Научная статья на тему 'Китай и проблема террористической угрозы в странах Африки'

Китай и проблема террористической угрозы в странах Африки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / Китай / китайские компании / конфликты / террористические группировки / угрозы / антитерроризм / Africa / China / Chinese companies / conflicts / terrorist groups / threats / counter-terrorism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дейч Татьяна Лазаревна

В статье рассматривается угроза, которую представляют активно действующим в Африке китайским компаниям конфликтные ситуации и терроризм на континенте. Китай – сторонник политики невмешательства во внутренние дела других стран; тем не менее, он вынужден принимать меры, чтобы защитить своих граждан, бизнес и финансовые вложения за рубежом. Пекин отвечает на террористическую угрозу модернизаций сил безопасности. Борьба с терроризмом становится частью диалога на саммитах и конференциях Форума сотрудничества Китай-Африка (ФОКАК). Автор ставит также задачу проанализировать новые тенденции в политике Пекина, который дистанцируется от вооруженного противостояния, но вместе с тем стремится выступать в роли посредника в урегулировании конфликтных и кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China and the problem of terrorism threat in African countries

The paper discusses the threat to Chinese companies, acting in Africa, from conflicts and terrorism on the continent. China is adherent to the doctrine of non-interference in the internal affairs of other countries; however, it forced to take measures to protect its citizens, business, and financial investments abroad. Beijing is responding to the terrorist threat by the modernization of security forces and counter-terrorism legislation. Counter-terrorism became a part of the Sino-African dialogue on the summits and conferences of the Forum on China-Africa cooperation (FOCAC). The author puts the task to analyze the new tendencies in the policy of Beijing, which doesn’t want to interfere in armed conflicts, but at the same time tends to act as a mediator in resolving conflict and crisis situations.

Текст научной работы на тему «Китай и проблема террористической угрозы в странах Африки»

Дейч Т.Л., доктор исторических наук

КИТАЙ И ПРОБЛЕМА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

В СТРАНАХ АФРИКИ

© 2017 Дейч Т. Л.

Аннотация: В статье рассматривается угроза, которую представляют активно действующим в Африке китайским компаниям конфликтные ситуации и терроризм на континенте. Китай - сторонник политики невмешательства во внутренние дела других стран; тем не менее, он вынужден принимать меры, чтобы защитить своих граждан, бизнес и финансовые вложения за рубежом. Пекин отвечает на террористическую угрозу модернизаций сил безопасности. Борьба с терроризмом становится частью диалога на саммитах и конференциях Форума сотрудничества Китай-Африка (ФОКАК). Автор ставит также задачу проанализировать новые тенденции в политике Пекина, который дистанцируется от вооруженного противостояния, но вместе с тем стремится выступать в роли посредника в урегулировании конфликтных и кризисных ситуаций.

Ключевые слова: Африка, Китай, китайские компании, конфликты, террористические группировки, угрозы, антитерроризм

В конце ХХ - начале ХХ1 века эксперты отмечали, что острота конфликтов в Африке снижается, а к власти в ряде стран пришло новое поколение политиков, заинтересованных в модернизации и экономическом росте своих стран. Однако «арабская весна» в Северной Африке ознаменовалась активностью сил, которые относят к противникам модернизации, и дестабилизацией ситуации на континенте1. Серьезный характер приобрела в последние годы проблема террористической угрозы в Африке.

В апреле 2015 г. члены террористической группировки «Аш-Шабаб» совершили нападение на Университетский колледж Гарисса в северо-восточной Кении, в ходе которого погибли 15 человек. Поводом стало участие Кении в миротворческой миссии в Сомали, где она включилась в борьбу против группировки Аш-Шабаб.

Террористической атаке подверглась Мали. Джихадисты, готовые использовать любой конфликт в собственных интересах, примкнули здесь к сепаратистскому движению туарегов, вернувшихся на свои земли из Ливии после свержения Каддафи. Члены «Аль-Каиды исламского Магриба», а также группировок «Ансар аль Дин», «Движение в защиту ислама и джихада в Западной Африке» поставили цель превратить Мали и весь Сахель в базу терроризма. В августе 2015 г. джихадисты совершили нападение на отель Библос в г. Севаре (Мали); жертвами стали 13 человек. Очередным эпизодом в серии масштабных терактов стало 20 ноября 2015 г. - нападение на отель «Рэдисон Блю» в Бамако, где террористы, подъехав на машинах с дипломатически номерами, расстреляли охрану и взяли в заложники 170 человек. Жертвами атаки стали 27 человек, в том числе 6 российских граждан, сотрудники российской грузовой авиакомпании «Волга-Днепр». В нападении обвинили «Аль-Кайду» и связанную с

ней местную джихадистскую группировку Аль Мирабитун, в мае 2015 г. присягнувшую на верность ИГ2.

