Научная статья на тему 'Кинематограф Грузии в постсоветский период'

Кинематограф Грузии в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Грузия / кинематограф / культура / история / советский период / постсоветский период / мягкая сила / Georgia / movie / culture / history / Soviet period / post-Soviet period / soft power

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хотивришвили Анна Александровна

В статье рассматривается история развития грузинского кино в советский период и на современном этапе. Кино является частью проявления культуры и национальной идентичности страны. Это иллюстрация реальной жизни и историй, характеризующих тот или иной период с помощью технических возможностей. Однако люди тяготеют к кино по разным причинам. Кино – волшебный мир, который завораживает, а также является прибыльным бизнесом. Можно сказать, что это государство в государстве. Одним из феноменов культуры советского периода было грузинское кино. Маленькая республика добилась удивительных успехов в киноиндустрии. Фильмы грузинских режиссёров два раза получали премии на Канском кинофестивале. В постсоветский период Грузия начала процесс интеграции в глобальную киноиндустрию, хотя это была сложнейшая задача, учитывая факторы конкуренции и недостаточного финансового обеспечения. Важным является переход на качественно иную систему производства грузинского кино. Маленькой стране необходимо привлекать инвестиции со всего мира – иначе невозможно развивать сферу кинематографа. Примеры, приведённые в статье автором, создают представление о школе грузинского кино, а также об индивидуальности, подчёркивающей национальную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cinematography of Georgia in the post-Soviet period

The history of the development of Georgian film industry in the Soviet period and at the present stage is being considered in the article. Film is part of the demonstration of the culture and national identity of the country. It is an illustration of real life and stories characterizing a particular period with the help of technical capabilities. However, people gravitate towards movies for various reasons. Movie is a magical world that captivates, and is also a profitable business, one might say that it is a state within a state. One of the cultural phenomena of the Soviet period was Georgian movie. The small republic has achieved amazing success in the film industry. Films by Georgian directors have been awarded twice at the Cannes Film Festival. In the post-Soviet period, Georgia began the process of integration into the global film industry, although this was a difficult task, considering the factor of competition and financial support. The transition to a high-quality, different system of production of Georgian movie is important. A small country needs to attract investments from all over the world otherwise it is impossible to save and develop the film industry. The examples given by the author create an idea of the school of Georgian cinema, of individual approaches that emphasize national identity.

Текст научной работы на тему «Кинематограф Грузии в постсоветский период»

Научная статья/ Research article Кинематограф Грузии в постсоветский период А.А. Хотивришвили

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: anakhotivrishvili777@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается история развития грузинского кино в советский период и на современном этапе. Кино является частью проявления культуры и национальной идентичности страны. Это иллюстрация реальной жизни и историй, характеризующих тот или иной период с помощью технических возможностей. Однако люди тяготеют к кино по разным причинам. Кино - волшебный мир, который завораживает, а также является прибыльным бизнесом. Можно сказать, что это государство в государстве. Одним из феноменов культуры советского периода было грузинское кино. Маленькая республика добилась удивительных успехов в киноиндустрии. Фильмы грузинских режиссёров два раза получали премии на Канском кинофестивале. В постсоветский период Грузия начала процесс интеграции в глобальную киноиндустрию, хотя это была сложнейшая задача, учитывая факторы конкуренции и недостаточного финансового обеспечения. Важным является переход на качественно иную систему производства грузинского кино. Маленькой стране необходимо привлекать инвестиции со всего мира - иначе невозможно развивать сферу кинематографа. Примеры, приведённые в статье автором, создают представление о школе грузинского кино, а также об индивидуальности, подчёркивающей национальную идентичность.

Ключевые слова: Грузия, кинематограф, культура, история, советский период, постсоветский период, мягкая сила.

Для цитирования: Хотивришвили А. А. Кинематограф Грузии в постсоветский период // Постсоветские исследования. 2023;7(6):767-774.

