Научная статья на тему 'КИТАЙ - РОССИЯ: ОТНОШЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

КИТАЙ - РОССИЯ: ОТНОШЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
312
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / БРИКС / РИК / ШОС / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / HISTORY OF ECONOMY / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / BRICS / RIC / SCO / NATIONAL SECURITY STRATEGY / NEW SILK ROAD

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рау Иоганн, Симонян Гарник Айкарамович

В статье рассматриваются исторические, политические и экономические аспекты сотрудничества России и Китая, как в рамках двусторонних отношений, так и в рамках создаваемых ими организаций и блоков. Дан экономический анализ взаимоотношения двух стран, раскрыты перспективы их возможного развития и влияния на регионы, вовлеченные в создаваемые структуры. Отмечается, что последние достижения российско-китайского торгово-экономического сотрудничества в основном связаны с расширением торговли, оптимизацией ее структуры, ростом трансграничной электронной коммерции. Структура двусторонней торговли постоянно оптимизируется. Показательными в этом плане являются товары электромеханической и высокотехнологичной продукции. Неуклонный рост отмечается в торговле сельскохозяйственной продукцией. В последние годы резко активизируются взаимоотношения РФ и КНР в области сферы услуг и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA - RUSSIA: RELATIONS OF DELOVEPING STRATEGIC COOPERATION

In the article considered the historical, political and economic aspects of cooperation between Russia and China, both within the framework of bilateral relations and within the established organizations and blocs. It given the economic analysis of the relationship between the two countries, the prospects for its development and the impact on the regions involved in the created structure. It is noted that the recent achievements of Russian-Chinese trade-economic cooperation are mainly related to the expansion of trade, the optimization of its structure, the growth of cross-border e-commerce. The structure of bilateral trade is constantly optimized. Indicative in this regard are products of electromechanical and high-tech products. Steady growth has been noted in the agricultural trade. In recent years, relations between the Russian Federation and the People's Republic of China in the sphere of services and tourism have become more active.

Текст научной работы на тему «КИТАЙ - РОССИЯ: ОТНОШЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 339.56(470+510)

РАУ И., СИМОНЯН Г.А. КИТАЙ - РОССИЯ: ОТНОШЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА

Ключевые слова: история экономики, внешнеэкономические связи, БРИКС, РИК, ШОС, национальная стратегия безопасности, новый Шелковый путь.

В статье рассматриваются исторические, политические и экономические аспекты сотрудничества России и Китая, как в рамках двусторонних отношений, так и в рамках создаваемых ими организаций и блоков. Дан экономический анализ взаимоотношения двух стран, раскрыты перспективы их возможного развития и влияния на регионы, вовлеченные в создаваемые структуры. Отмечается, что последние достижения российско-китайского торгово-экономического сотрудничества в основном связаны с расширением торговли, оптимизацией ее структуры, ростом трансграничной электронной коммерции. Структура двусторонней торговли постоянно оптимизируется. Показательными в этом плане являются товары электромеханической и высокотехнологичной продукции. Неуклонный рост отмечается в торговле сельскохозяйственной продукцией. В последние годы резко активизируются взаимоотношения РФ и КНР в области сферы услуг и туризма.

RAU, J., SIMONYAN, G.A.

CHINA - RUSSIA: RELATIONS OF DELOVEPING STRATEGIC COOPERATION

Keywords: history of economy, foreign economic relations, ERICS, RIC, SCO, national security strategy, new Silk road

In the article considered the historical, political and economic aspects of cooperation between Russia and China, both within the framework of bilateral relations and within the established organizations and blocs. It given the economic analysis of the relationship between the two countries, the prospects for its development and the impact on the regions involved in the created structure. It is noted that the recent achievements of Russian-Chinese trade-economic cooperation are mainly related to the expansion of trade, the optimization of its structure, the growth of cross-border e-commerce. The structure of bilateral trade is constantly optimized. Indicative in this regard are products of electromechanical and hightech products. Steady growth has been noted in the agricultural trade. In recent years, relations between the Russian Federation and the People's Republic of China in the sphere of services and tourism have become more active.

1. К истории сотрудничества

В пятидесятых годах XX века Советский Союз, правопреемницей которого стала Россия, оказал молодой Китайской Народной Республике большую финансово-экономическую, военную, кадровую, научно-техническую помощь. Это помогло молодому государству выстоять в борьбе против внешних врагов и быстро встать на ноги [1; 2, S.26.]. По прошествии определенного времени политика официального Пекина существенно изменилась, как в отношении СССР, так и в отношении стран Запада. В отношениях со своим ближайшим соседом - СССР у КНР возникали серьезные, в том числе вооруженные проблемы. И лишь после развала в 1991 г. СССР обозначилась устойчивая тенденция сближения России и КНР на базе принципа «конструктивного сотрудничества («konstruktive Partnerschaft»). С этого времени российско-китайское сотрудничество стало важнейшим фактором глобальной политики и безопасности, который крупнейшие державы мира не могли не учитывать.