1 ноября 2015 г. произошло нападение боевиков «Аш-Шабаб» на гостиницу Сахафи в сомалийской столице Могадишо, приведшее к гибели и ранениям нескольких человек. А 27 ноября 2015 г. атака террориста-смертника близ города Кано, на севере Нигерии привела к гибели 21 мусульманина-шиита. Террорист приблизился к участникам религиозной процессии и привел в действие взрывное устройство. По утверждению крупнейшей в стране шиитской организации - Исламское движение Нигерии (1МК), к террористическому акту могла быть причастна радикальная исламистская организация «Боко Хаарам», связанная с ИГ3.

В одном только 2016 г. мишенями террористических атак стал целый ряд африканских стран, в том числе Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуар, где в конце 2015 г. состоялись выборы. Хотя президент Нигерии Мухаммад Бухари заявил, что «Боко Харам» технически разгромлена», и призвал инвесторов вкладывать средства в экономику страны, не опасаясь вооруженных акций, 17 марта 2016 г. жертвами теракта здесь стали 24 человека4. Продолжались террористические атаки Аш-Шабаб в Сомали. Во время выборов в Уганде жертвами насилия стали 20 человек. Борьба за власть и соперничество мятежных группировок продолжаются в Ливии после убийства Каддафи.

Африка играет важную роль во внешней политике Китая. Став в 1993 г. чистым импортером углеводородов, Китай активно использует страны континента как источник нефтяного импорта. Пекин - главный торговый партнер и ведущий инвестор африканских стран. При этом многие китайские сырьевые, инфраструктурные и прочие проекты реализуются в отдаленных районах континента, где местные власти не гарантируют безопасность работникам китайских компаний.

Под угрозой террористических атак китайская инициатива Шелкового пути и Морского шелкового пути ХХ1 века - «Один пояс - один путь (ОБОЯ)». Строительство нового «шелкового пути», призванного создать некую буферную зону из дружественно настроенных к Китаю государств, рассматривают в Пекине не только как средство ускорения развития самого Китая и стран Африки, но и как своего рода защитный барьер. Новый транспортный путь позволит, по мысли Пекина, не только переориентировать часть грузов по более короткому маршруту, но и быстрее реагировать на вызовы и угрозы интересам Китая в Индийском океане и у берегов Африки.

В настоящее время в Африке работают более двух тысяч китайских компаний и свыше миллиона граждан китайской национальности, занятых, прежде всего, в добывающей промышленности и строительстве объектов инфраструктуры. А всего, по разным оценкам, в странах континента проживают до двух миллионов китайцев, включая тех, чьи корни уходят в глубину веков. Почти половина населения Африки - мусульмане; между тем в китайской провинции Синьцзян с мусульманским населением действуют сепаратистские уйгурские организации, которые правительство КНР называет террористическими. Считая реальной и особенно опасной для страны внутреннюю угрозу, Пекин после этнических мятежей в Урумчи в 2009 г. увеличил контртеррористический бюджет Синьцзяна с 241 млн долл. в 2009 г. до 930 млн в 2014. Основная часть этого бюджета была израсходована на распространение электронной системы связи «Скай-нет» в регионе5. В Китае были размещены более 30 млн камер наблюдения, из которых около 40 тысяч - на улицах, в общественных местах, мечетях Синьцзяна6.

КНР активно участвует в международных усилиях по противодействию финансированию международного терроризма. Китайское правительство укрепило превентивные меры по борьбе с финансированием терроризма, уделив особое внимание требованию к

финансовым учреждениям собирать и хранить информацию о бенефициарных собственниках и делать подробные отчеты о подозрительных транзакциях.

Со своей стороны, лидер ИГ Абу Бакр Аль Багдади заявил в 2014 г., что Китай, наряду с такими государствами, как Израиль, Индия и США, является «угнетателем» мусульман, а китайская пропаганда подтвердила, что некоторые террористические группировки избрали Китай своей мишенью8. Все это осложняет пребывание китайцев в районах Африки, где действуют исламские террористические группы.

