Научная статья на тему 'Кипрский долговой кризис: последствия для экономики Украины'

Кипрский долговой кризис: последствия для экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННЫЙ ДОЛГ / ДОЛГОВОЙ КРИЗИС / ОФШОР / ДЕФОЛТ / ЕВРОЗОНА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / SOVEREIGN DEBT / DEBT CRISIS / OFFSHORE / DEFAULT / EUROZONE / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабинская Ольга Владимировна

Статья посвящена исследованию долгового кризиса на Кипре и анализу возможных последствий для украинской экономики. Выделены ключевые параметры влияния кипрского долгового кризиса на экономику Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cyprus debt crisis: consequences for Ukraine’s economy

The article is devoted to research of the debt crisis in Cyprus and an analysis of possible consequences for the Ukrainian economy. The key parameters influence of the Cypriot debt crisis on the Ukrainian economy have been determined.

Текст научной работы на тему «Кипрский долговой кризис: последствия для экономики Украины»

О.В. Бабинская

Статья посвящена исследованию долгового кризиса на Кипре и анализу возможных последствий для украинской экономики. Выделены ключевые параметры влияния кипрского долгового кризиса на экономику Украины.

Ключевые слова: суверенный долг, долговой кризис, офшор, дефолт, еврозона, Европейский союз.

В настоящее время довольно много публикаций, особенно в средствах массовой информации, посвящено европейскому долговому кризису, или кризису суверенного долга в ряде европейских стран. Охвативший в 2010 г. сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), он затем стал быстро расширяться, и для некоторых стран еврозоны оказалось сложным или практически невозможным рефинансировать государственный долг без помощи извне. Источником всего этого процесса считается кризис рынка государственных облигаций в Греции осени 2009 г. [10]. Сегодня данная проблематика становится объектом серьезного изучения и рассматривается под разными углами зрения в научной литературе.

Целью нашего исследования является анализ влияния долгового кризиса на Кипре на экономику Украины. Большинство экспертов полагают, что такое влияние имеется, и к тому же существует вероятность, что кипрский сценарий может повториться на Украине, в связи с чем данный пример становится весьма важным.

В свете последних событий Кипр как офшор и международный банковский центр потерял свое прежнее значение. Прежде всего сильный удар был нанесен аудиторским и юридическим фирмам, работающим в сфере финансовых услуг. Правда, Кипру удалось избежать неуправляемого дефолта, договорившись о получении финансовой помощи от Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ). Министры финансов еврозоны 25 марта 2013 г. утвердили план оказания такой помощи на условиях реструктуризации банковского сектора островного государства.

Кипр стал пятым (после Греции, Ирландии, Португалии и Испании) членом еврозоны, который получил международную помощь от Еврокомиссии, Европейского ЦБ и МВФ в рамках Европейского стабилизационного механизма (ESM). Полученные деньги пойдут преимущественно на рекапитализацию банковской системы, тесно связанной с пораженной долговым кризисом Грецией (заметим, что именно реструктуризация греческого долга стала непосредственной причиной банковского кризиса на Кипре). По расчетам Credit Suisse, до 2016 г. стране потребуется 10 млрд евро на рекапитализацию банков и еще 6,5 млрд на покрытие дефицита бюджета. В соответствии

с принятым решением 5,8 млрд евро Кипр получит за счет «стрижки» депозитов, еще 1,4 млрд - от приватизации [6; 9].

На основе анализа доступной на данный момент информации [1-12] можно выделить ключевые параметры влияния кипрского долгового кризиса на украинскую экономику (инвестиционный, банковский, политико-международный и бизнес-параметры) и дать им краткую характеристику.

1. Инвестиционный параметр. По данным официальной украинской статистики, Кипр является лидером среди иностранных государств по объему прямых инвестиций в украинскую экономику. На начало 2013 г. он составлял 17,3 млрд долл., причем только за 2012 г. вырос на 3,9 млрд долл., т.е. почти на треть. Официально зарегистрированные инвестиции украинских резидентов в экономику Кипра составляли на 1 января 2013 г. 5,8 млрд долл. (год назад - 6,3 млрд).

Разумеется, фактически на Украину с Кипра переводились деньги украинских, русских и белорусских финансово-корпоративных групп. Сначала они выводились из этих стран в кипрский офшор, а потом возвращались как инвестиции и оборотные средства.

Согласно прогнозам, уровень кипрских инвестиций на Украину упадет максимум на 10% [4] или минимум на треть [8] (как видим, разброс оценок очень велик). Фактически этот процесс начался уже в январе-феврале 2013 г., когда уровень инвестиций по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. снизился с 1,4 млрд долл. до 860 млн долл., и данная тенденция сохраняется [1; 4; 8]. Очевидно, что можно прогнозировать дальнейшее сокращение притока инвестиций и кредитных ресурсов на Украину.

