Научная статья на тему 'КИНОХРОНИКА ОБЬ-ИРТЫШСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В. Н. ЧЕРНЕЦОВА 1948 ГОДА: 70 ЛЕТ СПУСТЯ'

КИНОХРОНИКА ОБЬ-ИРТЫШСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В. Н. ЧЕРНЕЦОВА 1948 ГОДА: 70 ЛЕТ СПУСТЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / КИНОСЪЕМКИ / КИНОАРХИВ В.Н. ЧЕРНЕЦОВА / АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барсуков Евгений Владимирович

Статья посвящена научному наследию В.Н. Чернецова, выдающегося исследователя истории и культуры народов Сибири. Научный архив Валерия Николаевича хранится в Музее археологии и этнографии Сибири Томского университета. В его состав входят разнотипные документы, включая киноматериалы, которые были сняты в 1948 г. во время Обь-Иртышской экспедиции. Киносъемки производились В.Н. Чернецовым и его супругой В.И. Мошинской. На кинолентах запечатлены уникальные кадры, характеризующие археологические и этнографические исследования отчетного года, а также особенности жизнедеятельности и духовную культуру коренного населения Западной Сибири (хантов и манси). В статье анализируется история и обстоятельства формирования киноархива, его состояние и состав в настоящее время. На основании изучения комплекса источников, прежде всего сохранившихся на пленках титров и «Полевого дневника» В.И. Мошинской, характеризуется и интерпретируется содержание кинопленок. Делается вывод о том, что киноархив включает фрагменты «Хроники Обь-Иртышской экспедиции 1948 года», являющейся уникальным визуальным источником по истории и культуре Приобья, археологическому изучению Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 1948 NEWSREEL FILM ON THE OB-IRTYSH EXPEDITION OF VALERII N. CHERNETSOV: 70 YEARS ON

The article examines the research legacy of Valerii N. Chernetsov, an outstanding researcher of the history and culture of the peoples of Siberia. Different types of research materials and documents produced by Chernetsov are kept at the TSU Museum of the Archaeology and Ethnography of Siberia. These include a newsreel film on the Ob-Irtysh expedition undertaken by him in 1948. The newsreel film was shot by Chernetsov and his wife Vanda I. Moshinskaia. It is a unique video documenting archaeological and ethnographic research conducted in that year as well as the life and spiritual culture of the indigenous population of Western Siberia (the Khanty and the Mansi). The article gives an analysis of the historical background against which the film and other archival materials were produced, examining their current state and composition. Based on a number of sources, among them video titles and the ‘Field Diary’ by Vanda I. Moshinskaia, a description of the materials is presented. It is concluded that these feature fragments of the 1948 newsreel film of the Ob-Irtysh expedition, which is a unique visual source on the history and culture of the Ob River area, indispensable to the archaeological study of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «КИНОХРОНИКА ОБЬ-ИРТЫШСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В. Н. ЧЕРНЕЦОВА 1948 ГОДА: 70 ЛЕТ СПУСТЯ»

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ ARCHEOLOGY AND ETHNOGRAPHY

07.00.07 Этнография, этнология и антропология

Ethnography, Ethnology and Anthropology

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-116-124

Кинохроника Обь-Иртышской экспедиции В. Н. Чернецова 1948 года: 70 лет спустя

©Евгений Владимирович Барсуков

Томский государственный университет, г. Томск, Российская федерация e-mail: barsukovevg@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена научному наследию В.Н. Чернецова, выдающегося исследователя истории и культуры народов Сибири. Научный архив Валерия Николаевича хранится в Музее археологии и этнографии Сибири Томского университета. В его состав входят разнотипные документы, включая киноматериалы, которые были сняты в 1948 г. во время Обь-Иртышской экспедиции. Киносъемки производились В.Н. Чернецовым и его супругой В.И. Мошинской. На кинолентах запечатлены уникальные кадры, характеризующие археологические и этнографические исследования отчетного года, а также особенности жизнедеятельности и духовную культуру коренного населения Западной Сибири (хантов и манси). В статье анализируется история и обстоятельства формирования киноархива, его состояние и состав в настоящее время. На основании изучения комплекса источников, прежде всего сохранившихся на пленках титров и «Полевого дневника» В.И. Мошинской, характеризуется и интерпретируется содержание кинопленок. Делается вывод о том, что киноархив включает фрагменты «Хроники Обь-Иртышской экспедиции 1948 года», являющейся уникальным визуальным источником по истории и культуре Приобья, археологическому изучению Западной Сибири.

Ключевые слова: Западная Сибирь, киносъемки, киноархив В.Н. Чернецова, археолого-этнографическая экспедиция.

Благодарности: Выполнено в рамках гранта «Интерпретация языковой и культурной истории народа манси: этнографические, фольклорные иилингвистические материалы архива В. Н. Чернецова»

КИНОХРОНИКА ОБЬ-ИРТЫШСКОИЭКСПЕДИЦИИ В.Н. ЧЕРНЕЦОВА 1948 ГОДА:

70 ЛЕТ СПУСТЯ Барсуков Е. В.

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-116-124

The 1948 Newsreel Film on the Ob-Irtysh Expedition of Valerii N. Chernetsov: 70 Years on

©Evgenii V. Barsukov

National Research Tomsk State University (TSU), Tomsk, Russian Federation e-mail: barsukovevg@mail.ru

Abstract. The article examines the research legacy of Valerii N. Chernetsov, an outstanding researcher of the history and culture of the peoples of Siberia. Different types of research materials and documents produced by Chernetsov are kept at the TSU Museum of the Archaeology and Ethnography of Siberia. These include a newsreel film on the Ob-Irtysh expedition undertaken by him in 1948. The newsreel film was shot by Chernetsov and his wife Vanda I. Moshinskaia. It is a unique video documenting archaeological and ethnographic research conducted in that year as well as the life and spiritual culture of the indigenous population of Western Siberia (the Khanty and the Mansi). The article gives an analysis of the historical background against which the film and other archival materials were produced, examining their current state and composition. Based on a number of sources, among them video titles and the 'Field Diary' by Vanda I. Moshinskaia, a description of the materials is presented. It is concluded that these feature fragments of the 1948 newsreel film of the Ob-Irtysh expedition, which is a unique visual source on the history and culture of the Ob River area, indispensable to the archaeological study of Western Siberia.