В последние годы экономические интересы Китая в Африке, число реализуемых проектов и соответственно число китайцев, прибывающих на континент, растут. Нестабильность в регионе заставляет Пекин постоянно испытывать страх перед угрозами, способными нарушить поставки сырьевых ресурсов, нанести ущерб китайскому бизнесу и китайским гражданам.

Угрозы китайцам, работающим в Африке, поступали от террористических организаций и оппозиционных группировок, использующих тактику террора, еще несколько лет назад. Так, в 2009 г. после выступлений уйгуров в Синьцзяне, подавленных правительством КНР, Аль-Каида Исламского Магриба выступила в защиту уйгурских мусульман, заявив, что в отместку избирает мишенью 50 тыс. китайских рабочих в Алжи-ре9. Террористы убили 24 алжирских полицейских, сопровождавших китайских рабочих; сами рабочие, однако, в тот раз не пострадали. Тогда же Аль-Каида Исламского Магриба объявила, что предпримет атаки против китайских проектов в Северной Африке, а два экстремистских исламских веб-сайта, связанные с этой организацией, призвали к убийству китайцев народности хань в Алжире. В 2010 г. в результате взрыва, устроенного террористом-смертником, в Алжире погиб шофер-китаец.

Китайцы не раз подвергались нападениям оппозиционных группировок, которые местные правительства квалифицировали как террористические, но которые не считались таковыми международным сообществом. Так, более десятка рабочих-нефтяников были похищены, а позже освобождены Движением за эмансипацию Дельты Нигера в Нигерии. Движение за справедливость и равенство в Судане атаковало персонал китайской нефтяной компании, похитив и убив нескольких человек. В 2007 г. Национально-освободительный фронт Огадена в Эфиопии атаковал работников китайской компании, участвовавшей в добыче нефти. В стычке погибли 9 рабочих и были взяты в заложники несколько человек, которых позже освободили10.

В последние годы случаи захвата в заложники и убийств китайских граждан местными вооруженными группировками участились. Пример - нападения на китайские предприятия и захват заложников в Судане и Южном Судане, захват китайских граждан в заложники террористами «Боко Хаарам» в Камеруне, случаи киднеппинга в Египте11. В 2015 г. имел место инцидент с захватом заложников в отеле столицы Мали Бамако, где в числе 19 погибших оказались трое сотрудников китайской государственной компании China Railway Construction Corporation (CRCC): генеральный директор дочерней компании CRCC - China Railway International Group Чжоу Тяньсян, его заместитель

12

Ван Сюаньшан и глава западноафриканского отделения компании Чан Сюэхуэй .Ответственность за нападение взяла на себя группировка "Аль-Мирабитун", одна из ветвей «Аль-Кайды».

Китай придерживается в своей внешней политике принципа невмешательства во внутренние дела других государств. Ему нужна стабильная международная обстановка для продолжения политики реформ и развития. Его задача - обеспечение энергетической безопасности и получение новых рынков для товаров и инвестиции. Исходя из этого, пекинское руководство стремится сохранять отношения с любыми режимами,

выступая против военных интервенций и санкций, которые не считает эффективным оружием. Оно отвергает вооруженный путь решения кризисных ситуаций, ратуя за урегулирование конфликтов путем переговоров и сотрудничества. Даже критикуя США и выступая порой с гневными заявлениями по поводу проводимой ими политики, Китай стремится избегать действий, которые ставили бы его в положение конфронтации с Вашингтоном. Политика невмешательства приносит Пекину дивиденды, что подтверждают его отношения со странами, где произошла смена режимов во время арабской весны.

Ли Вейян из Шанхайского института международных отношений пишет, что Китай, чтобы избежать сомнений и подозрений в свой адрес, неизменно подтверждает нежелание вмешиваться во внутренние дела других стран. «Невмешательство и мирное решение спорных проблем остается краеугольным принципом китайской внешней по-

13

литики, - пишет ученый . Однако, как считает Синьхуи Цзян, «приверженность принципу невмешательства - не синоним бездействия»14.

Тем не менее, Пекин все же вынужден принимать меры, чтобы защитить своих граждан, свой бизнес и финансовые вложения за рубежом. Пример такой защиты - эвакуация 36 тыс. работников китайских компаний в период событий «арабской весны» из Ливии, в ходе которой были задействованы части Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и Воздушного флота Китая, а также китайские корабли, участвовавшие в антипиратских рейдах в водах Аденского залива и у побережья Сомали15.

