Научная статья на тему 'Кино и молодежь'

Кино и молодежь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7582
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНО / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пензин С. Н.

Основная часть зрителей современных кинотеатров и покупателей DVD-дисков школьники, студенты и те, кому еще нет двадцати пяти. Помнят ли об этом кинематографисты? Чем радуют своих юных поклонников? Предлагаю совершить экскурсию в прошлое и настоящее экранного искусства, в его ближайшее будущее и проследить судьбу «фильма о молодых, фильма для молодых».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кино и молодежь»

Практика медиаобразования

Abstract Dr. Stal Penzin

Cinema and Youth Audience

The screen, as we see, has always given and continues to pay close attention to the younger generation. The author reminds that media now is complex of the press, books, movies and Internet. But, Russian schools basically are still not involved in the real movement of film education. The movies - not just recreation and entertainment, this is virtual life with harsh lessons. Sooner or later we will think about themselves, about their purpose in this world, about society and the country in which we live, about relationships with others. Prince Bolkonsky pondered, "that there is life there is love." Films to look for answers. Do not deprive yourself of affordable fun and profit. Let the movie is a intellectual holiday that is always with us.

Кино и молодежь

С.Н.Пензин, кандидат искусствоведения,

доцент

Основная часть зрителей современных кинотеатров и покупателей DVD-дисков - школьники, студенты и те, кому еще нет двадцати пяти. Помнят ли об этом кинематографисты? Чем радуют своих юных поклонников? Предлагаю совершить экскурсию в прошлое и настоящее экранного искусства, в его ближайшее будущее и проследить судьбу «фильма о молодых, фильма для молодых».

Начало

Потрясающе: в «синема» уже на старте - юные лица. Томас Эдисон в 1893 году снимает самую первую в мире кинокомедию: в дортуаре женского колледжа девицы в ночных рубашках колошматят друг друга подушками. А когда в спальню входит классная дама, одна из нарушительниц спокойствия прячется под кровать. Наставница ее оттуда выдворяет.

В первой программе братьев Люмьеров 1895 года - игровая «фильма» «Политый поливальщик». Сюжет из комикса: усатый садовник поливает цветы, а мальчишка-хулиган становится на шланг. Вода не течет. Садовник недоуменно рассматривает наконечник шланга: что случилось? В тот же момент ему в лицо бьет струя воды: мальчишка с ухмылкой поднял ногу. Садовник гонится за проказником...

Золотая классика «Великого немого» - документальный фильм Дзиги Вертова «Кино-Глаз». 1924 год, НЭП. Девиз Вертова - «жизнь врасплох». На экране - всевозможные бедствия и несчастья: беспризорники, воришка-кокаинист, больные туберкулезом (в то время чахотка была неизлечима), сумасшедшие в психиатрической больнице, валютчики, налетчики, «мокрое дело». Всему этому «дну жизни» противопоставлен пионерский отряд как символ «светлого будущего». Юные москвичи из пионерского лагеря с горном и барабаном шагают в гости к деревенским сверстникам, принимают участие в сельхозработах. Потом вместе с новыми друзьями - на речку. Все сбрасывают пионерскую форму и голышом плавают, прыгают с вышки. Титр: «Кино-Глаз показывает, как надо правильно прыгать». И следом прыжки в воду демонстрируют пловцы постарше. Причем также без плавок, - нравы были свободные.

«Кино-Глаз» - гимн трудному, но счастливому детству. Брат Д.Вертова - Борис Кауфман работал оператором во Франции и снял там один из самых печальных фильмов о школе - «Ноль за поведение». Режиссер Жан Виго посвятил фильм собственному детству, искалеченному взрослыми.

У создателя «Ноля за поведение» печальная судьба. Его отец испанский анархист погиб в тюрьме при загадочных обстоятельствах. Мальчик-сирота воспитывался вдали от матери в школе-интернате. Став взрослым, свои воспоминания о постоянных унижениях и чувстве одиночества в отрочестве Ж. Виго использовал при постановке автобиографической картины «Ноль за поведение». Директор школы там соглашается простить одного из учеников, но требует принести извинения за свой проступок. «Господин учитель, - отвечает мальчик, - я повторю: вы - дерьмо». А потом в дортуаре тот же ученик в окружении детей в ночных рубашках читает прокламацию: «Война объявлена. Долой надзирателей! Да здравствует бунт! Водрузим наше знамя на крыше колледжа. Завтра все с нами. Клянемся забросать старыми книгами, консервными банками, дырявыми башмаками всех, кто явится на праздник». Надо ли удивляться, что фильм был запрещен и вышел на экраны лишь после освобождения Франции в 1945 году. Сейчас на родине Люмьеров самая престижная премия за лучшее кинопроизведение года носит имя Жана Виго.

