Научная статья на тему 'КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (ДЕФЕКТОЛОГОВ) СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (ДЕФЕКТОЛОГОВ) СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭКСТРАБИЛИТИ / МЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Надия Шамильевна

В статье представлены методические подходы применения кинематографических ресурсов в процессе подготовки будущих специальных педагогов (дефектологов). Основная идея автора состоит в том, чтобы показать, как кинематограф может быть полезен в формировании инклюзивной культуры профессионала. Представлены методические аспекты работы преподавателя высшей школы с тематическими кинофильмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA AS A TOOL FOR TRAINING FUTURE SPECIAL EDUCATORS (DEFECTOLOGISTS) OF SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION

The article presents methodological approaches to the use of cinematic resources in the process of training future special teachers (defectologists). The author's main idea is to show how cinema can be useful in building an inclusive culture of the professional. The methodological aspects of the work of a higher school teacher with thematic films are presented.

Текст научной работы на тему «КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (ДЕФЕКТОЛОГОВ) СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

9. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2012. - 144 с.

10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2011. - 115 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Тюрина Надия Шамильевна

Городское автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (ДЕФЕКТОЛОГОВ) СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены методические подходы применения кинематографических ресурсов в процессе подготовки будущих специальных педагогов (дефектологов). Основная идея автора состоит в том, чтобы показать, как кинематограф может быть полезен в формировании инклюзивной культуры профессионала. Представлены методические аспекты работы преподавателя высшей школы с тематическими кинофильмами.

Ключевые слова: кинематограф, подготовка специальных педагогов, учитель-дефектолог, инклюзивная культура, экстрабилити, медиа.

An^tat^. The article presents methodological approaches to the use of cinematic resources in the process of training future special teachers (defectologists). The author's main idea is to show how cinema can be useful in building an inclusive culture of the professional. The methodological aspects of the work of a higher school teacher with thematic films are presented.

Keywords: cinematography, training of special teachers, teacher-defectologist, inclusive culture, extrability, media.

Введение. Ценность кинематографа состоит в его способности отражать социальную многообразие жизненных проявлений. В кинематографе как в зеркале отражаются все аспекты жизни человека, в том числе экзистенциальные (рождение, жизнь, боль, потери, разлуки, трагедии, болезни, смерть). Конечно, кинематограф не свободен в своем отражении от авторского замысла и точки зрения сценариста, режиссёра, оператора, актёра. Трудно отрицать, что на конечный кинематографический продукт не оказывает влияние идеологические установки государства и общества. Зачастую, именно они являются заказчиками той или иной идеи, которая должна найти свое воплощение на экране. Таким образом, проблема отражения на экране всех аспектов жизни человека с инвалидностью это закономерность кинематографического жанра и общих общественно-политических и социокультурных тенденций.

По мнению исследователей Е.Р. Смирновой-Ярской, Ю.Г. Воронецкой-Соколовой и других немногочисленных ученых, которые занимались феноменом кино о другом, кинематограф в данном случае использует инвалидность как некую метафору. За последние сто лет бурного развития кинематографа образ человека с инвалидностью трансформировался. От инструмента демонстрации зрителю обобщенного образа народа, образа агрессивного, опасного человека или наоборот героя, несломленного духом, до реалистичного отражения всех аспектов жизни с инвалидностью. В этом аспекте важно признать, что современный кинематограф стремится к формированию у зрителя адекватной картины мира о жизни человека с Другими возможностями и потребностями. При этом «говорит» недискриминационным языком, стремясь развенчивать общественные мифы и стереотипы. Конечно, во многом качество и объективность предоставляемой зрительской аудитории информации определяется мастерством и личной позицией авторов фильма.

