Активизация самостоятельной работы будущих специалистов приобретает особо важное значение в связи и с государственной стратегией модернизации высшего профессионального образования в плане инновационного развития страны и повышения качества подготовки специалистов. Усиливается ориентация образовательного процесса на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его интеллектуального, нравственного и творческого потенциала. [2].
Рост новых информационных и компьютерных технологий, изменившиеся социально-экономические условия ведут к повышению требований, предъявляемых к профессиональным качествам специалистов. А это, в свою очередь, требует многопланового реформирования отечественного образования, в результате которого должны развиться такие качества личности, как: внутренняя готовность к саморазвитию и самообразованию в профессиональной сфере; самостоятельность и ответственность; инициативность и творческая активность.
Без обладания данными качествами невозможно достичь полной интеграции специалиста в процесс профессионального труда на уровне социальной активности, максимального развития творческого потенциала, осуществляемого на основе интеграции образования, науки и производства.
Список литературы
1. Бобриков В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования. Дисс. ... канд. истор. наук. Кемерово, 2003, 1989. 358 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 22.06.2018).
2. Юсупова Ф.З. Теоретико-методологические аспекты интеграции образования, науки и производства. // «Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия». 2016. № 5 (6). С. 44-45.
КИТАЙ КАК ФРОНТИР ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ Дроздова А.А.
Дроздова Анна Александровна - магистрант, философский факультет, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
Аннотация: статья посвящена анализу китайской культуры с точки зрения ее взаимоотношения с западной (европейской) культурой. Столкновение с западной культурой поместило китайскую культуру в положение фронтирной территории. В статье анализируется процесс слома прежнего синоцентричного вектора движения китайской культуры.
Ключевые слова: европоцентризм, постколониализм, синоцентризм, фронтирная территория, Восток, Запад.
Европоцентризм можно понимать двояко: как вид отношений между двумя крупнейшими частями мира - Западом и Востоком, или как некую идеологическую установку, определяющую культуру Востока как нечто маргинальное и экзотическое. Во втором случае европоцентризм порождает ориенталистическое отношение к культуре Востока. В истории научной мысли магистральное направление занимает именно западная традиция, а наука и философия восточных культур представляется
как локальное отклонение от нормы. Если рассмотреть сам термин «европоцентризм», то оказывается, что Европа (Запад) находится в центре, а остальные территории занимают «окраинное» положение. Такой окраиной или фронтирной территорией культур с европоцентистской культурной парадигмой можно считать Восток, в частности Китай.
Изначально термины «фронтир», «фронтирная территория» использовались в исторических науках при описании историко-географического положения некоторых регионов. Этот термин обозначал территории «дикого Запада» в северной Америке, когда пришлые европейцы колонизировали местное население, продвигаясь все дальше на запад, к Тихому океану. В этом смысле фронтирные территории приобретали статус некой границы цивилизации, где она встречается с варварством. Именно на фронтире происходит столкновение культур, изначально представлявших собой дихотомию цивилизованной и варварской, доминирующей и пассивной. Фронтирные территории - это территории имеющие приграничное положение. Феномен фронтира, как особого территориального положения, исследуется в социальных и культурологических теориях [2, с. 495]. В данном случае, метафору фронтира можно применить для описания модели взаимодействия двух культур западной (европейской) и восточной (китайской).
История взаимоотношений китайской культуры и западной (европейской) насчитывает не одну сотню лет. Однако вплоть до XIX в. это были лишь визиты купцов и христианских миссионеров на территорию Поднебесной. Стремительное возвышение Запада началось в начала XVIII в., когда интенсивность его технологического и экономического роста стала увеличиваться гораздо быстрее остальных регионов [4, с. 212-213]. Это послужило началом более агрессивной западной экспансии. Дж. Голдстоун в книге «Почему Европа?» подробно анализирует разные сферы деятельности человека (от уклада семейной жизни до темпов развития науки и техники) в период с 1500 до 1850 гг. Он приходит к выводу, что возвышение Запада происходило вовсе не равномерно. Периоды подъема сменялись резким падением. Европейские страны по многим параметрам отставали от Востока. Лишь в последние два столетия произошел резкий экономический и научно-технический скачок западных государств. Голдстоун объясняет это несколькими факторами: применением паровых двигателей в угледобывающей промышленности, что обеспечило доступность энергии и уменьшение затрат на производство, а также отсутствием «насаждения ортодоксальных взглядов, поддерживавших государство, но сдерживавших развитие независимой мысли и инноваций» [4, с. 243].
1840-е годы, период опиумных войн - это время начала более тесного знакомства Китая с западной культурой. Именно тогда европоцентристский дискурс проникает на территорию китайской традиционной культуры, что приводит к осознанию не только технической, но культурной отсталости Китая. Осознание своего положения привело к нарастанию тенденции обесценивания своей традиционной культуры. Ядром этой культуры является неоконфуцианство, возникшее в период правления династии Сун (960-1279 гг.), которое, по сути, является тем же конфуцианством, лишь дополненным основными идеями даосизма и буддизма.
Примерно в конце XIX - начале XX вв. в Китае возникают три направления, каждое по-своему определяющее судьбу конфуцианства. Первое направление, самым ярким представителем которого был Ху Ши, говорило о том, что конфуцианство как рудиментарный орган китайской культуры нужно забыть. Конфуцианство как философская и морально-этическая система «устарела», так как призывает человека следовать природе, а не бороться с ней. Европейская философия, как считал Ху Ши, ставит человека в положение вечной неудовлетворенности, что приводит к постоянному поиску и стремлению к усовершенствованию окружающей реальности. Интересно отметить такой факт: Юй Инши, современный китайский философ,
утверждает, что Ху Ши все же был истинным конфуцианцем, поскольку хоть и выступал против конфуцианства, тем не менее, его поведение по отношению к другим людям было детерминировано конфуцианскими нормами [7].
