Научная статья на тему 'Киотский протокол - регулятивный компонент международной торговой системы'

Киотский протокол - регулятивный компонент международной торговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киотский протокол - регулятивный компонент международной торговой системы»

Киотский протокол -регулятивный компонент международной торговой системы

Д. С. Боклан

(Всероссийская академия внешней торговли)

Проблема защиты окружающей среды имеет планетарный масштаб. От ее решения зависит выживание человечества. Успеха можно достичь лишь в результате активного сотрудничества государств. Национальные части окружающей среды образуют единую глобальную экологическую систему. Защита этой системы должна стать одной из основных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности.

Прерогативой современного социальноэкономического развития мирового сообщества становится создание экологически безопасной системы, которое требует соответствующих финансовых затрат. Мир сегодня экономически богаче и экологически беднее, чем когда бы то ни было.1

В настоящее время, в условиях роста экономической взаимозависимости стран, проявлении в ряде регионов мира «природоресурсного голода», обновленной востребованности в международных инвестициях, взаимопроникновения национальных экономик углубляются и диверсифицируются экономические связи между государствами.2 В устойчивом, долгосрочном обеспечении производства и потребления в своих странах необходимыми ресурсами и состоит для государств один из главных стратегических интересов во внешнеэкономической сфере.3

Уровень развития экономики непосредственно влияет на решение таких проблем, как: накопление промышленных и бытовых отходов; выбросы в атмосферу и водные природные

объекты загрязняющих веществ; деградация почв, в результате разработки месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственной деятельности и другой хозяйственной деятельности человека; вырубка лесов без учета возможности их восстановления; уничтожение видов флоры и фауны и многое другое.

В настоящее время во многих странах накоплен значительный опыт использования различных экономических методов управления качеством окружающей среды. Основные методы экономисты, как правило, объединяют в следующие группы: субсидии на экологически проекты; инструменты системы кредитования; налоговые инструменты на продукцию, на виды деятельности, на источники загрязнения; экологические платежи на выброс (сброс) вредных веществ; ценовые инструменты (экоцено-вое регулирование); выплаты за достижение определенных экологических результатов; продажа экологических прав на выбросы; экологическое страхование.4 Однако без соответствующей правовой базы указанные экономические инструменты не смогут эффективно действовать. Поэтому постоянное расширение и углубление межгосударственного сотрудничества порождает новые более сложные, комбинированные виды международных договоров в этой области. Содержание таких договоров все чаще составляют нормы различных отраслей международного права, регулирующие сразу комплекс отношений. Примером такого международного договора является Киотский Протокол 1997 года к Рамочной конвенции ООН

об изменении климата 1992 года. Этот международно-правовой акт регулирует комплекс

международных экономических и международных экологических отношений. Такая связь не случайна. Экологическая проблема изменения климата, на решение которой направлен Киотский протокол, носит глобальный характер. Экономически эффективное решение этой проблемы и ликвидация вытекающих из нее отрицательных последствий, возможны только в условиях глобализации мировой экономики. Профессор В.М. Шумилов отмечает: «Производство и потребление сырьевых ресурсов стало глобальным, что значительно усиливает давление на ресурсный потенциал планеты, обостряет проблемы ресурсопользования» и охраны окружающей среды (экологии).5 Климат и чистый воздух являются такими ресурсами. Если принять во внимание, что глобализация мировой экономики затрагивает трансграничное движение таких факторов, как товары, финансы, капиталы (инвестиции), рабочая сила, то можно сделать вывод об интернализации рано или поздно всех вопросов, связанных с перечисленными факторами. Сюда следует добавить и глобальные экологические проблемы.6 Эти проблемы - результат деятельности человека, не согласованный с законами развития природы. В первую очередь, к такой деятельности относятся деятельность в промышленной сфере, сфере добычи природных ресурсов и транспорта.

Глобальные проблемы - это общепланетарные проблемы, затрагивающие жизненные интересы человечества и требующие для своего решения усилий всего мирового сооб-щества.7 Они связаны с деградацией и гибелью окружающей природной среды в целом или ее отдельных компонентов. Эти проблемы влекут отрицательные долгосрочные последствия, в том числе и экономические. Их эффективное разрешение возможно только объединенными усилиями мирового сообщества.