Keywords: Western Siberia, filming, archives of Valerii N. Chernetsov, archaeological and ethnographic expedition.

Acknowledgments: Supported by a grant «Interpreting linguistic and cultural history of Mansi: ethnographic, folklore and linguistic data from Valery Chernetsov's archive».

ВВЕДЕНИЕ

Чернецов Валерий Николаевич - выдающийся исследователь истории и культуры народов Сибири, археолог, этнограф, специалист по угорским языкам [4, с. 480]. Валерий Николаевич хорошо известен представителям любого из упомянутых научных направлений, каждый из которых может заслуженно считать его своим коллегой «по ремеслу», и это не случайно. Его вклад в изучение Сибири неоценим, причем это актуально как для древней истории, так и практически современной традиционной культуры сибирских народов 2-3 четверти XX в. Однако в последнем контексте есть одно «но», уже в период экспедиций Валерия Николаевича эту культуру можно было охарактеризовать как «утрачиваемую», что отмечал и сам исследователь, посещавший одни и те же места на протяжении нескольких десятилетий и фиксировавший негативную трансформацию традиционного образа жизни коренных обитателей. В этом смысле заслуга В.Н. Чернецова очевидна, он был необычайным исследователем, обладал удивительной проницательностью, чутко улавливал культуроопределяющие тенденции и актуальности и тщательно, разными способами, фиксировал их. В своих полевых материалах ему удавалось сохранить то, что уходило в прошлое, исчезало в небытие, растворялось в реалиях уже его современности.

К сожалению, сегодня сложно сказать что-то новое об основных вехах биографии этого неординарного исследователя. Все уже представлено нашими коллегами, и библиографический список достаточно солиден [1; 23; 16; 24, 6, 12]. В этом контексте комплекс источников ограничен и не дает повода для научного дискурса. Совсем другое дело богатое научное наследие исследователя. Нет даже доли сомнения в актуали-

зации неизвестных материалов Валерия Николаевича, введение которых в научный оборот востребовано исследователями истории и культуры народов Западной Сибири.

Биографии и характеристике основных жизненных этапов Валерия Николаевича, посвящены не только мемориальные и научные статьи. Его исследовательский путь стал центральной темой фильма, снятого в Томске на студии «ТГУ-фильм», по инициативе Н.В. Лукиной. Кинолента была подготовлена в 1990 г., при ее создании использовались документы личного архива Валерия Николаевича, а также киноматериалы, отснятые им в ходе экспедиции 1948 г. и семейная кинохроника [25, с. 87]. Несмотря на то, что Чернецов являлся «ленинградским/московским» исследователем, фильм о его творческом пути был подготовлен в сибирском городе. Это обусловлено не только тем, что научные интересы Валерия Николаевича связаны с Западной Сибирью. Решающее значение сыграла передача в 1979-1980 гг. архивных материалов исследователя в фонды Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета его вдовой В.И. Мошинской. Разбор, систематизация и описание этих документов выполнены Н.В. Лукиной и О.М. Рындиной, составившими музейную опись собрания. История и обстоятельства поступления архива В.Н. Чернецова в Музей неоднократно освещались в научных публикациях и докладах, и не требуют дополнительного представления [7; 5; 8].

В составе музейного собрания архив получил номер 869, он составил 158 индивидуально пронумерованных единиц хранения (дел). Их формируют разнообразные материалы, характеризующие исследовательскую деятельность В.Н. Чернецова: полевые дневники, записи текстов на мансийском языке, рукописные и машинописные статьи, изобра-

зительные и фотографические материалы, киноленты. Архивные материалы, Валерия Николаевича принятые в фонд № 869, кроме рукописных материалов, содержат 481 рисунок, 761 фотоснимок, более 500 диапозитивов и негативов на стекле и черно-белой плёнке, несколько десятков фотопленок, 28 катушек с кинолентами разной длины [17].

Значительная часть этнографических материалов, полевые дневники и «реальные записи», дополненные рисунками, были подготовлены к публикации Н.В. Лукиной и О.М. Рын-диной в 1987 г. [5]. До настоящего момента эта публикация остается практически единственным полноценным изданием хранящихся в Музее Томского университета материалов, вышедшем после смерти Валерия Николаевича. Совершенно очевидно, что архив исследователя далеко не исчерпал своего научного потенциала, об этом свидетельствует стабильный интерес исследователей к этим материалам, а также публикации последних лет [25; 11; 19; 20; 3].

С 2019 г. на базе Томского государственного университета реализуется проект Российского научного фонда «Интерпретация языковой и культурной истории народа манси: этнографические, фольклорные и лингвистические материалы архива В.Н. Чернецова». Основным направлением работы является перевод и всесторонний анализ фольклорных записей В.Н. Чернецова, сделанных на мансийском языке, которым исследователь свободно владел. В составе архива эти материалы образуют 16 дел, общим объемом более 1,5 тыс. страниц рукописного текста. Нетривиальная история изучения этих уникальных источников изложена в серии публикаций [27; 22; 9; 10]. В рамках работы по проекту также предполагалось комплексное изучение разнотипных материалов научного собрания исследователя, контекста и обстоятельств формирования архива, музейной истории отдельных категорий источников. Важным направлением работы стало изучение кинохроники В.Н. Чернецова, представляющей огромный интерес для археологии и этнографии Западной Сибири.

Киноматериалы были переданы в Музей Томского университета в 1980 г. в составе второй части архива В.Н. Чернецова. Согласно «Приемо-сдаточного акта», на момент передачи они представляли 21 коробку с кинолентами различной длины, объединенные в описи под названием «Медвежий праздник». Среди этих коробок с кинолентами 10 были выделены как основной вариант, а 11 фигурировали под общим наименованием «маленькие коробки с частями фильма под разными названиями». По-видимому, это были фрагменты и «обрезки» лент, не вошедшие в основную часть кинохроники [18 с. 4]. Переданные киноленты, по большей части, были отсняты в 1948 г. в ходе Обь-Иртышской экспедиции, в которой участвовали В.Н. Чернецов и В.И. Мощинская, лично производившие съемку. Широкую известность в отечественной этнографии киноматериалы В.Н. Чернецова получили благодаря фильму «Медвежий праздник», отснятому в селениях ханты и манси, с которыми у исследователя сложились доверительные, скорее, даже дружеские отношения [21; 25].