Cinematography of Georgia in the post-Soviet period Anna A. Khotivrishvili

RUDN University, Moscow, Russia E-mail: anakhotivrishvili777@gmail.com

Abstract. The history of the development of Georgian film industry in the Soviet period and at the present stage is being considered in the article. Film is part of the demonstration of the culture and national identity of the country. It is an illustration of real life and stories characterizing a particular period with the help of technical capabilities. However, people gravitate towards movies for various reasons. Movie is a magical world that captivates, and is also a profitable business, one might say that it is a state within a state. One of the cultural phenomena of the Soviet period was Georgian movie. The small republic has achieved amazing success in the film industry. Films by Georgian directors have been awarded twice at the Cannes Film Festival. In the post-Soviet period, Georgia began the process of integration into the global film industry, although this was a difficult task, considering the factor of competition and financial support. The transition to a high-quality, different system of production of Georgian movie is important. A small country needs to attract investments from all over the world - otherwise it is impossible to save and develop the film industry. The examples given by the author create an idea of the school of Georgian cinema, of individual approaches that emphasize national identity.

Keywords: Georgia, movie, culture, history, Soviet period, post-Soviet period, soft power.

For citation: Anna A. Khotivrishvili. Cinematography of Georgia in the post-Soviet period // Postsovetskie Issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023:767-774 (In Russ.).

История грузинского кино.

В начале ХХ в. ещё до революции, появились первые грузинские фильмы, а с ними и режиссёры, которые в дальнейшем стали «звёздными». Толчок к развитию грузинский кинематограф получил в 1920-х гг. Появилось сразу несколько «звёздных» фамилий: М. Чиаурели, Н. Шенгелая. Грузия на раннем этапе развития кино приобщилась к киноискусству сразу после России, вслед за европейскими странами. Грузинское кино имеет своеобразность, яркость и пикантность, также можно сравнить с национальной кухней. Проявляется вкус, натуральность и колорит традиционного общества, который в дальнейшем высвечивается на экране. Грузинскому кино в 2023 г. исполнилось 115 лет, что указывает на опыт накопленных лет в киноиндустрии. Единственным сохранившим частично полнометражным документальным

киноочерком 1912 г. является «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми» автором которого был В. Амашукели.1

Советский период

В советский период было снято порядка 1200 грузинских фильмом на киностудии «Грузия-фильм» 2 . Первым советским фильмом стало «Убийство генерала Грязнова». Картина была снята в 1921 г. режиссером И. Перестиани по сценарию Ш. Дадиани. Он повествует о подлинном эпизоде первой русской революции 19051907 гг Главный герой, Арсен Джорджиашвили убивает генерала Грязного, впоследствии его арестовали и приговорили к смерти. Смертная казнь не пошатнула его веру в победу трудового народа. Фильм является первой грузинской художественной постановкой с участием грузинских актеров. Повествующая история о подлинном эпизоде Революции 1905-1907 гг. Следующим этапом можно считать экранизацию

1 Национальный архив Грузии//Дата обращения 06.03.2010 URL: Restored Version of the First Documentary Film was Passed to the National Archives for Preservation 2010-06-03 The National archives of Georgia

2 Грузинский ССР кинематограф// URL http://istoriya-kino. ru/kinematograf/item/f00/s00/e0000767/index. shtml

3 Первые шаги кино в Грузии // Экран (Варшава).-

1978-12 мая.

грузинских произведении, классиков, поэм. Также уделяется внимание национально-освободительной борьбе грузинского народа. Освещение социальной

проблематики: «Сурамская крепость» (1923 г. реж. Перестиани), «У позорного столба» (по сценарию А. Казбеки, 1924 г. реж. Бекназаров), «Кто виноват?» (по сценарию Н. Накашидзе, 1925 г. реж. Цуцунава) и др.3 Первый фильм Н.М. Шенгелая «Элисо» (по мотивам рассказа А.Казбеги) был снят в 1928 г. и утвердил новые принципы экранизации литературного произведения. Он подчеркнул значимость солидарности народов, протеснявшихся царским самодержавием.

