Известия Восточного института. 2024. № 2. С. 109-119. Oriental Institute Journal. 2024. No. 2. P. 109-119.
Научная статья УДК 327
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/109-119
Китай и Камбоджа:
модель международного сотрудничества в рамках инициативы "Пояс и Путь"
Жуй ВАН
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected]
Аннотация. Камбоджа является одним из наиболее активных государств-участников инициативы "Пояс и Путь". Стратегия экономического развития Камбоджи "Четыре угла" гармонично согласуется с данной китайской инициативой, особенно в вопросах восстановления и реконструкции инфраструктуры. В последние годы сотрудничество Китая и Камбоджи в рамках "Пояса и Пути" достигло значительных результатов, прежде всего в строительстве инфраструктуры. Сформировавшаяся модель успешного международного сотрудничества открывает для двух государств перспективы создания сообщества единой судьбы. Ключевые слова: Китай, Камбоджа, "Пояс и Путь", международное сотрудничество, Сообщество единой судьбы
Для цитирования: Ван Жуй. Китай и Камбоджа: модель международного сотрудничества в рамках инициативы "Пояс и Путь" // Известия Восточного института. 2024. № 2. С. 109-119. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/109-
119
Original article
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/109-119
China-Cambodia:
A Model for International Cooperation under the Belt and Road Initiative
Rui WANG
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected]
Abstract. Cambodia is one of the most active participating States of the Belt and Road Initiative. Cambodia's Four Corners Economic Development Strategy is in harmony with this Chinese initiative, especially in infrastructure rehabilitation and reconstruction. In recent years, China-Cambodia cooperation under the Belt and Road Initiative has achieved significant results, especially in infrastructure construction. This model of successful international cooperation opens up the prospect of Community of shared future for the two countries. Keywords: China, Cambodia, Belt and Road, International Cooperation, Community of shared future
For citation: Wang Rui. China-Cambodia: a model for international cooperation under the Belt and Road Initiative // Oriental Institute Journal. 2024. № 2. P. 109-119. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/109-119
Введение
Одной из важных составляющих инициативы "Пояс и Путь" является "Морской шелковый путь", призванный прежде всего соединить страны Юго-Восточной Азии в единое пространство и способствовать созданию сообщества единой судьбы со странами Юго-Восточной Азии. Камбоджа стала первой страной, присоединившейся к "Поясу и Пути", и первой, предложившей создать сообщество единой судьбы с Китаем на двустороннем уровне. Оба государства имеют большой потенциал для сотрудничества в рамках "Пояса и Пути", особенно в области строительства инфраструктуры. В последние годы, на фоне ускорения общего прогресса совместной кооперации, Китай и Камбоджа углубили сотрудничество в различных областях, достигнув существенных результатов, развивая региональную интеграцию и повышая перспективы создания сообщества единой судьбы.
В данном исследовании рассматривается текущее состояние и развитие китайско-камбоджийских политических отношений, их экономического и торгового взаимодействия, процесс китайско-камбоджийского сотрудничества в рамках инициативы "Пояс и Путь" и, в частности, области инфраструктуры, а также возможности создания сообщества единой судьбы между двумя странами.
© Ван Жуй, 2024
***
В первой половине 2010-х годов руководство КНР выдвинуло инициативу "Пояс и путь". Сутью инициативы стало создание "Нового экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути XXI века" с использованием географических, транспортных и торговых ресурсов, унаследованных от древнего Шелкового пути и Морского Шелкового пути.
В рамках инициативы планируется создание многосторонних торговых механизмов и региональных платформ торгового сотрудничества с соответствующими странами, а также сообщества интересов, судеб и ответственности, характеризующихся взаимным политическим доверием, экономической интеграцией и культурной терпимостью. Инициатива оказывает важное влияние на внешнюю политику Китая и систему международных отношений. Инициатива "Пояс и путь" является ключевым компонентом стратегии председателя КНР Си Цзиньпина "Дипломатия великой державы" (^Ш^Ь^). Согласно этой стратегии, Китай должен играть более значительную руководящую роль в мировых делах, соответствующую его растущим мощи и статусу. Основным направлением инициативы "Пояс и путь" является укрепление региональных связей и создание сообщества единой судьбы человечества.
Одним из главных маршрутов "Пояса и пути" является" Морской шелковый путь", который соединяет Китай со странами Юго-Восточной Азии и призван способствовать созданию сообщества единой судьбы Китая и стран Юго-Восточной Азии. Камбоджа стала одной из первых стран, присоединившихся к инициативе "Пояс и путь". Камбоджийская стратегия экономического развития "Четыре угла"1 в значительной степени созвучна инициативе "Пояс и путь", и в 2019 г. Китай и Камбоджа приступили к формированию концепции создания двустороннего сообщества единой судьбы [15]. Двустороннее сотрудничество имеет большой потенциал в области инфраструктурного строительства, включающего дороги и мосты, водохранилища, электросети, порты, транспортные терминалы, аэропорты и т.п. [20]. На фоне ускорения прогресса инициативы "Один пояс, один путь" Камбоджа превратилась в одного из самых активных её участников, вследствие чего удалось достигнуть довольно значимых результатов [9].