В течение десятилетий музейного хранения киноматериалы из фондов Томского университета фигурируют как тематически и хронологически единый комплекс, объединенный, согласно «Приемо-сдаточного акта» 1980 г., общим названием «Медвежий праздник». Имеющаяся музейная документация и публикации по этой теме, не дают четкой атрибуции архивных кинолент, не характеризуют их содержания, не формируют ясного понимания того, что содержат кадры конкретной кинопленки. Даже поверхностное знакомство с материалами позволяет констатировать, что архивные киноленты содержат свидетельства склеек и монтажа, и на первый взгляд представляют хаотичный набор

эпизодов разной продолжительности. Учитывая усечен-ность и противоречивость имеющихся сведений, целью статьи является описание состава киноматериалов В.Н. Черне-цова, хранящихся в архиве Музея Томского университета, и краткая характеристика их содержания. Неординарность и уникальность этого визуального источника по истории и культуре Западной Сибири середины XX в., а также неподдельный интерес исследователей к этим материалам, обусловили необходимость подготовки данной публикации.

СОСТАВ КИНОАРХИВА В.Н. ЧЕРНЕЦОВА В СОБРАНИИ МУЗЕЯ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СИБИРИ ТГУ

Работу по изучению киноархива начал в 2016 г. В.В. Шубин, при содействии автора [26]. Была осуществлена «раскадровка» всех хранящихся в Музее кинолент, произведена оценка состояния пленок, определена их протяженность, дата записи. Результаты работы переданы на хранение в архив Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ и использованы В.В. Шубиным для подготовки статьи [25]. В 2019 г. изучение киноматериалов В.Н. Чернецова были продолжено в рамках реализации проекта Российского научного фонда. В процессе исследований установлено, что на сегодняшний день в фондах музея киноматериалы архива В.Н. Черне-цова представлены 28 катушками с лентами разной длины. Пленки составляют несколько хронологических групп, различающихся по времени изготовления, дате производства записи и ее типом. Выделяются три хронологических группы киноматериалов. Первая включает оригинальные киноматериалы 1948 г., а также незначительные по протяженности фрагменты «семейной» хроники (Закарпатье, Соловки и т.д.), датировка которых достоверно не определена. Это самые ценные и интересные пленки, смонтированные самим В.Н. Чернецовым, неоднократно им демонстрировавшиеся. Они представлены двумя типами: «позитив», «негатив». Позитивы насчитывают 13 катушек, на которых хранятся пленки разной протяженности, самая длинная 140 м, минимальная - 27,55 м. Общая длина кадров этой части архивного собрания составляет 984,45 м. Кроме этого, в архиве хранится 4 катушки с негативами, изготовленными еще при жизни В.Н. Чернецова по результатам съемок 1948 г., Совокупная длина негативов - 404,8 м. Материалы этой хронологической группы представлены черно-белыми 16-ти миллиметровыми пленками, преимущественно с односторонней перфорацией. Исключение представляет небольшой фрагмент протяженностью 9,3 м, снятый на цветную пленку.

Вторая группа - киноленты, запись на которые произведена в 1970 г. По сведениям супруги, после смерти В.Н. Чернецова родственник семьи Б.А. Чайковский частично сам, частично с помощью специалистов, организовал работу по восстановлению кинохроники исследователя [14, с. 21-22]. Материалы 1948 г. были использованы для изготовления «дубль-негатива». В настоящее время он хранится на 4 катушках, общая протяженность киноленты 357,15 м. При создании «негатива» предпочтение отдавалось кадрам, снятым В.Н. Чернецовым в 1948 г. в селениях хантов и манси. В 1970 г. с этого «дубль-негатива» изготовлен «позитив с дубль-негатива», который также хранится на 4 катушках, общая длина отснятой ленты - 358,15 м.

Третью группу составляют киноматериалы, датирующиеся 1980 г. При передаче кинолент в Музей Томского университета на студии «ТГУ-фильм» были организованы работы по изготовлению копий для части киноматериалов В.Н. Чер-

КИНОХРОНИКА ОБЬ-ИРТЫШСКОИЭКСПЕДИЦИИ В.Н. ЧЕРНЕЦОВА 1948 ГОДА:

70 ЛЕТ СПУСТЯ Барсуков Е. В.

нецова, прежде всего, фрагментов фильма «Медвежий праздник». Используя «дубль-негатив» 1970 г. удалось изготовить еще один позитив, который в архивном собрании обозначен как «дубль-позитив 2». Эти материалы хранятся на 3 катушках, общей протяженностью 244,15 м. Пленки имеют одностороннюю перфорацию, магнитную звуковую дорожку. На кинолентах этого времени указана фамилия А.Д. Шаломова, по-видимому, руководившего в тот период студией «ТГУ-фильм».

Таким образом, в научном собрании В.Н. Чернецова хранятся 28 катушек с кинопленками разного времени, совокупной длиной 2 348,7 м. В общей сложности это 17 катушек с пленками 1948 г, включающие фрагменты семейной хроники В.Н. Чернецова (13 катушек с позитивами и 4 с негативами); 8 катушек с материалами, изготовленными в 1970 г. при содействии Б.А. Чайковского (4 катушки с дубль-негативом, 4 позитива с дубль-негатива); 3 катушки с пленками, изготовленными в 1980 г., это позитив с негатива 1970 г. Кроме этого, в конце 1990-ых гг. проведена работа по переводу оригинальных киноматериалов В.Н. Чернецова на VHS носители. Эти видеозаписи уже в тот период получили широкое распространение и стали известны значительному кругу специалистов. В настоящее время одна из таких видеокассет хранится в Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ.

Несмотря на разную хронологию, состояние всех пленок архива удовлетворительное, на протяжении периода музейного хранения они находились внутри фильмостатах, в запаянных целлофановых пакетах, в результате чего не подверглись воздействию внешних факторов и сохранили эластичность. Из трех хронологических групп наибольший интерес представляют материалы 1948 г. Эти катушки, содержащие «позитив» и «негатив», общим количеством 17 единиц, являются, по сути, «оригиналами», составляющими основу этой части архивного собрания. Все остальные кинопленки, входящие в состав архива, являются копиями с этих материалов, выполненными в 1970 и 1980 гг. Отдельные фрагменты и сцены этого киноархива стали известны благодаря съемкам уже упоминавшегося фильма о В.Н. Чернецове, который был смонтирован в 1990 г. на студии «ТГУ фильм». При его создании использовано значительное количество оригинальных сюжетов семейной хроники, а также кадров, характеризующих В.Н. Чернецова как этнографа и археолога [25, с. 87].

