Научная статья на тему 'КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК PR-ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ'

КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК PR-ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1639
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PR-КАМПАНИЯ / КИНОФЕСТИВАЛЬ / СПОНСОРСТВО / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОДВИЖЕНИЕ / PUBLIC RELATIONS / PR-CAMPAIGN / FILM FESTIVAL / SPONSORSHIP / COMPETITIVE ADVANTAGES / PROMOTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пядышева Тамара Геннадиевна

В современных условиях всё более явно проявляется зависимость бизнеса, его мнения и предпочтений от общества, что обусловливает влияние на успех и конкурентные позиции организации эффективности PR-средств, используемых организациями для достижения тех или иных целей. Сегодня организации используют всё более разнообразный комплекс PR-инструментов, которые позволяют решать те или иные задачи, связанные с управлением имиджем, репутацией, общественным мнением. Постепенный перенос акцентов в сторону применения нестандартных для коммерческого сектора PR-средств, дающих возможность сформировать преимущества в конкурентной борьбе, обусловлен стремлением не только заинтересовать различные группы общественности, но и добиться как можно более массового воздействия на различные категории социума. Одним из таких PR-инструментов является кинофестиваль, роль которого в деятельности его участников сегодня не ограничивается сферой культуры и искусства. Методологией исследования выступает анализ специфики кинофестиваля как социально-культурного явления, подчеркивается важность кинофестиваля как PR-инструмента, обосновывается его место в PR-кампании. Целью является анализ функции кинофестиваля в отношении различных объектов PR-кампании - авторов произведений киноискусства, территорий, организаций, отдельных личностей и общества в целом. В результате исследуется роль кинофестиваля в формировании конкурентных преимуществ организации. Отдельное внимание уделено PR-инструментам, используемым для продвижения кинофестиваля, применение которых способствует повышению эффективности кинофестиваля как направления событийного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пядышева Тамара Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM FESTIVAL AS A PR TOOL FOR CREATING COMPETITIVE ADVANTAGES OF AN ORGANIZATION

In modern conditions is more clearly evident the dependence of the business of the society, its opinions and preferences, which leads to impact on the success and competitive position of the organization the effectiveness of PR tools used by organizations to achieve certain goals. Today, organizations use an increasingly diverse range of PR tools, allowing to solve those or 7other purposes related to the management of image, reputation, public opinion. The gradual shift of emphasis towards the use of non-standard for the commercial sector PR tools that allow to form competitive advantages is due to the desire not only to interest different groups of the public, but also to achieve the most massive impact on different categories of society. One of these PR tools is the film festival, whose role in the activities of its participants today is not limited to the sphere of culture and art. Analysis of the specifics of the film festival as a socio-cultural phenomenon, emphasizes the importance of the film festival as a PR tool, justifies its place in the PR-campaign. Purpose: the functions of the festival in relation to various objects of PR-campaign - authors of works of cinema, territories, organizations, individuals and society as a whole are analyzed. As a result, the role of the film festival in the formation of competitive advantages of the organization is studied. Special attention is paid to PR tools used to promote the festival, the use of which contributes to the effectiveness of the festival as a direction of event marketing.

Текст научной работы на тему «КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК PR-ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ»

Пядышева Т. Г. Кинофестиваль как PR-инструмент формирования конкурентных преимуществ организации // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 101-108.

Pyadysheva T. G. Film festival as a PR tool for creating competitive advantages of an organization. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 101-108. (In Russ.)

УДК 659.15

Т. Г. Пядышева

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов, Россия

КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК PR-ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ

Пядышева Тамара Геннадиевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и реклама».