Все существующие глобальные проблемы имеют ярко выраженный экономический аспект, связанный с их воздействием на структуру воспроизводства, динамику экономических процессов, поиск эффективных форм и методов управления.8 Одной из таких глобальных проблем является проблема изменения климата на нашей планете.

Проблема глобальных климатических изменений связывается с ожидаемым потеплением, которое вызывается техногенными выбросами парниковых газов, в первую оче-

редь СО2. Молекула СО2 обладает способностью задерживать тепловое излучение земной поверхности, нагретой Солнцем. Парниковые газы выполняют функцию «крыши в теплице». Эта крыша не мешает теплу проникнуть внутрь, но не выпускает его наружу.

По имеющимся данным, с конца 19 века парниковый эффект уже дал потепление на 0,5 градуса. К 2035 году ожидается удвоение содержания СО2 в атмосфере. Соответственно глобальное потепление составит от 1,5 до 4,5 градусов. По данным специалистов Комитета по вопросам изменения климата ООН, вероятность того, что среднегодовая температура на планете поднимется на 3-9 градусов, равна 90%. На национальном уровне 15 стран несут ответственность за 77% выбросов парниковых газов. Среди них на первом месте США (17%), выбросы государств СНГ составляют 13%.9

Предполагается, что накопление СО2 в атмосфере приведет к потеплению, которое будет сопровождаться следующими отрицательными последствиями.

Во-первых, таянием полярных льдов. В

2000 году в Антарктиде от шельфового ледника Роса неожиданно откололся айсберг, получивший название В-15. За все историю научных наблюдений, это самый большой айсберг. Над водой он возвышается на 45 метров (выше 10-ти этажного дома), а под водой его размер достигает 300 метров. Ученые Антарктического научно-исследовательского института считают, что ледник Росса сползает в море со скоростью примерно 1,5 км в год. По научным данным за последние 30 лет ледяной покров Гренландии стал тоньше на 40%. В Мировой океан ежегодно попадает более 50 млн тонн воды, которая образуется в результате таяния гренландских льдов. Чаще чем раньше происходит отрыв айсбергов от ледяных шельфов Антарктиды.10

Во-вторых, подъемом уровня Мирового океана. Ожидается подъем уровня океана от 8 до 29 см ежегодно и до 65 см к 2100 году.11

В-третьих, затоплением территорий. В первую очередь это коснется прибрежных районов, приморских низменностей и островов. Существуют опасения, что могут быть затоплены прибрежные города и страны, к которым, например, относятся Япония, Санкт-Петербург, Ханты-мансийский округ.

В-четвертых, увеличением стихийных бедствий. Потепление воды влияет на океанические течения, в результате чего резко усиливаются порывы ветра. Это служит причиной возникновения проливных дождей, ураганов и наводнений. Увеличивается разброс температур. В Москве лето станет очень жарким, а зима очень холодной.

В-пятых, ростом числа заболеваний. Выбросы вредных веществ в атмосферу пагубно влияют на состояние здоровья человека. По мнению главного санитарного врача России - Г. Онищенко, структура заболеваний человека зависит от состава выбросов. Дыхательные пути более всего страдают от выбросов теплоэнергетики и черной металлургии. Выбросы нефтяной и химической промышленности ведут к росту числа аллергических заболеваний. Во всех индустриальных городах России увеличивается количество болезней органов дыхания у детей. Так, например, в Иркутской области, от воздействия хлора и тетраэтилсвинца отмечается патология центральной нервной системы. В Астраханской области, в результате загрязнения воздуха бензолом увеличилось количество болезней кровообращения, органов дыхания и онкологических заболеваний.

