Научная статья на тему 'Кинематическое исследование механизма с перекатывающимся рычагом, выполненным с двумя высшими кинематическими парами'

Кинематическое исследование механизма с перекатывающимся рычагом, выполненным с двумя высшими кинематическими парами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
246
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕКАТЫВАНИЕ / ВЫСШАЯ КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ПАРА / СКОЛЬЖЕНИЕ / КИНЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗРЕШИМОСТЬ / ROLLING / HIGHER KINEMATIC PAIR / SLIDING / KINEMATIC SOLUTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дворников Леонид Трофимович, Максимова Екатерина Николаевна

Проведен кинематический анализ механизма с перекатывающимся рычагом, выполненным с двумя высшими кинематическими парами, доказана полная кинематическая разрешимость механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kinematic analysis of the mechanism with the rolling lever, mading with two higher kinematic pairs

Kinematic analysis of the mechanism with the rolling lever, mading with two higher kinematic pairs is conducted, full kinematic solution is proved of this mechanism.

Текст научной работы на тему «Кинематическое исследование механизма с перекатывающимся рычагом, выполненным с двумя высшими кинематическими парами»

76

Л.Т. Дворников, Е.Н. Максимова

ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

УДК 62.232

Л.Т. Дворников, Е.Н. Максимова

КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА С ПЕРЕКАТЫВАЮЩИМСЯ РЫЧАГОМ, ВЫПОЛНЕННЫМ С ДВУМЯ ВЫСШИМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ ПАРАМИ

В машиностроительной практике применение имеют прессовые машины, а также разного рода газо- и гидрораспределительные механизмы, использующие эффект перекатывающихся рычагов. Важной особенностью таких машин и механизмов является использование в них высших кинематических пар р4, позволяющих как вращение, так и поступательное относительное движение звеньев. Можно утверждать, что к теории таких механизмов пока не было обращено должного внимания. В настоящей статье делается попытка постановки такой задачи. Наиболее представительные сведения о строении и принципе действия механизмов перекатывающихся рычагов были приведены в справочнике «Механизмы в современной технике» академика Артоболевского И.И. [1], где автор описывает пятнадцать схем механизмов перекатывающихся рычагов с одной высшей кинематической парой без указания на область их применения.

Рис. 1. Механизм с перекатывающимся рычагом, выполненным с двумя высшими кинематическими парами

В отличие от механизмов, описанных Артоболевским И.И, в настоящем исследовании рассматривается механизм, перекатывающийся рычаг которого входит в соединение с другими звеньями посредством двух высших кинематических пар. Механизм защищен патентом на изобретение № 2514322 [2], его кинематическая схема приведена на рис.1.

Механизм приводится в движение от кривошипа 1, соединенного с шатуном 2 через вращательную кинематическую пару В. В свою очередь шатун 2 входит во вращательную кинематическую пару С с перекатывающимся рычагом 3, который выполнен четырехпарным с двумя высшими кинематическими парами D и Е и вращательной парой F коромысла 4. Перекатываясь со скольжением по неподвижному звену 6, рычаг 3 принуждает к поступательному движению ползун 5, воздействующий на обрабатываемый объект 7.

При задании вращения кривошипу 1 все остальные звенья получают вполне определенное движение. Это доказывается тем, что при числе его подвижных звеньев п=5, числе одноподвижных кинематических пар /?5=6 (А, В, С, F, G и Р) и числе высших кинематических пар р4=2, формула П.Л. Чебышева

W = 3n-2p5-p4, (1)

определяет подвижность механизма, равную единице. В механизме можно выделить две группы звеньев нулевой подвижности: звенья 2, 3, 4 и выходное звено 5.

Зададимся угловой скоростью звена 1. Кинематическое исследование (рис. 2) начнем с определения скорости точки В, которая известна по величине и направлению

VB=C0\-1АВ, Vв -L АВ , отложим ее на плане в масштабе pv.

Исследование группы звеньев 2, 3 и 4 возможно через нахождение особых точек. Одна из таких точек лежит на пересечении линий поводков ВС и GF. Обозначим ее через S, она принадлежит звену 3. Скорость особой точки S определится системой векторных уравнений

Vs=Va+VCB + Vsc, Vcb + Vsc±BC,

Vs — V6' + VFC + VSF, VFC + VSF _L GF.

