Научная статья на тему 'Киноискусство как объект арт-журналистики в социокультурной парадигме'

Киноискусство как объект арт-журналистики в социокультурной парадигме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1568
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / КИНОИСКУССТВО / ЖУРНАЛ / МЕДИА / АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / CINEMA / FILM ART / MAGAZINE / MEDIA / ART-JOURNALISM / SOCIOCULTURE / ART

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казанская Татьяна Дмитриевна

Статья посвящена киноискусству. В данной статье рассмотрено киноискусство как объект арт-журналистики в социакультурной парадигме. Кинематограф относительно новый вид искусства, поэтому в статье обобщен новый материал по исследуемой теме. В статье речь идет также o медиарынке. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, ведь искусство играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Film art as object of art journalism in the social-cultural paradigm

The article is devoted to cinema art. In this article, cinema art as an object of art journalism in the socio-cultural paradigm is considered. Cinematography is a relatively new kind of art, so the article summarizes the new material on the topic under study. The article also deals with the media market. The article is devoted to the actual problem today, because art plays a huge role in the life of human society, creating, accumulating and broadcasting spiritual experience and aesthetic values from generation to generation, from person to person, from culture to culture.

Текст научной работы на тему «Киноискусство как объект арт-журналистики в социокультурной парадигме»

Киноискусство как объект арт-журналистики в социокультурной парадигме Film art as object of art journalism in the social-cultural paradigm

Казанская Татьяна Дмитриевна

Студент 2 курса Факультет журналист Московский Финансово-Юридический Университет

Россия, Москва e-mail: pinktati@mail.ru

Kazanskaya Tatiana Dmitrievna

Student 2 term Faculty of Journalism Moscow University of Finance and Law Russia, Moscow e-mail: pinktati@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена киноискусству. В данной статье рассмотрено киноискусство как объект арт-журналистики в социакультурной парадигме. Кинематограф относительно новый вид искусства, поэтому в статье обобщен новый материал по исследуемой теме. В статье речь идет также o медиарынке. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, ведь искусство играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре.

Annotation.

The article is devoted to cinema art. In this article, cinema art as an object of art journalism in the socio-cultural paradigm is considered. Cinematography is a relatively new kind of art, so the article summarizes the new material on the topic under study. The article also deals with the media market. The article is devoted to the actual problem today, because art plays a huge role in the life of human society, creating, accumulating and broadcasting spiritual experience and aesthetic values from generation to generation, from person to person, from culture to culture.

Ключевые слова: Кино, киноискусство, журнал, медиа, арт-журналистика, социокультура, искусство.

Key words: Cinema, film art, magazine, media, art-journalism, socioculture, art.

Для начала дадим определение - что есть киноискусство и арт-журналистика. Киноискусство - это один из видов художественного творчества, которое является синтезом музыки, театра, литературы и изобразительного искусства. Арт-журналистика - область отраслевой журналистики, рассматривающей проблемы культуры и искусства в широком контексте и предназначенной для формирования общественного мнения и удовлетворения широких информационных потребностей в сфере искусства и культуры массовой аудитории. А так же, арт-журналистика - новые горизонты студенческого творчества.

Кинематограф относительно других видов искусства является новым видом. Действительно, его история по сравнению с тысячелетней летописью музыки, живописи, театра весьма коротка. Однако это не мешает кино оставаться вот уже на протяжении нескольких десятилетий самым массовым видом искусства. Великий английский режиссёр Альфред Хичкок сказал однажды: «Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки». И в самом деле, кино - молодое, но сразу ставшее влиятельным искусство XX века, представляющее собой некий синтез литературы, изобразительного искусства, музыки и театра. Наряду с литературой, это одно из самых популярных и массовых искусств минувшего столетия. Причина тому - более понятный язык кино по сравнению с живописью, музыкой и огромные возможности для наиболее полного отражения многообразной жизни.

Появление кино, конечно же, обусловлено достижениями науки и техники в разных областях: прежде всего, области оптики, химии, электро- и фототехники, физиологии зрения (открытие способности сетчатки глаза десятую долю секунды сохранять впечатление). Естественно, рождение кино нельзя объяснять исключительно техническими

и научными достижениями. Его появление и развитие стимулировали, прежде всего, социальные особенности новейшего времени: потребность художественно осмыслить динамику жизни, расширение и углубление взаимосвязи самых разных процессов, потребность в раскрытии духовной жизни человека, потока его сознания и череды действий. Таким образом, кино - это новый вид звукозрительного искусства.

Стоит отметить, что фильмы отличаются друг от друга и формой, и выразительными средствами, и композицией. Очень различные, скажем, художественная, или игровая картина с героями, являющимися плодом вымысла автора, и полностью документальный рассказ о нефтяниках; еще больше отличается мультипликационный фильм от фильмов, например, показывающих использование комбайнов в сельском хозяйстве. Кино называют синтетическим искусством, что подразумевает соединение в фильме элементов литературы и многих других искусств - театра, музыки, живописи, архитектуры, балета и т. д. Однако речь ни в коем случае не идет о чисто механическом совмещении разнородных художественных средств. Появление кино породило и новые жанры. Вначале они размещались в неспециализированных массовых печатных изданиях, а вскоре появились профессиональные журналы, посвящённые исключительно этому виду искусства.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что тема кино не могла не освещаться в средствах массовой информации. Данный вопрос довольно широко раскрывается в специальной литературе, которая, как правило, рассчитана либо на людей, имеющих базовый уровень знаний по данному вопросу, либо собирающихся связать в дальнейшем свою деятельность непосредственно с киноискусством. Журнальная периодика позволяет профессионалам доносить до массового читателя смыслы, через которые он сможет изменить своё мировоззрение и перейти в класс киноэкспертов.

