Научная статья на тему 'Кинжалы из воинских захоронений эльхотовского могильника кобанской культуры'

Кинжалы из воинских захоронений эльхотовского могильника кобанской культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
488
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ / КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА КАВКАЗА / ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чшиев Владимир Таймуразович

В статье рассматриваются кинжальные клинки из погребений 9 8 вв. до н.э. Эльхотовского могильника кобанской культуры. Анализ данной категории вооружения свидетельствует о бытовании здесь нескольких типов клинкового оружия, что свидетельствует, в том числе, о широких межплеменных связях населения оставившего этот могильник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинжалы из воинских захоронений эльхотовского могильника кобанской культуры»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

УДК 902(531)

Чшиев Владимир Таймуразович

старший научный сотрудник ИИА РСО - А

г. Владикавказ, РФ E-mail: [email protected]

КИНЖАЛЫ ИЗ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ ЭЛЬХОТОВСКОГО МОГИЛЬНИКА

КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются кинжальные клинки из погребений 9 - 8 вв. до н.э. Эльхотовского могильника кобанской культуры. Анализ данной категории вооружения свидетельствует о бытовании здесь нескольких типов клинкового оружия, что свидетельствует, в том числе, о широких межплеменных связях населения оставившего этот могильник.

Ключевые слова

Клинковое оружие, кобанская культура Кавказа, древняя история Северного Кавказа.

Эльхотовский могильник кобанской культуры расположен в предгорьях Республики Северная Осетия - Алания, на правом возвышенном берегу р. Терек. Раскопки на памятнике производились с 1996 по 2005 г.

[1; 2; 3].

Несмотря на относительно небольшое количество мужских, воинских погребений Эльхотовского могильника - 15, от общего числа в 59 захоронений, тем не менее, материалы памятника представлены достаточно большим количеством предметов вооружения, свидетельствующих о высокой степени военизированности населения, оставившего некрополь. В частности, в каждом из точно установленных мужских погребений (часть захоронений разрушена и ограблена) находились те или иные предметы вооружения (копья, кинжалы, топоры, стрелы). Из 15 мужских захоронений могильника в 5-ти находились клинки кинжалов, по одному в каждом из этих погребений. Это бронзовый цельнолитой кинжал из погребения № 41, бронзовые клинки из погребений 73, 45 и 91, и, железный клинок из погребения 52.

Клинок кинжала из погребения 41 - обоюдоострый, вытянуто-подтреугольной формы, срединное ребро треугольной формы, в сечении клинок кинжала представляет собой вытянутый ромб (рис. 1, 1). Рукоять отлита вместе с клинком. В плане представляет собой пластину с плавным сужением в центре. В сечении - вытянутый прямоугольник. Нижняя часть рукояти (в месте перехода ее в клинок) - прямая, широкое перекрестье, с небольшими плечиками, выступающими за режущую кромку клинка, плавно сужаясь, переходит в ручку и, далее расширяясь, образует навершие. Прямая верхняя часть последнего имеет небольшой выступ в центре, прямоугольной формы. В месте перехода навершия в ручку имеется и отверстие диаметром 4 мм. Режущая часть лезвие клинка кинжала тонко откована и заточена.

Аналогии данному кинжалу в памятниках кобанской культуры нам не известны. На наш взгляд, по внешним очертаниям эльхотовский цельнолитой кинжал напоминает кинжалы так называемого «переднеазиатского» типа, с составной рукоятью и заполнением или накладками и вставками из дерева, известные на западе РСО - Алания - Дигории, Южной Осетии - в Тлийском и Стырфазском могильниках и в Закавказье - сел. Кедабек и т.д. Также, в Закавказье, цельнолитой кинжал с рукоятью близких очертаний, но с закраинами для накладок известен из сел. Гари (в Раче) [4. С. 106, рис. 89, 13-14; 5. С. 275, рис. 26, 1; 6. табл. XXIX, 7; 7. С. 67, рис. 25, 3, 6)]. Как отмечалось, прямые аналогии кинжалу в материалах кобанской культуры нам не известны, однако по некоторым характерным деталям можно проследить его прототипы и близкие ему параллели. Такими важными деталями являются форма перекрестья, плавно «охватывающего» клинок с небольшим выступом и переходящего в ручку, где последняя постепенно расширяясь, переходит в навершие с прямой верхней частью, снабженной небольшим выступом по центру (вероятно - литник). Кинжалы, имеющие в плане подобную форму рукояти (с сужением в середине, сочетающиеся с клинком