По мнению профессора А. Кислова -заведующего кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, увеличившееся количество осадков, в результате потепления климата, вызовет рост числа вирусных заболеваний и дизентерии, т.к. эта инфекция мутирует из-за высокой влажности. Вещества, выделяемые в атмосферу, вступают в химические реакции друг с другом, образуя высокотоксичные соединения, опасные для жизни человека, животных и растений. Очевидно, что и с экономической очки зрения, выгоднее предотвратить наступление этих негативных последствий, чем ликвидировать уже причиненный вред. Экономический ущерб, причиненный каждой из указанных позиций, по оценкам специалистов, колеблется в районе 300 млрд долларов в год для всех регионов мира.12 По статистическим данным страховой компании Swiss Re, природные катаклизмы в 2006 году обошлись более чем в 225 млрд долларов. Таким образом, нестабильность - характерное свойство нынешнего климата. Академик Обухов дал такую характеристику этому процессу - «растет нервозность климата».

Американская экспертная группа Ceres, в состав которой входят экологи и инвесторы, исследовала 100 крупнейших мировых корпораций. В докладе экспертной группы представлен рейтинг, который соответствует умению той или иной компании наилучшим образом справляться с трудностями и пользоваться возможностями, которые возникают в связи с глобальным потеплением. Верхние строчки в нефтегазовой сфере занимает корпорация British Petroleum, в химической отрасли -DuPont, в металлургическом секторе - Alcan и Alcoa, в автопромышленности - Toyota. Неудачно, по оценке Ceres, с данной проблемой справляются в нефтегазовой сфере -ExxonMobil, в химической - PPG, в металлургической - Newmont, в автопромышленной -Nissan. Этим компаниям, по мнению экспертов, грозят финансовые иски из-за неспособности выдержать конкуренцию в мире, где регулируются выбросы парниковых газов в атмосферу.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года и Киотский протокол к указанной конвенции 1997 года направлены на предотвращение вредных последствий изменения климата в результате антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Их целью является «стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» (статья 2 Конвенции).

Особая ценность Конвенции и Протокола заключается в том, что они защищают интересы всего мирового сообщества в целом и направлены на объединение усилий как можно большего числа государств в борьбе с глобальными климатическими изменениями и защите воздушного бассейна. В преамбуле Конвенции сказано, что Стороны настоящей Конвенции признают, «что глобальный характер изменения климата требует максимально широкого сотрудничества всех стран и их участия в деятельности по эффективному и надлежащему международному реагированию ...». Таким образом, указанные международно-правовые акты способствуют развитию сотрудничества государств в области защиты окружающей природной среды.

Конвенция основана на принципах предосторожности, устойчивого развития, недис-криминации и сотрудничества государств, также предусматривается дифференцированная

ответственность государств за экологический ущерб (статья 3). Основная ответственность за экологический ущерб возлагается на развитые страны. Конвенция, среди стран особо уязвимых глобальным изменением климата, выделяет малые островные страны, страны с низинными прибрежными районами, с засушливыми районами, страны, где леса подвергаются деградации, страны с районами, подверженными стихийным бедствиям, засухе и опустыниванию, районами высокого уровня атмосферного загрязнения в городских районах, страны, имеющие уязвимые экосистемы, в т.ч. экосистемы горных районов, страны, экономика которых зависит от дохода, получаемого за счет производства, переработки и экспорта ископаемых видов топлива, страны, не имеющие выхода к морю, и транзитные страны.

Таким образом, Конвенция предусматривает механизм, регулирующий баланс интересов развитых и развивающихся стран с учетом их разных возможностей, который позволяет бороться с глобальной экологической проблемой изменения климата и защищать воздушный бассейн.

Киотский протокол был принят к Рамочной конвенции в 1997 году. Целью Протокола является сокращение в 2008-2012 годах стра-нами-участницами выбросов парниковых газов на 5% от уровня 1990 года. Страна-участница Протокола вправе продать квоту на выбросы парниковых газов, полученную в результате введения новых технологий либо уменьшения потребления энергоресурсов и в результате сокращения выбросов.

В соответствии с Киотским протоколом, государства обязаны разрабатывать меры повышения эффективности использования энергии, повышения качества поглотителей и накопителей парниковых газов, содействовать рациональным методам ведения лесного хозяйства, облесения и лесовозобновления, внедрению новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий и др.