С 1928 г. начинается эпоха подъема грузинского кино. За четыре года были созданы громкие фильмы: «Элисо» Н. Шенгелая (1928 г.), «Моя бабушка» К. Микаберидзе (1929 г.), «Джим Шванте!» М. Калатозова (1930 г.) и «Хабарда» М. Чиаурели (1931 г.). Вышеупомянутые режиссёры определили и сформировали новую для того времени самостоятельную форму- кинематограф 4 . Фильм «Лурджа Магданы» Р. Чхеидзе и Т. Абуладзе, в 1956 г. был удостоен высшей награды Каннского кинофестиваля, с чего и начинается новый, «переворотный» этап грузинского кино5.

Хотелось отметить, значимые шедевры грузинского кинематографа в советский период. «Золотистая долина» (реж. Н. Шенгелая, 1937 г.); «Дарико» (реж. С. Долидзе, 1937 г.); «Каджана» (реж. К. Пипинашвили, 1941 г.); «Георгий Саакадзе» (реж. М. Чиаурели, 1942-1943 гг.); «Заноза». (реж. Н. Санишвили,1956г.); «Последний из Сабудара» (реж. Ш.Манагадзе, 1958 г.); «Отарова вдова». (реж. М. Чиаурели, 1958 г.); «Я, бабушка, Илико и Илларион» (реж. Т. Абуладзе, 1963 г.) ; «Белый караван». (реж. Т. Меливава, Э. Шенгелая, 1964 г.); «Отец солдата» (реж. Р. Чхеидзе, 1965 г.); «Большая

4 Грузинская кинематография // Дата обращения 28.05.2015 URL http://www.ambioni.ge/qartuli-kinematografia

5 Фестиваль каннов 1956г.Лурджа Магданы URL https://web. archive.org/web/20120406013118/http ://ww w.festival-

cannes.fr/en/archives/1956/awardCompetition.html

зелёная долина» (реж. М. Кокочашвили, 1968 г.); «Пиросмани» (реж. Г. Шенгелая, 1969 г.); «Не горюй!» (реж. Г. Данелия, 1969 г.). [Саввина 1970: 30-39].

«Мольба» (реж. Т. Абуладзе, 1968 г.); «Жил певчий дрозд» (реж. О. Иоселиани, 1971 г.); «Саженцы» (реж. Р. «Мелодии Верийского квартала» (реж. Г. Шенгелая, 1973 г.); «Первая ласточка» (реж. Н. Мчедлидзе, 1976 г.); «Мимино» (реж. Г. Данелия, 1977 г.); «Берега» (реж. Г. Лордткипанидзе, Г. Габескирия, 1977 г.); «Бабочка» (реж. Н. Ненова, Г. Цулая. 1979 г.); «Голубые горы» (реж. Э. Шенгелая 1983 г.). Фильм «Путешествие молодого композитора» (реж. Г. Шенгелая, 1985 г.) получил приз «Серебренный медведь» за лучшую режиссуру на 36-м Берлинском кинофестивале. В 1987 г. фильм «Монаниеба» (реж. Т. Абуладзе) получил три награды на Канском кинофестивале. [The International Who's Who 2004: 1537].

Вышеперечисленные фильмы являются шедеврами советского кинематографа и сыграли важную роль в развитии современного восприятия грузинской культуры в сфере кино. Грузинское кино — это одна из главных и больших сокровищниц многонациональной советской

кинематографии. С одной стороны -грузинские фильмы стоят особняком, потому что в них заложены свои неповторимые национальные особенности и колорит. В фильмах передается независимый дух грузин и других национальностей, проживающих на территории страны. Они передают открытость и доброту, человеческую радость общения, традиции и обычаи общества. Для каждого человека понятна простота и доступность понимания сюжета, симпатия к людям, уважение друг-другу,

этноконфесиональность и особое поддерживание соседских отношений. После просмотра грузинских фильмов у зрителя возникает желание посетить страну и стать частью культуры. С другой стороны, они всегда были частью большого кино СССР.