Развитие отношений Китая и Камбоджи в политической сфере
Китай и Камбоджа имеют долгую историю политического сотрудничества. 19 июля 1958 г. между государствами были официально установлены дипломатические отношения. Во второй половине 1970-х годов у власти в Камбодже находились "красные кхмеры", проводившие крайне левую политику. Также в 1970-х гг., находясь именно в Китае, осуществлял свою деятельность главы правительства Камбоджи в изгнании многолетний руководитель государства (в т.ч. продолжительное время в качестве короля) Нородом Сианук. В ходе военного конфликта Камбоджи (тогда Кампучии) с Вьетнамом в 1980-х годах, Китай оказывал важную поддержку режиму красных кхмеров. Таким образом, между лидерами Китая и Камбоджи сложились крепкие дружеские связи, заложив прочный фундамент для долгосрочного стабильного развития отношений между двумя странами.
На рубеже XX и XXI вв., включившего в себя такие знаковые события, как реставрация в Камбодже монархии и восстановление Королевства Камбоджа в 1993 г., а также камбоджийский кризис июля-сентября 1997 г. (государственный переворот, в результате которого второй премьер-министр Хун Сен изгнал первого премьер-министра Нородома Ранарита и полностью захватил власть в стране.), Китай и Камбоджа продолжали поддерживать тесные дипломатические отношения. Камбоджа также твердо признала дипломатический принцип "одного Китая", имеющий для КНР принципиальное значение. [10]. В декабре 2010 г. Китай и Кам-
1 Экономическая стратегия "Четыре угла" включает в себя четыре главных компонента: 1) увеличение объема сельскохозяйственного производства; 2) развитие частного сектора экономики и увеличение занятости; 3) восстановление и реконструкция инфраструктуры; 4) обучение и развитие человеческих ресурсов.
боджа объявили о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, ознаменовавшем новый этап в развитии двусторонних отношений.
В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу "Пояс и путь". Камбоджа активно приняла выдвинутую инициативу, что создало предпосылки для сотрудничества стран во многих областях. В октябре 2016 г. Си Цзиньпин посетил Камбоджу с государственным визитом, в ходе которого был подписан ряд документов о сотрудничестве в рамках "Пояса и пути". В мае 2017 г. стороны согласовали предварительный план сотрудничества по совместному продвижению создания "Пояса и пути", ускорив процесс сопряжения китайского проекта с камбоджийской стратегией "Четыре угла" [19]. В январе 2018 г. страны договорились о дальнейшем продвижении в двусторонних отношениях, целью которого должно было стать создание сообщества единой судьбы между Китаем и Камбоджой. В апреле 2019 г. премьер-министр Камбоджи Хун Сен посетил Китай, и в ходе этого визита был подписан "План действий по созданию китайско-камбоджийского сообщества единой судьбы" [14]. В ходе следующего визита Хун Сена в КНР (в феврале 2023 г.) стороны опубликовали "Совместное заявление о создании китайско-камбоджийского сообщества единой судьбы в новую эпоху", таким образом объявив о достижении своей ранее заявленной цели [19].
22 августа 2023 г. новым премьер-министром Камбоджи стал Хун Манет, старший сын экс-премьер-министра Хун Сена. Свой первый зарубежный визит в новой должности он совершил в Китай, причем уже 15 сентября. Этот шаг наглядно иллюстрирует большое значение, придаваемое новым камбоджийским руководством укреплению и развитию китайско-камбоджийского партнерства. В ходе визита был принят "Китайско-камбоджийский план действий по созданию китайско-камбоджийского сообщества единой судьбы в новую эпоху (2024-2028)", а также подписан ряд документов о сотрудничестве [19]. Камбоджийский лидер заявил, что только создание китайско-камбоджийского сообщества единой судьбы и сообщества единой судьбы человечества позволит Камбодже обеспечить устойчивую, гармоничную и стабильную жизнь как для народов Китая и Камбоджи, так и для всего человечества [9].
С 2013 г. Китай и Камбоджа провели в общей сложности 54 встречи на уровне высшего руководства, в том числе 11 встреч между главами государств, включая три встречи в 2023 г. [23]. Две страны часто обмениваются визитами высокого уровня и поддерживают тесную координацию и сотрудничество в международных и региональных делах.
Торгово-экономическое взаимодействие Китая и Камбоджи
Китайско-камбоджийское экономическое и торговое сотрудничество началось в 1950-х годах и развивалось до конца 1978 г., когда Камбоджа подверглась интервенции из Вьетнама. Объем двусторонней торговли с КНР в 1978 г. составил 52 млн. долларов. После подписания Парижского соглашения по урегулированию конфликта в Камбодже в октябре 1991 г. китайско-камбоджийское экономическое и торговое сотрудничество было восстановлено и начало развиваться [12].
После своего возобновления масштаб торгово-экономического сотрудничества в ходе 1990-х годов постоянно расширялся, а общий объем торговли увеличивался. Камбоджа поставляла в Китай в основном продукцию легкой промышленности, сырье, сельскохозяйственные культуры и т.п. Китай, в свою очередь, экспортировал в Камбоджу трикотажные ткани, хлопок, электромеханическую продукцию [13]. За десятилетие с 1995 по 2005 гг. общий объем импорта и экспорта в двусторонней торговле вырос с 57 млн. долларов (в 1995 г.) до 515 млн. долларов (в 2005), таким образом показав рост почти в десять раз [12].