E-mail: ms. TamaraEKC@gmail.com

В современных условиях всё более явно проявляется зависимость бизнеса, его мнения и предпочтений от общества, что обусловливает влияние на успех и конкурентные позиции организации эффективности PR-средств, используемых организациями для достижения тех или иных целей. Сегодня организации используют всё более разнообразный комплекс PR-инструментов, которые позволяют решать те или иные задачи, связанные с управлением имиджем, репутацией, общественным мнением. Постепенный перенос акцентов в сторону применения нестандартных для коммерческого сектора PR-средств, дающих возможность сформировать преимущества в конкурентной борьбе, обусловлен стремлением не только заинтересовать различные группы общественности, но и добиться как можно более массового воздействия на различные категории социума. Одним из таких PR-инструментов является кинофестиваль, роль которого в деятельности его участников сегодня не ограничивается сферой культуры и искусства. Методологией исследования выступает анализ специфики кинофестиваля как социально-культурного явления, подчеркивается важность кинофестиваля как PR-инструмента, обосновывается его место в PR-кампании. Целью является анализ функции кинофестиваля в отношении различных объектов PR-кампании — авторов произведений киноискусства, территорий, организаций, отдельных личностей и общества в целом. В результате исследуется роль кинофестиваля в формировании конкурентных преимуществ организации. Отдельное внимание уделено PR-инструментам, используемым для продвижения кинофестиваля, применение которых способствует повышению эффективности кинофестиваля как направления событийного маркетинга.

Ключевые слова: связи с общественностью, PR-кампания, кинофестиваль, спонсорство, конкурентные преимущества, продвижение.

T. G. Pyadysheva

Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia

FILM FESTIVAL AS A PR TOOL FOR CREATING COMPETITIVE ADVANTAGES OF AN ORGANIZATION

Pyadysheva Tamara G. — Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Management, Marketing and Advertising.

E-mail: ms.TamaraEKC@gmail.com

In modern conditions is more clearly evident the dependence of the business of the society, its opinions and preferences, which leads to impact on the success and competitive position of the organization the effectiveness of PR tools used by organizations to achieve certain goals. Today, organizations use an increasingly diverse range of PR tools, allowing to solve those or 7other purposes related to the management of image, repu-

tation, public opinion. The gradual shift of emphasis towards the use of non-standard for the commercial sector PR tools that allow to form competitive advantages is due to the desire not only to interest different groups of the public, but also to achieve the most massive impact on different categories of society. One of these PR tools is the film festival, whose role in the activities of its participants today is not limited to the sphere of culture and art. Analysis of the specifics of the film festival as a socio-cultural phenomenon, emphasizes the importance of the film festival as a PR tool, justifies its place in the PR-campaign. Purpose: the functions of the festival in relation to various objects of PR-campaign — authors of works of cinema, territories, organizations, individuals and society as a whole are analyzed. As a result, the role of the film festival in the formation of competitive advantages of the organization is studied. Special attention is paid to PR tools used to promote the festival, the use of which contributes to the effectiveness of the festival as a direction of event marketing.

Keywords: public relations, PR-campaign, film festival, sponsorship, competitive advantages, promotion.

Существование современного кинематографа как уникального культурного явления, отражающего состояние социума, невозможно представить без проведения кинофестивалей. Канны, Берлин, Карловы Вары, Венеция, Москва, Чикаго уже давно ассоциируются у общественности с кинематографом. Как и любой вид фестиваля, являющегося инструментом ивент-маркетинга, кинофестиваль представляет собой достаточно многогранное мероприятие, в рамках которого становится возможным объединить множество представителей кинематографа, продюсеров, СМИ, инвесторов и других заинтересованных лиц, воплотить различные идеи и решить те или иные задачи [2, c. 43].

Практика проведения крупнейших кинофестивалей показывает, что подобное событие является мощным инструментом PR, причем сама PR-кампания может быть направлена на различные объекты.

Во-первых, кинофестиваль — это способ организации конкурентной борьбы авторов произведений киноискусства, результатом которой является общественное признание, сопровождающееся вручением призов (гран-при, приза зрительских симпатий и др.). При этом получение приза не только является средством признания личных заслуг авторов того или иного кинофильма, но и создает дополнительную ценность самому кинопродукту, а следовательно, значительно повышают его шансы на успех в последующем прокате. Несомненно, бывают случаи, когда удостоившееся награды на кинофестивале произведение не находит желаемой реакции у широкой аудитории, тем не менее имеющие награду фильмы более привлекательны для фирм, осуществляющих прокат кинолент.

