Научная статья на тему 'Kinematic matching of engine and transmission of vehicles'

Kinematic matching of engine and transmission of vehicles Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
70
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ И ТРАНСМИССИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ РАЗГОНЕ С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ / KINEMATIC CONSISTENCY OF THE ENGINE AND TRANSMISSION / STABILITY OF ENGINE OPERATION DURING ACCELERATION WITH GEAR SHIFT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Trembovelsky L., Shmidt V.

Article contains results of the theoretical analysis revealed by practice of ZIL trucks drawback. Stability of work of the engine is analyzed at acceleration with gear shift. The inequality describing a condition of engine steady work is deduced. In article the kinematic coordination of various models of ZIL trucks is considered and it is noticed that truck ZIL-5301BE has kinematic in coordination of engine and transmission. Ways of its overcoming are shown. The Law on higher education and after graduate professional education of Russian Federation as one of the tasks of higher institute provides the use of scientific researches in educational process. The authors offer the results to students of Moscow state industrial university in the lectures on special disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Kinematic matching of engine and transmission of vehicles»

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Кинематическая согласованность двигателя и трансмиссии автотранспортных средств

к.т.н. Трембовелъский Л.Г., к.т.н., проф. Шмидт В.О.

ЗИЛ, МГИУ

Закон РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании в качестве одной из задач высшей школы предусматривает использование полученных результатов научных исследований в образовательном процессе. Для МГИУ характерна интегрированная форма обучения, тесно связывающая учебный процесс с деятельностью базовых заводов. Предлагаемая статья содержит результаты теоретического анализа выявленного практикой недостатка автомобиля ЗИЛ.

В настоящее время практика автомобильных заводов показывает, что в жестких условиях развивающейся рыночной экономики выживаемость производителей зависит от быстроты освоения новых, именно в настоящее время необходимых моделей автомобилей. При этом используются готовые узлы и агрегаты ранее выпускаемых или выпускаемых сейчас моделей. В такой ситуации важно правильно подобрать характеристики используемых узлов. Критерием здесь может служить наилучшая согласованность двигателя и трансмиссии.

Рассмотрим их кинематическую согласованность. Прежде всего, сформулируем условия кинематической согласованности:

• Кинематическое обеспечение заданной максимальной скорости движения.

• Кинематическое обеспечение заданной минимальной скорости движения.

• Устойчивая работа двигателя при переключении передач при разгоне.

Первые два условия проверяются по известным формулам:

V = О.377 • nmax • Гк > V

max j т j т max3

U 0 • UKB ,

0.377 • n i • rk

V = _-mm-k_ < V.

mm j j j j — mm 3

U 0 • U K1 ,

где: Vmax и Vmm - максимальная и минимальная скорости движения автомобиля [км/ч];

n n

max и mm - максимальная и минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя [об/мин];

V 3 Vi 3 г , п

max3 и mm3 - заданные максимальные и минимальные скорости [км/ч];

r

k - радиус качения [м];

Uo,Uki,Ukb - передаточные числа главной передачи, первой и высшей передач коробки передач.

Одним из факторов, влияющих на устойчивость работы двигателя при переключении передач, является частота вращения коленчатого вала, устанавливающаяся после переключения с низшей на высшую передачу.

Будем исходить из следующего алгоритма переключения при разгоне: переход на высшую передачу осуществляется при достижении номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Такой алгоритм предписывается нормативными документами, определяющими методы испытаний (ГОСТ 22567), и обеспечивает максимальную эффективность разгона и 100% загрузку двигателя. На практике применяются и другие методики переключения, позволяющие, например, снизить эксплуатационный расход топлива.

На рис. 1 представлена кинематическая характеристика автомобиля. На этом рисунке в координатах Ме [Нм] - n [об/мин] построена кривая крутящего момента [А] двигателя, а в

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. координатах V [км/час] - п [об/мин] серия прямых линий, отображающих разгон автомобиля и переключение передач.

&км/ч Ме км /1\

(А)

Пи Пч ГЬ П об/мин.