Защита окружающей среды требует больших расходов. Так, например, в США 1,5% ВВП тратится на экологические программы, в Германии -2,5%, в Японии - 1,8%.

Первый национальный углеродный рынок заработал в Великобритании в 2002 году. Сейчас там работает первая в мире углеродная биржа, учрежденная Cantor Fitzgerald и PricewaterhouseCoopers. На бирже продаются правительственные разрешения на выбросы. В 2002 году цена за тонну выбросов варьировалась от 2,5 до 12,5 фунтов за тонну выбросов.

Великобритания чуть ли не единственная страна на сегодняшний день, которая справляется со своими обязательствами по Киотскому протоколу. Активная работа в данной сфере ведется в ЕС. Согласно директиве Еврокомиссии от 22 июля 2003 года за каждую тонну выбросов предусматривается штраф от 40 до 100 евро.

На долю США приходится 35% всех выбросов углекислого газа в мире. И несмотря на это США отказались присоединится к Киотскому протоколу. США не хотят связывать себя международно-правовыми обязательствами во имя интересов всего мирового сообщества.

Однако в США с конца 2003 года работает Чикагская климатическая биржа. В торгах на этой бирже принимают участие такие крупные компании, как DuPont, Ford, Motorola. Но объем сделок на бирже незначительный, около 2 тонн в эквиваленте углекислого газа ежедневно (данные за декабрь 2003 г.), а цены варьируются в пределах 1 доллара за тонну. Интересен и тот факт, что в сенате США за ратификацию Киотского протокола проголосовало 40 человек, то есть для принятия положительного решения не хватило нескольких голосов.

В экономике России приоритетным является принцип экономической эффективности. Однако Россия уже не может себе позволить такой губительный по отношению к окружающей среде и здоровью населения подход. В качестве примера, подтверждающего бездействие властей и отсутствие необходимой законодательной базы, можно привести ситуацию, сложившуюся в Челябинской области. В

2001 году там без очистки было выброшено в атмосферу 661,773 тысячи тонн загрязняющих веществ. При этом действующим законодательством не предусмотрена ответственность собственников предприятий-загрязнителей за

загрязнение атмосферного воздуха. В регионе сложились условия, практически не пригодные для жизни людей: значительно увеличилась смертность, заболеваемость, инвалидность. Кроме того, Челябинская область расположена на водоразделе бассейнов трех рек - Волги, Урала и Тобола. Эти реки являются основными источниками водоснабжения всех отраслей народного хозяйства и населения Южного Урала. Уже сегодня сильно загрязнены подземные воды городов Челябинска, Магнитогорска и Карабаша. Анализ илов показывает, что содержание в них тяжелых металлов, в том числе ртути, достигает промышленных значений и в тысячи раз превышает предельно допустимые концентрации. Изотопы ртути были обнаружены не только в водах упомянутых рек, но и в водах Северного Ледовитого океана. В случае прорыва воды из Карабашской гидросистемы будут загрязнены не только воды рек Миасс, Тобол, Исеть и Обь, но и воды Северного Ледовитого океана. Таким образом, кроме непоправимой экологической катастрофы внутри страны, огромного ущерба здоровью населения, Россия понесет ответственность за причинение трансграничного ущерба окружающей природной среде.

Сегодня для эффективной реализации Киотского протокола необходимо:

1) создать правовую базу, в соответствии с которой было бы возможно осуществление сделок с парниковыми газами и внедрение экологически чистых технологий,

2) модернизировать существующие и создать новые технологически современные и экологически безопасные производства,

3) определить степень правовой свободы участников таких сделок и степень государственного регулирования в этой области,

4) предусмотреть ответственность за ущерб окружающей природной среде.