Проведенный комплексный анализ позволил соотнести кинопленки разных хронологических групп, определить их соотношение и преемственность в изготовлении копий. Выяснено, что все пленки 1970 г. и 1980 г. являются копиями «основного позитива» 1948 г., хранящегося всего лишь на 4 катушках. Остальные 13 катушек 1948 г. не имеют в киноархиве позднейших копий. Забегая вперед, можно сказать, что их содержание в какой-то степени повторяет продублированные киноленты, тем не менее, некоторые идентичные сцены являются более продолжительными по времени и сопровождаются титрами. Кроме этого, в этой части кинохроники значительный объем посвящен археологическим изысканиям, экспедиционным будням, видовым съемкам природы и населенных пунктов.

СОДЕРЖАНИЕ КИНОАРХИВА В. Н. ЧЕРНЕЦОВА

В рамках реализации проекта Российского научного фонда были изготовлены электронные копии всех оригинальных киноматериалов, составляющие 13 отдельных файлов - по числу катушек, содержащих «позитивы». В результате получен видеоряд общей продолжительностью 87,5 минут. Цифровые копии были использованы для следующего этапа изучения кинохроники В.Н. Чернецова - характеристики

ее содержания, атрибуции сюжетов, прежде всего, их географической и хронологической привязки. Кроме переведённых в электронный формат киноматериалов для этих целей использовались результаты работ предшественников. Прежде всего, это описание кадров кинохроники, осуществленное в 1980 г. В.И. Мошинской [15]. Работа была проведена по просьбе Н.В. Лукиной, при активном участии которой архив попал в Томский университет. Несмотря на то, что эти описания содержат далеко не полный перечень сюжетов и только в некоторых случаях присутствует географическая привязка, их ценность и уникальность очевидна. Супруга В.Н. Чернецова была непосредственным участником съемок 1948 г., и хотя передача архива происходила спустя более 30 лет, она помнила некоторые детали и подробности этой поездки, которые были тщательно зафиксированы и сохранились в составе архива [14]. К сожалению, описания Ванды Иосифовны не содержат «реперов», позволяющих соотнести их с конкретными кадрами на пленках, что значительно усложняет «покадровую расшифровку» кинолент, тем не менее общий контекст и характер киносъемок они отражают. Описи Ванды Иосифовны были дополнены лишь в 2016 г. результатами работ В.В. Шубина [26]. При характеристике кинолент исследователь использовал предложенную В.И. Мошинской терминологию и названия отдельных сюжетов, что было необходимо для осуществления сравнительного анализа. Проделанная работа позволила В.В. Шубину прийти к выводу, что в архиве В.Н. Чернецова на хранении находятся два смонтированных кинофильма: «Народные пляски и театр обских угров» (1948), снятый в п. Вежакоры, и «Казым» (1948), снятый в юртах Мозямских на р. Казым [25, с. 87]. Остальные сюжеты, запечатленные на кинолентах, исследователь не атрибутировал.

Неотъемлемой частью изучения кинопленок стало знакомство со всеми известными архивными материалами, имеющими отношение к обстоятельствам их создания и музейной истории. К сожалению, комплекс доступных источников, освещающих эти моменты, крайне скудный, что позволяет получить лишь общее представление по затронутой теме. Он ограничивается сопроводительными документами, составленными при передаче материалов в Музей Томского университета, и воспоминаниями Ванды Иосифовны Мошинской, которые были записаны через 32 года после съемок [2]. Резюмируя эти источники, о содержании кинолент можно сделать следующее заключение: переданные киноматериалы, по большей части, были отсняты в 1948 г. (исключение составляют кадры семейной хроники В.Н. Чернецова и В.И. Мошинской, которые нам датировать, пока, не удалось) Они содержат фрагменты как минимум двух фильмов: первый посвящен археологическим исследованиям в местечке Сузгун; второй - «Медвежьему празднику» хантов и манси. Широкую известность киноархив получил благодаря последнему, являющемуся уникальным источником о духовной культуре хантов и манси середины XX в. О значимости этого фильма говорит тот факт, что под наименованием «Медвежий праздник» зафиксированы все кинопленки архива, хотя их содержание гораздо более разнообразно. По сложившемуся мнению, фильм снят в 1948 г. у обских манси на протоке Горная Обь и у северной группы хантов на р. Казым [25]. Уникальные кадры запечатлели бытовые сюжеты, танцы, а также сцены «Медвежьего праздника», который местное население продемонстрировало специально для исследователей. Нужно заметить, что название «Медвежий праздник» не фигурирует в титрах, зафиксированных на сохранившихся кадрах кинохроники, однако широко используется в документах, сопровождающих передачу киноархива В.Н. Чернецова в музей.

Съемки 1948 г. осуществлялись В.Н. Чернецовым и В.И. Мошинской двумя кинокамерами. Киноматериалы подготовлены непосредственно В.Н. Чернецовым, который самостоятельно проявил часть пленок (причем эту работу он начал еще в экспедиции) и осуществил их монтаж. Смонтированный фильм, фигурирующий в архивных материалах под названием «Медвежий праздник», неоднократно демонстрировался в различных организациях. Однако, по сообщению В.И. Мошинской, его первоначальный вариант не сохранился, он пришел в негодность еще при жизни В.Н. Чернецова: была повреждена перфорация и пленка оказалась непригодна для дальнейшего использования. Отснятых в 1948 г. материалов оказалось достаточно для того, чтобы Валерий Николаевич смонтировал второй вариант фильма. Он состоял из фрагментов, не вошедших в первую киноленту, а также редких сохранившихся кадров начального варианта. Этот фильм также демонстрировался много раз и был частично поврежден. Родственник В.И. Мошинской в 1970 г. организовал работу по восстановлению материалов фильма и изготовлению его копии. При передаче архива в музей, киноленты, содержащие этот фильм, были отмечены названием «Основной позитив» [14]. Именно с этой части кинохроники была изготовлена копия, сначала в 1970 г., а затем в 1980 г. Эти фрагменты неоднократно демонстрировались для зрителей, видимо, название «Медвежий праздник» изначально подразумевалось непосредственно для этой части кинохроники. Таким образом, достоверное содержание первой версии фильма осталось незафиксированным. Согласно архивным данным, сохранилась лишь его вторая редакции, которая также была повреждена и, видимо, не представляет полного авторского варианта.

