Научная статья на тему 'Кинематограф как ресурс формирования мировоззренческой позиции студентов специального (дефектологического) профиля подготовки'

Кинематограф как ресурс формирования мировоззренческой позиции студентов специального (дефектологического) профиля подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / ЭТИКА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СУБЪЕКТИВИЗАЦИЯ / CINEMOTOGRAPH / WORLDVIEW POSITION / DEFECTOLOGIST / PHILOSOPHY OF SCIENCE / ETHICS / AXIOLOGICAL AND PRAXIOLOGICAL COMPONENT / SUBJECTIVISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Надия Шамильевна

В статье показано, что современный этап развития науки характеризуется тенденцией на субъективизацию и этическую нагруженность знания. В статье раскрывается актуальное для современной педагогики направление подготовки будущего специального педагога формирование его мировоззренческой позиции. В статье показано, что кинематограф обладает широкими возможностями для актуализации и развития аксиологического и праксиологического компонентов мировоззренческой позиции личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюрина Надия Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA AS A RESOURCE FORMATION IDEOLOGICAL POSITIONS STUDENTS SPECIAL (DEFECTOLOGY) PREPARATION PROFILE

It is shown that the modern stage of development of science is characterized by a tendency of subjectivisation and ethical charge of knowledge. In this article we discuss the actual for the modern pedagogics direction of training of a future defectologist forming of his/her worldview position. In the article it is shown that cinemotograph has wide possibilities for actualization and development of axiological and praxiological components of the worldview position of student's personality.

Текст научной работы на тему «Кинематограф как ресурс формирования мировоззренческой позиции студентов специального (дефектологического) профиля подготовки»

УДК 37.01

КИНЕМАТОГРАФ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ

Н.Ш. Тюрина

Аннотация. В статье показано, что современный этап развития науки характеризуется тенденцией на субъ-ективизацию и этическую нагруженность знания. В статье раскрывается актуальное для современной педагогики направление подготовки будущего специального педагога - формирование его мировоззренческой позиции. В статье показано, что кинематограф обладает широкими возможностями для актуализации и развития аксиологического и праксиологического компонентов мировоззренческой позиции личности студента.

Ключевые слова: кинематограф, мировоззренческая позиция, специальный педагог, философия науки, этика, аксиологический и праксиологический компонент, субъективизация.

CINEMA AS A RESOURCE FORMATION IDEOLOGICAL

POSITIONS STUDENTS SPECIAL (DEFECTOLOGY) PREPARATION PROFILE

N.S. Tyurina

Abstract. It is shown that the modern stage of development of science is characterized by a tendency of subjectivisation and ethical charge of knowledge. In this article we discuss the actual for the modern pedagogics direction of training of a future defectologist - forming of his/her worldview position. In the article it is shown that cinemotograph has wide possibilities for actualization and development of axiological and praxiological components of the worldview position of student's personality.

Keywords: cinemotograph, worldview position, defectologist, philosophy of science, ethics, axiological and praxiological component, subjectivisation.

Современная парадигма развития науки демонстрирует многовариантность и междисциплинарность трактования феноменов окружающего мира. Новый вектор внимания методологов и философов науки сосредоточен на холистичном и экологичном познании окружающей реальности, а главное человекоцен-трированной или «человекоразмерной» объективности. Включение аксиологии и этики в процесс познания отражает идеи развития постнеклассической науки, в первую очередь ее субъективизацию (В.С.Степин, В.С. Швырев, И.В. Черникова и др.). Развитие новой теории познания ХХ - ХХ! века сформировало такое направление научной мысли как эпистемология (К. Поппер). В ее контексте сформулировано важнейшее для социогуманитарных наук положение о том, что познание можно понимать, как ««проживание», совместную деятельность» [5, стр.77]. Радикальные конструктивисты У. Р.Матурана, Ф. Х.Варела утверждают: «Познание познания принуждает...нас осознать, что мир, который видит каждый из нас, не есть этот (определенный) мир, а есть лишь некий мир, который мы создаем вместе с другими» [3,с.216]. Кроме этого, важной особенностью неклассической эпистемологии яв-

ляется, по мнению В.А. Лекторского, «неявное или личностное знание» [5].

Для гуманитарной науки включение субъективного фактора в процесс познания и принятие вероятностной природы «познаваемого» позволяет анализировать феномены с большей широтой взглядов, а также избегать маркирования и формализации. Не менее значимой тенденцией развития науки является признание этической нагруженности знания и необходимости его морально-этической рефлексии.