Грузинский кинематограф был второй по величине и значению после русского кино в Советском Союзе. Выдающихся грузинских фильмов - великое множество. Благодаря творческим достижениям режиссеров

сформировалась грузинская национальная школа кино. Автор упомянул самые известные грузинские фильмы, попытался выявить основную мысль на основе нескольких примеров, сохранившихся в истории кинематографа. Нижеупомянутые фильмы являются наиболее популярными в обществе, считаются жемчужинами, существующими в грузинском

кинематографе. Поочередность кинокартин перечислена в хронологическом порядке.

1) «Лурджа Магданы» - весёлая и грустная история, с поэтическими нотами одновременно является жизненной, в которой события и природа играют главные и созвучные роли. Режиссёрам удалось передать классику грузинского и советского кино.

2) «Я, бабушка, Илико и Илларион» -трогательное и немного грустное повествование о жизни и повседневных заботах жителей большого грузинского села, увиденной глазами подростка. Удивительно, но лента заканчивается закадровой молитвой умирающей бабушки, что во времена Советского Союза особенно значимо.

3) «Отец солдата» - в фильме показана противоестественность войны для человека-труженика, созидателя. Представленя на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии. Показано отношения отца и сына, любовь, верность и преданность к родине.

4) «Мольба» - возвышенная поэзия зрительных образов, поэзия символов, высокая поэзия стихотворного текста. Также выражена поэзия классической музыки к фильму. Притча, которая повествует о добре и зле, свободе и рабстве, жизни и смерти. Картина выражает огромную внутреннюю силу человека.

5) «Не горюй» - в фильме передается радость и одновременно грусть существования. Выявляются пессимистические и оптимистические настрои. Столько иронии над судьбой человеческой, столько грусти и веселья сквозь призму времени.

6) «Мимино» - в фильме на высоком уровне описана дружба народов, существующая при Советском Союзе.

7)«Покаяние» - фильм описывает период Сталина.В нем нет расстрела и лагерей, есть символичное раскрытие сути. Картина не политическая, а философская.

8) «Белые флаги» - в фильме описывается сюжет без вины виновного человека, который пытается найти правду и доказать её. Он оказывается в тюрьме за убийство, которого не совершал.

На примере грузинского кино видно искусство как подражание действительному миру, показывая последний таким, каков он есть, вместе с тем раскрывает его недостаточность в данном виде и намечает, каким он может и должен быть [Какабадзе1980:135] С эстетической точки зрения часто используются художниками-постановщиками, метафоры и аллегории. Сопоставляют факты реального и воображаемого. По мнению Н.З. Чавчавадзе: «Эстетическая ценность есть именно ценность воплощения, ценность эманации внутреннего во внешнем, содержания в форме, смысла в символе и т.п.» [Чавчавадзе 1984: 171].

Завершив краткий обзор советского грузинского кинематографа, можно сделать вывод о том, что в вышеупомянутом периоде снимали реалистические картины, описывающие промежуток времени, в котором они жили. В грузинском кино часто сталкивается зритель с народными традициями, с отношением в семье, с окружающей средой. И все это передаётся в комедийно-драматическом жанре.

Оживлены герои рассказов, поэм грузинских писателей, мыслителей, поэтов. Режиссёры создавали шедевры, которые являются актуальными в ХХ! в.