В апреле 1996 года Россия и КНР договорились о стратегическом сотрудничестве в XXI столетии, которое намереваются расширять и углублять [3]. В 2001 году был заключен договор о «Дружбе и сотрудничестве» в духе развития предыдущих договоренностей. Следует отметить, что со времени вооруженного вторжения США с союзниками в Ирак с целью свержения Саддама Хусейна, в Совете Безопасности ООН Китай и Россия работали в тесном сотрудничестве друг с другом. Целесообразность вторжения в Ирак многими экспертами, в том числе и американскими, до сих ставится под сомнение. Тем более, что это, фактически, спровоцировало стремительное распространение исламского радикализма в регионе.

С тем, чтобы лучше координировать свои действия на международной арене, Россия и КНР договорились использовать возможности, создаваемые в рамках БРИКС, РИК, ШОС и др.

БРИКС - достаточно разноплановая группа стран, включающая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южноафриканскую Республику. РИК включает в себя Россию, Индию и КНР

(между двумя последними имеются серьезные, трудно разрешимые противоречия). В ШОС (Shanghai Cooperation Organization) входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Понятно, что только первые три страны этой организации, а в последнее время также и Узбекистан, могут оказывать какое-либо влияние на международную политическую обстановку. В рамках деятельности данных организаций осуществляется плодотворная работа по созданию реально действующих экономических структур. Так, в рамках БРИКС особое внимание заслуживает инициатива создания общего Банка развития («Entwicklungsbank»), в деятельности которого решающую роль играет КНР. В рамках ШОС успешно функционирует Интернациональный банк (Interbank Consortium) и Деловой Совет (Business Council). Эта организация развивает кооперативные взаимоотношения с ООН, АСЕАН и Организацией Договора о коллективной безопасности [4, S. 22].

Не вызывает сомнений то, что в сотрудничестве заинтересованы все участники отмеченных организаций. Так, сотрудничество по вопросам безопасности внутри ШОС дает Китаю весьма существенную поддержку в борьбе против «трех злых сил» («three evil forces») - терроризма, сепаратизма и экстремизма. Под сепаратизмом здесь понимается стремления к независимости Тайваня, Тибета и «Восточного Туркестана» (Yinjiang). Работой по обмену информацией в данной сфере, проведением совместных военных учений и т.д. занимаются специалисты стран участниц организации под руководством созданного антитеррористического центра в Ташкенте.

Другая важная задача ШОС - борьба против «Нового интервенционизма» Этим понятием китайского происхождения обозначается назойливое вмешательство иных стран в жизнь государств Центральной и Восточной Азии и устройство «цветных» революций по всему миру. ШОС рассматривается в Китае и как хорошее подспорье в нарастающем противостоянии с США. Не удивительно, что США давно уже квалифицировали Китай и Россию как «стратегических противников» [4, S. 21, 23]. Связке Китай - Россия - страны ШОС противопоставлена другая: США-НАТО (ЕС) - Япония. Китай постоянно обвиняет США в «канализации» исламистского экстремизма в Центральной Азии и Восточном Туркестане, в поддержке стремления независимости Тибета и Тайваня.

В Национальной стратегии безопасности России от 2015 года Китай определяется как «ключевой партнер» в сохранении «региональной и глобальной стабильности». Важнейшей целью данной «стратегии» является строительство всестороннего партнерства и «стратегической кооперации» с Китаем [5]. Китай и Россия не исключают и возможности совместных маневров у берегов Прибалтики, что, конечно же, не совсем нравится странам региона - Эстонии (население 1. 500 млн. чел.), Латвии (2. 600 млн. чел.) и Литве (3. 720 млн. чел.). В июне 2017 года три китайских и десять российских военных кораблей провели маневры в Балтийском море (Ostsee). Это были первые маневры двух ядерных держав в этом море, проведенные фактически в центре ЕС среди стран - членов НАТО [6].

Китай, как вторая в мире экономическая и военная держава, стремится впечатлить мировое сообщество и по силе военно-морских сил. Стратегическое партнерство между Китаем и Россией базируется также на сотрудничестве в области вооружений. Это сотрудничество привело к производству в самом Китае современных систем оружия - от военных судов-амфибий до модельных ракетных установок с ядерными зарядами. Из России Китай получает эсминцы, крылатые ракеты (Marschflugkörper) и ракеты воздух-земля. В то же время из Москвы не прекращается и критика Пекина за то, что КНР в большей степени сам производит оружие, которое прежде покупал в России. А это означает сокращение экспорта российского оружия в Китай и превращение КНР в торговца современным оружием, т.е. в конкурента России [7].

2. Экономическое сотрудничество.

В Центральной Азии интересы Китая и России, в целом, совпадают. Но при этом они часто противоречат интересам Запада. C точки зрения Пекина, китайско-российские отношения лучше всего определяются как «стабильное стратегическое сотрудничество». Вместе с тем, Китай подчеркивает ненужность формального объявления союза («formale

216

Allianz») с Россией. Связано это, в частности, с тем, чтобы этим союзом не противопоставить себя, как блок, Соединенным Штатам или всему Западу. В 2011 году Китай стал важнейшим торговым партнером России. В 2014 году китайские инвестиции в России возросли на 80%. Если в начале 90-х годов объем двусторонних торговых отношений составлял всего лишь пять миллиардов долларов США, то в 2018 году эта сумма превысила 100 млрд. Китай и Россия совместно работают над глобальными проектами «Новый шелковый путь» и БРИКС. Совместно они активны и в международном банковском деле. Примером тому являются Азиатский Банк Инвестиций в Инфраструктуру («Asian Infrastructure Investment Bank /AIIP/) и Новый Банк Развития (New Development Bank /БРИКС/).