В декабре 2010 г. Китай и Камбоджа объявили о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, что ознаменовало новую фазу в развитии отношений между двумя странами. В октябре 2020 г. Китай и Камбоджа официально подписали соглашение о свободной торговле (ССТ), которое вступило в силу с 1 января 2022 г. В соответствии с соглашением Китай предоставил Камбодже 97,53 % нулевых та-
рифных линий для торговли товарами, а Камбоджа предоставила Китаю 90 % нулевых тарифных линий [18].
В 2022 г., после вступления в силу соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (RCEP) и Соглашения о свободной торговле (ССТ) между Китаем и Камбоджей, годовой объем их двусторонней торговли достиг суммы в 16,02 млрд. долларов, увеличившись за год на 17,5 % [9]. Объем торговли между двумя странами за последние 11 лет увеличился в 4,5 раза [6]. Китай остается главным торговым партнером Камбоджи [19]. Значительно упростились процедурные формальности в торговле между двумя странами. На фоне дальнейшего развития RCEP и ССТ камбоджийско-китайское торговое и инвестиционное сотрудничество будет продолжать углубляться, а сферы взаимодействия - расширяться.
Инфраструктурные проекты в рамках инициативы "Пояс и путь" в Камбодже
Особая экономическая зона Сиануквиль. Сиануквильская особая экономическая зона (ОЭЗ) является знаковым проектом китайско-камбоджийского сотрудничества в рамках инициативы "Пояса и пути" и единственной национальной особой экономической зоной, установленной правительством.
Предприятия в ОЭЗ Сиануквиль пользуются благоприятной налоговой политикой, такой как освобождение от импортных и экспортных пошлин, отсутствие валютного контроля, а также высококачественными вспомогательными услугами, такими как "единое окно" административных услуг, помощь в привлечении финансовых средств и т.д.
Общая площадь ОЭЗ составляет 11,13 кв. км, и общий объем инвестиций составляет около 3,2 миллиарда долларов. ОЭЗ привлекла 170 предприятий из Китая, стран Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, создав около 30 тысяч рабочих мест. После более чем десяти лет развития и строительства крупномасштабная, обеспеченная инфраструктурой особая экономическая зона функционирует.
ОЭЗ Сиануквиль стала образцовым проектом сотрудничества Китая и Камбоджи в рамках инициативы "Пояса и пути" [7].
Скоростная автомагистраль Пномпень-Сиануквиль. Скоростная магистраль Пномпень-Сиануквиль является важнейшим совместным проектом Китая и Кам-боджы в рамках "Пояса и пути". Управление строительством и эксплуатацией, а также инвестиции в проект осуществляет Китайская компания по строительству дорог и мостов (China Road and Bridge Corporation, CRBC), входящая в группу предприятий Китайской компании строительства и коммуникаций (China Communications Construction Company). Протяженность данной скоростной магистрали составляет 187,05 км, она имеет четыре полосы движения в обоих направлениях и проходит по территории пяти провинций и городов Камбоджи. Магистраль соединяет столицу Камбоджи город Пномпень с портом Сиануквиль (Вестпорт) [14]. Расстояние между городами составляет около 223 км, и поездка на автомобиле раньше занимала почти 8 часов.
После ввода скоростной автомагистрали в эксплуатацию время в пути от Пномпеня до Вестпорта сократилось до 2 часов, улучшив логистическую ситуацию в регионе [16]. Строительство скоростной дороги длилось в течение трех лет и было успешно завершено за счет прямых инвестиций компании CRBC на общую сумму около 2 млрд. долларов [19]. Движение по автомагистрали было официально открыто в октябре 2022 г.
Гидроэлектростанция на реке Сан. Гидроэлектростанция на реке Сан расположена в ее главном течении в западной горной местности провинции Стынгтраенг (сама провинция находится в северо-восточной части Камбоджи). Длина плотины электростанции составляет 6,5 километров и считается самой протяженной плотиной среди всех ГЭС в Азии. Гидроэлектростанция разработана китайской компанией Huaneng, а эксплуатируется китайской компанией Sanghe. ГЭС Сангхе II является ключевым проектом как в рамках "Пояса и пути", так и для развития энергетики самой Камбоджи. Общий объем водохранилища ГЭС составляет 2,72
миллиарда кубических метров, общая установленная мощность станции - 400 тыс. киловатт, что составляет почти 20% от общей установленной мощности всей Камбоджи. Электрогенерацию обеспечивают восемь агрегатов китайского производства мощностью в 50 тыс. кВт каждый [12].
С момента ввода в эксплуатацию в октябре 2018 г. ГЭС Сангхе II обеспечивает Камбоджу почти 2 млрд. кВт/ч чистой энергии в год. С учетом численности населения Камбоджи в 14 миллионов человек и ежегодного социального потребления электроэнергии в 8,8 млрд. кВт/ч, одна ГЭС Sanghe II способна решить проблему потребления электроэнергии примерно для 3 миллионов камбоджийцев в течение года [12].
