Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332).
Филология. Искусствоведение. Вып. 87. С. 20-22.
Н. А. Бугаёва
КИЕВ В ТВОРЧЕСТВЕ УКРАИНСКОГО ПИСАТЕЛЯ ВАЛЕРИЯ ШЕВЧУКА
Рассматривается специфика изображения топоса Киева на примере произведений современного украинского прозаика Валерия Шевчука. В украинской ментальности Киев ассоциируется с культурой, традициями, активным развитием, но в украинской литературе все чаще встречается негативная характеристика Киева. Город Валерием Шевчуком показан в двух ипостасях - сакральной и патогенной. При анализе рассказа «Хованец» и повести «Женщина в голубом на снежном фоне» мы выделили два образа топоса Киева - город-смерть и город-коробка.
Ключевые слова: Киев, топос, город, литература, одиночество.
Единство социума и культуры в целом проявляется тогда, когда социальный объект начинает входить в контекст культурного пространства. Таким объектом является город, который органично вошел в украинскую литературу в начале ХХ в. и начал существовать не только в реальном, но и в вымышленном хронотопе человеческой жизни. Целью данной статьи является показ города в художественном творчестве Валерия Шевчука. Для раскрытия данного вопроса мы обратились к рассказу «Хованец» и повести «Женщина в голубом на снежном фоне».
Актуальность произведений с городским ареалом отмечается в украинской литературе эпохи модерна. Т. Гундорова в статье «В колыбели мифа, или топос Киева в литературе украинского модернизма» (здесь и далее перевод Н. А. Бугаёвой) отмечает, что модерн - явление не только эстетическое, но и топографическое, так как его хронотоп рождается на перекрестке пространства и времени. Появившаяся картинка города, топография становится способом описания мест (города или села), а главное внимание сосредоточенно на существовании человека в этом пространстве.
По словам Т. Гундоровой, литература эпохи модернизма наполняет особыми символами такой город, как Киев. С одной стороны, это сакральный топос (то есть священный, который имеет магический смысл), а с другой - эсхатологический (конец всего сущего). Традиционное толкование топоса Киева осуществляется в аспекте сакральности. Но современная специфика жизни и литература ХХ в. привносит изменение видения мифа Киева [1. С. 75] от положительного к отрицательному. Это в свою очередь меняет отношение человека к пространству существования.
Именно эпоха модерна в украинской литературе, по убеждению Т. Гундоровой, вносит трансформацию в понимание Священного города. Создается модель города-муравейника, где человек теряется среди суетливой повседневной жизни. Модернизированный топос Киева представлен уже как «живое» тело, многоголовое, расчлененное и шумное. Появляется топос города агрессивного наполнения, где потоки людей и машин сливаются воедино [1. С. 76]. Современный Киев характеризуется большим количеством автомобилей, километровыми пробками, запахом бензина, громкими звонками трамваев и постоянным человеческим шумом. Начинается процесс десакрализации Киева. Т. Гундоро-ва называет такой город городом отчуждения [1. С. 80], когда это административное устройство становится только внешней маской людей, которые в нем живут. Поэтому городской человек, переполненный негативными качествами городского социума, находит возможность очистить внутренний мир пребыванием в сельской среде, подсознательно приближаясь к нему.
Валерий Шевчук принадлежит к тем писателям, которые творчески росли в городском социуме. Родился прозаик в Житомире, а на литературной арене появился в Киеве. В автобиографических воспоминаниях «На берегу времени. Мой Киев. Новоселье» писатель писал: «Киев в моей жизни сыграл огромную роль, вплоть до того, что я не представляю себе существования вне этого мегаполиса» [3. С. 14]. По словам Шевчука, он бы не состоялся как литератор без Киева. Поэтому все творчество художника сосредоточено на двух городских топосах: Житомире как на основе и Киеве -творческом поле. Чаще всего В. Шевчук в произведениях обращает внимание на 1960-е гг. в Киеве (в этот период прозаик сформировался как личность и писатель).