В мае 2014 года, вскоре после присоединения Крыма к России, Москва заявила о завершении важных десятилетних переговоров с КНР. Речь шла о договоре на 30 лет, начиная с 2019 года, общей стоимость которого оценивается в 600 миллиардов долларов США. Россия обязалась ежегодно поставлять в Китай 38 миллиардов кубометров природного газа. Договор был заключен между Газпромом и Китайской Национальной Нефтяной Корпорацией (China National Petroleum Corporation). В соответствии с ним предусмотрено строительство газопровода, ведущего в китайскую провинцию Хейлунцзян (Xeilongjiang). В ноябре того же года в Газпроме заявили, что имеется соглашение о дополнительной ежегодной поставке 30 миллиардов кубометров газа в провинцию Хинянг (Xinjiang). Когда строительство «восточного» и «западного» трубопроводов завершится, в Китай будут поступать 68 миллиардов кубометров ежегодно. Перед этой величиной бледнеют 40 миллиардов кубометров, которые Россия поставляет через Германию в Европу.

На современном этапе последние достижения российско-китайского торгово-экономического сотрудничества в основном сосредоточены на расширении торговли, оптимизации ее структуры, росте трансграничной электронной коммерции [8]. Как показывает официальная статистика, российско-китайские торгово-экономические взаимоотношения имеют положительную тенденцию развития (см. табл.1).

Таблица 1.

Динамика развития торговли России с Китаем в 2010-2018 гг. (млн. дол. США)_

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Товарооборот 59 291 83 232 87 394 88 799 88 389 63 556 66 108 86 964 108 284

Экспорт 20 326 35 030 35 766 35 625 37 505 28 605 28 021 38 922 56 065

Импорт 38 964 48 202 51 628 53 173 50 884 34 950 38 087 48 042 52217

Сальдо -18 638 -13 172 -15 862 - 17 548 - 13380 - 6 345 -10 066 -9 120 3848

Источник: таблица составлена на основе статистических материалов:

http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kitaem-v-2010-2017-godah/ http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/

Как видно из таблицы 1, динамика развития торговли РФ и КНР имеет положительную тенденцию. В 2018 г. товарооборот между странами впервые перевалил стомиллиардный рубеж и составил 108 млрд. 284 млн. долларов. Впервые для России сальдо в торговле с КНР имело положительный результат и составило 3,848 млрд. долларов.

Структура двусторонней торговли между РФ и КНР постоянно оптимизируется. Так, показательными в этом плане являются товары электромеханической и высокотехнологичной продукции. Неуклонный рост отмечается во взаимной торговле сельскохозяйственной продукцией. В Китае в настоящее время продукты из России являются наиболее экологически чистыми. Трансграничная электронная коммерция - это одно из перспективных быстро развивающихся направлений двусторонней торговли. С 2016 года многократно вырос объем российских заказов в интернет-магазинах Китая, и эта тенденция продолжается.

В последние годы, под влиянием встреч глав РФ и КНР, наметилась тенденция активизации двусторонней деятельности в области реализации стратегических проектов в атомной энергетике, высокоскоростных железных дорог, аэрокосмической отрасли,

инфраструктуры. В этом ряду следует отметить такие проекты, как газопровод «Ямал», российско-китайский магистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет CR929; строительство ж/д моста между российским Хабаровском и китайским городом Тонцзян провинции Хэйлунцзян, совместные проекты в рамках «Шелковый путь по льдам» («Северный водный путь») и др. [9].

Вместе с тем, как показывает практика взаимоотношений двух стран, имеются и определенные факты, требующие осторожного подхода при составлении прогнозов о перспективах развития двухсторонних связей. В особенности, это касается прогнозов на длительную перспективу.

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в сентябре 2018 года китайское Экспортно-импортно-инвестиционное агентство, функционирующее под контролем Народного Банка КНР, дало отрицательный прогноз развитию российской экономики, что практически явилось сигналом для китайского бизнеса остановить инвестиции в Россию и кардинально пересмотреть подходы к сотрудничеству с российскими коллегами. Основанием для этого послужили данные исследования, в соответствии с которыми было установлено, что российские регионы, в основном Дальневосточные, не справляясь с экономическими задачами, задолжали Федеральному бюджету РФ суммы от 70 до 100% от необходимых перечислений. В связи с этим, коммерсантам не рекомендовалось инвестировать средства в российскую экономику. Из этого можно сделать вывод, что при осуществлении длинных инвестиций в экономику России китайские бизнесмены в дальнейшем будут проявлять особую осторожность, стараясь ограничиваться по возможности лишь краткосрочными вложениями. В иных же случаях они будут предъявлять повышенные требования к экономическим гарантиям. Китайские бизнесмены известны своим прагматизмом, а потому они будут исходить не из деклараций о дружбе и сотрудничестве, а из оценки развития конкретной ситуации.

