Научная статья на тему 'Кинематографические предпочтения молодежи и их влияние на процесс манипуляции сознанием'

Кинематографические предпочтения молодежи и их влияние на процесс манипуляции сознанием Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
314
72
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / МОЛОДЕЖЬ / КИНЕМАТОГРАФ / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CONSCIOUSNESS MANIPULATION / YOUTH / СINEMATOGRAPHY / СINEMATOGRAPHY PREFERENCES

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Скрипкарь М.В.

Статья посвящена исследованию кинематографических предпочтений молодежи. Обнаружена взаимосвязь между типом кинематографических предпочтений и влиянием манипулятивных технологий кинематографа на сознание молодежи.

Youngsters cinematographic preferences and their influence on the process of consciousness manipulation

The article is devoted to research of сinematography preferences of youth. interrelation between type of сinematography preferences and influence of manipulation technologies of a сinematography on consciousness of youth has been found.

Текст научной работы на тему «Кинематографические предпочтения молодежи и их влияние на процесс манипуляции сознанием»

Скрипкарь М. В.

Кинематографические предпочтения молодежи и их влияние на процесс манипуляции сознанием

По прогнозам социологов, среди последствий разразившегося в 2008 году финансового кризиса наиболее существенным станет неминуемое изменение социальной реальности. Новые требования к социуму, смена социальных ролей делают общественное сознание в целом и сознание отдельных социальных групп в частности крайне неустойчивым, подверженным различного рода манипулятивным воздействиям. Закономерным следствием этого является актуализация научного интереса ко всем факторам, определяющим проблему манипуляции сознанием.

В условиях существующей социально-экономической ситуации наиболее подверженной манипуляции сознанием является молодежь, характеризующаяся повышенной внушаемостью и неустойчивостью сознания. Для нынешнего кризиса актуально утверждение В. Д. Лисовского относительно известных событий 90-х гг.: «Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Молодым приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования» [1].

От выбранных технологий и средств манипуляции зависит успешность преодоления молодым поколением стрессов, обусловленных кризисной ситуацией, и как результат - прохождение успешной социализации.

Среди средств манипуляции сознанием одним из наиболее действенных и наименее исследованных является массовый кинематограф. По аналогии с массовой культурой массовый кинематограф не должен «рассматриваться как оценочная, эстетическая категория. Это не просто упрощенное или ухудшенное издание так называемой высокой культуры, а явление совершенно другого порядка» [2]. Массовый кинематограф характеризуется, прежде всего, способом, которым он «создается, распространяется и используется» [2].

Открытие и применение новых технологий в создании и транслировании художественных образов и информации значительно совершенствуют манипулятивные технологии кинематографа. Стремительное распространение Интернета приводит к увеличению доступности кинофильмов, повышению частоты просмотра кинокартин.

Выполняя функции контроля над восприятием и побуждением зрителя идентифицироваться с героями фильма, кинематограф участвует в процессе формирования мотивации, типа поведения, ценностной системы личности.

Эффективность использования манипулятивных технологий кинематографа для реализации целей управления социализацией молодежи нельзя оценить абстрактно -она зависит от того, приемлема ли данная технология для конкретной группы, процесса и т.д. Определить это можно через соответствие фильма-манипулятора преобладающему типу кинематографических предпочтений своей целевой аудитории.

Потребности молодежи разных возрастных групп и пола в кинофильмах лежат в основе выделенных нами типов кинематографических предпочтений:

1) иллустрипетального;

2) инфригипетального;

3) сопорепетального.

Иллустрипетальный тип кинематографических предпочтений (от лат. illustris -«яркий» и peto - «стремлюсь») характерен для молодых людей, испытывающих потребность в динамичных, ярких, т.е. выдающихся в каком-либо отношении фильмах. Особую важность приобретают спецэффекты, цветовая гамма, внешность персонажей.

Увлекательность фильма, способность захватить зрительское внимание, высокая частота смены ракурсов съемки, музыкального фона, места действия и пр. удерживает нервную систему в состоянии возбуждения с убыстренной циркуляцией крови, учащенным сердечным ритмом, быстрой сменой эмоций.

Яркая цветовая гамма акцентирует внимание на внешних атрибутах персонажей (например, одежде и обстановке). Яркость и насыщенность цветовой гаммы определенным образом гипнотизируют зрителей, отвлекая внимание от анализа причинно-следственных связей в кинофильме, формирования собственного отношения к поднимаемым в кинокартине проблемам и т.д.

Отдельного рассмотрения заслуживает внешность главных персонажей кинофильма. Так, например, в соответствии со стереотипами маскулинности-феминности девушки ожидают и предпочитают видеть в роли главных романтичных героев привлекательных альфа-самцов. Полноватые и внешне отталкивающие герои, по представлениям девушек:

1) не должны быть главными персонажами, вокруг которых разворачиваются события;

2) не могут претендовать на любовь красивой героини.