Наиболее яркое продолжение традиций «Ноля за поведение» - «400 ударов» Ф.Трюффо, которым стартовала французская «Новая волна». В фильме рассказано о школьнике Антуане Дуанеле, который страдает от равнодушия родителей, учителей, окружающего мира. Подумать только, какое беспросветное название: «400 ударов»! Предназначенных кому? Обыкновенному мальчугану, которому жить бы да радоваться. Мирное послевоенное время, Париж, папа с мамой, школа, друзья-приятели.... Но ведь «четыреста ударов». За что, почему?

Потом - уникальный случай в истории кино - режиссер снял взросление героя все с тем же юным Ж.-П.Лео. В короткометражке «Антуан и Колета»

Дуанель - семнадцатилетний юноша, в «Украденных поцелуях» он демобилизуется из армии и начинает работать, в «Семейном очаге» - женится, в «Ускользающей любви» разводится.

У нас о «трудных» подростках - первая отечественная звуковая «фильма» «Путевка в жизнь». Она вышла на экраны в 1931 году, но и сегодня смотрится с интересом и волнением. Впервые на экране показана беда общегосударственного масштаба - страдающее детство. Невиданный напор искренности выделяет «Путевку в жизнь» на фоне остальной откровенно лживой кинопродукции тридцатых годов. Фильм подкупает проблемой, которая актуальна и сейчас: массовая беспризорность. Причем предложено смелое ее решение: не наказание провинившихся подростков, а их перевоспитание. Им предоставлена привилегия, которой в то время напрочь были лишены взрослые: свобода выбора. Фильм имел грандиозный успех не только в нашей стране, но и за рубежом. Во Франции и Великобритании согласились издать «Педагогическую поэму» А.Макаренко только под названием «Путевка в жизнь». В 1932 году картина удостоена приза 1-го Международного кинофестиваля в Венеции. Ее постановщик Н. Экк в 1952 году приезжал в Воронеж, я сопровождал его во время выступлений о кино в клубах и Дворцах культуры. Именно на его лекции впервые увидел фрагменты из «Броненосца «Потемкина» и других наших киношедевров.

О проблемах взрослой молодежи двадцатых годов прошлого века -наши лучшие немые комедии «Закройщик из Торжка» (1925, реж. Я.Протазанов), «Папиросница из Моссельпрома» (1924, реж. Ю.Желябужский), «Девушка с коробкой» (1927, реж. Б.Барнет). Обратите внимание: в названиях указание на профессию молодых героев. Это не случайно: для молодых того времени главное - иметь постоянную работу, средства к существованию.

«Я к вам травою прорасту»...

Один из самых ярких фильмов о молодежи 1960-х - «Застава Ильича» М.Хуциева по сценарию поэта и кинематографиста, чье имя связано с воронежской землей, - Геннадия Шпаликова. Мой сокурсник поэт и краевед В.Кириченко в статье «Из семьи Переверткиных» делился итогами своих поисков: «Оказывается, Геннадий Шпаликов - сын Людмилы Никифоровны Переверткиной, последней из семьи Переверткиных, родившейся в 1918 году в Таловой. Конечно, Геннадий знал Таловую, где родилась его мать и погибли от рук белогвардейцев дедушка Никифор Степанович и тетя Мотя...».

Гена мечтал стать офицером, как погибший в войну отец. Но в Киевском суворовском училище на батальонных учениях повредил ногу. Был принят во ВГИК в сценарную мастерскую нашего земляка Е. Габриловича, который потом вспоминал: «В 1956 году во ВГИКе появился студент, сразу же очаровавший всех. Он был очень юн, всем приятен и мил обаянием, «суворовской» подтянутостью, доброжелательностью и явной талантливостью. Жизнь в ту пору была к нему необычайно нежна и приветлива. И он отвечал ей тем же».