В то же самое время и российское общество неоднозначно в своих оценках относительно укрепления китайского присутствия в регионах страны. Так, известную озабоченность у многих политиков России вызывает демографический диссонанс между россиянами и китайцами на Дальнем Востоке: здесь, на громадных просторах с неимоверными природными богатствами проживает ориентировочно лишь шесть миллионов граждан России. На другой стороне Амура в близких к границе РФ зонах проживает 120 миллионов китайцев. При этом, как показала многолетняя практика, китайские частные и приватные инвестиции идут, главным образом, в Восточную Сибирь и Дальний Восток для создания здесь новых предприятий или реконструкции уже существовавших [10; 2, Б. 26, 27].

Несмотря на имеющиеся с двух сторон опасения, взаимоотношения стран продолжают крепнуть. В этом плане интересными, на наш взгляд, могут быть цифры официальной статистики российско-китайских взаимоотношений. В соответствии с ними, наибольший прирост экспорта в 2018 г. зафиксирован по следующим товарным группам:

- нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества, воски минеральные - рост на 15 962 979 666 долл. США;

- медь и изделия из нее - рост на 614 626 320 долл. США;

- руды, шлак и зола - рост на 352 878 811 долл. США;

- древесина и изделия из нее; древесный уголь - рост на 287 914 472 долл. США;

- масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) - рост на 265 768 910 долл. США.

- рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные - рост на 403 817 695 долл. США [11].

В то же время, отрицательную динамику показали экспортируемые из России в Китай следующие группы товаров:

- электромашины и оборудование, их запчасти; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного

изображения и звука, их части и принадлежности - сокращение составило 531053427 долларов США;

- средства наземного транспорта, кроме ж/д, трамваев и их запчастей - сокращение составило 223 788 356 долл. США [12].

Сводная таблица динамики структуры экспорта России в КНР представлена в таблице

2.

Таблица 2.

Динамика структуры экспорта РФ в КНР в 2010-2018 гг. по видам товаров (% от всего объёма экспорта)

Вид товаров 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Продтовары и сельскохозсырьё 4,7 2,8 2,9 3,2 2,9 4,8 5,8 4,6 4,50

Минеральные продукты 55,6 72,3 75,7 76 77 69 66,7 67,8 76,19

Продукция химической промышленности 14 9,9 8,6 6 5 6,5 5,1 4,4 2,83

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 14,2 9,6 8 8,4 8,9 10,6 12,2 10,7 8,62

Текстиль и обувь 0,1 0 0 0 0 0,1 0 0

Драгоценные металлы и камни 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,3 0,4

Металлы и изделия из них 3,4 1,5 1 1 0,9 1,3 0,7 1,6 2,38

Машины, оборудование, транспорт 5,3 2,4 3,3 3,8 4,2 6,3 6,9 6,9 3,26

Источник: таблица составлена на основе статистических материалов:

http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kitaem-v-2010-2017-godah/ http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/

Следует отметить, что в последние годы резко активизируются взаимоотношения РФ и КНР в области сферы услуг и туризма. Количество въездных туристов из КНР в РФ в последние годы стало планомерно расти. Среди китайцев особо популярными становятся туры по знаковым российским местам, расположенным не только в Восточной части, но и на Западе России. Так, в 2017 году Россию посетило 150 млн. китайских граждан; указанная тенденция продолжает набирать силу. Следует отметить, что и среди российских граждан повышается интерес к Китаю, в котором туристская отрасль структурно подчинена Министерству культуры страны. Определенный интерес к организации процесса управления и развития туристской отрасли Китая стали проявлять российские профильные исследователи [13].

3. Взаимоотношения РФ и КНР в рамках БРИКС.

Сотрудничество России и Китая наиболее плодотворно осуществляется в рамках организации БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка /Südafrika/), совокупно объединяющей порядка 3,6 миллиардов человек (43% населения Земли) с 26 % земной поверхности. Глобально производимый мировой брутто-продукт (Bruttosozialprodukt) составляет порядка 23% [14]. К примеру, в 2016 году по отношению к тому же периоду 2015 г. общий объем продукции экономики Китая вырос на 6,7%, Индии - на 6,8%. Совокупный же продукт стран БРИКС за этот период вырос на 5,1%, тогда, как глобальная экономика показала рост всего на 3,1%.

В первой половине 2017 года Китай импортировал из стран БРИКС товаров и услуг на 70,16 миллиардов долларов. Согласно китайским данным, к 2022 году он собирается импортировать товаров на восемь биллионов долларов [15, S.13]. В Китае БРИКС рассматривается не только, как «экономический проект», но и как «Координационная

платформа стран с растущей экономикой» с учетом характера политического устройства и руководства («politikal governance»).

Россия, после известных событий 2014 года и ее исключения из G8- Gruppe, как и предполагалось, повернулась на Восток и, прежде всего, к Китаю. 8-9 июля 2015 в Уфе (Башкортостан) встретились главы правительств стран БРИКС. В завершение этой встречи состоялась еще одна. Здесь же собрались представители ШОС (Shanghai Cooperation Organization) с участием глав Центрально-азиатских государств - Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана. С этого времени стало ясно, что свои стратегические интересы Россия переместила на Восток. И случилось это, главным образом, из-за политики «изоляции» России [15, S.14]. Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Уфа «должна была сделать стартовый выстрел для практической работы» БРИКС. Основанный в 2014 г. БРИКС-банк должен софинансировать строительство Нового шелкового пути. Строительство этого пути было инициировано Китаем для оживления известных с античного времени дорог, связывавших Азию с Европой. Между Шенгцоу, Новосибирском и Москвой должны функционировать высокоскоростные поезда, современные автотрассы и морские суда-контейнеровозы. БРИКС-банк задуман как конкурент находящихся под влиянием Запада Мирового банка («Weltbank») и Международного Валютного Фонда (IWF). Москва представила БРИКС-банку при его основании два миллиарда долларов. А.Силуанов полагал, что этот банк станет одним из крупнейших игроков на международном финансовом рынке.