2. Банковский параметр. В ответ на предоставление помощи Кипр согласился на требование ЕС, что с каждого депозита, размер которого превышает 100 тыс. евро, будет единовременно списано 9,9%, а с депозитов меньше этой суммы - 6,75% [9]. Оценки украинских активов на Кипре достаточно противоречивы. Согласно отчету ЦБ Кипра, общая сумма депозитов в кипрских банках составила 68 млрд евро, причем 20 млрд - это средства зарубежных вкладчиков. Вклады российских резидентов оцениваются в 10 млрд евро [4].

По мнению экспертов, объявленные ЦБ Кипра суммы преуменьшены. Так, Institute of International Finance (IIF) оценивает общий объем вкладов нерезидентов в 37,6 млрд евро, что почти вдвое превосходит официальные цифры. Из этих средств порядка 19 млрд можно считать деньгами украинского, российского и ливанского происхождения [4]. Экс-заместители главы Национального банка Украины (НБУ) оценили украинский капитал на Кипре в 12-13 млрд долл. (А. Савченко) или в 25 млрд долл. (Я. Солтис) [12].

Министерство финансов Кипра обязало крупнейшие финансовые учреждения страны - Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank (ТМ Laiki Bank) - продать свои зарубежные дочерние структуры. На Украине зарегистрированы две дочерние структуры этих учреждений: Банк Кипра (Bank of Cyprus) и Марфин Банк (Cyprus Popular Bank). Их материнские компании больше дру-

гих пострадали от кризиса. По мнению экспертов, скорее всего, новыми владельцами украинских «дочек» станут украинские и российские банки.

По данным НБУ, на 1 января 2013 г. размер собственного капитала Банка Кипра составлял 736,391 млн грн, Марфин Банка - 624,17 млн грн [11]. Как сообщал «Коммерсант-Украина», хорошие активы Laiki Bank будут переданы в BoC. При этом по вкладам на сумму свыше 100 тыс. евро в Laiki Bank ожидаются потери до 80%, а в BoC - 40%. Вкладчики Bank of Cyprus могут потерять 30% средств на депозитах, равных и превышающих 100 тыс. евро. Процент их потерь в Cyprus Popular Bank, вероятно, будет еще выше [3].

Кипрское правительство призвало крупнейшие проблемные банки продать зарубежные филиалы в Европе и СНГ и одновременно выйти на китайский и арабский рынки. Эксперты считают, что такая стратегия была выработана под давлением Евросоюза, который пытается снизить роль Кипра как места для хранения капиталов, выведенных из постсоветских стран. К тому же от продажи украинских дочерних структур едва ли можно выручить много средств. Марфин Банк, занимающий на украинском рынке 48-е место по активам, может быть продан за 535 млн грн, а Банк Кипра (64-е место) - за 730,5 млн грн [3].

Продажа дочерних структур говорит о том, что слишком большие капиталы выводились с целью ухода от налогообложения. Разворот к дальневосточному зарубежью свидетельствует о том, что кипрские банки собираются проводить операции подальше от Европы и не намерены мешать работе налоговых органов ЕС [3].

Как отмечают эксперты, вкладчикам и заемщикам кипрских банков на Украине ничто не угрожает. Тем не менее оттока клиентов им не избежать. Как показывает практика, долгосрочные депозиты уже давно не пользуются былой популярностью. Очевидно, вкладчики по окончании сроков договоров просто не будут продлевать их. А заемщики будут рассматривать возможности рефинансирования в других учреждениях. Правда, ряд экспертов считают, что украинским вкладчикам Банка Кипра и Марфин Банка все же есть о чем беспокоиться, поскольку ограничения по выплатам и система реструктуризации вкладов распространяется не только на главные офисы, но и на их дочерние активы. Соответственно, высока вероятность, что вкладчики смогут быстро получить лишь около половины своего вклада; остальное будет конвертировано в ценные бумаги, которые будут обесцениваться в течение длительного периода. В самих украинских дочерних структурах кипрских банков уверяют, что привлечение нового инвестора не несет никакой угрозы ни для вкладчиков, ни для заемщиков [11]. По мнению Э. Наймана, на новых налогах Кипра украинские вкладчики могут потерять не более 200 млн евро [4].

