Научная статья на тему 'Киев в творчестве украинского писателя Валерия Шевчука'

Киев в творчестве украинского писателя Валерия Шевчука Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИЕВ / ТОПОС / ГОРОД / ЛИТЕРАТУРА / ОДИНОЧЕСТВО / KIEV / TOPOS / CITY / LITERATURE / LONELINESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бугаёва Надежда Анатольевна

Рассматривается специфика изображения топоса Киева на примере произведений современного украинского прозаика Валерия Шевчука. В украинской ментальности Киев ассоциируется с культурой, традициями, активным развитием, но в украинской литературе все чаще встречается негативная характеристика Киева. Город Валерием Шевчуком показан в двух ипостасях сакральной и патогенной. При анализе рассказа «Хованец» и повести «Женщина в голубом на снежном фоне» мы выделили два образа топоса Киева город-смерть и город-коробка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kiev in Creative Work of Valery Shevchuk, an Ukrainian writer

Peculiar image of the Kiev’s topos in the works of a modern Ukrainian prose writer, Valery Shevchuk, has been discussed. According to Ukrainian mentality, Kiev is associated with culture, traditions, its active development, while in the Ukrainian literature negative feature of Kiev is frequent. The City is shown in two forms the sacral and the pathogenic one by Valery Shevchuk. In the course of studying the short story “Khovanets” and the novel “The Woman in Blue against the Snowy Background” two patterns of the Kiev’s topos the city-death and the city-box have been identified.

Текст научной работы на тему «Киев в творчестве украинского писателя Валерия Шевчука»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332).

Филология. Искусствоведение. Вып. 87. С. 20-22.

Н. А. Бугаёва

КИЕВ В ТВОРЧЕСТВЕ УКРАИНСКОГО ПИСАТЕЛЯ ВАЛЕРИЯ ШЕВЧУКА

Рассматривается специфика изображения топоса Киева на примере произведений современного украинского прозаика Валерия Шевчука. В украинской ментальности Киев ассоциируется с культурой, традициями, активным развитием, но в украинской литературе все чаще встречается негативная характеристика Киева. Город Валерием Шевчуком показан в двух ипостасях - сакральной и патогенной. При анализе рассказа «Хованец» и повести «Женщина в голубом на снежном фоне» мы выделили два образа топоса Киева - город-смерть и город-коробка.

Ключевые слова: Киев, топос, город, литература, одиночество.

Единство социума и культуры в целом проявляется тогда, когда социальный объект начинает входить в контекст культурного пространства. Таким объектом является город, который органично вошел в украинскую литературу в начале ХХ в. и начал существовать не только в реальном, но и в вымышленном хронотопе человеческой жизни. Целью данной статьи является показ города в художественном творчестве Валерия Шевчука. Для раскрытия данного вопроса мы обратились к рассказу «Хованец» и повести «Женщина в голубом на снежном фоне».

Актуальность произведений с городским ареалом отмечается в украинской литературе эпохи модерна. Т. Гундорова в статье «В колыбели мифа, или топос Киева в литературе украинского модернизма» (здесь и далее перевод Н. А. Бугаёвой) отмечает, что модерн - явление не только эстетическое, но и топографическое, так как его хронотоп рождается на перекрестке пространства и времени. Появившаяся картинка города, топография становится способом описания мест (города или села), а главное внимание сосредоточенно на существовании человека в этом пространстве.

По словам Т. Гундоровой, литература эпохи модернизма наполняет особыми символами такой город, как Киев. С одной стороны, это сакральный топос (то есть священный, который имеет магический смысл), а с другой - эсхатологический (конец всего сущего). Традиционное толкование топоса Киева осуществляется в аспекте сакральности. Но современная специфика жизни и литература ХХ в. привносит изменение видения мифа Киева [1. С. 75] от положительного к отрицательному. Это в свою очередь меняет отношение человека к пространству существования.

Именно эпоха модерна в украинской литературе, по убеждению Т. Гундоровой, вносит трансформацию в понимание Священного города. Создается модель города-муравейника, где человек теряется среди суетливой повседневной жизни. Модернизированный топос Киева представлен уже как «живое» тело, многоголовое, расчлененное и шумное. Появляется топос города агрессивного наполнения, где потоки людей и машин сливаются воедино [1. С. 76]. Современный Киев характеризуется большим количеством автомобилей, километровыми пробками, запахом бензина, громкими звонками трамваев и постоянным человеческим шумом. Начинается процесс десакрализации Киева. Т. Гундоро-ва называет такой город городом отчуждения [1. С. 80], когда это административное устройство становится только внешней маской людей, которые в нем живут. Поэтому городской человек, переполненный негативными качествами городского социума, находит возможность очистить внутренний мир пребыванием в сельской среде, подсознательно приближаясь к нему.

Валерий Шевчук принадлежит к тем писателям, которые творчески росли в городском социуме. Родился прозаик в Житомире, а на литературной арене появился в Киеве. В автобиографических воспоминаниях «На берегу времени. Мой Киев. Новоселье» писатель писал: «Киев в моей жизни сыграл огромную роль, вплоть до того, что я не представляю себе существования вне этого мегаполиса» [3. С. 14]. По словам Шевчука, он бы не состоялся как литератор без Киева. Поэтому все творчество художника сосредоточено на двух городских топосах: Житомире как на основе и Киеве -творческом поле. Чаще всего В. Шевчук в произведениях обращает внимание на 1960-е гг. в Киеве (в этот период прозаик сформировался как личность и писатель).

