрудничества в области научно-технического сотрудничества, транспортной, туристической и других сферах [11].
В 1996 г. когда президент Таджикистана Э. Рахмоно-ва посетил Китай, определилось сотрудничество между хозяйственными, транспортными секторами и т.д. на основе обоюдной выгоды [11].
В 1997 г. был подписан протокол по урегулированию приграничных проблем, принято постановление об организации приграничной торговли через Мургабский район Горно-Бадахшанской автономной области [1, с. 139]. В августе 1999 г. президент Таджикистана прибыл с официальным визитом в Китай, в результате переговоров было подписано соглашение «О таджик-ско-китайской государственной границе» [1, а 139].
На протяжении десятилетия (1992-2001 гг.) ежегодные объемы китайско-таджикской торговли колебались в незначительном масштабе. В рамках «Шанхайской пятерки» между двумя странами был разработан многоплановый процесс развития контактов для повышений сотрудничеств в разных сферах.
Отношения с Туркменистаном:
6 января 1992 г. были установлены дипломатические отношения между КНР и Туркменистаном. В январе 1992 г. обе страны подписали межправительственное торгово-экономическое соглашение. Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Туркменистане был господин Чэн Чжэньшэн [17].
В ноябре 1992 г. президент Туркменистана С. Ния-зов посетил Китай, в результате переговоров было подписано одиннадцать документов, в том числе совместное коммюнике, договор о консульских делах между КНР и Туркменистаном, и договор о защите инвестиций и т.д. [12].
В апреле 1994 г. по приглашению президента С. Ни-язова Республики Туркменистан премьер Госсовета КНР Ли Пэн прибыл с официальным визитом в Туркменистан. В процессе переговоров было подписано «соглашение о выдаче правительственного кредита Туркменистану» и протокол о консультации дел между министерствами иностранных дел двух стран.31 августа 1998 г. по приглашению председателя КНР Цзян Цзэминя президент Туркменистана посетил Китай. В результате переговоров было подписано совместное коммюнике о дружественном сотрудничестве между КНР и Туркменистаном [12].
Однако КНР не проявляла особой активности в плане усиления своего экономического влияния в Туркменистане. Небольшие масштабы китайского торгового присутствия были связаны с географической удаленностью государств. Главный интерес для Китая представляют газовые ресурсы страны, на протяжении двадцати лет экономические отношения между ним оставались на низком уровне.
Заключение:
Китайская внешняя политика сформировалась на собственных культурных и восточно-философских основах. После распада СССР Центральная Азия в качестве стратегического тыла Китая занимала одно из
ключевых мест. В Пекине делался упор на создание дружественных отношений со странами Центральной Азии на основе мирного сосуществования, невмешательства во внутренние дела других стран, уважения к избранному народами стран региона пути развития в соответствии со своей национальной спецификой. В Китае придалось внимание расширению и углублению торгово-экономического, технического и инвестиционного сотрудничества со странами в принципах равенства и взаимной выгоды.
Китай взаимодействовал со всеми центрально-азиатскими государствами в борьбе с организованной преступностью и наркотрафиком, которые представляют реальную угрозу для всех стран.
Стоит отметить, что «Шанхайская пятерка» стала важным инструментом процесса принятия решений спорных территориальных вопросов между Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в регионе. В 2001 г. учреждение Шанхайской организации сотрудничества свидетельствовало о том, что структура «Шанхайской пятерки» сыграла важную роль в процессе регионального сотрудничества.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,18%.
Список литературы:
1. Додизудоев Х., Ниятбеков В. Китайский вектор во внешней политике Таджикистана. Центральная Азия и Кавказ. №2(62),2009.С.138-151.
2. Карасин Г. Б. и др. Сборник российско-китайских договоров, 1949-1999. - М. : Терра-спорт, 1999. - 492 с.
3. Парамонов В., Столповский О. Погранично-территориальные проблемы в китайско-центрально азиатских отношениях. 17-02-2009. Центральная Азия, Средний Восток, Дальний Восток. [Электронный ресурс]. икиИНр:/Лмллллеа8Ште.ш/апа1Шс/3/8/575.Мт1(дата обраще-ния:20.12.2016 г.).
4. Толипов Ф. К вопросу о самостоятельной роли Организации центрально-азиатского сотрудничества в рамках ШОС// Центральная Азия и Кавказ: журнал социально-политических исследований. Швеция, 2004. № 3(33).[Электронный ресурс].URL:http://www.ca-c.org/journal/2004/journal_rus/cac-03/18.tolrus.shtml (дата обрщения: 20.12.2016 г.).
5. ЛЙШЖЙ, 1993^. 418Л.
(Дэн Сяопин. Избранные сочинения Дэн Сяопин, т. 3. Народное издательство, 1993 г. 418 с.).
6. «ффлклйв.ш^дажшп^йдайлйвйтмйна
В^Й^ЙЙШЙ» .05-05-1999.ФВЛЛИ. [Электронный ресурс]. (договор о границе между КНР, Российской Федерацией и Республикой Казахстаном. 05-05-1999. Сайт всекитайского собрания народных представителей(ВСНК) [Электронный ресурс]. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2001-01/03/content_ 5007257.Мт(дата обращение: 20.12.2016 г.))
7. «И ФИЙФЗЬ АШЙШШЙ 2007^. Ш61. 63755? (Лю Фэнхуа. Китай в Центральной Азии: эволюция политик. Издательство исследования по России, Центральной Азии и Восточной Европы. 2007. № 6. С.63-75.).)
