Научная статья на тему 'Кинематограф как исторический источник'

Кинематограф как исторический источник Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6944
718
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / CINEMA / ЧАПЛИН / CHAPLIN / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE STUDIES / КИНОФОТОДОКУМЕНТЫ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / AUDIOVISUAL RECORDS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Судакова Анастасия Андреевна

В статье автор дает характеристику места кинематографа в системе исторического познания прошлого. Как с помощью фильмов можно понять прошлое, как оно существовало на протяжении нескольких десятилетий и насколько правдива информация, содержащаяся в данных фильмах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA AS A HISTORICAL SOURCE

The author characterizes the cinema place in the system of historical knowledge of the past. How to use films can understand the past, as it existed for several decades and how truthful the information contained in these movies.

Текст научной работы на тему «Кинематограф как исторический источник»

УДК 930.2

Судакова Анастасия Андреевна

магистрант II курса исторического факультета

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия,

e-mail: sudakovanastya@yandex. ru

КИНЕМАТОГРАФ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Anastasia A. Sudakova

master of II course of the Faculty of History

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: sudakovanastya@yandex.ru

CINEMA AS A HISTORICAL SOURCE

Аннотация. В статье автор дает характеристику места кинематографа в системе исторического познания прошлого. Как с помощью фильмов можно понять прошлое, как оно существовало на протяжении нескольких десятилетий и насколько правдива информация, содержащаяся в данных фильмах.

Ключевые слова: кинематограф, Чаплин, источниковедение, кинофотодокументы, аудиовизуальные источники.

Abstract. The author characterizes the cinema place in the system of historical knowledge of the past. How to use films can understand the past, as it existed for several decades and how truthful the information contained in these movies.

Keywords: Cinema, Chaplin, Source Studies, Audiovisual records.

В современной культуре кинематограф занимает одно из главных мест, так как отражает события, которые происходили в обществе и мире в целом. То есть кино обладает той специфической возможностью, которая способна перенести зрителя в определенное пространство и время. Кино доносит суть происходящих в обществе событий, вовлекает нас в само пространство фильма. Для того чтобы понять смысл, который пытается донести автор, необходимо, безусловно, разбираться в языке кинематографа. Пространство и время кинематографа являются синтетической формой выражения действительности, так как объединяют в себе свойства таких искусств, как литература, изобразительное искусство, театральное искусство скульптура, архитектура, музыка и многих других [3, с. 199].

© Судакова А.А., 2017

Режиссер при помощи выразительных средств кинематографа формирует определенную обстановку, в которой мы можем наблюдать детали жизненных ситуаций, находящих свое отражение в фильмах.

«Киноязык играет очень важную роль в формировании художественной реальности кинематографа. Язык кинофильма начинается в начале и заканчивается в конце киноленты, пронизывает всю сюжетную линию и делает фильм более живым и реалистичным» [3, с. 200]. Так, можно утверждать, что любое изображение на экране является знаком и, таким образом, доносит некую информацию. Экран передает определенные значения и символы, без которых невозможно восприятие кинофильма. Кроме того, большую роль играет монтаж, позволяя создать определенную объективную действительность и завершая задумку режиссера.

Игровое кино является важным историческим источником, к которому применимы основные методы источниковедческого анализа, позволяющие изучить историю создания конкретного фильма, а также представить себе эпоху, ее настроение, события, волновавшие общество, что может значительно расширить понимание внутренней сути исследуемого периода и значительно обогатить историческое знание.

Не менее важное значение имеет оценка главных персонажей подлежащего исследованию фильма. Кроме того, необходимо учитывать при этом нашедшие отражение в фильмах такие немаловажные атрибуты эпохи, как одежда, обстановка, внешний вид улиц и многое другое, что помогает создать портрет того исторического периода, который нужно исследовать.

Фильмы могут выступать в качестве источника не только по политической (документальное кино), но и по повседневной истории, так как они позволяют увидеть бытовую часть жизни: предметы обстановки, облик городов, моду, окунуться во все то, что на первый взгляд кажется незначительным и незаметным, в то, что окружает человека.

Важным аспектом анализа является вопрос о точности и полноте сведений, содержащихся в кино как историческом источнике. Здесь

необходимо иметь в виду, что эти источники являются в первую очередь авторскими, то есть выражающими точку зрения автора и не претендующими на отражение всей эпохи в целом, но в своей совокупности они могут дать достаточно полное представление об исследуемом периоде.

Появление того или иного фильма в определенный период времени обусловливается многими факторами, в том числе и производственными, социальными, культурными и политическими. Что делает возможным обнаружение в кинокартинах отражения господствующих в обществе установок.

Художественный фильм, в котором присутствуют не документальные кадры, а постановочные, так или иначе диктуется фантазией автора, но это тоже подлинность, действительное, существующее в мыслях, следовательно, некогда увиденное. З. Кракауэр приходит к такому выводу, подчеркивая, что кино тяготеет к воспроизведению реальности: «Как ни странно, но инсценировка подлинного события может дать на экране более сильную иллюзию, нежели то событие. Снятое хроникально. Возможно, что большая часть нашего окружения - как природного, так и созданного руками человека - не поддается точному копированию» [2, с. 117].