Иностранные банки на Кипре обратились с просьбой к властям вывести их из-под действия мер по контролю за движением капиталов, указывая, что они фактически не имеют обязательств на местном рынке и у них нет проблем с ликвидностью; они осуществляют многомиллионные международные опера-

ции и поэтому не должны подвергаться ограничениям [2]. Например, объем средств физических и юридических лиц только в кипрском филиале «При-ватбанка» составляет 752 млн евро, однако при этом, как утверждает руководство банка, депозитные и текущие счета украинских компаний и граждан там не числятся. Это средства самых разных компаний, как резидентов, так и нерезидентов Кипра. Объем клиентских обязательств по состоянию на март 2013 г. - 896 млн. евро; в основном это операции по финансированию международной торговли, аккредитивные операции, постимпортное и постэкспортное финансирование [4].

Напомним, что временные меры по ограничению движения капиталов в условиях чрезвычайной финансовой ситуации были введены 27 марта 2013 г. накануне возобновления работы банков на Кипре после почти двухнедельных банковских каникул. Они стали следствием решения Еврогруппы о принудительном привлечении вкладчиков кипрских банков к финансированию антикризисной программы. Этот беспрецедентный шаг негативно сказался на финансовых рынках Европы. Доверие к банковской системе Кипра было подорвано окончательно, что создало угрозу вывода вкладчиками своих средств за рубеж. Ограничительные меры предусматривают, в частности, потолок на коммерческие банковские операции в размере до 25 тыс. евро без необходимости обращаться за специальным разрешением в ЦБ Кипра. Помимо этого, сохраняется положение, согласно которому люди, выезжающие с Кипра, могут взять с собой не более 1 тыс. евро. В банкоматах страны можно снять в сутки до 300 евро [2].

В настоящее время, согласно заявлению Министерства финансов Кипра, компании могут осуществлять переводы в размере до 10 тыс. евро, физические лица - до 2 тыс. евро в месяц. Остальные ограничения (в том числе на снятие со счета не более 300 евро и лимита на банковские операции в 25 тыс. евро) по-прежнему остаются в силе [6]. Таким образом, проблемы материнских структур могут увеличить кредитные риски, привести к оттоку депозитов или к потерям репутации.

3. Бизнес-параметр. Понятно, что ограничения на движение капитала, которые правительства обычно вводят в период обострения экономических и финансовых проблем с целью сдержать отток капитала и депозитов из банков, негативно сказалось на отечественных бизнес-структурах. Украинские активы на Кипре финансовые эксперты оценивают в достаточно впечатляющих суммах, хотя, разумеется, они несравнимо меньше российских. Бизнес привык пользоваться преимуществами кипрского налогового режима и гражданского законодательства (в частности, здесь гораздо надежнее защищены права акционеров). Налог на прибыль корпораций на Кипре самый низкий в еврозоне, так что неудивительно, что многие компании, в том числе украинские, выбирали именно эту юрисдикцию для регистрации. Сейчас, под давлением кредиторов, Кипр был вынужден поднять ставку этого налога с 10 до 12,5% [9].

Теперь, после кризиса, практика выведения денег украинского частного бизнеса в кипрский офшор с последующим дозированным их выделением на операции внутри страны в прежнем виде продолжаться не может. Схемы распределения украинского капитала, очевидно, должны измениться. По мнению директора экономических программ Центра Разумкова В. Юрчишина, в любом случае капиталы, которые украинцы вывели на Кипр, не будут возвращаться на родину [4].

Учитывая, что офшорные юрисдикции периферийных европейских стран в старой Европе «не в чести», в ближайшее время иностранному капиталу придется искать новые, более безопасные гавани. Очевидно, что после реструктуризации долга Кипра на условиях, предложенных Евросоюзом, украинским инвесторам, которые использовали кипрские офшоры, придется искать новое пристанище. Стоит добавить, что согласно ряду оценок (в частности, работе Джеймса Генри, бывшего старшего экономиста консалтинговой компании McKinsey & Company «The price of offshore revisited», июль 2012 г.) совокупный объем средств, который сосредоточен в мировых офшорах, может достигать 31 трлн долл. [7].

Как подчеркивают аналитики, скорее всего, инвесторы примутся искать другие офшорные территории или возможность размещения капиталов в более устойчивых и надежных странах, которые не зависят от политической конъюнктуры, имеют устоявшееся правовое поле, судебная система которых защищает бизнес независимо от политических предпочтений. Экономист О. Соскин справедливо отмечает, что украинским компаниям нужно искать зону с полным набором услуг, причем такую, в которой невозможно повторение кипрского сценария. В условиях продолжающегося мирового кризиса найти замену Кипру будет непросто; в любом другом офшоре может сложиться аналогичная ситуация. Естественно, это не прибавит стабильности курсу гривны. Ведь будет потеряна часть валютных ресурсов, которые способствовали укреплению гривны, а это ударит по позициям самих компаний, приведет к увеличению безработицы на Украине, уменьшению зарплат, налогов и отчислений в бюджет [8].

