Научная статья на тему 'Кинетика превращения аустенита в рельсовых сталях марок М74 и 75ХГСМ при непрерывном охлаждении'

Кинетика превращения аустенита в рельсовых сталях марок М74 и 75ХГСМ при непрерывном охлаждении Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
202
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КіНЕТИКА ПЕРЕТВОРЕННЯ / РЕЙКОВА СТАЛЬ / БЕЗПЕРЕРВНЕ ОХОЛОДЖЕННЯ / КИНЕТИКА ПРЕВРАЩЕНИЯ / РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ / TRANSFORMATION KINETICS / RAIL STEEL / CONTINUOUS COOLING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Ткаченко Ф. К., Кузьмин С. О., Ефременко В. Г., Казанков В. Г.

Описаны особенности формирования микроструктуры в рельсовых сталях марок М74 и 75ХГСМ при непрерывном охлаждении из аустенитного интервала, приведены температурные границы областей фазовых превращений в этих сталях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Ткаченко Ф. К., Кузьмин С. О., Ефременко В. Г., Казанков В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KINETICS OF AUSTENITE TRANSFORMATION IN THE RAIL STEEL GRADES M74 AND 75

The particularities of the shaping of microstructure of rail steels of marks М74 and 75ХГСМ under continuous cooling with different velocities from austenite interval of temperature are described; the temperature borders of the areas of phase transformations are presented.

Текст научной работы на тему «Кинетика превращения аустенита в рельсовых сталях марок М74 и 75ХГСМ при непрерывном охлаждении»

УДК 669.017.3

Ф. К. ТКАЧЕНКО, С. О. КУЗЬМИН, В. Г. ЕФРЕМЕНКО, В. Г. КАЗАНКОВ (Приазовский государственный технический университет, Мариуполь)

КИНЕТИКА ПРЕВРАЩЕНИЯ АУСТЕНИТА В РЕЛЬСОВЫХ СТАЛЯХ МАРОК М74 И 75ХГСМ ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ ОХЛАЖДЕНИИ

Описано особливосп формування мшроструктури в рейкових сталях марок М74 i 75ХГСМ при безпере-рвному охолодженш з аустештного iнтервалу, наведено температурю границi областей фазових перетворень у цих сталях.

Описаны особенности формирования микроструктуры в рельсовых сталях марок М74 и 75ХГСМ при непрерывном охлаждении из аустенитного интервала, приведены температурные границы областей фазовых превращений в этих сталях.

The particularities of the shaping of microstructure of rail steels of marks М74 and 75ХГСМ under continuous cooling with different velocities from austenite interval of temperature are described; the temperature borders of the areas of phase transformations are presented.

Железнодорожные магистральные рельсы являются ответственным видом металлоизделий и обязательно подвергаются упрочняющей термической обработке с охлаждением из аустенитного интервала температур. Повышение качества железнодорожных рельсов связывают с применением сталей нового поколения, отличающихся от известных сталей, внесенных в ГОСТ 24182 и ДСТУ 4344:2004, более высоким уровнем легирования [1 - 3]. Среди них отдельный класс составляют Сг-Мп-81 стали с содержанием углерода, близким к эвтектоидно-му, микролегированные ванадием, титаном, молибденом [4, 5]. Эти стали призваны обеспечить повышение комплекса механических свойства рельсов на основе традиционной для рельсов микроструктуры - троосто-сорбита закалки. Получение данного типа микроструктуры в рельсах из легированных сталей предполагает адекватный выбор скорости охлаждения из аустенитной области, для чего необходимо знать характер структурных превращений в стали при термической обработке. Несмотря на отдельные исследования [6], кинетика распада переохлажденного аустенита в подобных сталях остается недостаточно изученной.

Целью работы являлось изучение особенностей структурообразования в опытной рельсовой стали марки 75ХГСМ (0,77 % С, 0,98 % Мп, 0,46 % 81, 0,38 % Сг, 0,064 % Мо). Для сравнения исследовали известную сталь марки М74 (0,75 % С, 0,94 % Мп, 0,28 % 81) по ДСТУ 4344:2004. Превращения переохлажденного аустенита в сталях исследовали термическим методом с построением термокинетических диаграмм (ТКД). Температура аустенизации образцов составляла 970 °С. При построении

ТКД стали марки М74 использовали скорости охлаждения (средние в интервале 800...600 °С) от 6,5 до 33,3 °С/с.