Официальная позиция Пекина в вопросах борьбы с терроризмом в Африке была озвучена в мае 2013 г. в выступлении представителя Китая в ООН, где говорилось, что Пекин выражает поддержку контртеррористическим усилиям африканских стран и региональных организаций и призывает международное сообщество поддержать усилия Африки по укреплению регионального мира и безопасности16. Контр-терроризм стал неотъемлемой частью китайско-африканского диалога на саммитах и конференциях Форума китайско-африканского сотрудничества (ФОКАК). Стороны выражают согласие в том, что ведущую роль в контртеррористической борьбе должны играть ООН и СБ ООН, которым следует оказывать помощь Африке в повышении ее способности противостоять терроризму. Признавая важную роль Африканского Союза в вопросах региональной безопасности, в последние годы Китай оказывает финансовую и техническую помощь АС в рамках Китайско-африканского партнерства для мира и стабильности. Хотя в этой помощи нет такого компонента как контртерроризм, она вносит существенный вклад в деятельность миротворческих миссий АС. Так, Пекин оказал финансовую помощь Миссии Африканского Союза в Сомали (АМИСОМ), чьи задачи включали борьбу с террористической организацией Аш-Шабаб. В 2012 г. Китай потратил 2,4 млн долл. США на обучение и экипировку Национальных сил обороны Уганды, которая направила самое большое число солдат в АМИСОМ. В 2013 г. он предоставил 2,6 млн долл. США на коммуникационное оборудование для сферы безопасности Кении,

17

чьи миротворцы также приняли участие в деятельности миссии АМИСОМ .

Китай активно участвует в миротворческих операциях ООН, что призвано создать позитивный образ страны за рубежом, продемонстрировать ее мирные намерения. КНР направляет больше своих миротворцев для участия в ОПМ ООН, чем все другие постоянные члены СБ ООН. В 2013 г. Китай впервые направил в миссию ООН в Мали -

страны, ставшей объектом террористической деятельности Аль-Кайды Исламского

18

Магриба, - свои боевые части в составе 197 человек . В 2015 г. Пекин принял решение направить в Южный Судан, где продолжался конфликт между правительством и мятежными группами, батальон в составе 700 солдат19. На 70-й сессии Генеральной Ас-

самблеи ООН в 2015 г. Си Цзиньпин объявил об увеличении контингента Китая в ОПМ до 8 тыс. человек.

В последние годы расширяется участие Пекина в борьбе с пиратами в водах Йемена и Сомали. В 2008 г. Китай направил три своих корабля для участия в антипиратских рейдах в Аденском заливе. Сегодня его присутствие выросло до 50 кораблей, временно размещенных в порту Джибути20.

В 2015 г. Китай подписал контракт сроком на 10 лет с Джибути о создании в стране военной базы, которая станет первой военной базой Китая за рубежом. Это вызвало недовольство США, также имеющих в стране военную базу и контингент - около 4 тыс. человек, которые обеспечивают безопасность судоходства в районе Африканского Рога, места действия сомалийских пиратов. База расширит влияние Китая за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона и укрепит его позиции в Африке. В последнее время Пекин активизировал деятельность по покупке и аренде портов в районе Индийского океана. В печати не раз сообщалось о китайских планах создания цепи военно-морских баз вдоль побережья Индийского океана под общим названием «Жемчужная нить».

Китай отвечает на террористическую угрозу модернизацией своих сил безопасности и контртеррористическим законодательством. В 2013 г. им создана антитеррористическая группа, которую возглавил министр общественной безопасности КНР, в 2014 г. - Национальная комиссия по безопасности во главе с председателем КНР Си Цзиньпином, что ведет к централизации контртеррористической борьбы на самом высоком уровне. В 2016 г. в Китае вступил в силу принятый в декабре 2015 г. Закон о борьбе с терроризмом, важной частью которого является положение о том, что НОАК (PLA) и Народная вооруженная полиция (People's Armed Police) могут проводить за рубежом антитеррористические операции с одобрения Центральной военной комиссии и с согласия соответствующей страны21. Вместе с тем, по мнению специалистов, закон, главным образом, имеет внутреннюю направленность: его основная задача - сдержать активность вооруженных группировок исламских радикалов внутри Китая. Что же касается зарубежных антитеррористических операций, то они, по крайней мере, в обозримом будущем, ограничатся сбором разведданных.