Хотя в архивных документах и учетной документации музея название «Медвежий праздник» закреплено за всеми киноматериалами, их подробное изучение позволяет говорить о том, что содержание кинолент не ограничивается фрагментами только этого фильма. По воспоминанию В.И. Мошинской, в экспедиции 1948 г. они снимали «все подряд», конкретизируя, она упоминает только археологические исследования в местечке Сузгун [14], однако в реальности тематика кинолент оказалась гораздо богаче [7, с. 73]. Кадры пленок сохранили значительный объем самых разнообразных сюжетов, большая часть которых, к сожалению, не имеет информационных титров. Из-за недостатка информации их атрибуция вызывает вполне понятные затруднения, делая актуальным привлечение для этих целей максимально возможного комплекса источников.

«Дефицит» источников обусловил целенаправленный поиск в архиве Музея материалов, имеющих отношение к экспедиции 1948 г. До настоящего момента считалось, что записей об этой экспедиции - «на Среднюю Обь и р. Ка-зым, где В.Н. Чернецов снял на кинопленку сцены медвежьего праздника», не сохранилось [5, с. 8]. В рамках реализации проекта был проведен источниковедческий анализ, полностью охвативший архивное собрания В.Н. Чернецова и В.И. Мошинской. Результат оказался неожиданным. Удалось обнаружить уникальный документ «Полевой дневник 1948 года», в котором описывается не только ход экспедиции, но и подробности съемок, хранящихся в архиве киноматериалов [13]. Несмотря на то, что экспедиция состояла из 2 человек, она носила комплексный археолого-этнографиче-ский характер. Дневник принадлежал участнице экспедиции Ванде Иосифовне, которая «в поле» фиксировала события поездки: названия населенных пунктов, места и виды работ, подробности логистики. Информация «полевого дневника» позволяет полностью восстановить маршрут и хронологию

Обь-Иртышской экспедиции 1948 г (рис. 1). Вероятнее всего, этот источник не привлек внимание исследователей из-за того, что его автором была супруга В.Н. Чернецова. Сфера интересов Ванды Иосифовны Мошинской ограничивалась археологией, по этой причине неожиданными являются ее записи, достаточно подробно фиксирующие сведения этнографического характера. Известно, что в ходе экспедиции проводилась регулярная фотофиксация, использовалось два фотоаппарата марки АШАех и Rolleicord. Поиск в архиве музея фотоматериалов, связанных с этой поездкой, позволил выявить комплект черно-белых негативов на пленке, всего 266 кадров, являющихся результатом фотодокументирования экспедиции 1948 г. Таким образом, комплекс источников, характеризующих экспедицию и киносъемки, значительно увеличился, что позволяет восстановить изначальное содержание всего массива представленных в архиве киноматериалов.

Рис. 1. Маршрут и хронология экспедиции 1948 г. В.Н. Чернецова и В.И. Мошинской.

Провести корреляцию сведений письменных источников, прежде всего, Полевого дневника 1948 г., и киноматериалов позволяет комплект титров, сохранившийся на отдельной катушке с пленкой, на смонтированных кинолентах они присутствуют только частично. О наличии титров упоминала в 1980 г. В.И. Мошинская, сообщив, что они хранились на кинопленке в отдельной коробке и имели отношение к отснятым и смонтированным в 1948 г. фильмам. По ее мнению, их можно вклеить в фильм в соответствующих местах, тем самым, придав кинокадрам больше информативности. В архиве сохранился список титров, который Ванда Иосифовна подготовила лично [14]. Вероятнее всего, комплект титров является «тезисным» содержанием первоначальной «авторской» версии этой кинохроники, первая редакция которой, как упоминалось выше, не сохранилась.

Изучение архивных материалов и электронных копий кинохроник позволило зафиксировать наличие 87 титров, их публикация осуществлена В.В. Шубиным в 2017 г. [25, с. 88-90].

Барсуков Е. В.

КИНОХРОНИКА ОБЬ-ИРТЫШСКОИЭКСПЕДИЦИИ В.Н. ЧЕРНЕЦОВА 1948 ГОДА:

70 ЛЕТ СПУСТЯ

Тематически они могут быть разделены на 5 групп. Первую составляют титры информационного характера, указывающие название экспедиций, части кинохроник, авторов съемок и т.д. Важное значение имеют титры с географическими указаниями, которые позволяют предполагать пространственную привязку сюжетов. Для этнографического изучения интерес представляют две группы титров, характеризующие населенные пункты русских, манси и хантов, где осуществлялись съемки, а также обозначающие бытовые сюжеты, танцы и обрядовые сцены. Сложнее всего с титрами, связанными с археологическими памятниками и полевыми работами, проведёнными в 1948 г. Они меньше всего использованы в сохранившихся смонтированных фрагментах и представлены, преимущественно, вне контекста на отдельной пленке.

Сравнительный анализ информации титров и сведений Полевого дневника о маршруте и основных пунктах экспедиции 1948 г. позволяет сделать заключение о том, что В.Н. Чернецов и В.И. Мошинская вели съемку на протяжении всего полевого сезона. Экспедиция 1948 г. началась

1 апреля, когда исследователи выехали из Москвы [13]. Основными пунктами, где В.Н. Чернецов и В.И. Мошинская проводили археологические и этнографические работы, явились г. Тобольск и его окрестности (Ивановка, Дурыни-но и другие), с. Самарово и Ханты-Мансийск, Кондинск, Низямские юрты, Вежакоры, Мозямы. Крайней точкой экспедиции на севере было село Березово, откуда исследователи вернулись на пароходе в Тобольск. Финальным пунктом исследований 1948 г. стал г. Омск, куда В.И. Мошинская и В.Н. Чернецов прибыли в сентябре на пароходе (подробности и маршрут насыщенной событиями экспедиции 1948 г. станут темой отдельной публикации).