Больница китайско-камбоджийской дружбы "Коссамак". Больница китайско-камбоджийской дружбы "Коссамак" была построена при безвозмездной помощи китайского правительства. О начале ее строительства премьер-министр Камбоджи Хун Сен торжественно объявил во время визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Камбоджу в октябре 2018 г. Завершилось строительство в декабре 2021 г. Площадь нового медицинского комплекса составляет 33 000 квадратных метров, он рассчитан на 400 коек, включая амбулаторно-поликлиническое отделение, отделение неотложной помощи, медицинское и техническое отделения, медицинские и хирургические палаты, а также сопутствующие вспомогательные помещения. При проектировании госпиталя был заложен принцип углеродной нейтральности, что достигалось за счет установки атриумов, бризеров, вентиляционных и дождевых жалюзи, а также открытого движения воздуха для обеспечения хорошей естественной вентиляции во всей больнице. 40% общей площади госпиталя - это открытая территория, где одновременно сочетаются солнечные фотоэлектрические системы, системы нагрева воды с помощью солнечных коллекторов и другие зеленые технологии, адаптированные к местным условиям для снижения энергозависимости, а также сокращения расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание. Помимо имеющегося высококлассного медицинского оборудования в больнице также есть специальное отделение китайской медицины. 16 марта 2022 г. правительство Китая направило в больницу первую группу экспертов по китайской медицине [21].
Кроме того, при китайской поддержке в формате безвозмездной помощи были завершены и сданы один за другим такие проекты, как скоростная автомагистраль Пномпень-Бавет, больница в провинции Тебун Кемун, образцовая деревня для борьбы с бедностью в округе Бати, камбоджийский национальный стадион, новый аэропорт Сиемреап Ангкор. Это значительно повысило уровень развития камбоджийской инфраструктуры и предоставило новые возможности населению Камбоджи [9].
Китайские предприятия инвестируют в данные проекты в основном по формату ВОТ (Bшld-Operate-Transfer, "строительство-управление-передача") [11]. Речь идет о своего рода концессионном соглашении с камбоджийским правительством, по которому китайская компания, являющаяся инвестором и оператором проекта, организует его финансирование, принимает на себя риски и занимается его реализацией. В свою очередь, правительство Камбоджи обеспечивает необходимые условия для работы китайских компаний над проектом, открывая рынок для строительства и эксплуатации инфраструктуры в стране.
Предполагается, что после завершения проекта китайская компания будет заниматься его эксплуатацией в течение ограниченного периода времени, до погашения кредита. После этого управление ОЭЗ будет передано правительству Камбоджи на безвозмездной основе.
В некоторых западных СМИ и исследовательских институтах высказывается точка зрения, что Китай использует кредиты для намеренного вовлечения стран Азии и Африки в "долговую ловушку". Бывший премьер-министр Камбоджи Хун Сен, отвечая на вопрос в отношении подобных рисков для его страны, отметил, что Китай является не единственным кредитором Камбоджи, а также что Китай не хочет и не может создать долговую ловушку для Камбоджи [16].
Данные опросов, проведенных в Камбодже, показывают, что 52% респондентов в целом положительно относятся к Китаю. 64% опрошенных считают, что китайская диаспора имеет сильное экономическое влияние, а 17% - что это влияние очень сильное. Говоря о политическом влиянии, 38% респондентов считают, что граждане Китая оказывают сильное политическое влияние, 15% полагают политическое влияние очень сильным. Считается, что китайская диаспора оказывает значительное влияние на политические и экономические институты Камбоджи. Кроме того, говоря о социальной интеграции, отношения между камбоджийцами и китайцами считают напряженными 45%, а очень напряженными - 14%. Причины этого кроются в основном из-за отсутствия взаимопонимания и уважения, языкового барьера и недопонимания, а также неподобающего поведения некоторых новых этнических китайцев [8].
Количество этнических китайцев, проживающих в Камбодже, насчитывает примерно 1,1 млн. чел., что составляет около 5 процентов от всего населения страны. Большинство из них занимают в Камбодже важные политические и экономические позиции. Камбоджийцы и этнические китайцы Камбоджи вместе формировали камбоджийскую нацию и вместе пережили сложный исторический период. Большинство этнических китайцев относятся к строительству проектов в рамках "Пояса и пути" положительно и благосклонно, оказывая влияние на их успешное продвижение [8].
Народная партия Камбоджи (НПК) (ранее - Народно-революционная партия), являющаяся правящей в стране, относится к Китаю и китайским проектам благожелательно, поскольку китайская государственная помощь и частные инвестиции способствовали экономическому росту Камбоджи и повышению уровня государственных услуг, что благоприятно влияет на восприятие политики самой НПК и повышает ее легитимность [22].
Большинство жителей Камбоджи поддерживают китайские проекты в рамках "Пояса и пути", поскольку дороги, мосты и другие объекты инфраструктуры, построенные с помощью Китая, облегчают жизнь местного населения. В то же время люди, живущие в районах, непосредственно затронутых подобными проектами, столкнулись с земельными спорами и протестами из-за экспроприации земли. Китайские компании полагаются в данном случае на правительство Камбоджи, которое предоставляет денежную компенсацию людям, чьи земли были экспроприированы (так, в 2022 г. подобную компенсацию получили 1 333 семьи). Однако остаются опасения по поводу насильственного принудительного перемещения населения, особенно в сельской местности [1].
Основными участниками в реализации проектов "Пояса и пути" на территории Камбоджи являются как государственные предприятия, так и частные компании. Китайские инфраструктурные компании и камбоджийские власти активно взаимодействуют, страны наладили прочные экономические и политические связи, а строительство инфраструктурных проектов будет способствовать обмену и сотрудничеству между Китаем и Камбоджей в различных областях, таких как политика, экономика, торговля и культура. Всё это будет способствовать созданию китайско-камбоджийского всеобъемлющего стратегического партнерства, поэтому правительство КНР активно содействует инвестициям и строительству инфраструктурных проектов "Пояса и пути" в Камбодже.