Во-вторых, кинофестиваль является средством поддержания благоприятной среды той территории, на которой осуществляется его проведение, и формирует соответствующий имидж места [11, c. 63]. В этом смысле кинофестиваль становится тем событийным поводом, который позволяет выстроить в сознании общественности ассоциации, связывающие сам фестиваль и место его проведения. Проведение кинофестивалей привлекает не только дополнительные ресурсы на территорию его проведения, но и позволяет в дальнейшем создать основу для формирования других продуктов, которые данная территория может предложить своим потребителям. Несомненно, за многими территориями закрепился имидж родины кинофестивалей, как, например, за Каннами, Венецией, Берлином. Вместе с тем различные категории общественности, ежегодно привлекаемые к месту проведения кинофестивалей и нацеленные на то, чтобы тем или иным образом приобщиться к данному событию, имеют возможность ознакомиться и с другими значимыми для территории мероприятиями, расположенными на ней культурно-историческими объектами, ее инфраструктурой.

В-третьих, участие различных компаний, организаций в качестве спонсоров кинофестиваля наряду с представителями СМИ способствует созданию благоприятного образа данных компаний в глазах общественности и потребителей, демонстрирует социальную ответственность бизнеса [6, c. 59]. Решение задачи формирования положительного имиджа орга-

низации, выступающей спонсором кинофестиваля, значительно упрощается, если последний, демонстрируя произведения киноискусства, поднимает социально значимые проблемы. При этом спонсор воспринимается как субъект, понимающий важность решения указанных проблем, разделяющий обозначенную точку зрения на ту или иную проблему, заботящийся не только о будущем успехе своего бизнеса, но и о процветании общества в целом.

В-четвертых, проведение кинофестиваля — инструмент продвижения личного бренда, поскольку его гости имеют возможность напомнить обществу о себе, выразить определенную позицию по той или иной проблеме, затронутой в представленных на конкурс фильмах. Гости кинофестиваля в период его проведения имеют возможность не только ознакомиться с фильмами, включенными в его программу, дать комментарии по той или иной проблеме, но и установить необходимые контакты с представителями значимых для них категорий общественности, создать основу для будущего сотрудничества.

В-пятых, кинофестиваль выступает средством привлечения общественности к социально значимым проблемам (социальному неравенству, состоянию окружающей среды, демографической ситуации и т. д.). Конечно же, данные проблемы рассматриваются через призму тех продуктов киноискусства, которые включены в программу показа. Однако нередко они не только демонстрируют личную позицию создателей фильма по поднятой в нем проблеме, но и отражают сложившиеся общественные тенденции, связанные с той или иной проблемой [1, с. 31]. При этом не имеет значения, имеет ли кинофестиваль узкую направленность либо ориентирован на широкий круг участников.

Наконец, кинофестиваль является частью культурной жизни общества, формируя его отношение к тем или иным проблемам [8, с. 52]. При этом такое отношение складывается за счет ознакомления социума с позицией создателей кинофильмов по тому или иному вопросу, предоставления различным категориям общественности возможности установления обратной связи с авторитетными личностями, участниками кинофестиваля, получения разъяснений со стороны экспертов по той или иной проблеме.

Такая многогранность кинофестивалей как PR-инструмента наряду с недостаточным вниманием к данному явлению со стороны научных кругов актуализирует проблему изучения места кинофестиваля и его роли в PR-кампании организации, направленной на формирование конкурентных преимуществ организации.

В современных условиях практика проведения кинофестивалей стала достаточно распространенной. Сегодня в мире насчитывается более шести тысяч различных кинофестивалей, а в России их уже более 90. Наряду со старейшими кинофестивалями — Каннским (впервые проведен в 1946 году), Венецианским (1934 год), Московским (1935 год), кинофестивалем в Карловых Варах (1946 год), кинофестивалем в Локарно (1946 год), Берлинским (1951 год), Лондонским (1957 год), сегодня получают известность и другие кинофестивали, имеющие различную направленность (в том числе и фестивали жанрового и тематического кино) [9].

Кинофестиваль представляет собой ежегодное мероприятие, на котором показывают новые независимые, недавно отснятые фильмы из разных стран, демонстрируют известные или еще не открытые таланты, привлекая к участию как авторитетных, так и будущих кинорежиссеров — студентов кинематографических вузов [4, с. 90-94].

Как правило, кинофестивали имеют несколько площадок для проведения показов.

