УДК 7.023
КИТАЙСКАЯ БУМАГА: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА
В. Н. Маркова, М. О. Сурина
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
[email protected] surin [email protected]
Рассмтариваются важность и значение бумаги в китайской культуре, ее специфические особенности. Выявляются основные направления и области применения бумаги. Показана актуальность различных видов бумаги в современном мире.
UDC 7.023
CHINESE PAPER: HISTORY OF APPEARANCE AND PRODUCTION TECHNOLOGY
V. N. Markova, M. O. Surina
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
[email protected] [email protected]
The article reveals the importance and meaning of paper in Chinese culture. Its specific features are considered. The main directions and fields of application of paper are identified. The relevance of various types of paper in the modern world is shown.
Keywords: Chinese culture, paper, arts and crafts.
Ключевые слова: китайская культура, бумага, декоративно-прикладное искусство.
Введение. Родина бумаги — Китай. Разработчиком технологии производства бумаги является монах Цай Лунь (род. ок. 105 год н. э.). В Китае сначала выжигали иероглифы на бамбуковом стебле, потом писали специальной тушью на шелковых свитках. Бамбук был тяжёлый, а шёлк — дорогой. Бумага из таких волокон легко намокала и была непрочной. По легенде, император поручил Цай Луню придумать более дешёвый и технологичный способ изготовления бумаги. Поиски привели его к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны гнёзда ос, больше всего подходил для изготовления бумаги. Цай Лунь растолок волокна и проведя сотни опытов, пришёл к выводу, что нечто подобное можно сделать из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей, волокон шелковицы, древесной золы. Все ингредиенты он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце массу следовало разгладить с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
Китайская бумага: история появления и технология производства. Жители Китая чаще всего использовали лубяные волокна шелковицы или тутового дерева, замачивая их в воде. В те времена существовала бумага высшего и низшего сорта. Её качество зависело от того, какой слой коры использовался — для бумаги высшего сорта брались мягкие внутренние слои (луб), а для производства бумаги низшего сорта использовался внешний слой коры.
Первоначально бумагу в Китае использовали для изготовления одежды. Археологи обнаружили бумажные шляпы и обувь, датируемые V веком н.э. Уже в VI веке китайцы были одной из первых наций, которые использовали туалетную бумагу. В период средневековья бумага стала основным материалом для декоративного искусства цзяньчжи, а также для изготовления зонтиков, фонарей и воздушных змеев. После изобретения техники печатания на смену золотым и серебряным монетам пришли бумажные купюры, которые легли в основу торговых отношений. В
Китае бумажные деньги появились во времена правления династии Тан (618-907 гг. н.э.) и назывались «летящие деньги».
Родиной бумаги является уезд Цзинсянь в провинции Аньхой, которая некогда, при правлении династии Тан (VII — начУШ вв.), находилась в ведении префектуры Сюаньчжоу, отсюда и пошло само название бумаги «сюань». Сейчас китайская бумага известна, как рисовая бумага. Такое название китайской бумаге дали европейцы за ее белизну. Бумага сюань является исконно китайским материалом, который традиционно использовался для китайской живописи и каллиграфии.
По способу обработки бумага делится на 3 основных вида:
1. Шенсюань (сырая, необработанная, непроклеенная) — это бумага, гигроскопичная и хорошо впитывающая влагу. По ней хорошо растекаются тушь и краски. Бумага шенсюань применялась для живописи в стиле се-и, была любима художниками, работавшими в жанре «цветы и птицы».
2. Шусюань (готовая, обработанная, проклеенная) — это бумага, проклеенная квасцами, благодаря чему мало гигроскопичная и не впитывающая влагу. Тушь и краски по ней не растекаются. Бумага шусюань применялась для живописи в стиле гунби и для каллиграфии. В свою очередь бумага шусюань делится на тонкую высококачественную бумагу «Цикада» («крылья цикады, покров цикады») и на более простую бумагу — «Слюдяное сияние» (плотную слюдяную).
3. Баньшен-баньшу сюань («полусырая-полуготовая») — это бумага, имеющая промежуточные свойства. Она несильно промокаемая, тушь и краски растекаются по ней умеренно. Такая бумага применялась для китайской живописи в стиле се-и, в пейзажном жанре «сан-суй» («горы-воды») и каллиграфии.
В состав бумаги сюань входят два основных компонента — кора дерева (как правило сандалового) и рисовая солома. Чем выше процентное содержание коры сандалового дерева и меньше рисовой соломы, тем выше качество бумаги. Она более эластичная и лучше передает оттенки туши. Бумага с меньшим содержанием коры подходит для каллиграфии. А бумага с большим содержанием коры способна лучше передавать оттенки туши и подходит для китайской живописи [1,2].
Старинная китайская рисовая бумага «сюань» достаточно популярна в наше время. Она стала фаворитом коллекционеров — любителей живописи и каллиграфии. Лист бумаги, изготовленный более 5 лет назад, уже считается достаточно старым. Китайская бумага шусюань сохраняет свою популярность для поклонников современной живописи «гунби» («тщательная кисть»), следующей традициям реалистической китайской живописи.
Исторически, лидерами в производстве эксклюзивных рукотворных сортов бумаги являются Китай и Япония. Однако можно выделить основные различия в производстве китайской и японской бумаги.
1. Китайцы выливали размоченные в воде волокна на специальные сетчатые щиты-формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон.
2. В производстве китайской бумаги наиболее важными являются отпаривание и отбеливание. Особенность традиционной японской бумаги состоит в том, что при ее изготовлении
г(ш)]
Iл
не применяются отбеливатели и другие химикаты. Именно поэтому японская бумага не желтеет на солнце, а наоборот, становится под воздействием ультрафиолетовых лучей более белой.
3. Китайские производители бумаги добиваются того, чтобы бумага была гладкой. Японские производители бумаги, наоборот ценят природную шероховатость бумаги, разнообразие цветовых оттенков и фактур [3].
Заключение. На примере Восточных культур можно сказать о том, что бумага обладает уникальными свойствами, выходящими за пределы письменного и изобразительного творчества. Появление бумаги дало толчок к развитию искусства и художественного творчества, сыграло важную роль в информационном обмене между различными странами.
Библиографический список.
1. Сурина, М. О. Краткий курс по истории искусств Востока / М.О. Сурина, А. А. Сурин. — Ростов-на-Дону : РГСУ, 2014 —144 с.
2. Григорьева, Т. П. Китайская художественная традиция / Т.П. Григорьева. — Москва : Искусство, 1979 — 368 с.
3. Конрад, Н. И. Очерки истории культуры средневекового Китая: У11-ХУ1 века / Н. И. Конрад. — Москва : Восток-Запад, 1980 — 140 с.