Еще бы! По сценариям студента на киностудиях было запущено в производство пять фильмов молодежной тематики! «Трамвай в другие города» (реж. Ю.Файт) и «Звезда на пряжке» (реж. В. Туров) благополучно дошли до экрана. Дальше, как в античном театре, на арену выходит злой рок. Во время съемок фильма «Причал» один из двух режиссеров покончил с собой. Работа над картиной была навсегда остановлена. Геннадий тяжело переживал, хотя сам он вскоре прославился на весь мир.

Люди моего поколения помнят шумиху вокруг фильма «Застава Ильича». Картину и хвалебную статью о ней В.Некрасова подсунули Хрущеву. Тот разнес их в пух и прах, а заодно и всю молодую творческую интеллигенцию. М.Хуциева вынудили частично переснять фильм, изменить название на «Мне двадцать лет». В 1965 году на МКФ в Венеции новый вариант завоевал «Серебряного Льва». Правдивый фильм о молодых современниках мог бы открыть новое направление в отечественном кино, принципиально его изменить. Мог бы, но выпал из нашей тогдашней жизни. Когда он добрался до экранов, его время безвозвратно ушло, с «оттепелью» было покончено.

Мои сверстники должны помнить нашу тогдашнюю апатию, пассивность, покорность, склонность к самообману, готовность обольщаться пропагандистскими иллюзиями. Фильм рассказал о трех друзьях - Сереге, Кольке Фомине и Славке (В.Попов, Н.Губенко, С.Любшин), создавших вокруг себя, в океане хаоса и чудовищной бессмыслицы, островок нормальных человеческих отношений. Они отважились на независимость суждений, когда от всех требовалось слепое послушание. Появление такого смелого фильма было чудом; он доказал, что новое поколение формируется не благодаря трескучему казенному воспитанию, а вопреки ему.

Излюбленный прием Шпаликова - показывать молодого или юного человека в переломный для него период. Вначале Сергей предстает несколько флегматичным. Даже секс подан как нечто обыденное (это в те-то времена!). Познакомился с девушкой, и та в первый же вечер привела к себе домой - ну и что? Эпизод запомнился первым снегом, которым любуется Сергей из окна чужой квартиры рано поутру. Потом - встреча с Аней (М.Вертинская) -девушкой, которая выбивается из привычного с детства круга людей. И всё по-другому. Сергей начинает медленно меняться. Привычки не срабатывают, приходится до всего доходить своим умом. Стали хрестоматийной классикой вечер поэзии в Политехническом, разговор с отцом Ани о смысле жизни, знаменитый спор о картошке. На вечеринке один из гостей (в этой роли юный А.Тарковский) обвинит Сергея в квасном патриотизме. Сергей будет стоять на своем: «Я отношусь серьезно к революции, к песне «Интернационал», к тридцать седьмому году, к войне, к солдатам, и живым и погибшим, к тому, что почти у всех вот у нас нет отцов, и к картошке, которой мы спасались в голодное время...» Догадываюсь, что Сергей сомневался в собственной правоте, растерялся, был вынужден просить совета у тени убитого на фронте

отца. Как Гамилет. «Надо жить», - ответит отец-солдат. «Да. А как? Как?» «Сколько тебе лет?» - спросит отец. «Двадцать три». «А мне двадцать один. Как я могу тебе советовать?».

Виртуальная встреча сына с убитым на войне отцом и послужила причиной скандала. «Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей, - завопил Хрущев. - Можно ли представить, чтобы отец не ответил на вопрос сына, как найти правильный путь в жизни? А сделано так неспроста. Детям хотят внушить, что их отцы не могут быть учителями в их жизни.. Молодежь сама без советов и помощи старших должна, по мнению постановщиков, решать, как ей жить. Но не слишком ли вы хватили через край?» [Сов.культура. 12.03.1963].