Круг целевой аудитории кинофестиваля достаточно разнообразен, как и цели участия. Как правило, кинофестиваль привлекает следующие целевые аудитории:

— зрителей, основная цель которых состоит в ознакомлении с новинками кино;

— актеров, которые могут принимать непосредственное участие в создании фильма, включенного в программу кинофестиваля, или выступать в роли зрителя. Данная катего-

рия нацелена на формирование собственного имиджа, повышение узнаваемости среди режиссеров, спонсоров, а также, если речь идет об актерах, задействованных в фильме, включенном в программу показа, — на продвижение фильма;

— режиссеров, которые могут иметь отношение к демонстрируемым в момент организации конкретного кинофестиваля фильмам или не являться их создателями. Участвующие в кинофестивалях режиссеры стремятся заключить контракт на дистрибуцию, получить положительные отзывы в прессе на представляемый на фестивале фильм, показать качественную актерскую игру и режиссуру, установить полезные контакты, получить отзывы от поклонников кино;

— продюсеров, основная цель которых заключается в поиске наиболее выгодного для инвестирования проекта;

— спонсоров, представляющих собой организации или отдельных лиц, осуществляющих финансовую поддержку, субсидирование кинофестивалей в собственных интересах. В качестве интересов спонсора может рассматриваться его реклама, в том числе реклама предлагаемого им продукта (товара, услуги), позволяющая повысить его узнаваемость, демонстрация социальной ответственности бизнеса, установление необходимых контактов с другими участниками;

— представителей СМИ. Как правило, являются аккредитованными участниками кинофестиваля, цель которых состоит в информационном освещении данного события в выгодном для издания свете, позволяющем повысить его тираж;

— фирм, осуществляющих прокат фильмов, нацеленных на поиск наиболее выгодных для последующего проката проектов, в частности призеров кинофестиваля;

— представителей органов государственной власти, являющихся официальными лицами, представляющими территорию — место проведения кинофестиваля и осуществляющими непосредственное управление территориальным развитием; нацеленных на привлечение в место проведения кинофестиваля дополнительных финансовых ресурсов;

— туристов, которые могут не иметь четких целей посещения кинофестиваля, однако при возникновении такой возможности переходят в категорию зрителей [2, с. 43].

Почему же кинофестивали следует рассматривать как часть PR-кампании, направленной на формирование конкурентных преимуществ организации и укрепление позиций ее бренда?

Конкурентное преимущество организации следует рассматривать как актив, обеспечивающий ей определенную степень превосходства над конкурентами. При этом с учетом сущности PR как науки и искусства формирования благоприятного образа компании посредством управления информацией между организацией и общественностью кинофестиваль можно рассматривать как ивент-событие, участие в проведении, спонсорстве которого может способствовать формированию благоприятного образа компании в глазах различных целевых групп.

При этом кинофестиваль является площадкой, объединяющей различные целевые группы потребителей и группы влияния, что повышает его ценность как PR-инструмента формирования конкурентных преимуществ организации. Данный факт объясняется многофункциональностью кинофестиваля как PR-инструмента.

Во-первых, кинофестиваль показывает тенденции современного кинематографа, задает моду на киноискусство. Ярким примером является Каннский кинофестиваль, который стал площадкой премьерного показа многих фильмов, получивших, по мнению кинокритиков, статус шедевров европейского кинематографа.

Во-вторых, кинофестиваль предоставляет возможность привлечь внимание заинтересованных лиц к конкретному жанру кино. Например, как Международный кинофестиваль социально ориентированных короткометражных фильмов и социальной рекламы «Лампа», прово-

димый в Перми с 2014 года. Посетив площадку данного формата, на которой представлены работы начинающих и профессиональных кинематографистов, можно ознакомиться с реальными историями решения социальных проблем, а также принять участие в их решении.

В-третьих, программа многих кинофестивалей включает в себя образовательную составляющую и предполагает реализацию учебно-информационных программ, организацию конференций для студентов, местных жителей, проведение практических семинаров и мастер-классов по написанию сценариев, актерской игре и т. д. Представители профессиональной киносреды благодаря таким мероприятиям имеют возможность не только поделиться опытом, но и напомнить о себе общественности посредством освещения данных мероприятий в СМИ. Кроме того, популярной тенденцией при проведении кинофестивалей становится интеграция новых медийных технологий и показ последних новинок в области цифровой технологии и мобильного контента. Современные кинофестивали часто выступают и площадкой для проведения круглых столов. Участие в них режиссеров наряду с другими специалистами киноиндустрии позволяет им представить свои проекты, а также пообщаться с профессионалами кинобизнеса в узком кругу.