Политическое руководство в Пекине на первое место ставило инициированный им Азиатский банк развития инфраструктуры (AIIB - Asian Infrastructure Investment Bank), однако, приветствовало и инициативу России. «Наконец-то возникли серьезные альтернативы существующим мировым финансовым учреждениям», - заявил по этому поводу известный китайский экономист Юан Гуангминг (Yuan Guangming) из Академии социальных наук КНР [16]. Создание банка AIIB было предложено в 2013 году Президентом Си Цзиньпином (Xi Jinping) и стало реальностью в 2015 году. Создание банка было не только денежно-валютным предприятием для облегчения инфраструктурных программ и потоков инвестиций, но и стратегическим замыслом Пекина. «Мы должны совместно создать региональный порядок, который бы лучше подходил как Азии, так и всему миру», - сказал Си Цзиньпин18 марта 2015 года [16]. Банк AIIP владеет капиталом от 50 до 100 милрд. долларов США. В 2015 году Китай объявил, что вкладывает в банк первые 50 миллиардов долларов. Официальное открытие банка состоялось в 2016 году. Среди 57 основателей банка - Австралия, Бразилия, Бруней, Дания, Германия, Финляндия, Франция, Россия, Австрия, Южная Корея, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария, Саудовская Аравия, Турция, Казахстан и др. [17; 18].

4. Новый Шелковый путь.

Руководитель государства и партии Си Цзиньпин, конкретизируя китайскую мечту, как восстановление достоинства нации (Wiederherstellung der Nation), среди прочих целей поставил задачу строительства Нового шелкового пути (Belt and Road Initiative - BRI). Это наибольший и важнейший геополитический проект Китая, согласно которому все дороги должны вести в Пекин. Экономический пояс, состоящий из множества связанных дорог на суше (Silk Road Economic Belt) и воде, должен стать глобальным. В европейском научном сообществе словосочетание «шелковый путь» впервые ввел немецкий географ Фердинанд фон Рихтхофен (Ferdinand von Richthofen/1833-1905/). Позже европейцы выяснили, что части подобного пути пересекали и Индийский океан. С 1432 года китайский адмирал Ченг Хе (Zheng He, Ming-Dynastie) c 300 кораблями и командой в 28.000 человек семь раз пересекал упомянутый океан от Нанжинга (Nanjing) вплоть до Оманского залива и Кении [19, S.18].

Президент Си впервые представил международной общественности этот проект в сентябре 2013 года во время своего государственного визита в Астану (Казахстан). «Проект затрагивает интересы 4,4 миллиарда людей или 63% населения Земли своими непосредственными выгодами», - говорил Президент [20, S. 41, 48.]. Кроме экономических и торговых договоренностей между Китаем и государствами вдоль Пути Пекин предлагает учитывать в соответствующих договоренностях и иные общественные составляющие. Такие,

220

например, как: 1. Внешнеполитическую координацию; 2. Создание службы взаимного информирования по вопросам экономики, безопасности, науки; 3. Свободную торговлю; 4. Финансовую интеграцию и выработку совместной валютной политики; 5 Развитие кооперации для быстрейшего взаимного развития (Entwicklungskooperationen) [21-23].

На основе этого гигантского проекта, как и многих других (космос, электромобили, радикальное перевооружение и т.д.), Китай стремительно выходит из эпохи пренебрежительного отношении к себе, как великому и одному из старейших на Земле государств. В последние годы рекордными темпами росла сеть высокоскоростных железных дорог, новых аэропортов и морских терминалов, принимающих крупнейшие суда морских контейнерных перевозок. Инфраструктурные проекты, софинансируемые или полностью финансируемые Китаем реализуются и в далеко отстоящих от КНР странах. Так, Венгрия получила от Китая высокоскоростной поезд (локомотив и подвижный состав). По сообщениям агентства Синьхуа, пути из Китая в Европу должны проходить следующими трассами:

1. Юву-Хиан (Ylwu-Xlan)-Урумчи-Москва-Роттердам и далее к Лондону и Мадриду (железная скоростная дорога);

2. Хиан-Бишкек-Тегеран-Стамбул-Москва-Роттердам и затем к Лондону и Венеции (сухопутные высокоскоростные трассы);

3. Шаньянг (Shanjiang)-Куала Лумпур-Хамбантота (Шри Ланка)-Калькутта-Момбаса-Афины- Венеция (морская трасса) [20, S. 46, 47].

Таким образом, в случае реализации, Новый Шелковый путь охватит большую часть суши и поверхности морей Земли. На суше он охватит новые транспортные пути и инфраструктуру, а также индустриальные коридоры (Industriekorridore) через Центральную Азию на Средний Восток и в Европу. Морская часть пути предусматривает создание новых портов и оборудование новых торговых маршрутов через Южно-Китайское море до южной части Тихого океана (Südpazifik), и через Индийский океан - до Средиземного моря.