Как следует из рис. 1, сталь марки М74 относится к сталям с перлитным типом прокали-ваемости; на её ТКД отмечается наличие лишь перлитной и мартенситной областей превращения. При скоростях охлаждения (Кохл) от 6,5 до 14,3 °С/с в интервале 475.620 °С формируется структура, состоящая из эвтектоида разной степени дисперсности (рис. 2, а). При Уохл = = 16,1 °С/с превращение аустенита начинается при 525 °С образованием троостита, после чего оно приостанавливается и продолжается лишь после достижения мартенситной точки (260 °С); в результате формируется троосто-мартенситная структура, показанная на рис. 2, б.

1 10 100

Время, с

Рис. 1. ТКД распада аустенита в стали М74 (Кохл, °С/с: 1 - 33,3; 2 - 28,6; 3 - 16,1; 4 - 14,3; 5 - 11,4; 6 - 6,5)

© Ткаченко Ф. К., Кузьмин С. О., Ефременко В. Г., Казанков В. Г., 2009

При Уохл = 28,6 °С/с область образования троостита смещается к 470... 480 °С, при этом основная масса аустенита переохлаждается до мартенситного интервала (см. рис. 2, в). После охлаждения со скоростью 33,3 °С/с структура представляет собой мартенсит (см. рис. 2, г). Таким образом, скорость охлаждения, лежащая между 28,6 и 33,3 °С/с, является критической для стали марки М74 при закалке на мартенсит.

? ЯНВНК^

33

в)

Рис. 2. Микроструктура стали марки М74 после охлаждения со скоростью, х500:

а - 11,4 °С/с; б - 16,1 °С/с; в - 28,6 °С/с; г - 33,3 °С/с

При построении ТКД для стали марки 75ХГСМ были использованы такие скорости охлаждения, в °С/с: 1 - 80,0; 2 - 13,2; 3 - 9,52; 4 - 4,55; 5 - 4,20; 6 - 3,89; 7 - 3,57; 8 - 0,85; 9 -0,63; 10 - 0,20; 11 - 0,14; 12 - 0,03. По полученным кривым охлаждения была построена диаграмма, представленная на рис. 3. Из этой диаграммы следует, что при скорости охлаждения 80 °С/с превращение аустенита в стали марки 75ХГСМ протекает ниже 254 °С с формированием мартенсита (твердостью 825.836 НУ) (рис. 4, а). При ¥охл = 13,2 °С/с превращение начинается при 370.375 °С появлением 2.3 % верхнего бейнита, а завершается при температурах ниже 255 °С образованием мартенсита (804.825 НУ) (см. рис. 4, б). Дальнейшее снижение Уохл до 3,57 °С/с сопровождается повышением температуры начала бейнит-ного превращения до 450.385 °С, Мн при этом снижается до 230 °С. Параллельно возрастает количество бейнита; его микротвердость варьируется в пределах 404.596 НУ (см. рис. 4, в).

При Уохл = 0,85 °С/с распад аустенита начинается в перлитной области при 585 °С, а заканчивается в бейнитном интервале - при 385 °С.

14

Л

\\ \

\ \\\

1 - 1

К

1000 10000 Время, с

Рис. 3. Термокинетическая диаграмма распада аустенита в стали марки 75ХГСМ

Рис. 4. Микроструктура стали марки 75ХГСМ после охлаждения со скоростью, х500:

а - 80,0 оС/с; б - 9,52 оС/с; в- 4,44 оС/с; г - 0,20 оС/с; д - 0,03 оС/с

12

9

100

Снижение скорости охлаждения до 0,63 °С/с и менее повышает температуру перлитного превращения в стали марки 75ХГСМ до 620.670 °С. В этом случае формируется эв-тектоидная структура различной дисперсности (см. рис. 4, г). Так, при ¥охл = 0,63 °С/с образуется дисперсная троосто-сорбитная структура с твердостью 370.391 НУ, а при ¥охл = = 0,14.0,20 °С/с - более грубая сорбито-перлитная структура с твердостью 326.364 НУ. Количество крупнопластинчатого перлита достигает максимума при охлаждении со скоростью 0,03 °С/с; твердость при этом снижается до 304.321 НУ (см. рис. 4, д). Данные об изменении твердости микроструктурных составляющих, образующихся в стали марки 75ХГСМ в результате распада аустенита, сведены на рис. 5, из которого видно, что твердость мартенсита, бейнита и эвтектоида монотонно снижается по мере снижения скорости охлаждения.