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х вытянуто-подтреугольного типа) известны в материалах Верхнекобанского и Тлийского могильников [8. табл. IX, 2; 4. с. 106, рис. 89, 12]. Так в погребении № 176 Тлийского могильника был найден бронзовый кинжал с рукоятью снабженной костяными накладками. Форма рукояти этого кинжала, в плане, аналогична форме эльхотовского. Клинок кинжала из погребения № 41 имеет слабовыраженное подтреугольное сечение, и по этому признаку также находит аналогии в относительно ранних материалах Тлийского могильника (тип 3 по классификации Б.В.Техова) [4. С. 96, с. 90, рис. 83, 19-21]. На наш взгляд, форма рукояти кинжала из погребения 41, также, весьма близка очертаниям рукоятей некоторых кинжалов, так называемого, «переднеазиатского типа». Эта близость, обусловлена также тем, что как «переднеазиатские» так и эльхотовский кинжал предполагают наличие накладок на уплощенную бронзовую рукоять. Бронзовый кинжал «переднеазиатского» типа из Кумбулта, по мнению Т.Н. Нераденко сделан на Кавказе под влиянием переднеазиатских или закавказских прототипов, и вследствие этого, отличается от последних рядом признаков [9. С. 59-61, табл. 1, 4]. Этот кинжал по форме (в плане) весьма близок нашему из погребения 41. Также, связывает их и наличие отверстий на рукояти - семь на кумбултинском, и одно на эльхотовском экземпляре. Возможно, кинжал из Эльхотово, представляет собой синкретичную форму, соединяющую в себе производную от кинжалов «переднеазиатского типа» (к примеру, кинжалы из Фаскау и Кумбулта) и перекрестие типичное для кобанских клинков [8. табл. XCVII, 4]. Представляется, что здесь прослеживается определенный канон, заключающийся в разнообразных сочетаниях рукояти переднеазиатского типа и перекрестья кобанских форм. Синкретизм форм, восходящих, вероятно, к каким-то более ранним прототипам, который проявляется как в материалах северного склона Главного Кавказского хребта, так и южного, с преобладанием пока что южных закавказских находок [6. с. 44, табл. IX-XXIX]. В вопросе о поиске исходной формы для этой синкретической категории предметов, вероятно близким к истине является мнение С.Л.Дударева, полагающего, что прототипами северокавказских кинжалов с однокольчатым орнаментом на рукояти следует считать переднеазиатские образцы [10. C. 105]. В таком случае кинжал из погребения № 41 может быть одной из линий развития той типологии кинжалов, более ранними звеньями которой являются кинжалы из Кумбулты и Гари [6. табл. XXIX, 7]. Во всяком случае, относительно других материалов Эльхотовских комплексов, данный кинжал относится к ранней категории и, может быть отнесен ко времени середины - конца 9 в. до н.э.

Из погребения 73 происходит бронзовый клинок кинжала вытянуто-треугольной формы, с резко выделенным подпрямоугольным в сечении срединным ребром (рис. 1, 2). В области перекрестья имеется прямоугольный заостренный выступ для насаживания на рукоять. В верхней части клинка пробито два отверстия для шпеньков, посредством которых, вероятно, к клинку прикреплялась деревянная, несохранившаяся рукоять.

Прямой аналогии нашему кинжалу в памятниках кобанской культуры нам не известно, однако в материалах Тлийского могильника есть экземпляры сходные с ним. Это некоторые варианты бронзовых кинжалов, отнесенных Б.В. Теховым к третьему типу тлийских кинжалов [4. C. 90, с. 96, рис. 83, 21]. Необходимо отметить, однако, что срединное ребро тлийских кинжалов третьего типа - треугольное, а нашего - прямоугольное.