Киев в творчестве украинского писателя Валерия Шевчука

21

Повесть «Хованец» написана в 1965 г. Главная героиня - женщина, потерявшая свою дочь, которая после ее смерти приезжает в село, чтобы морально отдохнуть. «Попала сюда, поближе к тишине, чтобы выйти из карусели повседневности» [4. С. 55]. Здесь, в горах, женщина забыла о головной боли, старалась не думать о Киеве, где ее внутренний мир рушился под давлением воспоминаний. Село стало убежищем для выстраданной душе героини. Топос города, описанный прозаиком, возникает в снах главной героини. Город в снах и видениях - предмет специальных исследований, начало которых открыл в ХХ в. К. Г. Юнг на основе собственных наблюдений. В работе «Два эссе по аналитической психологии» К. Г. Юнг описывал чистый опыт видения идеально правильного города. Как символическая форма «город» может означать много чего, часто противоположные смыслы: добро и зло, жизнь и смерть. Для образа города в рассказе В. Шевчука характерна последняя оппозиция. Главная героиня погружается в сны, и перед ней возникают городские очертания: «И ворвались в помещение ночные шумы города, грохот автомобилей и дальний звон одинокого ночного трамвая. Еще дальше слышался поезд, который мчался в ночь, нащупывая дорогу горящими глазами прожекторов, а женщина вдыхала сухой воздух со слабым привкусом бензинового перегара и не могла надышаться» [4. С. 59]. Автор создал портрет города в темных очертаниях, не давая героине почувствовать вкус жизни. Каждый раз, выходя из сна, женщина не желала возвращения домой, потому что ничего хорошего там не находила, лишь горечь и бессонницу. Для К. Г. Юнга сны были теми каналами связи, которые объединяли бессознательное с реальностью. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную часть жизни [5. С. 6]. В снах героиня видела киевские локусы (Андреевский спуск, Подол), которые ассоциировались с бывшим покоем и семейным уютом в городском социуме. Место, где стоит дом, в котором она жила со своей семьей, автор показывает без особой привязанности: «Там, где стоял их дом, не было ни травы, ни деревьев. Голая мостовая, голые стены, ржавые желоба, выдолбленные окна в глухих стенах, запах столетних домов. На лавочках сидят с мутными глазами старухи, как давно умершие» [4. С. 62]. Даже городской базар автор показывает мертвым, без единой живой души. Днепр, как водный символ Киева, показан ак-

вариумом с мертвой рыбой. Все, что видела героиня во сне, было мертвым. Такой топос города возник как следствие человеческой смерти (ребенка главной героини). Женщина теряет самое дорогое для себя, и окружающий мир начинает умирать для нее. Спокойствие приходи к героине только лишь на лоне природы, в деревне, где (по О. Шпенглеру) все начинается, где человек чувствует себя частью мира, а не осколком жизни. Топос города в этом рассказе - город, от которого человек пытается убежать, что бы сберечь целостность души.

Повесть «Женщина в голубом на снежном фоне» относится к киевской тематике. Главный герой, преподаватель Киевского университета, начинает чувствовать «безнадежное погружение в будни» Киева [2. С. 11]. Повседневность, со своим однообразием, делит душевную гармонию героя и его жены на разные плоскости. Ощущая пассивность такой жизни, Вадим Са-мосадский подсознательно пытается изменить ход бытия - он видит сны о загадочной женщине в голубом в неизвестном городе. Его сновидения напоминали сны-путешествия, когда он шел к дому в горах, к своей мечте, к своей личной свободе. Душа героя подсознательно стремится выйти из города и окунуться туда, где можно наполниться жизнью полной грудью. Иногда ему казалось, что эти представления - «вовсе не сон, а своеобразная система ощущений, положенных на абсурдную и, в то же время, реальную основу» [2. С. 9]. В снах герой видел старинную улочку в городе, удивительно знакомые дома. В этой плоскости герой жил реальной жизнью. А возвращаясь с работы, шел реальной улицей, заставленной современными девятиэтажными коробками, в одной из которых имел для существования собственную клетку. Родной дом стал бременем, в котором герой задыхался. Каждое утро, идя на работу, он вырывался на свежий морозный воздух и существовал вне дома. Автор вкладывает в уста героя слова, которые можно толковать как жизненное кредо городского человека: «Жить в этом мире можно, не надо только травиться мелочами жизни и быта, а, наоборот, постоянно возвышаться духом, то есть рассуждать о вещах высоких» [2. С. 15], потому что жизнь - это своеобразное переливание живой энергии, две стороны одного города. Топос Киева в повести наделен чертами безнадежности, замкнутости, это городкоробка, из которой человек подсознательно выбирается.

22

Н. А. Бугаёва

Итак, рассмотренные произведения В. Шевчука создают определенный топос Киева, возможность переоценки своей жизни в пространстве параллельной жизни. Киев как город-смерть, где человек чувствует себя одним среди тысяч, и город-коробка, позволяющий подняться над обыденностью, изменяет сущность городского жителя, делает его более уязвимым, или более сильным.

Список литературы

1. Гундорова, Т. І. У колисці міфу, або топос Києва в літературі українського модернізму // Київська старовина. 2000. № 6. С. 74-82.

2. Шевчук, В. О. Жінка в блакитному на сніговому тлі // Дніпро. 1998. № 1-2. С. 8-40.

3. Шевчук, В. О. На березі часу. Мій Київ. Входини // Київ. 2002. № 4-5. С. 14-55.

4. Шевчук, В. О. Сон сподіваної віри: готич-но-притчева проза. Львів, 2007. 416 с.

5. Юнг, К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.