Развитие научной педагогической мысли не может оставаться вне общенаучного процесса. Поэтому и в педагогике проявляются современные тенденции, связанные с изменением научной рациональности, появлением новых предметов и объектов изучения. Так, например, в исследованиях профессора H. Gardner уделяется большое внимание переосмыслению этических вопросов в эпоху цифровых медиа. И неожиданным результатом его работы явилось исследование феномена «ответственного профессионала». В результате исследования была получена условная формула хорошей работы (Good Work): технически совершенная (excellent), вовлекающая и значимая для личности (engaging), выполненная с учетом этических ценностей (ethical) [6]. Оче-

видно, что подготовка педагогических кадров в сфере специального (дефектологического) образования основана на ценностях гуманистической этики. В соответствии с компетент-ностной установкой современного высшего образования, гуманность может быть рассмотрена как компетенция, основанная на осознанном сопереживающем отношении к человеку как к высшей ценности. Будущий специальный педагог должен быть вооружен не только системой знаний, но и сформированной мировоззренческой позицией в отношении феноменов нетипичного развития.

Мировоззренческая позиция личности и процесс ее формирования сегодня активно исследуется как междисциплинарная проблема и интегральная характеристика. Общим в разных подходах к анализу феномена мировоззрения, мировоззренческой позиции, мировоззренческой компетентности является выделение основных структурных компонентов: когнитивного, аксиологического и праксиологического. Реальная педагогическая действительность демонстрирует, что зачастую, именно аксиологический и праксиологический компоненты мировоззрения оказывается на периферии внимания преподавательского состава. Традиционные формы обучения ориентированы на трансляцию «готового» знания, его усвоение и «ретрансляцию». Хотя основными показателями качества гуманитарного образования являются рефлексивное мышление выпускника, актуализация его индивидуального начала, сформированного под влиянием анализа альтернативных точек зрения на изучаемые феномены. Такие компетенции в последующем влияют на способность личности к принятию ответственности за свои профессиональные и жизненные выборы.

Студенты педагогических Вузов, готовящиеся к работе с детьми, имеющими те или иные нарушения развития, зачастую приходят в профессию под влиянием случайного выбора, родительского желания или другой мотивации. В силу молодости и небольшого жизненного опыта проблемы лиц с нетипичным развитием оказываются абсолютно не осознаваемы ими. Большая часть студентов оказывается под влиянием социальных стереотипов об «маргинальности», «аномальности» таких людей. В процессе обучения у студентов формируется большой запас знаний о структуре нарушений, их клинико-патологических, психолого-педагогических особенностях. Однако, формирование мировоззренческой позиции нуждается в создании специальных организационно-педагогических условий.

Вопрос о необходимости включения этики (деонтологии) в процесс подготовки педагогических кадров возник на общем фоне гуманизации и деидеологизации образовательной теории и практики. Концептуальное рассмотрение проблемы деонтологической подготовки педагогов-дефектологов было предложено И.А.Филатовой. Автор подчеркивает необходимость «обновления содержания педагогического образования, в том числе его ценностнонормативных компонентов», «поиск новых ценностных, личностных и практикоориентированных подходов к организации образования, которые будут способствовать саморазвитию и самореализации выпускников, воспитанию у них общечеловеческих, гражданских, профессиональных ценностных качеств и норм профессионального поведения» [4, стр.158].

Задачей данной статьи является поиск и обозначение новых подходов к организации образовательного процесса, при которых будут создаваться наилучшие условия для формирования мировоззренческой позиции специального педагога. Так как уровень личностной зрелости специалиста, осмысление жизненных феноменов, их интерпретация и понимание во многом определяют качество образовательной практики, а также профессиональную компетентность и творческую самореализацию педагога.

Большой ресурс для практики специального «дефектологического» образования заложен в мировом и отечественном кинематографе. Кино можно рассматривать как визуальный срез феноменов окружающего мира, объемно представляющий и выявляющий его нюансы и особенности. Подбор и демонстрация образцов высокохудожественных фильмов позволяет создать среду в которой максимально достоверно воспроизводятся значимые для образовательной практики проблемы и что еще более важно задействуется эмоциональноценностный компонент личности. Вовлечение эмоциональной сферы студента создает условия для рефлексии и оценки полученных теоретических знаний, дальнейшего формирования его мировоззренческой позиции. Оценка потенциала кинематографа в образовательной практике имеет свою историю. Уже в начале 20 века с развитием индустрии кино в отечественной педагогике складывалось отдельное направление использования учебного фильма. (О.А.Баранов, И.С.Левшина, Ю.Н. Рабинович, Р.Г. Рабинович, Ю.Н.Усов и др.) В контексте специальной «дефектологической» подготовки кадров необходимо вспомнить ее истоки. Пер-