Результаты сопоставления сведений двух видов источников позволяют констатировать, что киносъемки проводились практически в каждом пункте, где базировались участники экспедиции, и продолжались с мая по сентябрь 1948 г. Это наглядно демонстрирует составленная сравнительная таблица, где каждому пункту экспедиции соответствует набор титров фильма, а значит и отдельных сюжетов (Таблица 1).

Таблица 1

Корреляция маршрута экспедиции 1948 г. и титров кинохроники В.Н. Чернецова.

№ п\п Хронология экспедиции Маршрут, основные пункты и события экспедиции. Титры кинохроники 1948 г.

1 1. Обь-Иртышская экспедиция ИИМК и ИЭАН СССР. 2. Хроника работ ОБЬ-ИРТЫШСКОЙ экспедиции ИИМК и ИЭ АН СССР 1948 г.

2 1.04 г. Москва, начало экспедиции

3 4.04-7.04 г. Тюмень. Поиски транспорта до г. Тобольска. Поездка. Переправа через р. Тобол и р. Иртыш.

4 9.04-13.06 г. Тобольск. Работа с археологическими коллекциями в Тобольском музее (Истяцкий клад, Чувашский мыс, Сузгун и т.д.). Археологические разведки: Панин бугор, Чувашский мыс, Сузгун, Суклемские юрты. Раскопки со студентами на Сузгуне (26.05-6.06). 1. ТОБОЛЬСК 2. СУЗГУН. 3.Иртыш затопил даже город. 4.На сопке Сузге-Тура, где, по преданию, жила жена Кучума, обнаружена стоянка эпохи бронзы. 5. Перед началом работ со студентами была проведена беседа. 6. ИРТЫШ.

5 15.06-17.06 с. Самарово. Ханты-Мансийск, работа в местном музее. 1. Село Самарово близ устья Иртыша. 2. Городище и юрты Цынгалинские.

6 18.06-19.06 Кондинск. Смотр художественной самодеятельности. 1. КОНДИНСК. 2. Участники культ-похода, организованного Исполкомом Микояновского р-на, готовятся к выезду в колхозы и рыболовные стойбища. 3. Сборы закончены и «красная лодка» покидает Кондинск. 4.Первое выступление участников культ-похода.

7 19.06-22.06 Низямские юрты. Археологическая разведка в окрестностях. Киносъемка танцев. 1. Женский хантыйский танец в юртах Низямских

8 23.06-28.06 Кондинск. Археологическая разведка в окрестностях. Киносъемки И.М. Алычева. 1. Победители на районной олимпиаде художественной самодеятельности Иван Мих. Алычев-хант 75 лет, слепой и его жена - Евгения Михайловна 70 лет.

9 29.06-9.07 Вежакары. Киносъемки «повторения Медвежьего праздника», женских танцев (3.07-4.07). 1. Исполнители - колхозники Вежакорского колхоза им. Сталина: Иван Савин - хант, Тишка Партанов - манси, Ольга Костина -манси, Матрёна Костина - манси, Еня Ярлина - манси, Василий Гришкин - манси.

№ п\п Хронология экспедиции Маршрут, основные пункты и события экспедиции. Титры кинохроники 1948 г.

10 10.07-11.07 Мозямы. Киносъемки: танцев, сцены из медвежьего праздника, процесса изготовление берестяной куженьки, работы кузнеца и т.д. 1. КАЗЫМ. 2. Казымский сор т. е. разлив в устье р. Казыма. 3. Вверх по р. Казыму. Его ширина достигает 15 км. 4. По берегам Казыма расположились летние стойбища. 5. МОЗЯМЫ. 6. Население Мозямских юрт составляют ханты из рода Пентаховых, объединённые в колхозе «Путь Ленина». Их основные занятия -охота, рыболовство и оленеводство. 7. Ханты исполнили танцы и комическую сцену из цикла «Медвежьего праздника» - национального охотничьего праздника хантов и манси. 8. В свободное от промыслов время женщины шьют одежду и обувь, изготовляют берестяную посуду. 9. Кузнец.

11 11.07-15.07 с. Березово. Археологические разведки в окрестностях. Ожидание парохода до Тобольска.

12 19.07-2.09 г. Тобольск. Реэкспозиция отдела археологии местного музея. Археологические разведки в окрестностях Тобольска. с. Ивановка, раскопки курганов (17.08-22.08). д. Дурынина, археологическая разведка в ее окрестностях (29.08). 1. Мыс при устье р. Сибирки, где находятся остатки Искера, столицы Сибирского царства Кучумова. 2. Ивановка. 3. По возвышенному берегу Иртыша обнаружены многочисленные курганы. 4. В раскопках деятельную помощь нам оказали воспитанники Ивановского детского дома. 5. На разведки по Иртышу совместно с экспедицией Института Географии АН СССР. 6. Обследование берега близ деревни Дурыниной, где в 90-х годах был найден кельт тобольского типа. 7. Колхозники деревни Дурыниной с богатым уловом. 8. Осетр на 50 килограммов.

13 9.09-? г. Омск, окончание экспедиции. 1. Выше устья р. Тары леса остаются позади и Иртыш вступает в зону лесостепи. 2. Омск. 3. Каменные бабы во дворе музея. 4. Осмотр состояния Омской стоянки, относящейся к эпохе бронзы. 5. Курганы на Ермаковой горе против Омска.

Прежде всего киносъемки проводились на интересных археологических объектах, где фиксировались как рабочие моменты на раскопках, так и общие виды памятников. К примеру, присутствуют кадры с раскопок на Сузгуне и близ с. Ивановка, в которых принимали участие учащиеся. В окрестностях Тобольска работали студенты под руководством местной преподавательницы истории, в исследованиях курганов у Ивановки участвовали воспитанники местного детского дома. В некоторых случаях идентификация археологических объектов на кадрах кинохроники вызывает затруднения. Например, согласно титрам, на пленках присутствует съемка памятников у юрт Цынгалинских, однако достоверно выявить эти кадры не удалось. Возможен вариант, что киносъемка фрагмента берега, в пределах которого расположены памятники, велась с воды, во время путешествия экспедиции по Иртышу. Большой объем кинолент занят кадрами, запечатлевшими виды населенных пунктов, и характерные для той или иной местности природные пейзажи. В этом контексте можно отметить эпизоды, снятые в самом начале экспедиции, где зафиксирована Чувашская гора, или разлив Иртыша, подтопивший полыми водами Тобольск. Присутствует много видовых съемок с реки, которые в некоторых случаях сопровождаются титрами с названиями водотоков. Наиболее представительной по объему является часть кинохроники, посвященная сценам из жизни приобского населения. Для населенных пунктов хантов и манси (Низямские юрты, Вежакары, Мозямы) это, прежде всего, различные танцы и обрядовые сцены, продемонстрированные специально для исследователей, подробности этих съемок уже становились

темой отдельной статьи [25]. В русских населенных пунктах фиксировались бытовые сцены и особенности жизнедеятельности населения. Например, в деревне Дурыниной, которую исследователи посетили совместно с сотрудниками Института географии, была заснята удачная рыбалка и осетр на 50 кг.