Проблемы и трудности в реализации инфраструктурного строительства "Пояса и пути" в Камбодже выражаются в следующем:
1) отсутствие всеобъемлющей правовой базы, неясность и неэффективность механизма реализации и надзора за проектами;
2) в Камбодже нет четкой институциональной базы, ввиду чего такие процессы, как подача заявки, отбор проектов и их утверждение, проходят проблемно, на достаточно низком профессиональном уровне;
3) отсутствует система государственного управления для надзора за процессом реализации проекта и политика компенсации за отвод земли, что приводит к
Название проекта Реализующие компании Начало и окончание строительства Общая стоимость контракта (в млн. долл.) Условия финансирования Операционная модель
ОЭЗ Сиануквиль Jiangsu Hongdou Group Wuxi Huatai Investment and Real Estate Co. Cambodia International Investment Development Group февраль 2008 - продолжается 3200 Совместное ВОТ
Скоростная автомагистраль Пномпень-Сиануквиль China Road and Bridge Corporation (CRBC) март 2019-октябрь 2022 2000 Китайские инвестиции вот
Скоростная автомагистраль Пномпень-Бавет China Road and Bridge Corporation (CRBC) июнь 2023 - продолжается (предполагаемое окончание в июне 2027) 140 Китайские инвестиции вот
Гидроэлектростанция на реке Сан Royal Group of Cambodia Vietnam Ministry of Planning and Investment and Electricity China Huaneng Group октябрь 2013-октябрь 2018 Совместное Предприятие между китайскими и иностранными предприятиями вот
Больница китайско-камбоджийской дружбы "Коссамак" China State Construction Corporation Limited октябрь 2018-декабрь 2021 77 Безвозмездный грант китайского правительства РРР
Образцовая деревня для борьбы с бедностью в округе Бати Китайский фонд развития мира (CFPD) январь 2021 - январь 2024 1.4 Безвозмездный грант Китайского фонда развития мира РРР
Международный аэропорт Сиемреап Ангкор China Yunnan Aviation Industry Investment Group июль 2018-октябрь 2023 1100 Китайские инвестиции вот
Примечание:
РРР - Государственно-частное партнерство (от англ. Public Private Partnership)
Табл. 1. Список инфраструктурных проектов в рамках инициативы "Пояс и путь" в Камбодже. Источник: составлено автором.
Table 1. List of infrastructure projects under the Belt and Road Initiative in Cambodia. Source: compiled by the author.
заметным негативным общественным настроениям и фактическому сопротивлению реализации проекта [2].
Хотя инициатива "Пояс и путь" принесла Камбодже экономические выгоды, существуют и риски. Некоторые камбоджийцы настороженно относятся к инициативе "Пояс и путь", считая, что развитие инфраструктуры Китаем наносит ущерб экологической обстановке в их стране, что приведет к загрязнению окружающей среды и перемещению населения. Также камбоджийцев волнуют повышение коррупции, преступности и социальной нестабильности в стране, спровоцированное быстрым экономическим ростом, вызванным развитием инфраструктуры. Кроме того, они считают, что новые инфраструктурные проекты чрезмерно зависимы от Китая в своей деятельности, и Камбоджа рискует потерять часть своего суверенитета, а это не поспособствует реализации устойчивого развития данных проектов. Чрезмерная зависимость Камбоджи от Китая из-за очевидного неравенства потенциалов двух государств может ограничить ее внешнеполитические возможности и стратегическую маневренность [6].
Камбоджа занимает важное геополитическое положение в Юго-Восточной Азии, и ее стратегическое значение играет решающую роль для Китая в его попытках оказывать большее влияние на Юго-Восточную Азию и сдерживать гегемонию США. По мнению некоторых экспертов, корабли, пришвартованные в гавани Сиануквиля, могут быть использованы Пекином для укрепления своего военного потенциала в прибрежных районах за пределами Сиамского залива в случае возникновения военных угроз в регионе Южно-Китайского моря в будущем [5]. Китай и Камбоджа не ведут спор о суверенитете над Южно-Китайским морем. Географическое положение позволяет Камбодже оставаться вне конфликта, играя роль балансира в этом региональном споре и являясь точкой стабилизации для треугольника Филиппины-Малайзия-Вьетнам. Южно-Китайское море не приносит Камбодже выгод, поэтому она традиционно сохраняет нейтральную позицию, выступая посредником в данном споре. Таким образом, Камбоджа становится стратегическим "внешним" балансиром для Китая в геополитическом раскладе региона Южно-Китайского моря. Хотя Камбоджа и не очень большая страна, она признается "маленькой, но стратегически важной страной" для обеспечения национальных интересов Соединенных Штатов Америки. С "возвращением" США во Вьетнам становится очевидным, что эти два государства могут объединить свои усилия для сдерживания Китая. В этих условиях Камбоджа является для Китая своего рода "гео-ключом", способным расстроить американо-вьетнамский альянс [25].