Второе направление, выдвигало не менее смелые тезисы. Представителями этого направления были Хэ Линь и Фэн Юлань, которые возглавили начавшееся в 20-е годы XX века движение за новую культуру. Новой культурой они объявили конфуцианство, которое должно обогатиться некоторыми достижениями западной мысли [3, с. 52]. Западные идеи необходимо «китаизировать», чтобы избежать простого механического заимствования и не сделать Китай культурной колонией.
Определение конфуцианства как сущностной основы всей китайской культуры поддерживал Лян Шумин - представитель третьего направления. Он утверждал, что Запад - это колониальная культура, поэтому Китай не должен следовать его путем, т.к. это уничтожит традиционные конфуцианские ценности. В.Г. Буров определяет позицию Лян Шумина как востокоценристскую [3, с. 60]. Европоцентризм проник на территорию Китая довольно агрессивно. Поэтому востокоцентризм Лян Шумина возникает как ответная реакция на экспансию западной культуры.
В работе «Культура и империализм» Э. Саид говорит, что в конце XX в. в постколониальный период уже не может быть фронтирных территорий [5, с. 70]. В данном случае Саид связывает фронтир с политически-зависимой территорией колоний. Однако даже если политически-колониальных территорий на сегодняшний день нет (хотя, это утверждение довольно спорное), то колонизация все же продолжает существовать, но уже на уровне культуры. Она как бы растворяется в культурной среде, переходит в другое агрегатное состояние. Такая колониальность проявляется во внешнеполитической стратегии «мягкой силы».
Расширение культурного влияния продолжает нарастать, что видно на примере ситуации с китайской традиционной культурой. В отношении ее статуса ведутся дискуссии, как в самом Китае, так и на Западе. Такая проблематизация статуса традиционной культуры, которая имеет необычайно сильное влияние на все сферы жизни китайцев, свидетельствует об установлении фронтирных отношений между западной и китайской культурами. Именно на фронтирных территориях наблюдается некоторая деформация идей двух культур, что и иллюстрируют взгляды Хэ Линя и Фэн Юланя. Однако, называя Китай фронтирной территорией Запада, нельзя не отметить тот трагизм, каковым обернулся он для самой Поднебесной.
В основе китайской культуры лежит каноническая система ориентации по сторонам света, помещающая Китай в центре мира. Такое географическое положение сформировало синоцентрическую парадигму Поднебесной, которая проявляется в ее отношении с варварскими племенами, окружавшими Китай со всех четырех сторон. Для самого Китая также характерно фронтирное расширение, которое происходит за счет распространения синоцентризма, помещающего китайскую культуру в центре и обозначающего ее как наиболее развитую. «В результате и здесь, как и на многих, фронтирных территориях в других странах культурный диалог принимал антиномичные черты: цивилизация - варварство» [6, с. 234]. Саид приписывает наличие таких дихотомий именно империям, которые утверждают их, производя собственно колонизацию, как некий бросок вперед, выход за свои пределы [5, с. 27]. С приходом европоцентризма начинается кризис китайской культуры. Центр китайской культуры дает сбой. Синоцентризм как единственно верная модель построения отношений с другими культурами теперь поставлена под вопрос. Тем самым, Китай из культурного гегемона всей Азии превращается в вассала европоцентристской парадигмы.
Во второй половине прошлого столетия возникло новое философское направление - постколониальные исследования, основателями которого стали Э. Саид, Х. Баба и Г.Ч. Спивак. В качестве концептуальной основы ими была взята деконструкция
логоцентирической западной метафизики Ж. Деррида. Постколониальная установка на межкультурные взаимоотношения предполагает исключение существования какой-либо одной доминантной культуры и распространение ее норм на другие, т.е. на смену европоцентризму, исключающему все остальные культурные парадигмы, должен прийти мультикультурализм, утверждающий равенство культур. Тем не менее, стоит сделать одну важную оговорку относительно самого термина «мультикультурализм». С. Бенхабиб называет мультикультурализм эссенциалистского типа, предполагающий понимание культур как закрытых систем, имеющих четкие границы, «упрощенной социологией культур» [1, с. 44]. Вместо такого понимания С. Бенхабиб предлагает подход, который она называет «социальным конструктивизмом» [1, с. 45]. «Социальный конструктивизм» предполагает подвижность границ культур, которые устанавливаются изнутри самой культуры. Такой подход обеспечивает равную возможность участия в диалоге культур, а не просто констатирует всеобщее равенство. Таким образом, лишь намечается некоторый выход из кризиса традиционных культур, которые стали музейным экспонатом из-за распространения европоцентристских норм.
Список литературы
1. Бенхабиб С. Притязания культур. М. 2003. С. 350.
2. Бредникова О.Е. Приграничье как социальный феномен (направления социологической концептуализации) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер.12. №4. С. 493-497.
3. БуровВ.Г. Современная китайская философия. М. 1980. С. 311.
4. Голдстоун Дж. Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 15001850. М. 2014. С. 301.
5. Саид. Э. Культура и империализм. СПб. 2012. С. 736.
6. Якушенков С.Н., Якушенкова О.С. Тело варвара: конструирование образа чужого на китайском фронтире // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012г., №4(33). С. 233-240.
7. ЖШЖтШАШ^ШЖШ^тШ / // «« [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commondatastorage.googleapis.com/letscorp_archive/archives/106476 (дата обращения: 01.06.2017).