Архивные киноматериалы можно с полным основанием называть хроникой полевого сезона 1948 г., представленной в настоящее время отдельными сюжетами, хаотично расположенными на кинолентах. По-видимому, изначально фильм задумывался исследователями именно как «отчет» о экспедиции, на одном из титров есть название «Хроника Обь-Иртышской экспедиции 1948 года», которое, вероятнее всего, является общим для всего отснятого материала, поделенного на тематические части. В комплекте титров сохранились на это указания: часть I, часть IV. Сопоставляя сведения дневника и информацию титров, можно не только восстановить последовательность сюжетов кинохроники, но и атрибутировать некоторые из них, установив хронологию и места съемок. В перспективе это может способствовать реконструкции первоначального авторского варианта этой «Хроники», по крайней мере в объёме сохранившихся в собрании музея кинофрагментов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в собрании Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета хранятся фрагменты оригинальных киноматериалов «Хроники Обь-Иртышской экспедиции 1948 года», которая в авторской версии состояла

КИНОХРОНИКА ОБЬ-ИРТЫШСКОИЭКСПЕДИЦИИ В.Н. ЧЕРНЕЦОВА 1948 ГОДА:

70 ЛЕТ СПУСТЯ Барсуков Е. В.

из нескольких частей, характеризующих археологические и этнографические исследования отчетного года. Одной из этих частей был фильм, фигурирующий в архивных документах под названием «Медвежий праздник», характеризующий духовную культуру хантов и манси середины XX в. К сожалению, первый авторский вариант этой кинохроники, соответственно и фильма «Медвежий праздник», был утрачен еще при жизни В.Н. Чернецова, в архиве частично сохранилась только вторая редакция этих материалов. Выявленные в 2020-2021 гг. новые источники, прежде всего Полевой дневник В.И. Мошинской,

позволяют восстановить обстоятельства, подробности киносъемок, предложить пространственно-хронологическую атрибуцию отдельных сюжетов. Полевые записи Ванды Иосифовны не просто помогают упорядочить сохранившиеся сюжеты, они «оживляют» кадры архивной пленки, наполняя заснятые изображения содержанием и подробностями, представляя возможность взглянуть на север Западной Сибири глазами исследователей 1948 г. Нет сомнений, что выявленные новые источники знаменуют начало нового этапа в изучении архивных киноматериалов В.Н. Чернецова.

ЛИТЕРАТУРА:

I. Васильев В.И., Симченко Ю.Б., Соколовой З.П. Валерий Николаевич Чернецов // Советская этнография. 1970. № 4. С. 194-197.

2 Документы и пояснительные материалы по передаче архива В.Н. Чернецова // Архив МАЭС ТГУ, № 869-158.

3. ЖорникД.О. Мансийская сказка о железном волке // Родной язык. Лингвистический журнал. 2020. Т. 2. С. 151-201.

4. Историческая энциклопедия Сибири. С-Я. Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2010. 783 с.

5. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том унта, 1987. С. 284.

6. Китова Л.Ю., Чиндина Л.А. Чернецов: в путь в науку и методоло-го-методическое наследие // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 4 (42). С. 5-11.

7. Лукина Н.В., Рындин О.М. Этнографический архив В.Н. Чернецова (к 80-летию со дня рождения ученого). 1985. № 5. С. 70-74.

8. Лукина Н.В. Судьба этнографического архива В.Н. Чернецова // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: материалы XIII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. Томск: Изд-во Том ун-та, 2005. С .29-32.

9. Лукина Н.В. Мансийские фольклорные тексты в архивном фонде В.Н. Чернецова // Вестник угроведения. 2017. Т. 7. № 2 (29). С. 101-113.

10. Лукина Н.В., Попова СА. Каталог фольклорных текстов В.Н. Чернецова (по аннотациям Е. Шмидт) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 327-340.

II. Лукина Н.В. Вклад А. Канисто и В.Н. Чернецова в этнографию манси // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведения. 2020. № 38. С. 238-254.

12. Лукина Н.В. Полвека новой жизни (памяти Н.В. Чернецова) // Вестник государственного университета. История. 2020. № 66. С. 172-180.

13. Мошинская В.И. Полевой дневник 1948 года // Архив МАЭС ТГУ, №б/н.

14. Мошинская В. И. О кинофильме «Медвежий праздник». Запись Н.В. Лукиной. Москва, 1980 г. // Архив МАЭС ТГУ, № 869-158. С. 21-22.

15. Мошинская В.И. Опись кадров кинофильма» Медвежий праздник» на 10 стр. машинописи, 1980а // Архив МАЭС ТГУ, № 869-158. С. 10-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Омельчук А. «Лозум-Хум» // Рыцари Севера. Свердловск, 1982. С. 126-186.

17. Опись архива В.Н. Чернецова. Составлено Рындиной О.М. № 869 // Архив МАЭС ТГУ, № 869-158.

18. Приемо-сдаточный акт, 26.01.1980. // Архив МАЭС ТГУ, № 869-158.

19. Рындина О.М., Барсуков Е.В. Архив В.Н. Чернецова как творческая лаборатория исследователя (1920-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведения. 2020. № 37. С. 228-238.

20. Рындина О.М., Барсуков Е.В. Лозум-хум, или феномен В.Н. Чернецова в полевой этнографии (1930-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведения. 2020. № 40. С. 261-272.

21. Сагалаев К. А. Культура обских угров в зеркале визуальной фиксации // Сибирский филологический журнал. 2014. № 4. С. 96-100.

22. Скрибник Е.К. О мансийских языковых материалах из архива В.Н. Чернецова // Языки и фольклор коренных народов Сибири. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. № 5. С. 293-302.