Рис. 1. Кинематическая характеристика автомобилей.

При трогании на 1-ой передаче в результате разгона автомобиль достигает скорости . Будем считать в момент переключения скорость постоянной (хотя на самом деле она несколько падает).

В момент переключения с 1-ой на 2-ю передачи частота вращения коленчатого вала

двигателя падает до значения П1,2. Используя формулу зависимости скорости от частоты вращения коленчатого вала, легко получить соотношение:

п

п

Обобщая эту формулу, получим:

Пг,г+1 =

иг

■пА

(1)

п

где: 1,1+1 - частота вращения коленчатого вала двигателя, с которой начинается разгон после переключения с 1 на 1+1 передачу в коробке передач [об/мин];

пы

м - частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая максимальной мощности (номинальная) [об/мин];

икг ,икг+1 - передаточные числа коробки передач соответственно 1-ой и 1+1 ступени.

Если же рассматривать другой алгоритм переключения, то вместо Пм в формуле (1) необходимо будет поставить частоту, определяемую этим алгоритмом. Устойчивая работа двигателя обеспечивается, если

(2) п

здесь м - частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая максиму крутящего момента [об/мин]. В этом случае при полной подаче топлива двигатель автомобиля, продолжающего разгон, работает по падающей ветви крутящего момента, что. как известно из теории, обеспечи-

п1,1 +1 > пм

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. вает устойчивую работу двигателя при изменяющемся дорожном сопротивлении.

Через К обозначаем величину, обратную коэффициенту приспособляемости двигателя по оборотам:

пм

Из соотношений:

К =

пм

пм = К ■ пм

и

Кг+1

и

Кг

и условия (2) вытекает, что для согласованности г и г+1 передачи необходимо и достаточно, чтобы:

иК

Кг+1

и

> К

В качестве примера рассмотрим ситуацию с кинематической согласованностью у 4-х моделей автомобилей ЗИЛ, техническая характеристика которых приведена в таблице 1.

У рассматриваемых автомобилей зиловского производства коробки передач имеют ряды передаточных чисел, построенные по различным принципам - от почти геометрического ряда (КП ЗИЛ-4421 - колебания плотности ряда не превосходят 2,7%) до прогрессивного (ЗИЛ-433360 - максимальное колебание плотности составляет 19%) и еще более прогрессивного (ЗИЛ - 5301ВЕ - максимальное колебание - 29%). Целью статьи является анализ кинематической согласованности таких разных коробок передач с приметаемыми двигателями.

Таблица 1

Модель автомобиля ЗИЛ-433360 ЗИЛ-4331 ЗИЛ-5301ВЕ ЗИЛ-5301 КО

Двигатель ЗИЛ 508300 ЗИЛ-645 Э-245.9Е2 Са1 3054Е2

% 3200 2800 2400 2600

Пм 1800 1600 1600 1600

Коробка передач ЗИЛ-130 ЗИЛ-4421 ЗИЛ-5301 Т5ХС-207и

Количество ступеней 5 9 5 5

Передаточные числа

КП:

иы 7,440 11,400 6,450 6,550 :

ик2 4,100 8,260 3,560 3,620

икз 2,290 6,100 1,980 2,080

ик4 1,470 4,520 1,2750 1,380

ик5 1,000 3,330 1,000 1,000

Ь'кб 2,480

ик7 1,830

Цк8 1,356

ик9 1,000

Главная передача и о 6,330 5,290 3,273 3,273

На рис. 2 на кинематическую характеристику автомобилей сверху нанесена кривая крутящего момента двигателя.

У рассматриваемых автомобилей номинальная частота вращения коленчатого вала дви-

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

гателя равна максимальном.

1ИЧ, Иу

V кмУч

Ж

ЗИЛ-433360

п..

ЗИЛ-3301ВЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т1

М„, Мм

II

ЗШЫЗЗ!

и. гню ЗИЛ-? 301 КО

Рис. 2. Кинематическая характеристика автомобилей ЗИЛ.

Таким образом, мы видим изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя и скорости движения автомобиля при разгоне его с места до максимальной скорости.