Невзирая на катастрофу с «Заставой Ильича», вундеркинд был нарасхват. По сценарию Шпаликова-студента Г.Данелия поставил одну из лучших наших молодежных комедий «Я шагаю по Москве» с юным Никитой Михалковым в главной роли, а В.Туров - один из самых любимых моих фильмов о трудном военном и послевоенном отрочестве «Я родом из детства». С молодым кинодраматургом сотрудничали Л.Шепитько («Ты и я»), С.Урусевский («Пой песню, поэт») и другие видные режиссеры.

Обратите внимание на сходство названий: «Я шагаю.», «Я родом.», «Ты и я», «Мне.». Г.Шпаликов стремился говорить о молодежных проблемах от первого лица. Смысл кино он видел не в занимательных историях, а в выражении собственных размышлений, ощущений. Он был поэтом, в фильмах звучали песни на его стихи. Г. Шпаликов работал в «поэтическом кино» и как режиссер, поставив в 1966 году по собственному сценарию «Долгую счастливую жизнь». Фильм - словно манифест нового молодежного кинематографа с его правдивостью и раскованностью драматического повествования, композиционной непринужденностью.

Воодушевленный блестящим стартом, Г.Шпаликов мечтал работать в авторском кинематографе. Он писал сценарий за сценарием. Но все отвергалось. «Оттепель» сменилась «заморозками». Г.Шпаликов

приспосабливаться не пожелал. Тридцать пять лет назад, когда ему только-только исполнилось тридцать семь, покончил с собой. То была невосполнимая потеря для отечественного кино, Геннадий это знал:

«Я к вам травою прорасту, Попробую к вам дотянуться, Как почка тянется к листу Вся в ожидании проснуться».

«Вы были слишком богаты»

Современных фильмов о молодежи не счесть. На любой вкус: от заигрывания с «поколением Х» и потакания укладу его жизни - до полного отрицания. Способно ли кино показывать «племя младое и незнакомое» не только таким, каково оно сегодня, но и каким может стать в ближайшем

будущем? Дело в том, что школа (средняя и высшая) остается надежным инструментом для передачи информации, т.е. знаний. А вот с воспитанием тинэйджеров, мягко говоря, сложнее. Педагоги не могут договориться ни о программе воспитательной работы, ни о ее методах. Да и результаты воспитания невозможно замерить, как знания, - с помощью зачетов или экзаменов. Неудивительно, что так заинтриговал меня новый немецкий фильм, в котором проблема вынесена в заголовок: «Воспитатели». В нем все наоборот: «отцы» и «дети» поменялись местами, последние пытаются воздействовать на старших, открыть им глаза на несовершенство современного мироустройства.

В.Шукшин, правдиво показавший не только городскую, но и сельскую молодежь, восторгался: «В городе додумались до простой гениальной мысли: «Все люди - братья». Два симпатичных парня в «Воспитателях» видят, что «братством» в их процветающей демократической стране не пахнет. Петер и Ян решают на свой страх и риск бороться с несправедливостью, «перевоспитывать» богатеньких соотечественников: «Ездим по городу и высматриваем пустые виллы. Мы проникаем туда. Но соль в том, что мы ничего не воруем. Мы только портим мебель. И оставляем записки: «Золотое время кончилось» или «Вы слишком богаты». Чтобы они не чувствовали себя дома в безопасности».

Наивность подобных поступков очевидна. Но режиссер Д.Брюль подчеркивает отказ какой-то части молодых немцев быть бездумными членами общества потребления. Их взгляды проясняет спор с представителем старшего поколения Харденбергом, которого друзья были вынуждены умыкнуть (потом, не причинив вреда, отпустили), т.к. тот случайно оказался свидетелем их «воспитательного мероприятия». Его заработок в год - 3,5 миллиона евро. «И тебя не мучает совесть? - допытываются ребята. - Зачем тебе столько денег? Чтобы скупать дорогие вещи, роскошные машины, виллы, яхты? Лишь бы все вокруг видели, что ты - хозяин жизни? Все, что у тебя есть, ты фактически украл у других». Харденберг защищается: «Я могу позволить себе больше, чем другие, потому что больше работал. Мне вовремя приходили нужные идеи. И к тому же не я один. Такой шанс был у многих, но они не воспользовались». Присоединившаяся к друзьям Юля перебивает: «Но ты мог бы облегчить жизнь другим». А Ян проясняет: «Это суть вашей системы - драть с людей три шкуры, чтобы у них не было времени задуматься». Их идейный противник не сдается: «Многое можно улучшить. Но в целом система останется прежней. В человеческой природе желание быть лучше других. В каждой группе почти сразу появляется лидер. Люди счастливы, когда могут покупать что-то новое».