23. Смирнов А.П. В.Н. Чернецов // Советская археология. 1971. № 1. С. 390-310.

24. Соколова З.П. Воспоминание о В.Н. Чернецове (к 100-летию со дня рождения, 17 марта 1905 г. - 29 марта 1970 г.) //Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 149-157.

REFERENCES:

1. Vasiliev V.I., Simchenko Yu.B., SokolovZ.P. Valery Nikolaevich Chernetsov // Soviet ethnography. 1970. No. 4. pp. 194-197.

2. Documents and explanatory materials on the transfer of the archive of V.N. Chernetsov // Archive of MAES TSU, No. 869-158.

3. Zhornik D.O. Mansi tale of the Iron wolf // Native language. Linguistic journal. 2020. Vol. 2. pp. 151-201.

4. Historical Encyclopedia of Siberia. S-Ya. Novosibirsk: Publishing House «Historical Heritage of Siberia», 2010. 783 p.

5. Sources on the ethnography of Western Siberia. Tomsk: Publishing House of the Tomsk University, 1987. p. 284.

6. Kitova LYYu, Chindina L.A. Chernetsov: on the way to science and methodological and methodological heritage // Bulletin of Tomsk State University. History. 2016. No. 4 (42). pp. 5-11.

7. Lukina N.V., Ryndin O.M. Ethnographic Archive of V.N. Chernetsov (to the 80th anniversary of the scientist's birth). 1985. No. 5. pp. 70-74.

8. Lukina N.V. The fate of the ethnographic archive of V.N. Chernetsov // Problems of historical and cultural development of ancient and traditional societies of Western Siberia and adjacent territories: materials of the XIII West Siberian Archaeological and Ethnographic Conference. Tomsk: Publishing House of the Tomsk University, 2005. P. 29-32.

9. Lukina N.V. Mansi folklore texts in the V.N. Chernetsov archival fund // Bulletin of ugrovedenie. 2017. Vol. 7. No. 2 (29). pp. 101-113.

10. Lukina N.V, Popova S.A. Catalog of folklore texts by V.N. Chernetsov (based on annotations by E. Schmidt) // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history. 2019. No. 35. pp. 327-340.

11. Lukina N.V. Contribution of A. Kanisto and V.N. Chernetsov to the ethnography of Mansi // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art criticism. 2020. No. 38. pp. 238-254.

12. Lukina N.V. Half a century of new life (in memory of N.V. Chernetsov) // Bulletin of the State University. History. 2020. No. 66. pp. 172-180.

13. Moshinskaya V.I. Field diary of 1948//Archive of MAES TSU, No. b/n.

14. Moshinskaya V. I. About the movie «Bear Holiday». Entry by N.V. Lukina. Moscow, 1980 // Archive of MAES TSU, No. 869-158. pp. 21-22.

15. Moshinskaya V.I. Inventory of the frames of the movie «Bear Holiday» on 10 pages of typescript, 1980a // Archive of MAES TSU, No. 869-158. pp. 10-19.

16. Omelchuk A. «Lozum-Hum» // Knights of the North. Sverdlovsk, 1982. pp. 126-186.

17. Inventory of V.N. Chernetsov's archive. Composed of Ranginui O. M. No. 869 // Archive Maes, TSU, No. 869-158.

18. A delivery and acceptance certificate, 26.01.1980. // Archive Maes, TSU, No. 869-158.

19. Ryndina O. M, E. V. Barsukov Archive V. N. Chernetsov as a creative laboratory researcher (1920s) // Bulletin of the Tomsk state University. Cultural studies and art criticism. 2020. No. 37. pp. 228-238.

20. Ryndina O.M, Barsukov EV. Lozum-hum, or the phenomenon of V.N. Chernetsov in field ethnography (1930s) // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art criticism. 2020. No. 40. pp. 261-272.

21. SagalaevK. A. Culture of the Ob Ugrians in the mirror of visual fixation // Siberian Philological Journal. 2014. No. 4. pp. 96-100.

22. Skribnik E.K. About Mansi language materials from V.N. Chernetsov's archive // Languages and folklore of the indigenous peoples of Siberia. Novosibirsk: Publishing House of the SB RAS, 1999. No. 5. pp. 293-302.

23. Smirnov A.P. V.N. Chernetsov // Soviet Archeology. 1971. No. 1. pp. 390-310.

24. Sokolova Z.P. Remembrance of V.N. Chernetsov (to the 100th anniversary of his birth, March 17, 1905 - March 29, 1970) // Ethnographic Review. 2006. No. 3. pp. 149-157.

25. Шубин В.В. Томский киноархив В.Н. Чернецова как источник по этнографии обских угров // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017. № 2 (16). С. 84-91.

26. Шубин В.В. Опись киноархива В.Н. Чернецова, 2018//Архив МАЭС ТГУ № 1323.

27. Schmidt Е. V.N. Csernyecov vogul folklorhagyateka (Наследие В.Н. Чернецова по мансийскому фольклору) // Ethnographia. 1985. № 96. L. 562-571.

25. Shubin VV. Tomsk Film Archive V.N. Chernetsov as a source on the ethnography of the Ob Ugrians // Tomsk Journal of Linguistic and Anthropological Research. 2017. № 2 (16). P. 84-91.

26. Shubin, V. V., Inventory archives V. N. Chernetsov, 2018//Archive Maes TSU No. 1323.

27. Schmidt E. V. N. Csernyecov vogul folklorhagyateka (Legacy V. N. Chernetsov on the Mansi folklore) //Ethnographia. 1985. No. 96. L. 562-571.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 88,69%. Рецензент: Черная М.П., доктор исторических наук, профессор

Статья поступила в редакцию 22.10.2021, принята к публикации 12.11.2021 The article was received on 22.10.2021, accepted for publication 12.11.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Барсуков Евгений Владимирович, научный сотрудник , Лаборатория археологических и этнографических исследований Западной Сибири, Томский государственный университет, г. Томск, Российская федерация, РИНЦ Author ID 761950, e-mail: barsukovevg@mail.ru

ABOUT THEAUTHOR

Evgenii V Barsukov, Research Fellow, Laboratory for Archaeological and Ethnographic Research of Western Siberia, National Research Tomsk State University (TSU), Tomsk, Russian Federation, Author ID 761950, e-mail: barsukovevg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.