В-четвертых, режиссер благодаря своеобразной предпоказной рекламе своего фильма на кинофестивале может получить контракт на дистрибуцию.

В-пятых, именно на кинофестивале режиссеру предоставляется возможность продемонстрировать общественности собственную позицию по какой-либо проблеме. В этом отношении особенно интересны кинофестивали авторского кино (например, Всероссийский кинофестиваль авторского короткометражного кино «Арткино», Международный кинофестиваль авторского кино «Киноликбез» и др.).

Наконец, как уже отмечалось выше, кинофестиваль является формой конкурентной борьбы создателей фильмов, которые имеют возможность получить на фестивалях признание профессионального сообщества, отмеченное наградами, призами, и общественное признание, любовь зрителей. При этом вне зависимости от итогов данной борьбы режиссер заявляет о себе и может быть замечен спонсорами, продюсерами и другими участниками фестиваля.

Следовательно, кинофестиваль является площадкой, на которой цели демонстрации произведений киноискусства совпадают с целями традиционных мероприятий по связям с общественностью:

— продвижение произведений киноискусства в России и за рубежом;

— создание партнерских отношений между кинематографистами и мастерами киноискусства со всего мира;

— разрушение мифов и стереотипов о той или иной проблеме;

— привлечение кинопроизводителей к объективному отражению проблем современной действительности;

— содействие кинематографистам в реализации оригинальных идей и проектов;

— создание благоприятных условий для творческого сотрудничества кинопроизводителей [5, с. 53].

Становится очевидным, что кинофестиваль можно рассматривать как часть PR-кампании. Однако для того чтобы кинофестиваль стал действенным PR-инструментом, позволяющим решать упомянутые выше задачи, необходимо разработать эффективную концепцию продвижения фестиваля. Анализ практики проведения крупнейших зарубежных и отечественных фестивалей свидетельствует о том, что для их продвижения используется широкий арсенал средств, в том числе и PR-средства.

Важное место среди PR-инструментов продвижения кинофестиваля занимают интернет-коммуникации. Распространенность и эффективность их применения обусловлена широким охватом аудитории, интерактивностью взаимодействия с целевым сегментом, доступностью

информации и ее многообразием и другими преимуществами коммуникационного интернет-пространства. Многие кинофестивали имеют свой сайт. Например, сайт известного во всем мире Каннского кинофестиваля содержит информацию о фестивале, его истории, архивные данные, в том числе отчеты о проведенных мероприятиях и архивы пресс-релизов. Специальный раздел сайта посвящен упоминанию фестиваля в медиапространстве. На интернет-ресурсе также представлена информация о предстоящем фестивале, предусмотрена форма для получения аккредитации, организованы ссылки на сайты партнеров фестиваля, что можно рассматривать как инструмент совместного брендинга. Наряду с сайтом в качестве PR-средств продвижения кинофестивалей всё большее распространение получают социальные сети. В известных социальных сетях — Facebook, Instagram, «ВКонтакте» — существуют группы, посвященные Каннскому, Венецианскому и многим другим кинофестивалям.

Помимо интернет-коммуникаций продвижению кинофестивалей способствует паблисити, реализуемое как сообщение новостей или комментариев в прессе. Так, известные всему миру кинофестивали регулярно упоминаются в различных журналах с целью привлечения внимания общественности к самим событиям либо их тематике, особенно если они затрагивают социально значимые проблемы.

Несомненно, продвижению и повышению узнаваемости кинофестивалей способствует корпоративная символика, сопровождающая все коммуникационные средства, с помощью которых организаторы кинофестивалей обеспечивают их присутствие во внешней среде. Корпоративная символика кинофестивалей выступает частью их корпоративной атрибутики, отражением культуры данных мероприятий, начиная от веб-сайта, визиток, буклетов, календарей, программ, афиш и заканчивая оформлением мест проведения фестивалей и главных призов. Например, символом и одновременно наградой Каннского кинофестиваля является «Золотая пальмовая ветвь», Берлинского кинофестиваля — «Золотой медведь», Венецианского кинофестиваля — «Золотой лев».