В погребении № 45 находился клинок кинжала с сужением в средней части, насадом подтреугольной формы и двумя отверстиями в последнем (рис. 1, 3). В отверстиях сохранились бронзовые круглые в сечении шпеньки для закрепления несохранившейся, вероятно деревянной, рукояти. Срединное ребро на клинке слабовыраженное, по форме - полуовал. Кинжал, имеет следы выраженной амортизации, неоднократно проковывался и подтачивался. Возможно, форма ребра на эльхотовском кинжале изначально была сделана в классической для кобанских клинков этого типа подпрямоугольной форме, однако в результате применения и дополнительных проковок оказалась «смазанной». Кинжал близок морфологически клинкам второго варианта первого типа по классификации В.И. Козенковой. В частности, это клинок из погребения в каменном ящике 1 Инжиччукунского могильника, датируемый рубежом 2-1 тыс. до н.э. Подобные клинки характерны для кобанской культуры с раннего периода и, «доживают» до 8 в. до н.э. [11. С. 50, табл. VIII, 4].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

Кинжалы с сужением в средней части широко представлены, также, в Тлийском и Стырфазском могильниках, где они датируются временем от рубежа 2-1 тыс. до н.э. - до начала 1 тыс. до н.э. [4. C. 98, рис. 84;5. C. 263, рис. 12). В целом, данный кинжал является одним из наиболее ранних артефактов в материалах Эльхотовского могильника, и может быть продатирован в рамках середины 9 - середины 8 в. до н.э.

В погребении 91 находился бронзовый клинок вытянуто-треугольной формы и насадом подтреугольных очертаний (рис. 1, 4). В насаде клинка (перекрестье) сохранился бронзовый шпенек для закрепления рукояти. Судя по слабозаметному отличию цвета окислов на насаде клинка, деревянное перекрестье охватывало края насада в виде дуги. Срединное ребро клинка кинжала треугольной формы. Клинок прокован и остро заточен. Клинок относится к первому варианту первого типа по классификации В.И. Козенковой. В памятниках восточного варианта на эфесе кинжалов данного типа присутствуют от пяти до двух отверстий для скрепления с рукоятью. При этом, как отмечает В.И. Козенкова: «Типологически наиболее поздними ... были клинки с двумя отверстиями» [12. C. 62, 85, рис. 8, 4]. Ближе всего к нашему - некоторые кинжалы из Верхнекобанского могильника, и кинжалы из Пседаха (раскопки В.И.Козенковой). Датируются кинжалы этого типа (первый вариант первого типа) В.И. Козенковой в рамках 10-8 вв. до н.э. [13. C. 19, 155, табл. XIV, 3].

Единственный найденный в Эльхотовском могильнике железный клинок кинжала находился в погребении 52 (рис. 1, 5). Клинок вытянуто-подтреугольной формы, перекрестье/насад заоваленное, сечения клинка - вытянуто - линзовидное. В месте насада имеются четыре отверстия, в которых сохранились бронзовые, подпрямоугольной формы в сечении шпеньки, для закрепления рукояти. Погребение № 52, где был найден клинок, потревожено и ограблено в древности, вследствие этого кончик клинка утрачен. Но не вызывает сомнений, что он был треугольной формы. Железо, из которого сделан клинок достаточно высокого качества. Полная аналогия нашему клинку в материалах кобанской культуры нам не известна. В то же время, по форме клинка, его сечению и способу крепления рукояти эльхотовский экземпляр обнаруживает близость с железными кинжалами из могильника «Лермоновская скала (у реки)» -погребение № 2 1989 года и поселения Клин - яр [14. C. 236, 243, рис. 9, 1; сс. 266, 268, рис. 2, 1]. В последнем случае, на кинжале из поселения Клин-Яр, совпадает с эльхотовским и количество отверстий и шпеньков для насада - 4. Железные кинжалы разных форм, снабженные отверстиями в насаде и бронзовыми шпеньками известны в материалах скифского времени Тлийского могильника, однако они резко отличаются от нашего по форме, в первую очередь, насада/перекрестья. [15. С. 334, табл. 53, 5, с. 344, табл. 63, 3, с. 364, табл. 82, 2].

На наш взгляд, кобанские мастера, изготовившие эльхотовский кинжальный клинок, ориентировались на классические бронзовые кинжалы с треугольным клинком и подтреугольным или овальным насадом. То есть, морфологически кинжал подражает еще бронзовым кобанским экземплярам. Об этом свидетельствует форма насада/перекрестья и традиционные бронзовые шпеньки для насада деревянной рукояти. Позднее, как известно, северокавказские кинжалы из железа отковывались целиком. На примере рассматриваемого кинжала можно наблюдать, как новый эффективный металл входил в обиход эльхотовских «кобанцев». Здесь видно, что приемы работы с ним и формы оружия пока соблюдают многовековую традицию. Мастер пробил в железе отверстия для бронзовых шпеньков крепления, а не отковал рукоять вместе с клинком, как это стало практиковаться позднее, в 7-6 вв. до н.э. В целом, по материалам комплекса, где был найден данный кинжал, он датируется второй половиной 8 в. до н.э.