Прервем этот спор, ибо свои аргументы обе стороны могут приводить до бесконечности. Главное, что нам показали молодых персонажей, способных размышлять. О справедливости, о том, возможно ли равенство. «О чем ты мечтала?» - спросит Ян у Юли. «Мне хотелось быть свободной, как птица», -ответит девушка. «Этого хочет каждый второй, но идет на компромиссы, -возражает юноша - Ты загляни к ним в квартиры, где они сидят в апатии возле

«ящиков». Зомби рассказывают им о счастье, которого у них нет». Молодые бунтари из «Воспитателей», невзирая на многие свои наивные поступки, зомбированию не поддадутся. Они хотят самостоятельно решать проблемы, перед которыми их сверстники пасуют и сдаются.

Отцы и дети

О кинематографе ближайшего будущего легко судить по программам последнего XXXI Московского международного кинофестиваля. Он был юбилейный, - отмечал свое пятидесятилетие (вначале проводился раз в два года). Раньше не менее трети фильмов, показанных в Москве, выпускалось на экраны. Теперь - увы - часто приходится лишь читать репортажи о фестивальных просмотрах и облизываться, как лисица на виноград в басне Крылова. Но нынче в приветствии фестивалю Министр культуры РФ А.Авдеев заверил: «Многие из фестивальных фильмов появятся в нашем прокате и обогатят наше знание о мире и о себе». А коли так, - посмотрим, как молодежная тематика отражена в мировом кинопроцессе.

Если судить по нынешнему Московскому фестивалю, каждый третий фильм в мире затрагивает жгучие проблемы подрастающего поколения. На первом месте среди них - семья и школа. С нетерпением ждем новую работу К.Муратовой «Мелодия для шарманки» о том, как оставшиеся после смерти матери сводные брат и сестра отправляются на поиски своих отцов в большой город. И, конечно, хочется увидеть «Белую ленту» австрийца М.Ханеке, которого помним по фильмам «Видео Бенни», «Забавные игры», «Пианистка». Действие новой его картины происходит в немецкой деревне в канун Первой мировой войны; в центре сюжета - подростки из хора и их родители.

Символично название фильма А.Кхана из Индии: «Дети как звезды на земле». В нем грустная история о восьмилетнем Ишане, которого родители и учителя относят к слабоумным бездарям. А тот просто больше всего на свете любит рисовать - рыб, котов, собак. Лишь учитель рисования в интернате понял, что мальчика отличает от остальных детей настоящий художественный дар.

Французский фильм с отчаянным названием «Либо умру, либо выживу» заставляет вспомнить ленты Ж.Виго и Ф.Трюффо. Главному герою 15 лет, родители развелись, подросток предпочел остаться с матерью. У него нет друзей, в новой школе он чувствует себя изгоем, а мать не знает, как помочь сыну.

Финские кинематографисты Ю.Таскинен и П.Саарио для картины «Сергей-целитель» пять лет вели кинонаблюдение за юношей Сергеем в карельской деревушке. Мы увидим, как постепенно он взрослеет, учится строить лодки, охотиться, соблюдать древние традиции.

Действие в венгерской картине «Выходка» (реж. П.Гардош) происходит в 1912 году в католической школе. Классный руководитель 7 класса отец Золтан переживает за судьбу брата, имевшего несчастье оказаться на борту «Титаника»

в его единственном рейсе. Над почувствовавшими запах свободы учениками начинает измываться молодой и амбициозный отец Вейгль. Он жестоко наказывает детей за самые, казалось бы, незначительные проступки.

Современная школа предстает и в шведском фильме «Добровольно-принудительно» (реж. Р.Остлунд). Подружки-одноклассницы спешат приобщиться к взрослой жизни, а молодой учитель пытается помочь одному из учеников, над которым издевается другой преподаватель.

Легко ли быть молодым?