вый учебный план Московского института педологии и дефектологии содержал в себе значительную культурообразующую составляющую [2, стр.78]. Новое время, смена парадигм образования и развития науки приводит к появлению новых понятий: медиаобразование (А.Федоров), арт-педагогика (Е.А. Медведева, Н.Ю. Сергеева и др.). В психологии итальянским психологом, философом, художником, основателем онтопсихологической школы Антонио Менегетти во второй половине 20 века введен термин «Синемалогия» - практика совместного просмотра и обсуждения специально подобранных фильмов. В психотерапевтической практике достаточно активно применяется метод кинотренинга с различными группами населения: пожилые, одаренные, подростки и т.д. В контексте сопровождения студенческой аудитории кинотерапия рассматривается как метод формирования саногенного мышления (Ю.М.Орлов, М.М.Данина). Саногенное мышление рассматривается как совокупность умственных действий, направленных на разрешение трудных жизненных ситуаций и способствующих повышению психического и физического здоровья. Практика помогающих профессий, к которым могут быть отнесены и специальные педагоги, показывает, что понимание трудных жизненные ситуаций и формирование адекватного отношения к их разрешению бывает затруднено. По мнению исследователей, кинотерапия позволяет осуществлять целенаправленное развитие компонентов саногенного мышления [1]. Несмотря на доступность, эффективность и мотивированность студентов, в практике высшей школы такой вид образовательной деятельности используется недостаточно активно. Стоит подчеркнуть, что потенциал мирового кинематографа открывает перспективы для стимуляции и активации у студентов рефлексии имеющегося опыта, ценностей и переживаний, формированию эмпатии, стремлению к самопознанию и саморазвитию.

Литература:

1. Данина М.М. Кинотерапия как средство развития саногенного мышления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kinoterapia.info/wp-content/uploads/2015/02/2011_1_Danina.pdf

2. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагогика: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М.: НПЦ «Коррекция». 1992. С.163

Анализ потенциальных возможностей кинематографа и его востребованность у молодежной аудитории позволяет определить возможности кино в специальной «дефектологической» подготовке кадров. В первую очередь, это создание условий для формирования аксиологического и праксиологического компонентов мировоззренческой позиции будущего профессионала. Во-вторых, это изменение модели взаимодействия и коммуникации в системе «преподаватель-студент», «студент-студент». Фактически кинематограф можно рассматривать как ресурс, способствующий амплификации содержания и организационных форм высшего профессионального педагогического образования.

Погружение студентов в кинематографический замысел естественным образом стимулирует последующую рефлексию собственных переживаний в написании эссе, рецензий и групповых обсуждениях. Такой подход задействует эмоциональную сферу студентов, стимулирует их способность анализировать собственные ощущения, мысли, желания, ценности. В своих творческих работах и дискуссиях студенты говорят, о том, что никогда не задумывались о проблемах нетипичного развития, жизни людей с ограничениями, их потребностях и способностях. Студенты дискутируют, выявляют альтернативные точки зрения, проводят аналогии, актуализируют исторические знания. Преподаватель в такой ситуации выступает в роли фасилитатора активности студентов, содействующего процессу поиска новых смыслов и точек зрения. Сочетание практических и теоретических занятий позволяет создать развивающую среду, в которой студенты приобретают праксиологические и когнитивные компетенции на основе ценностного осмысления нового опыта. Такое постижение действительности стимулирует их дальнейшую активность и желание быть сопричастными к значимым социальным изменениям.

3. У. Матурана, Варела Ф. Древо познания. Перевод с англ. Ю.А. Данилова. М.: ПрогрессТрадиция, 2001.- С.224.

4. Филатова И.А. Обоснование концепции деонтологической подготовки педагогов-

дефектологов // Педагогическое образование в России, 2011. -№ 4. - -С. 153-159.

5. Черникова И.В. Типология науки в контексте современной философии науки// Вопросы философии, 2011. - №11. - С.71-79.

6. Rundle M. & Gardner, H. Young people, ethics, and the new digital media: A synthesis from the

GoodPlay Project. Cambridge, MA: The MIT Press., 2009.

Referenses:

1. Danina M.M. Kinoterapija kak sredstvo razvitija

sanogennogo myshlenija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kinoterapia.info/wp-content/uploads

/2015/02/2011_1_Danina.pdf

2. Nazarova N.M. Razvitie teorii i praktiki defektologicheskogo obrazovanija. Surdopedagogika: istorija, sovremennye problemy, perspektivy professional'noj podgotovki. M.: NPC «Korrekcija». 1992. S.163

3. U. Maturana, Varela F. Drevo poznanija. Perevod s angl. Ju.A. Danilova. M.: Progress-Tradicija, 2001. S.224.

4. Filatova I.A. Obosnovanie koncepcii deontologicheskoj podgotovki pedagogov-defektologov // Pedago-gicheskoe obrazovanie v Rossii, 2011.-№4- S.153-159.

5. Chernikova I.V. Tipologija nauki v kontekste sovremennoj filosofii nauki// Voprosy filosofii, 2011. -№11. - S.71-79.

6. Rundle M. & Gardner, H. Young people, ethics, and the new digital media: A synthesis from the GoodPlay Pro-ject. Cambridge, mA: The MIT Press., 2009.

Сведения об авторе:

Тюрина Надия Шамильевна (г.Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВО «Московский Городской Педагогический Университет «,е-mail: nadia_moscow@rambler.ru

Data about the author:

Tyurina N.S. (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences assistant professor of psychological and pedagogical bases of Special Education Institute of Special Education and Rehabilitation complex GBOU IN "Moscow City Pedagogical University", e-mail:nadia_moscow@rambler ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.