8. ^едаШМШШЖИ 06-06-2006. ЛЭЯ [Электронный ре-сурс].(Отношения между Китаем и Узбекистаном. 06-06-2016. Сеть жиньминь. [Электронный ресурс]. URL: http://world.people.com.cn ЮВ/8212/65943/65948/4457555.Мт1(дата обращения: 20.12.2016 г.)).
9. 04-09-2013. Ф^шад^вас [Электронный ресурс]. (Отношения между Китаем и Казахстаном. 04-09-2013. Сайт министерства иностранных дел. [Электронный ресурс]. URL: http://cpc.people.com.cn/n/2013/0904/c64387-22807242.html (дата обращения: 20.12.2016 г.)).
10. 12-06-2006. Л5Н [Электронный ресурс]. (Отношения между Китаем и Республикой Кыргызстаном. 12-062006. Сеть Жэньминь. [Электронный ресурс]. URL:http://world.people.com.cn/GB/8212/65943/65948/4465135.htm(^ ата обращения: 20.12.2016 г.)).
11. ФВРЙгёЙШШЖ 11-2013. ФВ1ЩИ. [Электронный ресурс]. (отношения между Китаем и Таджикистаном. 11-2013. Сеть новостей Китая. [Электронный ресурс]. икиИНр://\«тллсЫпапе\«8.сот/д]/21к/2014/01-15/199_2^Мт1(дата обращения: 20.12.2016 г.)).
12. ФЯШЙШЙШЯ. 11-2013. ФИШИ [Электронный ресурс]. (Отношения между Китаем и Республикой Туркменистаном. 112013. Сеть новостей Китая. [Электронный ресурс]. URL: ИИр:/Л«\«\«.сЫпапе\«8.сот/д]/21к/2014/01-15/205_2^Мт(дата обращения: 20.12.2016 г.)).
13. ÄS: Щ^ШШЖЙ. 1993. 592 Д. (Общие сведения о дипломатииКитая. Отдел исследования дипломатической истории. Пекин: Издательство по мировым знаниям. 1993. 592 с.)).
14. ФИКЩтШШШШШ 04-06-2008.[Электронный ресурс]. (Посол КНР в республике Узбекистане в течение ряд лет. 04-06-2008. Сайт: Процесс дипломатии Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.no1story.com/html/report/7860-1.Мт#п1(дата обращения: 20.12.2016 г.))
15. 04-06-2008. ФИШЖ [Электронный ресурс]. (Посол КНР в республике Казахстане в течение ряд лет. 04-06-2008. Сайт: Процесс дипломатии Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.no1story.com/html/report/7860-1.Мт#п1(дата обращения: 20. 12.2016 г.)).
16. ФИКе^ЙШШдавИШЁ 12-05-2008.ФИНЙШ|а. [Электронный ресурс]. (Посол КНР в республике Кыргызстане в течение ряд лет. 12-05-2008. Сайт: Процесс дипломатии Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.no1story.com/html/no1story/repor1/7703 -1.Мт(дата обращения: 20.12.2016 г.)).
17. [Электронный ресурс]. (Посол КНР в Республике Таджикистане в течение ряд лет. Сайт: Министерство иностранных дел КНР. [Электронный ресурс].
URL:http://www.mfa.gov.cn/chn//pds/ziliao/wjrw/2167/2171/t9240.ht m(дата обращения: 20.12.2016 г.)).
18. [Электронный ресурс].(Посол КНР в Республике Туркменистане в течение ряд лет. Министерство иностранных дел КНР. [Электронный ресурс].URL: http://www.mfa.gov.cn/chn//pds/ziliao/wjrw/2167/ 2171/t9241.htm(дата обращения: 20.12.2016 г.))
19. (ФВЙ^ЙВШ. 16-06-2004.|^И. [Электронныйре-сурс].(Принципы внешней политик Китая. 16-06-2004.Сеть Синьхуа. [Электронный ресурс]. URL:http://news.xinhuanet. com/world/2004-06/16/content_1529985.htm(дата обращения: 20.12.2016 г.)).
2001. №4, 37-40Д. (Сюе Ган. Особенности Шанхайской организации сотрудничества и значение международных прав. Вестник Аньхуэй Технического университета. 2001.№4, С.37-40.)).
21. (SS®, ига. ФВ^-Ф®. ÄS: 1999^.
275 Д.(Сюэ Цзюньду, Син Гуанчэна. Китай и Центральная Азия // Пекин: Издательство общественной научной литературы. 1999 г. 275 с.)).
22.
12.10.1992.
Цзян Цзэминь. Доклад на 14-м съезде Коммунистической Партии Китая. 12-10-1992. База данных всекитайских собраний народных представителей (ВСНП) Коммунистической партии Китая. [Электронный ресурс]. URL:http://cpc.people.com.cn ЮБ/64162/64168/64567/65446М526308.Мт1(дата обращения: 20.12.2016 г.)).
23. 12-091997.
(Цзян Цзэминь. Доклад на 15-м съезде Коммунистической Партии Китая. 12-10-1997. База данных всекитайских собраний народных представителей (ВСНП) Коммунистической партии Китая. [Электронный ресурс]. URL:http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64567/65446/4526313 .Мт1(дата обращения: 20.12. 2016 г.)).
24. (Йф®. ФВЙФЖ^Й. ÄS: 2008^.464 Д. (Чжао Хуашэн. Дипломатия Китая в Центральной Азии. Пекин: Шиши чубаньшэ, 2008. 464 с.)).
25. (ЙФЙ. "±ЖЖВ"тЯ|ЗД^&ФЙ.ВеШ.2001.№ 2. С. 16. Чжао Хуашэн. Формирование и особенности механизма «шанхайской пятерки». Журнал международное наблюдение. 2001. № 2. С.1-6.