Между тем, в Белой книге, опубликованной Пекином в мае 2015 г., говорится, что армия Китая будет адаптироваться к выполнению задач в различных регионах; при этом фокус будет перенесен с защиты оффшорного пространства на сочетание ее с защитой открытого морского пространства. Китай проводит совместные с другими странами военные учения, часто имеющие антитеррористическую направленность. Подготовке вооруженных сил Китая к выполнению масштабных задач были призваны помочь состоявшиеся в октябре 2016 г. двухнедельные «антитеррористические» учения специальных сил Китая и Саудовской Аравии в составе 50 человек (по 25 с каждой стороны), ставшие первыми такого рода учениями двух стран по овладению боевыми искусствами и тактикой ведения боевых действий. Договоренность о проведении учений была достигнута во время визита Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию в 2015 г., в ходе которого обсуждались вопросы сотрудничества в сфере безопасности и противостоянии террористической угрозе. Китайские СМИ также сообщили, что более 400 представителей вооруженных сил Китая и Таджикистана провели 20-24 октября 2016 г. совместные

антитеррористические учения в приграничном районе Китая на границе с Афганиста-

22

ном .

Хотя Белая книга о национальной обороне 2015 года ставит целью полную трансформацию роли вооруженных сил с тем, чтобы позволить им защищать интересы Китая за рубежом, подготовка и осуществление таких операций займет продолжительное

время. Вместе с тем, можно ожидать расширения финансирования Китаем региональных вооруженных сил в Африке.

Пекин предпринял ряд шагов в направлении укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом, прежде всего в региональных рамках, в частности в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Си Цзиньпин объявил борьбу с терроризмом одной из ключевых проблем китайского председательства в «Двадцатке» в 2016 г. Председательство в 0-20 предоставило ему возможность использовать эту организацию как платформу для сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Пекин называет терроризм «общим врагом», выступает за координирующую роль ООН в антитеррористической борьбе и за такие меры противостояния террористиче-

23

ской угрозе, как создание базы данных по терроризму и обмен информацией . Однако

до последнего времени он не проявлял готовности присоединиться к коалиции стран,

24

ведущих вооруженную борьбу с ИГИЛ, хотя США и Иран призывали его играть более активную роль в противодействии ИГ. Больше того, в ряде случаев китайские аналитики расценивают участие стран Запада в борьбе с терроризмом в Африке как продиктованное стремлением «помешать растущему влиянию Китая» в странах континента. Так, они писали, что расширение французского влияния в Мали стало результатом интервенции Франции в эту страну в начале 2013 г., направленной на подрыв китайско-ма-лийских отношений25.

Хотя Китай по-прежнему дистанцируется от вооруженного противостояния, он стремится действовать как влиятельный игрок в глобальной дипломатии. Это подтверждает взятая им на себя роль посредника в решении ряда конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке. Так, Пекин выразил заинтересованность в участии в сирийском мирном процессе. Он проявил готовность работать с сирийским правительством, оппозицией, ЛАГ и арабскими странами в поисках политического решения сирийского кризиса. Китай активно участвует в урегулировании конфликтной ситуации в Южном Судане в рамках организации «ИГАД плюс». Помимо экономической заинтересованности Китая, являющегося основным покупателем суданской нефти, в скорейшем разрешении спорной ситуации в стране, роль Китая в суданском конфликте свидетельствует о его стремлении реализовать свои геополитические интересы как глобальной державы, взять на себя большую ответственность в международных делах, играть роль влиятельного актора в глобальной дипломатии.

ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1 Фитуни Л.Л., Солодовников В.Г. Навстречу «арабской зиме»: формирующиеся политические и экономические тренды в странах Северной Африки // Азия и Африка сегодня. 2012. № 6 (659). С. 2-9.

2 Теракт в Мали 20 ноября 2015 г. Миротворцы ООН нашли в Мали 27 человек погибших, среди жертв 6 россиян. Top News/21/11/2015 topnews.ru/news_id_84221.html

3 Террорист-смертник убил более 20 человек на севере Нигерии.ЮТБКРАХ.Яи. 27 ноября 2015 г.

4 2016. Terrorism on the rise in Africa // Zambian eye. March 17, 2016. zambianeye./comarchives/4418

5 Clarke, M. How China uses fear of terrorism to justify increased power. Uygur terrorism and National security. CNN. 2016/06/08/ http://edition/cnncom/2016/06/08/asia/china/xinjiang-terrorism-clarke.

