Научная статья на тему 'Кимберли Эверетт Джанонг. История и дискография гобоя в джазе'

Кимберли Эверетт Джанонг. История и дискография гобоя в джазе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кимберли Эверетт Джанонг. История и дискография гобоя в джазе»

32. Шаммазова, Е.Ю., 2013. Переходный период как социальный феномен: проблема концептуализации. ...Автореф. канд. филос. наук. Казань. - 29 с._

33. Ясперс, К, 1991. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, - С.32-34.

31. Циммер, К., 2012. Эволюция: триумф идеи. М.: Альпина-нон-фикшн, - С.233.

32. Шаммазова, Е.Ю., 2013. Переходный период как социальный феномен: проблема концептуализации. ...Автореф. канд. филос. наук. Казань. - 29 с.

33. Ясперс, К, 1991. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, - С.32-34.

Kimberly Everett Ganong. A HISTORY AND DISCOGRAPHY OF THE OBOE IN JAZZ. (2016). Open Access Dissertations. Paper 1614. http://scholarlyrepositoiy.miami.edu/oa_dissertations

Кимберли Эверетт Джанонг. История и дискография гобоя в джазе.2016, 90 с. Электронный ресурс, http://scholarlvrepository.miami.edu/оа dissertations

Монография посвящена вопросу истории и дискографии гобоя в джазовой музыке. Гобой не часто рассматривают как основной музыкальный инструмент в джазовых композициях, хотя этот духовой инструмент последовательно использовался в этом жанре в течение почти века. Данное исследование восполняет пробел в широком объеме литературы о гобое, создавая исторически достоверный обзор использования гобоя в джазовой музыке и описывая полный список дискографии, охватывающий периоде 1912 года по 2014 год.

В первых главах реферируемого издания автор представляет исторический обзор появления джаза как музыкального жанра, развития различных направлений в джазовой музыке, а также место и роль гобоя как духового инструмента в ее исполнении. Первые два десятилетия двадцатого века показали быструю популяризацию дансинга и духовых оркестров, и это ясно слышно в первых записях, включенных в дискографию. Основной сценой для этих групп был Лондон: Peerless Orchestra (запись 1912 г.) и Mayfai Dance Orchestra (запись 1919 г.,), оба исполняли короткие простые мелодии с гармонией медных духовых в ритме марша на 2 или 4 четверти. Так рэгтайм, Диксиленд и танцевальная музыка постепенно развивались в то, что теперь называют "джазом", а традиции духовых оркестров и популярной непритязательной музыки соединились в более свободном, менее жестком в ритмическом отношении стиле. К этому времени «swing» становится нормой и обширные импровизации становятся основным компонентом новой музыки, названной джазом.

Период с середины 1920-х и в течение 1930-х был во власти симфонического джаза известных бигбэндов Пола Уайтмена, Флетчера Хендерсона, Рэда Николса, Сэма Вудинга, знаменитых братьев Дор-си. Примечательно, что великий Дюк Эллингтон, один из самых продуктивных композиторов в истории музыки, не использовал гобой вплоть до его последних оркестровых сочинений. Исследователи связывают это с отсутствием выдающихся гобоистов в раннем джазе; общеизвестен факт, что композиторы и аранжировщики писали и пишут для определенных музыкантов, которые вдохновляют их

Автор отмечает, что одним из важнейших факторов, повлиявших на развитие джазовой музыки, как и, в целом, на всю звукозаписывающую индустрию, было появление записи долгоиграющей пластинки в конце 1940-х годов. Именно джаз является, пожалуй, первым музыкальным жанром, имеющим практически всю свою историю на звукозаписях

Известно, что развитие джазовой музыки в 50-е годы прошлого века отмечено разнообразными направлениями и, соответственно, новыми возможностями для определения места гобоя в этом жанре. Особое значение для этого духового инструмента имело появление так называемого "СооГ джаз - современной джазовой формы, которая характеризуется расслабленными темпами и светлым колоритом в отличие от напряженного и сложного стиля "Bebop", столь популярного в 40-е годы. "СооГ джаз часто использует элементы классической музыки и поэтому гобою легко нашлось его место в этой музыке. В качестве примера этого направления музыки, представляющего гобой, можно назвать альбом "Shifting Winds" Боба Купера в записи 1955 года. "Third Stxeam" жанр, созданный легендарным американским композитором и музыкантом Гюнтером Шуллером, стал стилем музыки, в котором объединилась классика и джаз с импровизацией, в качестве основного компонента. Выдающийся пример этого направления - альбом Шуллера "Jumpin' in the Future". Использование классических музыкальных элементов и более свободной музыкальной эстетики подготовили почву для гораздо большего включения гобоя в современные стили джаза в будущем.

В 1960-е появилось большое количество новых направлений джаза, в каждом из которых у джазового художника в распоряжении было несметное число стилистических возможностей, благодаря которым появилась возможность создать свое собственное, отличное от других, творческое ли-

цо. В это десятилетие был сделан акцент на использовании мультистилистических тенденций, и этот тренд (направленность) сохраняется до настоящего времени. Авангардный джаз таких авторов, как Сан Ра и Сесил Тейлор, использовал гобой в новых и дополненных вариантах, что позволило таким исполнителям, как Маршалл Аллен и Маканда Кен Макинтайр использовать более широкий диапазон на инструменте и даже так называемые расширенные методы, такие как тиШрЬошсз. В тоже время продолжение и эволюция традиций бибоп повлекли за собой пост и хард-боп, которые больше подходят исполнителям-гобоистам, чем бибоп в 1940-х Исполнители, которые действительно выделились в 1960-х и 1970-х, были теми, кто действительно вывел гобой на передний план и извлек выгоду из уникального тембра и качества звука этого инструмента. Среди этих исполнителей были Юсеф Латиф, Макапс1а Кен Макинтайр и Маршалл Аллен. Эти гобоисты все экспериментировали, пытаясь найти новые пути как для использования гобоя в разных направлениях джазе, так и для того, чтобы обрести самих себя.

Автор реферируемого издания характеризует последние десятилетия 20 века большим количеством стилистического экспериментирования и риска в джазовой музыке. Двадцать первый век открывает новые возможности для джазовых гобоистов во многих отношениях, и новые исполнители, часто появляющиеся на сцене, регулярно записывают сольные альбомы, включающие гобой. Французский гобоист Жан-Люк Фийон, израильский гобоист Йорэм Лэчиш и голландская/французская гобоистка Эмманюэль Соме, вместе с самым известным американским джазовым музыкантом Полом Маккэндлессом уверенно несут факел в будущее гобоя в джазе. В последних главах автор представляет выдающихся исполнителей джазовой музыки и описывает полную дискографию гобоя в джазе. Таким образом, в данном издании автором рассматривается собранная из различных источников и вся имеющаяся на данный момент информация о гобое - хронология использования этого музыкального инструмента в джазе в течение почти столетия; дана характеристика исполнительского стиля наиболее выдающихся музыкантов-гобоистов в джазе, и, наконец, составлена полная дискография и моделируемый каталог, в котором можно найти соответствующие примеры записанной музыки.

Автор выражает надежду, что, с одной стороны, при помощи представленного комплексного исследования, многие гобоисты, преподаватели, композиторы, музыковеды будут иметь возможность легко получить актуальную и проверенную информацию о гобое в джазе, а с другой - представленное исследование будет стимулировать новое поколение джазовых гобоистов, чтобы помочь с продолжением и эволюцией джаза в будущем.

Обзор подготовили аспирант кафедры истории, философии и культурологии КазГИК Маликов Г.Р., канд.педнаук Валеева Р.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.