Главная цель проекта - усиление экономического могущества КНР, укрепление внутренней общественно-политической стабильности, усиление внешнеполитического влияния на региональном и глобальном уровнях. В то же время проект не должен заместить интернациональные или региональные формы межгосударственной кооперации. Такие, например, как Шанхайская организация кооперации (SCO), Евразийский экономический союз, АСЕАН или Центральноазиатскую программу экономической кооперации. Отдельные части проекта должны взаимно дополнять, а не конкурировать друг с другом [20, S.14].

Проект является престижной задачей для лидера КНР, важнейшей сферой приложения внешней политики Китая и формой китайской интерпретации глобализации. Председатель Си уверен, что этот проект - «Вклад Китая в сохранение мира во всем мире». Он ослабляет угрозу потенциальных конфликтов посредством мирного экономического развития, культурного взаимопонимания и кооперации в вопросах безопасности [19], представляет новый вид глобальных мирных отношений всестороннего сотрудничества.

Сопровождают проект и другие не менее масштабные цели. Например, более тесная экономическая связь Западного Китая с Центральной Азией и с Западной Европой через железнодорожную связь Китая с Дуйсбургом, Лондоном и Мадридом. Речь идет об освоении новых рынков для китайских товаров и услуг и, тем самым, ослаблении давления на внутренний рынок сверхмощного китайского производственного комплекса. Для создания инфраструктуры проекта в Китае запланированы инвестиции размером более 45 миллиардов долларов. Проект предусматривает шесть основных коридоров движения финансов, товаров и услуг. Экономически пояс на севере должен состоять из четырех экономических коридоров, которые свяжут Китай сухопутно через Центральную Азию и Россию с Европой и Ближним Востоком и иными странами: 1. Коридор Китай-Монголия-Россия (Пекин-Иркутск); 2. Коридор Бангладеш-Китай-Индия-Бирма (Кунминг-Калькутта); 3. Коридор Китай-Заиндийский полуостров (Hinterindische Halbinsel-Кунгминг-Сингапур); 4. Коридор Китай-Пакистан (Кашгар-Гвадар) [24].

На юге Китая должны открыться коридоры морского Пути на двух направлениях: через Индийский океан и Персидский залив на Европу и через Южно-Китайское море в южную часть Тихого океана. Китай имеет современные контейнерные суда, способные одновременно перевозить более 19.000 контейнеров. Планируется создание специальной морской трассы для грузовых судов (Cyber-SeidenstraBe) [24].

Первая часть проекта реализуется между Западным Китаем и Пакистаном. Это было решено во время визита Си Цзиньпина в эту страну в апреле 2015 (долгих 9 лет глава КНР не посещал Пакистан). Между 2005 и 2015 годами торговля между этими двумя государствами выросла с 2 до 12 миллиардов долларов в год. Во время своего визита Президент Си пообещал Пакистану инвестиции для развития и совершенствования инфраструктуры - 46 миллиардов долларов. Большая часть этих инвестиций (34 миллиарда) приходится на энергетические проекты, 6 миллиардов - на строительство дорог, и 3,7 миллиарда - на развитие железных дорог. Этот проект именуется в Пекине - «Китайско-Пакистанский экономический коридор» («China-Pakistan-Wirtschaftskorridor /CPEC/»). Целью данной программы является связь морского порта Гвадар (Gwadar) с автономным регионом Синьзян на северо-западе Китая. Новый порт Гвадар будет наиболее глубоким морским портом Пакистана с товарным оборотом в 400 миллионов тонн ежегодно. Этот экономический коридор длинною в 3000 км будет окружен сетью дорог, электростанций и электрических линий от Кашгара (Западный Китай) до Арабского моря, а с востока - от Пенджаба до Карачи [24].

Пакистанский коридор финансируется государством Китая главным образом через три банка и один фонд: 1. Китайский банк развития (China Development Bank /CDB/), 2. Банк Китая по экспорту и импорту (Export-Import-Bank of China /EXIM/), 3. Китайский Банк развития сельского хозяйства (Agricultural Development Bank of China /ADBC/).

В 2015 году был создан правительственный Фонд Шелкового пути по строительству дорог (SeidenstraBenfond) с первоначальным капиталом в 40 миллиардов долларов. Этот фонд призван финансировать строительство шоссейных и железных дорог в центральноазиатских странах. Фонд облегчает создание новых предприятий, которые входят в Joint Ventures (Совместные предприятия) с китайскими предприятиями. Примечательно, что отношение Индии к данному проекту было резко критическим; строительство морского порта в Гвадаре было воспринято как часть китайской политики милитаристского экспансионизма [25].

Согласно данным Азиатского банка развития (Asian Development Bank /ADB/), на финансирование проекта требуется 26 биллионов долларов инвестиций, большую часть которых Китай берет на себя. Правительство в Коломбо (Шри Ланка) внесет 1,1 миллиарда долларов для строительства нового порта. Это наибольшая инвестиция, которую наметили в Шри Ланка со времени основания этого государства. Председатель Си на встрече на высшем уровне в Пекине 14 мая 2017 г. подчеркивал, что участие в этой инициативе «открыто для всех», в том числе для регионов, которые не лежат непосредственно на трассах Пути. Речь идет о «проекте века», который «поможет преодолеть исторически появившиеся и нынешние дипломатические противоборства и открыть путь к свободной торговле» [26].