Постсоветский период

После распада СССР и обретением Грузией независимости, наблюдаются изменения в различных сферах деятельности. Кинематограф Грузии, в том числе, как и в других странах постсоветского пространства, трансформировался и значительно изменил направление, которое было задано ранее. Грузинская киноиндустрия налаживает контакты с

1 Интервью Мераба Кокочашвили URL

https://dalma.news/ru/sovremennye-realii-i-perspektivy-

gruzinskoy-kinoindustrii/

западными странами, США, Индией, Турцией. Наблюдаются попытки взаимодействия и с Россией. Для того, чтобы снять качественное кино в условиях глобализации, требуется финансирование киноиндустрии, а также выбор определённого вектора, который будет интересен в дальнейшем для зрителей.

Грузия является страной, которая богата историческим опытом, достигла

определенных успехов в данной сфере. Автор считает, что стоит сохранить и развить наследие, которое нам досталось предками, в лице культуры толерантности, выражающей отношение к различным этносам, традициям, языку, уважение к старшим. И самое важное - привить молодому поколению любовь к родине и истории страны.

Один из выдающих грузинских кинорежиссеров М. Кокочашвили отметил, что «грузинское кино никогда не было коммерческим. Мы снимали авторские фильмы. Наши картины пользовались успехом за счёт своей самобытности, демонстрации национального типа кино. Поэтому впоследствии зародился «феномен грузинского фильма». Что касается коммерческой стороны вопроса, то грузинский кинематограф никогда не дойдёт до нужного уровня в этом компоненте. Это слишком дорого. Конечно, современные технологии есть и у нас, но они не охватывают всего спектра возможностей. Коммерческие фильмы, в основном, снимают в Америке и в других богатых странах. Французское кино и подобные серьёзные фильмы, которые побеждают на кинофестивалях, не финансируются по-крупному»1.

Современные технологии в сфере кино меняются с такой скоростью, что маленьким странам сложно угнаться за ними. Из-за этой проблемы грузинские режиссёры

вынуждены создавать свои фильмы заграницей, самостоятельно искать инвесторов и предлагать актуальную тематику. Кроме художественного жанра, также интересен и документальный, хотя его финансирование еще более мизерное.

Кинодокументалист М. Басиладзе, который работает над исторической тематикой, считает, что «хорошие фильмы не теряют своей актуальности. Историческое кино базируется на документальных фактах, и это направление популярно в Грузии. В связи с этим нам не помешало бы дополнительное финансирование. Но ситуация исходит из общего положения в нашей стране1.

Современное грузинское кино, отошло от прежней самобытности, но сохранило ностальгический настрой и продуманную драматургию. Новые приёмы, которые внедрили грузинские режиссёры, можно назвать экспериментальными. На фильмах, классических кинокартинах выросло не одно поколение современных режиссёров.

Стоит остановиться на фильмах, созданных в постсоветский период в Грузии, известных как в стране, так и за рубежом.

В 2005 г. был снят фильм «Прогулка в Карабах». Он состоит из трех частей. Эта криминальная драма посвящена теме азербайджано-армянского конфликта начала 1990-х гг. Главные герои направляются из Грузии в Азербайджан, сбиваются с пути и оказываются в эпицентре военных событий. Режиссёром является Л. Тутберидзе2 В 2009 г. режиссером В. Бурдули была снята вторая часть фильма. А в 2012 г. - третья часть, режиссером З. Урушаде. Кинокартина была отмечена международными премиями, такими как фестиваль Киношок, и представлена на European Film Awar 3 [Дзандава:2006].

В 2012 г. режиссером Р. Гигинеишвили «Любовь с акцентом» был снят первый российско-грузинский фильм, состоящий из пяти новелл.

Снятый в 2013 г. фильм «Мандарины», явился одной из самых нашумевших грузинских работ последнего десятилетия. Он был снял грузинскими

кинематографистами при поддержке

Эстонии. Действие фильма происходит в разгар первой грузино-абхазской войны в начале 1990-х гг. Два эстонца спасают раненых солдат, грузина и чеченца, который воюет на стороне абхазов. Фильм, был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Режиссером выступил З. Урушатдзе4.