В фильмах Н.Досталя всегда отличающиеся от окружающих молодые люди (эдакие «белые вороны») попадают в необычные обстоятельства. Помните «Облако-рай», «Коля - перекати поле», телесериал «Штрафбат»? В новой картине «Петя по дороге в царствие небесное» городской дурачок вообразил, что он милиционер, поборник справедливости и порядка, к тому же и инспектор ГАИ. А на дворе - роковой март 1953-го, когда почил бессмертный носитель невиданной власти.

Судя по программам Московского МКФ, одна из главных молодежных проблем - поиски работы, а заодно и смысла жизни. Марта, героиня итальянской картины «Вся жизнь впереди» (реж. П.Вирци) блестяще защитила диссертацию по философии и бросилась искать, где можно трудиться по специальности. Но все собеседования заканчиваются многообещающим «Мы вам позвоним.» Бесконечные споры о смысле жизни, дружбе и любви ведут закадычные друзья Дока и Бонза в фильме «Раки» (реж. И.Черкелов), А вскоре, клюнув на возможность заработать легкие деньги, становятся марионетками в борьбе двух криминальных авторитетов. В другой болгарской ленте «Портнихи» (реж. Л.Тодоров) три молоденькие швеи Дора, Елена и Катя приезжают в Софию, мечтая о карьере моделей. Но модельный бизнес требует быть не слишком щепетильными в вопросах морали. Елена и Дора отправляются работать в мясную лавку, а Кате «повезло»: она становится любовницей сутенера.

Проблемы «Война и молодежь» лучше бы не существовало. Но, к сожалению, она есть, и кинематографисты на нее откликаются. В «Метастазах» (реж. Б.Шмидт) детство Филиппа прошло под звуки ковровых бомбардировок на раздираемых страстями Балканах. И вот он вновь приезжает в Загреб. Война окончена, но разгребать ее последствия придется еще долго.

В.Бурдули в основу сюжета фильма «Зона конфликта» положил реальные события, происходившие в Грузии в 1990-х годах. Герои картины - тбилисский парень Гоглико и снайпер из Сухуми Спартак, волею судьбы оказавшиеся попутчиками по дороге в Горный Карабах.

Юную личность всегда привлекает экзотика, «небывальщина», все, что ярко выделяется на сером фоне будней. Действие фильма «Красота» (реж. Т.Гото) начинается в японской деревушке в канун Второй мировой войны. Ханджи, ученик гравера по дереву, может часами восторгаться игрой Юкио -

звезды юношеского театра Кабуки и однажды решается тоже обучиться этому мастерству. Юноша соглашается сыграть женскую роль. С началом войны Ханджи и Юкио приходится отправиться на фронт.

Само собой на первом месте у молодых - любовь. Из обильного количества фильмов на эту тему мне не терпится встретиться с новой работой 83-летнего классика кино Анджея Вайды «Аир». Как всегда он рассказывает нам печальную историю: романтические свидания влюбленных на берегу реки заканчиваются трагедией. Еще один польский режиссер, чьи фильмы стали сенсацией 31 Московского МКФ, - Ежи Сколимовский. Его появление в Москве сравнивали с реабилитацией таких «предателей социализма», как Милош Форман, Роман Поланский, Душан Макавеев. Две первые ленты Сколимовского «Внешние приметы» («Рысопис») и «Вальковер» объединены одним героем, которого когда-то сыграл сам режиссер. Это студент Анджей, который отправляется в военкомат и настаивает, чтобы его немедленно взяли в армию. В кинопродолжении Анджей решает принять участие в боксерском турнире, хотя шансов на победу у него немного.

Экран, как видим, всегда уделял и продолжает уделять пристальное внимание подрастающему поколению. И хочется напомнить и учащим, и учащимся, что кроме книг и интернета есть еще и фильмы. Но, за редким исключением, их в школы и вузы все еще не пускают. А ведь кино - не только отдых и развлечение, а жизнь с ее суровыми уроками. Рано или поздно мы задумываемся о себе, о своем предназначении в этом мире, об обществе и стране, в которой живем, о взаимоотношениях с окружающими. Как князь Болконский, размышлявший, «что есть жизнь, что есть любовь». Фильмы помогают искать ответы. Не стоит лишать себя доступного удовольствия и пользы. Пусть кино остается праздником, который всегда с нами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.