С тем, чтобы повысить значимость своей валюты в интернациональной торговле, Китай в рамках Плана создал фонд в 16 миллиардов долларов, который должен усилить обмен и торговлю золотом между странами-участниками. 60 странам дается возможность связаться между собой и с Китаем не только транспортными коридорами Пути, но также и юанем, который фактически может заменить со временем другие валюты и золото. Следует отметить, что Китай добывает золота больше любой другой страны. В то же время страна скупает золото в других странах в неимоверных количествах. Причем в 2015 году страна обогнала по этим закупкам даже Индию [27].

На основе Плана создается «зеленая, здоровая, интеллигентная и мирная связь между странами», - подчеркивал Си Цзиньпин. В этом Проекте к 2017 г. выразили желание участвовать или поддерживать его около 100 стран и международных организаций. По ходу развития проекта уже возникают высокоскоростные железные дороги между Джакартой и Бандунгом, между Китаем и Лаосом, между Китаем и Таиландом. В Муанмаре возникает в

222

Куакруа глубоководный порт и индустриальная зона. Порт Гвадар в Пакистане, построенный китайцами, уже принят в эксплуатацию. Железная дорога между Адис-Абебой и Джибути, построенная китайцами, уже принята в эксплуатацию.

С 2017 года идут соответствующие переговоры между Китаем и рядом стран Персидского залива (Golfkooperationsländer), Китаем и Израилем [28]. В 2013 году была подписана декларация о намерениях по поводу продолжения русской ширококолейной железной дороги от восточнословацкого региона Кошице/Кашау до Вены. Четырехсоткилометровый односторонний путь будет стоить не менее 7 миллиардов евро и создаст, вместе с сопровождающей его инфраструктурой, только в Австрии не менее 9000 рабочих мест [29-30].

Реализация этого проекта означала бы, что российская транссибирская железная дорога дошла до Вены. Важными воротами в Европу в рамках проекта считается греческий порт Пиреус (Piräus). В 2010 году известная китайская морская судоходная компания Ocean Shipping (Group) Co /COSCO/ получила от Греции концессию на 67% торговой части порта сроком на 35 лет. И уже в 2015 году здесь проходило не менее 60% всего китайского экспорта в регион. Путь позволяет Китаю при своей сверхпродуктивности экспортировать товары по всему миру. Естественно, что при реализации проекта, как и при всяких других инициативах, возникают разного рода проблемы. Например, обратная транспортировка носителей китайских грузов пустыми в Китай, что не является желательным [19, S.19; 22; 23].

В ЕС и США смотрят на проект с большой обеспокоенностью. Прежде всего, США опасаются, что, благодаря этому проекту Китай использует соседние и дальние государства для собственных экономических и политических целей. И, прежде всего, чтобы увеличить свое влияние во всей Азии [31]. В данной связи, австрийский исследователь Ангела Шоттенхаммер и ее американская коллега Хиллари Клинтон, даже утверждают, что его идея была украдена китайцами у американцев [32].

Проведенный анализ показывает, что экономические программы Китая и, прежде всего, проект Нового Шелкового пути, таят в себе не только интересные перспективы экономического развития, но и новые точки международной конфликтности.

Слова благодарности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иоганн Рау и Гарник Симонян благодарят господ Маркуса Бекера, Христиан Эш, П. Фельденгауэр, С. Мальгавко, Гюнтера Хаузера за возможность использовать информацию, содержащейся в их публикациях и выступлениях.

Литература и источники

1 См.: Дружба навеки: Очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской Народной Республики (1949-1960). -М.: НИИ ИЭП, 2018.

2. Nye Joseph S. Russland und China - geeint gegen den Westen? // Die Presse, 30.3.2015.

3. Sun Jianguo (Admiral)... // International Strategic Studies1/2016, Vol.119. China Institute for International Strategic Studies, Beijing, S.4.

4. WangHaiyun. SCO's New Challenges... // International Strategic Stadies 3/2016, Vol. 121.

5. Berzins Janis. The West is Russia' s Main Adversary, and the Answer is New Generation Warfare // Sicherheit und Frieden 3. 2016, Baden-Baden, S. 173.

6. KastenhoferM., Greber W. Chinas Traum von der Herrschaft der Meere // Die Presse, 29.7.20917, S. 4.

7. Russland-Aktuell: Piraten im Rüstungssektor: China kopiert Suchoj-Jäger, 22.4.2009 // http://www.aktuell.ru/russland.

8. Ма Юйцзюнь. Провинция Хэйлунцзян - важное звено общенациональной программы «один пояс - один путь»// Современная научная мысль. - 2018. - №6. - С. 223-240.

9. http://world.people.com.cn/n1/2018/0914/c1002-30293949.html.

10. Fu Ying. How China Sees Russia ... // Foreign Affairs, January/February 2016, S. 98.

11. http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/

12. http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/.

13. Симонян Г.А. Анализ перспектив развития туристской отрасли Китая // Современная научная мысль. - 2018. - №5. - С.176-182.

14. BRICS Cooperation Center of Beijing Normal University // In: Yu Lintao. The Power of Five ... In: Newsweek Internаtional, 25.8.2017-1.9.2017.