Также в 2013 г. вышел фильм «Длинные светлые дни», рассказывающий о первых годах грузинской независимости. Главные героини-беззаботные четырнадцатилетние школьницы, которые не готовы ко взрослой жизни и стремительно меняющейся реальности. Всё меняется, когда мальчик, живущий по соседству, решает совершить поступок, достойный горца. Он крадёт красавицу Натию. Фильм отмечен кинокритиками берлинского и парижского кинофестивалей.

Фильм «Кома» 2013 г. режиссера А. Кавтарадзе. Это рассказ о реальной жизни, социальных условиях и обстоятельствах. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает историю молодого человека Тите Гогиа, который попадает в тюрьму из-за автомобильной аварии. Бесчеловечное и циничное обращение с заключёнными усугубляет его положение .История разворачивается в больнице, где лежат пострадавшие в результате аварии. Один из них находится в коме. Судьба Тите зависит от их выздоровления.

Ретро-триллер «Заложники» 2017 г., снятый грузинским режиссёром Р. Гигинеишвили. Фильм основан на реальном случае, произошедшем в 1980-х гг. Дети из знатных грузинских семей в качестве протеста захватывают самолёт.

Особое внимание вызывает у кинокритиков грузино-шведский фильм «А потом мы танцевали» (And then we danced.). Его сюжет, противостоит грузинским устоям и традициям. 2019 г. Режиссёр Л. Акин.

1 Итервью Михайл Басиладзе URL https://dalma.news/ru/sovremennye-realii-i-perspektivy-gruzinskoy-kinoindustrii/

2 Главный приз фестиваля "Киношок" получил фильм Левана Тутберидзе "Прогулка в

Карабах". NEWSru.com (23 сентября 2005). Дата

обращения: 14 августа 2010 URL

https://web.archive.Org/web/20051003221806/http://ww w.newsru.com/cinema/23sep2005/cinema.html 3 Европейская кинопремия Дата обращения 2005 // URL https://europeanfilmawards.eu/en_EN/film/6006 4Mannheim -Heidelberg international film festival 2013 Awards// URL

https://www.imdb.eom/event/ev0000358/2013/1

Награжден на международных фестивалях, по мнению Iris Prize, это лучший фильм1.

В постсоветский период грузинское кино проходит процесс реорганизации и пытается шагать с современностью. В данном разделе были приведены примеры, известных кинофильмов, которые заслужили внимание зрителей как внутри страны ,так из вне.

Влияние кинематографа на развитие культуры Грузии.

Грузинское кино занимает определенное, почетное место на мировой арене. Национальный центр кинематографии Грузии способствует развитию

киноиндустрии страны. Современные грузинские фильмы активно участвуют в различных фестивалях по всему миру. Изюминку грузинскому кино придавали сами актеры. Легендами грузинского и советского кино представляются В. Кикабидзе, С. Закариаде, Р. Чхиквадзе, С. Чиаурели, Л. Кавжарадзе, Л. Абашидзе и др.

С помощью культурного наследия возрастает узнаваемость страны в мире. Грузинское народное творчество (мужское многоголосие, танцы, национальное застолье, институт тамады,) в сфере профессионального искусства вносит свой вклад. Во второй половине XX в. наблюдается философская направленность художественных фильмов. «современные философы часто считают себя обязанными высказать свои идеи и на языке искусства ... поскольку интуиция художника оказывает ощутимую помощь философу в деле понимания бытия. Со своей стороны, философская мысль будит и обостряет художественную интуицию» [Какабадзе: 1988, 120]. Сочетание философии и искусства дали возможность получить признание грузинскому кино, как в СССР, так и за его пределами. Например, выдающие грузинские кинорежиссеры Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанов, Резо Чхеидзе включены в список деятелей мирового кинематографа. Потенциал лучших художественных фильмов обусловлен