Целями данной статьи не является рассмотрение кинематографической составляющей проблемы. В данном случае, перед автором стоит задача продемонстрировать возможности использования кинематографической продукции в образовательных целях при подготовке будущих специальных педагогов (дефектологов) для работы в специальном и инклюзивном образовании.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что для специального педагога (дефектолога) инклюзивная культура является базовой профессиональной характеристикой. По мнению исследователя данного феномена В.В. Хитрюк «инклюзивная культура это составляющая профессионально педагогической культуры, определяется как интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования» [2]. Первичной характеристики в данном определении выступают ценности. «Ценностные ориентации образуют высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности и являются основанием для оценок окружающей действительности, а также детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности. На базе ценностных ориентаций формируются мировоззренческие и нравственные убеждения личности, объединяющиеся в систему и составляющие ее духовную культуру» [1]. Исходя из данного определения мы фиксируемся на том, что для формирования инклюзивной культуры важны инклюзивные ценности и возможности их развития через целенаправленное погружение в тематическую кинопродукцию.

Представитель аксиологического подхода А. Грамши основной функцией кино видит - формирование сознания и образцов поведения. Предлагая зрителю определенную систему ценностей, тип поведения, которые продуцируются через образы героев и антигероев, кино побуждает к копированию, желанию добиваться цели, через те средства и методы, которые приносят успех персонажам кинофильмов. Одним из главных факторов, воздействующих на систему ценностных ориентаций личности, является социокультурная среда. И привлечение в педагогический процесс кино позволяет открывать новые стороны и взгляды на жизненные ситуации, в том числе связанные с нетипичным способом функционирования в среде.

Студенческая аудитория, как правило это молодежь в возрасте от 21 до 30 лет и у многих из них не сформировано личностное отношение к проблеме нетипичного развития или присутствует стереотипное представление об ограничения и дефектах. Поэтому погружение в Другое кино, где человек с нарушениями и его социальное окружение предстаёт во всем многообразии проявлений, на разных этапах онтогенеза человека и в разных контекстах позволяет создать соответствующую развивающую среду.

Использование ресурса кинематографа в отечественной педагогической практики явление не новое. Исследователи кинообразования выделяют два основных его вида: профессиональное и развивающее (Ю.Н. Усов и др.). Целями развивающего кинообразования являются: формирование культуры восприятия, анализа, понимания экранного медиатекста, освоение экранного языка и т.д. Важно, что реализация развивающего подхода в кинообразовании способствует и личностному развитию зрителя: от овладения базовой медиа-гигиеной на основе осознанного выбора соответствующей кинопродукции, через формирование медиа грамотности (кинограмотности) к медиакультуре (Е. Бондаренко). Если осуществить перенос от общего понимания медиакультуры к проблеме формирования инклюзивной культуры через использование медиа, то можно увидеть следующую вертикаль ее формирования: от способности критически выбирать тематическую кинопродукцию в зависимости от целей просмотра (например, посмотреть фильм «Временные трудности» с целью понимания того, что так не надо), через умение анализировать и интерпретировать явный и скрытый смысл кадра, сюжета, визуального и звукового оформления и т.д. к возможности через медиа транслировать адекватный образ человека с инвалидностью, его социального контекста, в том числе с опорой на теорию экстрабилити.

Еще одним аргументом в пользу использования данного метода в подготовке специальных педагогов (дефектологов) состоит и в том, что современный ориентир на формирование у выпускников soft skills предполагает сформированность двух основных групп компетенций: медийных (находить информацию, осмысливать, критически оценивать, интерпретировать, создавать) и презентационных (презентовать). Таким образом, через целенаправленную организацию работы с тематическими кинофильмами, специальный педагог будет способен демонстрировать медиакультурное поведение в инклюзивной среде, сам становясь агентом изменений и формирования принимающего общества.

Нельзя не учитывать и такую особенность кинематографа создавать условия для формирования сообщества, объединенного общей идеей. Активное погружение в кинематографическую среду с соответствующей тематикой, совместный просмотр, последующая рефлексия и обсуждение способствуют сплоченности студенческой группы, выработки общих ценностей и идей. В будущем это позволит студентам, будучи уже специалистами лучше понимать друг друга и вести конструктивный профессиональный диалог. Кроме этого, сформированные единые ценностные установки специальных педагогов (дефектологов) будут способствовать соответствующей трансляции гуманистически ориентированной позиции в широком социальном контексте. В итоге это будет работать на формирование в обществе инклюзивной культуры.