15. Lee Felix. Putin buhlt um die Schwellenländer. // Die Presse, 8.7.2017.

16. Jilch, N. USA isolieren sich: China mischt die Weltordnung auf // Die Presse, 31.3.2015, S. 14.

17. Chunyan Zhang, NingHui. World Banrs on Asia's Future// Chinf Daily European Weekly, 3.-9.4.2015, S.1.

17. Langenbach Jurgen. China sucht alte Pracht und Macht auf dem Meeresgrund neue. // Die Presse, 14.5.2014, S. 24.

19. Kastenhofer Marlies. Von Pekin bis Athen: Chinas Traum einer besser vernetzten Welt. // Die Presse am Sonntag, 7.2.2016.

20. Hao Hu. The Political Implikations of the BRI. // Kaminski Gerd (Hrsg.). Wen versus Wu. ... Harmonie im Zeichen der Neuen Seidenstraße? Berichte des Österreichischen Instituts für China- und Südostasienforschung, 2016, Nr. 71, Wien.

21. Miller Tom. China's new Silk Road wtaves in web // The Guradian Weekly, 8.9.2017, S. 18.

22. Giesen Ch., Strittmacher K. Alle Wege führen nach Peking // Süddeutsche Zeitung, 12.5.2017, S. 2.

23. SchrittmacherK. Stoff für Träume // Süddeutsche Zeitung, 12.5.2017, S.2.

24. GusenbauerAlfred. Vortrag zum Thema „Die Chanctn der Neuen Seidenstraße", 31.5.2016, Figaro-Saal des Palais Palffy, Wien.

25. Lee F. Chinas Billionen-Dollar- Projekt. In: Die Presse, 13.5.2017, S.19.

26. Die Presse, Schwieriger Start für Seidenstraße, 15.5.2017, S. 5.

27. Jilch N. Das macht dann 300 Yuan, bitte // Die Presse am Sonntag, 7.2.2016, S.19.

28. Wang Yi. Advancing China's Major-Country Diplomacy in a Changing World // Qiushi, Qiushi, CPC Journal on China's Governance&Perspectives, Issue 30, January-March 2017, Vol. 9, No. 1, S. 123-124.

29. Die Presse, Von Peking nach Wien. 21.9.2017. Beilage Fokus Logistik, S. F4.

30. KastenhoferM. Chinas asiatische Achse gegen Indien. In& Die Presse, 19.8.2016, S. 6.

31. Schottenhammer A. War and Peace along the Historikal Silk Roads. // Kaminski Gerd: Wen versus Wu. Streit und Streitschlichtung, Krieg und Frieden in der chinesischen Tradition und Gegenwart. Harmonie im Zeichen der Neuen Seidenstraße? Berichte des Österreichischen Instituts für China- und Südostasienforschung, 2016, Nr. 71, Wien, S. 21.

32. Gunter Hauser. China-eine asiatische Großmacht auf dem Weg zur Weltmacht. Verlag Barbara Budrich. Opladen/Berlin/Toronto 2018, S. 41.

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена).

СИМОНЯН ГАРНИК АИКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории, экономики и права, профессор кафедры экономики и управления Сочинского государственного университета.

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).

SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI), Professor of Department "Economics and management" of Sochi state University (info@helri.com).

УДК 338.2:379.85(470)

САРЯН А.А.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: развитие туризма, туристский поток, туристский продукт, региональный туризм, управление туризмом, субъекты РФ, муниципальные образования.

В статье определены задачи регионального и муниципального туризма, особенности управления туризмом на этих уровнях, его недостатки и пути их устранения. Рассмотрены условия, которые необходимы для прорывного развития индустрии туризма. Проведен анализ туристских потоков, определены требования и приоритеты развития туризма в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Состояние муниципального образования и перспективы развития туризма рекомендуется определить по следующим двум критериям: «уровень развития туризма» и «потенциал развития туризма». При этом необходимо придерживаться принципа: туризм имеет больший потенциал развития на территории, у которой для этого сформирована соответствующая инфраструктура. На основе этого принципа территории муниципальных образований классифицированы по четырем типам - перспективный, прогрессивный, устойчивый и депрессивный.

SARYAN, A.A.

PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL AND MUNICIPAL TOURISM IN MODERN RUSSIA

Keywords: development of tourism, tourist stream, tourist product, regional tourism, management of tourism, territorial subjects of the Russian Federation, municipal units.

In the article identifies modern tasks of regional and municipal tourism, features of the tourism management system, its shortcomings and ways to its elimination. It considered the conditions, which necessary for the breakthrough development of the tourism industry. It analyzed the tourist flows and the tourism management system, it determined the requirements and priorities for the development of tourism in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities. The state of the municipality and the prospects for the development of tourism are recommended to be determined by the following two criteria: "the level of development of tourism" and "potential for the development of tourism". At the same time, it is necessary to adhere to the principle: tourism has a greater development potential in the territory, which has the corresponding infrastructure for this. Based on this principle the territories of municipalities are classified by four types -promising, progressive, stable and depressive.

В современных условиях туристский сектор нацелен на существенное наращивание масштабов деятельности и на увеличение экспорта его услуг [1]. Реализация этих задач

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.