Отдельную группу мероприятий, способствующих продвижению кинофестивалей, составляют многообразные PR-акции, которые не только преследуют традиционные для связей с общественностью цели, но и выступают мощным средством манифестации социально важных проблем. Традиционными для PR-акций целями являются: установление доверительных отношений с окружением, достижение взаимопонимания и согласия объекта PR-акции и среды, публичная демонстрация и продвижение идей, расширение сферы влияния в обществе, формирование корпоративной культуры, положительного отношения к объекту (фирме, личности, событию). Что касается манифестации социально значимых проблем, то такая цель достигается посредством показа фильмов, имеющего на отдельных кинофестивалях специальную программу определенной тематики, а также выступлений знаменитых личностей, дающих оценку самому событию и продуктам киноиндустрии.

Проводимые в рамках кинофестивалей PR-акции достаточно многообразны.

Важнейшей из них выступает церемония открытия, предполагающая привлечение различных категорий общественности — представителей органов государственной власти, деятелей культуры и искусства, СМИ, инвесторов, бизнесменов, общественных деятелей. Участие представителей органов государственной власти в церемонии открытия кинофестивалей придает им некую официальность и особую значимость, создает дополнительные возможности для сотрудничества организаторов кинофестиваля, представителей бизнес-сообществ с органами власти.

Следует отметить, что определение состава приглашенных на кинофестиваль лиц, включая членов жюри, является весьма значимым фактором с точки зрения обеспечения заинтересованности работников СМИ в освещении самого события — кинофестиваля, а также с позиций определения уровня расходов на его проведение.

Подготовка и проведение церемонии открытия кинофестиваля является достаточно сложным процессом, в ходе которого необходимо разработать программу кинофестиваля, обеспечить ее тиражирование и распространение, подготовить сценарий церемонии открытия, разработать концепцию сообщений рекламно-информационного характера, создать необходимые рекламные материалы и обеспечить их распространение среди групп общественности, а также участие в событии представителей СМИ с последующим его освещением, создать необходимые условия работы для аккредитованных лиц.

В качестве PR-акций, способствующих продвижению кинофестивалей, также можно выделить конференции и пресс-конференции, которые являются комплексным коммуникационным средством, предполагающим проведение церемонии открытия, выставок, презентаций, деловых встреч, посещение различных объектов, подготовку и предоставление работникам СМИ информационно-рекламных материалов и т. д. Организация пресс-конференций выступает одним из наиболее распространенных и эффективных способов организации связей с общественностью и передачи ей необходимой информации через посредника, роль которого в данном случае выполняют пресса и другие СМИ. Пресс-конференции, организуемые в рамках кинофестивалей, могут не только напомнить общественности о проведении фестиваля, но и представить его концепцию, актуализировать ту или иную проблему, если кинофестиваль имеет тематическую направленность, способствовать установлению контактов организаторов, спонсоров и других причастных к событию лиц со значимыми для них группами общественности.

Среди PR-акций отдельного внимания заслуживает презентация фильма, которая может проводиться и как самостоятельная акция, и в сочетании с другими мероприятиями по связям с общественностью. Основная цель показа фильма состоит в эффективной передаче информации о том или ином объекте презентации и обеспечении всесторонней поддержки со стороны контактной аудитории.

Цель презентации может быть конкретизирована в необходимости решения задач:

— формирования у общественности потребности в кинофильме;

— формирования у потенциальных потребителей фильма начального уровня знаний о его содержании и характеристиках;

— оказания потребителю квалифицированной помощи в оценке продукта киноиндустрии (показ трейлера, тизера) и окончательном выборе;

— формирования у потенциальных потребителей желания приобрести именно данный кинопродукт у представляющей его фирмы;

— стимулирования сбыта;

— формирования у контрагентов, в том числе осуществляющих последующий прокат кинолент, образа надежного партнера по бизнесу;

— привлечения дополнительных спонсоров;

— формирования у различных групп общественности определенного имиджа кинофестиваля и благожелательного отношения к нему.