Сознание молодежи с иллустрипетальным типом кинематографических предпочтений обладает слабой сопротивляемостью и, как следствие, наиболее сильно подвержено манипулятивному воздействию. Причинами данного феномена являются:

1) психологические особенности личности с данным типом кинематографических предпочтений. Потребность в просмотре развлекательного кино с яркими спецэффектами, интригующей историей, не требующей неоднозначной нравственной оценки, характерно для кинозрителей с неустойчивой, легко поддающейся манипулятивным внушениям психикой. Отсутствие стремления в критической оценке кинофильма, нежелание осмысливать причинно-следственные связи в мотивах и поведении персонажей свидетельствуют о полном доверии авторам кинокартин, какими бы принципами они ни руководствовались;

2) специфика кинокартин, соответствующих иллустрипетальному типу предпочтений, заключается в динамичности действия, которое включает частые смены планов, ракурсов, персонажей, максимально короткие диалоги, различного рода спецэффекты. Зритель не в состоянии осмыслить всю цепь событий, происходящих на экране, от эпизода к эпизоду; от кадра к кадру психическая сопротивляемость падает, человек подсознательно принимает кинофильм без оценки и анализа, как есть. Таким образом, мы можем наблюдать своеобразный замкнутый круг: высокая внушаемость и неустойчивость сознания - развлекательные фильмы-блокбастеры - слабая психологическая сопротивляемость манипулятивным воздействиям.

Оказывая высокое манипулятивное воздействие на сознание зрителей, соответствующие данному типу кинофильмы пропагандируют три основные стратегии совладающего поведения:

1) разрешения проблем;

2) поиска социальной поддержки;

3) избегания.

Нередко в одном фильме присутствует не одна стратегия, а несколько, что делает поведение персонажей нелогичным. Однако при отсутствии у зрителей стремления к анализу и собственной оценке кинокартин именно такое поведение признается правильным, т.к. иллустрипетальный тип наиболее распространен среди молодежи в возрасте 14-19 лет, находящейся на этапе становления совладающего поведения. Подобное манипулятивное воздействие оказывается деструктивным, усиливая раздробленность сознания молодых людей.

Инфригипетальный (от лат. infrigidatio - «охлаждение» и peto - «стремлюсь») тип кинематографических предпочтений характеризуется снижением интереса к кинематографу как средству развлечения, что вызвано повышением временных затрат на другие сферы жизни (самореализацию, карьеру, семью). Данный тип характерен для возрастной группы 20-24 лет и включает в себя отстраненное отношение к кинематографу, что нашло выражение в следующем:

а) низкой концентрации внимания на фильме непосредственно при его просмотре;

б) сложности психологического абстрагирования от реальности, необходимого для того, чтобы полностью сосредоточиться на кинофильме.

Учитываются такие специфические особенности инфригипетального типа, как:

1) низкая частота просмотров кинокартин;

2) отсутствие ощутимой потребности в кинематографе;

3) непостоянная концентрация внимания на просматриваемом фильме; можно прийти к логическому заключению о минимальном манипулятивном воздействии кинематографа на сознание рассматриваемой группы.

Однако, принимая во внимание психологические особенности молодежи в возрасте 20-24 лет (склонность к депрессии, психическую усталость, противоречивость и пр.), можно утверждать, что, несмотря на действительно более высокую способность психологического сопротивления манипуляциям, по сравнению с периодом ранней юности, возможности кинематографа оказывать подобное воздействие также эффективны. Данное предположение подтверждают следующие наблюдения:

1) во-первых, учитывая особенности социализации молодежи в возрасте 20-24 лет, а именно: становление в профессиональном плане, обзаведение собственной семьей, требующие значительных психологических и временных затрат, часто единственным доступным средством развлечения и отдыха становится просмотр кинофильмов по телевидению или на видеопроигрывателе;

2) во-вторых, высокая частота переключения внимания (т.е. сознательный перенос внимания с одного объекта на другой) ослабляет сопротивляемость сознания психологическим воздействиям, в том числе манипуляциям посредством кинематографа.

При постоянном переключении внимания сознание становится менее устойчивым и, как следствие, повышается психологическая внушаемость. В условиях отсутствия внешних раздражителей сознание, ослабленное частыми переключениями, уже не способно критически анализировать получаемую информацию.

Таким образом, в процессе просмотра кинофильма зритель либо постоянно

отвлекается на другие объекты, что, с одной стороны, приводит к неэффективности манипулятивных технологий кинематографа, а с другой - усиливает отвлеченность сознания либо старается сконцентрироваться на фильме с целью отдыха и получения удовольствия, а ослабленное постоянными переключениями внимания сознание не в состоянии осмыслить и сформировать собственное отношение к происходящему на экране.