Технология машиностроения

77

Рис. 2. План скоростей механизма с перекатывающимся рычагом

Если из полюса р плана скоростей провести линию, перпендикулярную GF, а из точки в линию, перпендикулярную ВС, то на их пересечении

определится конец вектора скорости Vs . Полученные при построении плана отрезки ps и bs есть суммарные скорости VFG + VSF и VCB + Vsc.

Далее становится возможным определить скорость точки D3 звена 3 по векторным уравнениям

(vD} -Vs + Vd}s , VD}S ±SD3,

[Hd3 = V D6 +Vd3d6, V Db=0,V D,Db\\xx.

В свою очередь скорости точек F и С определятся системами векторных уравнений

\VF = Vо, + VFD„ yFD} JL D3F,

[Vf =Vg+Vfg, Vg=0,Vfg ±GF,

\Vc=Vf+Vcf, VcfFCF,

{Vc=Vb + Vcb, vfB±BC.

Из плана скоростей можно найти каждый вектор отдельно, так, входящие в суммарные вектора составляющие VFG и VSF представлены в виде

отрезков pf и fs, a VCB и Vsc - be и cs .

Скорость точки Е3 и скорость выходного звена 5 определим с помощью систем векторных уравнений

jv£3 =Vс + Vеъс ,

{ Fe3=Ff+Fe3f,

VeiC _L Е3С, \Ve5=Ve,+Vе5е„ Vese} II уу, V^fLE3F, \Ve5=Ve5p, Ve5p\\pp.

Вектора be, d3f , pf на плане определят величины и направления угловых скоростей звеньев 2, 3 и 4 (рис. 1)

bc-Pv d, f • „ _P.f-Pv

co2 ~ ----’ co3 = ’ <v4 ~ —------•

lBC F ^ GF

План ускорений исследуемого механизма после построения вектора ускорения точки В в масштабе ра, как а в = а" ва + а! ва , при этом

а”ВА = СО2 • 1АВ , аВА ||АВ и направлено от В к А,

f ва =0, т. к. CQ{=const, может быть построен через отыскание линейного ускорения особой точки S на основании следующих векторных уравнений

as — ав + асв + asc + асв + asc,

< _______ ____ __________

as = a FG + aSF + aFG + aSF,

асв = ^2 dBC,ansc =

= (0l 'hc’aCB +asc II СВ,а!св + яsc -LCB, ^

aFG =0)4 ’ ^GF » aSF “

= co\ • lsF->aFG + aSF II GF,a'FG + a‘SF _L GF.

Вектор апсв в виде отрезка bn на плане (рис. 3) откладывается от точки в в направлении, параллельном ВС от точки С к В, а вектор ansc в виде

отрезка ПШ откладывается по тому же направлению, но от точки S к С, линия суммы тангенциальных ускорений а'св + a‘sc проводится из точки

т перпендикулярно ВС (линия тт'). Второе уравнение системы (а) организуется сложением

вектора aFG , проведенного из полюса плана параллельно GF в направлении от F к G в виде отрезка рк с вектором aBF в том же направлении

78

Л.Т. Дворников, Е.Н. Максимова

ас = 0,а‘fg _L GF.

Рис. 3. План ускорений механизма с перекатывающимся рычагом в виде отрезка kq. Линия суммы тангенциальных aFD^ = со] ’lFD3’aFD} || FD3,alFD^ _L FD3,

ускорений a'FG + a'SF проводится из точки q перпендикулярно GF (линия qq'). Точка пересечения линий qq' и тт определит конец вектора

ps ускорения особой точки S. Далее может быть найдено ускорение точки D3 из системы векторных уравнений

(с)

Точка пересечения линий kk' и tt' определит точку f - конец вектора pf ускорения точки F. Ускорение точки С может быть найдено из системы векторных уравнений

\а = aF + а" сf + acf ,

GD3 ~aS+ aD}S + aD}S>

ап =ап +а

D,D6’

[ас = ав+ а св + а св, acF = а>1 -Ifc^f II FC^f ± FC,

(d)

aDys ~ ' ho3->aD3s II F3S,aD S _L D3S,

(в)

а'св -L BC.

Точка пересечения линий zz’ и nn опреде-

aDb ~ ®’aD}D6 II XX'

На основании системы (в) из точки S прово- лит конец вект0Ра Рс Уск0Рения точки С. Далее

определяется ускорение точки Е3 из системы векторных уравнений

дится вектор нормального ускорения aDS в виде отрезка sj, и далее из точки j проводится линия

тангенциального ускорения a'D S (линия jj') до

пересечения в точке d3 с линией, проведенной из полюса параллельно хх. Ускорение точки F становится возможным определить из системы

aF — aD3 + а”FDi + О*FDb ,

а Е3 ас а Е3С аЕ3С’

<,с=<о23-1ЕзС,а1с\\ЕгС,а'£1С1Е,С, aE3F =0}ъ ’h,F’aE3F \\F3F,aEF _L E3F.