Смысл и значение используемых автором приемов можно понять только в контексте авторского замысла, корни которого всегда находятся в его мироощущении или мировоззрении, и техника должна помогать автору передать его замысел и его видение мира. С этим связан поиск тем, которые волнуют режиссера, и средств их воплощения.

В пример можно привести всем известные фильмы Чарльза Чаплина. В них мы находим отражение реальности, которая существовала на протяжении более чем полувека, так как первые короткометражные фильмы появились еще в начале XX в., а последний - «Графиня из Гонконга» - в 1967 г.

В этих фильмах Чаплин пытался отразить все то, что происходило на его глазах. В детстве еще не известный никому Чарли жил на лондонских окраинах, а богатых видел только со стороны. Запомнились Чаплину лондонские

окраины, впоследствии воспроизведенные им в различных студиях: высокие, уныло однообразные серые дома с маленькими окнами, узкие, грязные тротуары, груды мусора на пустырях и многое другое.

Социальные и классовые противоречия были знакомы Чаплину с самого юного возраста. Та обстановка, та среда, та атмосфера, под влиянием которых складывался характер молодого Чарли, его общественные симпатии, его политические взгляды, его эстетические вкусы, его отношение к жизни и людям были одновременно обстановкой, средой и атмосферой, в которых зародился и вырос появившийся годом позже на экранах США знаменитый Чарли.

Его родители были артистами мюзик-холлов, что отразилось и на самом Чарли. Много вечеров он проводил за кулисами, думая, что когда-нибудь он станет известным и будет собирать толпы зрителей.

Ирония, смех, остроумие, сарказм Чаплина были направлены преимущественно на самого героя. Он иронизирует над маленьким человечком, высмеивает его, даже издевается над его горестями и радостями.

Для примера возьмем фильм «Огни большого города». В этом фильме звучит социальная тема. «На склоне лет, осмысливая свой опыт, Чарли Чаплин говорил, что люди охотно смеются над богатыми и с меньшей охотой над бедными. Логика тут простая. У богатого все есть, он - баловень судьбы. А с бедного все взятки гладки. Чарли в фильме потому и вызывает наше сочувствие, что он - нищий, который, однако, не желает мириться со своей жалкой участью. Это и вызывает к нему уважение, не лишенное, конечно, и легкого подтрунивания над ним» [1, с. 123].

Итак, каждый автор видит мир по-своему, и это самое видение тесно связано с его подходом к творчеству. Когда автор соотносит взгляд на мир с определенной идеей, то в своем творчестве дает субъективную интерпретацию этой идеи, но этот субъективный взгляд, направленный на отражение самой жизни, позволяет автору подмечать мимолетные, изменчивые черты состояния общества и создавать некую картину современного ему мира.

Список литературы

1. Громов Е.С. Палитра чувств: о трагическом и комическом. М., 1990. 191 с.

2. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974. 238 с.

3. Макиенко М. Г. Художественная реальность исторического кинематографа // Молодой ученый. 2009. №6. С. 199-201.

УДК 94(47).084.9.778

Махнева Елизавета Андреевна

студентка III курса социально-гуманитарного факультета

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Пермь, Россия, e-mail: mahnevaelizaveta@mail.ru

СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТИТУТ ГОРОДСКОГО

ПРОСТРАНСТВА

Elizaveta A. Makhneva

III year student of social and humanitarian faculty National research University Higher school of Economics, Perm, Russia, email: mahnevaelizaveta@mail.ru SOVIET CINEMA AS AN INSTITUTION OF URBAN SPACE

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению кинематографа послесталинского периода как части городского пространства. В статье будут рассмотрены особенности работы института кино на территории Молотовской области: принципы работы, организация просмотров, взаимоотношения между организациями внутри института и т.д. Также в работе анализируются отличительные особенности советского кинематографа периода «оттепели» и рассмотрен контекст встраивания института кино в систему учреждений советской культуры.

Ключевые слова: период «оттепели», кинематограф, провинциальный город, кинофикация, кинопрокат, учреждение культуры, досуговые практики.

Abstract. This study focuses on the consideration of the cinema of the post-Stalin period, as part of the urban space. This article considers the features of the work of the film institute on the territory of Molotov region: principles of operation, the organization views the relationship between organizations within the institute, etc. The work also analyses the features of the Soviet cinema of the thaw period, and considers the context of the embedding film institute in the system of institutions of Soviet culture.

Keywords: the period of "thaw", film, provincial town, adaptation for the screen existed, theaters, cultural institution, recreational practices.

Городское пространство в населенных пунктах Молотовской области начинает формироваться с 1930-х гг. Это был этап формирования «города

© Махнева Е.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.