Заключение
В Юго-Восточной Азии наиболее успешно Китай сотрудничает именно с Камбоджей, в том числе и в реализации проектов в рамках инициативы "Пояса и пути". Главные причины этого в том, что, с одной стороны, Китай и Камбоджа имеют долгую историю политического взаимодействия, а между двумя государствами существует высокая степень взаимного доверия. Кроме того, в геополитическом плане у Китая и Камбоджи нет прямого конфликта интересов. С другой стороны, Камбоджа имеет уникальные условия с точки зрения строительства инфраструктуры. Это, во-первых, тропический муссонный климат, предоставляющий практически круглогодичные благоприятные условия для строительства, вкупе с рабочей силой в Камбодже, которая многочисленна и дешева. Во-вторых, Камбоджа, как небольшая развивающаяся страна, поздно начала развивать свою инфраструктуру и в настоящий момент имеет не до конца формализованную систему строительства объектов, что облегчает иностранному капиталу работу в этой стране.
В последние годы, благодаря инициативе Китая по строительству "Одного пояса и одного пути" и камбоджийской "Стратегии четырех углов", обе страны совместно открыли много новых возможностей для развития, еще больше расширив свое сотрудничество в области инфраструктуры, и достигли существенных результатов, построив особую модель международной кооперации. Таким образом, нынешняя модель двусторонних отношений Китая и Камбоджи может быть
охарактеризована как успешная модель сотрудничества между великой державой и малой страной глобального Юга.
Литература
1. Cambodian Perception of the New Chinese // Yusof Ishak Institute. URL: https://www.iseas.edu.sg/wp-content/uploads/2022/03/ISEAS_Perspective_2022_42.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
2. Luo J.J., Kheang U. China's Role in the Cambodian People's Party's Quest for Legitimacy // Contemporary Southeast Asia. 2021. Vol. 43, No. 2. P. 395-419. https://doi.org/10.1355/cs43-2h. URL: https://www.jstor.org/ stable/27041360 (дата обращения: 24.03.2024).
3. Sar B. Chea M. Ung C. Public-Private Partnerships in Cambodia: Issues and Solution // Open Journal of Business and Management. 2020. Vol. 8, No. 3. P. 1216-1225. https://doi.org/10.4236/ojbm.2020.83078. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=100368 (дата обращения: 24.03.2024).
4. Sigfrido B. Sophal E. China's Strategic Interests in Cambodia: Influence and Resources // Asian Survey. 2010. Vol. 50, No. 3. P. 615-639. https://doi.org/10.1525/as.2010.50.3.615. URL: https://www.jstor. org/stable/10.1525/as.2010.50.3.615?read-now=1&seq=1#page_scan_tab_contents (дата обращения: 24.03.2024).
5. Sokvy Rim. China: Needed but not well-loved in Cambodia / Sokvy Rim // ThinkChina: сайт. URL: https:// www.thinkchina.sg/china-needed-not-well-loved-cambodia (дата обращения: 24.03.2024).
6. Vannarith Chheang. Heng Pheakdey. Cambodian Perspective on the Belt and Road Initiative. NIDS ASEAN 2019. URL: https://www.nids.mod.go.jp/english/publication/joint_research/series17/pdf/chapter01.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
7. ФЯШШЖ = Анализ текущего состояния разработки национальных стандартов в рамках инициативы "Пояс и путь" - Камбоджа // Национальный институт стандартизации КНР: сайт. URL: https://www.cnis.ac.cn/bydt/kydt/202207/t20220729_53618.html (дата обращения: 24.03.2024).
8. = Введение в инвестирование в Особую экономическую зону Сиануквиля // Министерство коммерции КНР: сайт. URL: http://cb.mofcom.gov.cn/article/ zxhz/sbmy/200904/20090406149906.shtml (дата обращения: 24.03.2024).
9. JRft» 1ШЙ(2016^Ш«/й«9 ífl)2016^07^ ttéfl-^JKftMi = Гу Цзяюнь. Анализ групповых характеристик и политической ориентации китайской диаспоры в Камбодже в контексте инициативы "Одного пояса и одного пути" / Гу Цзяюнь // Академия Сяньсяо: сайт. URL: https://xianxiao.ssap.com.cn/catalog/4433433.html (дата обращения: 24.03.2024).
10. ЛЙИ = Ду Миньмин, Ху Цзэси, Лю Хуэй. Камбоджийские ученые: совместное строительство "Пояса и пути" раскрывает потенциал развития Камбоджи / Ду Миньмин, Ху Цзэси, Лю Хуэй // People's Daily Online: сайт. URL: https://www.yidaiyilu.gov. cn/p/02U17UIJ.html (дата обращения: 24.03.2024).
11. Я« = Заместитель премьер-министра и министр финансов Камбоджи: совместное сотрудничество в продвижении "Пояса и пути" придало новые оттенки "сверхкрепкой" дружбе между Камбоджей и Китаем // Информационная служба Государственного совета КНР: сайт. URL: http://www.scio.gov.cn/gxzl/ydyl_26587/gfgz_26597/ gfgz_26598/202307/t20230701_719576.html (дата обращения: 24.03.2024).
12. -ФЯЙЙЙ^Е. Ф^ЛКйЯЯйЙ-пР = Камбоджийско-китайская зона свободной торговли // Министерство коммерции КНР. URL: http://fta.mofcom.gov.cn/rcep/rceppdf/jianpuzhai.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
13. Ф^^Ж. = Китайско-камбоджийские отношения // Посольство Китайской Народной Республики в Королевстве Камбоджа: сайт. URL: http://kh.china-embassy.gov.cn/ zgjx/ (дата обращения: 24.03.2024).