Киев в творчестве украинского писателя Валерия Шевчука
21
Повесть «Хованец» написана в 1965 г. Главная героиня - женщина, потерявшая свою дочь, которая после ее смерти приезжает в село, чтобы морально отдохнуть. «Попала сюда, поближе к тишине, чтобы выйти из карусели повседневности» [4. С. 55]. Здесь, в горах, женщина забыла о головной боли, старалась не думать о Киеве, где ее внутренний мир рушился под давлением воспоминаний. Село стало убежищем для выстраданной душе героини. Топос города, описанный прозаиком, возникает в снах главной героини. Город в снах и видениях - предмет специальных исследований, начало которых открыл в ХХ в. К. Г. Юнг на основе собственных наблюдений. В работе «Два эссе по аналитической психологии» К. Г. Юнг описывал чистый опыт видения идеально правильного города. Как символическая форма «город» может означать много чего, часто противоположные смыслы: добро и зло, жизнь и смерть. Для образа города в рассказе В. Шевчука характерна последняя оппозиция. Главная героиня погружается в сны, и перед ней возникают городские очертания: «И ворвались в помещение ночные шумы города, грохот автомобилей и дальний звон одинокого ночного трамвая. Еще дальше слышался поезд, который мчался в ночь, нащупывая дорогу горящими глазами прожекторов, а женщина вдыхала сухой воздух со слабым привкусом бензинового перегара и не могла надышаться» [4. С. 59]. Автор создал портрет города в темных очертаниях, не давая героине почувствовать вкус жизни. Каждый раз, выходя из сна, женщина не желала возвращения домой, потому что ничего хорошего там не находила, лишь горечь и бессонницу. Для К. Г. Юнга сны были теми каналами связи, которые объединяли бессознательное с реальностью. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную часть жизни [5. С. 6]. В снах героиня видела киевские локусы (Андреевский спуск, Подол), которые ассоциировались с бывшим покоем и семейным уютом в городском социуме. Место, где стоит дом, в котором она жила со своей семьей, автор показывает без особой привязанности: «Там, где стоял их дом, не было ни травы, ни деревьев. Голая мостовая, голые стены, ржавые желоба, выдолбленные окна в глухих стенах, запах столетних домов. На лавочках сидят с мутными глазами старухи, как давно умершие» [4. С. 62]. Даже городской базар автор показывает мертвым, без единой живой души. Днепр, как водный символ Киева, показан ак-
вариумом с мертвой рыбой. Все, что видела героиня во сне, было мертвым. Такой топос города возник как следствие человеческой смерти (ребенка главной героини). Женщина теряет самое дорогое для себя, и окружающий мир начинает умирать для нее. Спокойствие приходи к героине только лишь на лоне природы, в деревне, где (по О. Шпенглеру) все начинается, где человек чувствует себя частью мира, а не осколком жизни. Топос города в этом рассказе - город, от которого человек пытается убежать, что бы сберечь целостность души.
Повесть «Женщина в голубом на снежном фоне» относится к киевской тематике. Главный герой, преподаватель Киевского университета, начинает чувствовать «безнадежное погружение в будни» Киева [2. С. 11]. Повседневность, со своим однообразием, делит душевную гармонию героя и его жены на разные плоскости. Ощущая пассивность такой жизни, Вадим Са-мосадский подсознательно пытается изменить ход бытия - он видит сны о загадочной женщине в голубом в неизвестном городе. Его сновидения напоминали сны-путешествия, когда он шел к дому в горах, к своей мечте, к своей личной свободе. Душа героя подсознательно стремится выйти из города и окунуться туда, где можно наполниться жизнью полной грудью. Иногда ему казалось, что эти представления - «вовсе не сон, а своеобразная система ощущений, положенных на абсурдную и, в то же время, реальную основу» [2. С. 9]. В снах герой видел старинную улочку в городе, удивительно знакомые дома. В этой плоскости герой жил реальной жизнью. А возвращаясь с работы, шел реальной улицей, заставленной современными девятиэтажными коробками, в одной из которых имел для существования собственную клетку. Родной дом стал бременем, в котором герой задыхался. Каждое утро, идя на работу, он вырывался на свежий морозный воздух и существовал вне дома. Автор вкладывает в уста героя слова, которые можно толковать как жизненное кредо городского человека: «Жить в этом мире можно, не надо только травиться мелочами жизни и быта, а, наоборот, постоянно возвышаться духом, то есть рассуждать о вещах высоких» [2. С. 15], потому что жизнь - это своеобразное переливание живой энергии, две стороны одного города. Топос Киева в повести наделен чертами безнадежности, замкнутости, это городкоробка, из которой человек подсознательно выбирается.
22
Н. А. Бугаёва
Итак, рассмотренные произведения В. Шевчука создают определенный топос Киева, возможность переоценки своей жизни в пространстве параллельной жизни. Киев как город-смерть, где человек чувствует себя одним среди тысяч, и город-коробка, позволяющий подняться над обыденностью, изменяет сущность городского жителя, делает его более уязвимым, или более сильным.
Список литературы
1. Гундорова, Т. І. У колисці міфу, або топос Києва в літературі українського модернізму // Київська старовина. 2000. № 6. С. 74-82.
2. Шевчук, В. О. Жінка в блакитному на сніговому тлі // Дніпро. 1998. № 1-2. С. 8-40.
3. Шевчук, В. О. На березі часу. Мій Київ. Входини // Київ. 2002. № 4-5. С. 14-55.
4. Шевчук, В. О. Сон сподіваної віри: готич-но-притчева проза. Львів, 2007. 416 с.
5. Юнг, К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. 137 с.