Retrieved 8 October 2020 // URL

https://irisprize.org/film/iris-preview-and-then-we-

danced-5/

философским подходом, переживаниями, которые создают эстетически образ кино. Ценность национального кино Грузии связана также с особой методологией творческого создания игрового фильма. Особенностью художественного

кинематографа, является поэтическое направление кино. Проблематика поэтического кино Грузии носит в основном экзистенциальный характер: смысловым центром фильмов Т. Абуладзе, О. Иоселиани и Р. Чхеидзе является не сюжет, а та душевная жизнь героев, которая происходит в рамках фабулы. Уникальность, созданная грузинской школой, передает мысль о надобности совершенствования мира, о преображении и росте творческого существования человека. В режиссерском, художественном мастерстве выражена верой, победы добра над злом. [Курылев: 2023, 59]

Стоит отметить, что в Советский период, когда соблюдение цензуры было необходимым, представители киноискусства были ограничены в выражении своих мыслей. Исходя из этого, свое отношение прямым и косвенным путем фиксировали в собственных произведениях. Культура, как часть национальной идентичности народов представляется инструментом влияния в различных сферах деятельности, в том числе и в политике. Искусство и кино занимают значимое место как в политике, так и в повседневной жизни. С помощью кинематографии, возможно налаживание отношений со странами, народами. Кино дает возможность проанализировать политический вектор страны, ознакомится с интересующим историческим периодом.

Если в период Советского союза снимали фильмы о дружбе народов, о культуре и единых ценностях, сегодня наблюдается смена вектора. В Грузии в последнее время, стали снимать картины, которые близки к западным ценностям. В таком случае наблюдается отдаление от советского прошлого и чувствуется тесное тяготение к

желанию интеграции в евроатлантические структуры. Ярким примером можно считать фильм «А потом мы танцевали» («And then we danced»). В нем описан сюжет, который является приемлемым для части прозападного населения, хотя традиционное грузинское общество негативно

отреагировала на выпуск фильма. Премьера фильма проходила на фоне массовых протестов. Грузия странна традиционная. Проявления такого характера не приемлемы для народа, чьи предки веками воевали, что б сохранить национальную идентичность и культуру. Роль и значимость грузинского кино можно считать инструментом, «мягкой силой», которая имеет влияние на общественное и политическое мнение как внутри страны, так и за ее пределами.

Роль кино как инструмента «мягкой силы».

В современном мире «мягкая сила» представляется инструментом давления как внутри стран, так и зa пределами. Понятие вышеупомянутого термина берет начало на Западе. Концепция подразумевает применение культурных и политических ресурсов на воздействие той или иной страны. Сила исключает применения жестокого давления либо принуждения. Вся суть состоит в том, что союзники добровольно и непринудительно

присоединяются к той или иной идеологии непроизвольно. Все больше возрастает влияние «мягкой силы» в сфере образования и культуры. Киноиндустрия как инструмент способна влиять на людей и общество, изменять их мысли.

Грузинская кинематография в советский период и сегодня отличается. Если в период СССР с помощью кино пытались показать отличие культуры и идентичности Грузии от других советских республик, доказать уникальность древнего народа. Сегодня общество либерализировано. В частых случаях не соблюдена цензура. Показывают такие сцены, которые вызывают чувство протеста у консервативной части населения. Не стоит забывать о том, что Грузия является традиционной страной с определенными устоями и обычаями.

Киноиндустрия страны развивалась на протяжении многих лет.Фильмы, снятые в Грузии,известны на международном уровне.

Стоит отметить, что важный вклад в развитии культуры вносит диаспора. Совместный показ грузинских фильмов, творческие вечера сплачивают эмигрантов. Организация такого рода мероприятий вызывает интерес у местной части общества. Этнические грузины, проживающие в различных странах, бывают

малоинформированы о Родине.