Россия ратифицировала Киотский Протокол 22 октября 2004 г., 16 февраля 2005 г. он вступил в силу. Очевидно, что без ратификации Киотского протокола Россией, Протокол был бы не действующим. Россия выбрасывает 17% всего углекислого газа в мире. Однако есть мнение о том, что Россия не должна была ратифицировать Киотский протокол. Критики Киотского протокола рассматривают ситуацию преимущественно с точки зрения затрат, кото-

рые необходимо нести для реализации обязательств по Протоколу. Такой односторонний подход не учитывает решение таких важнейших задач, как защита окружающей природной среды, здравоохранение населения России и всей планеты. С экономической точки зрения, не все так однозначно, как на то указывают критики Киотского протокола. Если посчитать убытки только в области здравоохранения и сельского хозяйства, то мало вероятно, что они будут меньше тех затрат, которые необходимо произвести для того, чтобы запустить действие механизма Киотского протокола. По мнению члена правления РАО ЕС А. Зелинского: «Киотский протокол - это способ получения дополнительного финансирования». Кстати, РАО ЕЭС в ближайшие годы намерено осуществить свыше 30 проектов в рамках использования механизмов Киотского протокола. В настоящее время уже готовы проекты по внедрению парогазовых установок в «Оренбургэнерго» и переводу двух котлов с угля на газ в «Хаба-ровскэнерго». По собственным подсчетам холдинга, его компании обладают потенциалом сокращения выбросов приблизительно в 100150 миллионов тонн СО2. Как сказано в пресс-релизе компании: «Мы полагаем, что в долгосрочной перспективе ратификация Киотского протокола положительно скажется на эффективности работы энергохолдинга. Так, прогнозируемый запас выбросов примерно в 100 млн тонн в год может быть реализован на международном рынке. Кроме того, у электростанций появляется стимул для повышения эффективности работы и, соответственно, увеличения акционерной стоимости. Основными покупателями на этом рынке являются Европа, Канада и Япония. Спрос этих стран по многим прогнозам составит почти 800 млн тонн. По нашим оценкам, совокупное предложение всех остальных стран, за исключением России, не в состоянии обеспечить этот спрос полностью. Максимум 50-60%. В таких условиях Россия будет диктовать объемы этого рынка за счет предложения и цены». По данным агентства «Интерфакс» со ссылкой на источник в правительстве, в настоящий момент стоимость квот на выброс парниковых газов в рамках механизмов Киотского протокола на европейском рынке составляет 7-8 евро за тонну СО2. По прогнозам экспертов, в 2008-2009 годах она вырастет до 16 евро за тонну. По словам заместителя главы Минэкономразвития РФ А. Шаронова,

сказанным на встрече с заинтересованными иностранными организациями по реализации механизмов Киотского протокола 15 июня 2007 года, основными партнерами российских компаний будут организации из стран ЕС, спрос со стороны которых оценивается в 250-350 млн тонн углекислого газа.

Выполнение обязательств, предусмотренных Киотским протоколом, предполагает развитие трех основных направлений:

1) торговлю национальными квотами на выброс парниковых газов, неизрасходованными в 2008-2012 годах;

2) организацию рынка, в рамках которого правами на выбросы торгуют отдельные компании;

3) проекты совместного осуществления (ПСО), предлагающие предприятиям реализацию инвестиционных энергосберегающих проектов, в обмен на которые компания-инвестор получает право на осуществление выбросов.

Все три направления нацелены на сокращение выбросов парниковых газов в присоединившихся к Киотскому протоколу странах на 5% от уровня 1990 года в период 2008-2012 годов.

Что касается первого направления, то торговля национальными квотами на выброс между странами-участницами Киотского протокола, представляет собой международную торговлю, а торговля российскими квотами на выброс представляет собой внешнюю торговлю Российской Федерации в рассматриваемой нами области. Это означает, что правовое регулирование отношений в области торговли квотами на выброс должно осуществляться нормами международного торгового права. Отношения, регулируемые Киотским протоколом, являются частью международной торговой системы. Если мы воспользуемся классификацией компонентов международной торговой системы, которую приводит проф. В.М. Шумилов, то сможем это с очевидностью продемонстрировать.13 В объектно-пространственную сферу международной торговой системы (далее МТС) входят отношения по трансграничному перемещению прав. Киотский протокол предусматривает торговлю правами на выброс парниковых газов. В составе институционально-субъектного компонента МТС в качестве действующих лиц, в том чис-