Учитывая количество непотревоженных мужских погребений могильника (всего - 7), т. е. почти половина всех мужских захоронений памятника, можно предполагать, что данный вид оружия был весьма типичен для комплекта вооружения населения оставившего могильник.

Заслуживает внимания и то, что все рассмотренные клинки, хотя и происходят из одного памятника, относятся к разным типам. И, если отличие железного клинка из погребения 52 можно связать с его относительной поздней датой, то хождение в военной среде «эльхотовских кобанцев» весьма разнообразных типов клинкового вооружения свидетельствует, вероятно, о широком векторе культурных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х связей населения, оставившего этот памятник.

Иллюстрации

Рисунок - 1

Список использованной литературы

1. Чшиев В. Т. Эльхотовский могильник кобанской культуры - новый памятник истории Северной Осетии эпохи поздней бронзы // МИАР / Отв. ред. М.П.Абрамова, В.И. Марковин. - М.: ИА РАН, 2001. Вып № 3.-С. 45-51.

2. Чшиев В.[Х].Т. Набор вооружения из погребения 41 Эльхотовского могильника кобанской культуры // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа / Отв. ред. Е.И.Нарожный. - Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2004. Вып. № 4.- С. 273-286.

3. Чшиев В.[Х.]Т. 2007. Памятники кобанской культуры Северной Осетии // Археология Северной Осетии / Отв. ред. А.А.Туаллагов. Владикавказ: Издательство СОИГСИ им. В.И.Абаева, 2007. Т. 1. - С. 178-293.

4. Техов Б. В. Центральный Кавказ в ХУ1-Х вв. до н.э. - М.: Наука, 1977. - 238 с.

5. Техов Б.В. Археология южной части Осетии. - Владикавказ: Ир, 2006. - 639 с.

6. Куфтин Б.А. Археологическая маршрутная экспедиция 1945 г. в Юго-Осетию и Имеретию. - Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1949. - 230 с.

7. Крупнов Е.И. О древних связях Юга СССР и Кавказа со странами Ближнего Востока // ВИМК. - М. - Л., 1958. - № 1. - С. - 72 - 82.

8. Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кавказа. - М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1900. Вып. VIII. - 420 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

9. Нераденко Т.Н. К вопросу хронологии южных заимствований в памятниках эпохи поздней бронзы Северного Кавказа (на примере бронзового оружия) // Этнокультурные проблемы эпохи бронзы Северного Кавказа / Отв. ред. Т.Б.Тургиев. - Орджоникидзе: РИО СОГУ, 1986. - С. 57-63.

10. Дударев С.Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху (IX - первая половина VII в. до н.э.) - Армавир: ЦАИ АГПИ, 1999. - 401 с.

11. Козенкова В.И. Оружие, воинское и конское снаряжение племен кобанской культуры. Систематизация и хронология. Западный вариант // САИ Вып. В 2-5 / Отв. ред. В.Г.Петренко.- М.: ИА РАН, 1995. - 166 с.

12. Козенкова В.И. У истоков горского менталитета. Могильник эпохи поздней бронзы - раннего железа у аула Сержень-Юрт, Чечня // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа / Гл. редактор А.Б.Белинский. - М.: Памятники исторической мысли, 2002. - Вып. III. - 232 с.

13. Козенкова В.И. Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры. Восточный вариант // САИ / Отв. ред. Н.Л.Членова. - М.: Наука, 1982. Вып. В 2-5. - 175 с.

14. Сборник научных трудов Сергея Леонидовича Дударева: статьи, материалы, рецензии. К 60-летию со дня рождения. - М.: Илекса, 2011. - 558 с.

15. Техов Б. В. Тайны древних погребений: Археология, История, Этнография. - Владикавказ: ПРОЕКТ -ПРЕСС, 2002. - 512.

© Чшиев В.Т., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.