14. ASBffi = Китайско-камбоджийское практическое сотрудничество продолжает углубляться // People's Daily Online: сайт. URL: http://world.people.com.cn/n1/2023/0211/c1002-32621662.html (дата обращения: 24.03.2024).
15. jj^. = Краткая справочная информация об инициативе "Один пояс, один путь" / Лю Мэн // China Belt and Road Network: сайт. URL: https://www.yidaiyilu.gov. cn/p/86670.html (дата обращения: 24.03.2024).
16. ill. = Мао Пэнфэй. Инициатива "Пояс и путь" и "Стратегия четырех углов" Камбоджи находятся в синергии и развитии / Мао Пэнфэй // Информационное агентство Синьхуа: сайт. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2018-01/08/content_5254422. htm (дата обращения: 24.03.2024).
17. 2023ШйЙР®п°±1ЯЗ!1(АК)йв*(М&) . = Общая стоимость импортированных и экспортированных товаров по основным странам (регионам), август 2023 г. (долл. США) // Главная администрация Таможенного управления КНР: сайт. URL: http://search.customs.gov.cn/ search/pcRender?pageId=f5261418ddc74f03b27e3590c531102b (дата обращения: 24.03.2024).
18. = При поддержке правительства КНР официально открыта больница китайско-камбоджийской дружбы "Коссамак" // Агентство международного сотрудничества и развития КНР: сайт. URL: http://www.cidca.gov.cn/2022-03/23/c_1211619470. htm (дата обращения: 24.03.2024).
19. ^ШЙ = Расширение сфер и инновационных форм для достижения устойчивого развития китайско-камбоджийского торгово-экономического сотрудничества // Министерство коммерции КНР: сайт. URL: http://cb.mofcom.gov.cn/article/ zwrenkou/200511/20051100707367.shtml (дата обращения: 24.03.2024).
20. = Скоростная автомагистраль, в строительстве которой участвовал Китай, стала "камбоджийской версии Шэньчжэня" // Информационное агентство Синьхуа: сайт. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2022-11/10/content_5726012.htm (дата обращения: 24.03.2024).
21. = У Чуаньбин. "Один пояс, один путь" помогает Китаю и Камбодже построить сообщество с общим будущим для устойчивого и долгосрочного прогресса / У Чуаньбин // China Youth Daily: сайт. URL: http://news.cyol.com/gb/articles/2023-08/23/ content_992QPMTaG4.html (дата обращения: 24.03.2024).
22. jK&f. ASBffi. = Чжао Ипу. Гидроэлектростанция Сангхе II обеспечит мощную энергетическую поддержку экономическому развитию Камбоджи / Чжао Ипу // People's Daily Online: сайт. URL: http://world.people.com.cn/n1/2019/0109/c1002-30510991.html (дата обращения: 24.03.2024).
23. ТОЙ. = Чэнь Цзышуай. Жители Юго-Восточной Азии смотрят на Китай с разными взглядами и чувствами / Чэнь Цзышуай // Huanqiu.com: сайт. URL: https://m. huanqiu.com/article/4D7nK6oCnbb (дата обращения: 24.03.2024).
24. íilii^naisaffl *ФЙ«. = Чэнь Юлин. Открывается вторая автомагистраль в Камбодже, по которой можно добраться из Пномпеня в Бавет чуть больше чем за час / Чэнь Юлин // The Cambodia China Times: сайт. URL: https://cc-times.com/posts/21658 (дата обращения: 24.03.2024).
25. í^l. ЯК. = Фан Тяньцзянь, Хэ Юэ. Геополитические изменения в Камбодже после холодной войны / Фан Тяньцзянь, Хэ Юэ // Исследования в области мировой географии: сайт. URL: https://rn.fx361.com/news/2014/1218/1556730.html (дата обращения: 11.05.2024).
References
1. Cambodian Perception of the New Chinese // Yusof Ishak Institute. URL: https://www.iseas.edu.sg/wp-content/uploads/2022/03/ISEAS_Perspective_2022_42.pdf (accessed 24.03.2024).
2. Luo J.J., Kheang U. China's Role in the Cambodian People's Party's Quest for Legitimacy // Contemporary Southeast Asia. 2021. Vol. 43, No. 2. P. 395-419. https://doi.org/10.1355/cs43-2h. URL: https://www.jstor.org/ stable/27041360 (accessed 24.03.2024).
3. Sar B. Chea M. Ung C. Public-Private Partnerships in Cambodia: Issues and Solution // Open Journal of Business and Management. 2020. Vol. 8, No. 3. P. 1216-1225. https://doi.org/10.4236/ojbm.2020.83078. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=100368 (accessed 24.03.2024).
4. Sigfrido B. Sophal E. China's Strategic Interests in Cambodia: Influence and Resources // Asian Survey. 2010. Vol. 50, No. 3. P. 615-639. https://doi.org/10.1525/as.2010.50.3.615. URL: https://www.jstor.org/ stable/10.1525/as.2010.50.3.615?read-now=1&seq=1#page_scan_tab_contents (accessed 24.03.2024).