В продвижении кинофестивалей также широко применяются публичные выступления, позволяющие установить необходимые коммуникации с общественностью. Они могут быть самостоятельным PR-средством либо представлять собой элемент комплекса PR-мероприятий. Одним из преимуществ публичных выступлений является их возможность добиться более мощного воздействия одновременно на несколько категорий общественности за более короткий промежуток времени по сравнению с длительной во времени PR-кампанией. Данный факт обусловлен тем, что публичные выступления заранее настраивают публику на атмосферу открытости и благожелательности, предоставляя ей возможность получить информацию из первых рук, комментарии профессионалов,

установить обратную связь с авторитетными лицами в режиме вопрос-ответ. Именно авторитетность публичных выступлений привлекает к ним различные категории общественности, в том числе и представителей СМИ, которые затем становятся источниками распространения информации среди более широких слоев общественности.

В качестве основных целей публичного выступления в продвижении кинофестивалей можно выделить информирование общественности о самом мероприятии, улучшение взаимопонимания с некоторыми категориями общественности по отдельным вопросам, корректировка общественного мнения в отношении самого кинофестиваля, характеристик кинофильмов, планируемых к показу, и других аспектов проведения кинофестивалей.

Разумеется, PR-акции, используемые в продвижении кинофестивалей, не ограничиваются перечисленными средствами и могут быть реализованы посредством использования других инструментов, например таких, как воркшопы, брифинги, интервью, форумы и др.

Можно заключить, что вот уже более полувека кинофестивали способствуют повышению интереса к кинематографу, задают тенденции в киноискусстве, привлекают внимание общественности к социально значимым проблемам, демонстрируют авторскую позицию создателей произведений киноискусства. Они становятся площадкой для обмена идеями, опытом, получения новых знаний в области киноиндустрии. Участие в кинофестивале — это важное событие в карьере любого режиссера, способ заявить о себе, продвинуть свой проект. Как часть PR-кампании, кинофестиваль позволяет сформировать мнение общественности о представителях киноиндустрии, тех или иных общественных проблемах, развеять определенные стереотипы относительно тем, затрагиваемых в представляемых на фестивале кинофильмах.

Наряду с известными и признанными кинофестивалями появляются новые, чаще узконаправленные кинофестивали, что говорит об интересе профессионалов киноиндустрии к продвижению и формированию в массовом сознании тех или иных проблем.

Библиографический список

1. Байкова И. А. Особенности связей с общественностью в современных маркетинговых коммуникациях // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 30-35.

2. Белозерова Ю. М. Роль медиаискусств в развитии туризма и экономики регионов // Наука и телевидение. 2017. Т. 13, № 3. С. 43-56.

3. Вигуро О. В. Кино: маркетинг и высокий концепт // Молодой ученый. 2017. № 6. С. 237-239.

4. Головецкий Н. Я., Туманов А. И. Кинофестивали как фактор развития социальной инфраструктуры и туристической привлекательности региона // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 1. Экономика и управление. 2017. № 3. С. 90-94.

5. Канзычакова Д. Д. Понятие и сущность PR // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Кафтанова. 2017. № 21. С. 53-56.

6. Козьякова Д. Н. Фестивальные спонсоры и целевые аудитории кинофестивалей — кто они? // Материалы Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году рос. кино: в 3 ч. СПб., 2017. Ч. 1. С. 59-62.

7. Куделина Е. А. Новые тенденции в современном кинематографе // Власть. 2017. Т. 25, № 8. С.206-208.

8. Левочкина Н. А. Международное кинофестивальное движение: основные виды и особенности // Экономика и социум. 2015. № 3-2. С. 52-79.

9. Официальный сайт компании «Мир фестивалей» [Электронный ресурс]. URL: http://mirfest.com/ (дата обращения: 15.10.2020).

10. Пименова Ж. В., Старскя М. В. Событийный PR как средство формирования имиджа компании // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 191. С. 110-111.

11. Рыжкова А. И. Брендинг территории на основе проведения кинофестиваля // Материалы Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году рос. кино: в 3 ч. СПб., 2017. Ч. 1. С. 63-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.