(e)

aF = ac + a fg + a fg,

Точка пересечения линий ww и vv определит точку е3 - конец вектора ре3 ускорения точ-

Технология машиностроения

79

ки Е3. Ускорение ползуна 5 может быть найдено через систему векторных уравнений

aF Е5 ~ аЕъ аЕъЕъ > \\ХУ>

aF Е5 = aEip, а 1 ^ 1 1 РР-

Вектор ^£5£з откладывается от точки е3 параллельно уу до пересечения в точке е5 с линией, проведенной из полюса параллельно рр.

По тангенциальным ускорениям асв , a'CF ,

aFG (отрезки пп ,zz' ,кк' на плане) определяются угловые ускорения звеньев 2, 3 и 4 (рис.1) ««'•// zz'-A _кк'-М.

2 ~ / 3 “ / Е'~ ~1 •

1ВС 1CF 1GF

Таким образом, механизм с перекатывающимся рычагом, выполненным с двумя высшими парами, имеет полную кинематическую разрешимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике т. И. М.: Наука, 1971. 1007 с.

2. 2514322, Cl RU, МПК F16H 21/16. Механизм с перекатывающимся рычагом/ Дворников Л. Т., Максимова Е.Н. - № 2012155035; заяв. 18.12.2012. - Опубл. 27.04.2014, Бюл. № 12-4 с.; 1 ил.

Авторы статьи

Дворников Леонид Трофимович, д.т.н., профессор, зав.каф.теории и основ конструирования машин СибГИУ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: [email protected]

Максимова Екатерина Николаевна, аспирант каф. теории и основ конструирования машин СибГИУ ,

e-mail: [email protected]

УДК 62-121

О.М. Яскевич

ОПИСАНИЕ И ВОЗМОЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО НЕАССУРОВА МЕХАНИЗМА

При проектировании механических систем, классическим способом синтеза кинематических цепей является принцип построения механизмов по Ассуру [1], заключающийся в том, что к ведущему звену, называемому «простым кривошипом», обладающему единичной подвижностью (Ж=1), присоединяется группа звеньев, подвижность которой равна нулю (W2=0), эти механизмы называются ассуровыми. Синтез кинематических цепей по Ассуру не рассматривает многообразие механических систем, приводимых в движение неодноподвижным входным звеном. Такие механизмы называются неассуровыми механизмами [2], так как они не распадаются на группу Ассура и ведущее звено.

Присоединяемые к ведущему звену цепи неас-суровых механизмов оказываются цепями отрицательной подвижности, а именно W= -1 - если на входе принимается двухподвижная пара, We= -2 при использовании трехподвижной пары, We= -3 при четырехподвижной входной паре и We= -4 при пятиподвижной входной паре.

Неассуровы механизмы уникальны тем, что входным звеньям задается единственное определенное движение, а остальные подвижности они приобретают в процессе взаимодействия с другими звеньями цепи. На рис. 1 изображена кинематическая схема одного из таких механизмов, за-

щищенного патентом [3]. Его сущность заключается в том, что задавая входному звену 2 единственное поступательное движение S, выходное звено 4 совершает колебательные движения в трех различных плоскостях классического декартового пространства.

Механизм состоит из четырех звеньев - стойки-гидроцилиндра 1, поршня со штоком 2, шатуна 3, и пространственного коромысла 4, три из которых являются подвижными (п=3).

Структурная особенность неассурова механизма выражается в том, что входное звено -поршень со штоком 2 входит со стойкой в двухподвижную кинематическую пару (р4), которая позволяет поршню со штоком совершать поступательное перемещение S, и поворачиваться на угол ф] (рис.1.а).

Поступательное перемещение задается поршню со штоком 2 рабочим агентом (жидкостью), подаваемым в поршневую, а затем и штоковую область гидроцилиндра. Шатун 3 связан со стороны штока 2 и со стороны пространственного коромысла 4 во вращательные кинематические пары пятого класса р5 (шарниры). Пространственное коромысло 4 соединено со стойкой 1 в сферическую кинематическую пару третьего класса р3.

Подвижность пространственных механических систем определяется по формуле Малышева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.