Но кинематограф сегодня - это и еще индустрия, экономическая отрасль, позволяющая получать огромную прибыль развитым государствам. Большой денежный поток крутится в этом деле. Сталкиваясь с законами рынка, данная система теряет свою актуальность: освещение тем кино в современной журнальной периодике превращается в красочную рекламу новинок сезона с обязательным упоминанием бюджета картины и её потенциала победы на престижных конкурсах кинонаград. Другими словами, кино давно перешло из категории собственно искусства в разряд развлечений; тексты же рецензий большинства массовых журналов лишь усиливают это впечатление.

Современный журнальный медиарынок пропагандирует законы глянцевой промышленности, в том числе и в кинематографической сфере. Главным признаком подобной продукции является концентрированная направленность на потребительские установки аудитории. Традиционная для советского времени критическая методология, анализ, опирающийся на конкретные аргументы, критическая интрига и индивидуальный стиль все чаще уступают место тому, чем силен пиар, призванный представить фильм или имя популярным товаром и продвинуть его к потребителю. Напор, похожая на слоган и порой бессмысленная фраза, впечатывающаяся в мозг, - все эти приемы переходят в критику цензенты стремятся познакомить читателя с новинками, не анализируя их содержания и смысловых подтекстов: отзывы часто носят лишь примитивный рекламный характер. Специализированные кинематографические издания, в свою очередь, объединяют аналитикой не только интересующихся кино людей, но и в целом всех ценителей искусства. Значительную нишу кинорынка занимают рецензии на кинофильмы в периодической печати.

Периодика делится на универсальную и специализированную. Первая даёт читателям некую усредненную модель изданий. Негласный же мотив возникновения подобных публикаций всегда один - потребление ради потребления. Большинство статей этой категории текстов направлены на установку непрерывного использования человеком всевозможных благ, так называемый рыночный интерес, который скрывается за глянцем журналов. Пресса зачастую играет на подобных потребностях человека. Большинство универсальных «глянцевых» изданий представляют подобный материал, но с упором на интерес аудитории к атрибутам комфортной жизни, моду на которую они сами и устанавливают. В редакционную политику подобных журналов не вписываются принципы

духовных ориентиров и нравственных идеалов человека, и вся эстетика здесь сводится к красивой рекламе очередного предмета потребления.

На сегодняшний день все издания (в том числе и их интернет-версии), посвященные киноведческим проблемам, кино и кинопроцессу условно можно разделить на две группы: профессиональные, узкоспециализированные издания и непрофессиональные, развлекательные издания. К первой группе изданий можно отнести такие издания, как журнал «Киноведческие записки» (www.kinozapiski.ru), «Сеанс» (www.seance.ru), «Искусство кино» (www^noaitru), «Вестник ВГИК» (www.vgik.info/science/bulletin), «Новый мир»: постоянная рубрика «Кинообозрение» (http://www.nm1925.ru); сайты arthouse.ru, cinematheque.ru, и др.; ко второй - журналы «Афиша», сайты Film.ru, Kinopoisk.ru, Kinoexpert.ru, kinomania.ru, media -news.ru и т.д. и т.п.

Искусствоведческие журналы стоят на стыке двух сфер деятельности: искусствоведения и журналистики. «Российский гуманитарный энциклопедический словарь» под искусствоведческими журналами понимает специализированные периодические издания, посвященные вопросам истории развития искусства, его современному положению, ставящие своей целью распространение знаний об искусстве и содействие формированию эстетических представлений в обществе. Главной площадкой нашего искусствоведческого анализа можно назвать два издания: журнал «Сеанс» - черно-белый журнал о кино, основанный в 1989 году на киностудии «Ленфильм» и журнал «Искусство кино» , который издается с января 1931 года и сегодня это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. Эти образцы специализированной журнальной периодики имеют различия уже в самой фабуле редакционной политики.

Список используемой литературы:

1. Алакшин А.А. Особенности редакционной политики в журналах о кино [Текст] / А.А.Алакшин; // Знак: проблемное поле медиаобразования. - ООО «Центр интеллектуальных услуг «Энциклопедия», 2014.

2. Разлогов, К. Э. Мировое кино: история искусства экрана [Текст] / К. Э. Разлогов; Рос. ин-т культурологии. - М. : Эксмо, 2011.

3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.: ВЛАДОС; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 1. 688 с

4. Шахназарова В. Современный кинопроцесс в зеркале российской кинокритики // Ярославский педагогический вестник.— Ярославль: ЯГПУ - №3 (48) . - 2006 - С.43-47

5. Аксенова, А.С. Трансформация отечественного института кинокритики в современном медийном пространстве // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013. - № 7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mic.org.ru/7-nomer-2013/248-transformatsiya-otechestvennogo-institutakinokritiki-v-sovremennom-medijnom-prostranstve

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.