4. Политико-международный параметр. Приведут ли займы, предоставленные Кипру Евросоюзом, к увеличению нагрузки на МВФ и как именно это отразится на будущих взаимоотношениях фонда с Украиной, оценить достаточно сложно. Если Еврокомиссия и МВФ один раз уже потребовали, чтобы средства для возврата внешнего суверенного долга были списаны со счетов банковских вкладчиков, никто не может дать гарантию, что нечто подобное не повторится в будущем. Не менее важно и другое: введенный на Кипре налог на депозиты может стать прецедентом для аналогичных действий в любой другой стране.

Легендарный инвестор, главный редактор Gloom Boom and Doom Report М. Фабер, известный своими «медвежьими» взглядами на дальнейшее развитие глобальной экономики, прямо говорит, что многие банковские депозиты

в развитых странах может постичь та же участь, что и на Кипре. В интервью телеканалу CNBC он заявил, что опасается повторения кипрского сценария коллапса банковской системы в других странах. При этом, по его мнению, вкладчики могут потерять существенную часть своих депозитов. На Кипре «люди лишились существенной части своих средств. Можно сказать, что государство конфисковало одну часть депозитов и обложило налогами другую. Это повторится во многих странах на Западе. Люди должны быть готовы потерять 20-30% по своим банковским депозитам» [5]. Вероятно, нет никаких гарантий и того, что нечто подобное не случится на Украине; об этом должно помнить нынешнее руководство страны, разрабатывая политику экономического развития.

Таким образом, приходится констатировать, что даже поверхностный анализ сложившейся ситуации (в силу отсутствия на данный момент полной и достоверной информации) однозначно свидетельствует, с одной стороны, о значительных трансформациях, происходящих в современном мире, с другой -о необходимости сделать своевременные выводы и осуществить давно назревшие реформы, чтобы избежать повторения кипрского сценария на Украине.

Литература

1. Аналiз руху прямих шоземних швестицш (акцюнерного кашталу) в Ук-ршт за 2012 рш. - URL: http://infolight.org.ua/content/analiz-ruhu-pryamih-inozemnih-investiciy-akcionernogo-kapitalu-v-ukrayini-za-2012-rik

2. Бережков А. Иностранные банки на Кипре просят вывести их из-под действия ограничительных мер по контролю над капиталами. - URL: http://www.biztass.ru/news/id/65307

3. Губарь Е. Кипрским банкам велели покинуть Украину. - URL: http:// www.banki.ua/news/daytheme/?id=235444

4. Долгарева А. Кипр согласился на «кабальный» кредит ЕС. Украинская экономика потеряет в офшоре 20 млрд долларов. - URL: http:// nbnews.com.ua/tema/81980/

5. Марк Фабер: Люди должны быть готовы потерять от 20 до 30 процентов во всех офшорах. - URL: http://www.odessit.ua/news/world/10887-mark-faber-lyudi-dolzhny-byt-gotovy-poteryat-ot-20-do-30-procentov-vo-vseh-offshorah.html

6. Минфин Кипра снял запрет на банковские переводы, установив ряд ограничений. - URL: http://www.zavtra.com.ua/news/ekonomy/285134/

7. Скандал века: Опубликованы фамилии самых крупных владельцев счетов в офшорах. В списке есть и наши бизнесмены. - URL: http://www. odessit.ua/news/ukr/10976-skandal-veka-opublikovany-familii-samyh-krupnyh-vladelcev-schetov-v-ofshorah-v-spiske-est-i-nashi-biznesmeny. html

8. Соск1н О. Украша ще по стопам Кшру. - URL: http://osp-ua.info/ lastnews/10559.html

9. Суверенный дефолт Кипра может причинить неприятности российским Газпромбанку, ВТБ и Сбербанку. - URL: http://komikz.ru/news/ economy/?id=9688

10. Финансово-экономический кризис в странах Европейского союза. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_долговой_кризис

11. Черныш И. Кипрские банки обязали уйти из Украины. - URL: http:// finance.liga.net/banks/2013/4/2/articles/33390.htm

12. Эксперты оценили украинский капитал на Кипре в десятки миллиардов долларов. - URL: http://ubr.ua/finances/macroeconomics-ukraine/eksperty-ocenili-ukrainskii-kapital-na-kipre-v-desiatki-milliardov-dollarov-215647

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.