6 Rudolf M., Jullienne M., Buchov J. China's counterterrorism campaign goes global // The Diplomat. June 03, 2015 thedoplomat.com/2015/06/chinas-counterterrorism-campaign-goes-global

7 Фитуни Л.Л.А., Ридли Н., Абрамова И.О., Магнуссон Д. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма. Москва, 2005.

8 Clarke, M. How China uses fear of terrorism to justify increased power. China, terrorism and ISIS CNN. 2016/06/08/ http://edition/cnncom/2016/06/08/asia/china/xinj iang-terrorism-clarke.

9 Yun Sun. China and the Rising Terrorist Threats in Africa: Time for U.S.-China Cooperation? Brookings. Africa in focus. September 10, 2014 https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2014/09/china...

10 Shinn, David H. China Confronts Terrorism in Africa// World News, 30 Nov. 2013 http://intpolicydigest.org/2013/11/30/china-confronts-terrirism-africa/

11 Olander, Eric. How terrorism is Affecting China's Africa Agenda//The World Post. 11/30/2015 http://www.huffingtopost.com/eric-jlander/terrorism-china-africa..

12 Среди погибших в Мали оказались топ-менеджеры китайской корпорации // Южный Китай. 21.11.2015.

13 Xinhua Insight: Albright, clear dawn for China's Middle East policy. Xinhua 2016-01-25 http://news.xinhuanet.com/english/2016-01/25c

14 Xinhui Jiang. From Nonintervention to What? Analyzing the Change in China's Middle East Policy. Middle East-Asia Project (MAP). July 15, 2015. http://www.mei.edu/ontent/map/nonintervention-what-analyzing-change-china-middle-east-policy

15 Shiao H.Zerba. China's Libya Evacuation Operation: A New Diplomatic Imperative: Overseas Citizen Protection // Journal of Contemporary China. 2014. Vol.23. No. 90. Pp. 1093-1112.

16 Yun Sun. China and the Rising Terrorist Threats in Africa: Time for U.S.-China Cooperation? Brookings. Africa in focus. September 10, 2014 https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2014/09/china...

17 Shinn, David H. China Confronts Terrorism in Africa// World News, 30 Nov. 2013. http://intpolicydigest.org/2013/11/30/china-confronts-terrirism-africa/

18 Yun Sun. Africa in China's foreign policy. Brookings. April 2014. Pp. 27-28.

19 Mukhtar, Alwiya. China plays peacemaker to protect investment in South Sudan. The New Arab. 16 January 2015. http: //www. alaraby. co. uk/english/politics/2015/1/16/china-play s

20 Wong, K. China's military makes move into Africa. ANEST. 11/24/2015. The Hill.htm

21China to Set-up Counter-terrorism Intelligence Center. Law. Xinhuanet. December 27, 2015. http;//news.xinhuanet.com/english/2015-12

22 China 'to hold drills in disputed South China Sea'. Asia-Pacific. China Oct.27, 2016. http://presstv.com/Detail/2016/10/27/490893/China-Saudi-Aravia

23 Zhang Yuwei. FM Calls for New Steps in Fight against Terror // China Daily. September 25, 2014. http;//usa.china /daily/com/cn/china/2014-09/25/content_18663386.htm

24 Iran urges China to join fight against ISIS // The Jerusalem Post. December 24, 2015. http://www.jpost.com/Middle-East/Iran-urges-China-to-join-fightt-against-ISIS

25 Yun Sun. China and the Rising Terrorist Threats in Africa: Time for U.S.-China Cooperation? Brookings. Africa in Focus. September 10, 2014 https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2014/09/china...

Deych T.L., Dr.Sc. (History)

CHINA AND THE PROBLEM OF TERRORIST THREAT IN AFRICAN COUNTRIES

© 2017 Deych T.L.

Abstract: The paper discusses the threat to Chinese companies, acting in Africa, from conflicts and terrorism on the continent. China is adherent to the doctrine of non-interference in the internal affairs of other countries; however, it forced to take measures to protect its citizens, business, and financial investments abroad. Beijing is responding to the terrorist threat by the modernization of security forces and counter-terrorism legislation. Counter-terrorism became a part of the Sino-African dialogue on the summits and conferences of the Forum on China-Africa cooperation (FOCAC). The author puts the task to analyze the new tendencies in the policy of Beijing, which doesn 't want to interfere in armed conflicts, but at the same time tends to act as a mediator in resolving conflict and crisis situations.