ле выступают государства и юридические лица. Участниками отношений, регулируемых Киотским протоколом, являются государства-участники Протокола и предприятия (юридические лица), выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферу. Под регулятивным компонентом МТС понимаются, в том числе, международно-правовые нормы и внутреннее право государств. Рамочная Конвенция ООН «Об изменении климата» и Киотский Протокол являются международными договорами, а для их реализации требуется принятие соответствующих норм в национальном законодательстве государств-участников этих актов. Функциональный компонент МТС составляют методы регулирования международных торговых отношений, как многосторонние, так и двусторонние и национальные. В нашем случае Конвенция и Протокол - это методы многостороннего регулирования. Для их реализации страны-участницы будут заключать двусторонние соглашения о торговле квотами на выброс и о реализации проектов совместного осуществления. А на национальном уровне необходимо внедрение целого механизма реализации указанных международно-правовых актов. И последним компонентом МТС является идеологический компонент. Это внешнеполитические и внешнеэкономические доктрины и концепции, международное правосознание. В реализации Киотского протокола имеется политический подтекст. Так, например, по мнению президента компании экспертного консультирования «НИАКОН» М. Хазина, Киотский протокол «не имеет отношения ни к выбросам, ни к парниковым газам, ни к чему-либо еще. Это механизм, с помощью которого объединенная Европа сигнализирует миру «свой-чужой». Надо четко понимать, что Киотский протокол - один из тех механизмов, которыми Европа объясняет всем, и нам в том числе, что такое «хорошо» и что такое «плохо» ...».14

Второе направление реализации Киотского Протокола - это организация рынка, в рамках которого правами на выбросы торгуют отдельные компании.

Один из постулатов теории международной торговли состоит в том, что все страны, участвующие во внешнеторговых отношениях, получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния, причем распределение выигрыша определяется как тем, на каком

уровне устанавливаются цены на товары, которыми страны торгуют между собой, так и объемами торговли.15

Сегодня остро встает вопрос о допустимых пределах «вторжения» международного экологического права в сферу национально-го.16 То же можно утверждать и в отношении международного экономического права.

Международное экономическое право задает рамки внутригосударственному правовому режиму в сфере международных экономических отношений.17

Специфической чертой правоотношений в области экономического сотрудничества и защиты окружающей среды является очень тесное взаимодействие с национальными правовыми системами. Поскольку эффективность действия международно-правовых норм в этих областях напрямую зависит от трансформации, и, соответственно, действия таких норм в национальной правовой системе, нормы которой регулируют отношения между юридическими лицами - компаниями, которые будут торговать правами на выбросы.

Международное торговое право является одной из наиболее развитых отраслей международного экономического права. Поэтому для эффективной реализации глобальных экологических задач, поставленных Киотским протоколом и задач получения Россией экономической выгоды от выполнения условий этого международно-правового акта необходимо активно использовать все инструменты международного торгового права.

Международная торговая система тесно связана с международной инвестиционной системой. Это имеет прямое отношение к третьему направлению реализации Киотского протокола - проектам совместного осуществления (ПСО). Смысл ПСО в том, чтобы предложить предприятиям реализовать инвестиционные энергосберегающие проекты, в обмен на которые компания-инвестор получит право на выбросы.

Главное различие между международной торговлей и трансграничным движением капитала (инвестиций) состоит в том, что, в первом случае, происходит международное движение конечных продуктов (в нашем случае, это квоты на выбросы - Д.Б.), а во втором - движение отдельных факторов, с помо-

щью которых эти конечные продукты могут быть произведены. Трансграничное движение инвестиций является предметом более жесткого государственного регулирования, чем международная торговля.18