900

> 800 £ 700

о о

2 600

а)

т

о 500

400 300

ИИ

и

0,01 0,1 1 10 Скорость охл-я, оС/с

100

Рис. 5. Твердость микроструктурных составляющих в стали марки 75ХГСМ в зависимости от скорости охлаждения:

М, Б, Э - мартенсит, бейнит, эвтектоид, соответственно

Анализ ТКД и результатов микроструктурного анализа показывает, что сталь марки 75ХГСМ относится к сталям с бейнитным типом прокаливаемости. Скорость охлаждения, равную 13,2 °С/с, можно считать критической для данной стали при закалке на мартенситную структуру, поскольку при этой скорости количество немартенситной составляющей в структуре не превышает 5 %.

Сопоставление полученных данных показывает наличие существенных различий в кинетике и механизме структурообразования в исследованных рельсовых сталях. Легирование стали марки 75ХГСМ комплексом Сг-Мп-81-Мо, с одной стороны, существенно увеличило прокаливаемость относительно стали марки М74, о чем свидетельствует более чем двукрат-

ное снижение критической скорости закалки на мартенсит. С другой стороны, оно обеспечило резкое повышение устойчивости аустенита в перлитном интервале превращения. В результате произошло обособление бейнитного интервала в пределах «С»-образной диаграммы распада переохлажденного аустенита. Таким образом, в данной стали возможно формирование бейнитной структуры при непрерывном охлаждении из аустенитной области. Необходимо отметить, что образующийся при этом бейнит и по морфологическим признакам, и по температурному интервалу превращения относится к верхнему бейниту. Он имеет характерное «перистое» строение с резкой дифференциацией фазовых составляющих (см. рис. 4, в). Присутствие в стали такой структурной составляющей является нежелательным ввиду ее охрупчи-вающего влияния.

Особенности кинетики распада аустенита в стали марки 75ХГСМ заставляют с особой ответственностью подходить к выбору технологии и режима термической обработки рельсов из этой стали. На рис. 6 представлена ТКД распада аустенита в стали марки 75ХГС, на которую нанесены кривые охлаждения слоев головки рельса Р65 на глубине 2.3 и 5.6 мм. Данные кривые (получены УкрНИИМет) соответствуют промышленному режиму закалки рельсов из стали марки М74 водо-воздушной смесью с нагревом головки ТВЧ. Как следует из рис. 6, формирование структуры в разных слоях головки по принятому режиму будет начинаться в бейнитной, а заканчиваться в мар-тенситной областях превращения. В то же время, в соответствии с ГОСТ 24182 и ДСТУ 4344:2004, структура закаленного слоя головки рельсов должна представлять собой троостит, троосто-сорбит или сорбит закалки; на концах рельсов на расстоянии не более 0,2 м от торцов возможно наличие отдельных участков бейни-та. Присутствие в рельсах мартенсита не допускается ввиду его способности ускорять появление и развитие дефектов, возникающих на поверхности катания головки при эксплуатации рельсов. Таким образом, применение охлаждающей среды и режимов охлаждения, отработанных для стали марки М74, является недопустимым в отношении рельсов из более легированной стали в связи с опасностью брака по микроструктуре. Для получения требуемой троосто-сорбитной структуры охлаждение головки рельсов из стали марки 75ХГСМ при термообработке должно протекать со скоростью 0,5.1,0 °С/с. При более высоких скоростях в

М

Б

структуре появляются участки бейнита, при менее интенсивном охлаждении - грубопла-стинчатый эвтектоид с соответствующим снижением твердости стали.