В педагогическом аспекте важно, что ресурс кинематографа может быть полезен преподавателям в целях формирования и контроля знаний студентов. Под каждую изучаемую тему по всем разделам специальной педагогики можно подобрать кинематографический материал, иллюстрирующий изучаемые проблемы. Так, например, при изучении проблем заикания, можно предложить к просмотру фильм «Король говорит», нарушений письменной речи «Звездочки на земле» и т.д. Закрепляя тему семейного воспитания лиц с ОВЗ, также можно предложить достаточно большой арсенал ресурсов видеотеки. Для целей контроля знаний подбираются эпизоды фильмов или целый фильм с заранее подготовленными вопросами, или, наоборот, не имеющие целевой установки. После просмотра задаются конкретные вопросы, выявляющие знания студентов, педагогическую наблюдательность, способность к анализу проблемной ситуации.

Таким образом, проанализировав возможности привлечения кинематографа в педагогический процесс с целями формирования инклюзивной культуры специального педагога, в первую очередь необходимо определиться с организацией обучающего процесса. В первую очередь важен подготовительный этап в работе преподавателя:

• выбор фильма;

• определение задач, формы работы с фильмом, вида учебного задания;

• организация просмотра;

• обратная связь.

Для правильного выбора фильма преподавателю необходимо ознакомиться с содержанием видеотеки или самостоятельно подобрать кино, отвечающее целям занятия. Выбранный фильм необходимо заранее просмотреть, выбрать способ демонстрации в аудитории (весь фильм или в виде медиа-кейса), подготовить учебные задания. Необходимо учитывать критерии выбора фильмов:

• Главный герой имеет соответствующую инвалидность, либо центральной темой фильма является тема инвалидности. Важно, чтобы основная сюжетная линия иллюстрировала когнитивные, физические, сенсорные, эмоциональные нарушения, их проявления в семейном или широком социальном контексте.

• Психологическая и социальная достоверность. Важно, чтобы демонстрируемые фильмы давали позитивный опыт преодоления проблем, но не превращались в историю чудесного избавления.

• Отражение гуманистических ценностей и идеалов. Следует подчеркнуть, что опыт сопереживания героям фильма, насыщает студентов эмоциональными силами и ресурсами.

Этап определения задач, формы работы с фильмом, вида учебного задания. Исходя из целей просмотра, преподаватель определяет конкретные задачи занятия: визуализация и уточнение знаний об изучаемом нарушении; демонстрация личностных, социальных проблем, связанных с нетипичным развитием; формирование адекватных современному уровню научных знаний представлений о конкретном нарушении; преодоление социальных стереотипов; создание условий для эмоциональной оценки жизненных ситуаций лиц с ОВЗ; контроль знаний и т.д.

Основной формой работы с фильмом является групповой или индивидуальный просмотр с последующей дискуссией. При организации группового просмотра желательно создание комфортной атмосферы - свободное расположение студенческой аудитории, возможность сделать необходимые записи. Индивидуальный просмотр может быть организован как самостоятельная внеаудиторная работа студентов, контроль за которой осуществляется по письменным работам или в других формах.

Виды учебных заданий - это варианты вопросов, инструкций, заданий, которые даются преподавателем перед просмотром кинофильма или после него. Задания могут выполняться как письменно, так и устно.

Эффективный вариант учебного задания, который может быть предложен студентам - это проблемно-ситуационный, этический или эстетический анализ фильма.

После просмотра кинофильма (индивидуального или группового) преподаватель стимулирует его групповое обсуждение. Дискуссия - это самый значимый и развивающий момент взаимодействия триады «студент - преподаватель - другой студент". В процессе обсуждения зритель имеет возможность отрефлексировать свои чувства, эмоции и мысли по поводу увиденного, осознать основные идеи фильма, услышать альтернативные точки зрения, их аргументацию. Для того, чтобы дискуссия была конструктивна преподаватель может придерживаться определённого плана:

• Общая оценка фильма. Что больше всего запомнилось, понравилось?