Если путь, указанный стрелочками, выходит левее пунктирной линии, соответствую- п м

щей м, имеет место несогласованность.

Автомобиль ЗИЛ-433360 имеет несогласованность при переходе с 1-ой на 2-ю передачу. Однако, как правило, трогание с места на автомобиле ЗИЛ-433360 происходит со второй передачи, а в том случае, когда используется первая передача, эта особенность сглаживается очень пологой, плавной характеристикой крутящего момента бензинового двигателя ЗИЛ 508300 и малой скоростью движения автомобиля в момент переключения (не более 12 км/час).

Автомобиль ЗИЛ-4331 такой несогласованности не имеет, зато у ЗИЛ-5301ВЕ несогла-сованы 1, 2, 3 и 4 (на грани) передачи, что в сочетании с характеристикой двигателя Д-245.9Е2 зачастую приводит к неравномерной работе двигателя при переключении передач. Автомобиль ЗИЛ-5301К0 отличается более кинематически согласованной трансмиссией. Ранее отмечено, что соотношение

и

Кг +1

и

> К

Кг

гарантирует устойчивую работу двигателя при переключении коробки передач при разгоне.

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Попытаемся формализовать это условие согласованности. Проведем количественную оценку снизу произведения плотностей ряда передаточных чисел п-ступенчатой коробки передач. Мы имеем дело с функциональным неравенством:

иК2 ■ иК3 ■ ■ иКп = иКп > К"-1 иК1 иК 2 иКп_х иК1

икп > К"-1 ■ иК1, (3)

7 ■ Х* < Р, (4)

где: z, x, у и р первоначально могут рассматриваться как переменные, связанные этим неравенством;

z - передаточное число первой передачи;

х - величина, обратная коэффициенту приспособляемости двигателя по оборотам; у - уменьшенное на единицу количество ступеней коробки передач; р - передаточное число высшей передачи.

Задаваясь различными исходными данными, с помощью функционального неравенства (4) можно проводить оценку принятого конструктивного решения на корректность кинематической согласованности или, наоборот, из условия кинематической согласованности определять некоторые параметры двигателя и коробки передач.

В качестве примера использования неравенства (4) проведем анализ конструкции автомобиля ЗиЛ-5301ВЕ. Первая передача, имеющая UK1=6,45, позволяет в сочетании с существующими параметрами автомобиля преодолевать регламентируемый нормативными государственными документами 25% подъем.

Поэтому примем 7 = 1 = 6,45 .

Кроме этого применяемый двигатель Минского моторного завода имеет коэффициент приспособляемости по оборотам 1,5, поэтому примем X = X = 0,6666.

Передаточное число высшей передачи, выбираемое из условия максимальной скорости, равно 1.

Примем Р = 1,00.

Тогда неравенство (4) будет выглядеть следующим образом:

6,45 ■ 0,6666* < 1,00 (5)

Решая это неравенство, получим: * > 4,6.

Но, так как * = п -1 то п > 5,6.

Следовательно, можно сделать вывод - для автомобиля ЗИЛ-5301ВЕ с параметрами, соответствующими ТУ, невозможно подобрать пятиступенчатую коробку, отвечающую полной кинематической согласованности с двигателем Д-245.9Е2. Кроме этого также некорректно применять пятиступенчатую коробку передач с повышающей высшей передачей (передаточное число меньше 1), что также вытекает из неравенства (5). Вопрос кинематической согласованности можно решить, применяя шестиступенчатую коробку. В этом случае, возможно, применить ускоряющую высшую передачу.

Приведенный пример показывает, что, используя неравенство (4), можно находить пути конструктивного решения задачи повышения конкурентоспособности автомобиля.

Приведенные результаты авторы излагают студентам МГИУ в своих лекциях по специальным дисциплинам.

Новый упругий элемент из композиционного материала

Чуканин Ю.П.

МГТУ «МАМИ»

Вашему вниманию предлагается работа, посвященная разработке конструкции и мето-90 Известия МГТУ «МАМИ» № 2(6), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.