Время, с

Рис. 6. ТКД распада аустенита в стали марки 75ХГСМ с кривыми охлаждения головки рельса

на глубине 2.3 мм и 5.6 мм от поверхности катания

Повышенная прокаливаемость стали марки 75ХГСМ позволяет (при соответствующем прогреве головки и оптимальном охлаждении) увеличить глубину упрочнения и улучшить конфигурацию закаленного слоя по сечению головки, что дает возможность перейти к производству рельсов по высшей категории стандарта ДСТУ 4344:2004. Повышение глубины закалки обеспечит существенный рост эксплуатационной долговечности рельсов, поскольку в этом случае слой упрочненного металла будет перекрывать зону зарождения микротрещин, ответственных за формирование дефектов на поверхности катания головки.

Известно, что на всех предприятиях-производителях железнодорожных рельсов в СНГ отходы рельсового металла утилизируются при получении катаных мелющих шаров [7]. Проведенные исследования показывают перспективность использования стали марки 75ХГСМ в производстве шаров. Эксплуатационная долговечность мелющих шаров находится в прямой зависимости от их объемной твердости, которая, в свою очередь, зависит от глубины закалки изделий. Предварительный анализ показывает, что прокаливаемость стали марки 75ХГСМ является достаточной для обеспечения сквозной закалки в шарах всего выпускаемого ряда (диаметром от 40 до 120 мм). Исследование особенностей фазовых и структурных превращений в шарах из стали марки 75ХГСМ в процессе их термообработки является на-

правлением дальнейших исследований в области изучения кинетики структурообразования в рельсовых сталях.

Выводы

1. С использованием термического и металлографического методов анализа показано, что рельсовая сталь марки М74 относится к сталям с перлитным типом прокаливаемости; её критическая скорость закалки на мартенсит лежит между 28,6 и 33,3 °С/с. Рельсовая сталь марки 75ХГСМ обладает более высокой (по сравнению со сталью марки М74) прокаливаемостью и характеризуется бейнитным типом прокали-ваемости с критической скоростью закалки на мартенсит, равной 13,20 °С/с. Бейнитная структура формируется в этой стали при охлаждении со скоростью в интервале 0,85.13,20 °С/с.

2. Для получения регламентируемой стандартом ДСТУ 4344:2004 троосто-сорбитной структуры в закаленной зоне головки рельсов из стали марки 75ХГСМ скорость охлаждения из аустенитного интервала при термической обработке должна составлять 0,5.1,0 °С/с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рельсы высокой прочности с бейнитной структурой, полученной с прокатного нагрева [Текст] / Х. Де Боер и др. // Черные металлы. - 1995. -Июль. - С. 29-36.

2. Медовар, Л. Б. Бейнитные стали для рельсов [Текст] / Л. Б. Медовар, К. А. Цыкуленко, А. К. Цыкуленко // Проблемы СЭМ. - 1998. -№ 3. - С. 10-20.

3. Разработка технологии производства рельсов из бейнитной стали [Текст] / В. И. Ворожищев и др. // Сталь. - 2005. - № 2. - С. 71-74.

4. Качество рельсов из легированной хромом и ванадием стали [Текст] / А. А. Дерябин и др. // Сталь. - 2004. - № 1. - С. 75-78.

5. Свойства и структура стали, микролегированной никелем и хромом [Текст] / А. Л. Никулина и др. // Изв. ВУЗов. Черн. металлургия. -2001. - № 6. - С. 39-38.

6. Госсман, А. А. Кинетика распада аустенита опытной легированной рельсовой стали [Текст] / А. А. Госсман, Л. А. Бондарь, В. А. Кузнецов // Изв. ВУЗов. Черн. металлургия. - 1983. -№ 8. - С. 57-58.

7. Управление качеством продукции шаропрокат-ного производства и расширение её сортамента на ОАО МК «Азовсталь» [Текст] / И. В. Гано-шенко и др. // Металл и литьё Украины. -2003. - №7-8. - С. 50-55.

Поступила в редколлегию 21.05.2009.

Принята к печати 29.05.2009.

800

¡я 700

600

500

400

300

200

10

100

1000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.