5. Sokvy Rim. China: Needed but not well-loved in Cambodia / Sokvy Rim // ThinkChina: website. URL: https://www.thinkchina.sg/china-needed-not-well-loved-cambodia (accessed 24.03.2024).
6. Vannarith Chheang. Heng Pheakdey. Cambodian Perspective on the Belt and Road Initiative. NIDS ASEAN 2019. URL: https://www.nids.mod.go.jp/english/publication/joint_research/series17/pdf/chapter01.pdf (accessed 11.05.2024).
7. Analysis of the current status of national standards development under the Belt and Road Initiative -Cambodia // National Institute of Standardisation of the People's Republic of China: website. URL: https://www. cnis.ac.cn/bydt/kydt/202207/t20220729_53618.html (accessed 24.03.2024). (In Russ.)
8. Introduction to Investing in the Sihanoukville Special Economic Zone // Ministry of Commerce of the PRC: website. URL: http://cb.mofcom.gov.cn/article/zxhz/sbmy/200904/20090406149906.shtml (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
9. Gu Jiayun. Analysis of group characteristics and political orientation of the Chinese diaspora in Cambodia in the context of the initiative "One Belt and One Road" / Gu Jiayun // Xianxiao Academy: 2019. No. 1. P. 5-8. website. URL: https://xianxiao.ssap.com.cn/catalog/4433433.html (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
10. Du Minmin, Hu Jiexi, Liu Hui. Cambodian scientists: joint construction of the "Belt and Road" unlocks Cambodia's development potential / Du Minmin, Hu Jiexi, Liu Hui // People's Daily Online: website. URL: https:// www.yidaiyilu.gov.cn/p/02U17UIJ.html (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
11. Cambodian Deputy Prime Minister and Minister of Finance: joint cooperation in promoting the Belt and
Road has given new shades to the "super strong" friendship between Cambodia and China // Information Service of the State Council of the People's Republic of China: website. URL: http://www.scio.gov.cn/gxzl/ydyl_26587/ gfgz_26597/gfgz_26598/202307/t20230701_719576.html (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
12. Cambodia-China Free Trade Zone // Ministry of Commerce of the People's Republic of China. website. URL: http://fta.mofcom.gov.cn/rcep/rceppdf/jianpuzhai.pdf (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
13. China-Cambodian relations // Embassy of the People's Republic of China in the Kingdom of Cambodia: website. URL: http://kh.china-embassy.gov.cn/zgjx/ (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
14. China-Cambodia practical co-operation continues to deepen // People's Daily Online: website. URL: http://world.people.com.cn/n1/2023/0211/c1002-32621662.html (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
15. Brief background information on the "One Belt, One Road" initiative / Liu Meng // China Belt and Road Network: website. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/p/86670.html (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
16. Mao Pengfei. The Belt and Road Initiative and Cambodia's Four Corners Strategy are in synergy and development / Mao Pengfei // Xinhua News Agency: website. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2018-01/08/ content_5254422.htm (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
17. Total value of imported and exported goods by major countries (regions), August 2023 (USD) // General Administration of the PRC Customs: website. URL: http://search.customs.gov.cn/search/pcRender?pageId=f52 61418ddc74f03b27e3590c531102b (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
18. The Chinese-Cambodian Friendship Hospital "Kossamak" was officially opened with the support of the PRC government // Agency for International Cooperation and Development of the PRC: website. URL: http:// www.cidca.gov.cn/2022-03/23/c_1211619470.htm (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
19. Expanding Areas and Innovative Forms to Achieve Sustainable Development of China-Cambodia Trade and Economic Cooperation // Ministry of Commerce of the People's Republic of China: website. URL: http:// cb.mofcom.gov.cn/article/zwrenkou/200511/20051100707367.shtml (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
20. The motorway, in the construction of which China participated, has become "Cambodia's version of Shenzhen" // Xinhua News Agency: website. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2022-11/10/content_5726012. htm (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
21. Wu Chuanbing. "One Belt, One Road" helps China and Cambodia build a community with a shared future for sustainable and long-term progress / Wu Chuanbin // China Youth Daily: website. URL: http://news.cyol.com/ gb/articles/2023-08/23/content_992QPMTaG4.html (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
22. Zhao Yipu. Sangha II hydropower plant will provide strong energy support for Cambodia's economic development / Zhao Yipu // People's Daily Online: website. URL: http://world.people.com.cn/n1/2019/0109/ c1002-30510991.html (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
23. Chen Zishuai. Southeast Asians look at China with different views and feelings / Chen Zishuai // Huanqiu. com: website. URL: https://rn.huanqiu.com/article/4D7nK6oCnbb (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
24. Chen Yulin. The second motorway in Cambodia opens, which can be used to get from Phnom Penh to Bavet in just over an hour / Chen Yulin // The Cambodia China Times: website. URL: https://cc-times.com/ posts/21658 (accessed 24.03.2024). (In Chin.).
25. Fang Tianjian, He Yue. Geopolitical changes in Cambodia after the Cold War / Fang Tianjian, He Yue // Studies in World Geography: website. URL: https://rn.fx361.com/news/2014/1218/1556730.html (accessed 11.05.2024). (In Chin.).
Жуй ВАН, аспирант кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: [email protected]
Rui WANG, Postgraduate Student, Department of International Relations, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации
(Received) 04.04.2024 (Approved) 25.05.2024 (Accepted) 08.06.2024