Историческая память России и Грузии тесно переплетается. В сфере киноиндустрии в том числе. Созданные совместные шедевры вызывают массу положительных эмоций у зрителей.

Инструментом влияния «мягкой силы» Грузии как внутри страны, так и на международной арене можно считать существующую школу национального кино, которая актуальна по сей день.

Заключение

Проанализировав исторический ракурс грузинского кинематографа на различных этапах развития, можно судить о вкладе и формировании грузинской школы художественного кино. В современном мире, в условиях конкуренции и высшем уровне развития технических возможностей перед режиссёрами стоит задача внести новшества в сферу развития кино, а также сохранить историческое наследие, которое передалось новому поколению. В постсоветский период наблюдается определенная смена курса, различная от советского кинематографа. Государство финансирует кинопроекты, хотя индустрия ожидает больше возможностей для создания качественного кино. Тематика бывает разной.Также часто встречаются совместные проекты с различными государствами.

Автор считает, что культура между странами должна существовать без вмешательства политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мягкая сила в лице кинематографии дает возможности налаживания отношений со странами. В Советском Союзе царила дружба народов, соответственно и фильмы олицетворяли дружбу, любовь, и повествовали о взаимоотношениях в профессиональной и др. деятельности.

Грузинское кино, выражает самобытность национальной культуры, также внедряет эстетику восприятия картины. О реальном возрождении грузинского кино можно будет судить, когда фильмы вновь добьются успеха

в Каннах или Берлине. У грузинского кино есть собственная школа.Таким образом возрождение грузинского киноискусства реалистично

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Какабадзе З. М. Феномен искусства. Тбилиси: Мецниереба, 1980. 135 с

Какабадзе З. М. Философия и жизнь // Философия, культура, человек: сборник. Тбилиси

Мецниереба, 1988. 120 с Курылев К.П. Кинематограф Украины в постсоветский период: этапы развития, характер и особенности // Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2023. № 3. С. 59-78. Нино Дзандзава — Вагон смешивается, едет поездом, а корабль плывет // журнал «Кино.

Горячий шоколад», № 1, 2006 Саввина И. Умение радоваться // Искусство кино. — 1970.—№ 2.—С. 30—39. The International Who's Who 2004.— London: Europa Publications, 2003.— xix + 1888 p.— (The

International Who's Who, vol. 67).—ISBN 978-1-857-43217-6.— P. 1537 Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.

REFERENCES

Kakabadze Z. M. Fenomen iskusstva [The Phenomenon of art]. Tbilisi, 1980. 135 p. 89. Kakabadze Z. M. Filosofiya i zhizn' [Philosophy and life]. Filosofiya, kultura, chelovek

[Philosophy, culture, people]. Tbilisi, 1988. 120 p. Kurylev K.P. Kinematograf Ukrainy v postsovetskij period: etapy razvitiya, harakter i osobennosti // Vestnik RGGU. Seriya: Evrazijskie issledovaniya. Istoriya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2023. № 3. S. 59-78. Nino Dzandzava — Vagon smeshivaetsya, edet poezdom, a korabl' plyvet // zhurnal «Kino. Savvina I. Umenie radovat'sya // Iskusstvo kino. — 1970. — № 2. — S. 30—39. The International Who's Who 2004.— London: Europa Publications, 2003. — xix + 1888 p. — (The International Who's Who, vol. 67). — ISBN 978-1-857-43217-6. — P. 1537 Chavchavadze N. Z. Kultura i tsennosti [Culture and values]. Tbilisi, 1984. 171 p. 5.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Хотивришвили Анна Александровна, Anna A. Khotivrishvili, PhD, senior к.и.н., старший преподаватель кафедры теории и teacher of the Department of Theory and

истории международных отношений РУДН им. History of International Relations, RUDN

Патриса Лумумбы (E- University (E-mail:

mail: anakhotivri shvili777@gmail. com) anakhotivrishvili777@gmail.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.