Keywords: Africa, China, Chinese companies, conflicts, terrorist groups, threats, counter-terrorism

REFERENCES

China 'to hold drills in disputed South China Sea'. Asia-Pacific. China Oct. 27, 2016. http://presstv.com/ Detail/2016/10/27/490893/China-Saudi-Aravia

China to Set-up Counter-terrorism. Intelligence Center. Law. Xinhuanet. December 27, 2015 http://news.xinhuanet.com/english/2015-12

Clarke, M. How China uses fear of terrorism to justify increased power. Uygur terrorism and National security. CNN. 2016/06/08. http://edition/cnncom/2016/06/08/asia/china/xinjiang-terrorism-clarke

Fituni, Leonid, Nick Ridley, Irina Abramova and Dan Magnusson (2005). Finansovyy monitoring potokov kapitala s tsel'yu preduprezhdeniya finansirovaniya terrorizma [Financial monitoring of capital flows for the purpose ofpreventing the financing of terrorism] Moscow: MNEPU

Fituni L.L., Solodovnikov V.G. (2012). Navstrechu «arabskoy zime». formiruyushchiyesya politicheskiye i ekonomicheskiye trendy v stranakh Severnoy Afriki [Towards the "Arab winter". Emerging political and economic trends in the countries of North Africa. Revolt in the Arabian World: Crops and shoots.] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 6 (659). Pp. 2-9.

Iran urges China to join fight against ISIS // The Jerusalem Post. December 24, 2015. http://www.jpost.com/Middle-East/Iran-urges-China-to-join-fightt-against-ISIS

Mukhtar, Alwiya. China plays peacemaker to protect investment in South Sudan. The New Arab. 16 January 2015. http://www.alaraby.co.uk/english/politics/2015/1/16/china-plays

Olander, Eric. How terrorism is Affecting China's Africa Agenda//The World Post. 11/30/2015. http://www.huffingtopost.com/eric-jlander/terrorism-china-africa

Rudolf M., Jullienne M., Buchov J. China's counterterrorism campaign goes global // The Diplomat. June 03, 2015. thedoplomat. com/2015/06/chinas-counterterrorism-campaign-goes-global

Shiao H.Zerba. China's Libya Evacuation Operation: A New Diplomatic Imperative: Overseas Citizen Protection // Journal of Contemporary China. 2014. Vol. 23. No. 90. Pp. 1093-1112.

Shinn, David H. China Confronts Terrorism in Africa// World News. 30 Nov. 2013. http://intpolicydigest. org/2013/11/30/china-confronts-terrirism-africa/

Sredi pogibshih okazalis top-managery kitajskoj korporatsii // Uyzsny Kitay. Among the dead people were top-managers of Chinese corporation // South China. 21.11.2015.htm

Terakt v Mali, 27 nojabrja 2015. Mirotvortsy OON nashli v Mali 27 chelovek pogibshih. Sredi zsertv 6 rossijan. Terrorist act in Mali. November 20 2015. UN Peacekeepers found in Mali 27 dead. Among the victims there are six Russian people. Top News/21/11/2015. topnews.ru/news_id_84221.html

Terrorist-smertnik ubil bolee 20 chelovek na severe Nigerii. Terrorist-bomber killed more than 20 men on the North of Nigeria. interfax.ru. 27 ноября 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wong, K. China's military makes move into Africa. ANEST. 11/24/2015. The Hill.htm Xinhua Insight: Albright, clear dawn for China's Middle East policy. Xinhua 2016-01-25. http://news.xinhuanet.com/english/2016-01/25c

Xinhui Jiang. From Nonintervention to What? Analyzing the Change in China's Middle East Policy. Middle East-Asia Project (MAP). July 15, 2015. http://www.mei.edu/ontent/map/nonintervention-what-analyzing-change-china-middle-east-policy

Yun Sun. Africa in China's foreign policy. Brookings. April 2014. Pp. 27-28.

Yun Sun. China and the Rising Terrorist Threats in Africa: Time for U.S.-China Cooperation? Brookings. Africa in focus. September 10, 2014. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2014/09/china...

Zhang Yuwei. FM Calls for New Steps in Fight against Terror // China Daily. September 25, 2014. http://usa.china /daily/com/cn/china/2014-09/25/content_18663386.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.