• Главные герои фильма. Их характеристики.

• Достоверно ли передана картина того или иного нарушения или проблем, с ней связанной?

• Какова идея фильма и как она раскрыта? Какие проблемы затрагивают авторы?

• Художественные особенности фильма (работа режиссера, музыкальное оформление, игра актеров и т.д.).

• Какие выводы можно сделать после просмотра фильма? Особое внимание уделить личным выводам каждого участника.

Для подготовленной и мотивированной студенческой аудитории эффективной и конструктивной формой работы с кинематографическим ресурсом является конференция.

Кроме этого, конструктивной формой получения обратной связи от студентов после просмотра фильма является эссе. Написание тематических эссе предполагает самостоятельный анализ темы, поиск проблемного поля, выбор аргументации, письменное изложение рассуждений студентом. Такой подход стимулирует активность студентов, поиск альтернативных точек зрения и их аргументацию, развивает способность к письменной коммуникации и критическому осмыслению реальности.

Апробация рассмотренного автором подхода, проходила на базе Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, в рамках реализации элективного курса «Образ Другого в кинематографе». При заполнении рефлексивной анкеты по итогам курса студенты отмечали нетрадиционность обучающего формата; понравилось смотреть и обсуждать фильмы, создавалось ощущение, что это закрытый клуб, где можно свободно рассуждать и объяснять свою точку зрения; некоторые фильмы были эмоционально сложными; курс был насыщенным; расширил кругозор; познакомил с новыми фильмами, авторами и режиссерами; стимулировал интерес к российскому кинематографу; направил на поиски путей применения в собственной педагогической практике (например, в работе с родителями в будущем).

Выводы. Рассмотрев отдельные аспекты использования кинематографа в системе высшего образования, можно сделать вывод о том, что этот подход может быть плодотворным не только в работе с будущими педагогами системы инклюзивного и специального образования, но и в подготовке всех помогающих специалистов (социальных работников, педагогов-психологов и пр.).

Кинематограф обладает огромным потенциалом формирования инклюзивной культуры общества в целом при условии, если: во-первых, в кинофильме профессионально и достоверно демонстрируются истинные ценности принимающего общества, том числе с позиции нового для специальной педагогики феномена экстрабилити (профессиональная режиссура, актерское мастерство, экспертность); во-вторых, работа с кинофильмом организовывается целенаправленно и систематично; в-третьих, студент получает возможность транслировать свои компетенции в широкий социальный контекст.

Литература:

1. Кузнецова Ю.М. Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов. Материалы Международной научной конференции. Психологический институт РАО, Литературный институт имени А.М. Горького. 6-7 декабря 2016 г. / Под общ. ред. Н.Л. Карповой; редколл.: А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Борисенко, А.А. Голзицкая. - М.: ПИ РАО, 2016. - С. 24

2. Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-gotovnost-kak-etap-formirovaniya-inklyuzivnoy-kultury-pedagoga-strukturno-urovnevyy-analiz (дата обращения: 08.12.2020). Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-gotovnost-kak-etap-formirovaniya-inklyuzivnoy-kultury-pedagoga-strukturno-urovnevyy-analiz (дата обращения: 08.12.2020).

Педагогика

УДК 378

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Уварова Наталья Владимировна

Дальневосточный юридический институт МВД РФ (г. Хабаровск)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ДВЮИ МВД РОССИИ В

УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам адаптации обучающихся в условиях самоизоляции, как необходимому условию эффективности образовательного процесса. В ходе исследования автор выделяет основные педагогические условия, способствующие эффективности обучения в условиях дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: адаптация, самоизоляция, on.line обучение, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article is devoted to the problems of adaptation of students in conditions of self-isolation, as a necessary condition for the effectiveness of the educational process. In the course of the study, the author identifies the main pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of learning in the context of distance learning technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.