Сопорепетальный (от лат. sopore - «быть охваченным сном» и peto - «стремлюсь») тип кинематографических предпочтений характеризуется высокой частотой просмотра кинокартин с целью «бегства от реальности», погружения в иллюзорный мир. Этот тип наиболее распространен в возрастной группе 25-30 лет. Основные характеристики сопорепетального типа включают в себя:

1) зритель четко знает, какие эмоции он хочет получить при просмотре кинофильма, поэтому выбирает последний, основываясь по большей части не на рекламе, а на выходных данных: жанре, аннотации, имени режиссера и актеров, стране-производителе и пр. Таким образом, сопорепетальные кинематографические предпочтения более конкретны, чем предыдущие. У кинозрителя уже сформированы собственные представления о жанрах, среди которых он выбрал приоритетные и не приоритетные. Если в ранней юности категория жанра при выборе фильма для просмотра особой роли не играет, уступая эффективной рекламе, то в период, который можно назвать «анализом пройденного пути», является превалирующей. Аналогичным образом ситуация обстоит с производителем фильма, режиссером, актерами, в отношении которых у кинозрителя также имеются свои приоритеты;

2) предпочтение отдается кинофильмам, в которых причинно-следственная связь событий может быть логически объяснена, т.е. «фильм должен быть правдоподобен».

На первый взгляд, данная характеристика противоречит самому определению сопорепетального типа. Зритель испытывает потребность в просмотре кинофильмов как в средстве спасения от реальности в иллюзорном мире, где стираются границы возможного. Однако для того, чтобы максимально расслабиться и получить искомое удовольствие от кинокартины, зрителю необходима определенная установка сознания: «то, что происходит на экране, - правдоподобно». Причины того, почему одновременно кинозритель нуждается в идеально созданном авторами иллюзорном мире и достоверности этого мира, что, по сути, является абсурдным и нелогичным, имеют под собой психологическую основу.

В сознании человека в возрасте 25-30 лет уже сформирована определенная модель восприятия окружающего мира, которая построена на принципе обязательного соответствия получаемой информации критериям реальности, которые подсознательно устанавливает у себя каждый индивид. Если информация не соответствует этим критериям, то она подсознательно будет восприниматься человеком как нечто «нереальное», «лживое», «невозможное». Эту гипотезу хорошо иллюстрирует высказывание Ж. Т. Тощенко: «Люди как бы бегут от себя и от реальности одновременно в прямо противоположных направлениях» [3].

Кинофильм, у которого сюжет, отдельные ситуации, элементы не получают оценку зрителя как «реальные» или «возможно реальные», т.е. не соответствуют критериям реальности, оставит человека равнодушным либо расстроенным. При осуществлении манипуляции также необходимо принимать во внимание пассивность зрителя, которая имеет осознанный характер, т.е. индивид хочет получить удовольствие от просмотра кинокартины за счет психологического расслабления,

при котором не желательна глубокая рефлексия.

Немаловажным аспектом является ровное течение фильма, включающее отсутствие шокирующих сцен (например, убийства животных), резких смен цвета (например, окрашивание каждой сюжетной линии в свой цвет, как в фильме «Трафик») и т.д. Во время просмотра кинокартины эмоциональный контроль человека ослабляется, и поступаемая информация не подвергается внутренней цензуре. Однако, если в кинофильме показываются неприятные моменты, сцены, внутренний контроль зрителя просыпается, что способствует снижению эффективности манипуляции.

Таким образом, предложенная нами типология кинематографических предпочтений позволяет объяснять, моделировать и прогнозировать манипулятивное воздействие кинофильмов на сознание молодежи.

При соблюдении соответствия предполагаемого фильма-манипулятора типу кинематографических предпочтений зрителя повышается его способность конструировать социальную реальность, что позволит более эффективно управлять процессом социализации молодежи. Манипулятивное воздействие кинематографа на сознание молодежи постоянно усиливается, т.к. новые технологии (например, 3D) позволяют увеличивать способность кинофильмов к внушению. Однако в настоящее время массовый кинематограф, пользующийся наибольшей популярностью, оказывает, скорее, деструктивное воздействие. Число фильмов, направленных на формирование таких норм и ценностей, которые являются необходимыми для становления зрелой личности и дальнейшего развития общества, незначительно и сконцентрировано в рамках так называемого элитарного кинематографа, не пользующегося популярностью среди молодежи.

Литература

1. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 98-104.

2. Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ / А. В. Захаров // Вопросы философии. - 2003. - № 9. - С. 3-16.

3. Тощенко Ж. Т. Фантомы общественного сознания и поведения / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2004. - № 12. - С. 3-15.

Москалева М. В.

Коммуникативная компетентность как фактор развития личности во вневузовской языковой профессиональной переподготовке специалистов

Проблема компетентности не является новой для психолого-педагогической науки. В разное время к ее изучению обращались как отечественные, так и зарубежные исследователи (Ю. В. Варданян, Н. Э. Вегерчук, Ю. Н. Емельянов, В. Г. Зазыкин, А. С. Кондратьева, М. И. Лукьянова, Л. А. Петровская и др.). В этих исследованиях дана характеристика компетентности и ее разновидностей в целом, выявлены механизмы формирования и т. д. Вместе с тем имеется ряд проблем, касающийся вопросов компетентности в сфере профессиональной подготовки учителя или преподавателя