Одним из принципов международного экономического права и международного инвестиционного, как его подотрасли, является принцип суверенитета государства над природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип государственного суверенитета закреплен в таких международных документах, как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 года, Декларация об окружающей среде 1972 года, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и ряде других. В соответствии с Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 года «каждое государство имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию». Каждое государство имеет право «регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами». Оба эти положения Хартии непосредственно связаны с возможностью реализации проектов совместного осуществления, предусмотренной Киотским протоколом. Как указывалось ранее, чистый воздух - это ценный природный ресурс. Киотский протокол предоставляет возможность государствам использовать этот ресурс для улучшения как экономической, так и экологической ситуации. По мнению руководителя Росгидромета А. Бердицкого, будучи участницей Киотского протокола, Россия получит возможность притока инвестиций и новых технологий. Уже сегодня Россия получила более 40 предложений от стран - участниц Киотского протокола по снижению энергоемкости и сокращению выбросов. Эти инвестиции касаются жилищно-комунального хозяйства, энергетики и лесной промышленности и оцениваются в сумме около 2,5 миллиардов

долларов. По словам А. Шаронова, в настоящее время ведутся переговоры по заключению правительственных соглашений, которые ускорят принятие и реализацию ПСО с такими странами, как Франция, Германия, Дания, Швеция, Италия и другими странами ЕС.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» решение о ратификации было принято после тщательного анализа всех факторов, в том числе с учетом значения Протокола для развития международного сотрудничества, а также с учетом того, что Протокол вступит в силу только при условии участия в нем Российской Федерации.

Основными субъектами отношений по поводу реализации инвестиций вообще и проектов совместного осуществления, предусмотренных Киотским протоколом, в частности, являются субъекты внутригосударственного права. Поэтому для эффективного регулирования таких отношений важно, чтобы национальное законодательство давало такую возможность. Применительно к Киотскому протоколу в российском законодательстве уже есть определенные изменения. За период после ратификации Киотского протокола были подготовлены и направлены в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата: Четвертое Национальное сообщение, Национальный доклад о кадастре выбросов парниковых газов и инвентаризация выбросов в стандартном формате отчетности за 1990-2004 годы, Доклад об очевидном прогрессе в выполнении обязательств по Киотскому протоколу и Национальный доклад об установленном количестве выбросов. 29 мая 2007 года Премьер-министр РФ подписал Постановление правительства РФ № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата». Указанное постановление определяет национальный порядок реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола. Теперь, руководствуясь нормами Постановления № 322, российские юридические лица могут в рамках ПСО передавать иностранным юридическим лицам единицы сокращения эмиссии, образо-

вавшиеся в результате совместной реализации ПСО, направленных на повышение энергоэффективности и сокращение выбросов углекислого газа. «Постановление, наконец, внесло хоть какую-то конкретику в продвижении этого вопроса в стране. Хотя это капля в море от того количества нормативных документов, которые необходимы», - прокомментировал зампредседателя комитета по металлургии ТПП РФ И. Лысенко во время заседания оргкомитета Международной промышленной выставки «Металл-Экспо». До наступления периода действия обязательств по Киотскому протоколу остается менее года. Поэтому для эффективной и с экономической, и с экологической точек зрения, реализации Киотского протокола, необходимо дальнейшие внедрение соответствующих методов и инструментов реализации этого международно-правового акта, ликвидация экологической безграмотности и совершенствование российского законодательства. Требуется законодательное закрепление ряда терминов, например, необходимо отнести парниковые газы к разряду «вредных», внесение изменений в закон об инвестиционной деятельности, для того чтобы реализовать возможность осуществления ПСО и целый ряд других изменений и дополнений. Имплементация уже существующих в международном торговом и международном инвестиционном праве принципов, методов и инструментов, а также разработка новых является необходимым условием для того, чтобы цели Киотского протокола были достигнуты.

Примечания:

1 Фомишин С.В. Международные экономические отношения. - Ростов н/Д.: 2006. С. 563.

2 Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право. - М.: 2005. С. 737.

3 В.М. Шумилов. Международное экономическое право в эпоху глобализации. - М.: 2003. С.12, 13.

4 См. подробнее Фомишин С.В. Указ. соч., сс. 565-566.

5 Шумилов В.М. Указ. соч., с. 12.

6 Там же. С. 33.

7 Фомишин С.В. Указ. соч., с. 539.

8 Там же. С. 543.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.